Исследовательская работа "Онимическое простанство в стихах В. Доброславина"
Вложение | Размер |
---|---|
dorrolyubov_konferentsiya_2015.docx | 68.29 КБ |
МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа
Конференция «Старт в науку»
Исследовательская работа
Официальные и неофициальные имена собственные в стихах
Владимира Александровича Доброславина
Подготовила: учащаяся 10 класса
Пушкова Виктория
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Дорожкина О.В.
Красный Бор, 2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2-4
Заключение………………………………………………………………………….17-18
Список литературы…………………………………………………………………18
Введение
Выбор темы исследования – «Официальные и неофициальные имена собственные в стихах Владимира Александровича Доброславина» обусловлен актуальностью данного исследования. Прежде всего, она проявляется в повышенном внимании (особенно в последние годы) современного языкознания к проблемам лингвистики текста в целом и литературной ономастики в частности. Кроме того, следует отметить необходимость описания имен собственных в стихотворных текстах с различных сторон, введение собранного и накопленного материала в научный оборот.
Безусловно, для понимания, осмысления и восприятия художественного произведения нужна комплексная его интерпретация. Важнейшую роль в исследовании языковой личности писателя, а также в изучении его наследия имеет система имен собственных, или ономастикон, который отражает знания автора о мире природы, о человеке, о социуме, о культуре, о его детских годах, о жизни и т.д., используемые им в ходе реализации творческого замысла.
Имя собственное – неотъемлемый элемент формы художественного произведения. Будучи слагаемым идиостиля писателя, имена собственные в контексте эстетически значимо, воспринимаются, как отметил еще академик В.В. Виноградов, «в сложной и глубокой образной перспективе». [Виноградов 1975, 34]
Объектом исследования является ранее не исследованный материал, официальные и неофициальные имена собственные, бытующие в стихах поэта В.А. Доброславина, которые отражают идеостиль данного писателя.
Предметом настоящей работы послужили языковые и внеязыковые процессы, организующие ономастическое поле лирики В.А. Доброславина.
Источники исследования. В исследовательской работе проанализированы тексты, собранные в сборник стихов под названием «Село родное», который вышел в свет в 2008 году. В книгу входят стихи различных периодов творчества поэта, но для нашей работы мы отобрали стихи, в которых зафиксированы сведения о селе Пасьяново и его жителях.
Основная цель исследования - определить специфику имен собственных в лирике В.А. Добролюбова: выявить их лексико-семантические особенности, функции онимов в тексте, их значение в реализации творческого замысла автора, роль в создании художественных образов, а также в структурной организации поэтического текста.
Поставленная цель предполагает решение нескольких конкретных задач:
1. Выбрать из текстов лирических произведений В.А. Доброславина все имена собственные, очертив, таким образом, ономастическое пространство его лирики.
2.Исследовать ономастические единицы с лингвистических, лингвострановедческих и историко-культурологических позиций, проведя качественно-количественный анализ отдельных разрядов онимов.
3. Определить функции ономастических единиц в лирике В.А. Доброславина.
5. Рассмотреть мотивацию поэта при выборе онимов.
6. Выявить роль имен собственных в выражении авторской позиции и оценки.
7. Отметить особенности ономастикона В.А. Доброславина как «певца родной Шатковской земли».
Методы исследования. Исследование проводилось методом фронтальной выборки из лирических стихов поэта всех имеющихся в них имен собственных. Отбирались те слова, которые пишутся автором с большой буквы (в соответствии с правилом написания имен собственных). Всего проанализировано 213 онимов.
В работе использованы общепринятые в лингвистике и ономастике методы исследования, в том числе метод комплексного анализа текста, структурно-семантический, статистический методы.
Научная новизна работы определена целями и задачами, которые представлены и последовательно решены в исследовательской работе, и состоит в следующем:
1. На материале поэтических текстов В.А. Доброславина рассматривается ономастическое пространство и определяется роль этой структуры в реализации художественно-эстетического потенциала имени собственного.
2. Достаточную научную ценность имеет сам фактический материал, впервые вводимый в научный оборот ономастики как области знания, ибо ономастикон данного автора пока еще не изучался.
