Цель работы: исследовать как отражается демографическая ситуация в стране на демографическое положение и на численность учащихся Краснознаменской общеобразовательной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
ak.2014_demografiya.doc | 378 КБ |
Донская академия наук юных исследователей
Наименование секции: география и геоэкология
Исследовательская работа.
Тема: «Сокращение численности учащихся в МБОУ «Краснознаменская ООШ» как отражение демографической ситуации в области, сельском поселении и всей России».
Автор работы:
Попилнуха Валерия, 9 класс.
МБОУ «Краснознаменская ООШ».
Руководитель:
Орел Валентина Юрьевна - учитель географии.
Хутор Красное Знамя
2014 год.
Содержание.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Теоретические предпосылки изучения демографической ситуации…………...5
2. Демографическая ситуация в России……………………………………………...5
2.1. Анализ современной демографической ситуации в России…………………...5
2.2. Анализ демографических прогнозов численности населения России………..5
3. Демографическая ситуация в Ростовской области………………………………6
4. Изучение современной демографической ситуации
в Позднеевском сельском поселении………………………………………………..7
4.1. Анализ современной демографической ситуации
в сельском поселении…………………………………………………………………7
4.2. Прогноз демографической ситуации в Позднеевском
сельском поселении……………………………………....................................8
5. Изучение современной демографической ситуации
в хуторе Красное Знамя…………………………………………………………….9
5.1. Анализ и оценка сложившейся демографической ситуации
в хуторе Красное Знамя………………………………………………………………9
6. Отражение сложившейся демографической ситуации в стране на
сельской школе хутора Красное Знамя…………………………………………..10
6.1. Анализ и оценка демографической ситуации
Краснознаменской школы………………………………………………………..10
6.1.1. Анализ численности учащихся в школе по периодам……………………....11
6.1.2. Прогноз динамики численности учащихся в
Краснознаменской школе на последующие 5 лет…………..........................11
7. Будет ли жить школа в хуторе Красное Знамя?..................................................12
7.1. Анкетирование………………………………………………………………….12
7.1.2. Выводы………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………………….15
Приложения………………………………………………………………………….16
3
Введение.
Одной из важнейших общественно-политических проблем России начала XXI века является проблема депопуляции. В конце 1991 года, показатели смертности в России впервые превысили показатели рождаемости. Началось сокращение населения России. Ростовская область – регион с острыми демографическими проблемами. В области наблюдается постоянное снижение численности населения, обусловленное как естественной, так и миграционной убылью. Аналогичный процесс происходит и в Весёловском районе, в нашем, Позднеевском сельском поселении, в которое входит наш хутор Красное Знамя, и сельской Краснознаменской школе. На фоне реформ последнего десятилетия сельская тема выглядит особенно болезненной как в сфере экономики вообще, так и в образовании в частности. Выживет или нет наш хутор? Выживет или нет наша сельская школа? Последние годы малочисленные сельские школы закрывают, перевозят учеников в соседние школы на автобусах. Но самой жизнью давно подтверждена справедливость формулы: живет школа — живет село — живет Россия. Сохранение сельских школ и сохранение российских деревень – это две взаимосвязанные проблемы и решать их нужно вместе. А это значит, необходимо возрождать деревни и решать демографическую проблему. Таким образом демографическая ситуация является одной из актуальных проблем нашего времени. Задумываясь над сложившейся демографической ситуацией в нашей стране, у меня возникает вопрос, что же ожидает хутор Красное Знамя в будущем, каковы перспективы нашей сельской школы, какие необходимо предпринять меры, чтобы хутор и школа сохранились.
Актуальность выбранной мной темы обуславливается тем, что сложившаяся на данный момент демографическая ситуация в стране непосредственно влияет на региональную политику, а значит и на нашу жизнь. Я решила исследовать данную проблему на примере моей школы.
Проблема: только улучшение демографической ситуации позволит повысить численность учащихся в сельских школах и оградить их от закрытия, чем спасёт деревни от вымирания.
