Русский язык - один из сложных предметов в школьной программе. Сложен наш язык потому , что чрезвычайно богат. Грамотность - это фундамент, на котором строится всё развитие личности.
Правописание словарных слов вызывает трудности не только у учеников, но и у взрослых. Так что же такое "словарные слова"? Это целая группа "непослушных" слов, правописание которых, не подчиняется ни одному правилу русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к исследовательской работе "Словарь фантазий" | 2.9 МБ |
Исследовательская работа "Словарь фантазий" | 1.56 МБ |
Сборник "Словарь фантазий" | 1.62 МБ |
Слайд 1
« Словарь фантазий» как способ запоминания словарных слов Автор работы: Кондрашова Татьяна, 6 класс, МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа» Руководитель: Ланкина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературыСлайд 2
Русский язык - один из сложных предметов в школьной программе. Сложен наш язык потому, что он чрезвычайно богат.
Слайд 3
Актуальность: подбор способов, которые позволят усвоить написание словарных слов, найти опору для запоминания их графического облика Проблема проекта: запоминание словарных слов Цель работы : создание «Словаря фантазий» как эффективного способа запоминания словарных слов
Слайд 4
Задачи : Проанализировать словарный состав словаря « Пиши правильно » , распределить слова по группам Узнать о наиболее эффективных приемах запоминания данных слов Провести анкетирование в шестых классах Проанализировать анкеты учащихся 6-ых классов, сделать вывод Используя приемы запоминания слов, составить свой словарь
Слайд 5
Объект исследования: слова с непроверяемым написанием, обязательные для изучения в курсе русского языка 6 класса (по учебнику Русский язык 6 кл.: в 2-х кн./ Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва, Н.А.Исаева.- Изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2012., словарь « Пиши правильно! » ) Предмет исследования: приемы, способствующие запоминанию словарных слов Гипотеза исследования: обращение к лексическому значению, истории происхождения слова может помочь объяснить его написание; процесс запоминания словарных слов будет более успешен, если использовать специальные приемы
Слайд 6
« Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся » (Л. В.Щерба)
Слайд 7
Словарные слова- это целая группа « непослушных » слов, правописание которых, зачастую, не подчиняется ни одному правилу русского языка
Слайд 8
Орфогра́фия ( греч. ὀρθογραφία , от ὀρθός — правильный и γράφω — пишу) — 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания , изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний
Слайд 9
морфологический фонетический традиционный (исторический) принцип дифференцированного написания принцип слитного, раздельного и дефисного написания Принципы орфографии - это закономерности, лежащие в основе орфографической системы. Принципы орфографии:
Слайд 10
Традиционный принцип заключается в том, что признаётся правильным написание, закреплённое традицией По традиционному принципу слово пишется так, как оно писалось в старину или как в том языке, из которого оно заимствовано Традиционный принцип
Слайд 11
Эффективные способы запоминания словарных слов Мнемотехника как способ запоминания словарных слов
Слайд 12
«Мнемотехника» – совокупность правил и приёмов, помогающих запомнить нужные сведения» С.И. Ожегов
Слайд 13
Четыре этапа мнемонического запоминания: кодирование в образы запоминание (соединение двух образов) запоминание последовательности закрепление в памяти
Слайд 14
Приёмы мнемотехники: образование смысловых фраз рифмизация звуковые ассоциаций ,которые соединяются с запоминаемой информацией зрительные ассоциации этимологический анализ слов
Слайд 15
Этимологический анализ слова Этимологический анализ является средством, повышающим осмысленность, правильность и прочность запоминания словарных слов
Слайд 16
Подбор ассоциаций Обязательное условие – ассоциативное слово должно иметь гласную под ударением
Слайд 17
Образование смысловых фраз Написание слов можно объяснить, подбирая смысловые фразы, где одно из слов будет ключевым с той же , но ударной гласной
Слайд 18
Подбор зрительных образов Написание многих слов мы попытались « объяснить » зрительными образами-ассоциациями.
Слайд 19
Распределение слов по тематическим группам Распределение слов по тематическим группам, особенно с одновременной группировкой по орфографическим признакам, также способствует запоминанию написания.
Слайд 20
Подбор рифмы (рифмизация) Такого рода стишки не следует наполнять каким-то глубоким смыслом. Они просто должны помогать вам запомнить данное слово .
Слайд 21
Практическая часть Анкетирование Какой вид работы по русскому языку для вас наиболее сложный А) Тест Б) словарный диктант В) контрольная работа 2. Как вы готовитесь к словарному диктанту? 3. Что необходимо применить для запоминания словарных слов? 4. Какие словарные слова не поддаются запоминанию?
Слайд 22
Какой вид работы по русскому языку для вас наиболее сложный А) Тест Б) словарный диктант В) контрольная работа
Слайд 23
Как вы готовитесь к словарному диктанту?
Слайд 24
Что необходимо применить для запоминания словарных слов?
Слайд 25
Какие словарные слова не поддаются запоминанию? Ю н ый В е ст и бюль Профе сс ор А тт ракцион Пара лл ельный О тр а жение Б а гряный Оди нн адцать Д и зайнер П а л и садник Сте лл аж
Слайд 26
Вывод: Запоминание словарных слов вызывает затруднение, а также пропадает интерес к родному языку, так как данная работа утомляет и не всегда достигает желаемого результата
Слайд 27
Словарь фантазий
Слайд 28
Применение мнемотехнических приёмов 1. Правописание слов с удвоенной согласной (15 слов) 2. Слова – исключения (7 слов) 3. Профессии (5 слов) 4. События (4 слова) 5. Учреждения, помещения, заведения (6 слов) 6. Математические понятия (7 слов) Тематические группы
Слайд 29
Этимологический анализ слова 1. А втоб и ография – « а вто» - это греческая приставка; ее основное значение – «само по себе»; «б и ос» по-гречески – «жизнь». 2.К а питан - от латинского «к а пут» - «голова» (к а пуста, к а пюшон) 3. Те рр аса - имеет происхождение от лат. корня te rr a - земля 4. Б а гряный - происходит от формы, родственной ст.-слав. Б а гръ 5. Ф ио летовый. Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где fioletowy < нем. violett, передающего франц. v io let (от v io lette "фиалочка", уменьшит.-ласкат. к viole "фиалка" < лат. v io la — тж.).
Слайд 30
Зрительные ассоциации С о ревнование С ревнование
Слайд 31
Профе сс ор Профе ор
Слайд 32
П о ртрет П ртрет
Слайд 33
Образование ассоциативных слов, фраз О фицер – д О блесть П а литра – кр А ски
Слайд 34
К а никулы - ур А О тр а жение – стекл О , глаз А
Слайд 35
Образование смысловых фраз Ф ио летовый И мя, О тчество пиши ф ИО летовой ручкой Сув е нир В Е рный друг мне подарил замечательный сув Е нир Т е атр Т Е ма весны в т Е атре
Слайд 36
Рифмизация В е л о сипед Движ Е ние н О г - всегда вперёд! Д и зайнер Д И зайнер д И ко извинялся, дизайн никак не удавался
Слайд 37
Вывод Процесс запоминания словарных слов стал более успешным, у обучающихся появился интерес к работе над словарными словами.
Слайд 38
Заключение Систематическое обращение к «Словарю фантазий» повысит орфографическую грамотность, окажет положительное влияние на правописание непроверяемых слов.
Слайд 39
Ум да разум надоумят сразу
Слайд 40
СПС
Агния Барто. Сережа учит уроки
Почему Уран и Нептун разного цвета
Зимняя сказка
Серебряное копытце
"Разделите так, как делили работу..."