Исследование биографии и произведений донского писателя.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование по творчеству В. Закруткина | 92 КБ |
--
Тезисы
Виталий Александрович Закруткин- мастер слова, прославил Донской край и много сделал для него. Об этом можно узнать из многочисленных публикаций , воспоминаний современников и конечно же из его книг. Цель работы: больше узнать о жизни и творчестве, взглядах Виталия Александровича Закруткина, определить главную черту характера мастера и его литературных героев. Найти ответ на вопрос: каков Закруткин был в жизни и в книгах.
Актуальность моего исследования в Год литературы данная работа поможет глубже понять Виталия Александровича Закруткина как художника слова.
Цель исследования: изучить биографию и творчество писателя. Обобщив полученные сведения подготовить материал для выступления.
Задачи исследования: выявить гуманистические идеи в произведениях.
Предмет исследования: рассказы В. Закруткина.
Объект исследования: биография и творчество писателя.
Методы исследования: поисково-аналитический.
Гуманность всего облика Виталия Закруткина отмечали все, кто его знал. И та же черта ярко проявляется во всем его творчестве. Глубокой человечностью наделил автор своих любимых героев в рассказе «Подсолнух». В нём рассказывается о простом человеке, обыкновенном чабане, но как богата его душа, сколько человечности, доброты, неиссякаемой любви к природе, к миру, к людям сохранил в себе этот Отец. Словно все прекрасное, вошло в душу человеческую и создало этот неповторимый образ внешне сурового, но такого обаятельного в своей сердечности человека. В этом главнейший смысл человеческого бытия. Образ подсолнуха становится символом любви к людям, неистребимости жизни и гения народа.
Голос Закруткина – писателя-патриота, солдата, писателя-гуманиста – это голос в защиту мира, в защиту человека. Гуманист с большой буквы.
Исследовательская работа
Гуманизм в произведениях
Виталия Александровича Закруткина
Работу выполнила: Росликова Наталья,
ученица 9 класса, МБОУ «Школа №10»
МБУ ДО ЦДЮТур
Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна,
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №1» г. Ростов-ан-Дону, педагог д/о
МБУ ДО ЦДЮТур г. Ростов-на-Дону
Оглавление
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Страницы биографии В.А.Закруткина . . . . . . . . . . . 5
Глава 2.Гуманистические идеи в произведениях В. Закруткина. . . . . 10
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Выводы
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Введение
Пройдемся по литературным местам Донского края и познакомимся с творчеством нашего знаменитого земляка Виталия Александровича Закруткина. В станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области ежегодно проходит праздник «Закруткинская весна». Он посвящен дню рождения писателя, прожившего в станице Кочетовской около 4 десятков лет и создавшего здесь немало любимых тысячами читателей литературных произведений. Виталий Александрович, мастере слова, прославил Донской край и много сделал для него. Об этом можно узнать из многочисленных публикаций, воспоминаний современников и конечно же из его книг. Я поставила перед собой цель: больше узнать о жизни и творчестве, взглядах Виталия Александровича Закруткина, определить главную черту характера мастера и его литературных героев. Найти ответ на вопрос: каков Закруткин был в жизни и в книгах.
Актуальность в Год литературы данная работа поможет глубже понять Виталия Александровича Закруткина как художника слова.
Цель исследования: изучить биографию и творчество писателя. Обобщив полученные сведения подготовить материал для выступления.
Задачи исследования: выявить гуманистические идеи в произведениях.
Предмет исследования: рассказы В. Закруткина.
Объект исследования: биография и творчество писателя.
Методы исследования: поисково-аналитический.
О писателе В.А.Закруткине, его жизненном пути и творческой биографии написано немало очерков, воспоминаний современников, лично знавших талантливого земляка. Если вы хотите познакомиться с мастером, я бы порекомендовала обратиться к книгам Гегузина Иосифа Моисеевича «Виталий Закруткин. Критико-биографический очерк» (1959) и «Путь писателя. О жизни и книгах В.Закруткина» (1968). Николай Болибок в книге «Путь писателя: взаимосвязь жизни и творчества» (1998), Виктор Петелин в очерке «Виталий Закруткин. Литературный портрет» (1969) изобразили своего современника, художника слова, правдиво и ярко. Еще при жизни писателя в газетах «Вечерний Ростов», «Молот», «Советская Россия», в журналах «Дон», «Москва», «Знамя», «Молодая гвардия» в разное время появлялись замечательные статьи о В.А.Закруткине и его творчестве. Авторами публикаций являлись коллеги писателя по институтской и университетской работе, студенты-аспиранты, соратники по перу. Ознакомиться с этими статьями вам поможет Донская публичная библиотека или научная библиотека ЮФУ.
