Исследовательская работа "Съесть пуд соли с ОГЭ, или Как подготовиться к экзамену по русскому языку" может использоваться для подготовки к ОГЭ учащимися 9 класса,учителями,родителями
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya_seliverstova_neonila.rar | 86.23 КБ |
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
«Съесть пуд соли с ОГЭ,
или Как подготовиться к экзамену по русскому языку»
Селиверстова Неонила Игоревна
10 класс
Содержание
стр.
Российская Федерация
Министерство образования
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Мыс Каменный
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
«Съесть пуд соли с ОГЭ,
или Как подготовиться к экзамену по русскому языку»
Селиверстова Неонила Игоревна
10 класс
В своей работе мы поставили конкретные задачи: 1) методами опроса и наблюдения выявить уровень самостоятельной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку; 2) методом анализа результатов опросов выявить формы и методы самостоятельной подготовки учащихся к экзаменам; 3) выявить факторы, влияющие на снижение качества знаний; 4) доказать, что самостоятельная подготовка к экзаменам – это успех на ОГЭ; 5) описать полученные результаты; 6)создать сборник контрольно-измерительных материалов на основе текстов писателей Ямала.
Изучая материал по избранной теме, мы использовали такие методы и приёмы работы: приём опроса; диагностика; анализ имеющейся литературы и результатов диагностики; наблюдение. Гипотеза: представим, что, по объективным стечениям обстоятельств, ученик не может посещать школьные занятия по русскому языку и вынужден самостоятельно подготовиться к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку. Сможет ли выпускник при использовании определённого материала самостоятельно подготовиться к сдаче испытания. Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что её могут использовать выпускники 9 классов для самостоятельной подготовки, а также учителя для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ. На сегодняшний день существует много работ по подготовке к экзаменам. Однако мы решили изучить эту тему на примере нашей школы. Новизна исследования заключается в необычном способе подготовки к экзамену с использованием национально-регионального компонента.
II.1. Что такое ОГЭ? Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по выбору. Согласно новому Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.[1]
По решению ФИПИ в ОГЭ 2016 года по русскому языку внесены коррективы. Изменилось количество заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 18 до 15). Изменён максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 42 до 39). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2–14: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение). На выполнение работы отводится 3 ч 55 мин. Во время испытаний при выполнении всех частей работы экзаменуемые имеют право пользоваться орфографическим словарём. ОГЭ по русскому языку 2016 года считается сданным, если выпускник набрал 15 баллов из 39 возможных.
II.2. Результаты сдачи экзаменов учащимися Мыскаменской школы-интерната. Исследовав результаты сдачи экзаменов девятиклассниками нашей школы, мы выяснили, что в 2012-2013 учебном году сдали экзамен на «хорошо» и «отлично» 9 выпускников из 18, что составило 50% качества, 100% успеваемость. В 2013-2014 учебном году сдавали экзамен 23 учащихся. Из них на «4» и «5» написали экзамен 18 девятиклассников, что составляет 78% качества, 100% успеваемость. В 2014-2015 учебном году из 13 учащихся на «хорошо» и «отлично» сдали экзамен 7 школьников, что составило 54% качества, 100% успеваемость. (См. Приложение 1.). Качество знания нестабильно. Пробные экзамены нынешних девятиклассников показали очень низкое качество знаний. Первый пробный экзамен писали 23 учащихся. 3 девятиклассника не справились с работой, что составило 87% успеваемости, а 3 школьника написали пробный экзамен на «4» и «5» - это 13% качества. Второй пробный экзамен показал следующие результаты: 22% качества (5 учащихся выполнили работу на «хорошо» и «отлично») и 91% успеваемости (2 учащихся не справились с пробной экзаменационной работой). (См. Приложение 2). Надеемся, что третий пробный экзамен мы написали намного лучше. Но тем не менее мы задумались над тем, как же подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ.
II.3. Исследование самостоятельной подготовки учащихся 9-11 классов к экзамену по русскому языку. Чтобы выяснить, как же старшеклассники готовятся к экзаменам, мы провели опрос среди 9-11 классов. (См. Приложение 3). В опросе приняли участие 40 школьников. Результат показал следующее. На вопрос: «Каким образом Вы готовитесь к экзамену по русскому языку?» ответили «самостоятельно» – 22 учащихся, берут дополнительные задания – 14 учащихся, не готовятся – 4 учащихся. (См. Приложение 4). «Считаете ли Вы, что к экзамену Вас должен подготовить учитель?» да – ответили 27 учащихся, нет – 13 учащихся. (См. Приложение 5). На вопрос «Считаете ли Вы, что к экзамену по русскому языку можно подготовиться самостоятельно?» да ответило 25 учащихся, нет – 15. (См. Приложение 6). Каким же образом могут подготовиться к экзамену учащиеся нашей школы?
