Работа выполнена в виде презентации + сообщение для НПК . Может использоваться на уроках литературы начальной школы
Вложение | Размер |
---|---|
сообщенипе | 404.89 КБ |
презентация | 2.92 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 72»
секция: __русский язык___
Исследовательская работа
на тему:
«В мире незнакомых слов»
Выполнила: Руководитель:
Щелгачёва Дарья Рассамахина Светлана
ученица 3В класса Анатольевна
учитель начальных классов
Ижевск, 2016
Содержание стр.
Введение……………………………………………………… .. 2-3
1.1Пояснение и иллюстрации к незнакомым
непонятным словам…………………………………….. 5
1
ВВЕДЕНИЕ
Без знания прошлого нет настоящего.
Актуальность проблемы: Еще в сентябре, открыв учебник по литературному чтению, мы стали знакомиться с произведениями устного народного творчества. При этом оказалось, что многое из того, что мы читаем, не всегда понятно, потому, что довольно часто встречаются незнакомые слова. Объяснение некоторых из них мы находили в учебнике. Но, как оказалось, не всегда эти объяснения дают полное представление о слове. А к некоторым словам там вообще нет объяснения. Часто мы читаем новые произведения с карандашом в руках. А потом выясняем значение новых слов у нашей учительницы. Иногда она сама отвечала на наши вопросы. Но чаще предлагала обратиться к Толковому словарю. И вот мы решили составить свой маленький Толковый словарик. А еще нам стало интересно, только ли мы знаем так мало слов, которые встречаются в книгах?
Объектом исследования является: художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса.
Предметом исследования является: слова, которые редко употребляются в современном русском языке, незнакомые слова.
Цель данной работы: найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Гипотеза данного исследования: в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
2
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Практический материал собирали в течение 1полугодия. Анкетирование провели в январе 2016 года.
Данное исследование способствует привитию интереса к чтению, изучению истории и языкознания.
В своей работе мы использовали справочную, научно-популярную литературу, а также материалы веб-сайтов сети Интернет.
3
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Чтобы правильно понять текст многих произведений (в том числе и входящих в постоянный круг нашего чтения), необходимо знать значения устаревших слов, слов, употребляющихся сейчас в других значениях, новых слов, с которыми мы еще не встречались.
Мы стали читать книги, в которых рассказывается про старые слова и узнали, что в русском языке есть два вида устаревших слов – архаизмы и историзмы.
Архаизмами называются слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время.
Например, учительница нам говорила, что выражение «устная речь» произошло от слово «уста», что сейчас обозначает рот человека, губы.
Историзмы – это слова, вышедшие из употребления, потому что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали.
Например, верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км и выкрашенный черно-белыми полосами дорожный столб, отмечающий эту меру.
Среди непонятных нам слов есть и такие, которые ещё употребляются и в современном языке, но пользуются ими люди, которые непосредственно связаны с каким-то видом деятельности. Например, «удила, повода (поводья)».
4
НЕПОНЯТНЫМ СЛОВАМ
Чтобы точно понимать значение каждого слова, мы читали литературные произведения в учебнике по Литературному чтению, выписывали оттуда непонятные слова. Толкование некоторых было дано в учебнике, но не всегда такое толкование давало полное представление о значении слов.
Мы обратились к справочной литературе – «Толковому словарю русского языка», созданного С. И. Ожеговым и «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля. Но и этого, порой было недостаточно. Тогда мы вспомнили пословицу «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» и решили к некоторым словам найти рисунки. В этом нам помогли родители. Они нашли в Интернете соответствующие иллюстрации. Теперь понять значение некоторых слов и выражений нам помогают не только пояснения, но и картинки. Все найденные слова мы расположили в алфавитном порядке, и у нас получился небольшой словарик незнакомых слов (Приложение 1).
5
АНКЕТИРОВАНИЯ
В ходе нашей работы мы заинтересовались, только ли мы сталкиваемся с незнакомыми и непонятными словами? Мы обратились к учащимся старших классов с тремя вопросами:
1. Часто ли Вы встречаете в литературных произведениях непонятные слова?
2. Считаете ли вы необходимым знать значения устаревших слов?
3. Чем вы пользуетесь, если вам непонятно значение какого-либо слова?
