Цель работы - исследовать и сравнить обычаи и традиции празднования свадьбы в России и Германии и определить на основе этого своеобразие и общность культуры двух стран. Поскольку автор изучает немецкий язык, он посчитал целесообразным подробно рассмотреть свадебные традиции России и страны изучаемого языка в сравнении.
Актуальность своей исследовательской работы автор видит в том, что в наши дни значительно повысился интерес молодых людей к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители мног лет назад. При этом, многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. Многим молодым людям интересно познакомиться и со свадебными традициями других народов, чтобы перенять лучшее и сделать свое свадебное торжество оригинальным, ярким, запоминающимся событием.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов им. Е.П.Шнитникова»
Научное общество учащихся
Своеобразие и общность культур России и Германии на примере сравнения свадебных традиций двух стран
Выполнила: ученица 7 «А» класса
Касьянова Валерия Евгеньевна
Научный руководитель:
Учитель немецкого языка
Михеева Светлана Алексеевна
Нижний Новгород
2016
Содержание
Введение -------------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1. Русские свадебные традиции--------------------------------------------------4
1.1 Русские свадебный ритуал, история формирования ----------------------------4
1.2. Особенности русских свадебных традиций--------------------------------------6
1.3 Сватовство ------------------------------------------------------------------------------6
1.4 Погляды и смотрины------------------------------------------------------------------ 8
1.5 Сговор ----------------------------------------------------------------------------------- 9
1.6 Каравайный обряд--------------------------------------------------------------------11
1.7 Девичник -------------------------------------------------------------------------------12
1.8 Молодечник--------------------------------------------------------------------------- 12
1.9 Свадебный поезд--------------------------------------------------------------------- 12
1.10 Венчание---------------------------------------------------------------------------- --14
1.11 Княжий стол -------------------------------------------------------------------------15
1.12 Брачная ночь -------------------------------------------------------------------------15
1.13 Хлебины ----------------------------------------------------------------------------- 17
1.14 Свадебные традиции сегодня-----------------------------------------------------17
Глава 2. Немецкие свадебные традиции----------------------------------------------19
Глава3. Сравнения свадебных традиций двух стран-------------------------------23
3.1 Социологический опрос-------------------------------------------------------------23
3.2 Сравнение свадебных традиций---------------------------------------------------23
Заключение---------------------------------------------------------------------------------25
Список используемых источников и литературы----------------------------------26
Приложение 1------------------------------------------------------------------------------27
Приложение 2------------------------------------------------------------------------------28
Введение
Сегодня многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. В наши дни значительно повысился интерес молодых к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители сто, двести и более лет назад, с соблюдением присущих ей красивых и запоминающихся обрядов и традиций. Сегодня я расскажу о том, какие свадебные традиции существовали раньше.
Проблема: В чём сходство и различие символов, традиций, обычаев празднования свадьбы в разных странах: России и Германии?
Предметом изучения исследовательской работы – свадьба в России и Германии.
Цель работы - исследовать и сравнить обычаи и традиции празднования свадьбы в России и Германии и определить на основе этого своеобразие и общность культуры двух стран. Поскольку я изучаю немецкий язык, то я сочла целесообразным подробно рассмотреть свадебные традиции России и страны изучаемого языка в сравнении.
Актуальность своей исследовательской работы я вижу в том, что в наши дни значительно повысился интерес молодых людей к русским свадебным традициям. Все больше молодых пар желают отпраздновать бракосочетание так же, как это делали их прародители много лет назад. При этом, многие традиции русской свадьбы оказались безвозвратно утерянными, а те немногие оставшиеся существуют в очень измененном варианте. Многим молодым людям интересно познакомиться и со свадебными традициями других народов, чтобы перенять лучшее и сделать свое свадебное торжество оригинальным, ярким, запоминающимся событием.
Задачи
1. Исследовать традиции празднования свадьбы в Германии и России.
2. Изучить материалы сети Интернет по теме «Свадьба» и дополнительную литературу.
3. Провести сравнение в праздновании свадьбы в России и Германии и показать своеобразие и общность культур России и Германии.
4. Провести исследовательский опрос на базе школы № 12
5. Представить результаты исследования в виде письменной работы, мультимедийной презентации.
Методы исследования:
- поиск и анализ информации по теме
-анкетирование
- сравнение
Глава 1. Традиции празднования свадьбы в России
1.1 Русский свадебный ритуал, история формирования
За основу проведения современного русского обряда свадьбы были взяты сложившиеся традиции к девятнадцатому и первой четверти двадцатого века. Окончательно он сложился предположительно в середине четырнадцатого века на базе общеславянского свадебного обряда. В письменных материалах этого периода ведется краткое описание свадеб с использованием привычных нашему слуху слов: «жених», «свадьба», «невеста», «венчание», «сваты». Также имеются сохраненные старинные миниатюры и рисунки с изображением свадебных пиров и брачных обрядов. В шестнадцатом веке, если судить по описанию княжеских свадеб, сложилась номенклатура свадебных чинов и определились их функции, возникла специальная свадебная одежда, атрибутика, пища, свадебный фольклор.
Во второй половине семнадцатого века в народный свадебный обряд стали активно внедряться традиции Православной Церкви: возник обряд родительского благословения, обязательным стал обряд венчания. Сам народный обряд официальные лица начали осуждать, считая его «бесовским действием». В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче был введен указ, который осуждал многие обряды народной свадьбы и который за проведение оных предписывал бить людей батогами, а использовавшиеся при этом музыкальные инструменты - ломать и сжигать.