II.4. Самостоятельная подготовка к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Для того чтобы доказать, что можно найти выход из любой жизненной ситуации, мы возьмём для примера нашу гипотезу. Например: ученик оказался в сложной жизненной ситуации, не может посещать занятия, а через 2 месяца он должен сдать экзамен в форме ОГЭ. Представили себя на месте этого ученика. С чего начинать? С плана работы. Порой словосочетание «составить план» звучит скучно, но важно понимать, что многие сложности в подготовке к ОГЭ возникают именно из-за отсутствия систематизации процесса. Подготовка должна быть логичной и продуманной. Вне зависимости от времени и сил, которые вы бы хотели потратить на подготовку, лучше всего начать с простого пошагового плана. Чтобы составить этот план, вам необходимо написать пробный тест ОГЭ, чтобы оценить свои силы. Несколько советов. Это можно сделать дома, использовав готовые КИМы, а также в Интернете пройти онлайн-тестирование. Необходимо исключить возможность пользоваться справочными материалами: подсказками, Интернетом, учебниками и т.д. При этом нельзя отвлекаться на посторонние дела: звонки, общение в Интернет-сети, обед и т.д. Очень важно назначить для себя выполнение тестового экзамена ОГЭ на утро. У каждого есть свой собственный внутренний рабочий график, но все экзамены проводятся в утренние часы. Поэтому нам необходимо настроить себя на утренний график, чтобы «выйти» на максимальную производительность и внимательность именно в первой половине дня. Все экзамены начинаются в 10:00., поэтому следует для этого выбрать воскресные или каникулярные дни. После выполнения диагностического задания не выбрасывайте черновики, сохраните результаты – это пригодится в будущем. Очень важно понять, какие именно задания и почему не дались. ОГЭ соответствует школьной программе, поэтому важно понять, подготовку по каким темам необходимо начинать с белого листа, а какие темы мы знаем хорошо и можем стабильно решать задания. Плюс имеет смысл сначала сосредоточиться на тех заданиях и темах, которые мы знаем хорошо, но не достаточно для стабильности. Заполнить все пробелы и «закрыть» тему! Обязательно нужно изучить демонстрационные материалы ОГЭ. Необходимо усвоить принцип начисления баллов за те или иные задания. Это нужно для распределения времени на решение различных частей экзамена и на разные задания. На экзамене сначала нужно выполнять те задания, в решении которых уверены.
Итак, мы составили такой план.
Задания, составленные специалистами, проверяют наши знания по речеведению и умению работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать текст, понимать смысл, выделять основную и второстепенную информацию, строить собственный текст на основе прочитанного. Тестовые же задания по основным разделам школьного курса русского языка помогают нам анализировать то или иное языковое явление.
Проработав 3 пункта плана, мы подошли к самому сложному – подборке текстов для части 2. Изначально мы определились, что тексты для КИМов будем подбирать из ямальской литературы. Так как мы живём на Ямале, то, как говорят, «дома и стены помогают». Для подборки текстов использовали «Антологию ямальской литературы»[2].
Когда приступили к работе, выяснилось, что самым трудным заданием оказалось составление части 2. Пришлось повторить теоретический материал по русскому языку 5-9 классов, затем найти этот материал в тексте. Очень сложно было составить задание 2, в котором такая формулировка задания: «В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…?» Иногда в текстах отсутствовали сложноподчинённые предложения с параллельным, однородным или последовательным подчинением придаточных (задание 13).
II. 5. Апробация самостоятельно созданного сборника «Сдаём ОГЭ-2016 с
ямальскими писателями». Когда КИМы были созданы, мы решили проверить их на наличие ошибок. Для этого попросили учащихся 9 классов проверить свои знания на материале нашего сборника. Не скроем: были недочёты. Но на ошибках учатся!!! Назовём часто употребляемые ошибки:
Это ещё больше возбудило наш интерес к данному виду работы. После редактирования мы планируем обратиться к учителям русского языка нашей школы и проанализировать тренировочный материал. Считаем, что данный сборник поможет в подготовке к Основному государственному экзамену не только школьникам Ямало-Ненецкого автономного округа, но и России.
