В данной проектной работе автор рассматривает вопрос о влиянии бальных танцев на гармоничное развитии личности
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние бальных танцев на развитие личности( проектная работа) | 166.75 КБ |
Городские научные чтения детей младшего школьного возраста
«Шаг в науку»
Номинация «Если хочешь быть здоров»
Тема «Влияние бальных танцев на развитие личности»
Автор: Копёнкина Яна
3б класс, 9 лет
МБОУСОШ № 70
Научный руководитель: Рылова Ольга Михайловна,
учитель начальных классов
2015
Тула
Содержание
I. Введение …………………………………………………………………………… с.3
II. Основная часть:
III. Заключение…………………………………………………………………………….с.15
VI. Источники информации……………………………………………………………..с. 16
V. Приложения ……………………………………………………………………………с.17
«Изучив танец человека, можно изучить его душу. Танец - самое возвышенное и прекрасное из всех искусств. В нем отражается сама жизнь!»
Хэвлок Эллис
Введение
Каждый из нас хочет быть красивым и здоровым. И, пожалуй, самый верный способ добиться желаемого – это занятия спортом. В нашем городе созданы прекрасные условия для физического развития и стоит лишь выбрать спортивную секцию по душе. С помощью родителей я отдала предпочтение спортивным бальным танцам, которыми я занимаюсь вот уже 3 года. Бальные танцы это один из самых красивых видов спорта. Яркие костюмы, красивая музыка, уникальные прически и многое другое. Они поднимают настроение, дают заряд положительной энергии. Бальные танцы, на мой взгляд, способствуют не только физическому совершенствованию, но и духовному росту. Шаг за шагом, постигая на тренировках азы танцевального спорта, ты развиваешься как личность. Спортивные бальные танцы для меня – это единственная правильная дорога на пути к гармоничному развитию. И мне очень хочется, чтобы как можно больше детей и взрослых полюбили этот красивый вид спорта. В связи с эти я захотела узнать, а как же к бальным танцам относятся мои сверстники. Проведя опрос, я увидела, что мои друзья полностью уверены в положительном влиянии бальных танцев на физическое здоровье. 50% понимают, какое влияние танцы оказывают на формирование характера человека и почти никто (20%) не знает о влиянии танцев на умственное развитие. (Приложение 1)
Актуальность выбранной темы заключается в том, что танец из века в век сопровождает человека, приобретая самые разные формы - от религиозного обряда до сценического искусства, танец является одним из главных способов самовыражения.
Цель нашей работы – понять, как бальные танцы влияют на гармоническое развитие личности.
Задачи:
-изучить источники информации по этой теме.
- раскрыть понятие «бальные танцы».
-выяснить, как спортивные бальные танцы влияют на физическое и умственное здоровье человека
- выделить нравственные качества, которые формируются при занятиях танцами.
- провести социологический опрос в форме анкетирования по теме исследования.
-описать собственный опыт
- ознакомить учащихся и учителей школы с результатами моей работы.
Гипотеза: Систематические занятия бальными танцами в любом возрасте положительно влияют на формирование гармонично развитой личности человека.
Тема исследования носит теоретико -практический характер.
Результат работы: Заинтересовать детей и взрослых в занятиях спортивно-бальными танцами. Доказать, что это отличная альтернатива другому виду спорта.
Методы:
1. Работа с литературными источниками.
2. Анализ и обобщение информации.
3. Социологический опрос.
4. Работа за компьютером.
Основная часть
Характеристика бальных танцев
Танцевальный спорт всегда привлекает своей зрелищностью, яркостью, красотой и эмоциями. Искусство бального танца зародилось много веков назад в Англии. Современные бальные танцы – это результат долгого развития и влияния культуры разных народов, музыки и костюма. Спортивные бальные танцы - это удивительно гармоничное сочетание искусства и спорта, музыкального, физического и духовного развития. Слово «бал» происходит от латинского ballare - "танцевать".