1.2 Особенности русских свадебных традиций
Еще каких-то несколько сотен лет назад свадьба являлась комплексом обрядов, которые совершались в строгой последовательности по определенному традицией сценарию. Важнейшими обрядами свадьбы на Руси считались сватовство, сговор, девичник, венчание, брачная ночь, свадебный пир. Каждый из них имел определённое смысловое значение.
Выполнение каждого из этих обрядов в определённой последовательности считалось правильной дорогой на пути создания семьи. Если последовательность обрядов нарушалась, либо какой-либо из них не выполнялся, брак считался несостоятельным (то есть событие было не до конца завершено).
Свадебный ритуал охватывал различные обрядовые действия, которые не являлись обязательными к исполнению. К примеру, смотрины можно было не проводить, если будущие жених и невеста проживали в одном населенном пункте (деревне). Если же парень, который посватался, жил в другой деревне и о его семье ничего не было известно, смотрины осуществлялись, согласно всем установленным правилам. Если родители будущих жениха и невесты прекрасно знали друг друга, да и сомнений относительно брака их детей не возникало, то сватовство и сговор проводили одновременно.
В свадебном обряде участвовали определенные действующие лица – свадебные чины, чье поведение подчинялось правилам, установленными традицией, но имела место и некоторая импровизация. Невеста и жених являлись главными персонажами, вокруг которых происходило свадебное действо, причем они играли пассивную роль. Невеста всем своим видом должна была выражать покорность, любовь и благодарность родителям, которые ее вырастили, а также всячески показывать свое недоброжелательное отношение к жениху и его родне. В свою очередь жених должен был демонстрировать уважение и любовь к невесте. Инициативными участниками свадьбы были родители молодых, крестные, а также самые близкие родственники. Еще одними действующими лицами на русской свадьбе были друзья жениха и невесты или бояре, сваты, тысяцкий, дружка, помощники дружки (поддружья), каравайницы (молодые замужние женщины, счастливые в браке, имеющие хороших, здоровых детей) и т. д.
Важнейшая роль отводилась дружке или главному распорядителю свадьбы со стороны жениха. В его обязанности входило осуществление контроля за соответствием проводимой свадьбы русским традициям, развлечение присутствующих с помощью шуток и приговоров, а также защита участников свадьбы от нечистой силы. Каждый отдельно взятый свадебный чин имел в своем распоряжении специальный костюм или элемент одежды, украшение.
Ядром русского свадебного ритуала являлось сложное переосмысление мифических представлений древности и христианских идей. Некоторые обряды восходили к культу далеких славянских предков: плач невесты на могиле родителей с мольбой о благословении на брак, прощание с печкой при уходе из дома в день венчания и т. п. Часто магические действия, проводившиеся во время свадьбы (оберегающие, продуцирующие), имели языческий характер. Желание защитить и уберечь молодых от сглаза и порчи, а также любого негативного воздействия потусторонней силы, вынуждало закрывать лицо невесты платком или полотенцем, вкалывать в одежду молодых иголки, произносить заговоры, размахивать кнутом, палить вдогонку свадебному поезду, выбирать окружной путь к церкви. Чтобы молодые не испытывали нужды в семейной жизни и имели много детей их обсыпали зерном и хмелем, угощали курицей, садили на шубу, вывернутую мехом наружу. Все эти ритуальные действия сопровождались молитвами к Иисусу Христу, Богоматери, св. Николаю Угоднику. Вообще на Руси придавали большое значение благословению родителей, просили о защите христианских святых, которых упоминали в старинных причитаниях
1.3 Сватовство
Сватовство представляло собой переговоры семей, которые были заинтересованы в заключении брака, а также являлось главным и обязательным ритуалом, предшествующим русской свадьбе. Вступать в брак на Руси принято было рано, при этом родители молодого человека сами занимались выбором невесты для своего сына. Нередко сами молодые даже и не знали о предстоящей свадьбе, их могли оповестить только во время приготовлений к ней. К сватовству подходили со всей серьезностью и ответственностью. Прежде чем на него решиться, собирали семейный совет, на котором присутствовали крестные родители и ближайшая родня. Конечно, при выборе невесты учитывали мнение молодого человека и родственников, но последнее слово оставалось за родителями. Прекрасной невестой считалась девушка физически сильная, обладающая трудолюбием, способная хорошо выполнять хозяйственные и домашние работы, проявляющая уважение и почтение к старшим, скромная, но имеющая чувство собственного достоинства. Особым «спросом» пользовались девушки из семей с хорошей репутацией. Принадлежность девушке к роду, который был уважаемым на протяжении нескольких поколений, позволяла судить о ней, как о достойной невестке-продолжательнице рода-племени.
Материальное благосостояние семьи в расчет не бралось при выборе невесты. Очень тщательно выбирались сваты, поскольку от их умения вести беседу, расположить родственников будущей невесты, в выгодном счете представить семью молодого человека зачастую зависел результат сватовства. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня, либо кто-то из его близкой родни. Иногда родители парня в сваты приглашали уважаемого и пользующегося доверием односельчан человека. Кроме того, такая ответственная роль предлагалась красноречивым, умеющим устраивать брачные дела людям. В крупных ремесленных слободах, больших торговых селах, городах пользовались услугами профессиональных свах. Но этот обычай стал распространенным вначале в городах, и то довольно поздно. Так в середине девятнадцатого века подобное сватовство даже в городах было принято считать «ненастоящим», поэтому после получения согласия родителей на сватовство отправляли «настоящих» сватов.