3. В русле антропоцентрического подхода исследуется роль имени собственного в лирике Доброславина с учетом личности поэта как уроженца земли шатковской.
4. Комплексное исследование онимов в пределах ономастического пространства лирики В.А. Доброславина определяет их способность участвовать в пространственно-временной организации художественного текста, в создании системы поэтических образов.
Практическая ценность исследования состоит в том, что в работе имеется богатый иллюстративный материал, представляющий интерес для лингвистов, занимающихся проблемами ономастики и диалектологии. Кроме того собранный нами материал может быть предметом изучения как в школе, так и в вузе.
В начале нашего исследования, хотелось бы обратиться к биографии Доброславина Владимира Александровича.
Был когда-то в Нижегородской губернии Лукояновский уезд. Здесь в одном из населенных пунктов, служил священником в местной церкви отец Николай Доброславин. В его семье, видимо, в конце тридцатых – начале сороковых годов девятнадцатого века и появился на свет мальчик – будущий священнослужитель отец Михаил. Два сына Михаила тоже пошли в Арзамасскую духовную семинарию, и оба стали иереями.
Владимир Александрович Доброславин в своих детских воспоминаниях отмечал: «Иван Михайлович до конца своих дней был, говорят по-народному, попом в Новой Деревне, а его брат Порфирий Михайлович в селе Пасьянове, того же Лукояновского уезда. Иван Михайлович благополучно скончался в 1918 году до начала репрессий против служителей православной церкви, а Порфирий Михайлович, мой дедушка, ушел из жизни ещё в 1906 или в начале 1907 года».
Его бабушка, Доброславина Мария Львовна, осталась одна с тремя детьми на руках. Старшему, Сереже, которому исполнилось 5 лет, среднему Володе, - три года, а младший, Александр, вообще родился после смерти отца. Отца бабушки иерия Льва Дмитровского тоже не было в живых, его похоронили в свое время у алтаря Пасьяновской церкви, а поэтому ей в воспитании детей могла помочь только её мать-Надежда Васильевна, которой вскоре тоже не стало. К счастью, бабушке помогали её сестры Манефа и Анюта, мужья которых были священниками в Нижнем Новгороде. В итоге к весне 1918 года Сергию удалось закончить три класса Арзамасской духовной семинарии, а младшие его братья практически получили подготовку в объеме начального училища.
Октябрьская революция 1917 года коренным образом изменила жизнь и быт семьи. Положенная по законам Российской империи пенсия семьи Марии Львовны была отменена: фактически духовенство было объявлено вне закона. И тогда Сергей уходит добровольцем в красную армию. В составе одной из частей он доходит до берегов Тихого океана. На этом пути он вступает а РКП (Б), становиться политработником и довольно высокопоставленным военным. При этом он активно сотрудничает с прессой, включая газету «Красная звезда». Из наград того времени была для него одна: почетное революционное оружие (браунинг).
Однако в 1933 уже в Новосибирске за недостойное поведение (пьянство) его исключают из партии и, как следствие ,отчисляют из состава Вооруженных Сил. Позднее он признавался, что многие из его сослуживцев были уничтожены как враги народа. А до него руки карательных органов не дошли, так как со своими бывшими коллегами он к тому времени связей не поддерживал и был от них далеко: сначала работал в газете «Северокавказский большевик» в Азово-Черноморском крае, а с 1936 года в Шатковской районной газете «Новый путь» в Горьковской области.
Владимир, в свою очередь, оказывается в далеком Ташкенте, где до начала Великой Отечественной войны работает в Управлении Туркестанской железной дороги. В годы войны он служит в столице нашей Родины – в Москве, чуть ли не в системе внешней охраны Кремля.
