ДАННАЯ РАБОТА ВЫПОЛНЕНА ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РАБОТЫ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ МБОУ СОШ2 им.А.С. ПУШКИНА
Вложение | Размер |
---|---|
В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО ВСЕМ ДЕМОГРФИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ ШКОЛЫ. | 89.77 КБ |
Город Белореченск муниципальное образование Белореченский район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С.Пушкина
НОУ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Перепись школьного населения
Группа исследователей 8 «А» класса
Безъязычная Галина
Иванчихина Елена
Красняснянская Анна
Кочуро Юлия
Малышев Сергей
Савельев Всеволод
Тюхтюнова Александра
Г. Белореченск
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….… 3
Заключение …………………………………………………………………………12
Список использованной литературы ……………………………………………..13
Введение
В октябре 2010 года в Российской Федерации проводилась Всероссийская перепись населения. Мы принимали в этом участие, но пассивное. И нам захотелось принять самое активное участие в переписи: переписать учащихся нашей школы, провести статистические подсчеты.
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистики в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек систематизирует и сопоставляет факты, анализирует их, делает выводы и принимает какие-то решения. Можно сказать, что каждый человек обладает статистическим мышлением.
Цель нашего исследования: провести перепись учащихся нашей школы.
Задачи:познакомиться с историей переписи населения в России, изучить национальный, половой состав школьников, узнать, чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время, какие любят школьные предметы, любят ли ходить в школу,привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной, к выбору профессии.
Актуальность темы: привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.
Объектом исследования являются учащиеся школы, предметом - анализ переписных листов и составление демографического портрета школы.
В работе использованы следующие методы: сравнительный анализ литературы, метод анкетирования «опрос», статистический.
Мы опросили учащихся с 5 по 11 класс. Для обобщения и систематизации данных, полученных в ходе опроса, результаты представили в виде таблиц и диаграмм.
1. История переписей населения в России
Перепись населения – это процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной её части.
Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.
Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали очень давно. В Китае такие учеты проводились более четырех тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения назывались «цензами». Римские граждане, которых переписывали должностные лица — цензоры, обязаны были скреплять свои ответы клятвой.
В США первые переписи населения были проведены в 1790 году, в 1800 году в Швеции и Финляндии, в 1801 году в Англии, Дании, Норвегии и Франции.
Россия имеет богатый опыт учета населения, история которого весьма интересна. Он начался еще во времена татарского нашествия. Учеты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения их данью. Относительно систематизированный учет населения начали вести со времен Петра 1, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого податями, прежде всегоучитывали крестьян и мещан, хотя наряду с учетом податного населения велся учет населения, не подлежащего обложению.
Через 35 лет после десятой ревизии царское правительство утвердило Положение о проведении первой всеобщей переписи населения. Она основывалась на тех же принципах, что и современная перепись, и прежде всего на принципе одновременности. Положение о переписи было утверждено в 1895 году, а проводилась она по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В ней учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. Проведением переписи руководил министр внутренних дел, который был председателем главной переписной комиссии. В основе этой переписи лежал проект известного русского географа, путешественника и статистика П.П. Семенова-Тян-Шанского. Учитывалось 3 категории населения: наличное, постоянное (оседлое) и приписное. Из-за низкой грамотности населения большую часть форм заполняли счетчики.Счетчики формировались из грамотных запасных солдат, учителей и священников.
Первая советская перепись была проведена в августе 1920 года. Готовилась и проходила она в условиях еще продолжавшейся Гражданской войны. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия, и учитывала только наличное население. Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Руководили проведением В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин. Продолжалась перепись 7 дней в городских поселениях и 14 дней в сельской местности. Эта перепись отличалась не только продуманной методикой получения сведений — на каждого жителя составлялся отдельный переписной листок, также впервые были получены данные о социальном составе населения и семьях. Это, пожалуй, единственная перепись населения, итоги которой были полностью опубликованы в 56 томах 1928-1933 г.
