Исследовательская работа о семье: корни и взаимоотношения в семье. Федеральный государственный образовательный стандарт, определяя семью, как важнейший институт общества, основу и опору государства, отвечающую за социализацию новых поколений, рассматривает родителей как равноправных участников образовательного процесса. Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Из-за дефицита духовного общения детей с родителями ограничен объем знаний детей о своей семье, о его членах, традициях.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_buinsk.docx | 175.01 КБ |
V республиканская научно-практическая конференция школьников
«От школьного проекта к формированию интеллектуальной элиты Республики Татарстан»
Секция: математика
Я и моя семья: мы знакомы?
Волкова Анастасия, ученица 7 класса
МБОУ «Затонская СОШ им. Василия Петровича Муравьева»
Камско-Устьинского муниципального района
Республики Татарстан
Научный руководитель:
учитель математики Даминова Ф.Н.
Буинск 2016 г.
Содержание.
I. Введение.
II. Основная часть.
2.1 История развития статистики.
2.2 Статистические характеристики.
2.3 Этапы выполнения исследовательской работы.
III. Заключение.
В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией.
Бенджамин Дизраэли
Введение.
На занятиях кружка по математике ещё в 5классе я познакомилась с элементами статистики. Меня эта тема очень заинтересовала и я начала фиксировать свои наблюдения. После мини-исследований по разным направлениям своей семьи я собрала достаточно богатый материал о своих близких. Мне стало интересно: что знают мои одноклассники, друзья о своих родителях? В 2014 году я провела эту работу в масштабах школы и решила её продолжить дальше.
В современном обществе статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Независимо от уровня и стадии экономического развития, характера политической системы, статистика на протяжении сотен лет своего существования всегда выступала как необходимый и эффективный инструмент государственного управления и одновременно как наука, исследующая количественную сторону массовых явлений.
Особенность статистики заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений. При этом статистику прежде всего интересуют те выводы, которые можно сделать на основе анализа надлежащим образом собранных и обработанных цифровых данных.
Цель работы:
1. Составить наглядную картину среднестатистической семьи с точки зрения ребенка и родителя.
2. Сформировать представление о статистических исследованиях, обработки данных и интерпретации результатов.
Задачи работы:
1. Сбор статистической информации о семьях школы путем опроса учащихся и отдельно их родителей.
2. Описание и обработка данных с помощью различных средних.
Гипотеза. Если мы будем знать, ценности и приоритеты среднестатистической семьи нашей школы (по классам), то можно прогнозировать результаты работы с семьей.
Актуальность: связь ученик-родитель-школа.
Для раскрытия данной темы я использовала методы анкетирования, обработки и анализа данных, наглядно характеризующих среднестатистическую семью в нашей школе.
II. Основная часть.
2.1. История развития статистики.
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. Ее возникновение и развитие были обусловлены общественными потребностями: подсчет населения, скота, учет земельных угодий, имущества и т.д.
Наиболее ранние сведения о таких работах в Китае относятся к V веку II тыс. до н.э. В Древнем Риме проводились учеты свободных граждан и их имущества. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства.
В античном мире учитывали родившихся; в специальные списки вносились юноши, достигшие возраста военнообязанных (18 лет), а также 20 лет (возраст полноправных граждан). Составлялись земельные списки (кадастры), в которые включались сведения о строениях, рабах, скоте, инвентаре, доходах. Греческий философ Аристотель ещё за триста лет до нашей эры составил описание 157 городов государств.
На Руси первыми статистическими источниками были летописи, в которых упоминается о сборе различной информации в IX-XI вв.: возникновении и развитии городских поселений, расположенных на водных путях, о наличии в них храмов, церквей, монастырей, жилых строений.
Слово «статистика» многолико, многозначно и согласно одному из статистических терминов многомерно. В настоящее время насчитывается около тысячи определений статистики. Дать определение статистики как науке пытались философы, математики, экономисты, социологи, государственные деятели и, конечно, сами статистики.
В процессе практических статистических работ начали складываться определённые правила сбора и обработки данных, приёмы анализа информации. Появляется необходимость теоретического научного осмысления накопленной практики. Начали складываться и исторические черты познания массовых явлений и формы их количественного измерения.
Сам термин «статистика» произошел от латинского слова «статус», что означает «определенное положение вещей». Термин «статистика» употребляется в различных значениях. Под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества. Употреблялся он первоначально в значении слова «государствоведение». Статистикой также называют особую науку, т. е. отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны.
2.2 Статистические характеристики.
Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения могут быть сплошными и не сплошными. Сплошным называется наблюдение, учитывающее все без единицы изучаемой совокупности. Не сплошное наблюдение ориентируется на учет некоторой достаточно массовой части единиц наблюдения. В статистической практике применяются различные виды не сплошного наблюдения:
Качество не сплошного наблюдения уступает результатам сплошного. Для получения представительной характеристики всей статистической совокупности по некоторой части ее единиц применяют выборочное наблюдение, основанное на научных принципах формирования выборочной совокупности. Случайный характер отбора единиц совокупности гарантирует
беспристрастность результатов выборки
В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение:
Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.
Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.
Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.
Сбор и группировка статистических данных.
Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы.
Наглядное представление статистической информации.
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения. Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы.
Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования.
Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы. Для построения круговой диаграммы круг разбивается на секторы, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определенным для каждой группы данных.
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном.
2.3 Этапы выполнения исследовательской работы.
1. Сбор данных.
1. Включает в себя:
2. Изучение поставленной задачи.
3. Определение значимых понятий.
4. Подбор источников информации.
Сбор информации.
На этом этапе мною были разработаны вопросы для анкетирования детей и родителей. Эта анкеты были предложены сначала учащимся, затем – их родителям. Так как в жизни происходят постоянно изменения, то и вопросы анкеты 2016 года немного отличались от вопросов анкеты 2014 года. [Приложение 1]
2. Группировка данных.
Включает в себя:
1. Разделение данных в группы по признаку (по классам)
2. Построение таблицы данных.
Результаты анкетирования были разделены по 12 признакам по классам, составлены сравнительные таблицы (48 штук). [Приложение 2]
3. Анализ данных.
Включает в себя:
1. Нахождение статистических характеристик.
2. Обобщение полученных результатов.
В результате анализа таблиц были составлены обобщающие диаграммы: столбчатая и круговая.
Результаты исследований 2014 года
Рис.1 Знание учащимися данных о своих родителях.
Рис.2
По результатам моих исследований среднестатистическая семья МБОУ «Затонская СОШ» выглядит так:
1. Это полная семья, где есть мама, папа и 2 ребенка. 2. Маме 41 год, папе – 40, оба родителя приезжие. 3. Национальность: вся семья русские. 4. Семья проживает в благоустроенной квартире. 5. В доме имеется компьютер. 6. В семье есть личный автотранспорт. 7. Мама работает в ЗАО РБФ им. Куйбышева или ООО «Фоника Гипс» Папа работает в «БашВолготанкер». 8. Мама шатенка с карими глазами, роста – 1,64 , вес – 73 кг, с высшим образованием. 9. Папа брюнет с карими глазами, роста -1,75 м, вес – 82 кг, со среднеспециальным образованием. 10. Дети русоволосые с карими глазами, занимаются кружках и секциях. 11. Мамы увлекаются рукоделием, папы занимаются рыбалкой, но у них не очень активная жизненная позиция. 12. Отдых всей семьей обязателен. 13. В семье есть 2 кошки и собака. 14. Помогают в учебе оба родителя. 15. Удовлетворительное знание компьютера родителями.
Результаты исследований 2016 года.
Рис.3 Знание учащимися данных о своих родителях.
Знание учащимися основной информации о своих родителях.
Рис.4
Среднестатистическая семья МБОУ «Затонская СОШ им. Василия Петровича Муравьева » 2016 года:
1. Это полная семья, где есть мама, папа и 2 ребёнка.
2. Маме 39 лет, папе – 41год . Оба родителя приезжие.
3. Вся семья русская.
4. Семья проживает в благоустроенном жилье.
5. Имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон.
6. В семье есть автотранспорт.
7. Мама – русая с карими глазами, ростом – 161,5см и весом – 71,5кг.
8. Папа – русый, с карими глазами, ростом – 173,5см и весом – 82,75кг.
9. Дети – русые, с карими глазами, ростом – 158см и весом – 42,75кг. В основном занимаются спортом и музыкой.
10. Мамы занимаются рукоделием, папы – рыбалкой. Но у них не активная жизненная позиция.
11. Отдыхают всей семьёй.
12. Имеют кошек, собак и других животных.
13. Почти в каждом доме есть домашняя библиотека.
14. В основном у детей есть бабушка и дедушка.
15. Почти все родители активны в жизни школы.
16. Родители имеют средне-специальное образование.
III. Заключение.
По результатам исследований 2014 и 2016 годов среднестатистическая семья МБОУ «Затонская СОШ» сильно не изменилась, выглядит одинаково. Но приятно отметить, что повысилась активность участия родителей в жизни школы. По добавленному вопросу в анкету 2016 года выяснилось, что уходят в прошлое семейные традиции.
Но главной моей задачей было выяснение того, насколько хорошо наши учащиеся знают своих родителей. В результате всех подсчетов было выявлено:
1. Ученики точно не знают рост и вес своих родителей.
2. Ученики не знают дату рождения своих родителей.
3. Большинство учеников не знают, чем занимаются их родители в свободное время.