Что же касается Александра, отца В.А. Доброславина, то достигнув совершеннолетия, он поступает на работу в кузнечный цех Нижегородского (Горьковского) автозавода. Уйдя с работы по состоянию здоровья, он становиться председателем Озерского сельсовета, в состав которого входило и его родное село Пасьяново (тогда это Шатковский район Горьковского края). Своеобразным памятником его деятельности в селе осталось прекрасное здание школы, которое в настоящее время пустует. К сожалению, начавшаяся в 1929 году коллективизация, заставила Александра Порфирьевича из-за внутреннего несогласия оставить свой пост и уехать к брату Сергею в Сибирь, а затем на Алтай. Здесь он женился на Гришиной Вере (Василисе) Ивановне, дочери крестьянина из города Камень-на-Оби. В 1931 году отец Доброславина В.А. с молодой женой возвратился в свое родное село. Здесь он поступил в педагогический техникум и стал учителем начальной школы. В соответствии с планами РайОНО работал не только в Пасьянове, но и в селах Кержемок и Собакино (теперь Красный Бор). В Пасьянове у Александра Порфирьевича появились и собственные дети – Владимир и Юрий.
Через некоторое время приезжает в Шатки старший брат Александра Порфирьевича, так в большой объединённой семье Доброславиных появилась Белла, дочь дяди Сережи: её мать погибла в результате несчастного случая. Владимир Александрович об этом случае вспоминал: «Приехала Белла к нам впервые в село Собакино, где мы тогда жили. Произошло это 31 декабря 1935 года. А летом 1936-го умер мой отец. Нет ничего удивительного в том, что в конце-концов дядя Сережа стал для меня с братом фактически отчимом. Не буду скрывать, что он оказал на нас, тогда еще малышей, очень большое положительное воспитательное влияние. Он очень любил петь песни времен гражданской войны. Для нас как работник редакции газет он был важнейшим источником информации о событии тех тел и главным их комментатором. Разумеется, никакой критики в адрес властей он тогда не допускал, так как с одной стороны, будучи участником гражданской войны, твердо стоял за власть Советов, а с другой, основательно боялся возможных репрессий и как исключенный из партии, и как человек, чуждый её по своему социальному происхождению. Кстати, именно поэтому его вплоть до марта 1942 года не брали в армию, а когда взяли, то оставили только рядовым».
Мама, Доброславина Вера Ивановна, в 1936 вступила в колхоз «Красный восход». Здесь она зарабатывала по триста-четыреста трудодней в год. В августе 1941 её направили на работы по созданию линии обороны в районе станции Шониха. За участие в них она впоследствии была награждена медалью «За оборону Москвы». По возвращении домой её сделали бригадиром одного из подразделений колхоза. Здесь в 1945 ей вручили медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Жизнь в колхозе, посильное его участие в домашних делах, картина быта, дружеские и соседские связи оказали очень большое воздействие на становление Доброславина В.А., как интеллектуальное, так и нравственное. Здесь он стал очевидцем таких проявлений реальной жизни, о которых официальные источники жизни предпочитали умалчивать. И, безусловно, в его социальном развитии сыграли Пасьяновская начальная и Арх–Кобылинская неполная средняя школа, тяжелое военное детство. О своем непростой судьбе и желании учиться он написал в стихотворении «Ботинок»:
А ботинки у него были разные…
- Почему, - меня спросили в школе,
А точнее, начали орать, -
Почему ты гусениц на поле
Не пришел с капусты собирать?
Я ответил: - Не было ботинка.
- Ну, а в чем явился ты сейчас?
В тон вопроса Таня, Валя, Нинка
Хохотом заполнили весь класс.
Я взглянул на них и улыбнулся,
И, глаза сощурив, словно тать,
За живот схватившись, перегнулся,
Вместе с ними начал хохотать.
В классе вмиг забыты были книжки
(Есть и равнодушию предел!).
Вслед за мною грохнули мальчишки,
Отчего учитель обалдел.
Он стоял, от хохота оглохнув,
А потом, всех гусениц кляня,
По столу своей линейкой грохнув,
- Вон из класса! – рявкнул на меня.
Полон злости к Тане, Вале, Нинке,
Я из класса с грустью выходил:
Они знали – в сестрином ботинке
Я сегодня в школу приходил!