Но для меня лично самыми полными и интересными стали автобиографические «Страницы о себе» из очерка В.А.Закруткина «От земли к земле», вошедшего в I том четырехтомного собрания сочинений писателя. Здесь и яркие детские воспоминания, и самое сокровенное, а также забота о Донской земле и ее будущем. А заканчивается очерк искренними словами: «И я рад и счастлив, что жизнь открыла мне в детстве и отрочестве красоту земли, ее добрую, зиждительную силу, дала возможность в полной мере познать трудную работу в полях, сладостную вечернюю усталость, научила с сыновней нежностью любить и уважать жесткие, натруженные руки земледельца, до сердечной дрожи наслаждаться шумом древесной листвы, журчанием лесных ручьев, сокровенным языком птиц и зверей» (Закруткин, 1972-1977). В этих словах раскрывается Закруткин – человек и писатель.
Глава1. Страницы биографии В.А. Закруткина.
Виталий Закруткин — худож- ник милостью божьей.
М.А.Шолохов
27 марта 1908 года в Феодосии родился Виталий Александрович Закруткин . Сын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и Украине. По окончании школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В.Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им.А.И.Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А.С.Пушкина, и в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете.
Первые публикации его в печати относятся к концу 20-х – началу 30-х годов. Это фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда.
Первая книга В.Закруткина «Академик Плющов» была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В.А.Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
Летом 1941 года писатель добровольцем ушел на фронт военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах «Коричневая чума». Он участвовал во многих боях 1941-1945 годов.
В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов — «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов-на-Дону). В 1943 году вышла повесть о разведчиках «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, Виталий Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.
В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявил при этом личную храбрость, за что майор Закруткин был награжден орденом боевого Красного Знамени. Виталий Александрович получил боевой орден из рук командующего фронтом Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, который сказал: «Я вручаю вам этот нелитературный орден, майор Закруткин, и желаю вам вести себя в литературе так же, как в батальоне» (Прийма, 1983год).
Первые послевоенные произведения писателя — роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки». «Кавказские записки» — это документально-художественная хроника – летопись войны, это скорбная героическая песнь об исторической битве за Кавказ (1942-1943). Уже тогда известный писатель С.Н.Сергеев-Ценский, автор бессмертной «Севастопольской страды», сказал о Закруткине: «Талант большой, самобытный, глубокий. Он жизнь знает и язык народа чувствует. Это художник» (Прийма, 1983год). Фронтовые блокноты, по которым создавались «Кавказские записки», позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.
В 1947 году В.Закруткин оставил университетскую кафедру, поселился в станице Кочетовской на Дону и занялся исключительно творческой деятельностью. Переезд в станицу Кочетовскую был для писателя не началом новой жизни, а всего лишь возвращением к юности, возвращением к истокам, питавшим молодость художника, к людям, с которыми он был близок и которые формировали его взгляды, мысли, чувства.
В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнём», в 1950 году — роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом.
Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1871), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970) (рис.1-4).
С 1951 года, более четверти века, В.Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира», который был удостоен Государственной премии.
Наиболее впечатляющим из произведений В.Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь человеческая» (1969г.) (рис.1-7), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького,а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А.Фадеева.
В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве. А жизни и творчеству М.А.Шолохова посвящена книга В.Закруткина «Цвет лазоревый» (1965).
В.Закруткин — автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух» ( рис.1-6).
В 1977-1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах (рис.1-2).
Ученый-литературовед, кандидат филологических наук, в течение ряда лет В.Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР, депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.
В.А.Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.
10 октября 1984 года перестало биться сердце мастера. «Его, как настоящего солдата, хоронили с воинскими почестями. За артиллерийским лафетом, на котором лежало его тело, шли родные и близкие, а военный оркестр играл печальные марши» (Б.Н.Куликов, 1984).
Похоронен был Закруткин, согласно завещанию, во дворе своей усадьбы в старинной станице Кочетовской, на высоком берегу Дона, где он прожил, как Шолохов в Вешенской, большую часть своей послевоенной жизни.
