В последнее время участились случаи переутомления школьников при увеличении физической и умственной нагрузки на их организм.
Государство заботиться о сохранении здоровья нации, но невозможно сохранить здоровье нации без просветительской работы среди детей. Ученики должны знать, как лучше распределить порядок своего учебного дня во избежание переутомления, как грамотно использовать часы отдыха.
В работе рассматривается влияние внешних факторов на гигиену сна, даются рекомендации по организации ночного отдыха.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_sekrety_zdorovogo_sna.doc | 105.5 КБ |
Содержание
1. План исследования | 2 |
1.1. Вопрос исследования | 2 |
1.2. Гипотеза | 2 |
1.3. Метод исследования | 2 |
1.4. Библиография | 2-3 |
2. Исследовательская работа | 4 |
2.1. Введение | 4 |
2.2. Основная часть | 4 |
2.2.1. Теоретическая часть | 4 |
2.2.2. Практическая часть | 5 |
2.3. Заключение | 6 |
2.4. Список литературы | 8 |
2.5. Приложения | I-III |
Ночь. Луна. Не спит сова. Алиса Кукольник
1.1 Вопрос исследования |
Идея обратиться именно к этой теме возникла сама собой после того, как мы с мамой вернулись из путешествия. А путешествия, как известно, не обходятся без переездов, перелетов и прочих передвижений. Сначала мы ехали на автобусе поздним вечером. Потом всю ночь ждали самолет. Затем долго летели. И, конечно же, спать приходилось, где придется и как придется. Было неудобно, но организм требовал законного сна! Спали сидя, полулежа, на маминых коленях, при свете тысяч ламп в зале ожидания аэропорта и при бесконечных громких объявлениях о прибывших рейсах.
Естественно, в таких условиях о здоровом качественном сне не может быть и речи. Ведь нет своей кроватки с любимым пледом и игрушкой, нет тишины и необходимой для хорошего сна темноты, и постоянно приходится быть настороже, чтобы не проспать свой рейс.
Сон – очень интересное, таинственное явление, привлекавшее внимание многих ученых во все времена. Сон (нравится нам это или нет) – жизненная необходимость. Нам очень часто дома говорят: «Ложись спать, уже поздно. Утром опять не разбудить тебя», а в школе постоянно напоминают о режиме дня, о полноценном сне. В самом деле, что мы знаем о сне? Как правильно спать? Сколько должен спать ученик младших классов? Что нужно делать, чтобы быстрее уснуть? А есть ли определённые правила для сна? И что нужно сделать, чтобы засыпать было приятно, а просыпаться легко?
Мне захотелось ответить на все эти вопросы, а затем выявить, как спят мои одноклассники и выполняют ли они какие-то правила сна.
1.2. Гипотеза
Ночи, проведённые в аэропортах и вокзалах, отчётливо выявили факторы, плохо влияющие на качество сна. Значит, предположила я, должны быть факторы, влияющие на сон положительно. Если мне удастся их определить, я смогу добиться хорошего качества сна, а значит и полноценного ночного отдыха. Я познакомлю своих одноклассников с этими факторами при помощи памятки и научу их избегать отрицательные, и привлекать на свою сторону положительные факторы.
Перед собой я поставлю следующие задачи:
В моей работе я буду использовать метод изучения информации, метод анализа и обобщения экспериментальных исследований.
Эта работа относится к практическим исследованиям. Практическая значимость заключается в том, что исследовательский материал ложится в основу разработки «Памятки здорового сна» для моих одноклассников.
1. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка.- М.: 2006.
3. Леокум А. Скажи мне, почему. Детская энциклопедия.- М.: Джулия, 1993.
4. Ликум А. Всё обо всем. Энциклопедия для детей. – М.: АСТ, 1995.
5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков
здоровья. М.: Вако, 2005.
2.1 Введение
Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является сон.