После обучения в школе Владимир Александрович поступает в Арзамасское педагогическое училище, потом в Горьковский педагогический институт, женился, работал в Павловском педагогическом училище Горьковской области, служил в Советской армии, работал в Галичском педагогическом училище Костромской области, Катайском педагогическом училище и катайской районной газете «Знамя» Курганской области, в Свердловском (Екатеринбургском) предучилище (предколледже). Все периоды жизни автора находят отражение в его стихах, о которых он написал в предисловии к книге «Село родное», которая вышла в свет в 2008 году:
Предисловие
Я помню: люди в знаках и эмблемах
Вручали мне значок «ВЛКСМ».
Зачем? – Чтоб я тонул в чужих проблемах,
А о своих не думал бы совсем.
И много лет без чувств и без призванья,
Забыв дела и близких мне людей,
Ходил я на различные собранья
Во имя неких «пламенных идей».
Что дали нам собрания – известно:
Пришли к развалу полному страны…
«Идеи» мне теперь не интересны,
В моих глазах им нет уже цены.
Я рос в селе, на карте неприметном,
Но я пою его в своих стихах,
Пишу еще о быте я конкретном,
Причем пище на совесть – не за страх.
Не плачу я совсем о коммунизме
И не пытаюсь в будущее лезть:
Мои стихи – всего лишь слепок жизни,
Такой, какой она была и есть,
Рассказ о том, что помниться и мучит
Меня в текущей жизни до сих пор.
Любой мой стих читателей не учит,
А составляет с ними разговор.
Мои стихи – не колокол, а лира,
Не вызвать им ни «браво» и ни «бис».
Зато они в большой картине мира –
Обычной жизни маленький эскиз.
Как только люди стали сознательно владеть языком, они начали давать имена предметам, явлениям, событиям и, конечно же, самим людям. Имя - основное средство общения. Общеизвестно, что все имена существительные в русском языке делятся на два разряда: нарицательные (или апеллятивы) и собственные (проприальные).
Собственные имена давно привлекали внимание ученых. Их возникновение, историю, различные преобразования, распространение, назначение изучают историки, литературоведы, этнографы, географы, но больше всех – языковеды.
Впервые на имена собственные обратили внимание древнеегипетские, древнегреческие и древнеримские ученые. В особый класс слов они были выделены стоиками (в частности, Хрисиппом), однако и позднее – в эпоху Возрождения, в новое время и в течение всего XIX столетия продолжалась дискуссия о именах собственных, в ходе которой было высказано немало как однозначных (принимаемых многими учеными), так и совершенно противоположных суждений.
Самой трудной задачей оказалось определить своеобразие значения имени собственного, поэтому в настоящее время существует несколько вариантов данного термина.
Например, Н.В. Подольская в «Словаре ономастических терминов» отмечает, что «имя собственное (оним) – слово или словосочетание, которое служит для выделения именуемого им объекта среди других объектов, его индивидуализации и идентификации…» [Подольская 1978, 91].
Историю возникновения имен, их значение и смысл, связь с историей общества, с мировоззрением и верованиями людей изучает специальная наука - ономастика. Буквально этот термин означает "искусство давать имена". Имена даются объектам живой и неживой природы. Это и географические слова названия, так называемые топонимы, наименования космических объектов - астронимы, клички животных - зоонимы. Но, пожалуй, самую большую группу имен собственных составляют антропонимы - имена, отчества, фамилии людей, прозвища, псевдонимы. [Климкова 2008, 54]
Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Эта дисциплина принадлежит как филологии так и истории, поэтому чаще всего ее определяют как отрасль языкознания и одновременно вспомогательную историческую дисциплину.
В разных странах у разных народов имена чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употреблению. Имена - часть истории народа. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Каждое имя несет на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.
Ономастические исследования помогают выявлять пути миграций и места былого расселения различных народов, языковые и культурные контакты, более древнее состояние языков и соотношение их диалектов. Топонимия (особенно гидронимия) зачастую является единственным источником информации об исчезнувших языках и народах.
