Цель исследовательской работы: изучение взаимосвязи социально-психологических особенностей учащихся среднего звена МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ с формированием у них интернет-зависимости.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 336.5 КБ |
podpisi_k_slaydam.doc | 60.5 КБ |
Донская академия наук юных исследователей
Наименование секции: география и геоэкология
Исследовательская работа.
Тема: «Индивидуально – психологические особенности подростков с интернет – зависимым поведением».
Автор работы:
Плетнёва Юлия, 9 класс.
МБОУ «Краснознаменская ООШ».
Руководитель:
Орел Валентина Юрьевна - учитель географии,
Педагог – психолог.
Хутор Красное Знамя
2015 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных характеристик
интернет - зависимых подростков …………………………………….…………………...5
признаков данного феномена. ……………………………………………………………...5
1.2 Причины компьютерной зависимости ………………………………………………...5
1.3 Признаки компьютерной зависимости…………………………………………………6
1.4 Поведенческие характеристики интернет – зависимых подростков…………………6
1.5 Факторы интернет – зависимости……………………………………………………...7
Глава 2. Исследование социально – психологических особенностей
Интернет – зависимых подростков…………………………………………………………8
2.1. Организация исследования……………………………………………………………..8
2.2 Описание используемых методик для диагностики интернет – зависимости………9
2.2.1 Методики диагностики интернет - зависимости.……………………………………9
2.2.2 Методики исследования социально – психологических особенностей,
формирующих интернет – зависимое поведение у подростков…………………………9
2.3 Результаты исследования склонности учащихся на интернет – зависимость………………………………………………………………………………….10
2.4 Анализ результатов исследования социально – психологических особенностей, влияющих на формирование интернет – зависимого поведения у подростков………..12
2.4.1 Интерпретация и обсуждение результатов…………………………………………12
2.4.2 Выявление наличия и уровней тревожности и агрессивности
у испытуемых учащихся…………………………………………………………………...15
2.5 Систематизация и обобщение эмпирического материала…………………………..17
Заключение……………………………………………………..………………...................18
Литература…………………………………………………………………………………..19
Приложение…………………………………………………………………………………20
3
Введение. Актуальность проблемы.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, объединившая в последние годы множество компьютеров в единую информационную систему. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Интернет создает новые формы общения и обучения. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала Интернет-зависимость. Данная проблема очень актуальна, так как за последние годы стремительно увеличивается число зависимых людей от Интернета. Особенно эта зависимость
распространена среди молодежи, поэтому и необходимо знать ее причины и симптомы.
Безусловно, возможности Интернета масштабны. Но наряду с, казалось бы, положительными аспектами использования Интернета, встали дискуссии и о его вреде. В настоящее время происходит снижение возрастного порога пользователей Интернета и наиболее активными пользователями становятся подростки, как самая общительная часть общества. Интернет крайне востребован и распространен в их индивидуальной жизни. Но под воздействием чрезмерной увлеченности Интернетом личность подростка может кардинально изменяться. Современные исследования и наблюдения за пользователями Интернета позволяют утверждать, что интернет - зависимость — это объективно существующая проблема. В связи с этим одним из актуальных аспектов решения данной проблемы выступает оценка степени влияния Интернета на личность подростка и диагностика личностных изменений, вызванных чрезмерным использованием Интернета. Поэтому выявление развития Интернет - зависимости в школьной среде становится особенно актуальным в последнее время, так как в большинстве своём именно среди школьников выявляется наибольшая часть Интернет - зависимых.
Проблема исследования – развитие интернет - зависимости школьников МБОУ Краснознаменская ООШ.
Цель исследования: изучение взаимосвязи социально – психологических особенностей учащихся среднего звена МБОУ Краснознаменская ООШ с формированием у них Интернет - зависимости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические работы по проблеме исследования Интернет – зависимости подростков
2. Подобрать методы и методики для эмпирического исследования.
3..Выявить наличие и степень Интернет - зависимости у учащихся среднего и старшего звена Краснознаменской школы и исследовать связь формирования Интернет - зависимости:
- с высокими уровнями тревожности и агрессивности подростков.
- с пониженными уровнями уверенности в себе и социальной смелости.
4. Провести анализ полученных результатов.
Объект исследования: индивидуально – психологические особенности группы учащихся МОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ в возрасте от 12 до 16 лет.
Предмет исследования – связь социально - психологических особенностей подростков Краснознаменской ООШ с формированием у них Интернет – зависимости.
Гипотеза. Я предполагаю, что индивидуально - психологические особенности, такие как низкие уровни уверенности в себе, и социальной смелости, и повышенные уровни тревожности и агрессивности, оказывают влияние на формирование интернет – зависимости подростка.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа научной литературы по формированию интернет – зависимости подростков..
2..Методики, определяющие уровень зависимости от сети Интернет:
•Тест на выявление Интернет - зависимости К. Янг (адаптация на русский Бурова В. А.);
4
•Тест на выявление Интернет - зависимости (Жичкина А.)
3. Методика самооценки психических состояний Айзенка.
Научная новизна: данная проблема впервые исследуется учащимися нашей школы.
Практическая значимость: полученные результаты данной исследовательской работы можно использовать на уроках психологии, классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
5
Глава I. Теоретические основы изучения личностных характеристик
интернет - зависимых подростков.
1.1 Содержание понятия «интернет-зависимость» и характерных признаков
данного феномена.
Понятие Интернет – зависимости.
Понятие Интернет - зависимости было впервые введено в начале 1990-х для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя огромное количество времени в виртуальной реальности.
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка.
Интернет-зависимость трактуется, как навязчивое желание войти в Интернет, находясь off - line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line.
Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, которая вторгается в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем личностном развитии.
Термин “интернет-зависимость” предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям для нехимических зависимостей. Доктор Айвен Голдберг характеризует интернет – зависимость, как зависимость, “оказывающую пагубное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека: бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую". А.Голдберг предпочитал использовать, вместо термина «интернет – зависимость», термин “патологическое использование компьютера”
1.2 Причины возникновения интернет – зависимости.
Разумеется, далеко не каждый человек попадает в Интернет-зависимость. К такому поведению склонны люди с особым типом личности, вообще предрасположенные к различным зависимостям.
Часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего уважения, любви и ощущения собственной значимости. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину — и быстро попадают в зависимость.
Среди причин, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
- Недостаток общения в реальном мире: большая часть Интернет - зависимых "сидит" в Сети ради общения, поскольку виртуальное общения имеет преимущества по сравнению с общением реальным.
- Дефицит общения.
- Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
- Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
- Низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
- Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
6
1.3 Признаки интернет - зависимости.
