Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный «вклад» в тепловое загрязнение окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskie_problemy_reshit_trolleybus.docx | 335.94 КБ |
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов
школьников 1-6 классов «Первые шаги в науку»
Тема: «Экологические проблемы решает троллейбус»
Автор: Билалов Марат
ученик 4 «В» класса, СОШ №10 г. Альметьевск
Руководитель: Ахметшина Дина Ренатовна
учитель начальных классов, СОШ №10
Казань, 23-24 апреля 2016г.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1.ьСовременный городской пассажирский транспорт ……………………… 4
2.ьВлияние городского транспорта на загрязнение окружающей среды ….. 6
3. История возникновения и развития троллейбуса ………………………… 7
4. Современные троллейбусы с автономным ходом ………………………… 10
Заключение ……………………………………………………………………... 12
Список использованной литературы …………………………………………. 13
Приложения ………………………………………………………………….....14 - 17
Введение
Транспорт – один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно-километров, и по числу перевозимых пассажиров.
Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный «вклад» в тепловое загрязнение окружающей среды.
При всей важности транспортно-дорожного комплекса как неотъемлемого элемента экономики необходимо учитывать его весьма значительное негативное воздействие на природные экологические системы.
Известно, что особенно резко эти воздействия ощущаются в крупных городах, возрастая по мере увеличения плотности населения. Эта закономерность справедлива и в отношении городского пассажирского транспорта, который в большинстве случаев концентрируется вокруг так называемых пунктов тяготения - там, где зарождаются, объединяются, распыляются и поглощаются потоки пассажиров.
В наше время, воздействие транспорта, но окружающую среду - самая насущная и актуальная проблема современного общества. Последствия этого воздействия сказываются не только на нашем поколении, но и могут сказаться и на будущем поколении, если мы не примем серьёзные меры по снижению и даже устранению последствий воздействия и самого воздействия.
В соответствии с вышесказанным наиболее приемлемым для работы в городских условиях представляется использование троллейбусов.
Целью данной исследовательской работы - доказать экологические преимущества и экономическую выгоду от использования троллейбусов.
Задачи исследовательской работы – анализ преимуществ и недостатков различных видов общественного транспорта, анализ их влияния на состояние окружающей среды, проведение опроса среди жителей города Альметьевск Республики Татарстан, на основании которого, будет выбран самый «экологичный» вид общественного транспорта.
3
1. Современный городской пассажирский транспорт
В результате нерегулируемой автомобилизации промышленно развитых стран в конце ХХ века маршрутизированный транспорт начал терять пассажиров. Доля перевозок пассажиров легковыми автомобилями в России, США и странах Западной Европы достигла 80%. Но из-за малой провозной способности легковые автомобили не смогли освоить возникающие пассажиропотоки даже на самых современных автомагистралях. В этих условиях возвращение к маршрутизированному пассажирскому транспорту и его развитие явилось единственным выходом из транспортного кризиса.
В современных, особенно крупных городах в перевозках пассажиров широко используются различные виды городского пассажирского транспорта. Ниже приводится характеристика основных видов городского пассажирского транспорта.
Метрополитен представляет собой рельсовый вид городского пассажирского транспорта с обособленным путевым устройством тоннельного, наземного или эстакадного исполнения. Это самый мощный вид городского пассажирского транспорта с пропускной способностью в 48 пар поездов в час и провозной способностью 40 – 50 тыс. пассажиров в час. Метрополитен как рельсовый транспорт, требующий значительных капитальных вложений, применяется в крупнейших городах на направлениях с устойчивым пассажиропотоком. Он эффективен в городах с населением свыше 1 млн. жителей и только на направлениях с пассажиропотоком, превышающим 21 тыс. человек в час. Метрополитен функционирует во многих городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге, Казани. Метро строится в Челябинске. Благодаря метрополитену решается проблема массовых скоростных перевозок пассажиров, которая не по силам уличному транспорту.