Крутой, тернистый и славный жизненный путь Закпуткина — это путь первопроходца по высокогорью в вечность. На взятых им вершинах скрижалями истории блистают его мудрые книги. Заглянув в них, мы погружаемся в летопись эпохи.
В.Закруткин — писатель оригинальный, народный, страстный. Его творчеству присущи художественная самобытность, суровый реализм, тонкое чувство языка народа, глубокое понимание мира природы.
Как прекрасна земля, писал Виталий Закруткин, думая, конечно же, прежде всего о благословенном крае, куда определила его судьба в послевоенную пору и где он состоялся как известный всей стране писатель. Виталия Александровича помнят и любят земляки. Издаваемые их стараниями закруткинские книги о людях, не менее прекрасных, чем сама донская земля, читают и стар и млад.
На одном из ежегодных праздников «Закруткинская весна» писатель Петр Лебеденко отметил, что за долгие годы знакомства и дружбы научил его Виталий Александрович любить жизнь, любить человека. Он был, подчеркнул Петр Васильевич, милосердным к людям, ко всему живому на земле, чего нам всегда не хватает.
Когда-то, в далеком 1947 году, приехав в Кочетовскую, на пустыре, раскорчеванном своими руками от зарослей акации, Виталий Закруткин построил дом и вырастил фруктовый сад, ставший примером для всей станицы.
И на огонек к писателю-труженику потянулся народ – со своими радостями и бедами. Его дом всегда был открыт для людей, которые встречали здесь понимание, душевное сочувствие, деловую поддержку. Все хозяйственные дела станичников, их думы и заботы стали его думами и заботами. За помощью и советом к нему шли и виноградари, и рыбаки, и учителя, и селькоры. С каждым писатель находит время поговорить, каждому что-то посоветовать, помочь.
Все годы жизни в Кочетовке Закруткин избирался депутатом сельского совета. Был он и депутатом Ростовского областного совета. Не было такого случая, чтобы он отсутствовал по какой-то причине на сессии сельсовета. Он всегда приходил точно в назначенное время, принимал активное участие в обсуждении важных вопросов. И, конечно - же, - реализации планов. Например, на одном из заседаний депутаты обратились к писателю с просьбой помочь в строительстве новой станичной школы (старое здание было не приспособлено для школьных занятий и находилось в запущенном состоянии). Самым трудным было добиться выделения средств на строительство, и Виталий Александрович затратил немало времени и сил, чтобы эти средства все-таки были выделены Министерством просвещения РСФСР. А потом возникла новая проблема: деньги есть, а строить некому. И Закруткин вновь хлопочет, пишет, доказывает и добивается наконец, чтобы областные власти определили подрядчика.
Виталий Александрович вместе с жителями станицы принял участие в посадке деревьев вдоль набережной у пристани. Он всегда был рядом с кочетовцами, что называется, «во дни торжеств и бед народных». Его видели не только на митингах и праздниках. Как депутат, регулярно отчитывался перед своими избирателями, не боялся выслушать от них горькую правду, а уж если надо кому-то помочь, делал это безотказно. О Кочетовке позже Закруткин написал проникновенные слова: «Это мой родной край, место, где я живу, где встречаю восходы и закаты солнца, весны и лета, осени и зимы. Это часть огромной земли, где мною протоптана не одна тропа, где я знаю и люблю очень много людей…»
Таким был Закруткина при жизни, таким он останется навсегда в памяти – отзывчивый, гуманный в общественной деятельности и в отношении к людям.
Глава2. Гуманистические идеи в произведениях В. Закруткина
Виталий Закруткин являет собой пример тесной связи писателя с жизнью народа. Он хорошо знал думы и чаяния людей, с которыми жил бок о бок, ежедневно общался. Беседы с ними, наблюдения за их работой обогатили писателя.
Жизнь в народной гуще, участие в общественной работе дали В.Закруткину богатейший материал для литературного творчества, помогли решить в своих произведениях важные узловые проблемы.
В одной из статей о Михаиле Шолохове Виталий Закруткин писал: «Ему не нужно было «ходить в народ» или «собирать материалы» в творческих командировках. Он сам - плоть от плоти и кровь от крови народа… С детских лет он связан с казаками-земледельцами. От них он перенял умение трудиться в поле, скакать на коне, ловить рыбу, у них научился угадывать погоду по мерцанию звезд, по росе на траве, по оттенкам солнечного заката… Михаил Шолохов не может жить без земляков-станичников, без степи, без родных берегов, без того ощущения полного слияния человека с живой природой, которое свойственно земледельцам».