Аспекты ономастических исследований многообразны. Выделяются: описательная ономастика, составляющая объективный фундамент ономастических исследований, дающая общефилологический анализ и лингвистическую интерпретацию собранного материала; теоретическая ономастика, изучающая общие закономерности развития и функционирования ономастических систем; прикладная ономастика, связанная с практикой присвоения имен, с функционированием имен в живой речи и проблемами наименований и переименований, дающая практические рекомендации картографам, биографам, библиографам, юристам; ономастика художественных произведений, составляющая раздел поэтики; историческая ономастика, изучающая историю появления имен, и их отражение в именах реалий разных эпох; этническая ономастика, изучающая возникновение названий этносов и их частей в связи с историей этносов, соотношение этнонимов с именами других типов, эволюцию этнонимов, приводящую к созданию топонимов, антропонимов, зоонимов, связь этнонимов с названиями языков.
Изучением собственных имен в художественной литературе занимается поэтическая ономастика. Она изучает все особенности употребления имён собственных в тексте художественного произведения, в творчестве поэта, писателя. Соответственно все аспекты и разделы изучения собственных имён, принципы их классификации в современной ономастике должны прямо или косвенно учитываться, кроме того, они могут иметь лишь разную актуальность в зависимости от типа художественного текста, его жанра, семантической структуры, широты состава и насыщенности ономастического пространства, эстетической значимости ономастических единиц текста.
Можно выделить следующие существенные признаки литературной ономастики:
1. Литературная ономастика всегда вторична, она воспринимается на фоне общенародной ономастики.
2. Литературная ономастика определяется личностью автора, она рождается на основе свободного творческого поиска, выбора,
осуществляемого писателем, поэтом в соответствии с жанром, стилем, темой,
идеей художественного произведения.
3.Литературная ономастика испытывает функциональную
перестройку с точки зрения информации и эмоции имени. Она прежде всего «говорит», то есть выполняет стилистическую функцию. Имя собственное в обычной речевой коммуникации называет, чтобы различать объекты, а имя собственное в художественной речи эту дифференцирующую функцию совмещает с эстетической, изобразительной, социальной и др. и как бы подчиняется им.
4. Если реальная ономастика принадлежит в целом
словарному составу языка (она - «факт языка»), то литературная ономастика
- это «факт речи», причём речи художественной.
5. Художественное произведение всегда имеет заглавие,
которое является главным компонентом ономастического пространства художественного текста. [Карпенко 1986, 35 ]
В последние десятилетия появился ряд интересных работ по литературной ономастике с попыткой описать всю совокупность имён собственных у одного писателя, поэта (или в одном произведении) или отдельные имена собственные, их свойства на материале разных авторских стилистических систем (Андреева 1995; Ботвина 1988; Воронова 2000; Данилова 2002; Зайцева 1988; Ковалев 2002, 2004; Королева 1997, Леденева 1999, 2000 и др.). [Сивцова 2008, 10]
Более всего в литературной ономастике изучена антропонимия, разные способы и варианты именования главных действующих лиц и всех упоминаемых лиц в широком контексте произведения.
О.И. Фонякова выделяет следующие основные виды преобразования ономастической лексики (антропонимов) в единой эстетически организованной системе художественного текста или всего творчества писателя, поэта:
Топонимию художественного текста можно разделить на реальную и вымышленную. Но и те, и другие топонимы значимы, хотя по-разному вводятся в произведение в зависимости от художественных функций, например:
1) употребление топонимов в авторском повествовании, в лирически окрашенных пейзажных зарисовках; номинативное употребление топонимов в обиходно-разговорной форме. Все названия этого типа обозначают реалии, хорошо знакомые автору;
2) употребление топонимов, которые называют в основном крупные объекты за пределами России, реально не знакомые главному герою;
3) употребление топонимов при сопоставлении авторской речи со сниженно-разговорным стилем речи персонажей, у которых возникает разное восприятие и реальное представление о называемых объектах;
4) употребление топонимов только в прямой речи персонажей, когда они передают реально-биографическую деталь из их жизни или жизни какого-то иного лица;
5) употребление топонимов, которые представляют собой в тексте сквозные географические названия, связанные с сюжетом, с изображением пространства, в котором развертывается жизнь главного героя и с подтекстным содержанием всего цикла.
Таким образом, функция топонимов в художественном тексте тесно связана с эмоциональной окраской, с содержанием контекста и т.д.[Федоров, Фонякова 1975, 134]
Следует отметить, что ассоциативное развёртывание текста опирается на значимые слова. Их называют «ключевыми». С точки зрения смысловой и эстетической они являются наиболее важными, более других связаны с глубинным идейно-художественным смыслом произведения или всего творчества писателя, поэта.
