Реферативно-экспериментальная работа ученицы, целью которой является систематизация знаний о жизни и творчестве прабабушки на фоне событий из истории родного Кайбицкого края.
Задачи:
1. Опросить членов семьи, собрать воспоминания о прабабушке.
2.Проработать исторические материалы и выяснить, на фоне каких событий в истории Кайбиц происходили события в жизни прабабушки.
3. Изучить и проанализировать семейный архив.
Вложение | Размер |
---|---|
referativno-eksperementalnaya_rabota.doc | 49.5 КБ |
Научно-практическая конференция школьников «Поиск»,
приуроченная к 25-й годовщине со дня образования Кайбицкого района
Реферативно-экспериментальная работа на тему:
«Рәхмәт сиңа, гүзәл тормыш»
Работу выполнила:
ученица 5Б класса
МБОУ «Большекайбицкая средняя
общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Садыкова Аделия
Руководитель:
учитель истории
МБОУ «Большекайбицкая средняя
общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан»
Хайруллина Альбина Рашитовна
с. Б.Кайбицы, 2016 г.
Оглавление.
Введение ……………………………………………………………………………………..2
§1 «Жизнь моей прабабушки-Зайнутдиновой Зифы Зайнутдиновны»………………...2-4
§2 «Любовь всей жизни».………………………………………………………………….4-5
Заключение …………………………………………………………………………………5
Приложение №1 «История жизни в фотографиях»……………………………………..6-7
Приложение №2 «Награды »…………………………………………………………… 8-9
Источники…………………………………………………… ……………………………..10
Введение
Изучая дедушек, бабушек мы узнаём внуков, то есть узнаем себя.
В.О. Ключевский.
Каждый человек должен знать своих предков. Я выбрала эту тему, так как актуальность её для меня очевидна. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, - кто он и откуда, кто его предки, как жили, чем они занимались.
Среди моих родственников много достойных и уважаемых людей, но именно жизнь моей прабабушки, Зайнутдиновой Зифы Зайнутдиновны, заинтересовала меня больше всего. Для меня важно сохранить память о ней для будущих поколений. Она была передовым работником нашего края, творческой личностью, просто очень добрым и душевным человеком.
Цель работы: систематизация знаний о жизни и творчестве моей прабабушки на фоне событий из истории родного Кайбицкого края.
Задачи:
1. Опросить членов семьи, собрать воспоминания о прабабушке.
2.Проработать исторические материалы и выяснить, на фоне каких событий в истории Кайбиц происходили события в жизни прабабушки.
3. Изучить и проанализировать семейный архив.
§1 «Жизнь моей прабабушки-Зайнутдиновой Зифы Зайнутдиновны»
Зайнутдинова Зифа Зайнутдиновна родилась 15 мая 1920 года в деревне Карамасары Апастовского района. В семье росла вторым ребенком. Всего было семь детей.
Мать- Хисамиева Хажар, отец- Хисамиев Зайнетдин.
Проучилась в школе семь лет. После школы училась в Фёдоровской МТС на тракториста. В эти годы у нее была подруга –Рафига Галиаскарова, с которой они вместе учились и работали. Мой дедушка - Рашит и сейчас вспоминает рассказы матери о трудной, полной лишений жизни в 1930е годы.
Началась война. В годы войны в Кайбицком районе было 84 колхоза. Многие передовые колхозы и звенья, а также колхозники-передовики социалистического соревнования показывали пример самоотверженного труда и получали высокие урожаи. Все мужчины ушли на войну. Моя прабабушка, как и многие женщины того времени, стала выполнять мужскую работу, сеяла и убирала хлеб, став трактористкой. Рыли окопы.
В 1944 году она приезжает из деревни Карамасары в село Большие Кайбицы. В это же время встречает свою первую любовь – Садыкова Зарифа и выходит за него замуж. Воспоминания о первой любви она излагает в своей тетради.
Вот как она описывает это событие: «Кайбыч урамы буенча эшкә барам. Ярты урамның
уртасыннан бик матур сызгырган тавыш ишетәм әйләнеп карасам ул минем беренче чәчәгем- Зариф булып чыкты».
Эта тетрадь хранит воспоминания о событиях, памятные даты и стихотворения. В ней вся ее жизнь !
Прабабушка воспитала шесть детей. Это четыре сына-Рузалим, Ринат, Зуфар и самый младший-Рашит и две дочери- Рушания и Роза.
В период своей долгой жизни она испытывает многие трудности, но самая большая по признанию бабушки- голод. О своей жизни она рассказывает в стихах( на татарском):
“ Рәхмәт сиңа, гүзәл тормыш
Бу көннәргә кадәр китердең.
Дөньяның ачысын да
Төрлесен авыз иттердең
Рәхмәт сиңа сәер тормыш.
Мин һаман синен куенында
Эсселәрең суыкларың белән
Килэндерден тормыш юлында.
Рәхмәт сиңа матур тормыш
Җиңел түгел миңа кичәргә.