Думается, что эти слова, сказанные о своем учителе, с которым он был связан многолетней дружбой, имеют прямое отношение и к самому Закруткину, всегда находящемуся на быстрине жизни.
«Если бы я не жил здесь, не знал бы их чаяний – не смог бы я написать ничего», - говорил Закруткин. Гражданская его позиция в литературе тесно смыкалась с позицией в общественной жизни, которую он повседневно вел многие годы на земле, выбранной для себя раз и навсегда.
В каждом произведении В.Закруткина – судьбы людские: счастливые и несчастливые, вознесшиеся и низвергнутые, простые и сложные, как сама жизнь. О чем бы ни писал Закруткин – о войне ли, оставившей неизгладимый след в памяти народной, о преодолении ли послевоенных трудностей и противоречий – всюду и во всем на первом плане у него человек, гордый, цельный, мужественный. И за каждым созданным писателем образом стоит реальный прототип, живое человеческое лицо, со всеми его внешними и внутренними особенностями.
Гуманность всего облика Виталия Закруткина отмечали все, кто его знал. И та же черта ярко проявляется во всем его творчестве. Глубокой человечностью наделил автор своих любимых героев. Так, в рассказе «Подсолнух», впервые опубликованном в 1958 году в газете «Правда» (рис.1-5), рассказывается о простом человеке, обыкновенном чабане, но как богата его душа, сколько человечности, доброты, неиссякаемой любви к природе, к миру, к людям сохранил в себе этот Отец. Словно все прекрасное, мужественное, что таит в себе природа – теплота солнца, щедрость земли, широта и глубина неба, - вошло в душу человеческую и создало этот неповторимый образ внешне сурового, но такого обаятельного в своей сердечности человека. Не зря человек живет на земле. Кто после себя оставит дерево, кто книгу, кто построит дом, кто создаст симфонию, кто трудом своих рук вырастит хлеб или картошку, - и в этом главнейший смысл человеческого бытия.
Из семечка, найденного в кармане погибшего сына и посаженного старым Отцом, вырос подсолнух на диво всем окружающим: на этих землях редко что удавалось вырастить. Отец часами просиживал около лунки, в которую посадил семечко. Часами смотрел на это место, и земля, словно отогретая любовным взглядом, расступилась. С приходом в этот мир подсолнуха людям прибавилось забот. Не было еще такого, чтобы на солонцах подсолнух произрастал. Как за малым ребенком ухаживал Отец за подсолнухом. Для Отца он был частью его погибшего сына. Все любовались подсолнухом, лелеяли его, берегли. Но вот шел по степи нездешний паренек, увидел подсолнух, взял да и срезал эту «красу» и пошел себе, полузгивая семечки. Не знал он, что значит для людей этот подсолнух. Не знал, что с ним связана мечта людей о преображении степи. Не знал паренек, сколько труда понадобилось, чтобы вырастить его. Вот и стоит теперь в недоумении перед побледневшим от гнева Донькой, который кинулся на него с кулаками. Но на плечо Доньки легла рука Отца: «Разве же так можно, Евдоким, - сказал Отец. – Разве мы не для людей его растили? Для людей. Для тебя, для него, для них». Отломил Отец кусок корзинки и протянул бледному от страха прохожему: «Возьми, сынок. А это мы себе оставим, тем, кто его вырастил».
Так образ подсолнуха становится символом любви к людям, неистребимости жизни и гения народа.
Вот и главный герой рассказа «Млечный путь» (рис.1-6) Глеб Иванович Шевалдин всем своим существом стремится быть полезным людям, народу, Родине. Он не боится трудностей. Чем больше трудностей, тем упрямее он преодолевает их. Когда он узнал, что за два года здесь перебывало семь учителей, он твердо решил остаться навсегда в этом суровом и неприютном районе. Всего лишь год проработал Шевалдин, а сколько нового внес в жизнь глухого хутора. Никому еще не приходило в голову, что на этих твердых, слоистых солонцах могут расти привезенные издалека яблоневые саженцы. И вот уже целый яблоневый сад раскинулся здесь. Его ученики собирают, сушат и отправляют в аптеки лекарственные травы. В степи высаживают лесопосадки. За год люди привыкли за помощью обращаться к Шевалдину: уж он-то выручит. Шевалдин нужен людям. Глубокое нравственное удовлетворение приносит ему такое общение с людьми простого труда. «Никакая сила уже не оторвет меня от того большого и настоящего, что мы тут начали и чему я учу своих учеников, - признается он в письме одному из товарищей. – Тут я буду жить и работать, пока не увижу плодов наших рук», Не для себя одного, а для людей стремится преобразить жизнь в далеком степном хуторе учитель Шевалдин. Глубокая гуманность – вот основная черта в его характере. Как этот литературный герой напоминает самого автора!