На первый вопрос «да» ответили 42% учащихся. При этом мы заметили, что в 5-6 классах таких учащихся значительно больше, чем среди 9-10 классов. Значит, эта проблема есть не только у нас.
На второй вопрос ответили утвердительно 78% учащихся. Значит, большинству учащихся интересно знакомиться с теми словами, значение которых они не понимают.
На третий вопрос 38% учащихся ответили, что значение непонятного слова спросят у учителя, 18% – посмотрят в словаре, 15% – спросят у родителей, 12% – найдут в Интернете и 17% – воспользуются разными источниками информации в зависимости от обстоятельств.
Результаты анкетирования подтверждают нашу гипотезу о том, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно. (Приложение 2). Но с этой проблемой чаще сталкиваются ученики младших классов.
С этими же вопросами мы обратились и к взрослым – учителям, родителям. Оказывается, и им в жизни и книгах иногда приходится встречать незнакомые слова. И они тоже пользуются разными источниками информации, чтобы узнать значение этих слов.
6
Работая над нашей темой, мы поняли, что у каждого слова – своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут и уходят из жизни, устаревают. Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова. Многие слова ушли из языка. Но некоторые устаревшие слова продолжают жить в языке наряду с новыми, заменившими их. Они используются в художественной литературе.
Слова, обозначающие эти названия, можно найти в толковых словарях.
Для того чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. С этими словами наша речь становится ярче, разнообразнее, интереснее. Эти слова передавались из поколения в поколение, и многие люди разговаривают так, как их научили. Для них эти слова незаменимы и неповторимы.
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель данной работы была достигнута. Задачи, которые мы поставили в начале выполнения работы, были решены. Мы выписали все незнакомые и непонятные слова, нашли их толкование, подходящие иллюстраци. На основе проведенных исследований можно сделать выводы:
Наша работа помогла нам узнать значение непонятных слов, а значит и лучше понять и окружающий нас мир, и то, что происходило в прошлом. Наша учительница часто нам говорит: «Если вы не знаете прошлое, вам будет трудно построить ваше будущее. Вы допустите гораздо больше ошибок». Мы хотим, чтобы в нашем будущем жизнь была очень хорошей. Поэтому будем читать разные умные книги, в том числе и о прошлом. А понять их помогает знание слов, которые раньше были нам непонятны.
Мы создали ещё и красочный «Толковый словарь незнакомых слов», воспользоваться которым смогут и те ребята, которые придут в 3 класс после нас.
8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛОВАРЬ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ
АЛЛИГАТОР – американский и восточноазиатский крокодил, отличается широкой мордой, а глаза расположены в верхней части туловища .
БАОБАБ – дерево в Африке, которое живёт несколько тысяч лет и имеет очень толстый ствол (от 25 до 40 метров)
БАС – самый низкий мужской голос
БИВЕНЬ – выступающие наружу зубы, клыки.
ВЕРЕЮШКА – верёвка.
ВОЖЖИ – верёвки, пристёгиваемые к удилам лошадь.
ГАЛОШИ - низкая резиновая (ранее также кожаная) обувь, надеваемая поверх сапог, ботинок для предохранения от сырости.
ГОРОДОВОЙ – в царской России низший чин городской полиции.
ИСТОМА – чувство приятной расслабленности.
КАРЕТНИК – сарай для повозок.
КАРТУЗ – фуражка с козырьком.
КРЕМЕНЬ – камень, который раньше применялся для высекания огня.
КУДЕСНИК – колдун.
ЛОЖЕ – место для спанья, постель (устар.)
МАСЛЕНИЦА-КРИВОШЕЙКА – масленицу называли самыми нелепыми и смешными прозвищами – кривошейка, обжора, обмануха для того чтобы вызвать смех.
МГЛА – непрозрачный воздух от сгущающихся сумерек, темнота.
МОВО, ТВОВО – моего, твоего.
МОРОКА – утомительная неприятная работа.
НЕУЧТИВЫЙ – невежливый, непочтительный.
ОБОЧИНА – боковая часть дороги.
10
ОБРЯД – ряд определённых действий.
ОЧИЩАТЬСЯ ОГНЁМ – считалось, что огонь избавляет от всего плохого.
ПОВОДА – прикреплённые к удилам длинные ремни, которыми управляют лошадью.
