Ни для кого не секрет, что современная молодежь – это будущее нашей страны. Именно нам завтра предстоит строить наше общество, решать насущные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство и каким будет мир.
Молодежь активно реагирует на актуальные проблемы современности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.
При этом обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому повседневная жизнь старшеклассника представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_psihologiya_svetlichnyy.docx | 326.06 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова
Наименование секции: психология
Тема: «Современный старшеклассник. Каков он?»
Автор работы: Светличный Александр,
8 класс
МБОУ СОШ № 21г. Сальска, Ростовской области
Руководитель: Светличная Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 21г. Сальска,
Ростовской области
г. Сальск
2016 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Глава1. Характеристика подросткового возраста………………………..5
Глава 2. Повседневная жизнь современного старшеклассника…………8
2.1. Распределение подростками своего свободного времени…..8
2.2. Подросток и семья……………………………………………...9
2.3. Друзья………………………………………………………….12
2.4. Школа…………………………………………………………..14
2.5. Хобби и увлечения……………………………………………..17
2.6. Интернет в жизни старшеклассников…………………………20
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………24
Приложение №1…………………………………………………………….25
Введение
Ни для кого не секрет, что современная молодежь – это будущее нашей страны. Именно нам завтра предстоит строить наше общество, решать насущные проблемы и определять, как будет развиваться наше государство и каким будет мир.
Молодежь активно реагирует на актуальные проблемы современности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.
При этом обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому повседневная жизнь старшеклассника представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.
Цель исследования: анализ социального портрета старшеклассника в условиях современной школы. Также меня интересовали проблемы, с которыми сталкиваются подростки в своей жизни и те способы, которыми они решают возникающие трудности.
Гипотеза: Период подросткового взросления насыщен стремлением молодых людей к активному поиску необходимых для удовлетворения своих познавательных потребностей различных форм и видов досуговой, физической, творческой деятельности.
Задачи исследования:
Объект исследования – обучающиеся 8-11 классов МБОУ СОШ № 21 г. Сальска, всего 84 школьника: 52 девочки и 32 мальчика.
Предмет исследования - отношение старшеклассников к перечисленным проблемам.
Методы исследования: в качестве основного метода получения эмпирической информации предусмотрен анкетный опрос. Для успешного решения задач исследования мною разработана анкета для учащихся 8-11 классов нашей школы.
Дополнительным методом получения эмпирической информации является анализ статистических данных по проблеме исследования.
Цель социального опроса учащихся: анализ социального портрета старшеклассника в условиях современной школы.
Актуальность темы: В психологической науке накоплен обширный материал о воспитании старшеклассников, их общении со сверстниками и взрослыми, о самовоспитании подростков и юношей. Однако в практической работе обнаруживается, что этих знаний о характерных проблемах, волнующих современных юношей и девушек недостаточно, а иногда они просто не соответствуют сегодняшней реальности. Отношения со старшеклассниками педагогам, родителям необходимо строить, зная социально-психологические особенности современной молодежи, чтобы избежать проблемы «отцов и детей». В настоящее время большое внимание уделяется изучению психического и физиологического здоровья школьников, но малоизученным остается повседневность. Именно в повседневной жизни наиболее ярко выражаются интересы, увлечения, занятость и распределение свободного времени школьника, что дает ценную и значимую информацию о жизни школьника с различных сторон.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может стать основой для аналогичных работ в плане сравнения и сопоставления при анализе результатов исследования по данной теме.
Глава 1.
Характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст — это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.
Важно отметить, что к этим годам подросток становится зрелым в половом отношении, но его физическое и духовное развитие еще далеко не завершено, физическая и духовная зрелость наступает примерно на 3—4 года позже.
Когда мы слышим слово «подросток», у нас возникает, пожалуй, один и тот же определенный и довольно яркий образ любознательного, активного, деятельного и шумливого мальчика или девочки.
В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности. Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности — в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения.
Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. Соответствующих указаний и внушений со стороны взрослых и в школе и дома более чем достаточно, и тем не менее... Дверь школы открывается, и из нее стремительно вырывается поток ребят, они на ходу одеваются, что-то кричат, оживленно рассказывают, размахивают руками, смеются, сдержать их трудно.