Сватовство в те времена проходило с обязательным соблюдением различных примет, от которых по древним поверьям серьезно зависела будущая жизнь новобрачных. Обычно свататься или договариваться о заключении брака приходили в дом девушки родители или близкие родственники жениха. Во время этого обряда семьи молодых людей знакомились и налаживали «контакты», поскольку родственные связи имели достаточно серьезный вес в то время, поэтому продумывалось все буквально до мелочей.
Войдя в дом будущей невесты, сваты вели себя по деревенскому обычаю: снимали шапки, крестились на иконы, отвешивали поклоны хозяевам, не проходили к столу без приглашения и не садились на лавку. Сват первым начинал разговор и произносил хорошо известные всем присутствовавшим фразы: «У вас товар, у нас купец»; «У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица» и т.п. Бывало и так, что сваты прямо выражали цель своего прихода, пришли, мол, «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать — невесту искать».
Родители будущей невесты выказывали благодарность за оказанное их семье уважение, приглашали пройти в парадную часть избы или в горницу, ставили на стол угощение и приглашали к столу. Раньше считалось, что сватов необходимо очень хорошо встретить, даже если жених не особо «глянулся» родителям невесты. Если жених был не в угоду родителям невесты, то отказ они всегда излагали в деликатной форме: «У нас товар непродажный, не поспел», «Еще молода, надо подождать». В случае желанного сватовства, и если парень был хорошо знаком, родители девушки свое согласие давали сразу. Если же парень был малознаком или проживал в другой деревне, родители просили у сватов время на раздумье: «Дочку замуж выдать - не пирог испечь», «Не один день растили, чтобы враз отдать». Приветствие сватовства еще не означало полного согласия на свадьбу.
1.4 Погляды и смотрины
Вслед за сватовством устраивались погляды, смотрины. Погляды заключались в приезде родителей и родственников невесты в дом жениха для уточнения его имущественного положения. Данный обряд также имел торжественное проведение, семью невесты встречали очень хорошо: демонстрировали дом, хозяйственные постройки, скот, количество зерна в амбарах, овин, гумно, сажали за праздничный стол, говорили о семейных преданиях. Если семьи были не знакомы, то осмотр был более строгим и тщательным. Если родители девушки по каким-либо причинам были не удовлетворены хозяйством жениха, они могли отказать в сватовстве: «Спасибо за хлеб-соль, домой пора». Если же осмотр им понравился, то говорили примерно так: «Все у вас хорошо, все нам нравится, и, если мы вам нужны, приезжайте к нам».
На смотринах девушку официально представляли парню. Который посватался и его семье. Обычно этот обряд проводили в доме избранницы. На нем присутствовали непосредственно жених, его родители и ближайшая родня. Данное действо сопровождалось пением молодых незамужних девушек (подружек будущей невесты), которых также приглашали на этот ритуал. Девушка надевала свое парадно-выходное платье, ее выводили в центр избы, прося пройтись или повернуться на месте. Гости и родители жениха, наблюдавшиеся за этим процессом, высказывали свое одобрение в адрес девушки. После этого молодые рука об руку прохаживались по избе, вставали на заранее расстеленную шубу, целовались или кланялись друг другу.
Если жених был не по нраву девушке, на смотринах она могла об этом сказать родителям, после чего отказаться от свадьбы. К примеру, она могла молча выйти из избы, заменить праздничный наряд на будний, и вернуться к гостям. Это расценивалось гостями как отказ. Но, как правило, данный обряд заканчивался пиром, при этом родители невесты накрывали стол, а родители жениха привозили хмельные напитки.
1.5 Сговор
Спустя несколько дней после сватовства проводился сговор, который служил символическим закреплением решения о свадьбе и заключении брака. Также присутствовали родители и родственники с той и с другой стороны. Вначале велись переговоры о дне венчания, договаривались о величине приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Во время сговора невеста начинала причитать, жалуясь на судьбу и родителей, которые вынуждают ее проститься с вольной девичьей жизнью и родимым домом.
Окончанием переговоров служило ритуальное рукобитье, в процессе которого отцы молодых вставали напротив друг друга и с размаху били по рукам, которые загодя были обернуты платками или небольшим куском овчины, после чего жали друг другу руки со словами: «Наш сын был бы между нами общим сыном, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Издавна на Руси пожимание рук друг другу узаконивало взаимовыгодное соглашение, договор.
После рукобитья мать девушки скрепляла руки молодых, подтверждая тем самым свое согласие относительно решения отцов. После этого все начинали читать молитву перед иконами с зажженной лампадой. Достигнутое и согласие отмечали пиром, при этом молодые на нем не присутствовали.