Интернет-зависимость характеризуют следующие поведенческие характеристики. Активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете. Готовность мириться с разрушением семьи и потерей друзей.
Согласно исследованиям Кимберли Янг, опасными сигналами, т. е. предвестниками Интернет – зависимости, являются:
•Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
•Предвкушение следующего сеанса он - лайн;
•Увеличение времени, проводимого он - лайн;
•Увеличение количества денег, расходуемых он - лайн.
Признаками наступившей интернет - зависимости, по мнению К. Янг, служат следующие критерии:
• всепоглощенность Интернетом;
• потребность проводить в сети все больше и больше времени;
• повторные попытки уменьшить время использования Интернета;
• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
• проблемы контроля времени;
• проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
• ложь по поводу времени, проведенного в сети;
• изменение настроения посредством использования Интернета.
1.4 Поведенческие характеристики интернет – зависимых.
Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека, отмечает К. Янг, и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый от интернет становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем" или "Я просто отдыхаю, не мешай мне", - это все является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями. Однако, исследования К. Янг показали, что примерно половина зависимых отказываются снижать количество времени, проводимого он – лайн.
Интернет-зависимость обладает некоторыми характеристиками уже известных и изученных зависимостей - это:
- пренебрежение важными вещами в жизни из-за компьютерной зависимости;
- разрушение отношений «зависимого» со значимыми людьми,
- раздражение или разочарование значимых для аддикта людей,
- скрытность или раздражительность, когда люди критикуют это поведение,
- чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки сокращать это поведение.
Обобщив результаты исследований, Н. В. Чудова приводит следующий список черт интернет- зависимых: сложности в приятии своего физического «Я», сложности в непосредственном общении, склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания.
А, Результаты методики Дембо-Рубинштейн показали, что у интернет – зависимых самооценка существенно ниже, чем у здоровых подростков.
7
Интернет-зависимость характеризуют следующие поведенческие характеристики. Активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете, досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете. Расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в Интернете, в том числе влезание в долги. Готовность лгать, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете.
1.5 Факторы интернет – зависимости.
Среди факторов, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
I.Недостаток общения в реальном мире:
<> Большая часть Интернет - зависимых "сидит" в Сети ради общения, поскольку виртуальное общения имеет преимущества по сравнению с общением реальным.
К. Янг, таким образом, делает вывод, что:
<> Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства.
<> Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, общаться, обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве.
II.Чувство защищенности в Сети:
<> По данным опросов, Интернет - зависимых привлекают такие особенности Сети, как
- анонимность,
- доступность,
- безопасность и
- простота использования.
III.Возможность ухода от реальности:
<> На сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов «буферной» реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением.
Обобщив результаты исследований, Н. В. Чудова приводит следующий список черт интернет- аддикта: сложности в приятии своего физического «Я», сложности в непосредственном общении, склонность к интеллектуализации, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания.
8
Глава 2. Исследование социально – психологических особенностей
Интернет – зависимых подростков.
2.1. Организация исследования.
Целью экспериментального исследования явилось изучение взаимосвязи индивидуально – психологических особенностей личности с формированием Интернет -зависимости.
Предмет исследования - изучение связи трудностей в общении в реальной жизни с Интернет - зависимостью.
Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей, Краснознаменской основной школы. В исследовании приняли участие 32 ученика школы, возраст от 12 до 16 лет, из них 23 мальчика и 9 девочек.
Таблица 1. Состав участников исследования.
состав | мальчики | девочки | всего |
количество | 23 | 9 | 32 |
процент | 72 | 28 | 100 |
Диаграмма 1. Состав участников исследования.
Таблица. Возрастной состав.
возраст | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
количество | 8 | 4 | 4 | 6 | 10 |
9
Диаграмма. Возрастной состав участников исследования.
2.2 Описание используемых методик для диагностики интернет – зависимости.
2.2.1 Методики диагностики интернет - зависимости.
Для диагностики интернет – зависимости у учащихся нашей школы были применены следующие материалы:
1. Тест на определение Интернет - зависимости Кимберли Янг.
Для выявления Интернет - зависимости был использован тест Кимберли Янг, адаптированный В.А. Буровой. (Приложение 1).
2. И дополнительно применена шкала Интернет - зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной. Шкала Интернет - зависимости включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете. (Приложение 2)
№ | Название методики | Параметры изучения |
1 | Тест уверенности в себе В.Г. Ромека. | 1. уверенность в себе – неуверенность в себе 2. социальная смелость – робость |
2 | Самооценка психических состояний Айзенка | диагностика психических состояний: - тревожность, - агрессивность. |
2.2.2 Методики исследования социально – психологических особенностей, формирующих интернет – зависимое поведение у подростков.
I. Тест уверенности в себе В.Г. Ромека. (Приложение 3 )
Тест включает в себя три шкалы: ( мы используем только две)
1. Шкала 1 (уверенность в себе – неуверенность в себе):
2. Шкала 2 (социальная смелость – робость):
II. Самооценка психических состояний" Айзенка
Самооценка психических состояний Айзенка (приложение 4).
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Обработка результатов теста. Так как гипотеза данного исследования предполагает выявление тревожности и агрессии личности, то по методике Айзенка я использую 1-ю и 3-ю группы вопросов.
10
2.3 Результаты исследования склонности учащихся на интернет – зависимость.
При анализе результатов тестирования по методике К.Янг, участники исследования, в зависимости от количества набранных баллов, были распределены на три группы:
1- я группа. Обычный пользователь 46,9% - это 15 человек – 20-49 баллов;
2-я группа. Есть проблемы, т.е. склонные к интернет - зависимости 50% - это 16 человек – 50-79 баллов
3-я группа. Интернет – зависимые 3,1% - это 1 человек – 82 балла.
Эти результаты отражены в таблице 1 и диаграммой 1
Таблица 1. Результаты исследования интернет – зависимости по тесту К.Янг.
Не склонные к интернет - зависимости | Склонные к интернет - зависимости | Интернет -зависимые | |
балл | 20-49 | 50-79 | 80-100 |
количество | 15 | 16 | 1 |
Процент % | 46,9 | 50 | 3,1 |
Диаграмма 1. Распределение учащихся, подверженных интернет – зависимости по тесту К.Янг.
2. Для уточнения результатов на Интернет - зависимость я применила шкалу из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной.
При последующем анализе полученных данных, испытуемые были распределены на три группы с небольшими изменениями – это:
- зависимые от интернет - 2 человек (6,2%) набрали по 6 баллов;
- не склонные - 15 человек (46,9%) набрали 0-2 балла;
- склонные к интернет – зависимости - 15 человек (46,9%) набрали 3-5 баллов.