Неприемлемыми являются и попытки реакционных психологов трактовать подростковый возраст как возраст «тяжелого кризиса», вызванного половым созреванием. По мнению многих буржуазных психологов, половое созревание настолько «потрясает» весь организм и психику подростка, является столь непосильной нагрузкой на сознание, что неизбежно вызывает различного рода обострения, «взрывы», брожения, бунтарство, трагические коллизии. Отсюда «неизбежными» особенностями подросткового возраста, утверждают Штерн, Бюлер и их последователи, являются анархизм, упрямство, эгоизм, индивидуализм, уход в мир собственных переживаний, стремление к одиночеству, замкнутость, а также лень, грубость, раздражительность.
Некоторые психологи идут дальше и объявляют подростковый возраст периодом тяжелых «катастроф», говорят об атмосфере отчаяния и безнадежности, об истеризме, агрессивности, жестокости подростков.
В своих трудах американский психолог Р. Кулена «Психология развития подростка» говорит о трудностях развития подростка, выделяя биологические и социальные трудности. Он критикует взгляды ряда реакционных психологов (например, Стэнли Холла), в частности, следующие положения:
а) подростковый возраст — период внезапного и резкого изменения всех сторон личности,
б) этот возраст — период колебаний и потрясений, период «бури и натиска»
в) указанные изменения имеют в основе биологическую причину.
Автор определяет подростковый возраст как период, когда дети овладевают умением решать определенные проблемы социально-полового характера, выбора профессии, освобождения от влияния родителей и тому подобное. Годы, предшествующие постановке этих проблем,— детские, возраст постановки и решения этих проблем — подростковый возраст, с решением этих проблем человек переходит к «взрослости». Таким образом, в основу периодизации Р. Кулен кладет социально-этические категории, игнорируя, по сути дела, собственно возрастные физические и психические особенности. Категория возраста (в собственном смысле слова) у Р. Кулена теряет свое значение.
Такая точка зрения вряд ли приемлема, хотя ее следует признать прогрессивной по сравнению с изложенными выше. Трудно согласиться и с другим положением, которое защищает Р. Кулен. Он считает, что интеллектуальное развитие подростка значительно опережает его опыт, подросток не может реализовать те возможности, которые предоставляет ему уровень, его интеллектуального развития. Получается, что развитие идет впереди обучения, опыта.
Советские психологи считают, что интеллектуальное развитие не есть «саморазвитие», а является следствием обучения и воспитания, следствием специально организованного опыта, учитывающего, разумеется, возрастные возможности школьника.
Воспитание и обучение, опыт, соответствующая деятельность стимулируют и направляют развитие психики, а не наоборот. Нормальное развитие происходит не само собой, а лишь при правильном воспитании, при соответствующих условиях.
Отсюда вытекает положение о том, что понятие возраста и возрастных особенностей не имеет абсолютного значения, а следовательно и подростковый возраст не имеет точных и определенных границ, так как он в значительной степени зависит от конкретных условий жизни и деятельности, которые бывают весьма различными.
Конечно, возрастные изменения процессов в организме (рост, вес, состояние желез внутренней секреции) более определенно соответствуют возрасту (хотя и здесь, разумеется, большое влияние оказывают условия жизни). Что же касается возрастных особенностей психики, то их характеризует весьма широкая вариативность, в основе которой лежат различные индивидуальные варианты конкретных условий жизни и деятельности школьника, его воспитания и обучения.
Конечно, известную роль в формировании индивидуальных различий могут играть и некоторые врожденные особенности, в частности особенности мозга, высшей нервной деятельности. Игнорировать этого нельзя. Однако решающее значение имеют все-таки конкретные особенности жизни, деятельности, воспитания и обучения. В зависимости от этого школьники одного и того же возраста могут проявлять в каких-то пределах различные особенности памяти, внимания, мышления, чувств, различные особенности поведения.
Когда психологи говорят о возрастных особенностях психики, они имеют в виду наиболее типичные, наиболее характерные особенности возраста, указывающие на общее направление развития.