Вторая Всесоюзная перепись населения первоначально намечалась на декабрь 1933 года. Её данные должны были отразить изменения в численности, составе и размещении населения СССР по сравнению с 1926 года. Но в связи с неразумной финансовой политикой ряд густонаселенных районов был охвачен голодом, и перепись решили отложить. И только в январе 1937 года удалось добиться её проведения. Однако организация ее была признана неудовлетворительной, материалы ее — дефектными, так как результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Данные переписи не были обнародованы.
Новая перепись была проведена в январе 1939 года. Она была вызвана необходимостью иметь полные и достоверные данные о численности и составе населения. Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учете населения, так как формировались обе его категории: наличное и постоянное. Перепись 1939 года была проведена на более высоком научном, методологическом и организационном уровне, чем предыдущая.
Следующая перепись населения состоялась только через 20 лет. Программа переписи 1959 года в основном напоминает программу переписи 1939 года.
Последующие переписи становятся регулярными. Перепись 1970 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января. Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением все население и выборочным наблюдением — 25% его. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов сплошной и семи дополнительных вопросов выборочной переписи. Программа сплошной переписи мало отличалась от программы переписи 1959 года. Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности. О национальности спрашивали у советских граждан, а о гражданстве — у иностранцев. Учащимся следовало указать тип учебного заведения вместо полного его названия при переписи 1959 года. Новшеством явилась рекомендация умеющим свободно разговаривать на каком-либо языке народов СССР, кроме родного языка, указать каким владеет. В выборочной переписи, кроме ответов на вопросы сплошной переписи, следовало ответить дополнительно о месте работы, занятии по этому месту работы, об общественной группе. Кроме того, впервые был включен вопрос о миграции населения.
Перепись 1979 года проводилась по состоянию на 17 января. Ее организация и обработка материалов существенно отличались от предыдущих. Впервые в практике статистики записи производились метками и с помощью специальных читающих устройств вводились в ЭВМ и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых вопросов уточнены. Перепись 1979 года дала обширные сведения об изменениях численности, состава, структуры и размещения населения.
Всесоюзная перепись населения 1989 года, как и предыдущие, проводилась путем опроса людей по месту их жительства. Основная её особенность состояла в том, чтобы наряду со сведениями о населении были собраны сведения о его жилищных условиях, необходимые для планирования жилищного строительства. Как и предыдущие послевоенные переписи, она проводилась 8 дней. Разработка материалов и полная публикация итогов были закончены в 1990 году.
В 1994 году в России была проведена микроперепись. Её основные результаты были опубликованы. Но при этом индивидуальные записи были сохранены на электронном носителе и в настоящее время доступны для независимых исследователей
Перепись 2002 года стала первой переписью населения в новой России, которая зафиксировала изменения, произошедшие после распада СССР и образования Российской Федерации. Важным принципом переписи стало самоопределение. Все данные переписного листа заполнялись со слов опрашиваемого, без использования каких либо документов. В переписной анкете отсутствовали вопросы о размерах доходов, религиозной принадлежности.
По предварительным итогам при проведении Всероссийской переписи населения 2010 года всего учтено 142 905,2 тысячи человек, постоянно проживающих в России. По сравнению с переписью 2002 года население России сократилось с 145 166,7 тысячи человек до 142 905,2 тысячи человек, или на 2,2 миллиона человек (1,6 процента). Окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течении 2011-2013 годов
Российская Федерация занимает восьмое место в мире по численности постоянного населения после Китая (1325 млн. человек), Индии (1150 млн. человек), США (304 млн. человек), Индонезии (229 млн. человек), Бразилии (190 млн. человек), Пакистана (162 млн. человек) и Бангладеш (145 млн. человек).По данным Всероссийской переписи населения 2002 года Российская Федерация занимала седьмое место.
2. Статистическая информация по опросу учащихся
Изучив историю переписи населения, мы задались целью провести перепись учащихся нашей школы. Для этогомы охватили учащихся 5-11 классов школы. Всего было опрошено 368 человек.
В мае 2014 года мы провели анкетирование на примере переписи населения. Составили переписной лист и провели опрос среди учащихся 5-11 классов.(приложение I)
Мы долго думали, какие вопросы задать нашим ученикам, и решили, что вопросы должны быть связаны не только со школой, но и с обычными повседневными занятиями учеников, их увлечениями. Учащиеся ответили на 24 вопроса, мы обработали результаты и сделали свои выводы.