Бальные танцы – это группа парных танцев, которая имеет народные истоки и исполняется партнером и партнёршей на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в залах с паркетом, в танцевальной обуви. Сейчас по бальным танцам проводятся соревнования. Сформировалось две программы: европейская и латиноамериканская. Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур.
Программы соревнований.
Медленный вальс
Год появления: 1923-1924
Музыкальный размер: 3/4
Темп: медленный
Родина танца: Англия
Счет: "1", "2", "3"
Акценты: на счет "2" акцентируется подъем танцевальной пары
Характер: медленный лирический танец с очень характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" создающей впечатление полета и невесомости. Особую привлекательность и выразительность может ему придать более мягкий характер исполнения снижений. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.
Историческая справка: Танец сочинен в начале 1919 году как самостоятельный, однако все принципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота.
Венский вальс
Год появления: 1775
Музыкальный размер: 3/4
Темп: 180 ударов в минуту, быстрый.
Национальная принадлежность: французский, немецкий (спорно)
Счет: "1", "2", "3"
Акценты: Мягко выделяемый в каждом такте "1-й" счет, придает вращению неповторимую прелесть "взволнованного дыхания".
Характер: восхитительно романтический танец. Единственный, имеющий своей единственной задачей выразить чувства ликования, нежной привязанности, уважения, и восхищения посредством непрерывных вращений.
Танго
Год появления: 1910
Музыкальный размер: 2/4
Темп: от умеренно быстрого до быстрого.
Национальная принадлежность: - аргентинский, испанский
Счет: "1", "2" или "Медленно", "Медленно" движения состоят из различных вариантов счетов "Медленно" и "Быстро".
Акценты: обе доли такта акцентированы.
Характер: очень мягкий по своим движениям танец, однако постоянно и неожиданно изменяемый от сдержанного до напористо – агрессивного. Четкий отрывистый ритм неожиданно варьируют прежде всего руки (крест) и голова. Роль партнера однозначно главенствующая с явной демонстрацией излишней решительности.
Историческая справка: Популярнейший танец низших слоев Аргентины, популяризованный французским композитором/хореографом Камилем де Риналем. Танго пережил многочисленные гонения за "непристойность" и невероятную популярность в 1910-1915 г.г.
Фокстрот
Год появления: 1913г.
Музыкальный размер: 4/4
Темп: 120 ударов в минуту, истинно медленный по естественной спокойности.
Национальная принадлежность: английский
Счет: "1", "2", "3", "4". Движения формируются из счетов "Медленно" и "Быстро".
Акценты: очень мягко, почти незаметно, акцентируются как "1", "3", доли такта, так и подъемы / снижения.
Характер: необыкновенно гармоничный танец, сочетающий прежде всего неповторимую "гладкую" скользящность (невесомость) шагов, воздушность, легкость. Пожалуй, только здесь оба партнера полностью сливаются в танце, как единое целое. Действительно неповторимый, несравнимый ни с чем танец.
Историческая справка: действительный прародитель стандартной программы бальных танцев. Представленный в экспериментах актера Гарри Фокса в 1914 г., танец уже к 1922 - 1927 годам был основательно оформлен и популяризован в соревновательной сфере.
Квикстеп
Год появления:1923 г.
Музыкальный размер: 4/4
Темп: 200 ударов в минуту, быстрый
Национальная принадлежность: англоязычный
Счет: "1", "2", "3", "4". Как и другие невальсовые формы танцев, варьирует движения счетов "Медленно" и "Быстро".
Акценты: сходен с медленным вальсом по принципам подъемных движений, поэтому акценты на "1" и "3" долях такта.
Характер: заводной, быстрый, энергичный танец, очень эффективно сочетающий, игровой характер сочетания быстрых молниеносных прыжков, киков, разворотов, наклонов, поз и мягкой, "гладкой" стелящейся пластики движения танцевальной пары.
Историческая справка: также, как и медленный вальс, искусственно созданный танец, из информационного материала медленного фокстрота. Впитав в себя прыжки, кики и иные оригинальные движения танцев - Шимми, Чарльстон, Блек Баттон. Квикстеп сегодня имеет абсолютно самостоятельный вид.
