Исследовательский проект "Голубой вагон"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_goluboy_vagon.docx | 42.01 КБ |
Западное управление министерства науки и культуры Самарской области
Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ
ИСТОРИЯ
«ГОЛУБОЙ ВАГОН?»
Выполнил:
Петров Максим;
учащийся 2 класса
ГБОУ СОШ пос. Волжский Утес
Руководитель работы:
Корчагина Марина Владимировна;
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2016 г.
Содержание работы
Введение
На север, на запад, на юг и восток
Бегут поезда, бегут.
И каждому поезду в заданный срок
Закончить свой надо маршрут.
И всюду встречают их ночью и днем
В любую погоду их ждут.
Им путь открывают зеленым огнем,
А красным в пути берегут.
Железная дорога... Бегут блестящие рельсы, добираясь до самых отдаленных уголков России, соединяя в единое целое города и села нашей страны. Моя мама работает на железной дороге, поэтому я часто вижу поезда, которые проносятся мимо. Мне всегда хочется разглядеть людей, которые путешествуют по железной дороге и мне часто хочется оказаться рядом с ними в поезде и под размеренный стук колес рассматривать в окно красоту нашей Родины – леса, голубые реки, купола церквей, зеленые луга, горы. Все это я могу видеть благодаря железной дороге.
Проблема. Однажды, когда мы с мамой ехали в Сочи, у меня возник вопрос, кто придумал это чудо техники, как создали железную дорогу?
Актуальность. Безусловно, для нашей страны, самой большой по площади стране мира, железнодорожный транспорт является одним из самых необходимых видов транспорта. Поэтому особое внимание уделяется именно ему.
Жд транспорт занимает ведущее место в системе путей сообщения России. Железные дороги функционируют днем и ночью при любых условиях.
Цель моего проекта: знакомство с историей создания железной дороги.
Задачи проекта:
Как же всё начиналось?
Первая в мире железная дорога была построена в Англии – эта была конно-железная дорога, которую называли конка. Уже в 1803 году заработала конка общественного пользования в графстве Суккес возле… Первая железная дорога на паровой тяге Ливерпуль-Манчестер была открыта в 1830 году.
Первый паровоз также построили англичане – британец Ричарт Трвитик – он создал поровоз с паровым двигателем, который двигался по рельсам со скоростью 7 км\ч.
В 1824 году Джордж Стефенсон спроектировал паровоз для буксировки вагонок – его паровоз «Ракета2» бегал со скоростью 19 км\ч и передвигал груз в 13 тонн.
Кстати, первым паровозам давали имена, как пароходам.
Тогда же в США в 1830 году между Чарльстоном и Огеста была пущена жд линия протяженностью 64 км. Паровозы сюда были доставлены из Англии. Затем начали железнодорожное строительство и другие европейские страны.С этого времени началось быстрое развитие жд транспорта.История строительства железных дорог в нашей стране уходит в XVIII век. На Александровском пушечном заводе в 1788 г. была построена первая чугунная дорога. В последующие годы были введены в эксплуатацию дорога от рудника до завода на Алтае (1806). Возникла первая рельсовая дорога с паровой тягой на металлургическом заводе Демидовых (1834).
Первые железные дороги в нашей стране
Первая паровая железная дорога в России появилась еще в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги. 1 августа 1834 года в имении уральских промышленников Демидовых собралось достаточно много народа. Всем не терпелось посмотреть, как пройдет испытание первого «сухопутного парохода». Несколько предыдущих проб закончились неудачей: в начале того же 1834 года механики Черепановы, отец и сын, едва не погибли, когда у «парохода» взорвался паровой котел. На этот раз вроде бы все недостатки были устранены, так что все должно было пройти без сучка и задоринки.
Специально для паровоза была выстроена чугунная дорога. Ее протяженность составляла 854 метра. Паровичок должен был везти состав весом чуть более трех тонн со скоростью порядка 15 километров в час. По тем временам это было просто очень здорово потому, что для того, чтобы перенести эти искомые 3,3 тонны груза, понадобилось бы никак не менее 50-60 рабочих. И шли бы нагруженные едва ли не полчаса. А так появлялась возможность управиться в течение четырех минут…
Изобретателями первого в России паровоза были отец и сын – Ефим Александрович и Мирон Ефимович Черепановы.
Первая железная дорога общего пользования
Тридцатого октября 1837 года в 12 часов 30 минут дважды ударил станционный колокол, протяжно прозвучал свисток паровоза "Проворный", и первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село.
В 1837 году дорога была введена в действие и стала первой железной дорогой общего пользования в России. Дорога показала возможность использовать железные дороги круглый год в условиях российского климата.
Современники так описывали Царскосельскую дорогу: «Вот идёт паровоз с трубой, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек; сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 вёрст. От Царского села до Павловска 5 вёрст пробегает ровно в 7 с половиной минут.
К машине приделана труба другого рода, в неё кондуктор трубит, остерегая зрителей».
Открытие железной дороги вызвало небывалый интерес в обществе. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов.