Цель моей работы – исследовать как отражается демографическая ситуация в стране на демографическое положение и на численность учащихся Краснознаменской общеобразовательной школы.
Задачи:
-изучить динамику численности учащихся Краснознаменской школы;
-определить проблемы и перспективы развития данной школы;
-сравнить динамику изменения количества учащихся в школе с процессами, происходящими в России, Ростовской области и Позднеевском сельском поселении.
-составить прогноз изменения численности учащихся нашей школы на ближайшие пять лет;
-предложить свои меры по улучшению демографической ситуации в хуторе Красное Знамя, через опрос и анкетирование.
Объект исследования: демографическая ситуация в Краснознаменской школе, динамика численности учащихся в школе.
Предмет исследования: численность учащихся в Краснознаменской основной школе хутора Красное Знамя.
Методы исследования.
-Метод группировки и обобщения показателей при проведении практических исследований.
-Метод анкетирования и анализ статистических данных.
-Графический метод.
4
-Сравнительный метод.
Гипотеза: я предполагаю, что численность учащихся в Краснознаменской школе является отражением демографической ситуации в стране.
Сбор нужных данных проводился в отделе статистики п.Веселый, в администрации Позднеевского сельского поселения, в школьной библиотеке, интернет данные Ростовстата и Росстата, в фельдшерско-акушерском пункте хутора Красное Знамя, а так же были использованы документы предоставленные директором школы.
Новизна данного исследования заключается в том, что подобного исследования об отражении демографических процессов в стране на численности учащихся в Краснознаменской школе еще не проводилось ни в хуторе Красное Знамя, ни на территории Позднеевского сельского поселения.
Практическая значимость: полученные результаты данной исследовательской работы можно использовать на уроках географии и внеклассных мероприятиях.
5
1. Теоретические предпосылки изучения демографической ситуации.
1.1.Что такое демография.
Демография – наука, изучающая закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур. На основании исследования внутренних взаимосвязей между процессами демография выясняет общие закономерности их протекания. Демография влияет на ход различных общественных процессов: экономических, политических и прочих. К примеру, низкий уровень рождаемости ведёт к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определённое время проявляются в соответствующих колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения.
Демография - наука о населении, изучающая его динамику, структуру, географическое распределение, процессы, происходящие в сфере народонаселения. Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика оцениваются:
прежде всего по уровням рождаемости и смертности;
по разности между ними — уровню естественного прироста.
Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения, наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества.
2. Демографическая ситуация в России.
С 1993 г. убыль населения по России ежегодно составляла от 100 тыс. до 800 тыс. человек. В результате к началу 2014 г. численность населения нашей страны составила 143657134 человек, если в 1992году она составляла 146, 7 млн. человек, уменьшение на 20422866 человек. Естественный прирост населения России уменьшался с 1960-х гг., а с 1990-х стал отрицательным. Падение его уровня происходило в результате сокращения рождаемости и роста смертности. Депопуляция населения России происходит под двойным «давлением» уникально низкой рождаемости и катастрофически высокой смертности. В 1992 г. возник так называемый «русский крест», когда кривая падения рождаемости пересеклась с кривой роста смертности, в результате чего возник эффект естественной убыли населения. ( Приложение 1) Разумеется, это результат демографического развития за весь послевоенный период. Однако, несомненно и то, что серьёзным фактором, повлиявшим на ход этого развития, стала кризисная ситуация в обществе при переходе к рыночной экономике в 90-е годы.
Россия - единственная страна в восьмерке крупнейших развитых государств, где в минувшее десятилетие убывало население. По итогам переписи 2010 года страна Бангладеш обогнала Россию по численности населения. Согласно прогнозу ООН, при сохранении существующей демографической ситуации в России, уровня смертности и рождаемости, к середине текущего столетия численность населения России уменьшится со 142,8 до 101 млн. человек. В 2009 году по данным Федеральной службы государственной статистики численность населения России стабилизировалась. На 2010 год по данным переписи численность постоянного населения в России составляет 142,8 млн. человек. С 2002 года она упала на 2,3 млн. человек.