2. Латинская программа
Самба
Год появления: 1956 г
Музыкальный размер: 2/4
Темп: 60 тактов в минуту, быстрый
Национальная принадлежность: бразильский
Счет: "1" и "2" (или "Быстро" и "Быстро"), многие отдельно взятые движения имеют свои ритмические взаимоотношения.
Акценты: характерная для самбы особенность - вертикально раскачивание (баунс), принципиально выделяет самбу прежде всего именно акцентированным снижением вниз.
Характер: веселый зажигательный с элементом легкого заигрывания. Пульсирующий ритм усложняется качественным (пружинистым) ощущением баунса и работой бедер. Особо зрелищен при сочетании пластичности и неожиданного, но "мягкого" синкопирования.
Историческая справка: наиболее развитый по сложности ритмов и почти нежной отдельно фигуры танец, в котором движения бедер играют ключевую роль - генерирования ритма.
Ча-ча-ча
Год появления: 1952 г
Музыкальный размер: 4/4
Темп: 120 ударов в минуту, умеренно быстрый
Национальная принадлежность: кубинский
Счет: 1 2 3 Ча Ча или 2 3 Ча Ча Ча
Акценты: акцентируется первая сильная доля (длиной шага)
Характер: быстрый веселый танец с сильным движением бедер и характерным ритмом выпрямляемых колен. Важнейшая особенность -принципиальное танцевание без поднятий и снижений. Считается, что беззаботность и развязность также характерны этому танцу.
Историческая справка: Танец вывезен с Кубы в 1952 г.
Румба
Год появления: 1913 г
Музыкальный размер: 4/4
Темп: медленный
Национальная принадлежность: кубинский
Счет: "Быстро", "Быстро" и "Медленно"
Акценты: на медленной доле такта
Характер: лирический, очень чувственный танец .
Джайв
Год появления: 1927 г
Музыкальный размер: 2/4
Темп: быстрый, очень быстрый
Национальная принадлежность: Североамериканский
Счет: 1 2 , 3и4, 3и4
Акценты: очень синкопированный ритм с акцентом на счетах 2 и 4
Характер: необычайно энергичный, буйный и зажигательный танец. Благодаря синкопированному ритму виртуозен и зрелищен.
Историческая справка: судьба танцевальных перевоплощений этого танца бесконечна: от регтайма к свингу в 1910-х, к линди хоуп уже в 1920-х , к джегбергу в 1930-40-х, к року, буги в 1950-х , и наконец от Би Боп уже современная версия джайва. Один из вечно молодых танцев, не оставляющий никого безразличным.
Пасодобль
Год появления: 1920
Музыкальный размер: 2/4
Темп: быстрый
Национальная принадлежность - испанский
Счет: "1", "2"
Акценты: 3 музыкальных акцента соответственно 3-х частной форме Пасодобля: 1 - 4с половиной и 6 с половиной восьмерок 2- 8 с половиной восьмерок 3- повтор 1-й части
Характер эмоционально взрывной, героический танец, где сюжет напоминает разнообразие сюжетов корриды при участии торреадора, быка и даже плаща. Особая постановка корпуса, рук, головы. Совершенно невероятный по упрямству образ мужского характера. Полный драматический взрыв!!!
Историческая справка: Танец в 1920 - 1930 г.г. был популяризован во Франции, получил именно там свое боевое крещение и уже потом только - призван в Англию.
Танцоры могут участвовать как в массовом спорте – классах начинающих, так и в спорте высших достижений от Е до М-класса и завоевывать медали и кубки. У танцоров существует деление по возрастным группам от Детей 6-7 лет до Сеньоров, которым за 35 ..
Раньше танцы считались родом искусства. Сегодня принято рассматривать соревновательные бальные танцы как "артистический вид спорта". Почему танец можно считать спортом? Потому что он требует от танцора таких качеств, которые свойственны большинству "настоящих" видов спорта.