После сговора отказаться от брака было невозможно, это расценивалось как страшный грех, расплата за который будет длиться всю жизнь. По обычаю, виновная сторона в нарушении соглашения была обязана оплатить все траты на свадьбу, а также выплатить «компенсацию» за бесчестье обманутой стороне. После сговора молодых называли женихом и невестой. Полученному статусу молодые должны были соответствовать. Невесте предполагалось после сговора «кручиниться», «убиваться», причитать, то есть оплакивать свое девичество. Она должна была отныне носить только траурную одежду, на голове платок, надвинутый на лицо, ей нельзя было расчесывать волосы и заплетать косу. Она практически не говорила, объяснялась жестами, по дому она передвигалась исключительно с помощью подруг, которые теперь находились рядом с ней постоянно, а зачастую и ночевали у нее. Невесте было запрещено выходить за пределы дома и двора, ходить на вечеринки и гулянья молодежи. Разрешалось выйти из дома только для того, чтобы пригласить родственников на свадьбу, да проститься с соседями, деревней и «белым светом». Теперь она была отстранена от любой хозяйственной работы. Единственным ее занятием было приготовление даров, шитье приданого. Жених же после сговора вовсю гулял со своими дружками по собственной и соседним деревням, расставаясь с «молодечеством». Кроме того, каждый день он должен был ходить в дом невесты и одаривать ее подруг разными вкусностями (конфеты, пряники).
1.6 Каравайный обряд
Каравайный обряд выступал в качестве некого обрядового действия, которое было связано с выпечкой и раздачей каравая во время княжьего стола (свадебного пира). Каравай пекли в доме жениха накануне венчания или брачной ночи, либо за пару дней до этого. Этот обряд делился на два этапа: первый – непосредственно его приготовление, второй - деление каравая на свадебном столе. На всей территории существования данного обряда суть его была одна, хотя могла обыгрываться по-разному.
Процесс изготовления каравая символизировал зарождение новой жизни и обеспечивал плодовитость молодой пары. Он носил ритуальный характер. Готовить каравай начинали в тайно намеченное время, до захода солнца, перед этим обращаясь к Богу и святым угодникам. В обряде участвовали посаженый отец и посаженая мать жениха, а также молодые женщины-каравайницы, также счастливые в браке и имеющие здоровых детей.
Для приготовления свадебного каравая воду набирали из семи колодцев, муку - из семи мешков. Все процессы, начиная с замешивания теста и заканчивая выниманием его из духовки и раздачей гостям осуществлялись нарочито театрально. Для придания формы тесту его укладывали в специальную большую чашу с крестом, а чашу в свою очередь ставили лавку, где находилось сено, покрытое скатертью. Всем, кто присутствовал при этом особом ритуале строго запрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Прежде чем отправить сформованный каравай в печь, посаженая мать обходила с ним избу, садилась на печь, а потом совместно с посаженым отцом обходила трижды печной столб. Задвигали его в печь с помощью специальной лопаты, на краях которой были прикреплены горящие свечки. Перед тем как окончательно оставить его выпекаться, каравай трижды задвигали-выдвигали из нее. После постановки каравая в печь необходимо было ударить лопатой по потолочной балке.
1.7 Девичник
Девичник (плаканье, подвенёха) назывались обрядовые действия, при которых невеста прощалась с девичеством. Этот обряд проводился в доме невесты, на него созывались все ее подружки. Прощание невесты с девичеством, как правило, начиналось сразу же после сговора и продолжалось до венчания. Девичник символизировал переход девушки в категорию замужних женщин. Прощание невесты с «белым светом» во многих деревнях Европейской России и Сибири происходило на утренней и вечерней заре за околицей деревни, куда она приходила с подругами. В Псковской губернии невеста с девушками под пение грустных песен торжественно шла по деревне, неся в руках маленькую елочку, украшенную ленточками, тряпочками, бумажными цветами, либо букет бумажных цветов.
1.8 Молодечник
Молодечник символизировал прощание жениха с холостой жизнью и проводился в доме жениха в последний предсвадебный день, либо рано утром в день венчания. На нем присутствовали родителей, родственники и друзья жениха. Собирали угощение для присутствующих, пелись свадебные песни. После этого родные жениха, либо он сам ехал к невесте с подарками. Данный обряд особой распространенностью не отличался, встречался лишь в некоторых селах Европейской России.
1.9 Свадебный поезд
Данная традиция представляет собой выезд жениха и невесты в церковь для венчания. Рано утром в доме жениха в день венчания собирались дружки, один или два поддружья, крестные родители жениха, ранняя сваха (близкая родственница жениха), учувствовавшая в изготовлении и выпечке каравая (в ее обязанности входило обсыпание поезда зерном), помощницы свахи, дядьки или шафера, которые сопровождали жениха к венцу, бояре - приятели и родственники жениха. Родители жениха, по традиции, на венчании не присутствовали. Они занимались подготовкой к встрече молодых и непосредственно свадебному пиру. За невестой поезжане зимой ездили на санях, осенью на кошевах, пошевнях, бричках. Лошадей очень тщательно готовили к данному событию: кормили овсом, чистили, расчесывали хвосты и гривы. На свадьбу их украшали ленточками, сбрую колокольчиками, бубенчиками, а сани застилали коврами, подушками.
Возглавлял поезд дружка, при этом он выбирал дорогу до невесты ровную, чтобы «жизнь молодой пары была ровная, без ссор». На пути к невесте поезд встречали жители деревни и всячески преграждали путь: запирали въездные ворота, протягивали веревки. В качестве выкупа дружка предлагал вино, конфеты, фрукты, орехи и пряники. У дома невесты поезд встречали ее подружки, закрывали ворота и пели песни о женихе и его свите, как о разлучниках, приехавших забрать подругу. Дружка возглавлял шествие, размахивая кнутом, как бы очищая дорогу от нечистой силы. Затем он вступал в разговор с подругами, которые после хорошего выкупа пропускали гостей в дом. Затем в некоторых деревнях России жених и дружка начинали искать спрятанную невесту, а в других – выкупать ее у старшего брата. Все это сопровождалось насмешливыми песнями, которые исполняли девушки в адрес жениха и поезжан. Обрядовое действие выражалось в стремлении спасти невесту от неминуемой символической гибели, которую сулило замужество, согласно мифологическим представлениям.