Депопуляция населения России в первой половине текущего столетия продолжится.
Несмотря на меры демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости, она не достигнет уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения. Это обусловлено тем, что низкий уровень рождаемости, сложившийся в настоящее время в России, в основном связан с установившимися нормами
6
репродуктивного поведения индустриального и постиндустриального общества. Смертность населения России, несмотря на прогнозируемое снижение ее уровня, в ближайшие десятилетия будет оставаться выше среднеевропейской. Каков же демографисеский прогноз численности населения в России к 2030 году? (Приложение 2) Согласно среднему варианту построенного прогноза численность населения России к концу 2030 г. уменьшится на 2,4% и составит 141,764 млн. человек. Если же ситуация будет развиваться в соответствии с низким вариантом прогноза, то снижение численности составит 9,1%%, и к 2030г. составит131,341 млн. человек. Высокий вариант прогноза, как оптимистический, предполагает рост численности населения, начиная с 2012 года. Согласно этому варианту, разработанному с учетом достижения целей, заявленных в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, численность населения России к 2030 году составит 151,443 млн.человек. Поскольку вероятность демографического развития России в соответствии с низким и высоким вариантами прогноза достаточно невысока, можно сделать следующие выводы о численности населения России к 2030 году, основываясь на среднем варианте, т.е. она составит 141,764 млн. человек.
3. Демографическая ситуация в Ростовской области
А теперь рассмотрим демографическую ситуацию в Ростовской области. Начиная с 1991 года в Ростовской области смертность превышает рождаемость, т.е. идет процесс вымирания населения. Изменение численности населения Ростовской области за последние 5 лет можно проследить по таблице.
Численность населения Ростовской области за период 2009 – 2013 гг.
Численность населения Ростовской области уменьшилась за последние 5 лет на 37900 человек и составила 4254600 человек по состоянию на конец декабря 2013 года. Особенность современного сокращения численности населения в Ростовской области в том, что оно происходит в результате не только самого хода демографического развития, но и общесистемного социально – экономического кризиса, развернувшегося в период перехода к рыночной экономике. (Приложение 3)
Есть и позитивные демографические тенденции в Ростовской области –это небольшой рост рождаемости и сокращение смертности населения - обеспечили существенное уменьшение естественной убыли жителей Ростовской области (на 2793 человека, или на 27,5%). Но процесс вымирания населения ещё не преодолён. (приложение 4)
4. Изучение современной демографической ситуации в Позднеевском сельском поселении.
4.1. Анализ современной демографической ситуации в сельском поселении.
Позднеевское сельское поселение расположено на территории Весёловского района Ростовской области. В состав Позднеевского сельского поселения входят 5 хуторов. Это хутора: Позднеевка, Красное Знамя, Свобода, Красный Кут, Малая Западенка. Численность населения поселения составила 4235 человек. Численность населения по хуторам составляет от 516 человек до 1128 человек. На территории Позднеевского сельского поселения наблюдается высокая смертность, не смотря на то, что начиная с
7
2009 года она снижается естественный прирост остаётся отрицательным. (приложение 5). За рассмотреныый мной период 2009 – 2013 гг. демографическая ситуация в Позднеевском сельском поселении, как и в предыдущие годы, характеризуется процессом естественной и механической убыли населения. Численность населения сельского поселения за данный период уменьшилась на 97 человек.
Численность населения в Позднеевском сельском поселении и х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг.
годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Численность населения в Позднеевском сельском поселении | 4332 | 4365 | 4242 | 4201 | 4235 |
Вывод.
Демографическая ситуация в Позднеевском сельском поселении, как и в Ростовской области и в стране в целом, является сложной. Сохраняются тенденции сокращения численности населения.
4.2. Прогноз демографической ситуации в Позднеевском сельском поселении.
Как известно, динамика изменения численности населения – это следствие его естественного и механического движения.
Естественное движение населения – это разность между числом родившихся и умерших людей за определённый период времени ( как правило, за год).
А теперь рассмотрим статистические данные по рождаемости и смертности населения, Позднеевского сельского поселения.