Итак, ономастические единицы участвуют в передаче авторского замысла, способствуют формированию содержательно-смысловой структуры художественного произведения, играют роль ключевых элементов в том или ином произведении.
Современная ономастика имеет три главных раздела – топонимика, антропонимика и космонимика.
Собственные имена, относящиеся к людям, называются антропонимами; совокупность антропонимов – антропонимия. Наука, которая занимается изучением антропонимов – антропонимика (от греч. antropos - "человек" и onyma - "имя"). Имена, отчества и фамилии имеют самую высокую частотность употребления в художественной литературе по сравнению с другими разрядами ономастической лексики, что обусловливает их текстообразующую роль в произведениях.
Очень часто в стихах В.А. Доброславина встречаются онимы, называющие исторических деятелей (Сталин, Бухарин, Буденный, Лазо, Щорс, Ворошилов, Суворов, Ленин, Лазо), имена поэтов и писателей (Чехов, Лермонтов, Щедрин, Юрий Герман), людей искусства (Шишкин). Высокий процент употребления подобных имен собственных, особенно деятелей российской истории и имен поэтов и писателей, свидетельствует о приоритетах автора, о любви к истории, литературе. Кроме того, именования реальных исторических лиц и людей искусства выполняют определенные стилистические функции, начинают «говорить». Они активно участвуют в создании исторического и национально-культурного колорита, выражении авторских убеждений, мировоззренческих позиций, литературных взглядов. Многие имена являются прецедентными, вызывая у читателей определенное эмоционально-оценочное восприятие текста и широкие ассоциации.
Именник поэтических текстов В.А. Доброславина составляют 32 личных имени (Белла, Нина, Таисия, Евдокия, Николай, Ада, Дина, Алеша и др.). Среди них наряду с официальными формами существуют и трансформированные имена (Шурка, Вовка, Боря, Коля, Рая, Волька, Таня, Валя и др.), свидетельствующие об отношении писателя к данным людям. При этом лирические персонажи называются обычно только именем. В.А. Доброславин пользуется, как правило, уменьшительно-ласкательными и разговорными формами имён, что помогает читателю окунутся в атмосферу непринужденности, показать дружеские отношения и теплые воспоминания о них:
Михеев Вовка. Парень славный.
Жаль, что не скажешь: «Время, стой!»
Он был когда-то друг мой главный –
Веселый, добрый и простой
«Опять о друге»
Гляжу на знакомые лица,
На школы бревенчатый дом,
И юность мне в сердце стучится,
И снова я в классе родном.
Здесь Нина, Лидуся и Тоня,
Борис, Александр, Николай
Две Любы, две Кати и Соня.
Надеждами пахнущий май…
«Старое фото»
В полной паспортной форме имена обычно используются в стихах для того чтобы подчеркнуть особо уважительное отношение к герою:
Гора с Прогоном рядом, проще –
Всему селу известный сад.
Сам Николай Михалыч Рощин
Его разбил, как говорят…
«Щуренок»
С особым трепетом относится Доброславин к учителям из Архангельской и Пасьяновской школы, особенно к его классной руководительнице:
Нам разными гранями детство светило,
И память о нем не умрет.
Надежду Петровну душа не забыла –
Она в моем сердце живет!
Особое уважительное отношение, к реальным персонажам выражается в прибавлении к имени и отчеству частицы «свет»:
… Над нами Ленин – галстучек в горох,
А у стола – Нажежда свет Петровна.
Ей – шестьдесят, а с нею – видит Бог! –
За партою сидит нас сорок ровно…
«Школа»
Зачастую в лирических строках воспеты образы родных и близких поэта - естественно, имена этих персонажей реальные, а на степень родства или близости указывает нарицательная лексика: дочь, бабка, дядя, тётя и др.:
Придет, бывало, тетя Паша,
Вдыхая воздух, как озон,
И скажет: «Это детям вашим –
У Феди кончился сезон».