Глава 2
Повседневная жизнь современного старшеклассника
2.1. Распределение подростками своего свободного времени.
Период подросткового взросления насыщен стремлением молодых людей к активному поиску необходимых для удовлетворения своих познавательных потребностей различных форм и видов досуговой, физической, творческой деятельности. Это в целом объясняется физиологическими и психологическими особенностями развития молодежи в подростковом возрасте.
Обязательное обучение в школе создает необходимость ежедневного выполнения учебной программы. Значительная доля свободного времени подростка протекает в освоении школьных дисциплин, которые предусматривают не только активную деятельность в школе, но и обязательные для лучшего понимания и освоения знаний, занятия дома. На основании этого у молодежи происходит распределение своего свободного времени, которое предусматривает не только выполнение школьного задания, но и увлечение множеством других различных видов деятельностей. Поэтому повседневная жизнь старшеклассника представляется интересным и актуальным явлением для изучения в настоящее время.
Тему повседневной жизни старшеклассников многие ученые исследуют через определенные аспекты жизни, такие как интернет – среда, взаимодействие учащихся с друзьями, семьей, различные представления о счастье, психофизиологическое здоровье подростков и так далее.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению психического и физиологического здоровья школьников, но малоизученным остается повседневность. Именно в повседневной жизни наиболее ярко выражаются интересы, увлечения, занятость и распределение свободного времени школьника, что дает ценную и значимую информацию о жизни школьника с различных сторон.
Для исследования данной темы была разработана анкета с открытыми вопросами с учетом 5 основных категорий, которые наиболее ярко характеризуют жизнь школьника: семья, друзья, школа, увлечения и интернет. В каждой категории были разработаны вопросы, которые наиболее информативно помогут изучению взаимоотношений и факторов, объединяющих или отдаляющих школьника с вышеуказанными категориями. Всего участие приняло 84 школьника: 40 из девятого, 34 из десятого и 10 из одиннадцатого классов.
2.2. Подросток и семья.
Подростковый возраст - это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную, семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.
Значение родительского влияния на подростка трудно переоценить, но тем не менее оно уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Мнение сверстников обычно более важно в вопросах, связанных с дружбой, развлечениями, молодежной модой, музыкой и т. д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации (независимости) от близких взрослых. Нуждаясь в родительской любви, заботе, в их мнении, ребята испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения родителей с подростками в этот период, зависит, в первую очередь, от стиля воспитания, сложившегося в семье, от возможностей родителей перестроиться - принять своего ребенка всерьез.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д.
На вопрос о взаимоотношении школьника с членами семьи, большинство отмечали, что преобладают хорошие, положительные взаимоотношения. Многие писали, что у них все благополучно в семье, хоть и бывают небольшие недопонимания. Многие ребята откровенно писали о ссорах с братьями и сестрами (« с сестрой дружны, но бывает и ссоримся»), о недопонимании и конфликтах с одним из родителей («с отцом бывают разногласия», «с мамой ровные отношения», «с отцов нейтральные, а с мачехой вполне положительные»), о том, как они дорожат и любят свою семью («все мне доверяют, в общем, всех люблю и уважаю»). Особый интерес представляет описание отношений со старшим поколением: «Бабушка и дедушка мне очень дороги», «с бабушкой и дедушкой тоже хорошие, я очень благодарна им». Все те, кто писали о бабушках и дедушках, описывали взаимодействия с положительной, доброй стороны. Среди изученных работ, не было выявлено сильных семейных конфликтов, лишь незначительные недопонимания.
Для большинства опрошенных старшеклассников, времяпрепровождение с семьей является значимой частью их повседневной жизни.
Так, 24 подростка описывают, что вместе ездят в город, гуляют, ходят на природу и рыбалку. Для большинства (24 чел.) совместное время проводится дома за ужином, за беседами; за просмотром телевизора и фильмов (9 чел.). Особое внимание привлекают работы, в которых школьники в очень напряженной форме описывали совместное время: «я стараюсь избегать совместного времяпрепровождение с мамой», «живем в одной квартире и едим из одного холодильника», «никак». При этом, эти школьники характеризуют отношения с семьей как обычные, нейтральные. Здесь очень ярко представлено недопонимание и отдаление членов семьи друг от друга, к сожалению, что может приводить к конфликтам, ссорам и распаду семьи как ячейки общества.