В церковь жених и невеста ехали в разных повозках: невеста в сопровождении свашки, а жених - с тысяцким (главный предводитель). К свадебному поезду подключались поезжане со стороны невесты: повозник, который управлял лошадьми, крестные родители, ближайшие родня. Во главе по-прежнему ехал дружка в сопровождении поддружьев верхом на конях, далее повозка жениха, потом невесты, а за ними все остальные родственники. Родители невесты также на венчании не присутствовали. В церковь свадебный поезд ехал быстро, громко звеня колокольчиками, тем самым оповещая всех о своем приближении. Во время поездки жених и невеста осуществляли своеобразные магические действия: невеста, выехав за пределы родной деревни, открывала лицо, смотрела вслед удалявшимся домам и бросала носовой платок, в котором «были собраны все ее горести», жених периодически останавливал поезд, дабы справиться о состоянии невесты, не приключилось ли с ней чего-то во время опасного пути. При этом дружка на протяжении всего пути читал молитву-заговор.
1.10 Венчание
Венчание представляло собой церемонию заключения брака в Православной Церкви, которая совмещалась с юридической регистрацией в метрических книгах. Обряд проводился в церкви священником и включал обручение, при котором жених и невеста давали согласие на брак и обменивались кольцами, и венчание, то есть возложения на их головы брачных венцов, что символизировало наложение Славы Божьей.
Во время венчания читались молитвы с целью Божьего благословения брачующихся. Священник давал наставления. В христианской традиции венчание выступало в виде некого таинства, символизировало соединение мужчины и женщины в нерушимый Божественный союз, который существовал и после смерти.
Обряд венчания связывал ряд ритуально-магических действий, которые обеспечивали защиту от злых сил, счастливый брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие. Считалось, что именно в этот момент молодые более уязвимы, по тогдашним представлениям деревенских жителей, колдуны могли превратить их в камень, животных, оставить без потомства в браке. Для защиты от этого свадебный поезд не должен был останавливаться, следуя на венчание, поезжанам нельзя было оглядываться назад. Своеобразной защитой от темных сил считался звон колокольчиков, прикрепленных на повозках. Для оберега в одежду невесты, иногда жениха, крепили булавки, втыкали иголки, насыпали льняное семя или просо, в карман помещали чеснок и т. д.
А в некоторых южнорусских деревнях после венчания каждый возвращался в свой дом, а вот вечером жених приходил к невесте, там и проходила их первая брачная ночь. Свадебный же пир начинали только после того, как объявлялось о том, что молодые стали мужем и женой. Если пара жила без венчания, их мужем и женой не признавали, а их дети считались незаконнорожденными. Между тем, согласно народным представлениям, одного венчания было недостаточно для признания брака. Необходимо было провести установленные обрядовые действия, согласно традиции.
1.11 Княжий стол
Княжий стол - свадебный пир, который проводился после венчания в доме родителей жениха. По традиции столы ставили вдоль половиц и лавок буквой «Г» и только в некоторых местностях - поперек половиц. Согласно традиции, в определенном порядке усаживали гостей, размещали также зрителей - «гляделыциков», подавали еду и напитки, пели песни. Жениха и невесту называли не иначе, как «князь молодой» и «княгиня молодая», сидели они в переднем углу избы. Гости рассаживались в порядке родства: чем ближе родня, тем ближе она располагалась к жениху или невесте. На свадебный пир обычно приглашали парней, соседей, девушек из деревни, но за столом они не сидели, они выступали в качестве зрителей. Свадебные столы были накрыты белыми скатертями. Вначале на столы (середину) раскладывался хлеб и пироги. По краю стола в соответствии с каждым место гостя укладывали ломоть ржаного хлеба, а сверху продолговатый пирог. Перед молодожёнами ставили две буханки круглого хлеба, положенных друг на друга и прикрытых платком. Как только гости занимали свои места, подавались напитки и еда. Блюда чередовались с напитками, при этом количество блюд должно было быть четным (символ счастья и удачи).
Окончанием княжего стола являлся уход молодых к месту проведения брачной ночи под сопровождение пения гостей. Пиры проводились также и на второй, и на третий день, но несколько в иной форме. Суть их заключалась в символичном знакомстве родных мужа с новым членом семьи и раздача даров.
1.12 Брачная ночь
Брачная ночь (подклет) - физическое и правовое скрепление брака проводилась в родительском доме жениха. В южнорусских губерниях, после венчания молодожены возвращались каждый в свой дом, ее проводили в доме родителей невесты до главного свадебного пира. Обычно постель для новобрачных стелили в холодном помещении, при этом использовалась постель из приданого невесты. С помощью различных приспособлений сооружали высокое брачное ложе: на доски клали мешки с мукой, затем ржаные снопы, пару матрасов из сена, реже перину и много подушек. Все это застилали белой вышитой простыней до пола и красивым одеялом.