2.1. Численность и половой состав
В нашей школе с 5 – 11 классы обучается 368 учеников, из них девочек – 171 и 197 мальчиков. Наибольшее количество учащихся нашей школы родилось с 2002 по 2003 год.
Рис.1 Половой состав школьников
В школьной переписи участвовали 368 учащихся.
Ответы на вопрос: «В каком месяце у вас день рождения?» распределились, в основном, равнозначно.
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
30 | 34 | 27 | 13 | 35 | 38 | 36 | 26 | 29 | 31 | 35 | 38 |
Вывод: большинство учащихся родилось в июне и декабре
2.2 Национальный состав
Национальный состав школьников неоднородный. По данным статистики, 88% учащихся нашей школы-русские. На втором месте: армяне – 12%, 4% опрошенных считают себя метисами. Среди остальных национальностей встречаются грузины, турки, украинцы. Многие ученики желали бы знать, какие национальности были в их роду. Поэтому считаем, что с детства нужно прививать уважение к своей и чужой культуре, больше рассказывать об обычаях и традициях народов.
Провели подсчет распространенности имен и выявили, что среди мужских имен самым распространенным является имя Александр, а среди женских - Анна.
Рис.2 Вероисповедание
Очень наглядно можно из диаграммы увидеть то, что большинство обучающихся в нашей школе — православные, есть и католики Некоторые школьники считают себя атеистами.
2.4.Место рождения
95% учащихся нашей школы родились и выросли в нашем городе. Меньшую часть 5% составили учащиеся, которые родились в других городах Сочи, Краснодар, ст. Гиагинская.
Ученики нашей школы каникулы проводят за пределами города: оздоравливаются на море, занимаются спортом, гуляют на улице.
2.5.Мировоззрение будущего
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Оказалось, что ученики хотят овладеть различными профессиями. Самые популярные: индивидуальный предприниматель - 300 человек(директор, продавцы, менеджеры), инженерами предпочитают стать 50 человек, а бухгалтерами – 36 человек. Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что большинство школьников следует зову сердца и творческому порыву.
Был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себядостойным?». 270 школьников считают для себя достойным заработок не ниже 70 – 80 тыс. рублей в месяц, 101 опрошенный считают для себя приемлемой зарплату от 25 до 30 тыс. рублей, и лишь 25 учеников согласны на 10000-20000 рублей. Максимальный показатель 500 тыс. в месяц, а минимальный – 2000 руб. в месяц.
Родители наших учеников имеют такие профессии, как индивидуальный предприниматель , разнорабочие, инженеры, а мамы – домохозяйки (95)
2.6. Наша школа
Одним из вопросов опроса был: «Почему ученики любят и не любят ходить в школу?».Выяснилось, что большинству (80%) школьников нравится ходить в школу, потому что «можно общаться с друзьями, весело проводить время, много узнаёшь интересного, есть интересные уроки». Но есть и такие ученики(10%), которые полагают, что «нужно ходить в школу для получения хороших оценок, заставляют родители». 20% учащихся просто не любят ходить в школу.
У каждого школьника есть любимые и нелюбимые предметы. 75% школьников любят русский язык, среди любимых предметов также история и обществознание, 17% любят географию, и 6 % учеников считают своим любимым предметом физкультуру.
Вывод: самый любимый школьный предмет – это русский язык.
Какую форму предпочитают наши ученики? Свободный стиль одежды – 315 человек (85 %) опрошенных, классический стиль в одежде – 69 (15%) человек.
Вывод: подавляющее большинство учащихся предпочитают носить свободную форму, школьную форму хотят носить не многие.
Сколько времени затрачивают на выполнение домашнего?
Рис.4
Вывод: в среднем ученики тратят на выполнение домашнего задания? 1 и 4часа.
Какие кружки, секции посещают наши ученики? В свободное от учёбы время 10% учеников посещают музыкальную школу, 62% школьников занимаются спортом. Любимые виды спорта – плавание и танцы
Вывод: большинство учащихся посещают спортивные секции и кружки. К сожалению, никакие секции, кружки не посещают 37% человек.