Результаты данной диагностики показаны в таблице 2 и на диаграмме 2.
Таблица 2. Результаты исследования интернет – зависимости по шкале А.Жичкиной.
несклонные | Склонны к интернет - зависимости | Зависимые от интернет | |
баллы | 0-2 | 3-5 | 6 |
Кол-во учащихся | 15 | 15 | 2 |
процент | 46,9 | 46,9 | 6,2% |
11
Диаграмма 2. Распределение учащихся, подверженных интернет – зависимости по тесту
по шкале А.Жичкиной. Диаграмма 2.
Вывод.
На основе результатов, полученных по тесту К. Янг на интернет-зависимость, и по «Шкале интернет - зависимости» А.Е. Жичкиной, я разделила общую группу испытуемых учащихся на две группы:
1-я группа не склонные к интернет - зависимости всего 15 человек (46,9%)
2-я группа, склонные к интернет – зависимости и зависимые всего 17 человек (53,1%);
Итак. По результатам данных методик на интернет - зависимость:
- 46,9% испытуемых составили группу не склонных к интернет - зависимости;
- 53,1% - группа склонных к Интернет - зависимости и истинных зависимых.
Результаты представлены в таблице 3 и диаграммой 3.
Таблица 3.
не склонных к интернет - зависимости | склонных к интернет - зависимости | |
Кол-во (чел) | 15 | 17 |
процент | 46,9 | 53,1 |
Диаграмма 3. Распределение результатов на определение Интернет - зависимости
12
Вывод.
На этапе исследования учащихся на интернет - зависимость, я всех испытуемых разделила на две группы – это группа подростков из 17 человек, склонных к интернет – зависимости. И группа из 15 человек несклонных. Поскольку среди испытуемых учащихся нашей школы выявлена группа учащихся, склонных к интернет – зависимости, а я в своей гипотезе предположила, что существует связь между формированием интернет зависимости и индивидуально психологическими особенностями подростка, то необходимо продолжить исследования на выявление этих особенностей. А для подтверждения или опровержения гипотезы исследуем обе группы учащихся.
Таким образом, в экспериментальной части моей работы я буду изучать взаимосвязь феномена Интернет-зависимости и таких показателей субъективных трудностей в
а) общении как
- неуверенность в себе,
- социальная робость,
б) И личностные свойства:
- тревожность
- агрессивность
2.4 Анализ результатов исследования социально – психологических особенностей, влияющих на формирование интернет – зависимого поведения у подростков
2.4.1 Интерпретация и обсуждение результатов.
Результаты испытуемых по "Тесту уверенности в себе" В.Г. Ромека в группе учащихся не склонных к интернет – зависимости в группе из 15 человек, следующие:
1. Шкала 1 (уверенность в себе – неуверенность в себе):
По шкале "Уверенность в себе": 33,3% (5 чел.) обладают адекватной степенью уверенности в себе; и 46,7% (7 чел.) – обладают высокой степенью уверенности в себе; и 20% (3 чел.) – обладают низкой степенью уверенности в себе.
Таблица 4. Результаты по шкале «уверенность в себе» в группе не склонных к зависимости от интернет.
Адекватная степень уверенности в себе | Высокая степень уверенности в себе | Низкая уверенность в себе | |
Кол-во учащихся | 5 | 7 | 3 |
процент | 33,3 | 46,7 | 20 |
Диаграмма 4. Распределение результатов по шкале "Уверенность в себе" в группе учащихся, не склонных к интернет- зависимости.
13
2. Результаты испытуемых по "Тесту уверенности в себе" В.Г. Ромека в группе учащихся склонных к интернет – зависимости – 17 человек, следующие:
Шкала 1 (уверенность в себе – неуверенность в себе):
По шкале "Уверенность в себе": 17,7% (3 чел.) обладают адекватной степенью уверенности в себе; и 82,3% (14 чел.) – обладают низкой степенью уверенности в себе.
Таблица 5. Результаты по шкале «уверенность в себе» в группе склонных к зависимости от интернет.
Адекватная степень уверенности в себе | Низкая степень уверенности в себе | |
Кол-во учащихся | 3 | 14 |
процент | 17,7 | 82,3 |
Диаграмма 5. Распределение результатов по шкале "Уверенность в себе" в группе учащихся, склонных к интернет- зависимости
Диаграмма. Сравнение результатов по шкале «Уверенность в себе» по группам.
14
3. Шкала 2. "Социальная смелость"
Результаты испытуемых по шкале "Социальная смелость" В.Г. Ромека в группе учащихся склонных к интернет – зависимости – 17 человек, следующие:
По шкале "Социальная смелость": 29,4% (5 чел.) обладают средней степенью социальной смелости; и 70,6% (12 чел.) – обладают низкой степенью социальной смелости.
Таблица. Результаты по шкале «социальная смелость» в группе склонных к зависимости от интернет.
Средняя степень социальной смелости | Низкая степень Социальной смелости | |
Кол-во учащихся | 5 | 12 |
процент | 29,4 | 70,6 |
Диаграмма. Распределение результатов по шкале "Социальная смелость" в группе склонных к интернет – зависимости.
Шкала 2. "Социальная смелость"
Результаты испытуемых по шкале "Социальная смелость" В.Г. Ромека в группе учащихся несклонных к интернет – зависимости – 15 человек.
По шкале "Социальная смелость": 33,3% (5 чел.) обладают средней степенью социальной смелости; и 66,7% (10 чел.) – обладают высокой степенью уверенности в себе.
Таблица. Результаты по шкале «социальная смелость» в группе не склонных к зависимости от интернет.
Средняя степень социальной смелости | Высокая степень Социальной смелости | Низка степень Социальной смелости | |
Кол-во учащихся | 5 | 8 | 2 |
процент | 33,3 | 53,4 | 13,3 |
15
Диаграмма. Распределение результатов по шкале "Социальная смелость" в группе не склонных к интернет – зависимости.
Вывод.
Таким образом, мы видим, что гипотеза о том, что учащиеся, склонные к Интернет -зависимости, обладают более низкими показателями по уровням уверенности в себе и социальной смелости, чем не склонные к Интернет - зависимости, подтвердилась. Иными словами можно сказать, что учащиеся, склонные к Интернет - зависимости испытывают больше субъективных трудностей в общении в реальной жизни, чем не склонные к Интернет - зависимости.
2.4.2 Выявление наличия и уровней тревожности и агрессивности у испытуемых учащихся.
Так как гипотеза нашего исследования предполагает, что высокий уровень тревожности личности, является одной из причин возникновения зависимостей личности, в том числе и от интернет, то по методике Айзенка мы используем 1 группу вопросов. Эта группа вопросов направлена на выявление уровня тревожности.