Трамвай является уличным рельсовым видом транспорта с общим или обособленным путевым полотном в основном наземного исполнения. Провозная способность трамвая находится в пределах 12 – 15 тыс. пассажиров в час. По провозной способности это второй после метрополитена вид городского пассажирского транспорта. Трамвай экономичный по эксплуатационным затратам и экологически чистый вид городского транспорта. Однако его маневренность по сравнению с другими уличными видами транспорта низкая, неисправности вызывают пробки и заторы, он создаёт шум. Поэтому в 1950 – 1960 гг. значение трамвая как массового общественного транспорта стала уменьшаться, и во многих городах трамвайное хозяйство стало сворачиваться. Однако системы скоростного трамвая, появившиеся в России и за рубежом, являются наиболее целесообразным видом массового пассажирского транспорта в крупных городах с населением до 1 млн. жителей.
Троллейбус – безрельсовый вид транспорта с энергообеспечением от подвесной контактной сети. Его провозная способность составляет 8 – 9 тыс. пассажиров в час. Троллейбусы недороги в эксплуатации, просты и надежны, экологически чисты, обладают высокими динамическими качествами. Однако сооружение контактной сети требует определенных затрат, она загромождает
4
улицы и ухудшает их вид, связь с контактной сетью ограничивает маневренность и не позволяет осуществлять работу подвижного состава с разными режимами движения.
Троллейбус целесообразно использовать в городах с населением более 250 тыс. жителей на линиях с устойчивыми пассажиропотоками не ниже 2 – 2,5 тыс. пассажиров в час в качестве, как основного, так и вспомогательного вида транспорта. Сегодня в России троллейбусное движение осуществляется в 89 городах. Общая протяженность линий составляет свыше 10 тысяч километров, парк насчитывает свыше 12 000 троллейбусов. Еще недавно казалось, что троллейбус не будет иметь в будущем значительной перспективы, однако мировая тенденция развивать для перевозок пассажиров в городах электротранспорт благоприятно отразилась и на отношении властей российских городов к троллейбусу. В стране строятся новые линии, создаются новые современные троллейбусы, отвечающие международным требованиям по безопасности, комфортности, удобствам для людей с ограниченными физическими возможностями.
«Самым троллейбусным городом» мира называют столицу России – Москву, парк которой составляет 1571 единицы, ежедневно этот вид электротранспорта перевозит 3,2 млн. пассажиров по 86 маршрутам суммарной протяженностью 918 километров. Коллектив работающих в московском троллейбусном хозяйстве – 9 тысяч человек.
Автобус, маршрутные такси – безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающим высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Провозная способность автобусного транспорта – 9 – 10 тыс. пассажиров в час. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки. Они является единственным видом транспорта в малых городах и рабочих поселках со сравнительно небольшими пассажиропотоками и вспомогательным на подвозящих и развозящих маршрутах в крупных и крупнейших городах.
Главные недостатки автобусного транспорта связаны со сложностью автономного двигателя внутреннего сгорания со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами и, несмотря на присущие ему недостатки, он получил значительное распространение. Автобусное сообщение организовано у нас в стране более чем в 1500 городах и поселках городского типа.
В следующей главе рассмотрим влияние транспорта на окружающую среду.
5
2. Влияние городского транспорта на загрязнение окружающей среды
К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса.
Загрязняющие выбросы в атмосферу от автобусов и автомобилей по объёму
более чем на порядок превосходят выбросы от железнодорожных транспортных средств. Выбросы от автотранспорта в России составляют около 22 млн. т в год. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты1. В мировом балансе загрязнений, основная доля (54%) падает на автомобильный транспорт, но в разных странах доля неодинакова и колеблется от 13 – 30% до 60 – 80%. Общее количество автомашин в мире превысило 500 млн. шт., в том числе в Российской Федерации 56 млн. шт. Вредные выбросы от автотранспорта в Российской Федерации составляют 22 млн. т/год. Одно автотранспортное средство при пробеге 15 тыс. км сжигает в среднем 2 т топлива, около 26 – 30 т воздуха, в том числе 4 – 5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека, при этом выбрасывает в атмосферу:
угарного газа – 700 кг/год, диоксида азота – 40 кг/год,
несгоревших углеводородов – 230 литров, твёрдых веществ – 2 – 5 кг/год.