И еще один пример, в котором ярко проявляется сущность человека. Основные черты Марии, главной героини повести В.А.Закруткина «Матерь человеческая» (рис.1-7) - душевная щедрость, мужество, бескорыстие, доброта, гуманность. Как сохранила в себе эти качества молодая женщина, после того как в ее присутствии фашисты повесили мужа, сынишку Васятку, расстреляли соседей, разгромили и сожгли дотла весь хутор? Совершив злодеяния , гитлеровцы ушли на восток, а Мария единственная, случайно уцелевшая в этом урагане, измученная, находит в себе силы жить, чтобы дать жизнь маленькому человеку, которого носит под сердцем. Кроме того, оставшись одна, она из последних сил убирает в поле и заготавливает на будущее кукурузу, подсолнух, свеклу, ухаживает за уцелевшими коровами, овцами, курами, берет на учет брошенные в степи тракторы, культиваторы. Она верит, что жизнь вернется, придут люди и все, что она сохранила, им так понадобится. Она думала о тех, кто придет сюда после победы.
Гуманизм, глубокая человечность Марии не позволила ей убить беззащитного раненого немецкого мальчика-солдата. Она ухаживала за ним и похоронила, когда он умер. Мария приютила детей-сирот, заброшенных к ней ветром войны из ленинградского эшелона, разбитого фашистской авиацией. Она стала им матерью.
Виталий Закруткин – писатель-гуманист, и положительные герои его произведений обязательно обладают теми же качествами, что и их автор. Говоря о гуманизме В.А.Закруткина, о его отношении к людям, было бы несправедливо умолчать об отношении писателя к окружающей среде, к краю, где он прожил большую часть своей жизни. Именно Виталий Александрович первым вместе с М.А Шолоховым подал свой голос в защиту родной природы Дона и его притоков, Азовского моря, против тех, кто губит окружающую нас среду.
Слушая птичий переклик, вдыхая всей грудью сладостные запахи первых трав, дубовых почек, писатель был «убежден, что дерево, пшеничный колос, травинка, подобно животным и рыбам испытывает и чувство боли, и чувство любви» (Закруткин В.А., «Дон», 1980г.).
Заботой о сохранении природных богатств родной страны, об интересах «завтрашнего человека» проникнут великолепный очерк «Слово о бессловесном» (1963г.). С какой болью и с каким суровым предостережением не предаваться равнодушию говорил Виталий Закруткин о беде, нависшей над одним из островов на реке Дон, где росли редкостной красоты вербы. Это вот здесь увидел он, как плачут деревья. И вот читаем: « Приходилось ли вам видеть, как плачут вербы? В июльскую жару, в самую сушь, когда солнце и ветер выжелтили лесную траву, а на протоптанных людьми тропах появились трещины, под безлиственными, темными вербами вдруг заголубели лужи. Это плакали вербы. Их глубокие корни еще тянули из земли влагу, могучие стволы еще гнали вверх живительные соки, но на вербах не было ни одного листа, и каждая ветка стала ронять сок на землю. Точно слезы, капали вниз чистые, прозрачные капли. Проходившие мимо полумертвых деревьев старики говорили: «Плачет дерево…»
Это гусеницы пожирали листву, а те, от кого зависело спасение леса, проявили непростительную медлительность, граничащую с преступлением.
Лес, пишет Закруткин, - одна из самых великих жизненных сил на нашей планете, но «…мы хозяйничали в лесах недостаточно хорошо, а зачастую неразумно». Рассказывая об исчезновении леса, хищническом его истреблении, писатель предлагает ряд конкретных мер, которые должны способствовать наведению порядка в таком важном государственном деле, как охрана зеленых насаждений.