1.Интерпретация результатов тестирования по методике Айзенка на тревожность по каждой группе учащихся склонных и не склонных к зависимости от интернет.
В группе со склонностью от интернет – зависимости выявлен высокий уровень тревожности у 82,4% учащихся, а в группе не склонных к интернет – зависимости – только у 13,3% учащихся
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что подростки, имеющие повышенный уровень тревожности, подвержены формированию Интернет – зависимости. Результаты исследования размещены в таблице 5 и отражены диаграммой 5.
Таблица 5. Распределение результатов уровня тревожности испытуемых по группам.
имеется ли интернет - зависимость | |||
распределение | Кол-во баллов | Нет (15 человек) | Да (17 человек) |
Тревожность отсутствует | 0-7 | 13 | 0 |
тревожность средняя, допустимого уровня; | 8-14 | 2 | 3 |
Высокая тревожность | 15-20 | 0 | 14 |
процент | 13,3% | 82,4 % |
16
Диаграмма 5. уровень тревожности испытуемых по группам, склонных к зависимости от интернет и несклонных.
1.Интерпретация результатов тестирования по методике Айзенка на агрессивность по каждой группе учащихся склонных и не склонных к зависимости от интернет.
В группе со склонностью от интернет – зависимости выявлен высокий уровень агрессивности у 88,2% учащихся, а в группе не склонных к интернет – зависимости – только у 6,7% учащихся
Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что подростки, имеющие повышенный уровень агрессивности, подвержены формированию Интернет – зависимости. Результаты исследования размещены в таблице 5 и отражены диаграммой 5.
Таблица 5. Распределение результатов уровня агрессивности испытуемых по группам.
имеется ли интернет - зависимость | |||
распределение | Кол-во баллов | Нет (15 человек) | Да (17 человек) |
Вы спокойны выдержаны | 0-7 | 14 | 2 |
средний уровень агрессивности | 8-14 | 1 | 8 |
вы агрессивны, не выдержаны | 15-20 | 0 | 7 |
процент | 6,7%% | 88,2 % |
17
Диаграмма 5. Распределение результатов уровня агрессивности испытуемых по группам.
Вывод. Таким образом, мы видим, что у учащихся в группе испытуемых, определенных методом диагностики как склонные к интернет – зависимости, наблюдается повышенные уровни тревожности и агрессивности.
Таблица. Сравнительный анализ личностных характеристик интернет – зависимых и независимых.
Уровень уверенности | Уровень социальной смелости | Уровень тревожности | Уровень агрессивности | |
Несклонные к зависимости | + | + | _ | _ |
Склонные к и зависимости | _ | _ | + | + |
Следовательно, моя гипотеза о том, что подростки, имеющие повышенные уровни тревожности и агрессивности и пониженные уровни уверенности в себе и социальной смелости, подвержены формированию Интернет - зависимости, подтвердилась.
2.5 Систематизация и обобщение эмпирического материала.
Для подтверждения или опровержения выдвинутой мною гипотезы я провела исследования социально – психологических особенностей интернет – зависимых подростков нашей школы. Для этого была выбрана группа из 32 учащихся с 5-9 классов. При исследовании этой группы на интернет – зависимость выяснилось, что 17 (53,1%) человек имеют склонность к интернет – зависимости. С помощью диагностических методик были выявлены личностные особенности участников этой группы, способствующие формированию у них зависимостей, в том числе и от интернета. Это:
1. Повышенный уровень тревожности у 82,4% учащихся, из группы зависимых.
2. Агрессивность у 88,2% участников из группы зависимых.
3. Неуверенность в себе, низкая самооценка у 70,6% участников из группы зависимых.
4. Низкая социальная активность у 82,3% учащихся из группы зависимых от интернета.
У участников группы не склонных к интернет – зависимости эти показатели значительно ниже или отсутствуют. Следовательно, гипотеза, выдвинутая мной что индивидуально - психологические особенности, такие как низкие уровни уверенности в себе, и социальной смелости, и повышенные уровни тревожности и агрессивности, оказывают влияние на формирование интернет – зависимости подростка, полностью подтвердилась.
18
Заключение.
Данная исследовательская работа помогла мне убедиться в том, что проблема Интернет - зависимости в школьной среде становится всё более актуальной, так как в большинстве своём именно среди школьников выявляется наибольшая часть Интернет - зависимых. А, современные исследования позволили мне получить результаты относительно взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей подростков с их интернет зависимым поведением. И тем самым убедиться в том, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Можно смело утверждать, что компьютер сам по себе не является источником формирования компьютерной зависимости. Это всего лишь машина. Формирование и развитие компьютерной зависимости обусловлено исключительно психологическим состоянием человека.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей склонных к интернет - зависимости является важным, так как причины склонности к зависимости и в том числе зависимости от интернет кроются не столько в Интернете, сколько в самой личности.
Проведенное исследование полностью подтвердило моё предположение о связи интернет - зависимости с такими эмоциональными проявлениями, как тревога и агрессивность, а также позволило выявить личностные черты пользователей сети Интернет, склонных к интернет - зависимости, а именно: робость, напряженность, неуверенность в себе, тревожность.
19
Список литературы.
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2000.
3. Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006.
4. Янг К.С. Интернет аддикция: личностные черты связанные с ее развитием Текст/ Янг К.С., Роджерс Р.С. // Киберпсихология и поведение. – 1998.
5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000.
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского ,Москва: Можайск-Терра, 2000
7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004.
8. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000.
9. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000.
10. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2.
11. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
20
Приложение 1.
Тест Кимберли-Янг на интернет-аддикцию
Ответы на каждый из вопросов теста оценивают по 5-балльной шкале: никогда или крайне редко — 1 балл, иногда — 2 балла, регулярно — 3 балла, часто — 4 балла, всегда — 5 баллов. Подсчёт результатов: 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета, 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, 80–100 баллов — Интернет-зависимость.
Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.
Никогда Иногда Регулярно Часто Всегда
1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?
2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?
3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?
4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?
5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?
6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?
7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?
8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?
9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?
10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?
11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?
12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?
13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?
14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?
15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?
16. Говорите себе: «Еще минутку», сидя в сети?
17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?
18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?
19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?
20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?
21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?
22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?
23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?
24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?
25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?
26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?
27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?
28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?
29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?
30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?
31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?
32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши?
33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?
34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?
35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?
36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?
37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?
38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?
39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером?
40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер ежедневно?
Приложении 2.
А.Жичкина)
Выберите один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов.
1.А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет. 1б.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение. 0б.