Автомобильные газы представляют собой смесь, состоящую из 1000 – 1200 индивидуальных компонентов, среди которых нетоксичны: N, O, пары воды, CO₂; токсичные: окиси C, углеводороды, оксиды N, альдегиды, сажа, бензапирен, соединения свинца, формальдегид, бензол, а также многие другие компоненты Главный компонент выхлопов двигателей внутреннего сгорания (кроме шума) – окись углерода (угарный газ) – опасен для человека, животных, вызывает отравление различной степени в зависимости от концентрации. При взаимодействии выбросов автомобилей и смесей загрязняющих веществ в воздухе могут образоваться новые вещества, более агрессивные, чем их «родители»– пример: смог – дымящий туман (обычно белый). Районы с повышенным содержанием в воздухе этих веществ превращаются в зоны повышенного риска необратимой потери здоровья. Сейчас в них проживают около 15 млн. человек. На прилегающей территории к автомагистралям вода, почва и растительность является носителями ряда канцерогенных веществ, а местность – опасной зоной. А значит, недопустимо выращивание здесь овощей, фруктов и скармливание травы животным. По мере удаления от автомагистрали, концентрация накопления канцерогенных веществ снижается. Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения ошипованных шин. В соответствии с вышесказанным наиболее приемлемым транспортом средством для использования на городских дорогах является троллейбус.
1. А. Яблоков, доктор биологических наук, профессор «Автомобильный транспорт и здоровье: взгляд эколога» // журнал «PROтранспорт». – 2014. - №5.
6
3. История возникновения и развития троллейбуса
Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. По одной версии, это название возникло как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram) и английского bus («автобус») — первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона».
Первый троллейбус был в создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, вероятно, под влиянием идеи его брата, проживавшего в Англии доктора Вильгельма Сименса, который опубликовал её в 1880 году в издании Journal of the Society of Arts (vol. XXIX, 1880-1, p. 574).
В России инженер В. И. Шуберский предложил проект троллейбусной линии Новороссийск — Сухум ещё в 1904—1905 годах. Несмотря на глубокую проработку проекта, он так и не был осуществлён. Первая троллейбусная линия была построена лишь в 1933 году в Москве. Первыми троллейбусами Советского Союза стали машины ЛК-1, названные в честь Лазаря Кагановича1.
Пик развития троллейбусных перевозок в мире пришёлся на период между мировыми войнами и первое послевоенное время. Троллейбус воспринимался как альтернатива трамваю, который к тому времени казался устаревшим; нехватка автомобильного транспорта, равно как и топлива, в военное и раннее послевоенное время дополнительно способствовала повышенному интересу к троллейбусу. Эти проблемы утратили свою остроту в 60-е годы, в результате чего эксплуатация троллейбуса начала становиться невыгодной, а троллейбусные сети — закрываться. Как правило, троллейбус сохранился там, где не имелось возможности заменить его автобусами — в основном из-за сложного рельефа. К началу XXI века Австралии, Бельгии и Финляндии полностью отказались от троллейбусов, а в Австрии, Германии, Испании, Италии, Канаде, Нидерландах, США, Франции, Японии сохранились лишь единичные троллейбусные системы.
В СССР, тем не менее, троллейбус продолжил своё развитие — в первую очередь это было связано с острой нехваткой автобусов, их низкой мощностью и малой вместимостью, а также относительной дешевизной электричества. Лишь в последнее время аналогичная тенденция к свёртыванию троллейбусных систем, не способных конкурировать с современными экономичными дизельными автобусами, стала наблюдаться и в России.
В конце XX — начале XXI века экологические, экономические и иные проблемы, вызванные массовой автомобилизацией, возродили интерес к городскому электротранспорту: трамваям и троллейбусам.
Троллейбус имеет ряд как преимуществ, так и недостатков по сравнению с другими видами городского общественного транспорта.
- Троллейбус использует то же дорожное полотно, что и автомобильный транспорт, в то время как движение по трамвайным путям может быть затруднено или даже полностью запрещено. В результате экономится городское пространство и значительно снижаются капитальные расходы на строительство троллейбусной линии.
1.Горшенин А. В. Троллейбус как вид пассажирского транспорта: к истории возникновения и развития // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 580-582.
7
- Троллейбус может отклоняться от оси контактной сети на расстояние до
более 4,5 м, благодаря чему сравнительно легко маневрирует в транспортном потоке и не имеет проблем с объездом препятствий наподобие неправильно припаркованного или неисправного автомобиля, и даже другого троллейбуса с опущенными штангами.
- Резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем
металлические колёса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с бо́льшими уклонами.
-рТроллейбус обычно использует общие с автобусами остановки, расположенные на тротуаре. Остановки трамвая обычно расположены в глубине дороги и требуют выхода пассажиров на проезжую часть.
-пТроллейбус может проходить по кривым меньшего радиуса, чем трамвайный вагон.
- Поскольку троллейбус имеет двухпроводную систему электроснабжения, то он не вызывает появления подземных блуждающих токов, резко сокращающих срок службы дорогостоящих подземных металлических сооружений.
- Троллейбусы не загрязняют воздух в городе выхлопными газами.
- Срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем срок службы автобуса.
- Затраты на обслуживание троллейбусного парка ниже, чем на обслуживание автобусного парка.
- Себестоимость перевозок троллейбусным транспортом ниже, чем автобусным.
- При эксплуатации на горных трассах троллейбус не требует установки специального ретардера, поскольку его роль успешно выполняет тяговый двигатель.
- Двигатель троллейбуса допускает довольно значительные по величине кратковременные перегрузки. Электродвигатель может развивать полную мощность во всём диапазоне скоростей, что также важно при эксплуатации в гористой местности.
- На троллейбус можно установить систему рекуперации энергии, что обеспечивает экономию электроэнергии, особенно при работе на участках со сложным рельефом.
- Тяговый электродвигатель более надежен, чем двигатель внутреннего сгорания.
-рСовременный троллейбус значительно менее шумен, чем автобус. Основными источниками шума в троллейбусах являются компрессор, системы отопления и кондиционирования, а в некоторых моделях — ещё и главный редуктор, мотор-генератор и системы управления двигателем. В современных троллейбусах эти шумы либо устранены, либо значительно снижены; теоретически троллейбусы могут быть сделаны практически бесшумными, но полная бесшумность может стать источником опасности для пешеходов.
- Троллейбус использует электрическую энергию, вырабатываемую на
8
электростанциях, КПД которых выше, чем у двигателя автобуса.
- Первоначальные затраты на развёртывание троллейбусной системы выше, чем для автобусной, так как требует строительства тяговых подстанций и контактной сети.
- Троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.
-ьПровозная способность не сочлененного троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвайного вагона.
- Троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети. При необходимости проехать повреждённый участок дороги приходится значительно снижать скорость, чтобы избежать схода штанг с проводов контактной линии.
- Троллейбусная сеть отличается сравнительно низкой гибкостью из-за привязки к контактной сети.
- В отличие от трамвая, кузов троллейбуса не заземлён, поэтому требуется принятие дополнительных мер обеспечения электробезопасности: контроль утечки тока, обеспечение двойной изоляции электроцепей, регулярные проверки состояния изоляции.
- Конструкция спецчастей контактной сети (пересечений, стрелок, разделяемых соединений на разводных мостах) требует снижения скорости при их прохождении (иногда до 5 км/ч).
- Фактически невозможен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью — для этого необходимо опускать штанги на одном из троллейбусов.
- Троллейбус более, чем трамвай, чувствителен к обледенению контактных проводов. Плохой контакт приводит к быстрому износу контактных вставок, которые в этом случае приходится менять несколько раз за рейс.
- Контактная сеть троллейбуса загромождает улицы и площади городов; путаница проводов и подвесных тросов выглядит неэстетично и портит исторический облик города.
9
4. Современные троллейбусы с автономным ходом
Частые энергетические кризисы, постоянный, опережающий другие источники энергии, рост цен на углеводородные источники энергии, сбои в их поставках, более низкий коэффициент полезного действия, являются главными причинами ведения интенсивных разработок по созданию транспортных средств массового спроса, работающих на электрической тяге. Исследованиями режимов работы гибридных транспортных средств занимаются более десяти лет в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ). По мнению специалистов этого университета, уже в ближайшие 10-20 лет электромобили и электробусы найдут самое широкое практическое применение в мире. Основной задачей при создании электромобилей и электробусов является изготовление мощных и ёмких накопителей энергии и зарядных электростанций. Промежуточным транспортным средством между автобусом и электробусом должен стать троллейбус с большим автономным ходом, который и при массовом использовании электробусов будет применяться по причине экономической целесообразности, так как всегда будет дешевле электробусов. На первом этапе появления электробусов функции зарядных станций могут выполнять существующие контактно-кабельные линии городского электрического транспорта.
В рамках исследовательской работы на производственной базе ОАО «Сибэлтранссервис» был создан опытный образец транспортного средства, способного передвигаться в режимах троллейбуса и электробуса с питанием от батареи литий-ионных аккумуляторов1.
Пробег опытного образца в режиме электробуса составил 50 км при полной массе троллейбуса. После пробега в режиме электробуса троллейбус, двигаясь под контактной сетью, производит подзаряд аккумуляторов. При торможении в режиме троллейбуса и электробуса кинетическая энергия превращается в электрическую и идёт на подзаряд аккумуляторов.
Большой автономный ход троллейбуса обеспечивается установкой под полом батареи литий-ионных аккумуляторов (ЛИА), состоящей из 144 аккумуляторов. Важным экономическим показателем является долговечность работы ЛИА.
1. Электроподвижной состав приобретает свойство автономного хода и повышенную маневренность, что позволит:
- проезжать спецчасти контактной сети (стрелки, пересечения) на большой скорости с опущенными токоприёмниками, убрать контактную сеть и её спецчасти с отдельных улиц и площадей;
- продлить существующие троллейбусные маршруты на 10-15 км;
1 С.И. Парфенов ген. директор ОАО «Сибэлтранссервис» «Сибирский троллейбус» // журнал «Транспорт Российской Федерации». - 2012г. № 3–4.- С.40–41.
2. «Проект организации серийного производства троллейбусов с большим автономным ходом на литий-ионных аккумуляторных батареях» // Международная Ассоциация предприятий городского электрического транспорта (МАП ГЭТ) г.Москва
10
- расширить троллейбусную маршрутную сеть за счёт возможности передвижения от одной троллейбусной линии к другой.
2. Автобусы на маршрутах, имеющих частично общую трассу с троллейбусами, можно заменить на троллейбусы.
3. Экономия затрат на строительстве контактной сети. Развитие маршрутной сети экологически чистого вида транспорта не потребует никаких финансовых затрат (не нужны контактно-кабельные линии и тяговые подстанции). Предоставляется возможность повысить энерго- и экономическую эффективность использования существующих контактно-кабельных линий и сооружений ГЭТ.
4. Энергосистемы регионов и страны подвергнутся оценке, будут выработаны организационно-технические мероприятия к их наиболее эффективной эксплуатации и подготовки для массовой эксплуатации электрического транспорта.
5. Экономически эффективный проект в масштабах страны в целом.
11
Заключение
С развитием городов всё большую актуальность приобретают своевременное и качественное транспортное обслуживание населения, а также охрана окружающей среды от негативного воздействия городского, особенно автомобильного, транспорта. Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом, атмосфере и экономике страны в целом.
Троллейбус с увеличенным автономным ходом (УАХ) - это новый вид экологичного и экономичного городского транспорта. Троллейбус с УАХ, оборудованный литий-ионным накопителем энергии, преодолевает до 50 км без соединения с контактной сетью.
Троллейбус с УАХ позволит организовать эффективное транспортное сообщение без строительства трансформаторных подстанций и контактных сетей в новых районах города. За счет создания новых троллейбусных маршрутов и частичного замещения автобусного транспорта, применение троллейбуса с УАХ улучшит транспортную и экологическую ситуацию в городах.
Классический троллейбус оборудован системой накопления энергии на основе литий-ионных аккумуляторных блоков. Модульность решения позволяет устанавливать систему на троллейбусы различных иностранных и российских производителей.
Постепенно на дорогах нашего городах появляются современные низкопольные троллейбусы с автономным ходом, на которых приятно перемещаться. И проведенный нами опрос-анкетирование позволяет сделать выводом о том, что большая часть опрашиваемых имеет представление о современных троллейбусах и их техническое отличие от ранее выпускаемых моделей троллейбусов.
В анкетировании приняло участие 30 человек в возрасте от 21 года до 56 лет. Всех опрашиваемых беспокоят проблемы загрязнения окружающей среды общественным транспортом. При этом 99% опрошенных считают троллейбус самым «экологичным» видом транспорта, которые должны заменить автобусы, выделяющие огромное количество вредных веществ при сгорании углеводородного топлива. И жители г.Альметьевск предпочитают пользоваться троллейбусами, тем более что кроме 10 новых троллейбусов, начавших свою работы на городских маршрутах в июне 2013г., в марте вышло на линию еще 2 троллейбуса, а к концу июня 2016г. их будет - 5. Современные, комфортные, эколигичные троллейбусы становятся визитной карточкой нашего города. И все опрашиваемые уверенны, что и троллейбусы с автономным ходом на улицах нашего города – это реальность. Экологическая ситуация в городе от использования троллейбусов только улучшиться и жители города сделают правильный выбор отдав предпочтение «зеленому» транспорту.
12
Список использованной литературы:
1. А. Яблоков, доктор биологических наук, профессор «Автомобильный транспорт и здоровье: взгляд эколога» // журнал «PROтранспорт». – 2014. - №5
2. Горшенин А. В. Троллейбус как вид пассажирского транспорта: к истории возникновения и развития // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 580-582.
13
Приложения
14
А Н К Е Т А
1. ФИО _______________________________________________________________
2. Пол ________________________________________________________________
3. Возраст ____________________________________________________________
4. Социальный статус __________________________________________________
5. Каким видом общественного пассажирского транспорта пользуетесь (троллейбус, автобус, маршрутное такси) и как часто?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Самый «экологичный» вид транспорта? _________________________________
7. Какие на Ваш взгляд преимущества у троллейбуса перед автобусом?
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8. Беспокоят ли Вас проблемы загрязнения окружающей среды общественным транспортом и какие меры позволят их решить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что Вам известно о современных троллейбусах с автономным ходом?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Современные троллейбусы на улицах нашего города – это реальность?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Ваши пожелания работникам городского электротранспорта?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
15
Первый троллейбус фирмы Сименс-Гальске,1882 г., перемещающийся по троллейбусной линии в пригородеииБерлина -иШпандау.
Первый советский троллейбус «ЛК» - 1933г.
16
Троллйбус Зиу -9 (Завод имю Урицкого г. Энгельс) – 1976г.
Троллейбус с автономным ходом фирмы «ТролЗА» г. Энгельс – 2016г.
17
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Пейзаж
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Бородино. М.Ю. Лермонтов