1837 год, таким образом, стал стартовым в развитии железнодорожного транспорта в России.
Николаевская железная дорога
1 февраля 1842 г. русский царь Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Дорогу решили проложить по кратчайшему расстоянию между двумя городами. Летом 1843 года начались строительные работы.
Строительство было поручено осуществлять двум дирекциям - Северной и Южной. Северную дирекцию возглавил П.П. Мельников, Южную - Н.О. Крафт.
В проектировании и строительстве дороги принимали участие многие выдающиеся ученые и инженеры.
Нельзя забывать и о безымянных строителях магистрали – крепостных крестьянах. Можно с уверенностью сказать, что успех "небывалой доселе стройки" был достигнут именно благодаря их труду.
Строителям для преодоления водных преград пришлось возвести 8 больших и 182 средних и малых мостов. На дороге были построены 34 станции. Возведены два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проектам известного архитектора К.А. Тона. Они и по сей день радуют глаз совершенством своих форм.
1 ноября 1851 года самая большая по протяженности железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву в 11 часов 15 минут отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра. Первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги, начала работать. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Первое время между Петербургом и Москвой курсировало два пассажирских и четыре товарных поезда в сутки. Дорога была двухпутной, а движение - левосторонним. Пассажирский поезд состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость поезда составляла тогда 29,6 км/ч.
8 сентября 1855 года магистраль получила название: "Николаевская железная дорога", в честь императора Николая I, а с 27 февраля 1923 года носит название "Октябрьская".
Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время пути сокращалось. В 1913 г. поезд из девяти пассажирских вагонов во главе с паровозом серии "С" преодолел расстояние от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут, развивая скорость на участках до 100 км/час. Лл
Отдельные факты из истории строительства легли в основу известного стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога».
« Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»
Н. А. Некрасов, 1864г.
Дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а после кончины императора Николая I, в 1855 г., была переименована в Николаевскую. Она проходила по территориям Петербургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Витебской и Смоленской губерний. Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии.
Куйбышевская железная дорога
Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО «РЖД», обслуживающий регионы Среднего Поволжья. Дорога образована 26 мая 1936 года из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги. Дорога названа по имени В. В. Куйбышева. До 15 мая 1953 года называлась железной дорогой имени В. В. Куйбышева. Общая протяжённость путей — 11 502,5 км, в том числе главных 7 234,8 км. Управление дороги находится в Самаре.
Дорога обслуживает крупнейшие автомобильные заводы в Ульяновске, Набережных Челнах и Тольятти. Кроме того в регионе дороги находятся крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы, заводы химической промышленности и оборонные предприятия.
Во второй половине ХIХ века в России началось бурное строительство железных дорог. Правительство решает проложить железную дорогу к Поволжью - важнейшему хлебному региону страны. В октябре 1874 г. вводится в эксплуатацию Моршано - Сызранская железная дорога. 12 октября первый поезд прибыл на ее конечный пункт - станцию Батраки. В январе 1877 г. вводится в эксплуатацию Оренбургская железная дорога, которая проходит через город Самару. Начало она берет на станции Батраки. В это же время строится участок железной дороги Сызрань - Батраки. Открытие Оренбургской железной дороги было величайшим событием в истории России, поскольку появился удобный путь для перевозки российских товаров на азиатские рынки, а также для вывоза сырья из Азии.
Куйбышевская магистраль - одна из первых, появившихся в России. Ее история началась 25 октября 1874 года с открытия регулярного движения поездов на участке Моршанск - Сызрань. Протяженность Моршанско-Сызранской железной дороги составляла 485 верст. На линии было задействовано 42 паровоза, 47 аппаратов Морзе, в эксплуатации находились 530 товарных, 52 пассажирских и 15 багажных вагонов. По дороге пропускались за сутки одна пара пассажирских и три пары товарных поездов до 120 тонн.
Александровский мост
Моста через Волгу тогда не было. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. Мост через Волгу был крайне необходим. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков.
Проект моста разработал выдающийся русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения профессор Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбский. Грандиозные планы ученого воплощал в жизнь талантливый инженер-мостостроитель Владимир Березин. Сборкой моста заведовал молодой инженер Константин Михайловский.
В 1876 г. началось возведение моста. Строительство его из-за стратегической важности курировал лично император Александр II. Металлические пролеты были заказаны в Бельгии, опоры выполнялись из местного жигулевского известняка, ледорезы покрывали выборгским гранитом. В районе сооружения моста была построена новая станция Оренбургской железной дороги "Правый берег реки Волги". К строительству моста в качестве рабочей силы были привлечены несколько тысяч крестьян Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. Стройка продолжалась четыре года.
Официальное открытие движения по мосту состоялось 30 августа 1880 года. Это событие было приурочено к празднованию 25-летия царствования императора Александра II. В честь императора Сызранский мост назвали Александровским. Общие затраты на строительство моста составили 7 млн. золотых рублей. Длина моста составила полтора километра, мостовое сооружение имело 13 пролетов по 111 метров каждый. Долгое время Александровский мост оставался единственным звеном, через которое соединялись центральные районы России с Заволжьем, Уралом и Сибирью. Сызранский мост стал не только самым длинным в Европе, но и самым совершенным по выполнению и расчету.