Сон – одно из состояний организма, в котором человек проводит до одной трети жизни. Оказывается, когда человек спит, его мышцы и мозг как бы отключаются. Они отдыхают и набираются сил, хотя остальные органы продолжают работать. Во сне наш мозг готовится к следующему рабочему дню, приводит себя в порядок. Во время сна поток крови через сосуды мозга уменьшается почти наполовину.
В различных источниках я нашла следующие определения сна.
Сон (С.И. Ожегов) – физиологическое состояние покоя и отдыха, наступающее через определенные промежутки времени, при котором полностью и частично прекращается работа сознания.
Сон (В.И. Даль) – состояние спящего; отдых тела в забытьи чувств.
А вот Древние греки считали, что сон – это особый дар, посылаемый человеку богом сна – крылатым Морфеем, одним из сыновей бога Гипноса.
И, пожалуй, они были правы, сон – это действительно дар Природы, значение, которого трудно переоценить.
Исходя из данных объяснений, я определила, что сон - периодический отдых, во время которого деятельность клеток головного мозга ослабевает, организм восстанавливают свою работоспособность.
2.2. Основная часть.
Какие интересные факты по теме я узнала.
Многие ученые изучают сон. В разных источниках нашлось много интересного
об этом:
Слепые от рождения люди не видят во сне картинок, вместо этого в их снах присутствуют запахи, звуки и ощущения.
Люди очень быстро забывают свои сны. Буквально через 5-10 минут после пробуждения мы не помним и четверти того, что нам приснилось ночью. В своих снах мы видим множество, казалось бы, незнакомых нам людей, однако это не выдумки нашего подсознания, на самом деле мы видели этих незнакомцев в реальной жизни, только не запомнили их лиц.
Не все люди способны видеть яркие сновидения насыщенные богатой палитрой цветов. Примерно 12% зрячих людей могут видеть сны лишь в черно-белом цвете. (Приложения, рис )
Общеизвестно, что именно во сне Д.И.Менделеев сумел упорядочить Периодическую систему химических элементов, Нильс Бор “увидел” структуру атома. Многие писатели и художники видят свои произведения во сне. Так, Моцарт во сне слышал целые симфонии, Пушкин видел стихи. Бетховен во сне сочинил пьесу.
Сальвадор Дали научился вызывать в полудреме целые картины: усаживался в кресло, зажимал в руке чайную ложку и ставил на пол поднос. Когда художник засыпал, ложка со звоном падала, художник вскакивал и зарисовывал то, что увидел во сне.
Человек может прожить без пищи около 2 месяцев. Без сна человек может прожить очень мало. В древнем Китае была такая казнь: человека лишали сна. И он не жил дольше 10 дней.
2.2.1. Актуальность проблемы сна в ритме современной жизни
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, "сидение" в интернете... Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Буквально недавно в расписании занятий четырех средних школ шотландского города Глазго появился новый предмет — здесь были введены экспериментальные уроки, на которых школьников обучают секретам... правильного сна. По мнению экспертов, такая инициатива представляется весьма разумной, а потому подобные занятия должны быть введены во всех школах Великобритании. http://www.vitaminov.net/rus-news-0-0-21706.html
По мнению ученых, при длительной задержке перед телевизором нарушается режим сна. Это приводит к бессоннице и вызывает проблемы с поведением. Как поясняют ученые, это своего рода цепная реакция, от которой уже трудно избавиться. http://newsland.com/news/detail/id/1262337/
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна.
Многие знают, что издревле обычаем было засыпать с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п.
Существует даже специальная наука – Сомнология. Это раздел медицины и посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека.
Сомнология на сегодняшний день — одна из наиболее динамично развивающихся медицинских специальностей. В настоящее время в России только в нескольких клиниках занимаются изучением сна
Первый этап практической части исследования – это анкетирование. Мне было нужно охватить как можно больше участников. Я предложила своим одноклассникам принять участие в изучении сна. Ребята согласились с большим воодушевлением – все хотели стать участниками научного эксперимента.
Я предложила одноклассникам заполнить анкету участника эксперимента (приложение 1). Мне необходимо было выяснить:
Результаты анкетирования показали, что больше половины респондентов в выходные и каникулы ложатся спать гораздо позже, чем во время учебного периода. И встают позднее, чем обычно. Я думаю, что именно поздний подъём приводит к нарушению режима сна в последующие дни.
