В сборник включены 6 тренировочных тестовых заданий, составленных по материалам ямальской литературы,максимально приближенных к демократии 2016г.ФИПИ.Данный сборник предоставляет учащимся возможность самостоятельно подготовиться к ОГЭ, контролировать уровень знаний,планировать систему подготовки к Основному государственному экзамену.
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_seliverstova_neonila.rar | 603.82 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
с.Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
Сдаём ОГЭ-2016 с ямальскими писателями
Сборник тренировочных заданий
по русскому языку
для подготовки к Основному государственному экзамену
9 класс
Пособие для учащихся, учителей и родителей
п. Мыс Каменный
2016 год
Автор-составитель: учащаяся 10 класса МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» Селиверстова Неонила Игоревна.
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Мыскаменская школа-интернат», Почетный работник общего образования Российской Федерации Самусь Валентина Михайловна.
Сдаём ОГЭ-2016 с ямальскими писателями. Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к Основному государственному экзамену. 9 класс : пособие для учащихся, учителей и родителей/ авт.- сост. Селиверстова Н.И.
В сборник включены 6 тренировочных тестовых заданий, составленных по материалам ямальской литературы, максимально приближенных к демоверсии 2016 г. ФИПИ. При разработке тренировочных тестов учитывались изменения в КИМах 2016 года.
Данный сборник предоставляет учащимся возможность самостоятельно подготовиться к экзамену и объективно оценить уровень своих знаний.
Учителя могут использовать типовые экзаменационные варианты для подготовки учащихся к ОГЭ, контролировать уровень знаний, планировать систему подготовки к Основному государственному экзамену.
Родители смогут проконтролировать своих детей в подготовке к экзамену.
Вариант 1
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трёх автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор.
Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.
(162 сл.)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Абый
(1)...Не знаю как в других местах, но в наших таёжных краях учитель всегда был особо почитаемой народом фигурой. (2)По крайней мере, так оно было в пору, когда за первые школьные парты сели родители наших родителей. (3)И даже много позже, когда их места заняли мы...
(4)Школы у нас появились сравнительно недавно, во времена, когда в Сибири развернулись объявленные советской властью ликбезы. (5)Вернее будет сказать, сначала появился учитель, а уж потом открылся класс в бывшем кулацком двухэтажном доме на высоком правом берегу Агитки.
(6)Первыми учителями в сибирских сёлах стали посланцы с берегов Волги. (7)Они говорили на едва понятном для местного люду языке, таком, который был в песнях и книгах. (8)Значит, пришёл сюда уважаемый народом язык. (9)В нашем Митькино об этом авторитетно пояснил всем, поскитавшийся по свету ещё во времена русско-японской войны, старик Зиннатулла:
(10) – Это, знамо дело, културной язык, эйе. (11)Наш сибирский тоже не плох, конечно, а как же! - сказал он, многозначительно ткнув в небо своей курительной трубкой, будто призывая в свидетели всех царей небесных. – (12)Но казанский – это книжный язык, эйе. Типерича, стало быть, и молодёжь его будет знать. (13)Так что подмогнём учителю!..
(14)После таких убедительных слов уважаемого в деревне аксакала народ поцокал языком, покивал головой, надо же, вона как дела-то оборачиваются у советской власти! (15)Стало быть, времена в самом деле меняются, может, так оно и надо. (16)А чему быть, того не миновать, как говорится, поперёк власти не попрёшь ведь, какая бы она там ни была. (17)Тем более, когда обещают, что в школе этой будут не только письму и чтению учить, но и наукам всяким. (18)И даже русские книги там дети научатся читать...
(19)Наутро все погнали своих переростков в первый класс.
(20)И вот с тех пор любого учителя в наших краях стали звать-величать не иначе, как «абый», по-казански, вкладывая в это обращение всё своё уважение, ведь само оно тоже из пришлых, казанских, как и первый учитель. (21)Отныне слово «абый» заменяло у селян самое почтительное слово «мугал-лим», то есть «учитель», «ученый», или «грамотный человек». (22)До сих пор слово «абый» у нас не было в ходу.
(23)Сибирские татары к старшему люду обращаются «акя», или «ака», кто как напишет. (24)Или же приставляя его к имени, когда знают, как-то: Закир-ака, Сабир-ака... (25)Для татар это означает старший и по возрасту, и по должности человек: старший собственный брат ли, знакомый, малознакомый дядька, или начальствующий какой-либо, либо любой другой посторонний из старших. (26)Если не знаешь имени, обратись к нему «акя», и не ошибёшься, и даже наоборот, заслужишь ответного уважительного к себе отношения.
(27)И очень удобно, кстати. (28)Это не безликое и отстранённое «товарищ» какое-то. (29)А вот незнакомых русских людей, когда не знают, как обратиться, мои земляки до сих пор окликают безличным словом «знакум». (30)Ну не скажешь же ему: «Драстуй, ака!»... (31)Тем более, назвать «абый»... (32)К младшим же у нас обращаются просто «энем», «кецегям», что можно применять и без имени, не велика честь...