Влияние бальных танцев на здоровье человека
Врачи постоянно твердят, что для здоровья необходима регулярная физическая активность. Доказано, что ритмичные движения под музыку – хороший, а главное, приятный вариант оздоровления. Бальные танцы развивают дыхательную систему организма человека. Занятия танцами помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами. Чтоб в этом убедиться, я обратилась к нашей школьной медицинской сестре Никишиной Валентине Ивановне. Мы вместе просмотрели мою заболеваемость за три года. Выяснилось, что с каждым годом я болею всё меньше и меньше. (Приложение 2) Танец активизирует работу внутренних органов. Если человек ведет малоподвижный образ жизни, это может повлечь преждевременное старение внутренних органов, в то время как танец, помимо того, что заставляет их работать лучше, также заряжает энергией все тело.
Один из самых зримых и быстро проявляющихся эффектов – исправление осанки. Особенно сильно укреплению мышц спины способствуют испанские танцы, например, фламенко или пасадобль. Это способствуют изменению походки, делает её более ровной и красивой. Влияние танца на мышцы общеукрепляющее: благодаря улучшению кровообращения мышцы становятся менее дряблыми и приобретают упругость. Кроме того, улучшается координация движений и укрепляется вестибулярный аппарат. Можно сказать, что это также немаловажно для здоровья: у человека с хорошим чувством равновесия намного меньше шансом поскользнуться или зацепиться за что-нибудь. Также психологи доказали, что регулярные занятия бальными танцами положительно влияют и на психику. Физические нагрузки такого рода способствуют выработке эндорфинов – гормонов, улучшающих настроение. Улучшается выносливость, работоспособность, общий физический и психический тонус. Кроме того, танцы могут помочь и, например застенчивости или боязни прикосновения. Это особенно важно в современном мире, где люди стараются часто держаться на расстоянии друг от друга. А ещё важно, что сложные виды бального танца, требующие чёткой последовательности различных па, увеличивают интеллектуальный уровень человека, улучшают память у особо забывчивых. Еще в Древней Греции полагали, что в процессе обучения такие дисциплины как музыка и танцы не менее важны, чем точные науки. Учителя того времени были твердо убеждены, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всесторонне образование. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают воспитать внимание, волю и коммуникабельность.
Из газеты «Комсомольская правда» моя мама узнала об исследованиях, проводимых американскими учеными, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в учебе.
Чем это объясняется? Человеческий мозг состоит из двух полушарий и каждое полушарие отвечает за противоположную сторону тела. Как же взаимосвязаны между собой занятия танцами и учебная деятельность? В начале занятия всегда выполняется разминка, в которой используется много перекрёстных движений, пересекающих среднюю линию тела. Оказывается, что перекрёстные движения разогревают не только мышцы нашего тела, но и активизируют работу полушарий, дают высокую умственную энергию, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше. Наверно поэтому, уже второй год я являюсь круглой отличницей в школе.
Влияние бальных танцев на формирование нравственных качеств личности
Бальные танцы очень полезны и для личностного развития. Этот вид спорта с самого раннего детства учит быть выносливым, терпеливым, деликатным и дисциплинированным. Мальчиков он учит обходительности, и делает из них настоящих джентльменов. Ведь очень важно уберечь свою партнершу от случайных столкновений на паркете. Успокоить ее в случае неудачного выступления, помочь собраться на тренировке и не дать упасть. Девочек танцы учат вести себя женственно, ведь партнер в паре ведущий. Как поведет, так и оттанцует пара. Но, девочка при этом должна грамотно занимать ведомую позицию. Партнеру должно быть комфортно вести свою танцовщицу. Бальные танцы также формируют нравственные, моральные качества. Ни один мальчик занимающийся танцами не будет грубить девочке, не поднимет на нее руку. Танцоры очень уважают друг - друга. Этот вид танцев учит жить в социуме и общаться с другими людьми (незаменимое качество для всех сфер, начиная от детского сада и заканчивая работой).