Старшеклассники описывали свою семью как место, где поймут и поддержат, как круг людей, который поможет в трудную минуту, как самое важное и самое главное, что есть в жизни.
Для респондентов главными характеристиками семьи выступают поддержка, взаимопонимание, любовь и забота, уважение, умение выслушать. Так считает большинство старшеклассников (90,4%). Но 8 человек (9,6%) считает иначе. Так, эти ребята пишут, что семья это «кровные родственники», «просто семья», «ячейка общества».
Взаимоотношения в семье предполагают выполнение каких-либо домашних дел, которые также составляют часть повседневности.
Для старшеклассников, наиболее популярными являются уборка (35 чел.), помощь по дому, в хозяйстве, в огороде (27 чел.), приготовление или помощь в приготовлении пищи (9 чел.), стирка (13 чел.). В целом, можно сказать, что дома школьники значительно помогают своей семье и тратят на это часть своего свободного от школы времени.
Также был сформулирован вопрос о том, что является самым главным в семье для старшеклассника.
Полученные данные показывают, что самым главным является взаимопонимание (17 чел.), взаимоподдержка и хорошие отношения (14 чел.), а также доверие, искренность, помощь, здоровье и благополучие в семье, и многие другие качества. Были старшеклассники, которые выделяли главными ценностями в семье финансовые средства (21 чел.), или «для нас важны те дни, которые мы проводим вместе, без ссор» (12 чел.). Такие ответы характеризуют смещение акцента с семейных ценностей на житейские, обыденные проблемы, которые являются главенствующими в тех семьях.
2.3. Друзья.
Следующая изучаемая категория была «друзья». Для введения респондентов в данный блок, было предложено рассказать о своих друзьях и как долго они дружат с ними.
Почти треть опрошенных отметили, что имеют друзей с детства (34 чел.). Многие ребята писали, что они дружат долго с друзьями (17 чел.), другие писали о дружбе, которая длится в периоде от 1 до 4 лет (27 чел.), либо дружат недолго (6 чел.).
Были респонденты, которые писали о своих друзьях как о важной и ценной части их жизни, «мои друзья очень хорошие, и готовы всегда помочь в трудную минуту», «все нормально», «мои друзья очень веселые». При этом, несмотря на долгий период дружбы, лишь 42 подростка охарактеризовали своих друзей как настоящих. Также хотелось бы обратить внимание на ответы подростков, которые описывали об одиночестве, об отсутствии настоящих друзей или друзей вообще «есть друзья, но я не считаю их друзьями», «есть хорошие друзья, а есть и наоборот, но дружу долго, а в целом, в настоящее время нет друзей», «хорошие отношения с друзьями не задерживаются долго», «предпочитаю дружить только с собой, но все же есть один друг»). Эти данные показывают, что для некоторых старшеклассников важный и значимый компонент их повседневной жизни реализуется не в полной мере. Для подростков очень важно иметь близких друзей, которые помогают старшеклассникам развивать себя, свои интересы, учат жить в коллективе.
На вопрос о том, сколько времени проводит старшеклассник со своими друзьями, 18 респондентов ответило, что много времени, каждый день. Также некоторые писали, что проводят время со своими друзьями определенное количество времени (от 3 до 4 часов, от 6 до 8 часов, по выходным, половину дня и т.д.). Большинство отмечали, что основное времяпрепровождение с друзьями это школьное время, а некоторые писали, что с друзьями они проводят больше времени, чем с семьей. Только для 6,6% старшеклассников времени не хватает для друзей из-за учебы в школе. В целом, следует сделать вывод, что современные старшеклассники стремятся распределить свое время так, чтобы его было достаточно для друзей. Лишь немногие (7 чел.) написали, что у них есть причины, по которым они мало видятся с друзьями – школа, домашние дела, настроение, обстоятельства.