Как закончили 3 четверть ученики нашей школы?
На все «5» | человек | 9% |
На «4» и «5» | человек | 52% |
Одна «3», остальные «4» и «5» | человека | 26% |
На тройки | человека | 13% |
Вывод: большинство учащихся учатся на«4 и 5» балла.
Какое домашнее животное есть у наших школьников?
Домашнее животное | Количество человек | % |
Кошка | 189 | 51% |
Собака | 194 | 52% |
Попугайчики | 54 | 14% |
Рыбки | 17 | 4% |
Хомяки и крысы | 18 | 4% |
Нет домашнего животного | 103 | 27% |
Вывод: большинство учащихся классов ответило, что у них дома живет –собака.
Рис.5
Вывод: у большинства учащихся дома есть компьютер –333 человек (90%), у 61 человек компьютера нет (10%).
А что же любят есть наши ученики в нашей школьной столовой? По данным переписи, 85 % учеников не питаются в школьной столовой. 4% предпочитают слойки, 1% любит сосиски.
Вывод: больше всего из школьного меню дети любят –слойки
Не остаются равнодушными наши учащиеся к иностранным языкам. По статистике владеть английским языком в совершенстве хотят 84 % , французским 8%, а испанским хотят владеть 12% учеников.
На вопрос «Какую страну ты бы хотел посетить?» Ученики ответили - Франция
Заключение
В своей работе мы постаралась составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, мы расширили свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. С помощью анкетирования и статистического метода пришли к выводу, что в нашей школе больше обучается 54% мальчиков и 46% девочек. По национальному составу преобладают русские(325 человек), армяне (46 человек), метисов ( 15 человек). Вероисповедание-православие(324 человека), католицизм (20 человек) . Любимый предмет учеников- русский язык.
Ребята!
Прочтите внимательно вопросы и ответьте, пожалуйста, на них. Если вопрос содержит варианты ответов, то выберите один из предложенных.
1. Ваше имя: ___________________________________
2. Ваша национальность ________________________
3. Место вашего рождения _______________________
4. Сколько детей в вашей семье? _________________
5. Ваше вероисповедание ________________________
6. Какую форму вы хотите носить:
А) школьнуюБ) свободную
7. Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашнего задания?
А) 15 мин Б) 30 мин В) 1 час Г) 1,5 часа Д) 2 часа Е) 3 часа Ж) 4 часа З) другое
8. Как вы обычно проводите летние каникулы?
А) занимаюсь спортом Б) гуляю на улице В) уезжаю на море
Г) в лагере Д) в деревне Е) дома перед компьютером
Ж) другое
9. Какие кружки и секции вы посещаете? (можно написать несколько)
_________________________________________________________________________
10. Как вы закончили 3 четверть?( первое полугодие)
А) на все пятерки Б) на 4 и 5 В) одна 3, остальные 4 и 5 Г) на тройки
11. Ваш любимый школьный предмет (три):
_________________________________________________________________________
12. Любите ли вы ходить в школу и почему?
_________________________________________________________________________
13 . Какое домашнее животное у вас есть? _____________________________________
14. Есть ли у вас дома компьютер?
А) да Б) нет
15. Имеешь ли ты свою комнату?
А) да Б) нет
16. Какие телепередачи ты любишь смотреть? ______________________________
17. Питаетесь ли вы в школьной столовой? __________________________________
18. В каком месяце у вас день рождения? ____________________________________
19.Кем вы хотите стать в будущем?_________________________________________
20. Ваше любимое блюдо в нашей столовой __________________________________
21.Профессия.ваших.родителей____________________________________________________________________________________________________________________________
22. Какой уровень зарплаты вы считаете для себя достойным?___________________
23. Каким иностранным языком ты хотел бы владеть в совершенстве?_____________________________
24. Какую страну ты бы хотел посетить?_________________________________
Большое спасибо!
Список использованной литературы
Снежная сказка
Загадка Бабы-Яги
Муравьиная кухня
Как зима кончилась
Большое - маленькое