Со времен постройки мост не раз подвергался реконструкции и восстановлению, но заменялись только пролетные строения. В частности, в 1918 г. отступающими белогвардейцами были взорваны второй и третий пролеты. Во время Великой Отечественной войны Александровский мост, как крупнейший стратегический объект, защищали несколько зенитных батарей и целая эскадрилья истребителей-перехватчиков. Но основные инженерные решения мастеров XIX столетия сохранены до сих пор.
Возможности, которые открывали железные дороги, помогали развитию экономики страны. Создавались заводы и фабрики, развивалось сельское хозяйство. Год за годом дорога расширяла свои границы. Менялись и названия: Самаро-Оренбургская, Самаро-Уфимская, Самаро-Златоустовская. В 1919 году к Самаро-Златоустовской железной дороге была присоединена Западно-Уральская с участками Кропачево - Челябинск и Полетаево - Кустанай, а в 1921 году - Волго-Бугульминская (от Чишмов до ст. Часовня Верхняя). В 1929 году к Самаро-Златоустовской присоединили участок Инза - Ульяновск Московско-Казанской дороги.
В 1936 году магистраль была названа железная дорога имени Куйбышева в честь знаменитого общественного деятеля Валериана Куйбышева. В 1942 году к магистрали присоединилась часть Пензенской железной дороги. В августе 1944 года в состав нашей магистрали так же включена была линия Киндяковка-Сызрань-Сенная. В мае 1953 года железная дорога имени Куйбышева становится Куйбышевской железной дорогой. А в 1959 году в ее состав входит Уфимская магистраль, ранее существовавшая самостоятельно.
Куйбышевская железная дорога в годы Великой Отечественной войны
Решающую роль сыграла Куйбышевская железная дорога во время Великой Отечественной войны, связывая тыл с фронтом. За эти годы по ее стальной колее перевезено 19 млн вагонов грузов, в том числе около миллиона цистерн. Более 141 млн рублей было собрано тружениками магистрали в Фонд обороны. На эти деньги было построено 10 бронепоездов и 80 санитарных поездов. Более 14 тыс. Куйбышевских железнодорожников воевали на фронтах. 23 из них стали Героями Советского Союза.
Удивительные станции
Гремячий Ключ - железнодорожная станция в Шигонском районе Самарской области
Это место очень необычное, есть здесь источник, вода из которого считается целебной. Название источника– Гремячий – согласно легендам, возник от удара молнии. Станция Глотовка основана в 1899 год. Названа по фамилии помещика Глотова, владевшего тогда здесь огромными лесными массивами.
Станция Кинель - железнодорожный узел Куйбышевской железной дороги — один из крупнейших железнодорожных узлов России. Какое красивое название… Произошло оно от древнего татарского слова и обозначает – широкая река. У железнодорожного моста через реку Самара у г. Кинель на глубине 6 - 9 метров найдены бивень и кости мамонта.
Станция Алексеевка - здесь тоже своя неповторимая история. Около станции установлен Памятник семье Володичкиных — памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.
Современная железная дорога
Сейчас символ развития жд – высокоскоростные магистрали. Поезда идут со скоростью 200-300км в час.
Первые двухэтажные вагоны в России созданы в 1905 году на Тверском вагоностроительном заводе. Они были предназначены для переселения людей на Дальний Восток. Первый этаж при этом использовался для перевозки скота.
Туристический двухэтажный вагон (с салоном и стеклянным куполом на втором ярусе) создан совместно Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова и КВЗ в 60-х годах XX века (единственный сохранившийся экземпляр экспонируется в Ташкентском железнодорожном музее).
1 ноября 2013 года первый российский двухэтажный поезд отправился с Казанского вокзала Москвы в Адлер.
1 февраля 2015 года отправился второй двухэтажный поезд из Санкт-Петербурга в Москву.
3 декабря 2015 года отправился двухэтажный поезд из Самары в Москву
Заключение
Много интересного произошло за годы создания железной дороги. Судьбы многих людей связаны с ней.
История становления и развития железнодорожного транспорта удивительна. Те далёкие времена кажутся такими близкими, когда едешь в поезде и думаешь о людях, которые подарили человечеству это великое чудо.
Список литературы
1. Николаевская железная дорога. На сайте «История создания железных дорог России»
2. История железнодорожного транспорта России. — Санкт-Петербург: 1994 Т. 3. История железнодорожного транспорта России. — Москва: 1994 Т. 1.
4. Верховский В. М. Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 год. — Санкт-Петербург: 1999.
5. История Куйбышевской железной дороги. Самара: 2004 Т. 1.
6. Материалы и фотографии музея железнодорожного транспорта г. Самара.
7. Газетные вырезки прошлых лет.
8. Источники интернет:
Хитрый коврик
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Два морехода
Дерево в снегу
А теперь — мультфильм