Бер елмаеп мине бер моңаеп
Өйрәтәсең горур яшәргә. “
После войны прабабушка продолжает работать на тракторе.
В 1970 году наступила черная полоса жизни,- погибает по причине болезни её муж в возрасте 57 лет. Но жизнь продолжается, надо растить и ставить на ноги детей. Она никогда не унывает. Её часто приглашали на встречи с учениками Большекайбицкой средней школы. Она с радостью рассказывала им о жизни, работе на тракторе делилась мыслями о своём прошлом.
В 1968-1970 годы вступила в ряды Коммунистической партии.
Несколько лет прабабушка живет со своим младшим сыном Рашитом в Кайбицком плодосовхозе. В 1980 году они обратно возвращаются в село Большие Кайбицы. Несмотря на пенсионный возраст, работает поваром в столовой колхоза. Она была рукодельницей. Больше всего любила шить. Еще она вязала свитеры и другую теплую одежду. Мой дедушка Садыков Рашит рассказывал, что к ней все обращались за советами по разным житейским проблемам..
В свою старость она воспитывает внука- Фаниса, сына Зуфара . Вот что она про него пишет:
Әти, әни дип үсмәдең син
Белмим йөрәгеңдә ни барын.
Искә аласыңмы икән карап
Үстергән дәу әниең барын.
В 1990-1994 когда в селе Большие Кайбицы идет строительство мечети, моя прабабушка кормила рабочих едой, сама помогала в постройке. Когда шла стройка, она пускала в наш дом людей, чтобы они могли прочитать намаз.
Счастливыми были дни ее старости. Живет она вместе с младшим сыном Рашитом и внуком Рушаном. Им посвятила прабабушка стихотворение:
“ Әй, балалар сезне үстердем
Бик авыр вакытларда.
Атагыз да ташлап китте
Матур яшәр вакытларда.
Сандугачның балалары
Җыелганнар усакка.
Күңелсез дә булып китәр
Мин булмамын шул чакта. “
За свою долгую жизнь она была удостоена многих наград. В 1945г. — «Ордена Ленина» — за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны, за большую работу по воспитанию советской молодёжи в духе беззаветной преданности социалистическому Отечеству; медалей: «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «55 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «65 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»
§2. «Любовь всей жизни».
Как бы трудно не жилось моей прабабушке, она всегда находила душевные силы преодолевать трудности и писала стихи, которые были любовью всей ее жизни.
Вот некоторые из них:
Тудым мин Карамасарда
Үстем урман буйларында.
Кайбычка килеп яшәрмен дип
Булмагандыр уйларымда.
Үстем мин Карамасарда
Яшел болын буйларында
Картаермын диеп Кайбычта
Булмагандыр уйларында.
Үстем мин Карамасарда
Ямьле чишмә буйларында.
Яшем сиксәнгә җитер дип
Булмагандыр уйларымда.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Үстем мин Карамасарда
Яшәдем мин Кайбычта.
Әти әни үстергә
Гомерем буе сагышка.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Үстем мин Карамасарда
Ямьле чишмә буйларында.
Калды шул яшьлегем
Яшел урман буйларында.
Минем яшьлек үтеп китте
Бик авыр заманнарда.
Әй яшь чагвм яшь чагым
Балачагым әйләнеп кайтмас тагын.
Когда мне было совсем мало лет, и я сидела на коленях моей прабабушки. Я помню ее задорный взгляд и теплые добрые руки. Все, к кому я обращалась с просьбой рассказать о ней, вспоминали ее только добрым словом.
Заключение
Моя прабабушка жила в сложное время становления советского строя, коллективизации, Великой Отечественной войны, непростое послевоенное время. Я рассмотрела семейный архив и поняла, что, к сожалению, многие документы и награды моих предков были утеряны безвозвратно. Но то, что осталось, я обязательно сберегу. Моя работа должна сохранить для моих потомков те немногие факты, которые мне удалось собрать, а сбор информации и воспоминаний обязательно продолжу.
Я поняла ещё одну важную вещь: могу по праву гордиться своей прабабушкой, так как она очень достойный человек - труженик, патриот своей огромной страны. А для меня прабабушка-пример человека, который стойко преодолевал трудности и сохранил теплоту души. Я планирую собрать сведения о других родственниках, милых моему сердцу людях. Думаю, что такой труд нужен и благороден.
Источники:
1.Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных школ . История родного края. История Кайбицкого района. 2011г.
2.Семейный архив: тетради с рукописными записями Зайнутдиновой Зифы, ордена, медали, наградные документы.
3. Биографические данные из Большекайбицкого школьного краеведческого музея.
4. Воспоминания Зайнутдиновой Зифы Зайнутдиновны,Садыковой Рузили Зуфаровны, Садыкова Рашита Зарифовича, Шамсутдиновой Лябибы, Галялутдиновой Рушании Зарифовны.
Огонь фламенко
"Портрет". Н.В. Гоголь
О путнике
Соленая снежинка
Весёлая кукушка