1. Название проекта: Искусство резьбы по камню
2. Автор проекта : Апанасо вич Алексей, ученик 6 «А» класса
3. Учебная направленность проекта ( учебный предмет, образовательная область, межпредметные связи): история, межпредметные связи отсутствуют
4. Тип проекта : индив идуальный
5. Руководитель проекта , должность : Мяс ников В.В., учитель истории и обществознания
6. Консультанты проекта , должность : Мяс ников В.В., учитель истории и обществознания
7. Цель проекта : узнать больше о камнерезном искусстве
8. Проблемное поле проекта : ист ор ия зарождения камнерезного искусства
9. Замысел проекта: рассмотре ть искусство резьбы по камню в России, выделить интересные моменты
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_apanosovich.docx | 28.54 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 г. Томска
Учебный проект по теме:
«Искусство резьбы по камню в храмах и соборах России»,
выполненный в рамках предмета «история».
Выполнил:
обучающийся 6 «А» класса
Апанасович Алексей
Руководитель:
Мясников В.В.
учитель истории и обществознания
Томск 2016
Содержание:
Зарождение камнерезного искусства
Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются:
Резьба по камню применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве.
Страны, в которых зародилось камнерезное искусство
В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка, точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, т.к. возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет.
В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э.
В других европейских странах в раннем средневековье (7-10 вв.) резные изделия из камня предназначались в основном для замковых сокровищниц, ризниц монастырей и храмов.
Зодчество Древней Руси
В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, в Киеве была заложена первая каменная церковь.
Украшение церквей и храмов каменными узорами появилось позже.
В России резьба по камню берёт начало в средневековье с обработки мрамора, пирофиллитового сланца и янтаря. (Киевская Русь, 10-12 вв).
И мячковского известняка (поселок Мячково близ Москвы). (Владимиро-Суздальская Русь, 12-13 вв.).
Вершина этих работ — это белокаменные узоры:
Успенский собор во Владимире
Памятник русского зодчества 12 века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов. Успенский собор во Владимире положил начало новой церковной традиции - резьбе по камню. На его стенах были вырезаны три сюжета:
Дмитриевский собор во Владимире
В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера.
Храм Покрова на Нерли
Был построен в 1165 году. Это храм-памятник, возведенный по указу Андрея Боголюбского после победы владимирского войска над болгарами и в память о погибшему от ран, полученных в победном сражении, сыне.
Необыкновенное по красоте каменное здание поставлено в устье Нерли, на впадении ее в Клязьму. Ее стены украшает красивая каменная резьба. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её.
В 1923 году был закрыт Боголюбовский монастырь, а вместе с ним и Покровская церковь. Как памятники культурного наследия, они перешли в ведение Владимирского музея.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Небольшой владимирский городок Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. В этом же году Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Позднее на ее месте в 1230—1234 годах был построен Георгиевский собор
Георгиевский собор — типично «княжеский» храм, и его белокаменные узоры только усиливают его «мирской» облик. Здесь нет той бесплотности, которая отличает храм Покрова на Нерли. Смысл резного убора Георгиевского собора перерастает границы религиозной и династической идеологии и распространяется на всю Владимирскую землю. Недаром в образах воинов многие исследователи видят портреты дружинников князя Святослава, в фольклорных фигурах сказочных чудищ — полуязыческое мироощущение народа, а пышный растительно-звериный узор, вероятно, призван символизировать богатство Руси Залесской.
Заключение
С момента построения первых храмов и украшения их каменной резьбой утекло много времени, было возведено огромное количество деревянных и каменных церквей, разработаны новые строительные конструкции.
Трудно представить себе современный русский город или крупное село без храма. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Храмы украшались красивой каменной резьбой.
Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа часто находит покой в обращении к Богу, поэтому люди всегда тянутся в храм.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Большое значение в культуре имеет так же познание храмового зодчества. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности.
Пока мы помним и чтим свою историю, изучаем её, бережно относимся ко всему с ней связанному, мы сохраним свою духовность и культуру.
Список литературы:
Зимний дуб
Мост Леонардо
Марши для детей в классической музыке
Два Мороза
3 загадки Солнечной системы