«Сезон»
Я, как и все, - раб Господа смиренный.
И все же зачем на пасху по весне
Дмитровский Лев – мой прадед незабвенный –
Ко мне вот так является во сне?
«Мой прадед»
И вместе с тем даже в подобных контекстах именования выполняют и номинативную (дифференциальную) функцию, и эмоционально-стилистическую, показывая и авторское отношение к персонажу, и народность образа, его жизненные корни.
Наряду с официальной системой именования (имя-отчество-фамилия), широко представлена в текстах В.А. Доброславина неофициальная антропонимическая структура, которая отражает диалектные особенности данной местности. Так, например, заведующего сельским домом культуры называли Пал Палыч, а Рощина Николая Михайловича, который сыграл в одной из пьес Саввушку, «… в запятки стали «Саушка!» кричать…».
Кроме того, в местном говоре актуальными продолжают оставаться уличные фамилии и прозвища - микроантропонимы [Никонов, Суперанская 1970, 4]. В говоре села Пасьянова Шатковского района активна двучленная формула именования: личное имя + уличная фамилия, личное имя + прозвище. Но более частотными в использовании являются одночленные формулы, то есть обращение только по имени (во всех его вариациях) или по прозвищу.
Данное явление ярко проиллюстрировано в книге В.А. Доброславина, где 10 стихотворений объединены общей темой и единым заглавием «История прозвищ».
А прозвищ блеск? Колдун, Цыган и Кока,
Кабан, Чуняк, Яхрен и просто Дед,
Гробец, Дристун – они по воле рока
Живут в селе уже десятки лет.
«О прозвищах»
Кроме прозвищ, существенным фрагментом антропонимического сектора онимического пространства села Пасьянова, зафиксированного в стихах Владимира Александровича являются уличные фамилии.
По своему происхождению уличные фамилии как разряд антропонимов, вероятно, не отличаются от фамилий официальных, представляя собой отчества, дедичества, прозвища, употребляемые в функции имени целой семьи. В.А. Никонов называет как один из путей «офамиливания» крестьян после падения крепостного права запись «оказавшаяся под рукой» уличной фамилии в качестве официальной [Никонов 1993, 211]. Доброславин посвятил жителям села очень много стихов, в предисловии к одному из которых подчеркнул, что «в селе Пасьянове много семей с двойными фамилиями (официальными и неофициальными): Михеевы-Анашины, Сычевы – Еремины, Воронины – Филипповы, Ульяновы – Талановы, Соковы – Грунины и т.п.».
Двойных, точнее, параллельных
Фамилий много на селе.
Одни – от прозвищ очень дальних,
Другие – память на земле
О людях, некогда умерших,
О спорах, бывших в старину,
И о событиях известных,
Что потрясали всю страну.
Вот двое Дивиных. Фроловым
Здесь именуется один.
Другой Никитиным. Основа?
А предок был у них един.
Но Фрол с Никитой отделились
Когда-то в прошлом от него.
Должно быть, так и появились
Три ветви рода одного.<…>
А Чернышова Мишу (надо
Иметь в виду, я с ним дружил)
Все звали Францевым из млада:
У них когда-то пленный жил
Австриец Франц. В ту мировую,
Что Первой числится сейчас.
Франц этот службу боевую
В селе заканчивал у нас.
«Двойные фамилии»
Антропонимы и микроантропонимы в поэтических текстах данного автора как бы оппозиционны местоименному обозначению лирического героя (я, он, вы, мы и др.). При употреблении антропонима, называющего лирический персонаж, имеет место высокая степень народности и обобщенности. Часто встречаются имена реальных прототипов героев - родственников, друзей и знакомых поэта, что способствует типизации персонажей.
Говоря о литературных героях стихотворных текстов В.А. Доброславина, мы, наряду с антропонимами, рассматриваем и мифонимы (мифоантропонимы), чаще всего античные. Этот разряд ономастической лексики связан с реализацией эпических мотивов в канве стиха и фольклорной, сказочной традицией:
По небу звездному всю ночь
Катился месяц однобоко.
Под утро Эос – солнца дочь –
Зарею вспыхнула с востока.
