Исследование, которое показывает отношение молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет к проблеме толерантности и экстремизма. Метод выборочного исследования проблемы даёт возможность найти взаимосвязь между этими явлениями. Концепция работы заключается в критике идей толерантности,упущений в процессе воспитания, допущенных в последние десятилетия как одной из причин роста экстремистских настроений.
Вложение | Размер |
---|---|
Значение толерантности в современном процессе воспитания | 25.66 КБ |
Значение толерантности в современном процессе воспитания.
В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который якобы способствует становлению и развитию гражданского общества в России и профилактике экстремизма.
Мы решили провести исследование, которое бы показало отношение молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет (что соответствует контингенту студентов нашего техникума с первого по четвёртый курс) к пониманию этих проблем и их взаимосвязи. На первый взгляд может показаться очевидной мысль, что толерантность-это средство борьбы с экстремизмом. Однако, вызывает сомнение уже тот факт, что Русская Православная Церковь выступает с критикой идеи толерантности. Детальный анализ результатов опроса семидесяти респондентов показал, что отношение к этим явлениям, осознание их сущности, а также влияние друг на друга носит неоднозначный, иногда противоречивый характер.
Кратко осветим историю вопроса с целью сравнительного анализа результатов данного социологического исследования, уделив особое внимание толерантности.
Понятие «толерантность» произошло от латинского слова «tolerantia», что в переводе означает способность переносить, терпеливость. В медицине он означает «неспособность организма отличать чужеродные органы посредством угнетения ядовитыми веществами иммунной системы человека…» Все словари ХХ века однозначно указывают прямое толкование: толерантность- это терпимость. Таким образом - внемедицинское употребление слова толерантность означает терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. «Иммунная система» нашего народа- веками сложившиеся нравственные идеалы, во многом сформированные на основе христианского (православного) учения. Однако сегодня мы сталкиваемся с новой, нетрадиционной для восточно-христианского мышления версией понимания этого заморского слова, означающее «готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения-взгляды тобою не разделяются и не одобряются». Здесь очевидна лукавая подмена одного термина «терпимость» на другое понятие- «готовность», которая обозначает полную обреченность людей воспринимать без сопротивления во всех сферах общественной жизни все без исключения явления жизни, включая всякую гадость, которые не соответствуют нашим нравственным и культурным представлениям и традициям. Последнее означает навязывание исподволь совершенно иной, чуждой российскому обществу культуры.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» трактует это ужасающее явление современности таким образом: «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии».
Возможно, опрос студентов других образовательных организаций, или сплошной опрос наших учащихся показал бы иные результаты. Мы воспользовались выборочным методом исследования, который дал нам именно такое понимание проблемы.
Составляя вопросы анкеты, мы руководствовались следующими целями:
1. Выяснить, на сколько ясно категория людей в возрасте от 15 до 20 лет осмысливает два этих явления.
2. Избегая прямых вопросов, выяснить границы приемлемого и отвергаемого в западном образе жизни и современном российском обществе.
3. Познакомиться с представлениями о Добре и Зле как мерилах человеческих ценностей.
Проведя анализ анкет, мы выяснили:
Студентам в возрасте от 15 до 16 лет не важно знать и понимать определение слова «экстремизм»;
Студенты от 17 до 18 лет начинают осознавать и понимать это явление;
Студенты от 19 до 20 лет хорошо вникают и понимают смысл этого слова.
Большинство 15 летних не знают, что такое толерантность.
16 летние разделились пополам: половина затруднилась ответить и половина приблизительно понимает значение определения. Один не знает.
17 летние- большинство понимают смысл.
В 18-20 лет знают почти все, кроме двух людей, затруднившихся ответить.
На вопрос о том, что неприемлемо, категорически отвергаешь?
15 -17 летние считают, что это вредные привычки, а 16 летние добавляют лень;
18-20 летние отвечают на этот вопрос более определённо: лицемерие, нацизм, живодерство, однополые браки, убийства; жестокость.
На вопрос что в западном образе жизни тебя привлекает?
15-17, а также 18-20 летние отвечают «ничего», а 2 человека считают, что «социальная политика».
На вопрос, что не привлекает в западном образе жизни, 15-17 летние не знают ответа, а 18- 20 летние студенты называют однополые браки и нетрадиционную ориентацию.
С грустью отмечаем, что на вопрос: «Что из отечественной культуры ты мог (могла) предложить сверстнику, живущему на западе» все в возрасте от 15 до 20 лет не знают ничего, лишь среди 16 летних несколько человек добавили: советское кино.