Естественный прирост населения в Позднеевском сельском поселении
за период 2009 – 2013 гг.
годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Количество родившихся в Позднеевском сельком поселении | 54 | 27 | 24 | 36 | 34 |
Количество умерших в Позднеевском сельском поселении | 62 | 64 | 71 | 61 | 34 |
Естественный прирост в Позднеевском сельском поселении | -8 | -37 | -47 | -25 | 0 |
Я сделала анализ статистических данных о смертности и рождаемости в Позднеевском сельском поселении за последние 5 лет (2009 – 2013 гг). (Приложение 6). И пришла к неутешительным выводам. За последние годы наблюдается устойчивое уменьшение рождаемости. В 2010 году она снизилась в два раза, а в 2011 году в 2,25 раз по сравнению с рождаемостью 2009 года. Начиная с 2012 года рождаемость несколько увеличилась, но все –таки остаётся ниже, чем в 2009 году в 1,6 раз. Смертность за данный период была очень высокой, и имела тенденцию, то к повышению в 2010 г. и в 2011 г. в 1,15 раз, то к снижению в 2012 году очень незначительному в 1, 02 раза и в 2013 году снизилась значительно в 1,8 раз, т.е. на 55% по сравнению с 2009 годом.
И в 2013 году естественный прирост на селения по Позднеевскому сельскому поселению стал равен нулю, т.е. в этом году имеет место простое воспроизведение население. (Приложение 7) А за предыдущие 4 года естественный прирост был отрицательным, наблюдался процесс депопуляции населения. По статистическим данным администрации
8
Позднеевского сельского поселения о прогнозе численности населения по сельскому поселению на последующие 5 лет, с 2014 – 2018 гг., процесс депопуляции будет продолжаться и численность поселения к 2014 году уменьшится на 195 человек, по сравнению с 2009 годом. (Приложение 8)
Прогноз динамики численности населения в Позднеевском сельском поселении
на 2014 -2015 гг.
годы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Численность населения в Позднеевском сельском поселении | 4219 | 4206 | 4176 | 4151 | 4137 |
5. Изучение современной демографической ситуации
в хуторе Красное Знамя
5.1. Анализ и оценка сложившейся демографической ситуации в хуторе Красное Знамя.
Демографическая ситуация в хуторе Красное Знамя как и в Позднеевском сельском поселении и в стране в целом, является сложной. Сохраняются тенденции сокращения численности населения. За рассмотренный мной период 2009 – 2013 гг. демографическая ситуация в хуторе Красное Знамя, как и в предыдущие годы, характеризуется процессом естественной убыли населения. Численность населения за данный период уменьшилась на 45 человек. Процессы, происходящие в демографической сфере хутора Красное Знамя типичны для всей России. Явно проявляется обострение демографической ситуации: низкая рождаемость и высокая смертность, что приводит к естественной убыли населения, неуклонно уменьшается доля мужского населения, сокращается доля экономически активного населения и возрастает число безработных. Рассмотрим каждый из демографических параметров на примере хутора Красное Знамя и сравним его с данными по Ростовской области и Позднеевскому сельскому поселению.
Численность населения в х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг. Приложение 9.
годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Численность населения в х. Красное Знамя | 1151 | 1134 | 1125 | 1115 | 1111 |
Рождаемость в хуторе Красное Знамя | 11 | 15 | 9 | 8 | 12 |
Смертность хуторе Красное Знамя | 28 | 24 | 19 | 12 | 17 |
Естественный прирост | -17 | -9 | -10 | -4 | -5 |
Мы видим, что происходит постепенное снижение численности населения в нашем хуторе. За 5 прошедших лет количество жителей уменьшилось на 45 человек. Эти данные подтверждают общероссийскую тенденцию снижения численности населения. (Приложение 10).