(33)Абый – совсем другое дело, это уже статус, считай. (34)Абый отныне – это Учитель с большой буквы, и этим всё сказано. (35)Поэтому и стар, и млад, в деревне к учителю стал обращаться одинаково – одним, самым почтительным словом Абый, и все тут. (36)Заменяя этим одновременно и имя-отчество, и должность, и указуя на его старшинство над всеми, и его образованность. (37)Это не «акя» или даже равнозначное ему «агай» какой-то. (38)Большего авторитета у наших сибиряков никто не удостаивался. (39)Даже начальствующие в деревне люди – предколхоза, предсельсовета, предсельпо – все уважали учителя, и на любые сельские сходы отныне обязательно приглашали и его, и когда споры становились неразрешимо долгими, непременно желали знать и выслушать его мнение: (40)«А что по этому поводу скажет Абый?..»
(41)Поэтому учитель у нас всегда был предметом большего интереса селян. (42)Этот интерес непременно перекладывался и на его домочадцев. (43)Если и дети учительские оказывались усердными, послушными, умели почитать старших да хорошо учились, то все кивали на отца семейства: а как же иначе-то, учительские ведь. (44)И не дай-то боже каких-либо исключений.
(45)Сколько себя помню, так воспринимали учителя Назима Баязитова и мои односельчане, потому что большинство в своё время выучились у него, в том числе и наши родители. (46)Ко времени, когда переступили порог школы мы, Назим-абый был уже в почтенном возрасте, главой большого семейства. (47)Четверо детей его в ту пору учились в институтах или работали далеко за пределами района, а тут подрастали ещё четверо. (48)Пятый наследник его, Дамир, стал нашим одноклассником.
(49)Первого сентября он раненько обежал всю деревню, по поручению отца, извещая, чтобы не проспали мы свой первый звонок...
* Махмут Абдулин – писатель Ямала, член Союза писателей Российской Федерации.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему учителя называли «абый?»
1) Нужно было заменить слово «товарищ»
2) Старший по возрасту и по должности
3) Заменяло имя-отчество, должность и указывало на его старшинство над всеми и его образованность.
4) Можно применять и без имени, не велика честь
Ответ: ___________________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи
является фразеологизм.
1) Абый – совсем другое дело, это уже статус, считай.
2) Школы у нас появились сравнительно недавно, во времена, когда в Сибири развернулись объявленные советской властью ликбезы.
3) Сибирские татары к старшему люду обращаются «акя», или «ака», кто как напишет.
4) Поэтому и стар, и млад, в деревне к учителю стал обращаться одинаково – одним, самым почтительным словом Абый, и все тут.
Ответ:____________________________________
Из предложений 4-8 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ____________________________
Из предложений 33-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н»
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «подмогнём» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «в сибирских сёлах», простроенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 19.
Ответ: _____________________________
Среди предложений 2-6 найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Наш сибирский тоже не плох, (1)конечно, (2) а как же! - сказал он, (3) многозначительно ткнув в небо своей курительной трубкой, (4) будто призывая в свидетели всех царей небесных. – Но казанский – это книжный язык, (5) эйе. Типерича, (6) стало быть, (7) и молодёжь его будет знать.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 2
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Не знаю как в других местах, (1)но в наших таёжных краях учитель всегда был особо почитаемой народом фигурой. Школы у нас появились сравнительно недавно, (2)во времена, (3)когда в Сибири развернулись объявленные советской властью ликбезы. Вернее будет сказать, (4)сначала появился учитель, (5)а уж потом открылся класс в бывшем кулацком двухэтажном доме на высоком правом берегу Агитки.
Ответ:__________________________________
Среди предложений 27-32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 33-40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1 |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Дж. Свифта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Сколько себя помню, так воспринимали учителя Назима Баязитова и мои односельчане, потому что большинство в своё время выучились у него, в том числе и наши родители».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Каким должен быть учитель?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 2
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Абый и Нурка
(1)Но бывают редкие исключения из общего правила. (2)Как говорят, в семье не без урода. (3)Среди примерных, послушных моих одноклассников самой большой головной болью учителю стал четвёртый ребёнок в многодетной семье Шавалеевых – мой ровесник Нурмамед, по-нашему Нурка.
(4)До третьего класса он более-менее сносно пересидел школьные часы за партой. (5)А в четвёртом – как отрезал. (6)Появился только неделю спустя после летних каникул. (7)И то лишь влекомый за шиворот крутого нрава отцом-фронтовиком. (8)Старший Шавалеев проковылял, волоча Нурку, до самой лестницы на второй этаж. (9)Дальше подниматься не стал – с деревянной ногой крутые ступеньки ему бы дались непросто, зато он ею ловко поддел и вдарил Нурке по заднице. (10)Наш гуттаперчивый однокашка вмиг пролетел половину этажа. (11)По инерции, данной деревяшкой, ловко пересчитал ногами оставшиеся ступеньки, и тут же, обернувшись, сверху погрозил отцу кулаком:
(12) – Сам говорил: «Читать-расписаться могу, для колхоза и этого много», а меня пинком, да? (13)Вот вырасту, увидишь у меня!..