Стелили постель свашки со стороны жениха и невесты, а также мать или сестра жениха. После этого под постель клали кочергу, несколько поленьев, сковородник, а затем обходили постель с веткой рябины или можжевельника. Ветка в дальнейшем втыкалась в стену. Верили, что все это защитит новобрачных от злых сил, а мешки с мукой и ржаные снопы обеспечат им благополучие. Поленья выступали символом будущих детей: чем больше их на брачном ложе, тем и детей в семье будет больше.
Новобрачных провожали дружка, свашки, реже все присутствующие на пире под хохот, шум, прибаутки, песни. Первым, по традиции, в комнату с брачной постелью входил дружка и пару раз бил кнутом по постели, дабы отпугнуть нечистую силу. В некоторых местах России также был распространен обычай, согласного которому дружка платил выкуп постельницам (тем, кто стелил постель). Дверь комнаты снаружи запирали и ставили снаружи клетника или по-нашему охранника, который охранял новобрачных от нечистой силы и подразгулявшихся гостей. Оставшись одни, новобрачным перед тем, как лечь в постель, полагалось скушать хлеб и курицу, дабы обеспечить себе согласную супружескую жизнь, богатство, здоровое потомство. Новобрачная должна была продемонстрировать смирение и покорность, сняв с мужа сапоги. Этот старинный обряд упоминается еще в «Повести временных лет». Новобрачный же демонстрировал свое положение, как хозяина в семьи, вынуждая невесту просить у него разрешения лечь с ним в постель.
Наутро те, кто сопровождал молодых к постели, приходили их будить. Будить могли по-разному: использовались стук в дверь, крики, звон колокольчиков, битье горшков о порог, одергивание одеяла, обливание водой.
1.13 Хлебины
Хлебины (отводины, отгостки) завершает последовательность свадебных обрядов. Это застолье, которое устраивалось для молодых в доме родителей молодухи. Ее родители к их приезду заранее готовили угощения. Теща угощала зятя блинами или яичницей, он же при этом показывал свое отношение к ней. Если он откусывал блин или ел яичницу с края, значит, дочка ее сохранила девственность до брака, и он за этой ей благодарен, если же зять откусывал блин или ел яичницу с середины, значит молодая оказалась «нечестной», т. е. не сохранила целомудрия до свадьбы. Тогда он высказывал ей претензии за плохое воспитание дочери. Затем молодые уезжали домой. При благополучном исходе ла пир в родительском доме молодухи продолжался.
1.14 Свадебные традиции сегодня
Сегодня в России не проводят некоторые обряды, которые делали их предки в 19 веке. Но сегодня появились новые обряды и традиции. Например невесте принято быть на свадьбе в белом, нарядном платье. Но жених ни в коем случае видеть платье до дня свадьбы, иначе семейная жизнь может не сложиться.
Сейчас мало людей, которые венчаются. Молодожены просто регистрируют брак в ЗАГС е. После регистрации молодожены обычно сначала едут к Вечному Огню или другому важному городскому памятнику, возлагают цветы и фотографируются.
На свадебном застолье невеста должна повернуться к подругам спиной и бросить свой букет. Считается, что та подружка, которая поймает букет следующая выйдет замуж.
Сейчас у многих молодоженов очень распространена недавно появившаяся традиция. Новобрачные покупают специальный замочек, который они прикрепляют в каких-то достопримечательных местах. Например можно прикрепить такой замок к мосту.
В некоторых городах существуют мосты, через который жених должен пронести невесту на руках. Считается, что тогда жизнь будет ровной, счастливой и без ссор.
Глава 2. Празднование свадьбы в Германии
Отдельные традиции проведения современных свадеб нередко имеют много схожих черт у представителей разных народов. Однако все равно у каждого народа имеются в запасе свои собственные, неповторимые, зачастую очень своеобразные обряды и ритуалы . Не составляет исключения и самобытность немецких свадебных обрядов, уходящих своими корнями в глубокое прошлое и существенно разнящихся от региона к региону.
Немцы всегда уделяли большое внимание бытующим в народе суевериям и приметам, и особенно большое их количество всегда связывалось с днем свадьбы. Дождь в день свадебной церемонии считался предвестником несчастья в семейной жизни, а штормовая погода, напротив, сулила бурный и нескучный брак. Направляясь в церковь на процедуру венчания, невесте категорически нельзя было оглядываться назад, поскольку это могло запросто привести в будущем к заключению другого брака.
Человеческое суеверие породило множество обрядов, соблюдение которых должно было охранить брачующихся от злых духов, принести счастье и здоровых детей в их долгую совместную жизнь. По сей день гости посыпают головы молодоженов зернышками риса, желая им таким образом здоровья и крепкого потомства. По существующему поверью у молодоженов будет столько детей, сколько зернышек застрянет в волосах невесты. Свадебным платьем невесте всегда служили либо национальные одежды, либо красные, либо просто нарядные платья. Белые подвенечные одежды вошли в обиход лишь в середине прошлого века. Однако белая вуаль была обязательным атрибутом подвенечного ансамбля, начиная с 19 века. Этот нехитрый аксессуар должен был защищать невесту от соприкосновения со злыми духами и должен был сниматься с невесты только в полночь. Раньше было принято рвать фату на мелкие кусочки после снятия ее с невесты и кидать в толпу гостей. Девушкам, поймавшим кусочки свадебной фаты, прочили скорое замужество. У немцев также популярен обряд, когда после снятия фаты с невесты гости заключают молодых в круг и начинают бросать монетки. Жених при этом работает веником, а невеста подставляет совок. Таким образом они должны максимально быстро подобрать все деньги с земли.