Общим интересом для старшеклассников и их друзей в большинстве является спорт (24 чел.), музыка (13 чел.), игры (11 чел.) взгляды на жизнь (10 чел.). В равнозначном отношении, респонденты выделили прогулки, игры, далее фильмы, хобби. Некоторые указывали, что общим является школа (учеба), веселье, обсуждение проблем и просто общение. Также указывали, что общих интересов очень много.
Для современной молодежи общим фактором, объединяющим их, была музыка. Возможно, это связано с тем, что с развитием информационных технологий музыка приобрела наиболее высшую актуальность среди молодежи, причем следует подчеркнуть, что такая тенденция присуща больше девушкам (85,7%), чем парням (14,3%). Для парней общими интересами выступают игры и спорт (66,6% от общего числа написавших данные ответы).
На вопрос об общем, обычном времяпрепровождении с друзьями ребята отметили наиболее часто прогулки (55,5%), беседа (46,6%), спорт (28,8%), игры (17,7%). Говоря о прогулках, девушки упоминали чаще этот вариант ответа, чем парни, но скорее всего, парни подразумевают под занятием спортом и прогулку тоже. Беседы о различных проблемах, шутки, просто общение является значимым как для парней (43,7% от общего числа парней), так и для девушек (51,7% от общего числа девушек). В целом, обычное времяпрепровождение совпадает с указанными общими интересами.
Для старшеклассников друзья являются теми, кто поддержит в трудную минуту (31,1%), поможет (22,2%). Для многих респондентов друзья – это вторая семья (20%), важная часть жизни. Среди указанных старшеклассниками описаний были понимание, доверие, общение и веселье («те, которые поднимут настроение в трудные дни», «друзья дают уверенность в тебе в том, что ты не один», «люди, которые выбирают тебя в любых моментах», «люди, которые никогда не осудят, чтобы с тобой не произошло»). Для парней самым актуальным в друзьях является помощь в трудную минуту, а для девушек поддержка.
Самым важным в друзьях старшеклассники считают верность и преданность (40%), понимание и открытость (20%), доверие (15,5%), честность (17,7%). Также выделили такие качества, как: понимание, помощь в трудную минуту, доброта, дружба, веселье, уважение, поддержка и многие другие. Для подросткового возраста очень важным является именно уверенность в своих друзьях, уверенность в том, что они будут рядом и не предадут их.
2.4. Школа.
Следующий блок, который был проанализирован – это школа.
На вопрос о том, нравиться ли учиться в школе, 22 человека ответили «да», 11 человек ответили «нет». 22 подростка ответили, что им не очень нравится учиться. Среди парней, ответы «да» и «нет» распределились поровну (37,5% от общего числа парней), а среди девушек немного больше ответило «да, нравится учиться» (41,4%), чем нет (34,5% от общего числа девушек). Некоторые писали, что «да, нравится, но из-за сильной нагрузки я изменю свое мнение», «да, но сильно устаю». Те, кто писали о том, что им не нравиться учиться писали «в школе мне интересно только общение», «нет, учителя загружают уроками», «нет, но без школы невозможно стать образованным человеком». Десятиклассники больше, чем другие классы, любят учиться, а одиннадцатиклассники больше не любят учиться. Таким образом, ребятам нравится учиться в школе, но большие учебные нагрузки накладывают негативный отпечаток.
Далее, были проанализированы отношения респондентов с одноклассниками.
В целом, большинство отметили, что у них хорошие отношения (74 чел.). Были те, кто писали о плохих отношениях (« с некоторыми я лажу и поддерживаю дружеские отношения, но некоторые меня раздражают и я их игнорирую»). Эти результаты показывают необходимость работы социального психолога с такими школьниками, т.к. такие незначительные ссоры могут перерасти в серьезные конфликты.
Следующим шагом было изучение любимого школьного предмета и причин выбора этого предмета.
Как показало исследование, среди старшеклассников самым любимым школьным предметом является история (19 чел.), потом обществознание (14 чел.) и алгебра (12 чел.), биология и физкультура (11 чел.). Как объясняют школьники, им нравятся эти предметы, потому что «на этом предмете хорошо объясняют, можно задать множество вопросов и получить на них ответы», «очень увлекательный предмет», «потому что он мне пригодится в жизни», «связаны с будущей профессией», «они мне легко даются и я легко их пониманию», «на физре мы развиваем тело, осваиваем спортивные игры» и так далее. Лишь 6,6% респондентов отметили, что им интересен определенный предмет, потому что он будет необходим им для будущей жизни, профессии. Большинство написали объективные причины, которые привлекли их к увлечению и изучению разных школьных предметов. Были старшеклассники, которые написали о том, что «нет таких предметов», которые бы являлись интересными для них. Такие ответы очерчивают негативную тенденцию, возможно связанную с плохими взаимоотношениями школьников с учителями.
Школьная жизнь не ограничивается взаимоотношениями с одноклассниками и учебным процессом. В школе существуют школьные секции, кружки, которые позволяют школьникам изучать интересные для них виды спорта, разные занятия. Как показало исследование, 67,7% респондентов не занимаются в школьных кружках или секциях («нет, потому что живу далеко», «нет времени», «нет интереса»). Те, кто ходят на школьные внеурочные занятия, занимаются волейболом, баскетболом, ЮДП, ЮИД («мне просто это нравится», «нужно заниматься спортом», «мне нравится то, что относится к войне»).
Таким образом, можно сделать вывод, что школа как учебное учреждение мало уделяет внимания на развитие и продвижение интереса школьников к школьным занятиям, кружкам, секциям. Возможно, это сильно влияет на восприятие старшеклассниками школы как просто места для учебы и общения с друзьями. Но, с другой стороны, сами респонденты отмечали, что им не хватает времени, что может быть связано с интенсивной подготовкой к экзаменам, частым контрольным работам.
В школе проходит много различных мероприятий, концертов, спортивных соревнований, олимпиад, конкурсов. Все они направлены на развитие интереса среди школьников, для сплочения коллектива и создания условий для творческого и личного роста.
Среди опрошенных, 67 человек принимали участия в разных мероприятиях – были ведущими, читали стихи, участвовали в олимпиадах и концертах. Но стоит подчеркнуть, что такая активность наблюдается только в одиннадцатом и десятом классах, в девятом принимали участие только 23 школьника (от общего числа девятиклассников). Некоторые из них писали, что «боюсь опозориться», «мне это неинтересно». Возможно, это связано с тем, что в 10 и 11 классах ребята взрослее, увереннее в себе и осознают, что скоро закончатся школьные годы и поэтому они чаще принимают участие. Но также возможен и тот факт, что в 9 классе ребята не вовлечены в школьную жизнь и поэтому не стремятся принять участие. Но в целом, школа способствует развитию интереса у школьников, и ребята часть своей повседневной жизни посвящают не только учебному процессу, но и активно помогают создавать праздники и мероприятия в школе.
Взаимоотношения с учителями.
Взаимоотношения с учителями старшеклассники охарактеризовали в большинстве как удовлетворительные (45 чел.), у трети школьников отношения складываются либо нейтральные, либо разные с различными учителями («напряженные, полное непонимание, но не со всеми – есть учителя, с которыми нормальные отношения», «с каждым по-разному»). Некоторые старшеклассники писали, что стараются поддерживать хорошие отношения, потому что скоро окончат школу.
2.5. Хобби и увлечения.
Одним из важных элементов жизни школьника являются хобби и увлечения [2].
Для старшеклассников основным увлечением является спорт (48,8%) – волейбол, футбол, танцы, плавание, тренировки, бокс. 12 подростков 14,2% респондентов в качестве хобби указали музыку («увлекаюсь музыкой», «очень люблю слушать музыку»). Также в числе увлечений были указаны и следующие: занятие на музыкальных инструментах, изучение культуры других стран, творчество (написание стихов, песен), пение. Были респонденты, которые отметили, что из-за учебы они не могут заниматься своим хобби.
В целом, ребята охотно писали о своих увлечениях, отмечая значимость этих интересов – «для меня это все», «очень люблю», «у меня плохо получается, но я стараюсь повысить мастерство».