(14)Случаются же такие парадоксы в природе, когда на всю деревню, можно сказать, одного кого-то одаривает господь вот такой неучтивостью, какой свет не видывал. (15)Никто ведь не вспомнит теперь, с какого момента и за что Нурка успел так невзвидеть школу, что каждое новое утро он воспринимал как наступление очередного дня наказаний, выпавших на его бедовую голову.
(16)Вот и на мой призыв явиться на линейку, ведь в пионеры же будут принимать, он всех нас скопом огрел матюгами. (17)Вылез из-под трактора, сунул мне под нос замасленный гаечный ключ, сурово сказал:
(18) – Выслуживаешься, крестоносец! (19)В вожатые метишь? – и с напускной важностью произнес, как приговор, – так вот, передай, ни в какие пионеры меня не тянет. (20)Больно охота макулатуру вашу, кости и железяки ржавые собирать. (21)Есть дела поважнее.
(22)Мне было непонятно, почему в этот разговор не вмешался старший, его дядька, и не прогнал Нурку в школу. (23)Может он, беря в пример колченогого брата, тоже обходился лишь тем, что умел расписываться. (24)Так Нурка остался единственным за всю историю деревни школяром, не принятым в пионеры.
* Махмут Абдулин (род. В 1951 г) – писатель Ямала, член Союза писателей Российской Федерации.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Нурка остался единственным за всю историю деревни школяром, не принятым в пионеры?»
1) У Нурки были дела поважнее, чем собирать макулатуру, кости и ржавые железяки.
2) Нурка не пришёл на линейку, когда принимали в пионеры.
3) Нурке не разрешил быть пионером дядька.
4) Нурка пропускал занятия в школе.
Ответ: _______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм
1) До третьего класса он более-менее сносно пересидел школьные часы за партой.
2) Старший Шавалеев проковылял, волоча Нурку, до самой лестницы на второй этаж
3) Как говорят, в семье не без урода.
4) Так Нурка остался единственным за всю историю деревни школяром, не принятым в пионеры.
Ответ:__________________________________
Из предложений 18-22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ____________________________
Из предложений 6-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением)
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «невзвидеть» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «ловко поддел», простроенное на основе примыкания, синонимичным словосочетание со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Ответ: _____________________________
Среди предложение 22-24 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Вылез из-под трактора,(1)сунул мне под нос замасленный гаечный ключ, (2) сурово сказал:
– Выслуживаешься, (3) крестоносец! В вожатые метишь? – и с напускной важностью произнес, (4) как приговор, (5) – так вот, (6)передай, (7)ни в какие пионеры меня не тянет.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мне было непонятно,(1) почему в этот разговор не вмешался старший,(2) его дядька, (3)и не прогнал Нурку в школу. Может он,(4) беря в пример колченогого брата, (5)тоже обходился лишь тем, (6)что умел расписываться. Так Нурка остался единственным за всю историю деревни школяром, (7)не принятым в пионеры.
Ответ:__________________________________
Среди предложений 12-16 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 7-11 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В. Г. Ветвицкого: «Имя существительное — это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты — зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом матерале. Начать сочинение Вы можете словами В. Г. Ветвицкого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Так Нурка остался единственным за всю историю деревни школяром, не принятым в пионеры».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова НЕУЧТИВОСТЬ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неучтивость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 3
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Весёлый обман
(1)В школе стояла зелёная, нарядная ёлка. (2)Привезли её издалека на самолёте. (3)Она отогрелась в тепле, расправила зелёные ветви, и в комнате запахло лесом. (4)Молодая учительница Салиндер Зоя Палакэвна раскладывала на столе блестящие ёлочные украшения. (5)Эти золотые и серебряные рыбки, шишки, коробочки, сияющие, словно оторванные от солнца, - прислали русские школьники-пионеры ненецким детям.
(6)Зоя представила себе чёрные и карие глазёнки своих учеников. (7)Как заблестят они при виде ёлки, украшенной такими чудесными игрушками!
(8)Она довольно улыбнулась: скоро со зверофермы должен прийти Николай, а он такой затейник! (9)Обязательно что-нибудь придумает интересное!
(10)Зоя принялась украшать ёлку. (11)Встав на табурет, прикрепила к самой верхушке красную блестящую звезду. (12)Когда на ветках загорятся огоньки, звезда ало засветится изнутри, так как свет будет падать на неё (13)Вот будет красиво!
(14)Вскоре должны были собраться ребята, и учительница пошла в свою комнату надеть праздничное платье. (15)Только переоделась - пришёл Николай.(16) Он был в малице, в руках держал большой пакет.
(17)- С наступающим Новым годом! - поздоровался он.
(18)- И тебя с тем же поздравляю!
(20)Николай с лукавым видом развернул пакет, поманил Зою пальцем:
(21)- Смотри!
(22)Девушка взглянула в коробку и радостно ахнула: там рядами, аккуратно сложенные, лежали маскарадные костюмы.