2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно. 1б.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете. 0б.
3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета. 1б.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе. 0б.
4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете. 1б.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете. 0б.
5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете. 1б.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете. 0б.
6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит. 1б
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем. 0б
7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни. 1б
7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться. 0б.
Ключи.
Интернет-зависимость - один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.
Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» - 0 баллов. Нормы (на выборке в 175 человек в возрасте от 15 до 21 года): склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше, не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 по этой шкале. Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.
Приложении 3.
Тест уверенности в себе В.Г. Ромека
Уверенность может быть измерена как обобщенное позитивное когнитивно-эмоциональное отношение к собственным навыкам (В.Г. Ромек)
Исходя из представленной ситуации, российский психолог В.Г. Ромек разработал в 1997 году русскоязычный тест уверенности, который соответствует не только условиям России, но и дает данные, применимые в иной культурной среде, что особенно важно в многонациональной России.
Тест включает 30 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен ответить, выбрав одну из трех предложенных альтернатив.
Утверждения сгруппированы в 3 шкалы:
Шкала 1 - уверенность в себе – неуверенность в себе. Высокие оценки по шкале - 8-10 стенов - свидетельствуют о выраженной у испытуемого способности к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов.
Шкала 2 - социальная смелость – робость, застенчивость. Утверждения этой шкалы касаются преимущественно эмоциональных процессов, сопровождающих выбор той или иной альтернативы поведения и возникающих при необходимости оценки собственных навыков и способностей. Положительные эмоции, сопровождающие процесс выбора определенной альтернативы, представлены в показателях теста высокими – 8-10 стенов – значениями по этой шкале.
Шкала 3 - инициатива в социальных контактах – пассивность. Высокие значения по шкале Шкала 3 - инициатива в социальных контактах – пассивность. Высокие значения по шкале характеризуют испытуемого как инициативного и предприимчивого в социальных взаимодействиях, способного предложить собственный способ решения проблемной ситуации, заинтересованного в результативности взаимодействия с людьми.
Обработка результатов
Таблица 2.18
Ключ для подсчета сырых баллов
по тесту уверенности в себе В.Г. Ромека
Шкалы Вопросы теста
Уверенность в себе 3r; 6r; 9r; 12r; 15r; 18r; 21 24r; 27; 30r
Социальная смелость 2; 5r; 8; 11; 14; 17; 20; 23; 26; 29
Инициатива в социальных контактах 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19r; 22; 25; 28
Значения по шкалам получаются простым суммированием баллов по всем вопросам шкалы.
Тест уверенности в себе
ИНСТРУКЦИЯ:
Ответьте, пожалуйста, на каждый из следующих далее вопросов так, чтобы это выражало Ваше личное мнение, Ваши собственные представления. Для этого просто перечеркните квадрат рядом с нужным ответом. В каждом ряду должна быть перечеркнута лишь одна цифра. Например, квадрат, перечеркнутый справа в следующем примере, будет означать, что Вы согласны с правым утверждением:
Я хорошо понял инструкцию.
(Нет) (Трудно сказать) (Да)
Если Вы передумали и хотите исправить уже сделанную оценку, пожалуйста, обведите кружком неправильно перечеркнутую цифру и перечеркните новую, как это сделано в следующем примере:
Я часто ошибаюсь, заполняя тесты
(Нет) (Трудно сказать) (Да)
Постарайтесь, пожалуйста, как можно реже использовать средний, неопределенный ответ (не чаще, чем 1 раз на каждые 3-4 вопроса).
ТЕСТ:
Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [1]
В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [2]
Я - довольно независимый человек.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [3]
В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [4]
Если вблизи моего рабочего места появляется мой начальник, то я чувствую себя неловко.
(Неверно) (Иногда) (Почти всегда) [5]
Я легко выбираю ту линию поведения, которая дает мне наибольшие шансы достичь своих целей.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [6]
Мне приходится отказываться от многого, поскольку обстоятельства сильнее меня.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [7]
Я чувствую себя неловко, если другие предлагают мне свою помощь.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [8]
_____________________________________________________________________________
Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [9]
Мне трудно открыто говорить о своих чувствах.
(Да) (Иногда) (Нет) [10]
Я вынужден бороться со своей робостью.
(Постоянно) (Иногда) (Очень редко) [11]
Есть много вещей, которыми я могу гордиться.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [12]
Мне приходится скрывать свои чувства.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [13]
Если пауза в разговоре затянулась, то я
(чувствую себя очень неловко)
(Нечто среднее)
(всегда нахожу, что сказать) [14]
Я принимаю решения быстро, без долгих сомнений
(Верно) (Нечто среднее) (Неверно) [15]
Мне легко удается потребовать чего-либо.
(Нет) (Трудно сказать) (Да) [16]
Я стесняюсь обращаться с моими служебными проблемами к начальству или сведущему человеку.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [17]
Я уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [18]
Если мне срочно нужен мой друг, то я звоню ему даже поздно ночью.
(Верно) (Иногда) (Неверно) [19]
Часто я не решаюсь звонить в официальные учреждения.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [20]
Обычно я добиваюсь того, что мне нужно.
(Нет) (Трудно сказать) (Да) [21]
Если близкий и уважаемый мною родственник чем-то разозлит меня, то я ....
(...предпочитаю скрыть свою злость и не говорить ему об этом)
(Нечто среднее)
(...тотчас же говорю ему об этом). [22]
Мне очень трудно начать разговор с незнакомым человеком.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [23]
У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [24]
Я избегаю говорить что-либо, что может обидеть других.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [25]
Если кто-либо смотрит, как я работаю, то ...
(...это мне очень мешает)
(Нечто среднее)
(...это мне совершенно безразлично). [26]
Бывает, что мне приходят в голову мысли о моей неполноценности.
(Часто) (Очень редко) (Никогда) [27]
Я стараюсь не обременять друзей своими проблемами.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [28]
Я смущаюсь, если мне говорят комплимент.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [29]
Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
(Верно) (В основном - верно) (Неверно) [30]
Таблица 2.18
Ключ для подсчета сырых баллов
по тесту уверенности в себе В.Г. Ромека
Шкалы Вопросы теста
Уверенность в себе 3r; 6r; 9r; 12r; 15r; 18r; 21 24r; 27; 30r
Социальная смелость 2; 5r; 8; 11; 14; 17; 20; 23; 26; 29
Инициатива в социальных контактах 1; 4; 7; 10; 13; 16; 19r; 22; 25; 28
Таблица 2.19
Процедура пересчета баллов по прямым и обратным вопросам
По прямым вопросам: По "обратным" вопросам: (отмечены буквой "r" в таблице)
левый (или верхний) ответ в бланке "1" "3"
средний ответ в бланке "2" "2"
правый (или нижний) ответ в бланке "3" "1"
Полученные суммы служат для сравнения с показателями других тестов или с нормами, приведенными в таблице. На основании норм можно также пересчитать сырые значения в стандартные по таблице 11.3.