В этом очерке идет речь и об истреблении животных, птиц, рыбы, о злостных браконьерах. Все это вызывает гнев писателя, и он зовет к борьбе с нехозяйственным отношением к дарам природы, ибо «…это борьба за завтрашний день мира, за интересы завтрашнего человека…давайте же сбережем для него земные щедроты и красоту планеты, чтобы он не помянул нас недобрым словом…» (В книге Гегузина И.М.,с.90,1959г.)
Тревогой за все живое проникнут роман В.А.Закруткина «Плавучая станица», вышедший в 1950 году и удостоенный Государственной премии СССР. Основная идея произведения – человек на земле в своих помыслах и деяниях должен оставаться чист перед настоящим и будущим – актуальна и сегодня. Чувства и переживания, нравственные искания героев органично связаны с природой Дона. Роман «Плавучая станица» это глубоко лирическая песнь – дума о Доне и его будущем, о народной мудрости, которая учит беречь живые, но немые богатства Родины.
А эта любовь ко всему живому, пробужденный интерес ко всему окружающему, в свою очередь, усиливает впечатлительность людей, делает их гуманнее, близко к сердцу воспринимающими чужую беду.
Из воспоминаний современников писателя: «Я до сих пор явственно слышу голос его в защиту реки Миус, в защиту рыб, птиц, и не просто вообще птиц, а допустим, в защиту зеленого и пестрого дятла, с указанием конкретного места его обитания и убедительным доказательством: кто виноват в гибели этих птиц, с доказательством, которое обретает степень воистину нравственного суда, суда не только от собственного имени, а прежде всего от имени народа» (Шундик Н., «Дон», №3, с.148, 1988г.).
Может показаться, что Закруткин в своих произведениях ставит проблемы чисто донские. Однако в философских и художественных обобщениях писателя главные проблемы «Плавучей станицы» и «Слова о бессловесном» приобрели общегосударственное значение, и их звучание давно вышло далеко за пределы не только Дона , но и нашей Родины.
Заключение
Голос Закруткина – писателя-патриота, солдата, писателя-гуманиста – это голос в защиту мира, в защиту человека. Однажлы на вопрос американского корреспондента: «Почему вы, будучи человеком такой мирной профессии, почему вы ходите в этой военной униформе?» (Закруткин почти всегда носил военную гимнастерку) писатель ответил: «Хожу я в этой так называемой военной униформе потому, что дал себе слово: пока льется проливаемая вами кровь во Вьетнаме, пока сиротеют дети, пока по миру шагает смерть, я этой униформы не сниму. И больше того, у меня даже в завещании написано: похоронить меня в этой униформе. Почему? Потому что при первом звуке тревоги я встану из гроба и буду воевать …своими книгами, всем тем, что мне будет доступно после смерти…» («Советская Россия», 1989г.,5 апреля)
Так ответить мог только человек, горячо любящий людей, жизнь, родную землю. Таким и открылся мне писатель Виталий Александрович Закруткин – Гуманист с большой буквы. Много хороших качеств в этом человеке, но все же основное – это глубокая человечность, которую можно взять в пример каждому. В процессе выполнения исследовательской работы я получила уроки жизни, произведения В.А. Закруткина обогатили меня, пробудили чувство ответственности за судьбу родного края, причастности к его литературе.
Выводы:
Библиография
1.Болибок Н. Путь писателя: взаимосвязь жизни и творчества. Ростов-на-Дону; Книга. 1998, с.92.
2.Гегузин И.М. Виталий Закруткин. Критико-биографический очерк. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1959, 98с.
3.Гегузин И.М. Путь писателя. О жизни и книгах В.Закруткина. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1968, 69с.
4.Дрягин Е.П. Творчество Виталия Закруткина. М.,1959,28с.
5.Закруткин В.А. Литература забирает сполна.(Оценка своего творческого пути). «Дон»,1980, №3, с.138-146.
6.Закруткин В.А. Собрание сочинений. Ростов-на-Дону. Книжное издательство. 1977-1980, т.1-4.Рец. Григорьева Е. Читая сложную книгу Земли…- «Знамя». 1982.
7.Петелин В.В. «Неувядаемое». Заметки о творчестве В.А.Закруткина. «Москва», 1979, №11, с.136-148.
8.Писатели Дона. Библиографический указатель. Ростов-на-Дону. Книжное издательство, 1986, 414 с.
9.Прийма К. Виталий Закруткин (К творческой биографии писателя). «Дон», 1981,№11, с.136-148.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Ласточка. Корейская народная сказка
Ворона
Золотая хохлома
Сверчок