(23)- Значит, всё готово. Не подвели девушки-комсомолки, - сказала Зоя.
(24)- Не подвели, - кивнул курчавой головой Николай. – (25)Устроим такой маскарад - все ахнут!
(26)За дверями зашаркали чьи-то шаги. (27)Потом дверь отворилась без стука, и, тяжело переступив через порог, вошла сухощавая старуха, Зоина мама. (28)Она оглядела комнату и, увидев юношу, сердито уставилась на него:
(29)- А-а, ты опять здесь? (30)Всё за моей Зоей холишь? (31)Совсем напрасно - не будет Зоя тебе женой. (32)Постыдился бы хоть! (33)Ведь вы с ней из одного племени! (34)У вас одинаковая фамилия - Салиндер. (35)Позорить меня с дочерью. (36)Тьфу! - старуха сердито хлопнула дверью и ушла.
(37)Старая Нюдяне вернулась в свой чум, что стоял на краю посёлка, печально размышляя о случившемся: сходила проведать дочь, погостить у ней, выпить чашку чаю, а вместо того разругалась и ушла. (38)И всё из-за этого никчёмного парня. (39)Ему надо бы на дикого оленя ходить, песца промышлять, ум хитрый иметь, как у лисы, и ноги ловкие и быстрые, а он зверей в питомнике кормит, новорождённых лисят из соски поит, как баба..˂…˃.
(40)Да, молодёжь нынче стариков не слушает. (41)Разве мать хотела, чтобы Зоя училась в школе? (42)Правда, дочери теперь легче живётся, весь посёлок её уважает. (43)В доме у ней тепло, светло. (44)И мать к себе зовёт, но не идёт к ней жить Нюдяне - жалко расставаться с привычным чумом. ˂…˃.
(45)Нюдяне долго стояла возле своего чума, смотрела на школу. (46)Подумать только - в этом праздничном доме со светлыми окнами дочь её - самый большой человек!..
(47)Гордость вошла в её сердце, как непрошенный гость. (48)Одним глазом бы взглянуть, что там сейчас делается у большого зелёного украшенного дерева. (49)Вот чудные - зачем дерево украшать?..
(50)Нюдяне торопливо вбежала в чум, надела старую малицу, от которой остались одни лохмотья, обулась в изношенные кисы, надвинула на глаза капюшон и поспешила к школе, прильнула к оконному стеклу и увидела: в комнате светло-светло, играет задорная музыка, на скамейках вдоль стен сидят нарядные женщины, весёлые, как дети, и хлопают в ладоши, а посреди комнаты вокруг зелёного дерева с огоньками прыгают и поют, держась за руки, какие-то странные существа - одни с заячьими ушами, другие с пушистыми хвостами лисиц. (51)Прижав нос к стеклу, старуха смотрела и не могла оторваться от странного зрелища.
(52)«Шаманят они, что ли?» - подумала Нюдяне, чувствуя непреодолимое желание самой очутиться там, среди этого празднества.
(53)Вдруг кто-то схватил старуху и поволок куда-то... (54)Надели ей на глаза что-то вроде ненецких очков, которыми весной защищают в тундре глаза от яркого снега. (55)Не успела старуха прийти в себя, как закружили её в танце. (56)Напарником оказался человек, одетый бурым медведем. ˂…˃.(57)И до чего же славный этот парень, одетый медведем! (58)Вот бы такого парня в мужья дочери! (59)По всему видно - он тут главный: не постеснялся плясать с оборванной старухой, притащил её на праздник. (60) Видно, хороший человек, не то, что этот Николай из зверофермы...
(61)А медведь всё отплясывает рядом с нею и шепчет старухе, наклонясь к её уху, смеясь, обещает увезти её к себе в берлогу на свадебной нарте. (62)Это совсем развеселило Нюдяне, и она сказала:
(63)- Я уже старая, а дочь свою я с удовольствием отдала бы за тебя. (64)Тут она где-то, только я её признать не могу. (65)А ты, видно, хороший парень, хотя я и не знаю тебя. (66)Ты мне нравишься, и праздник ваш мне нравится.
(67)- Это хорошо, - сказал медведь. – (68)Ну что - присылать сватов? (69)Развеселившаяся старуха махнула рукой:
(70)- Присылай! (71)Отдам за тебя дочь!
(72)Тогда медведь стянул с себя маску зверя, и Нюдяне увидела молодое, смеющееся лицо Николая.
(73)Нюдяне хотела было рассердиться на него, а вместо этого стала хохотать.
(74)- Ну и хитрый же ты! - сказала она. – (75) Как ловко обманул старуху!.. (76)Ладно, обман этот весёлый, я не сержусь. (77)Так и быть - женитесь!
* Леонид Лапцуй (1929-1982) - член ревизионной комиссии Союза писателей РСФСР, заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза писателей СССР с 1964 года
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Нюдяне не хотела отдавать замуж свою дочь за Николая?»
1) Николай не хотел ходить на дикого оленя, на песца промышлять.
2) Николай зверей в питомнике кормит, новорождённых лисят из соски поит, как баба…
3) Николай не присылал сватов.
4) Николай постеснялся плясать с Нюдяне.
Ответ: _______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение
1) Встав на табурет, прикрепила к самой верхушке красную блестящую звезду.
2) И до чего же славный этот парень, одетый медведем!
3) Молодая учительница Салиндер Зоя Палакэвна раскладывала на столе блестящие ёлочные украшения.
4) Яркими звёздами светились окна в деревянном доме школы.
Ответ:__________________________________
Из предложений 8-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».
Ответ: ____________________________
Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса – ЯН, пишется Н.»
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «шаманят» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «из мамонтовой кости», простроенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
Ответ: _____________________________
Среди предложений 6-11 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове
И до чего же славный этот парень, (1) одетый медведем! По всему видно - он тут главный: не постеснялся плясать с оборванной старухой,(2) притащил её на праздник. Видно, (3) хороший человек, (4) не то, (5) что этот Николай из зверофермы...А медведь всё отплясывает рядом с нею и шепчет старухе, (6)наклонясь к её уху, (7) смеясь, (8) обещает увезти её к себе в берлогу на свадебной нарте.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Потом дверь отворилась без стука, (1)и,(2) тяжело переступив через порог, (3)вошла сухощавая старуха, (4)Зоина мама. Надели ей на глаза что-то вроде ненецких очков, (5) которыми весной защищают в тундре глаза от яркого снега. Не успела старуха прийти в себя, (6) как закружили её в танце.
Ответ:__________________________________
Среди предложений 8-15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1 |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Как ловко обманул старуху!.. Ладно, обман этот весёлый, я не сержусь. Так и быть - женитесь!».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова ОБМАН?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое обман?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 4
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Дума реки
(1)В тот год январь выдался особенно студёным. (2)Морозы трещали с какой-то утроенной силой. (3)Складывалось впечатление, что это зима решила отыграться за три прошлых года, когда она в общей сложности набрала от силы десять дней, когда столбик термометра опускался ниже тридцати градусов.
(4)Нынче же, начиная с ноября, температурный минимум приучил окружающую природу к тому, что минус тридцать стало каким-то обычным и даже особенно комфортным. (5)Мрачные морозные туманы не проходили ни на минуту. (6)Снег колючим серебристым маревом ложился на землю плотными сугробами, как белёсыми баррикадами, и прибрежные склоны реки в этом укрытии были особенно суровы. (7)Птицы и звери прятались в своих схронах, дожидаясь более или менее лёгкого природно-погодного проявления к их судьбе.
(8)Река была закована в толстенный панцирь льда, который, несмотря на свою монолитность, изредка трещал от мороза и разрывался порезами вычурных изломов. (9)В эти трещины пробивалась холодная вода, которая моментально схватывалась и создавала причудливые ледовые нагромождения. (10)Казалось, что под этой суровой роскошью всех «прелестей» полярной зимы мир замер в ожидании новых погодных сюрпризов.
(11)Но Река жила. (12)Под двухметровым ледяным наростом она ни на секунду не забывала о своём предназначении...
(13)Всего несколько месяцев назад Река вырвалась из-под такого же ледяного плена. (14)И тогда она разбивала на куски этот, казалось бы, незыблемый устой. (15)Её потоки рвали в клочья оковы зимы и уносили их к огромному океану, подальше от весенних звонов маленьких ручейков и небольших лесных речушек. (16)Сама же Река вела свою линию жизни с дальних южных гор, напитывая силу такими же ручьями, малыми реками и большими притоками. (17)Именно от них она приобретала мудрость и своё могущество. (18)И, несмотря на январскую стужу этого года, Река оставалась спокойной от сознания собственной незыблемости и неизбежности своего освобождения из ледяного плена. (19)Река знала, что, как бы ни лютовал мороз, его власть неизбежно пройдёт, день с каждой минутой станет длиннее, солнце наберёт силу, а с ним придёт весна. (20)И тогда в стотысячный раз Река вырвется на свободу, потому что свобода есть настоящее предназначение Реки. (21)И вот тогда она даст новую жизнь прибрежным лесам, а с ними - всему живому, что в них существует. (22)Тогда вздохнут обитатели её глубин и насытятся её жизненной энергией. (23)Тогда по её глади пойдут большие корабли, небольшие лодчонки. (24)Всё это будет неизбежно.
(25)Осталось только немного подождать. (26)Но ради осознания чувства свободы можно пережить некоторое количество суровых дней заточения.
*Эдуард Косинцев (род. В 1964 г) – писатель, поэт Ямала.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Когда Река даст новую жизнь прибрежным лесам, а с ними - всему живому, что в них существует?»
1) Когда приобретёт мудрость и могущество.
2) Когда не будет мрачных морозных туманов
3) Когда птицы и звери выйдут из своих схронов.
4) Когда вырвется на свободу, потому что свобода есть настоящее предназначение Реки.
Ответ: _______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение
1) Морозы трещали с какой-то утроенной силой.
2) Именно от них она приобретала мудрость и своё могущество.
3) И тогда в стотысячный раз Река вырвется на свободу, потому что свобода есть настоящее предназначение Реки.
4) Снег колючим серебристым маревом ложился на землю плотными сугробами, как белёсыми баррикадами, и прибрежные склоны реки в этом укрытии были особенно суровы.
Ответ:__________________________________
Из предложений 4-8 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется её значением – «нахождение вблизи чего-нибудь».
Ответ: ____________________________
Из предложений 7-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н.»
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «студёным» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «ледяным наростом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 25.
Ответ: _____________________________
Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
И тогда она разбивала на куски этот, (1)казалось бы, (2)незыблемый устой. В эти трещины пробивалась холодная вода, (3)которая моментально схватывалась и создавала причудливые ледовые нагромождения. Сама же Река вела свою линию жизни с дальних южных гор, (4) напитывая силу такими же ручьями, (5)малыми реками и большими притоками.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 9.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Снег колючим серебристым маревом ложился на землю плотными сугробами, (1)как белёсыми баррикадами, (2) и прибрежные склоны реки в этом укрытии были особенно суровы. Река была закована в толстенный панцирь льда, (3)который, (4)несмотря на свою монолитность, изредка трещал от мороза и разрывался порезами вычурных изломов. В эти трещины пробивалась холодная вода, (5) которая моментально схватывалась и создавала причудливые ледовые нагромождения. Ответ:__________________________________
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 17-20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1 |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А. М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. М. Пешковского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Осталось только немного подождать. Но ради осознания чувства свободы можно пережить некоторое количество суровых дней заточения».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова СВОБОДА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое свобода?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 5
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Нурка
(уроки детства)
(1)Вот, говорят, школа...
(2)Говорят, среда людская воспитывает, родители...
(3)А я бы добавил: не меньше нам дает природа родины, ароматы её воздуха, светлые родники её, добро дарящие, откуда черпается атмосфера добросердечности твоих земляков: взаимопонимания, взаимовыручки, взаимотерпимости, какие вложила природа на родине с давних пор. (4)Они, в совокупности, и воспитывают личность. (5)Где мы получали первые уроки чести, достоинства, у кого мы учились правде, стойкости, где закалились духовно и телесно, набирались ума, познания окружающего? (6)На родине малой, у окружения, у земляков своих.
(7)Какая природа, такой характер складывается у людей.
(8)И у тебя, конечно же...
(9)Деревня - моя родина малая, ностальгически притягательная - носила красивое русское имя-название Митькино. (10)Это вам никак не Ослино или Слепышиха, и даже не Мечатное или Курманаки какие-то безликие, что предшествовали нашему Митькино после райцентра. (11)А ведь имена же обязывают! (12)Вот и канули те деревни с ни о чём не говорившими названиями - жители изменили им, покинули. (13)А Митькино не просто стоит, выживает, а расширяется домами, обрастает именами, богатеет! (14)А славу о красоте и богатстве даров и дворов его разносит по свету всяко митькинское чадо!..
(15)Моя школа детства связана с несколькими местами и именами митькинскими. (16)Я очень благодарен этим урокам деревни моей, ибо, не будь этого, или же будь они другими, я бы сам стал совсем не тем, кем стал, и кто знает, может быть, и не было бы повода хоть чуточку да гордиться своими сынами, делами, и вообще, кем стал в жизни...
(17)В пору моего детства деревня моя была интернациональна по своему составу, так как находилась на смычке между русскими, от райцентра до нашей, и татарскими, шедшими далее, селеньями. (18)Татарская часть населения называла деревню по-своему - ласково и коротко - Меткэ. (19)Что звучит почти как уменьшительное русское имя Митька, однако, русские земляки именовать деревню ласкательно Митькой почему-то не стали, ведь Митькино же. (20)А могли бы, потому что в самом деле, пусть и невелика, но в урманом своем наряде умопомрачительно красива и мила, как говорят о невесте, была наша деревушка. (21)Укоротили ей имя татары, сами о том не думая. (22)А название Меткэ никак не переводилось ни на татарский, ни на русский. (23)Вот взял кто-то и истолковал так на свой лад, и принялось всеми, как само собой разумеющееся.
(24)По милости божьей Митькино наше располагалось в одном из живописнейших уголков Западной Сибири, в ста верстах на восток от Тобольска. (25)Мы жили в окружении богато смешанного сибирского леса. (26)С запада и с севера деревня была в объятии белобоких березовых рощ, через которые мои земляки в зимнее время прорывались к Иртышу, так как летом не пускали болота. (27)С юга и востока деревня была под прикрытием дремучей и величавой кедровой тайги, казавшейся таинственной и грозной, так как через неё никуда никаких дорог не было. (28)Не считая звериных троп, по которым мои земляки ходили к излюбленным с давних пор озерам на охоту и рыбалку; да и по клюкву, голубику, чернику на затаежную заболоть. (29)В лесных пограничных зонах была настоящая природная мешанина: как бы соревнуясь меж собой, здесь тянулись к небу, чуть ли не касаясь солнца, густые осинники, высоченные сосновые рощи, те же кедрачи сорокаметровые в три-четыре обхвата, и ещё выше ростом толклись к ним пихтовые перелески, ельники. (30)Иногда все это разнообразие было в изобилии в каком-то одном месте возле деревни.