Таблица 2.20
Перевод сырых баллов в стандартные (стены)
Шкалы Стандартные значения (стэны)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уверенность в себе 10-13 14-15 16-17 18-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29 30
Социальная смелость 10-13 14-15 16-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27 28-29 30
Инициатива в социальных контактах 10-12 13-14 15-16 17 18-20 21-23 24 25-26 27-28 29-30
ТЕСТ: социальная смелость
Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [1]
В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [2]
Я - довольно независимый человек.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [3]
В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [4]
Если вблизи моего рабочего места появляется мой начальник, то я чувствую себя неловко.
(Неверно) (Иногда) (Почти всегда) [5]
Я легко выбираю ту линию поведения, которая дает мне наибольшие шансы достичь своих целей.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [6]
Мне приходится отказываться от многого, поскольку обстоятельства сильнее меня.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [7]
Я чувствую себя неловко, если другие предлагают мне свою помощь.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [8]
_____________________________________________________________________________
Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [9]
Мне трудно открыто говорить о своих чувствах.
(Да) (Иногда) (Нет) [10]
Я вынужден бороться со своей робостью.
(Постоянно) (Иногда) (Очень редко) [11]
Есть много вещей, которыми я могу гордиться.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [12]
Мне приходится скрывать свои чувства.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [13]
Если пауза в разговоре затянулась, то я
(чувствую себя очень неловко)
(Нечто среднее)
(всегда нахожу, что сказать) [14]
Я принимаю решения быстро, без долгих сомнений
(Верно) (Нечто среднее) (Неверно) [15]
Мне легко удается потребовать чего-либо.
(Нет) (Трудно сказать) (Да) [16]
Я стесняюсь обращаться с моими служебными проблемами к начальству или сведущему человеку.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [17]
Я уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
(Да) (Трудно сказать) (Нет) [18]
Если мне срочно нужен мой друг, то я звоню ему даже поздно ночью.
(Верно) (Иногда) (Неверно) [19]
Часто я не решаюсь звонить в официальные учреждения.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [20]
Обычно я добиваюсь того, что мне нужно.
(Нет) (Трудно сказать) (Да) [21]
Если близкий и уважаемый мною родственник чем-то разозлит меня, то я ....
(...предпочитаю скрыть свою злость и не говорить ему об этом)
(Нечто среднее)
(...тотчас же говорю ему об этом). [22]
Мне очень трудно начать разговор с незнакомым человеком.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [23]
У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [24]
Я избегаю говорить что-либо, что может обидеть других.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [25]
Если кто-либо смотрит, как я работаю, то ...
(...это мне очень мешает)
(Нечто среднее)
(...это мне совершенно безразлично). [26]
Бывает, что мне приходят в голову мысли о моей неполноценности.
(Часто) (Очень редко) (Никогда) [27]
Я стараюсь не обременять друзей своими проблемами.
(Верно) (Трудно сказать) (Неверно) [28]
Я смущаюсь, если мне говорят комплимент.
(Часто) (Иногда) (Очень редко) [29]
Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
(Верно) (В основном - верно) (Неверно) [30]
ТЕСТ: уверенности в себе
1.Даже если я отвратительно себя чувствую, я слежу за тем, чтобы не испортить настроение другим.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать)2 1 (Неверно) 3 [1]
2.В присутствии авторитетной персоны (начальства) я всегда смущаюсь.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно) 3 [2]
3.Я - довольно независимый человек.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно) 3 [3]
4.В спорах с близкими мне людьми я склонен к тому, чтобы поддаваться и не вступать в пререкания.
3 (Часто)1 2 (Иногда) 1 (Очень редко) 3 [4]
5.Если вблизи моего рабочего места появляется мой начальник, то я чувствую себя неловко.
3 (Неверно)1 2 (Иногда) 1 (Почти всегда) 3 [5]
6.Я легко выбираю ту линию поведения, которая дает мне наибольшие шансы достичь своих целей.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно)3 [6]
7.Мне приходится отказываться от многого, поскольку обстоятельства сильнее меня.
3 (Часто)1 2 (Иногда) 1 (Очень редко) 3 [7]
8.Я чувствую себя неловко, если другие предлагают мне свою помощь.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно)3 [8]
_____________________________________________________________________________
9.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
3 (Да)1 2 (Трудно сказать) 1 (Нет) 3 [9]
10.Мне трудно открыто говорить о своих чувствах.
3 (Да)1 2 (Иногда) 1 (Нет)3 [10]
11Я вынужден бороться со своей робостью.
3 (Постоянно)1 2 (Иногда) 1 (Очень редко)3 [11]
12Есть много вещей, которыми я могу гордиться.
3 (Да)1 2 (Трудно сказать) 1 (Нет)3 [12]
13 Мне приходится скрывать свои чувства.
3 (Часто)1 2 (Иногда) 1 (Очень редко)3 [13]
14 Если пауза в разговоре затянулась, то я
(чувствую себя очень неловко)
(Нечто среднее)
(всегда нахожу, что сказать) [14]
15 Я принимаю решения быстро, без долгих сомнений
3 (Верно)1 2 (Нечто среднее) 1 (Неверно) 3 [15]
16 Мне легко удается потребовать чего-либо.
3 (Нет)1 2 (Трудно сказать) 1 (Да) 3 [16]
17 Я стесняюсь обращаться с моими служебными проблемами к начальству или сведущему человеку.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно) 13 [17]
18 Я уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.
3 (Да) 2 (Трудно сказать) 1 (Нет) [18]
19 Если мне срочно нужен мой друг, то я звоню ему даже поздно ночью.
3 (Верно)3 2 (Иногда) 1 (Неверно)3 [19]
20 Часто я не решаюсь звонить в официальные учреждения.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно)3 [20]
21 Обычно я добиваюсь того, что мне нужно.
3 (Нет)1 2 (Трудно сказать) 1 (Да)3 [21]
22 Если близкий и уважаемый мною родственник чем-то разозлит меня, то я ....
(...предпочитаю скрыть свою злость и не говорить ему об этом)
(Нечто среднее)
(...тотчас же говорю ему об этом). [22]
23 Мне очень трудно начать разговор с незнакомым человеком.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно)3 [23]
24 У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно)3 [24]
25 Я избегаю говорить что-либо, что может обидеть других.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно) 3 [25]
26 Если кто-либо смотрит, как я работаю, то ...