Далее, было важно изучить, что именно привлекло старшеклассников в увлечении и как они начали им заниматься. Для большинства ребят было трудно выделить то, что их привлекло, и поэтому они отвечали «просто понравилось», «увидел, понравилось», «стало интересно» (33,3%). Некоторые респонденты указали, что это был интерес с детства или это мечта («мне это нравилось с детства», «с детства, я нахожу в этом что-то прекрасное»). Также отмечали, что к занятию определенным увлечением их подтолкнули друзья или родители («понравилось как мама играла, и я тоже захотела научиться», «друзья привлекли и родители заставили»). Интересным для исследования являются ответы, в которых старшеклассники описывали причину занятием хобби: возможность проявить себя, уход от реальности, нужда в понимании, саморазвитие («возможность изобразить свои чувства или эмоции на бумаге», «необычайное описание красок, образов, особенно в фантасмагориях и драмах Средневековья», «в играх можно забыть о проблемах, но иногда эти проблемы погружаются вместе с тобой», «я хотел стать накаченным и стал ходить в спортзал»). В этих ответах проявляется глубокая саморефлексия, характерная для подростков. В целом, для старшеклассников самым главным критерием хобби было заинтересованность, которую они сами проявляли либо им помогали люди из близкого окружения.
Большинство респондентов ежедневно занимаются любимым делом (33 чел.). Остальные ребята, занимаются либо при наличии свободного времени, либо в определенные дни. Некоторые редко посвящают свое время увлечениям, но таких респондентов немного (9 чел.).
Немаловажную роль в жизни подростков играет мнение близкого окружения. Семья как главный социальный институт для школьника очень сильно влияет на мировоззрение, на формирование личности. И таким образом, одобрение или не одобрение семьей различных видов деятельности, хобби будет сказываться на подростке.
Как показало исследование, 34 старшеклассника отметили, что их увлечения поддерживают члены семьи («одобряют во всем», «одобряют, потому что этим надо заниматься»). Но важно не просто одобрять. Очень значимым является поддержка в выбранном увлечении. Так как подростки формируют себя, становятся взрослее, им необходима поддержка в их выборе. 37 респондентов указали, что их поддерживают родители («поддерживают все мои решения, зная, что нет никаких злых умыслов», «поддерживают, моя мама тоже вышивала рисунки»). Некоторые школьники (6 чел.) писали, что их увлечения не поддерживают и не одобряют родные («против этого и стараются отговорить», «мама против, что я хожу на бокс»). Были и такие, которые указывали, что их родители обеспокоены выбором, чаще всего это мнение относилось к спорту. Родители обеспокоены здоровьем своих детей, им очень важно воспитать детей достойными личностями, поэтому выражают негативную позицию.
2.6. Интернет в жизни старшеклассников.
И, наконец, был исследован интернет в жизни старшеклассника [3]. В целях исследования было необходимо узнать, является ли интернет значимой частью жизни школьника.
Как показало исследование, 67 человек – 79,7% респондентов считают, что интернет значим для них, причем так считают как девушки, так и юноши («да, зачастую», «да, но могла бы и обойтись без него», «да, я привык к нему и отказаться трудно»), 14 человек (16,6%) – не считают его значимой частью («не значим, интернет способствует деградации»), а 3 человека (3,55) не смогли определиться («не значим, но нужен», «и да, и нет»).
Далее, были изучены цели использования интернета.
Большинство старшеклассников используют интернет для поиска знаний (23 чел.) («поиск нужной информации», «просто узнать новости», «в познавательных целях», «для интересов», «в целях развития»). Для 41 старшеклассника интернет важен для общения («общение с людьми, которые далеко», «общение с друзьями», «соц.сети»). Четверть респондентов отметили, что интернет им необходим для поиска информации, касающейся учебы, подготовки к экзаменам, занятиям. 13 школьников писали, что через интернет они слушают музыку, смотрят видео, играют в игры.
Для исследования было необходимо изучить, сколько времени тратят старшеклассники в социальных сетях.