4. Ученики затрудняются указать образование родителей.
Все это я выясняла для практического применения этой информации классными руководителями представленных классов. В ходе исследования было установлено, что чем старше ученики, тем больше они владеют информацией о своих родителях. Так же было установлено:
6 класс:
1. Затрудняются с ответом даты рождения своих родителей.
2. Ученики не знают, какое образование у родителей.
3. Большинство учеников не могут сказать вес и рост своих родителей.
4. Ученики не могут сказать приезжие их родители ли местные.
7 класс:
1. Ученики не знают дату рождения своих родителей.
2. Ученики не могут сказать рост и вес родителей.
9 и 11 классы отлично знают основную информацию своих родителей.
Обработанные данные можно использовать: 1. Для работы классных руководителей с семьей.
2. Для руководителей школы. 3. Для практического применения информации в творческой жизни школы или класса.
Литература.
1. Экономическая статистика. «Учебник», 2-е издание дополненное. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. Москва. ИНФРА-М. 2006 г. Авторы: Ю. Н. Иванов; С. Е. Казаринова и др. Под редакцией Ю. Н. Иванова, Доктора экономических наук.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра. 7 класс. М.; Просвещение,2010г.
3. Методичные рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения в общеобразовательных учреждениях. Москва. 2006 г.
4. Орлов А. И. Как оценивать уровень жизни? Журнал «Обозреватель» №5, 1999 г.
5. Никитина Е. П. «Коллекция определений термина «Статистика» - М. МГУ 1972 г.
7. http://www.rae.ru/forum2012/323/32
Приложение 1.
Анкета (2014 г.)
Среднестатистическая семья нашей школы.
Среднестатистическая семья нашей школы.
1.Состав семьи. Сколько человек в семье?
2.Отец (ИФО). А) дата рождения (день, месяц, год). Б) место рождения. В) национальность. Г) образование (среднестатистическое, высшее). Д) место работы на данный момент. Е) место проживания (частный дом, благоустроенная квартира). Ж) цвет волос. З) цвет глаз. И) рост. К) вес. Л) чем увлекается в свободное от работы время.
М) владение компьютером.
3. Мама (ИФО). А) дата рождения (день, месяц, год). Б) место рождения. В) национальность. Г) образование (среднестатистическое, высшее). Д) место работы на данный момент. Е) место проживания (частный дом, благоустроенная квартира). Ж) цвет волос. З) цвет глаз. И) рост. К) вес. Л) чем увлекается в свободное от работы время. М) владение компьютером.
4. Данные ученика, по такому же принципу.
5. Имеется ли в семье компьютер?
6. Имеет ли семья личный автотранспорт
7. Отдыхает ли семья все вместе?
8. Имеются ли в семье домашние животные. Какие?
9. Помогают ли при выполнении домашнего задания родители? Кто именно.
10. Занимаются ли члены семьи спортом? Каким?
Анкета (2016 г.)
Среднестатистическая семья МБОУ « Затонская СОШ».
Мама – Папа –
Мама – Папа –
Мама – Папа – Дети –
Да- Нет-
Да – Нет –
Мама- Папа-
Да- Нет-
Да- Нет-
Мама – Папа – Дети –
Мама – Папа – Дети –
Мама – Папа –
Да- Нет-
Мама – Папа – Дети –
Кошка – Собака - , Другие - , Птицы -
Да- Нет- (если да, то какие)
Приложение 2.
Сравнительная таблица (2014 г.)
Вопросы | С точки зрения родителя | С точки зрения ребенка | С точки зрения родителя | С точки зрения родителя |
Год рождения | 1971 | 1971 | 1972 | 1973 |
Коренные жители и национальность | Приезжие, русские | Приезжие, русские | Приезжие, русские | Приезжие, русские |
Образование | среднеспециальное | среднеспециальное | высшее | среднеспециальное |
Цвет волос и цвет глаз | Брюнет с карими глазами | Брюнет с карими глазами | Шатенка с карими глазами | Шатенка с зелеными глазами |
Рост и вес | 1,75 м. 82 кг | 1,75 м. 87 кг | 1,64 м. 73 кг | 1,67 м. 16 кг |
Место проживание и место работы | Благоустроенные квартиры «БашВолготанкер» | Благоустроенные квартиры «БашВолготанкер» | Благоустроенные квартиры ЗАО РБФ им.Куйбышева или ООО «Фоника Гипс» | Благоустроенные квартиры - |
Хобби и владение компьютером | Рыбалка удовлетворительное | Рыбалка удовлетворительное | Рукоделие и книги удовлетворительное | Рукоделие удовлетворительное |
Таблица основных данных (2016 г.)