(31)И как бы с трудом пробиваясь сквозь эту дремучую чащобу, петляла меж лесов наша кормилица река Агитка, по берегам которой, клонясь к воде, богато цвела черемуха, малина, смородина красная и черная, рябина, боярышник, плоды которых мы набирали, бывало, прямо с лодок. (32)Река Агитка, как и могучий Иртыш, носит татарское имя, состоящее из двусложного «Ак эт», которое, если произносить несколько раз кряду, так и будет звучать - Агыт. (33)По-русски должно было бы называться Агит, но стали нарекать Агитка. (34)Видать, зачинателям, первым русским жителям этих мест, пришедшим вослед татарам, показалось, что для их слуху так будет приятней. (35)Для родной природы народ не мог придумывать грозные имена.
* Махмут Абдулин – писатель Ямала, член Союза писателей Российской Федерации.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Где мы получали первые уроки чести, достоинства, у кого мы учились правде, стойкости, где закалились духовно и телесно, набирались ума, познания окружающего?»
1) Конечно же, в школе.
2) В среде людской…
3) На родине малой, у окружения, у земляков своих.
4) В семье.
Ответ: _______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет
1) По милости божьей Митькино наше располагалось в одном из живописнейших уголков Западной Сибири, в ста верстах на восток от Тобольска.
2) Какая природа, такой характер складывается у людей.
3) Иногда все это разнообразие было в изобилии в каком-то одном месте возле деревни.
4) А Митькино не просто стоит, выживает, а расширяется домами, обрастает именами, богатеет!
Ответ:__________________________________
Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Ответ: ____________________________
Из предложений 24-27 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «истолковал» в предложении 23 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «звериных троп», простроенное на основе, согласования синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 4.
Ответ: _____________________________
Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным приложением.
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Говорят, (1) среда людская воспитывает, родители... А Митькино не просто стоит, (2) выживает, (3) а расширяется домами, (4) обрастает именами, (5) богатеет! Что звучит почти как уменьшительное русское имя Митька, (6) однако, (7) русские земляки именовать деревню ласкательно Митькой почему-то не стали, ведь Митькино же.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 12.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Они, (1) в совокупности, (2) и воспитывают личность. А Митькино не просто стоит,(3)выживает,(4) а расширяется домами, (5) обрастает именами, (6) богатеет! По-русски должно было бы называться Агит, (7)но стали нарекать Агитка.
Ответ:__________________________________
Среди предложений 30-35 найдите сложноподчинённое предложение
с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 29-33 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1 |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Для родной природы народ не мог придумывать грозные имена».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова ПРИРОДА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Природа - это», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 6
Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения |
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14. |
Легенда о великом молчании
(1)Случилось всё так...
(2)Старый олень, всегда шедший первым в аргише, зашёл в озеро тихой воды и увидел своё отражение. (3)В зеркале глади воды первое, что бросилось ему в глаза, были рога, которые потемнели от времени и покрылись ворсом ушедших лет. (4)Рога были ветвисты, но от трудобы шествия во главе каслания они стали ломкими и вряд ли могли быть защитой всех, кто идёт за ним.
(5)Далее он отметил снежную лихость цвета шерсти, которая всегда имела стойкий оттенок летнего колера тундры. (6) Олень всегда наставлял маленьких оленят в часы летнего солнцестояния, чтобы в случае опасности они, если нет сил в неокрепших ножках бежать от напасти, ложились средь болотных кочек и скрадывались среди серо-бурого оттенка кочек и мелкого лиственного покрова болот. (7)Но сейчас его, старого оленя, шерсть становилась видимой для любого врага, а с этим и становилась опасностью для всех обитателей стада.
(8)Копыта, которые были гордостью всей тундры, крепкие, резвые, готовые под любым настом раскопать корм для всего оленьего народа, стали рыхлыми, дряблыми, шелушащимися и неуверенно держащими ноги своего хозяина. (9)Бока впали. (10)Дыхание стало прерывистым.
(11)Но оставались глаза... (12)Их глубина и огонь были сдержанными и отливали сизым оттенком памяти.
(13)Нерма. (14)Так звали важенку, которую тогда ещё, будучи молодым, олень заприметил среди огромного круга каслающих соплеменниц. (15)Нерма. (16)Имя было волшебным и странным.
(17)Никогда не поймёшь, почему имя, данное Богами самой лучшей оленихе в стаде, становится для тебя не простым набором звуков, а является тихим и в тоже время всепокоряющим созвучьем жизни и трепета сердца. (18)Что-то невообразимое происходит тогда, когда имя одной-единственной на земле становится единственным для понимания.
(19)В ту пору они с Нермой долго стояли возле озера. (20)Иного озера. (21)Они любовались солнцем и своим отражением в воде... (22)Тогда это отражение было совсем не таким, как сейчас. (23)Да и были они тогда вдвоём.