Обобщение собственного опыта
На танцы я пошла в 6 лет. Мои первые тренера Диканов Николай Сергеевич и Гусарова Юлия Владимировна. Они самые добрые и лучшие тренера на свете! Сначала танцевала в категории Н-2, т.е. 2 разрешенных танцы. Вальс и ча-ча-ча. Через 3 месяца уже были выучены еще 2 танца и мы с партнером перешли в категорию Н-4. В эту категорию помимо вальса и ча-ча-ча включены танцы самба и квикстеп. Буквально спустя еще пару месяцев наша пара перешла в категорию Н-6 и танцевали еще и джайв с венским вальсом. Сначала конечно не всё было гладко, но баллы набирались высокие. На кубки даже не пытались танцевать, понимая что опыт еще несравним с теми танцорами, что уже участвовали в подобных соревнованиях, ведь они занимались гораздо больше нас по времени. Спустя полгода занятий, в категории н-4 было взято 6 место среди всех пар Тульской области участвовавших в соревнования ТСК Лидер. Начало было положено. Ровно год спустя был взят первый кубок. Сразу по 4 номинациям. Радости не было предела! Это было 1 февраля 2015 года! Кубок дается один на пару и партнер отдал его мне. Следующие кубки мы уже делили поровну. За полтора года занятий танцами мы заработали 7 кубков и в общей сложности 54 медали с призовыми местами! Один из кубков был взят на турнире Кубке Губернатора Тульской области в апреле 2015 года. И мы, и наши родители были безумно счастливы! Затем, в мае нас перевели уже в спорт высших достижений и присвоили категорию Е. Было довольно волнительно, но мы были горды тем, что так быстро перешли в серьезную категорию. А летом мы пошли на сборы. Они проходили в тульской федерации танцевального спорта, тренировки были очень напряженные, но интересные. Мы отрабатывали все фигуры и вариации каждый день с 10 утра до 18 вечера с перерывом на обед. Первые дни было тяжело, но потом мышцы привыкли, и у нас стало получаться все лучше и лучше. Танцы стали сложнее и интереснее. После сборов нас перевели уже заниматься в саму федерацию. У нас появились еще 4 тренера! Добавили хореографию, растяжку и отдельных тренеров по стандарту и латиноамериканской программе. Мы стали ездить каждую неделю на различные турниры по городам России. Конечно, не все получалось сразу, но каждый турнир прибавляет немалый опыт, ведь есть возможность посмотреть на других и сравнить, что можно добавить, а что у нас получается лучше, чем у других. Конечно, мы не остановимся на достигнутом, будем добиваться новых побед.
Заключение
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что бальные танцы не только укрепляют здоровье человека, но и развивают его личностные и моральные качества. Они формируют из девочек женственных леди, а из мальчиков настоящих мужчин! Мне они помогли укрепить здоровье, повысить свою успеваемость, стать увереннее в себе, найти новых друзей. На классном часу «Мои увлечения» я поделилась с одноклассниками своим исследованием. Я думаю, что смогла заинтересовать их. Четыре девочки нашего класса уже записались в кружок бального танца.
Существует хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать» И этим все сказано – каждый из нас умеет танцевать, в каждом из нас живет внутренний танцор, который хочет танцевать. Конечно, для того, чтобы с помощью танца поддерживать и укреплять своё здоровье, не обязательно заниматься этим видом искусства профессионально. Можно танцевать, как говорится, для души.
Предложения: Ввести в учебный процесс новый обязательный урок - урок бальных танцев. Танцевальные уроки - уроки здоровья, красоты, гармонии. А поскольку бальные танцы - это еще и спорт, то это может быть один из 3-х уроков физкультуры, которые есть у нас в расписании.
Источники информации
Приложение 1
Социологический опрос:
1.Полезен ли бальный танец для здоровья?
2. Влияет ли танец на формирование характера человека?
3.Влияет ли танец на успеваемость?
Результаты анкетирования (%)
Полезен ли бальный танец для здоровья? Влияет ли танец на формирование характера?
Влияет ли танец на успеваемость?
Приложение 2
Заболеваемость Копенкиной Яны за 2013 – 2015 учебный год
Мороз и заяц
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Композитор Алексей Рыбников
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем "Осенний дождь"