Как известно, динамика изменения численности населения – это следствие его естественного и механического движения. Проанализировав статистические данные, мы видим, что, за период 2009 – 2013гг., происходит устойчивое превышение смертности над рождаемостью. И продолжается естественная убыль населения в хуторе Красное Знамя. В 2011 г. и 2012 г. году рождаемость резко уменьшается и только в 2013 году несколько увеличилась, но смертность среди населения продолжает приобретать угрожающие размеры, хотя её размеры снизилась по сравнению с 2009 годом, но естественный прирост населения отрицателен, т.е. идет вымирание населения. (Приложение 11). Естественная убыль населения, как главная причина депопуляции, имеет устойчивый и долговременный характер. В течение последних лет в х. Красное Знамя число умерших превышает в среднем число родившихся в 1,8 раз, т.е. почти в 2
9
раза, по сельскому поселению число умерших превышает число родившихся в 1,6 раз. Смертность в х. Красное Знамя превышает смертность по Позднеевскому сельскому поселению в 1,12 раза. (Приложение 12).
Вывод.
Особенность процессов воспроизводства населения в в хуторе Красное Знамя характеризуется «сверхсмертностью», вызванной в значительной степени социально - экономическим кризисом, переходом к рыночной экономике, потерей жизненных ценностей и уверенности в завтрашнем дне.
6. Отражение сложившейся демографической ситуации в стране на
сельской школе хутора Красное Знамя.
6.1. Анализ численности учащихся в школе по периодам.
В условиях демографического кризиса, становится совершенно очевидно, что состояние общеобразовательных школ не может оставаться прежним. Сегодня идет процесс сокращения численности сельских школ, их реорганизации. Такая же ситуация сложилась и в нашей Краснознаменской школе.
Историческая справка. Наша школа после своего основания в 1937 году была и начальной, и основной - восьмилетней, и средней, и в настоящее время - девятилетняя, т.е. снова - основная. В начале 90-х было построено новое двухэтажное здание школы. В то время численность учащихся школы составляла в среднем 175 человек. Но события 90-х годов прошлого века в нашей стране привели, начиная с 1998 года, к резкому снижению рождаемости. И численность учащихся резко сократилась, что поставило школу под угрозу реструктуризации. К началу 2010 года в Краснознаменской средней школе численность учащихся упала до 105. И с 2010 года школа получила статус основной. Проанализировав статистические данные, полученные у администрации школы, я составила график динамики численности школьников по 5-ти летним периодам в 80-е , 90-е гг., и 2010-2014 гг., т.е. за последние пять лет. (Приложение 13)
Показатели средней наполняемости классов по 5-летним периодам.
годы | Кол-во учеников в 1 кл. | Среднее количество 1-кл. за 5 лет | Всего учеников в школе | Средняя наполняемость класса | Средняя наполняемость классов за 5 лет |
8-летняя школа | |||||
1980-1981 | 23 | 22,6 | 154 | 19,2 | 19,1 |
1981-1982 | 21 | 157 | 19,6 | ||
1982-1983 | 24 | 153 | 19,1 | ||
1983-1984 | 22 | 148 | 18,5 | ||
1984-1985 | 23 | 151 | 18,9 | ||
Средняя школа (11кл.) | |||||
1990-1991 | 17 | 18 | 164 | 14,9 | 14,2 |
1991-1992 | 16 | 158 | 14,3 | ||
1992-1993 | 17 | 157 | 14,2 | ||
1993-1994 | 19 | 150 | 13,7 | ||
1994-1995 | 21 | 155 | 14 | ||
Основная школа (9 кл.) | |||||
2010-2011 | 8 | 9,6 | 80 | 8,9 | 7,8 |
2011-2012 | 8 | 74 | 8,2 | ||
2012-2013 | 11 | 67 | 7,4 | ||
2013-2014 | 11 | 64 | 7,1 | ||
2014-2015 | 10 | 66 | 7,3 |
10
Как видно из таблицы и диаграммы, наполняемость классов постоянно снижалась, начиная с 1991 года и резко сократилась с 2010 г. Если средняя наполняемость классов в 80-е годы была в среднем 19,1 человек (при средней численности учащихся в 8-летней школе 153 человек), а в 90-е составляла 14,2 (при средней численности учащихся в средней школе 156 человек), то с 2010 года она составила 7,8 человек (при средней численности учащихся по 9-летней школе 70 человек). Если в 2005 году учебный год закончили 137 учащихся, то в 2009 – 2010 учебном году нас стало всего 105 учеников. За 5 лет количество учащихся в среднем сократилось на 32 ученика, что составляет 23 %. (Приложение 14). Сокращение численности учащихся происходило в основном из-за сокращения численности первоклассников, год рождения которых попал на годы резкого сокращения рождаемости в хуторе Красное Знамя, это период 1999 - 2007 гг. Причиной этому стали события банкротства ОАО «Красное Знамя», бывшего совхоза «Красное Знамя», когда рабочие акционерного общества, т.е. жители хутора Красное Знамя, в одночасье стали безработными. (Приложение 15).
Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг. (Приложение 16. )
год | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Количество учащихся в 1 классе | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 |
Количество первоклассников резко сократилось с 2005 года по 2010 год. Если в 2005-2006 учебном году число первоклассников составило 7 человек, то в 2009 – 2010 учебном году их стало 4 человека, т.е. число первоклассников сократилось на 57 %. (Приложение 16, 17). Но уже с 2010 – 2011 учебного года число первоклассников заметно возросло. Если в 2008-2009 учебном году обучались 4 первоклассника, то в 2012-2013 и 2013 - 2014 учебном году их стало по 11 человек, т.е. число первоклассников выросло в 2,7 раза по каждому последнему году. Но общее количество учащихся в школе продолжало снижаться, за счёт количества выпускников, превышающего количество первоклассников. (Приложение 18).
Движение численности учащихся в Краснознаменской школе
за период 2008 – 2013 гг. Приложение 18.
6.1.1. Прогноз динамики численности учащихся в Краснознаменской школе
на последующие 5 лет с 2014 -2019 гг.
Зная, что демографический прогноз - это оценка вероятной численности населения в более или менее отдаленном будущем при некоторых научно обоснованных предположениях о возможных изменениях рождаемости и смертности. Я сделала простейшие расчеты, используя статистические данне, предоставленные в фельдшерско – акушерском пункте хутора Красное Знамя. В перспективе будет наблюдаться повышение численности
11
учащихся в нашей школе. По году рождения и количеству выпускников в Краснознаменской школе, несложно сделать прогноз, численности учащихся в школе на последующие 5 лет, т.е., на период с 2014 - 2019 год. Как видно из таблицы и диаграммы количество учащихся в МОУ «Краснознаменская ООШ» за период 2014 -2018 гг. увеличивается. Если в этом 2013 – 2014 учебном году в школе обучаются 64 учеников, то в 2018-2019 учебном году будет уже 97 учеников, численность учащихся увеличится на 33 школьника (на 51,5 %). Это станет возможно потому, что ежегодно численность превоклассников больше количества выпускников. (Приложение 19, 20)
Динамика численности первоклассников с 2014 -2019 гг. в Кранознаменской школе.
Год рождения | Год поступления в школу | Количество первоклассников |
2007 | 2014 | 10 |
2008 | 2015 | 14 |
2009 | 2016 | 11 |
2010 | 2017 | 15 |
2011 | 2018 | 9 |
Прогноз численности учащихся
в МОУ «Краснознаменская ООШ» на пять лет вперед.
На период 2014 – 2018 гг. (Приложение 19)
Учебные годы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Численность учащихся, всего | 66 | 74 | 81 | 92 | 97 |
Количество выпускников | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Количество первоклассников | 10 | 14 | 11 | 15 | 9 |
7. Будет ли жить школа в хуторе Красное Знамя?
7.1. Анкетирование.
Сохранится ли наш хутор? Будет ли действовать наша школа? Будущее население нашего хутора – это ученики, которые сегодня учатся в школе, и детсадовская детвора. Каждый видит свое будущее по-разному. Захотят ли вернуться учащиеся нашей школы в родной хутор? Чтобы ответить на этот вопрос я провела опрос среди учащихся 8-9 классов нашей школы. Меня интересовали такие вопросы:
Сводная таблица ответов учащихся 8- 9 классов
Краснознаменской школы.