Современные наряды немецких невест очень демократичны и мало отличаются от аналогичных одежд в других европейских странах, однако венки и букеты невесты всегда составляются исключительно из белых цветов. В перчатки невесты обязательно кладут монетку, которая должна обеспечить будущее материальное благополучие. По старинному обычаю немало немецких девочек с детства копят монетки на свадебные туфли, чтобы купить их самостоятельно. Такая покупка всегда оплачивается большим количеством мелких монет. Немецкие пары, как правило, приобретают достаточно простые обручальные кольца и носят их на правой руке.
В преддверии свадьбы по традиции проводится достаточно самобытный обряд, в котором принимают активное участие родные и друзья будущих молодоженов. Перед домом невесты разбивается огромное количество старой фарфоровой посуды и прочих бьющихся предметов, принесенных гостями. Это могут быть и цветочные горшки, и отслужившие свой срок сантехнические изделия и пр. Единственное, что категорически не должно биться на таких мероприятиях – это зеркала и стекла. Молодые должны убрать осколки и вместе с ними выбросить из своей жизни все плохое, не допустив вторжения в нее злых духов. Кроме битья посуды во время праздника принято устраивать разные веселые розыгрыши типа поиска женихом и невестой ста пачек макаронных изделий, рулонов туалетной бумаги и пр., спрятанных в разных укромных уголках. Жениху могут незаметно прикрепить к одежде трусики или бюстгальтер «подружки невесты» ко всеобщему веселью и удовольствию. Такая комбинация позволяет существенно удешевить торжественное мероприятие и пригласить значительно большее количество гостей. Дресс-код на такой вечеринке не является строгим, участники мероприятия выбирают, как правило, обычную удобную и комфортную одежду, которая, конечно, может в определенной степени тяготеть к элегантности. На открытом воздухе сервируется непритязательный шведский стол с простой и сытной едой и напитками – мясом и колбасками на гриле, бутербродами, салатами, пивом и шампанским.
Еще один предшествующий свадьбе обряд – проведение мальчишников-девичников, на которых принято расслабляться и можно в последний раз пожить по правилам холостяцкой жизни. Такие вечеринки могут быть как очень шумными, так и тихими посиделками дома или в баре. В некоторых немецких деревнях сохранился обычай похищения невесты в день свадьбы от свадебного стола и укрытие ее в каком-либо пивном кабачке. Жених с сопровождающими должен обойти все заведения, угощая их в каждом из них, и в конечном итоге найти невесту и оплатить также все счета за нее и ее похитителя.
По существующему обычаю в день свадьбы молодоженам полагается посадить розовый куст. В зале бракосочетания или же перед церковью после регистрации брака жених и невеста по обычаю распиливают бревно, демонстрируя умение помогать друг другу. После возвращения из церкви молодым на пороге их будущего дома принято подавать бокал вина, который жених, пригубив, передает невесте. Невеста допивает вино или же выливает его вокруг своего новоиспеченного мужа, чтобы навсегда привязать его к себе, и разбивает бокал на счастье. Альтернативой бокалу вина может служить стакан воды и кусок хлеба с солью, которые новобрачные делят между собой. В этом случае со стаканом невеста поступает точно так же, как и с бокалом из-под вина. Еще одним обычаем в конце для свадьбы является бросание букета невесты назад через плечо в толпу сопровождающих гостей. Считается, что вскоре после этого замуж выйдет та девушка или женщина, которая поймает этот букет.
Исторически сложилось так, что торжественные свадебные застолья в Германии всегда очень веселые и изобилуют переменами блюд. Обычно для гостей заготовлено не менее двадцати различных кушаний, съесть которые без остатка не представляется возможным. Раньше гости являлись на свадьбу со специальными горшочками, в которых уносили пищу домой. Гостеприимные хозяева также специально выкладывали на столы сырое мясо, которое также предназначалось для гостей в качестве «свадебных сувениров». Примечателен также обычай покупки танца с одним из новобрачных: если кто-то из гостей, к примеру, желает получить право на танец с новобрачной, то должен щедро заплатить жениху за предоставление такой возможности.
В день свадьбы молодожены традиционно получают в подарок огромный многоярусный торт, который сервируется им к чаепитию ближе к вечеру. Новоиспеченные супруги должны одним ножом, вместе отрезать первый кусок от этого торта. Считается, что тот, чья рука будет в процессе отрезания куска лежать наверху, впоследствии будет главенствовать в семье.
Молодым принято дарить на свадьбу всевозможные подарки. Наиболее распространенными являются, конечно же, денежные подарки, которые принято красиво упаковывать и оригинальным образом оформлять. Иногда такие подарки представляют собой настоящие произведения искусства. Бывает, что за свадебным столом гости получают фанты – записки, в которых указываются разнообразные продукты или мелкие предметы домашнего обихода, которые конкретный гость должен прислать молодым по почте в определенный день медового месяца. Благодаря такому обычаю молодожены каждый день получают всевозможные полезные вещи в течение целого месяца.
Глава3 . Сравнение свадебных традиций двух стран
3.1 Социологический опрос
В ходе исследования был проведен социологический опрос среди учеников с 6 по 8 класс.
Результаты опроса в виде таблицы можно посмотреть в Приложении 2.
91% опрошенных согласны с утверждением, что можно лучше изучить иностранный язык, знакомясь с культурой изучаемого языка.
66% бывали ли когда-либо на свадьбе и знают, что празднование свадьбы в Германии отличается от празднования свадьбы в России.