ПОДМАСТЕРЬЕ - помощник мастера, в ремеслах, мастерствах.
ПРОПЕЛЛЕР – у самолетов, вертолетов, дирижаблей, аэросаней воздушный винт.
РОГОЖА – грубая плетёная ткань.
САЖЕНЬ - старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13 м).
САЛАЗКИ – ручные санки.
СЫЗМАЛЬСТВА – с малых лет, с детства.
ТЕНОР – высокий мужской голос.
ТЕРРАСА – летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.
ТАНОК – хоровод.
ТОМ – отдельная книга какого-нибудь сочинения, издания.
УДИЛА – прикреплённое к ремням железо, которое с двух сторон вкладывается в рот лошади.
УШАТ – большое деревянное ведро с двумя ручками-«ушами», в отверстия которых продевается палка для подъёма, ношения.
ЧЕХАРДА – игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого, подставляющего ему для упора согнутую спину.
11
12
Текст защиты работы
Без знаний прошлого — нет настоящего
Наша работа посвящена знакомству с новыми для нас словами.
Мы читали художественные произведения из учебника по литературному чтению для 3 класса, находили слова, которые редко употребляются в современном русском языке и незнакомые нам слова.
Мы захотели найти объяснение и иллюстрации к незнакомым и непонятным словам.
Мы предполагали, что в художественной и научно-популярной литературе часто встречаются слова, значение которых непонятно.
Сначала мы наметили план нашей работы:
которые обозначают предметы или какие-то события;
Начали мы с раздела «Народное творчество» Мы узнали, что народное творчество имеет и второе название – фольклор, которое произошло от английского слова folklore , что значит «народная мудрость». Из народных песен мы выписали слова «мово, твово», а к словам «вереюшка» и «салазки» еще и подобрали картинки.
Там же были слова – удила, повода. Было к ним и объяснение. Но только картинка действительно показывает, что это такое. А, заодно, мы узнали и что такое уздечка – набор ремней на голове лошади.
Очень интересно было при знакомстве с народными праздниками. Мы нашли такие красочные картинки, и даже послушали праздничные песни.
У нас в презентации только коротенькие отрывки народных песен. Потом мы читали сказки. И вновь встречаемся с незнакомыми словами – вдова, неучтивый, сызмальства. Слово «обочина» вроде бы знакомое, но мы всё-таки и к нему подобрали картинку.
И слово «ложе» мы не знали. Оказывается, это просто постель. Сколько интересных сказок и стихов прочитали мы. Но и там опять появляются непонятные слова, например, слово «кудесник».
А вот баобаб из стихотворения «Розовый слон»… Мы даже представить себе не могли, до чего же это огромное дерево!
Мы знаем много интересных игр. Но вот в чехарду, в которую играл Винни-Пух с Крошкой Ру, никогда не играли. А, заодно, мы узнали, что раньше играли в такие игры как «Казаки-разбойники», «лапта», «бирюльки»…
Оказывается, у пропеллера могут быть не только 3, как у Карлсона, но 2 или 4 крыла, которые называются «лопасти».
А еще, читая приключения, мы узнали про необыкновенный камень «кремень», при помощи которого можно и огонь высекать и воду очистить и сделать лечебной. А еще древние люди из него делали ножи и оружие.
Кстати, теперь мы знаем, как выглядит картуз, что такое ушат.
Теперь мы хорошо себе представляем, как выглядит пучина морская.
А вот так выглядел городовой. Сейчас примерно такие же обязанности выполняет дорожный полицейский.
И еще старая фотография, на которой мы видим мастера и его ученика – это подмастерье.
Теперь мы точно знаем, как выглядит сруб старого заброшенного колодца, что такое вожжи, жерди.
А вот так примерно так выглядела терраса богатого дома. Или каретник, в котором стояли повозки. Или «чёрный двор».
Ещё с первого класса мы начали знакомство с рассказами Льва Николаевича Толстого. Теперь мы знаем, что такое усадьба, и как выглядела усадьба, в которой жил Лев Николаевич.
А вот так выглядела корабельная пушка и пушечное ядро.
Зимний лес в вашем доме
Огонь фламенко
Сказочные цветы за 15 минут
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Рисуем пшеничное поле гуашью