(...это мне очень мешает)
(Нечто среднее)
(...это мне совершенно безразлично). [26]
27 Бывает, что мне приходят в голову мысли о моей неполноценности.
3 (Часто)1 2 (Очень редко) 1 (Никогда) 3 [27]
28 Я стараюсь не обременять друзей своими проблемами.
3 (Верно)1 2 (Трудно сказать) 1 (Неверно) 3 [28]
29 Я смущаюсь, если мне говорят комплимент.
3 (Часто)1 2 (Иногда) 1 (Очень редко) 3 [29]
30 Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.
3 (Верно)1 2 (В основном - верно) 1 (Неверно) 3
Приложение 4.
Самооценка психических состояний" Айзенка
Предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
Обработка результатов.
1) Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. 1...10 вопрос - тревожность;
II. 11... 20 вопрос - фрустрация;
III. 21...29 вопрос - агрессивность;
IV. 31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов.
I. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
П. Фрустрация (фрустрированность): 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемого”, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.
Описание состояний(Айзенк)
I группа вопросов. (тревожность)
1) Не чувствую в себе уверенности.
2) Часто из-за пустяков краснею.
3) Мой сон беспокоен.
4) Легко впадаю в уныние.
5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.
6) Меня пугают трудности.
7) Люблю копаться в своих недостатках.
8) Меня легко убедить.
9) Я мнительный.
10) Я с трудом переношу время ожидания.
II
11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.
12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16) Я нередко чувствую себя беззащитным.
17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18) Я чувствую растерянность перед трудностями.
19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III группа вопросов (агрессия)
21) Оставляю за собой последнее слово.
22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23) Меня легко рассердить.
24) Люблю делать замечания другим.
25) Хочу быть авторитетом для других.
26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30) Я мстителен.
IV
31) Мне трудно менять привычки.
32) Нелегко переключать внимание.
33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34) Меня трудно переубедить.
35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
36) Нелегко сближаюсь с людьми.
37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
38) Нередко я проявляю упрямство.
39) Неохотно иду на риск.
40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Слайд 1.
Тема исследовательской работы «Индивидуально – психологические
особенности подростков с интернет – зависимым поведением». «Индивидуально – психологические особенности подростков с интернет – зависимым поведением».
…………………………………………………….
Слайд 2.
Интернет – это всемирная компьютерная сеть. Он стал неотъемлемой частью современного общества. Но вместе с ним появилось и много новых проблем. Одной из таких проблем стала Интернет-зависимость. В настоящее время происходит снижение возрастного порога пользователей Интернета, самыми активными пользователями становятся подростки. Поэтому проблема моей работы «Развитие интернет - зависимости школьников МБОУ Краснознаменская ООШ». Актуальность проблемы состоит в том, что компьютеризация вызывает негативные эффекты психологического и физического здоровья подростка. Современные исследования и наблюдения за пользователями Интернета позволяют утверждать, что интернет - зависимость — это объективно существующая проблема.
……………………………………………………………………………
Слайд 3.
Цель исследования: изучение взаимосвязи социально – психологических особенностей учащихся среднего звена МБОУ Краснознаменская ООШ с формированием у них Интернет - зависимости.
Основными задачами исследования являются:
С помощью анализа теоретических работ по проблеме, подобрать необходимые методики для эмпирического исследования и:
1. Выявить наличие и степень Интернет - зависимости у учащихся Краснознаменкской школы среднего и старшего звена
2. Исследовать связь Интернет - зависимости с индивидуально – психологическими особенностями личности учеников нашей школы.
………………………………………………………………………………………………
Слайд 4.
Объект исследования: индивидуально – психологические особенности группы учащихся МОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ в возрасте от 12 до 16 лет.
Предмет исследования – связь социально - психологических особенностей подростков Краснознаменской ООШ с формированием у них Интернет – зависимости.
Гипотеза. Я предполагаю, что индивидуально - психологические особенности, такие как низкие уровни уверенности в себе, и социальной смелости, и повышенные уровни тревожности и агрессивности, оказывают влияние на формирование интернет – зависимости подростка.
………………………………………………………………………………..
Слайд 5.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа научной литературы по формированию интернет – зависимости подростков.
2.Проведение анкетирования среди учащихся 5-9 классов.
3.Обработка полученных данных, построение диаграмм.
Научная новизна: данная проблема впервые исследуется учащимися нашей школы.
Практическая значимость: полученные результаты данной исследовательской работы можно использовать на уроках психологии, классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
…………………………………………………………………………………………..
Слайд 6.
Понятие Интернет - зависимости было впервые введено в 1990-х для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Термин “интернет-зависимость” предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году. Интернет – зависимость, это такая зависимость, которая оказывает пагубное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека. Интернет-зависимость трактуется, как навязчивое желание войти в Интернет, находясь off – line (оф – лайн), и невозможность выйти из Интернета, находясь on -line (он – лайн).
……………………………………………………………………………
Слайд 7.
В зависимость от интернет попадают люди, с заниженной самооценкой, неуверенные в себе. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину.
Среди причин, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
- Недостаток общения в реальном мире.
- Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
- Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
- Низкая самооценка и неуверенность в своих силах.
Согласно исследованиям профессора Кимберли Янг, опасными сигналами, т. е. предвестниками Интернет – зависимости, являются:
1. Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
2. Предвкушение следующего сеанса он - лайн;
3. Увеличение времени, проводимого он - лайн;
4. Увеличение количества денег, расходуемых он - лайн.
…………………………………………………………………………………
Слайд 8
По мнению Кимберли Янг, признаками уже наступившей интернет - зависимости служат следующие критерии:
1. Всепоглощенность Интернетом;
2. Потребность проводить в сети все больше и больше времени;
3. Повторные, но безуспешные попытки уменьшить время использование Интернета;
4. При прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
5. Проблемы контроля времени;
6. Проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
7. Ложь по поводу времени, проведенного в сети;
……………………………………………………………………..
Слайд 9
Интернет-зависимость характеризуют следующие поведенческие характеристики. --- Активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете,
- досада и раздражение при вынужденных отвлечениях.
- Неспособность спланировать время окончания сеанса работы в Интернете.
- Расходование все больших сумм денег для обеспечения работы в Интернете.
- Готовность лгать, преуменьшая длительность и частоту работы в Интернете.
Среди факторов, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
1. Недостаток общения в реальном мире.
2.Чувство защищенности в Сети.
3. Возможность ухода от реальности
…………………………………………………………………………………
Слайд 10
Практическая часть исследования проводилась в МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ хутора Красное Знамя Веселовского района.
…………………………………………………………………………………
Слайд 11.