Более 40% ребят нашего класса постоянно придерживаются режима дня, вовремя ложатся спать и достаточно легко встают утром. Биологические часы этих ребят подсказали им верный ответ на вопрос о продолжительности сна школьника младших классов – это 9-10 часов. А вот ребята, которые поздно ложатся спать, да еще и отводят много времени перед сном компьютерным играм и просмотру телепередач, с трудом просыпаются в школу. И продолжительность своего сна они оценивают как сон от 6 часов до 15 часов (!).
Так как тема нашей работы сводится к выявлению благоприятных факторов сна, в нашей анкете были вопросы, связанные с нестандартными ситуациями: сон во время путешествия, в гостях, и т.д. Такие ситуации показательны. Это своего рода стресс для организма, определенные неудобства, которые влияют на качество сна. Некоторые люди не могут спать на новом месте, они испытывают беспокойство и тревогу. Кто-то, проснувшись невзначай, не может уснуть всю ночь. Кому-то мешает храп соседа по купе поезда и так далее. Итак, 25% моих одноклассников ответили, что сон в нетипичной ситуации был них дискомфортным.
2.2.3. Экспериментальная часть
Практическая доказательная основа всей работа строится на результатах экспериментального исследования. Была разработана программа исследований, и мои одноклассники в течение недели должны были наблюдать свои ощущения при преднамеренных изменениях условий сна.
Самым трудным в эксперименте, оказалось помнить о проекте в течение дня. Я боялась, что среди привычных событий вечера мои одноклассники забудут, какие условия сна они должны изменить в рамках эксперимента. Поэтому было решено повязать всем участникам эксперимента голубенькую ленточку-браслет, с тем, чтобы в течение дня мои одноклассники помнили, что они – научные сотрудники лаборатории сна!
Каждый вечер перед сном или даже во время него ребята должны были соблюдать условия эксперимента, и быть внимательными к своим ощущениям. Надо отметить, что условия эти не всегда носили комфортный для сна характер. Задача состояла в том, чтобы максимально точно прислушаться к своему организму и дать верную оценку качеству сна. Наутро, придя в школу, ребята фиксировали свои ощущения в экспериментальной таблице (приложение 2).
Вот к каким результатам мы пришли по итогам эксперимента.
Эксперимент №1 – Спим без подушки.
Сон без подушки дает положительный результат. Несмотря на то, что 7 человек испытывали трудности с засыпанием, утром большинство ребят чувствовали себя вполне комфортно. Наверное, мы вспомнили, когда были совсем малышами и даже в детском саду все спали без подушек. (Приложения, рис ) Мои одноклассники отмечали, что сон без подушки на ровной поверхности позволяет найти наиболее удобную позу для сна, а не вынуждает подчиняться позе, которую диктует подушка. На вопрос, готовы ли дети в дальнейшем отказаться от сна с подушкой, четвёртая часть класса ответила утвердительно.
Эксперимент №2 – Засыпаем при звуках телевизора или радио.
Мы знаем, что одним из правил качественного сна является тишина в комнате, где человек собирается спать. Альтернативой тишине может служить легкая и тихая успокаивающая музыка. Наша память крепко хранит трогательные моменты младенческой безмятежной жизни, когда ласковым маминым голосом звучали колыбельные. Мы предложили ребятам попробовать заснуть при включенном телевизоре с отчетливым звуком. И что же из этого получилось: более половины участников не испытали никаких негативных ощущений и не отметили трудностей с засыпанием, а четверо моих одноклассников заметили, что засыпать под звуки телевизора они уже привыкли. Не понравилось засыпать под звуки телевизора двоим испытуемым, они отметили, что пытались уловить смысл в том, что слышали, и постоянно открывали глаза, чтобы следить за событиями на экране.
Эксперимент №3 – ужин перед сном.