Мама | Папа | Дети | |||||||||||||||
Образование | высшее | 26 | 16 | - | |||||||||||||
Средне специальное | 60 | 49 | - | ||||||||||||||
неполное | 4 | 2 | - | ||||||||||||||
Социальное положение | Рабочий | 56 | 50 | - | |||||||||||||
Служащий | 25 | 15 | - | ||||||||||||||
Пенсионер | 1 | 2 | - | ||||||||||||||
Домохозяйка | 6 | - | - | ||||||||||||||
безработный | 2 | - | - | ||||||||||||||
Коренной ли житель | Коренной | 44 | 27 | - | |||||||||||||
Не коренной | 46 | 40 | - | ||||||||||||||
Возраст | До 10 лет | - | - | 27 | |||||||||||||
10-15 лет | - | - | 47 | ||||||||||||||
15-20 лет | - | - | 23 | ||||||||||||||
20-30 лет | - | - | 18 | ||||||||||||||
30-40 лет | 40 | 28 | 6 | ||||||||||||||
Более 40 лет | 50 | 39 | - | ||||||||||||||
Средний рост | 161,5 | 173,5 | 158 | ||||||||||||||
Средний вес | 71,5 | 82,75 | 42,75 | ||||||||||||||
Цвет волос | Русые | 69 | 48 | 84 | |||||||||||||
Шатен | 5 | 2 | 3 | ||||||||||||||
Блондин | 5 | - | 3 | ||||||||||||||
Рыжий | - | 1 | 1 | ||||||||||||||
брюнет | 8 | 8 | 1 | ||||||||||||||
Чёрные | - | 6 | 2 | ||||||||||||||
Каштановые | 3 | 2 | - | ||||||||||||||
Цвет глаз | Голубые | 12 | 12 | 10 | |||||||||||||
Зеленые | 17 | 9 | 10 | ||||||||||||||
Карие | 49 | 39 | 42 | ||||||||||||||
серые | 12 | 7 | 6 | ||||||||||||||
Национальность | Русские | 68 | 42 | - | |||||||||||||
Татары | 22 | 21 | - | ||||||||||||||
Азербайджанцы | - | 1 | - | ||||||||||||||
Армяне | - | 1 | - | ||||||||||||||
Украинец | - | 1 | - | ||||||||||||||
Башкир | 1 | ||||||||||||||||
Активность в жизни школы | Участвует | 61 | 24 | 84 | |||||||||||||
Не участвует | 29 | 43 | - | ||||||||||||||
Увлечения и хобби | Спорт | 4 | 7 | 31 | |||||||||||||
Музыка, танцы | 13 | 3 | 26 | ||||||||||||||
Кулинария | 37 | - | 5 | ||||||||||||||
Рукоделие | 22 | - | |||||||||||||||
Рыбалка | - | 30 | |||||||||||||||
Другое | 14 | 12 | 12 | ||||||||||||||
Нет хобби | 10 | 15 | 27 | ||||||||||||||
Состав семьи | Полная | Неполная (мама) | Неполная (папа) | Опекуны | |||||||||||||
66 | 24 | 1 | 2 | ||||||||||||||
Доход семьи (зарплата) | 10173,25 рублей | ||||||||||||||||
Кол-во детей | 1 ребенок | 2 ребенка | 3 и более детей | ||||||||||||||
25 | 40 | 27 | |||||||||||||||
Бабушки и дедушки | Только бабушка | Только дедушка | И бабушка и дедушка | ||||||||||||||
31 | 11 | 48 | |||||||||||||||
Жилье | Неблагоустроенное | Частично благоустроенное | благоустроенное | Частный сектор | Снимают жилье | ||||||||||||
- | 7 | 51 | 35 | - | |||||||||||||
Владеют татарским языком | Мама | Папа | Дети | ||||||||||||||
19 | 14 | 14 | |||||||||||||||
Дома есть компьютер, интернет | Есть компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. | ||||||||||||||||
93 | |||||||||||||||||
Личный автотранспорт | Есть личный автомобиль в семье | ||||||||||||||||
71 | |||||||||||||||||
Домашняя библиотека | Есть в домашняя библиотека | ||||||||||||||||
54 | |||||||||||||||||
Отдых | Отдыхают вместе | Отдыхают врозь | |||||||||||||||
78 | 12 | ||||||||||||||||
Занятие в кружках и секциях | занимаются | Не занимаются | |||||||||||||||
75 | 15 | ||||||||||||||||
Животные | кошки | собаки | птицы | другие | Нет животных | ||||||||||||
61 | 35 | 12 | 12 | 8 | |||||||||||||
Имеются ли семейные традиции | Да | Нет | |||||||||||||||
41 | 49 |
Развешиваем детские рисунки дома
Спасибо тебе, дедушка!
Л. Нечаев. Яма
10 осенних мастер-классов для детей
Земля на ладонях. Фантастический рассказ