80% опрошенных школьников ничего не знают об особенностях празднования свадьбы в Германии, что позволило сделать вывод о целесообразности выбранной мною темы и возможности предоставить результаты моей работы одноклассникам и другим учащимся, изучающим немецкий язык и интересующимся культурой и традициями страны изучаемого языка.
3.2 Сравнение свадебных традиций в России и Германии.
Сравнив свадебные традиции двух разных стран, я поняла, что какие-то обычаи и традиции в Германии и России схожи. Но так же есть и совсем разные обычаи и такие, которые присутствуют в обрядах немецкой свадьбы и не используются в России и наоборот.
Россия | Германия |
Невесте полагается быть в белом платье. | Платье может быть любого цвета. В старину было красным. |
Невеста бросает букет в толпу других девушек. Обычай появился недавно. | Раньше рвали фату невесты и бросали ее кусочки другим девушкам. Сегодня также бросают букет. |
Прикреплять замок «счастья и вечной любви» к мостам. | Прикреплять замок «счастья и вечной любви» к мостам. |
Жених и невеста откусывают кусочек от каравая на входе в дом жениха, чей кусочек больше - будет главой семьи. | Невеста выпивает бокал вина на пороге будущего дома, чтобы навсегда привязать мужа к себе и дому. |
Осыпают молодожёнов зернышками злаков, чтобы семья жила в достатке. | Осыпают молодожёнов зернышками риса на счастье. |
Жених должен увидеть платье невесты только на свадьбе, иначе свадьба могла не состояться. | Направляясь в церковь на процедуру венчания, невесте нельзя было оглядываться назад, поскольку это могло привести в будущем к заключению другого брака. |
Жених берет невесту на руки и наступает одной ногой на специальную тарелку. Нужно вдвоем разбить ее, но одной ногой. Это символ единства пары в решении проблем. | Жених с невестой распиливают бревно, чтобы показать умение помогать друг другу. |
На свадьбе или сразу после официальной регистрации молодожены пьют шампанское и разбивают бокалы на счастье. | В преддверии свадьбы перед домом невесты разбивается огромное количество старой фарфоровой посуды и прочих бьющихся предметов, но не из стекла. Вместе с осколками молодые выбрасывают из своей жизни все плохое. |
Обычай продавать кусочки свадебного торта по цене целого торта. Деньги идут в бюджет будущей семьи. | Обычай покупки танца с одним из новобрачных: если кто-то из гостей желает получить право на танец , то должен щедро заплатить за предоставление такой возможности. |
Заключение
Собрав и изучив информацию о русских и немецких свадебных традициях, а также проведя сравнительный анализ этих традиций и анализ результатов опроса среди школьников по данной теме, я пришла к следующим выводам:
1. Многие свадебные традиции двух стран -России и Германии - схожи. Но так же есть и совсем разные обычаи, которые присутствуют в обрядах немецкой свадьбы и не используются в России и наоборот.
2. Многим молодым людям интересно познакомиться и со свадебными традициями других народов, чтобы перенять лучшее и познакомиться ближе с другой культурой, расширить свой кругозор.
3. Необходимо знакомиться с культурой изучаемого языка, так как это помогает лучше изучить иностранный язык, лучше понять людей, говорящих на нем.
Данная работа помогла мне не только ближе познакомиться с культурой Германии, но и углубить свои знания о культурных традициях России.
Практическая ценность моей работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках немецкого языка, посвященных страноведению Германии, а также для самостоятельной работы всех, кто изучает немецкий язык и культуру страны изучаемого языка.
Список используемых источников и литературы.
1. Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России. М.:Готика,2008
2. http://www.svadebnye-hlopoty.ru/
3. https://ru.wikipedia.org/
4. http://prazdnodar.ru/
5. http://deutsch-sprechen.ru/
7. https://vk.com/topic-67989350_29570954
Приложение 1
1.Вы согласны с утверждением, что можно лучше изучить иностранный язык, знакомясь с культурой изучаемого языка?
А) Да В) Нет С) Затрудняюсь ответить
2. Были ли вы когда-нибудь на свадьбе?
А) Да В) Нет С) Затрудняюсь ответить
3. Как вы думаете, празднование свадьбы в Германии отличается от празднования свадьбы в России?
А) Да В) Нет С) Затрудняюсь ответить
4. Вы знаете что-нибудь об особенностях празднования свадьбы в Германии?
А) Да В) Нет С) Затрудняюсь ответить
5. Платье какого цвета может одеть невеста на свадьбу в Германии?
А) Белое В) Красное С) Любое
6. Какие подарки чаще всего дарят гости молодожёнам в России?
А) Деньги В) Техника С) Другое
7. Какие подарки чаще всего дарят гости молодожёнам в Германии?
А) Деньги В) Техника С) Другое
№вопроса | Да | Нет | Затрудняюсь ответить. |
1 | 91% | 9% | 0% |
2 | 66% | 44% | 0% |
3 | 66% | 16% | 18% |
4 | 0% | 80% | 20% |
Белое | Красное | Любого цвета | |
5 | 66% | 16% | 16% |
Деньги | Техника | Другое | |
6 | 87% | 29% | 12% |
7 | 5% | 4% | 91% |
Приложение 2
Зимний лес в вашем доме
Как напиться обезьяне?
Философские стихи Кристины Россетти
Кто чем богат, тот тем и делится!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью