Проблема одиночества берет свое начало с древности и актуальна по сегодняшний день. Данной проблемой занимались такие ученые, как З. Фрейд, Г. Салливан, К. Роджерс, Н. Слейтер, Г. П. Орлов, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и другие.
Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выбора, которое во многом определяет судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера. Мы переходим от детства к взрослой жизни. Этот этап включает в себя массу проблем, с которыми я и мои товарищи сталкиваемся ежедневно, а именно неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями, одиночество. Сегодня я нахожусь в подростковом возрасте и чувство одиночества, как и всем моим сверстникам, мне также знакомо. Вот почему меня заинтересовала тема исследовательской работы.
Большинство учёных подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает наш внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к отклонениям поведения, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.
Актуальность поставленной проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для развития личности. Ведь мы как никто очень остро переживаем одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.
Объектом исследования - является подростковое одиночество.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
Субъект исследования: подростки 14-17 лет.
Гипотеза исследования: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Цель исследования: выяснить особенности переживания одиночества подростками школы.
В ходе проведения исследования решались следующие задачи:
1. Поиск информации по проблеме исследования.
2. Анализ психологической литературы по проблеме одиночества.
3. Проведение опроса учащихся 7-9 классов «Как я понимаю одиночество».
4. Определение социальной изолированности подростков.
5. Описание, анализ и обобщение результатов исследования.
6. Представление результатов исследования в школе и на районной конференции школьников «Юные исследователи».
7. Подготовка рекомендаций для подростков по результатам исследования.
Были использованы следующие методы проведения исследования.
Теоретические: поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных.
Эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Математические: методы математической статистики.
С подростками школы исследование проводилось с помощью диагностических материалов: опросник «Социальная изолированность», опросник «Одиночество», поведение в конфликте, самооценка, темперамент.
Вложение | Размер |
---|---|
К выступлению прилагается презентация, но она 15МБ не загрузилась | 25.63 КБ |
Выступление.
Проблема одиночества берет свое начало с древности и актуальна по сегодняшний день. Данной проблемой занимались такие ученые, как З. Фрейд, Г. Салливан, К. Роджерс, Н. Слейтер, Г. П. Орлов, И. С. Кон, А. А. Леонтьев и другие.
Подростковый возраст - важный и трудный этап в жизни каждого человека, время выбора, которое во многом определяет судьбу. Это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера. Мы переходим от детства к взрослой жизни. Этот этап включает в себя массу проблем, с которыми я и мои товарищи сталкиваемся ежедневно, а именно неуверенность в себе, непонимание среди окружающих, проблемы с родителями, одиночество. Сегодня я нахожусь в подростковом возрасте и чувство одиночества, как и всем моим сверстникам, мне также знакомо. Вот почему меня заинтересовала тема исследовательской работы.
Большинство учёных подчеркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает наш внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к отклонениям поведения, депрессии и даже к суициду. Почему же одиночество для одних становится ступенькой в личностном росте, а других ведет в пропасть отчаяния? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое одиночество, каким образом оно возникает и каков механизм его влияния на подростка.
Актуальность поставленной проблемы выражается в том, что переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для развития личности. Ведь мы как никто очень остро переживаем одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.
Объектом исследования - является подростковое одиночество.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в подростковом возрасте.
Субъект исследования: подростки 14-17 лет.
Гипотеза исследования: подростки нашей школы остро переживают одиночество.
Цель исследования: выяснить особенности переживания одиночества подростками школы.
В ходе проведения исследования решались следующие задачи:
Были использованы следующие методы проведения исследования.
Теоретические: поиск, анализ и обобщение информации, интерпретация и анализ полученных данных.
Эмпирические: анкетирование, психологическая диагностика, описание; сравнение.
Математические: методы математической статистики.
С подростками школы исследование проводилось с помощью диагностических материалов: опросник «Социальная изолированность», опросник «Одиночество», поведение в конфликте, самооценка, темперамент.
Наше исследование имело следующее значение:
Теоретическое. Научный смысл исследования заключается в изучении особенностей переживания одиночества подростками школы, в привлечении к этой проблеме внимания педагогов и родителей, в определении роли школы в социальном становлении учащихся.
Практическое. Ознакомление учащихся, родителей с особенностями одиночества в подростковом возрасте. Полученные результаты могут использоваться при психологическом анализе поведения подростков, на классных часах и родительских собраниях, помогут подросткам осознать проблему собственного одиночества и выработать для себя способы его преодоления.
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все больше работ, исследующих сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разных людей в разные периоды их жизни.
Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжелой была не смертная казнь, а изгнание, то есть, наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причем современное изгнание – это не обязательно удаление от общества.
Одиночество - это не просто переживание. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.
По мнению психологов впервые состояние одиночества наиболее остро осознается в подростковом возрасте.
Это связано с тем, что подростковый возраст – этап формирования нашего самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви самые главные. Подростковое одиночество связано с тем, что мы испытываем трудности в расширении дружеских связей, в знакомстве с людьми, в признании нас окружающими.
Подростки, переживающие одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы понять и при необходимости помочь. Причем такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению. Часто они, наоборот, всячески избегают его, несмотря на наличие острой внутренней потребности в общении.
С целью исследования особенностей одиночества у подростков нашей школы было опрошено 15 учащихся 7 - 9 классов. Этот возраст был выбран не случайно, т.к. подростки 14-16 лет уже могут осознать, одиноки они или нет. Испытуемым были предложены опросник «Как я понимаю одиночество», состоящий из 6 открытых вопросов, и анкета «Социальная изолированность».
Кроме этого, у учеников были исследованы особенности темперамента, самооценки, поведения в конфликте, коммуникативные и организаторские способности с целью выявления зависимости и чувства одиночества от этих характеристик.
Результаты исследования представлены на слайдах:
Как видно на диаграмме 1, на вопрос, что такое одиночество все подростки отвечают, что одиночество – это состояние, когда человек находится один, ему не с кем поговорить 73 % считают, что одиночество является наихудшим состоянием человека, для 33% - это чувство невыносимое, а остальные постоянно испытывают это состояние. 79% опрошенных учащихся считают, что одиночество необходимо человеку, оно помогает подумать о чем-либо. Испытывали чувство одиночества 100% старшеклассников. В целом 53% учеников относятся к чувству одиночества положительно, спокойно. По мнению подростков, пережить чувство одиночества помогает музыка - 86%; гаджеты - 79%; повседневные дела 26%.
В результате опроса выявлено (диаграмма 2), что половина опрошенных признают, что не умеют общаться, чувствуют себя изолированными и отвергнутыми. 33% общаются формально, 53% трудно заводят друзей. 33% подростков считает, что им не хватает общения, не к кому обратиться со своими внутренними проблемами, никто их не понимает, не знает их по-настоящему, не разделяет их интересы, а 19% опрошенных учеников чувствуют себя несчастливыми.
Такая ситуация может складываться потому, что как признают сами ученики, они ждут внимания со стороны окружающих, не предпринимают активных действий, не могут найти для себя интересное дело, у них слишком много свободного времени, а учёба не вызывает интерес.
Как видно на диаграмме, в целом высокий уровень одиночества испытывают 33% учащихся, Средний уровень – 47%, Низкий уровень – 20%.
Согласно данным таблицы можно сделать вывод, что более общительные, коммуникативные подростки реже чувствуют себя одинокими. Сангвиники в меньшей степени чувствуют себя одинокими, чем представители других темпераментов. Не выявлено зависимости одиночества от организаторских способностей. Влияет на формирование чувства одиночества стиль поведения подростка. Менее одинокими считают себя те, кто способен к сотрудничеству и компромиссу. Больше одиноких подростков склонных к соперничеству и избеганию.
Итак, в результате исследования установлены причины подросткового одиночества в нашей школе:
- неприятие себя как личности, отрицательное отношение к себе; деформация отношений подростка в семье, своеобразное отношение подростков к прошлому, будущему и настоящему в жизни, замена живого общения общением в сети Интернет.
Одиночество переживается подростками, преимущественно как личная ущербность и заброшенность, отсутствие внимания со стороны других, как тягостное невыносимое состояние, от которого хочется бежать прочь, появляется страх встречи с самим собой таким, какой есть (неприятие себя). Испытывается состояние безысходности, когда подросток физически один, предоставлен себе и никого нет рядом, кто бы помог, понял и поддержал. И большая часть подростков еще к этому не готова.
В то же время одиночество до определенной степени необходимо подростку для личностного роста, развития творческих сил, самостоятельности. Главное, чтобы рядом всегда был хотя бы один человек, к которому можно было бы обратиться в трудную минуту, кто бы понял, простил, помог.
Уважаемые взрослые! Помните! Рядом с вами находятся мы. И нам очень необходимы ваше понимание, ваша мудрость и поддержка. Даже тогда когда внешне мы этому сопротивляемся.
А нам самим необходимо посмотреть вокруг и увидеть, что на расстоянии протянутой руки всегда рядом находятся любящие родители, друзья, учителя, книги и много других интересных людей и вещей. Может быть, нам самим нужно стать менее агрессивными и упрямыми, более открытыми для общения и приобретения знаний? Может быть, нам нужно первыми сделать шаг навстречу друг другу?
Рекомендации для тех, кто чувствует себя одинокими.
Спасибо за внимание!
Ребята и утята
Без сердца что поймём?
На горке
За еду птицы готовы собирать мусор
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?