«Февраль»
Особую группу онимов составляют зоонимы, такие лирические тексты посвящены описанию животного. У Доброславина, таким образом, зоонимы (Сивка – лошадь, Зорька – корова, Альфа - собока) встречаются очень редко, всего 5 раз:
Собаки? Помнб их отчасти:
Шмелек, весь белый, точно соль,
Вот Альфа самой модной масти
И Кубик, черный, будто смоль…
«Собаки»
На ряду с именами собственными, называющими живых существ в текстах можно встретить названия географических объектов – топонимов (от греч. topos - "место" и onyma - "имя"). Совокупность топонимов образует топонимию. Наука, изучающая топонимию, называется топонимикой. В текстах Доброславина преобладают ойконимы – названия сел, поселков, городов, стран (Шатки, Херсон, Озёрки, Красный Бор, Минск, Ташкент, Ростов, Москва, Пасьяново.).
Наряду с официальными, автор вспоминает и неофициальные онимы, - микротопонимы. Некоторые лингвисты в основу классификации топонимов кладут два принципа и признают тем самым два вида классификаций: по характеру объекта и по степени известности географического названия. [Воробьева 1973, 18]. По первому признаку микротопонимы села Пасьянова и его окрестностей делятся подобно собственно топонимам на ряд групп:
Ах, Теша, Теша: Ключ и Коноплянка,
Обрывисто-смеющийся Провал,
Вот Мелкая, Глубокая, Ветлянка,
А вот Заводки Девичей овал!
Как часто в них мы весело купались,
Но не тонули – Господу хвала! –
Ведь в каждой точке Тёши улыбались
Нам церкви голубые купола!..
«Тёша»
Таким образом, на выбор тех или иных топонимов действуют такие основания, как известность, величина обозначаемого объекта, частотность использования ИС в тексте. Следует отметить, что очень большую роль играет степень значимости для поэта того или иного названия в решении поставленных художественных задач.
Рассмотрев систему топонимов и гидронимов в лирике В. Доброславина можно сделать вывод: употребление топонимов и гидронимов поэтом никогда не было случайным, а отражало реальную картину мира, преломлявшуюся сквозь картину мира индивидуально-авторскую. И главное, именно с помощью этих разрядов онимов реализуются в стихотворных текстах понятия «Большая Родина» - «Малая Родина». Это не оппозиция, а сопоставимые, зачастую единые в восприятии автора понятия, однако наиболее ярко представлена «Малая Родина», родовые корни и истоки Доброславина.
Детства миновавшего приют
Сохранен в душе моей навечно.
Вспоминаю я всегда сердечно
Милого Пасьянова уют…
«Из прошлого»
Имена собственные в заглавиях стихов представлены у Доброславина достаточно объемно; это антропонимы, топонимы и гидронимы, прозвища («Юрка», «Пасьяново», «Платонова Евдокия Павловна», «Рассказ Рощиной Таисии», «Михеева Настасья», «Загадка», «Кордон», «Тёша», «Цыган», «Чуняк» и др.). Все эти онимы выполняют разнообразные функции: призваны служить знакообозначением главного действующего лица (антропонимы), определением пространственных отношений, на фоне которых разворачивается действие (топонимы и гидронимы). Ключевая позиция заглавия позволяет наиболее ярко реализовать информационно-стилистическую и экспрессивно-стилистическую функции имен собственных в художественном тексте.
Заключение
В своих рассуждениях мы пришли к следующим выводам:
Изучение поэтики В.А. Доброславина имеет, на наш взгляд, перспективы. На материале поэтических текстов рассматривается ономастическое пространство и определяется роль этой структуры в реализации художественно-эстетического потенциала имени собственного. Кроме того, достаточную научную ценность имеет сам фактический материал, впервые вводимый в научный оборот ономастики как области знания, ибо ономастикон данного автора пока еще не изучался. Комплексное исследование онимов в пределах ономастического пространства лирики В.А. Доброславина определяет их способность участвовать в пространственно-временной организации художественного текста, в создании системы поэтических образов.
Список литературы
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Большое - маленькое
Как Снегурочке раскатать тесто?
Отчего синичка развеселилась
Муравьиная кухня