Большинство из ответивших, написали, что часто заходят в социальные сети (85,7%, «в течение дня», «очень много времени», «каждый день», «часа 3-4»). Другие заходят не часто (14,2%, «по разному», «меньше часа», «редко», «1-2 часа»).
Далее, был задан вопрос о цели пребывания в социальных сетях, и как показало исследование, для 73,3% социальные сети нужны для общения с родными, с друзьями. Также с помощью социальных сетей старшеклассники слушают музыку, ищут необходимую информацию, смотрят видеоклипы, знакомятся с людьми и просто узнают домашнее задание.
Таким образом, круг интересов современных старшеклассников широк. Они проводят свой досуг общаясь друг- с другом, слушают музыку, много времени проводят за компьютером. А вот, проблема чтения книг, и в первую очередь научно-популярной литературы, в молодежной среде существует и её решением надо заняться уже сейчас.
Заключение
Изучение повседневной жизни современных старшеклассников выявило, что возрастной период от 16 до 19 лет характеризуется высокой потребностью в поддержке, в признании и уважении со стороны, как близкого окружения, так и общества в целом. Важность семьи невозможно переоценить, потому что семья помогает стать подростку устойчивой личностью, сформированным членом общества. Несомненно, существующие конфликты и разногласия в семьях омрачают жизнь подростка, но это является неизбежным фактом, потому что в любых общественных группах существуют разные взгляды. Важным аспектом является стремление членов семьи разрешению мелких конфликтов, к большему совместному времяпрепровождению.
Друзья способствуют необходимому развитию подростка. Современная молодежь стремится уделять много времени друзьям, проводить как можно больше времени вместе для выстраивания положительных отношений. Общие интересы подкрепляют дружбу, но самым важным являются умение поддержать в трудную минуту, искренность, преданность и открытость.
Подростки проводят большую часть своего времени в школе. Отношения с одноклассниками, учителями, несомненно, накладывают свой отпечаток на подростках. Главной ценностью школы является умение организовывать не только учебный процесс, но и различную досуговую деятельность вне учебы. Правильное формирование интересов к мероприятиям в школе, к школьным кружкам и секциям будут создавать позитивное эмоциональное состояние старшеклассников, которое очень необходимо в череде подготовок к экзаменам и различным контрольным работам.
Увлечения являются хорошими показателями саморазвития школьников. Несмотря на развитую развлекательную индустрию, подростки увлекаются различными хобби, которым посвящают свое время каждый день. Рисование, игра на музыкальных инструментах, саморазвитие, спорт – малый перечень увлечений, которые указали старшеклассники. Поддержка и одобрение родными выбранного хобби позитивно влияет на заинтересованность и стремление достичь результатов.
Интернет благоприятствует обучению старшеклассников, общению с друзьями и отдыху, что является очень важным в жизни подростков.
Таким образом, изученные категории играют значимую роль в жизни современного школьника. Различные проблемы, переживания и волнения, очень сильно сказываются на неустойчивой психике подростков. Размышления о будущей жизни, о жизненных перспективах сменяются тревогами об экзаменах, дружбе, взаимоотношению с родными. Нарушение удовлетворения потребностей в поддержке, самореализации, признании и уважении может создать неправильные ценности, искаженность в мировоззрении. Это необходимо не допускать, изучать и исправлять на ранних стадиях. Потому что такие незначительные недопонимания могут создать в будущем серьезную угрозу общественной жизни.
Литература
Приложение №1
Анкета «Интересы и увлечения современных подростков»
1. Укажите свой возраст. Мне _______лет, класс________
2. Укажите свой пол. _______
3. Как ты занимаешься в школе?
4.Считаешь ли ты себя общительным человеком?
5. Что вам больше всего нравится делать в свободное время?
6. Какие фильмы вы предпочитаете смотреть?
7. Какие телепередачи вам больше всего нравятся?
8. Какая музыка вам больше всего нравится?
9.Что вы обычно читаете в свободное время ?
10. Какие проблемы вас больше всего волнуют?
доброжелательные
конфликтные
Дерево в снегу
Зимовье зверей
В поисках капитана Гранта
Девчата
Любимое яичко