Количес опрошен | Будут учиться | Будут жить в | Причины невозвращения в хутор | |||||||
Нет работы | Нет условий для досуга | Не хочу жить в дерев | Нет средней школы | Хочу большую зарплату | ||||||
ВУЗ | Колледж | Училище | городе | деревне | ||||||
15 | 7 | 5 | 3 | 11 | 4 | 14 | 7 | 3 | 6 | 4 |
12
В опросе участвовали 15 учащихся школы. Результаты опроса таковы:
1. Хотят продолжить обучение - 15 человек - 100%
1.1. в ВУЗе - 7 человек - 46,6 %
1.2. в колледже - 5 человек - 33 %
1.2. в училище - 3 человека - 20 %
2. Будут жить в городе (хуторе):
2.1. в городе - 11 человек - 73 %
2.2. в хуторе - 4 человека - 26,6 %
3. Причины невозвращения в хутор:
3.1. нет работы……………………………...-14 человек - 93,3 %
3.2.нет условий для досуга………………….-7 человек - 46,6 %
3.3. не хочу жить в хуторе…………………..- 3 человека - 20 %
3.4. нет средней школы……………………..- 6 человек - 40 %
3.5. хочу большую зарплату………………..- 4 человек - 26 %
Причины, набравшие самое большое количество ответов, из-за которых молодёжь не хочет возвращаться в хутор – это
1. Нет работы - 14
2. Нет условий для досуга-7
3. Нет средней школы- 6
По результатам опроса учащихся Краснознаменской школы можно сделать вывод, что самый «больной» вопрос и причина нежелания возвращения в хутор - это отсутствие работы.
Какие мероприятия могут улучшить демографическую ситуацию в нашем хуторе и повысить численность учеников в школе? С таким вопросом я обратилась к жителям хутора Красное Знамя.
В опросе участвовало 50 человек. И вот, что получилось.
Самые популярные ответы (чел.):
** нужны рабочие места – 43 – 86%
** качественное медицинское обслуживание – 32 – 64%
** обязательное наличие средней школы - 50 – 100%
** нужны места для отдыха и развлечений – 21 – 42%
** повысить ежемесячные выплаты на детей – 34 – 68%
** продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до трех лет – 29 – 58%
По результатам опроса и взрослого населения, и молодёжи самым важным условием для проживания в хуторе является наличие работы.
Нужна работа | Качеств Медобслу живание | обязательное наличие средней школы | нужны места для отдыха и развлечений | повысить ежемесячные выплаты на детей | продлить оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком |
| |
Ответы учеников Из 15 чел. | 14 | - | 6 | 7 | - | - | |
Ответы взрослого населения Из 50 чел. | 43 | 32 | 50 | 21 | 34 | 29 |
13
7.1.2. Выводы
В хуторе Красное Знамя имеется необходимая инфраструктура. Имеется 9-летняя школа, действующий дом культуры, библиотека, детский сад, четыре магазина, почта, отделение сбербанка, фельдшерско – акушерский пункт. Хутор газифицирован, оснащен водопроводом, имеется интернет, по улицам проложен асфальт и тротуарные дорожки. В основном все домовладения имеют удобства. Но нет самого главного – работы. Работоспособное население, прописанное здесь, трудится далеко за пределами хутора: и в Ростове, и в Москве, и в Сочи. Низкие зарплаты, отсутствие качественной медицины, низкие детские пособия, отсутствие работы всё это негативно сказывается на демографии нашего хутора, а вместе с тем и на численности учащихся в Краснознаменской школе.
14
Заключение.
Исследовательская работа помогла увидеть демографические проблемы в нашем населенном пункте, соотнести их с демографическими проблемами, происходящими в области, России, сельском поселении. В ходе работы моя гипотеза подтвердилась. Численность учащихся в Краснознаменской школе является зеркальным отражением демографической ситуации в стране, области, сельском поселении и в хуторе Красное Знамя.