На вопрос: «Должно ли государство запрещать деятельность общественных организаций, выступающих за идею превосходства какой-либо нации над другими» большинство студентов в диапазоне от 15 до 20 лет считают, да, соглашаясь с политикой государства, подспудно отвергая фашистскую идеологию.
Объединив два вопроса, что такое Добро и Зло, приходим к следующим выводам:
Студенты в возрасте от 17 до 20 лет добро определяют понятиями: любовь, вера, счастье, помощь, человечность, семья, вера в Бога, дружба, патриотизм, уважение, сострадание. Зло - это предательство, ненависть, насилие, убийство, ложь, экстремизм, террор, нацизм, унижение.
15 летние и половина 16 летних не знают, как охарактеризовать эти слова. Следовательно, у этих подростков размыта грань, или ещё не сформировались категории нравственных начал. Они не понимают, что есть хорошо (добро), а что есть плохо (зло).
Познакомившись с мнением людей, детально и глубоко, с научной. философской, богословской точки зрения изучающих связь этих явлений, мы обнаружили, что последние два десятилетия была сделана попытка разорвать связь между достижениями национальной самобытностью культурных и этических ценностей и формированием мировоззрения человека информационно-технического общества. Православное вероисповедание, которое заложило основы российской государственности и основы отечественной культуры, является источником подлинных нравственных ценностей нашего общества и предполагает культивирование в народе построенной на свободе выбора конкретной личности человека любви к Богу и любви к ближнему, сострадания и товарищеской взаимопомощи, миролюбия и других добродетелей. Именно наш православный, терпеливый и многострадальный народ отвратил от западного мира множество угроз и переварил в себе и нашествие кочевников, и полчища Наполеона, и германский фашизм, и многие другие исторические вызовы, сохранив при этом свою культуру и веру своих отцов - тот внутренний стержень, прочно удерживающий самобытность православной цивилизации российского народа.
Сегодня под благовидным предлогом борьбы с экстремизмом и якобы содействия развитию гражданского общества в России нам пытаются навязать некую толерантность, то есть вместо любви к ближнему как образу и подобию Божию в межнациональной сфере и вместо культивирования свободы совести в духовной сфере внедрить некую терпимость, и, следовательно, исподволь трансформировать нашу отечественную культуру по своим западным меркам и представлениям. Очевидно, что это прямая экспансия против российской государственности.
На вопрос «От чего рождается экстремизм»? я бы ответила: «Основная проблема распространения экстремизма -это толерантность, некая терпимость. Предпринимается попытка привития нашему народу приемлемости порока. Истинная цель здесь состоит вовсе не в борьбе с экстремизмом, а в стремлении зарабатывать на людских пороках и слабостях через игровые клубы, автоматы и казино, через ночные клубы, порноиндустрию, наркоманию и другие. Всем хорошо известно, что часто злое и порочное с легкостью усваиваются человеком, в то время как для созидания в себе добродетелей, противления греху и соблазнам требуются немалые усилия и помощь Божия
Рассмотрев все за, против толерантности, приходим к выводу, что большинство юных людей, нами опрошенных, не могут высказать свою точу зрения по этому поводу. Следовательно, отсутствие чёткой позиции в понимании Добра и Зла, Истинного и Ложного порождает инфантильность общества, самой уязвимой её части, молодого поколения. Выход один: осознать многообразие культурных, религиозных традиций нашего многонационального народа, с любовью и уважением к ним относиться, воспринимать себя единой семьёй, в которой нет места терпимости, и в которой царят Любовь, Уважение, Дружба, Взаимовыручка, Соборность (единение). Нетерпимость к злу и искренняя любовь к окружающим- вот вакцина против популяризации модных толерантных веяний.
Прилоение1. Анкета.
1. Что такое экстремизм? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что такое толерантность? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что в образе жизни людей неприемлемо, категорически отвергаешь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что в западном образе жизни тебя привлекает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Что в западном образе жизни тебе кажется неприемлемым? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие национальные традиции ты почитаешь? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Считаешь ли ты, что западная культура находится на более высоком уровне, чем отечественная? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что из отечественной культуры ты мог (могла) предложить в качестве достижения сверстнику, живущему на Западе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Должно ли государство запрещать деятельность общественных организаций, выступающих за идею превосходства какой-либо нации над другими? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Если бы тебе предложили Добро выразить пятью словами, что это были бы за понятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Если бы тебе предложили Зло выразить пятью словами, что это были бы за понятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ты за, или против идеи толерантности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Сколько Вам полных лет? ________________________________________________________
Два петушка
Одеяльце
Ласточка. Корейская народная сказка
Как нарисовать ветку ели?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?