По заданию на третью ночь мои одноклассники должны были приблизить ужин ко времени сна. Я очень переживала за этот эксперимент – думала, что родители не разрешат детям так нарушать режим питания. Результаты меня удивили: ни один участник эксперимента не получил отказ в позднем ужине. Восемь человек с трудом проглотили несколько кусочков из-за отсутствия аппетита, но просили считать их поужинавшими, так как обычно в это время они вообще не едят.
Результаты были такими: более половины участников эксперимента отметили засыпание как легкое, сон как хороший. Я предполагала, что будут жалобы на трудное засыпание, тяжесть в желудке, трудности с дыханием, ночные кошмары. Опрос показал, что во многих семьях родители с работы приходят поздно, поэтому поздние ужины в семьях стали нормой. А еще я узнала, что приём пищи вызывает выброс в кровь гормонов удовольствия, настроение улучшается, тревоги уходят.
Эксперимент № 4 – прогулка перед сном.
Результаты этого опыта говорят сами за себя. Превосходный показательный результат! Вот что по истине действенно. Прогулка на свежем воздухе перед сном - вне конкуренции! (Приложение, рис )
Эксперимент №5 – засыпаем при включенном свете.
Справедливости ради скажем, что более 41% испытуемых ощущали явный дискомфорт в момент засыпания. И это вполне закономерно. Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов. Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем. Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете. Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.
Эксперимент №6 – теплый чай с медом и лимоном перед сном.
Огромное положительное влияние! Оказывается, мед благоприятно влияет на нервную систему, так как он действует успокаивающе, и при этом он совершенно не причиняет никакого вреда организму. Более того, его, оказывается, можно использовать как снотворное.
Эксперимент №7 – принимаем перед сном расслабляющую ванну.
Бесспорно благотворное влияние! (Приложение ) Мышечное напряжение снимается и организм расслабляется, при этом нормализуется процесс кровообращения и кожа начинает “дышать”. Теплая вода – успокаивает и расслабляет, способствуя спокойному сну, улучшению настроения и снятию усталости.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
Различные факторы оказывают на сон различное влияние. Результаты моих экспериментальных исследований показали, что к факторам, отрицательно влияющим на качество сна, безусловно, нужно отнести отсутствие режима дня. Вовремя ложится и вовремя вставать – это не просто хорошая привычка, это то, что делает засыпание и пробуждение лёгким, сон глубоким и качественным.
К отрицательным факторам нужно отнести и сон при свете. Необходимые для здоровья вещества вырабатываются в тёмное время суток, поэтому на окнах должны быть потные шторы.
Несмотря на результат эксперимента, я продолжаю считать, что плотный ужин перед сном относится к отрицательным факторам.
Засыпание под звуки телевизора может стать привычкой, тогда сон в тишине станет дискомфортным!
Безусловно, благоприятное влияние на качество сна оказывают прогулка перед сном, тёплый чай с мёдом и расслабляющая ванна. Эти факторы сочли положительными практически все участники эксперимента!
Моим одноклассникам очень понравилась работа в «лаборатории сна». Благодаря внимательному отношению к своим ощущениям одноклассники смогли обогатить мою работу интересными наблюдениями. На основании этих наблюдений и сделанных мною выводов из результатов эксперимента, я разработала «Памятку о здоровом сне». Надеюсь, результаты моей работы помогут выработать у младших школьников правильное отношение ко сну.
1998г.
2. Лопатина А. Сказочный справочник здоровья. Т. 2 , М.: Амрита – Русь, 2005.
3. Мишина К., Зыкова А. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и
ответов, М.: Эксмо, 2005.
4. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия, М.: Физкультура и
спорт, 1991.
5. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник, М.: Педагогика, 1981.
6. Интернет-ресурсы
http://newsland.com/news/detail/id/1262337/
http://www.vitaminov.net/rus-news-0-0-21706.html
http://www.vseodetyah.com/article.html?id=2128&menu=parent
Сладость для сердца
Мальчик и колокольчики ландышей
Спасибо тебе, дедушка!
Рисуем акварельное мороженое
Швейня