Динамика численности населения России, Ростовской области, Позднеевского сельского поселения, хутора Красное Знамя и учащихся Краснознаменской школы за период 2009 – 2013 гг. Приложение 21.
В процессе работы над данным материалом я доказала фактически, что в нашей местности, как и в России в целом наблюдается устойчивая депопуляция населения. Я сделала вывод, что улучшение демографической ситуации возможно при изменении уровня и качества жизни: открытие новых рабочих мест в сельской местности, повышение заработной платы и уровня медицинского обслуживания.
Прогноз численности учащихся
в МОУ «Краснознаменская ООШ» на пять лет вперед.
На период 2014 – 2018 гг. Приложение 20
Учебные годы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Численность учащихся, всего | 66 | 74 | 81 | 92 | 97 |
Количество выпускников | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Количество первоклассников | 10 | 14 | 11 | 15 | 9 |
Но мои исследования показали, что количество первоклассников будет постепенно увеличиваться. (Приложение 20). А значит главная задача для всех нас – сохранить нашу школу, будет решена положительно.
15
Список литературы.
1.Медков В. М. Демография – Учебник, М.: Инфра-М, 2008
2.Шевяков А.Ю., Кирута А.Я, Влияние социально-экономических факторов на демографические процессы// Народонаселение, 2010. №4.
3.Документы администрации Позднеевского сельского поселения (похозяйственные книги)
4.Экология человека. Понятийно-терминологический словарь.— Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.
5.Кравец А. А. «Демографическая ситуация и миграционная политика в России», 2008
6. Никитина С.Ю. О возможных путях демографического развития России в первой половине XXI века // Вопросы статистики – 2002. № 3
7.Косов П. И., Берендеева А. Б. «Основы демографии», 2009
8.Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Ожидать быстрого снижения смертности в России не приходится // Вопросы статистики. - 2003. - № 11.
9.Статистические данные фельдшерско -акушерского пунка хутора Красное Знамя.
10. Архивные данные Краснознаменской школы.
11.Статистические данные администрации Позднеевского сельского поселения.
16
Приложения.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3
График движение численности населения Ростовской области за период 2009 – 2013 гг.
Приложение 4.
Изменение общих коэффициентов
рождаемости, смертности и естественной убыли в Ростовской области
за 2008 – 2011 годы и январь-июнь 2012 года
Приложение 5
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 9.
Численность населения в х. Красное Знамя за период 2009 – 2013 гг.
годы | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Численность населения в х. Красное Знамя | 1151 | 1134 | 1125 | 1115 | 1111 |
Рождаемость в хуторе Красное Знамя | 11 | 15 | 9 | 8 | 12 |
Смертность хуторе Красное Знамя | 28 | 24 | 19 | 12 | 17 |
Естественный прирост | -17 | -9 | -10 | -4 | -5 |
Приложение 10.
Приложение 11.
Приложение 12.
Приложение 13.
Приложение 14.
Динамика средней наполняемости классов в Краснознаменской школе по 5-летним периодам с 1980 – 2014 гг.
Приложение 15.
Численность первоклассников Краснознаменской школы по годам
за период 2005 – 2010 гг. (Приложение 16. )
год | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 |
Количество учащихся в 1 классе | 7 | 8 | 6 | 4 | 4 |
Приложение 17.
Динамика движения численности первоклассников в
Краснознаменской школе
за период 2005-2010 г.
Приложение 18.
Движение численности учащихся в Краснознаменской школе
за период 2008 – 2013 гг.
Приложение 19
Прогноз численности учащихся
в МОУ «Краснознаменская ООШ» на пять лет вперед.
На период 2014 – 2018 гг.
Учебные годы | 2014-2015 | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
Численность учащихся, всего | 66 | 74 | 81 | 92 | 97 |
Количество выпускников | 8 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Количество первоклассников | 10 | 14 | 11 | 15 | 9 |
.
Приложение 20
Прогноз динамики численности учащихся в МОУ «Краснознаменская ООШ»
на период 2014 – 2018 гг.
Донская академия наук юных исследователей
Как нарисовать ветку ели?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Как зима кончилась
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Сторож