(24)А потом появился авка. (25)Мальчик. (26)После родилась девочка. (27)Жизнь была светла и безгранична. (28)Горизонт впереди идущего оленя был светел и бесконечен. (29)Рядом были родные. (30)Будущее представлялось, как морошковые поляны.
(31)Но было во всём этом великолепии одно озеро, в которое только что вошёл олень и увидел свои глаза. (32)Озеро только и ответило своим блеском, которое было тихим и даже безмолвным. (33)Нет рядом Нермы... (34)Дух большой реки забрал её в водовороте при самом дальнем перегоне к пастбищам, каких ещё никто не видел. (35)Авка вырос и сам стал главой другого стада, каслающего в дальних пределах. (36)Молодая важенка... (37)Ей ещё придётся стать матерью.
(38)И только он, старый олень, стоит в зеркале собственных воспоминаний, и Великое молчание ниспускается на него, как полог безбрежного полёта гагары, несущей на своих крылах века следующих поколений.
*Эдуард Косинцев (род. В 1964 г) – писатель, поэт Ямала.
Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы |
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Великое молчание ниспускается на оленя?»
1) Потому что он стоит в зеркале собственных воспоминаний.
2) Потому что погибла его важенка Нерма.
3) Потому что горизонт впереди идущего оленя был светел и бесконечен.
4) Потому что имя одной-единственной на земле становится единственным для понимания.
Ответ: _______________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение
1) Но сейчас его, старого оленя, шерсть становилась видимой для любого врага, а с этим и становилась опасностью для всех обитателей стада.
2) Они любовались солнцем и своим отражением в воде...
3) И только он, старый олень, стоит в зеркале собственных воспоминаний, и Великое молчание ниспускается на него, как полог безбрежного полёта гагары, несущей на своих крылах века следующих поколений.
4) Горизонт впереди идущего оленя был светел и бесконечен.
Ответ:__________________________________
Из предложений 8-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «можно заменить приставкой пере-».
Ответ: ____________________________
Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано»
Ответ: _____________________________
Замените разговорное слово «заприметил» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _____________________________
Замените словосочетание «морошковые поляны», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетание со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _____________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 33.
Ответ: _____________________________
Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом
Ответ:______________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
И тогда она разбивала на куски этот, (1)казалось бы, (2)незыблемый устой. В эти трещины пробивалась холодная вода, (3)которая моментально схватывалась и создавала причудливые ледовые нагромождения. Сама же Река вела свою линию жизни с дальних южных гор, (4) напитывая силу такими же ручьями, (5)малыми реками и большими притоками.
Ответ:________________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
Ответ запишите цифрой.
Ответ:________________________________
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В зеркале глади воды первое,(1) что бросилось ему в глаза, (2) были рога,(3) которые потемнели от времени и покрылись ворсом ушедших лет. Рога были ветвисты, (4)но от трудобы шествия во главе каслания они стали ломкими и вряд ли могли быть защитой всех, (5) кто идёт за ним.
Далее он отметил снежную лихость цвета шерсти, (6)которая всегда имела стойкий оттенок летнего колера тундры. Ответ:__________________________________
Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер это предложения
Ответ: _________________________________
Среди предложений 3-7 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями.
Ответ: _________________________________
Часть3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. |
15.1 |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л. В. Щербы: «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Щербы.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2 |
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Горизонт впереди идущего оленя был светел и бесконечен. Рядом были родные. Будущее представлялось, как морошковые поляны».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3 |
Как Вы понимаете значение слова СВОБОДА?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое свобода?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы. Варианты 1-4
№ вар./зад. | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 4 | 3 | 4 |
4 | развернулись | разговор | прикрепила |
5 | сказано | деревянный | серебряные |
6 | поможем | возненавидеть/невзлюбить | колдуют |
7 | всёлахсибири | подделсловкостью | из кости мамонта |
8 | всепогнали | выслуживаешься | устроимвсеахнут |
9 | 4 | 23 | 7 |
10 | 1267 | 3 | 3 |
11 | 2 | 3 | 2 |
12 | 15 | 16 | 56 |
13 | 29 | 14 | 12 |
14 | 39 | 9 | 8 |
Ответы. Варианты 5-4
№ вар./зад. | 4 | 5 | 6 |
2 | 4 | 3 | 1 |
3 | 4 | 1 | 3 |
4 | прибрежные | разносит | прерывистым |
5 | закована | смешанного | неуверенно |
6 | морозным | объяснил/разъяснил | увидел |
7 | наростомизольда | тропзверей | поляныморошки |
8 | осталостподождать | онивоспитывают | нет |
9 | 7 | 9 | 2 |
10 | 12 | 167 | |
11 | 2 | 2 | 1 |
12 | 2 | 7 | 123456 |
13 | 3 | 31 | 3 |
14 | 19 | 29 | 4 |
Использованная литература
Вода может клеить?
Привередница
Почта
Агния Барто. Сережа учит уроки
Одна беседа. Лев Кассиль