В этом исследовании приняли участие 32 ученика школы, возраст от 12 до 16 лет, из них 23 (71,9%) мальчика и 9 (28,1%)девочек
…………………………………………………………………
Слайд 12
Для диагностики интернет – зависимости у учащихся, были применены следующие материалы:
1. Тест на определение Интернет - зависимости Кимберли Янг, адаптированный В.А. Буровой
2. И дополнительно применена шкала Интернет - зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной.
……………………………………………………………………..
Слайд 13
Для исследования социально – психологических особенностей, формирующих интернет - зависимое поведение подростка. Были применены следующие методики
1.Тест уверенности в себе В.Г. Ромека. Для выявления уровня уверенности в себе и социальной смелости.
2. И Самооценка психических состояний Айзенка. Тест на выявление психологических состояний личности. (тревожности и агрессивности)
…………………………………………………………………………………………..
Слайд 14
При последующем анализе результатов теста Кимберли Янг испытуемые учащиеся, были распределены на две группы, в зависимости от количества набранных баллов:
1- я группа. Несклонные к интернет-зависимости составили 46,9% - это 15 человек
2-я группа. Склонные и зависимые 53,1% - это 17 человек. Т.е. больше половины испытуемых учащихся ИМЕЮТ СКЛОННОСТЬ К ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ.
……………………………………………………………………………………..
Слайд 15
Для более точной диагностики Интернет - зависимости была применена шкала Интернет - зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной.
При последующем анализе полученных результатов, испытуемые были распределены так же на две группы – это:
1.группа: несклонные к интернет -зависимости – 15(46,9) человек;
2 группа: склонные к интернет – зависимости – 17 (53,1%) человек.
………………………………………………………………………………………….
Слайд 16
На основе результатов, полученных по тесту на интернет-зависимость Кимбеоли Янг, и по «Шкале интернет - зависимости» А.Е. Жичкиной, я разделила общую группу испытуемых на две группы:
1) лица, не склонные к интернет - зависимости всего 15 человек;
2) лица, склонные к интернет – зависимости и зависимые всего 17 человек;
Итак. По результатам данных методик:
- 46,9% испытуемых составили группу не склонных к интернет - зависимости;
- 53,1% - группа склонных к Интернет - зависимости и истинных зависимых.
……………………………………………………………………………….
Слайд 17
Среди испытуемых учащихся нашей школы выявлена группа учащихся, склонных к интернет – зависимости. Я в своей гипотезе предположила, что существует связь между формированием интернет зависимости и индивидуально психологическими особенностями подростка. Следовательно, в экспериментальной части моей работы я буду изучать взаимосвязь феномена Интернет - зависимости и показателей субъективных трудностей:
1) в общении - такие как
- неуверенность в себе,
- социальная робость,
2) И личностные свойства подростка:
- тревожность
- и агрессивность
……………………………………………………………………………….
Слайд 18
Проведя исследование по шкале «Уверенность в себе» в каждой группе испытуемых, я получила следующий результат:
1). 82,3% учащихся из группы склонных к зависимости от интернет обладают низкой степенью уверенности в себе., и только 17,6% обладают адекватным уровнем уверенности в себе.
2). А в группе, несклонных к зависимости - 80% учащихся обладают высоким и адекватным уровнем уверенности в себе.
………………………………………………………………………………………….
Слайд 19
Далее я определяла по Шкале "Социальная смелость" уровень социальной активности, по каждой группе испытуемых учащихся.
Результаты испытуемых по шкале "Социальная смелость" показали следующие уровни социальной смелости по группам:
- 1-я группа склонных к интернет имеет только 29,4% учащихся с адекватным уровнем социальной смелости, и 61,6% учащихся обладает низким уровнем социальной активности;
- 2-я группа несклонных к зависимости от интернет имеет 86,7% учащихся с высоким и адекватным уровнем социальной смелости
……………………………………………………………………………
Слайд 20.
Для выявления уровня тревожности и агрессивности в исследуемых группах применялась методика самооценки психических состояний Айзенка. Анализ результатов обследования показал, что
1). В группе учащихся со склонностью к интернет – зависимости выявлен средний и высокий уровни тревожности у 82,4% учащихся,
2).Тогда как в группе не склонных к интернет – зависимости – только у 13,3%% учащихся выявлен повышенный уровень тревожности.
…………………………………………………………………………………………
Слайд 21
Так же в группе учащихся, склонных к интернет –зависимости выявлен высокий показатель агрессивности у 88,2% испытуемых.
Тогда как в группе не склонных к зависимости от интернет повышенный уровень агрессивности выявлен только у 6,7% учащихся.
Таким образом, моя гипотеза о том, что подростки, имеющие повышенный уровень тревожности и агрессивности, подвержены формированию Интернет – зависимости, подтвердилась в этой части исследования.
……………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………
Слайд 22
Таким образом, можно провести сравнительный анализ результатов диагностических исследований по двум группам испытуемых учащихся. Что хорошо видно по этой таблице.
1).У учащихся группы, склонных к интернет – зависимости выявлены:
-- низкие уровни уверенности в себе и социальной активности;
-- и высокие и повышенные уровни тревожности и агрессивности.
2). Обратную картину мы наблюдаем в группе учащихся, несклонных к интернет –зависимости.
-- здесь низкие показатели тревожности и агрессивности;
--- и высокие показатели уверенности в себе и социальной активности.
………………………………………………………………………………………….
Слайд 23.
Следовательно, индивидуально – психологические показатели пользователей интернет сети, такие как уверенность в себе, социальная смелость, личностная самооценка, тревожность и агрессивность участвуют в формировании зависимости личности от интернет.
……………………………………………………………………………………………
Слайд 24
Для подтверждения или опровержения выдвинутой мною гипотезы я провела исследования социально – психологических особенностей интернет – зависимых подростков нашей школы. Для этого была выбрана группа из 32 учащихся.
При исследовании этой группы на интернет – зависимость выяснилось, что 53,1% человек имеют склонность к интернет – зависимости. С помощью диагностических методик были выявлены личностные особенности участников этой группы (выше названные ), формирующие интернет – зависимость. Следовательно, гипотеза, выдвинутая мной что индивидуально - психологические особенности, такие как низкие уровни уверенности в себе, и социальной смелости, и повышенные уровни тревожности и агрессивности, оказывают влияние на формирование интернет – зависимости подростка, полностью подтвердилась.
…………………………………………………………………………………………….
Слайд 25.
Спасибо за внимание.
Заяц-хваста
Ветер и Солнце
Проказы старухи-зимы
"Разделите так, как делили работу..."
Рисуем осень: поле после сбора урожая