II.6. Памятка для учеников, которую должны соблюдать во время выполнения тестов. Изучив материал по подготовке к экзамену, мы нашли несколько, на наш взгляд, дельных советов, которые могут использовать 9-классники.
1. Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Не забывай следить за временем.
2. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
3. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошёл до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
4. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких вопросах.
5. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решённом тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даёт тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!
6. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах.
7. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по всем лёгким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
8. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
9. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
10. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решённых тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.[3]
II.7. Подготовка к изложению и сочинению. Самая сложная часть ОГЭ по русскому языку, по отзывам учеников, - это изложение и сочинение. Но ведь умение писать творческие работы – это умение доказательно, логично и образно излагать свои мысли. А это нужно каждому человеку.
Изложение – это письменный пересказ текста. Как к нему подготовиться? В этом нам помогут и аудиозаписи, и самостоятельно прочитанные тексты. Единственное, что надо усвоить, так это находить микротемы, ключевые слова и приёмы сжатия текста. Сочинение – один из видов работ по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика.
Опыт работы учителей русского языка и литературы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Следует вспомнить наши уроки. Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже в начальной школе нас учили отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовки к ОГЭ мы учимся писать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…(тезис)
2. По его мнению, ...(аргумент из текста КИМа)
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…(аргумент из текста КИМа или жизненного опыта)
4. Итак, …(вывод).
Но самое главное, если 9-классники выбирают сочинение 15.3, то необходимо поработать с Толковым словарём и узнать лексическое значение некоторых слов и словосочетаний, таких как доброта, милосердие, природа, внутренний мир человека, отзывчивость, порядочность, ценные книги, учитель, справедливость и др. Конечно, с этими словами мы знакомы, но дать им определение не каждый выпускник 9 класса сможет. А ещё сложнее подобрать аргумент из жизненного опыта. Хотелось, чтобы выпускники Мыскаменской школы-интерната показали свою читательскую грамотность и аргументы подбирали на основе литературного опыта.
языку зависит от учителя на 30%, а от ученика на 70%. Только при заинтересованности учащихся в качественной сдаче экзамена можно добиться успеха и самостоятельно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.
Таким образом, в результате проведённого исследования мы пришли к выводу о том, что при использовании системы самостоятельной работы по подготовке к Основному государственному экзамену, можно скорректировать уровень знаний по конкретным темам, изученным в курсе основной школы. Постоянная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Гипотеза наша подтвердилась. Поставленные задачи решены, цель исследовательской работы достигнута.
Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, девятиклассник оказывается один на один с организаторами ОГЭ, членами экзаменационной комиссии. Несмотря на то, что школьные выпускные экзамены все-таки более или менее предсказуемы, от случайностей никто не застрахован. Мы обратили внимание на то, что во время тренировки по тестовым заданиям стали лучше ориентироваться во времени и умело его распределять.
Не лишним будет повторить ещё раз. Успешность сдачи ОГЭ зависит только от нас. Конечно, чтобы получить «5», необходимо иметь предрасположенность к тому или иному предмету. Но при тщательной подготовке, любой может получить высокий балл. В конечном счёте, мы должны научиться ставить себе цели и – главное – достигать их. Это не то, чтобы пригодится в будущем, это незаменимо при решении уже жизненных задач. Просто научитесь добиваться успеха – и это, знаете ли, войдёт в привычку.
Список литературы
Интернет ресурсы
1.http://gia-online.ru/tests/4
2. http://www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/
3. http://m.onlinetestpad.com/ru
4. http://www. moeobrazovanie.ru/Priraz_№1394
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Опросник
_____________________________________________________________________________
Да Нет
Да. Как?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Нет. Почему?__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
Приложение 10.
[1]http://www. moeobrazovanie.ru/Priraz_№1394
[2] Решение о создании «Антологии ямальской литературы» было принято Редакционно-издательской комиссией при губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа в мае 2011 года.
[3] Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку .Учитель русского языка и литературы МБОУ – Старокулаткинская СОШ №1 Усманова Г.Р.
Ручей и камень
Как нарисовать черёмуху
Загадочная система из шести экзопланет
Сочинение
Золотая хохлома