Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурс | 977.3 КБ |
Математика(презентация) | 912.87 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» муниципального района Республики Татарстан
Образовательное учреждение, выдвигающее работу
VIIРеспубликанскийконкурс исследовательских работ
и проектов школьников «Дебют в науке»
город Казань
Образовательное учреждение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Класс 6
Секция математика
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Математика в живописи и фотографии
Руководитель Ахмадуллина Лейсан Гусмановна,
учитель математики первой квалификационной категории
Учащийся Замалеев Ранис Фанисович
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..…………..…3
Основная часть
Глава I.Понятие математика.………………………………………………………….....5
Глава II. «Золотое сечение» в различных видах жизнедеятельности человека….……6
2.1«Золотое сечение» в живописи ……………………………………………...…7
2.2 «Золотое сечение» в фотографии………………………………………......….9
Заключения…………………………………………………………………………….....11
Список используемой литературы……………………………………………….....…12
Приложение ……………………………………………………………………………...13
ВВЕДЕНИЕ
«Творчество и математика в такой же степени есть создание прекрасного, как творчество живописца или поэта, - совокупность идей, подобно совокупности красок и слов, должна обладать внутренней гармонией».
Годфри Харди, английский математик и философ.
Начну с того, что к написанию данной исследовательской работы меня подвигла любовь к предмету математика. Мы очень хорошо знаем, что размах практического применения математики огромен. Какую бы науку мы не изучали, в какой бы области не работали наши родители, везде необходимо знание математики.
Люди в своей жизни постоянно сталкиваются с математикой. Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению. В ней много цифр, различных знаков и символов. Приходя в магазин, мы отдаем определенную сумму денег за товар продавцу,считаем сколько дней осталось до какого-то важного для нас события, производим измерения и вычисления, применяем математическую смекалку и так далее. Так же, если мы посмотрим вокруг, то заметим, что нас окружают предметы, которые имеют свою геометрическую форму. Некоторые тела состоят из простых геометрических форм, а некоторые из сложных. Архитекторы и строители создают здания при помощи вычислений и геометрических законов. Таким образом, наша жизнь без математики немыслима, ведь человек постоянно открывает что-то новое и усовершенствует давно забытое. Математика присутствует даже в искусстве художников. В основном, она присутствует в рисунках авангардистов и художников, рисующих в течении суперматизма. Детей еще в школе начинают обучать сначала самому простому – арифметике, а затем более сложным законам и выражениям. Ведь все это очень нужно в жизни. Итак, рассмотрим математику в фотографии. Эта тема очень интересна и необычна.
Цель работы: доказать взаимосвязь математики и фотографии.
Задачи:
Изучить связь между искусством и математическими науками, расширить представления о сферах применения математики.
Методы исследования:
Актуальность:
Математика соблюдает пристрастие к точности, к строгому логическому мышлению. Согласно современным взглядам, математика и изобразительное искусство очень удаленные друг от друга дисциплины, первая - аналитическая, вторая - эмоциональная. Также многие считают, что математика не играет очевидной роли в большинстве работ современного искусства, и, фактически, многие фотографы редко или вообще никогда не применяют даже использование перспективы. Я хочу доказать обратное. Есть много художников, фотографов у которых математика находится в центре внимания.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ МАТЕМАТИКА
Математика-наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчета, измерения и описания форм реальных объектов.
Математика не относится к естественным наукам, но широко используется в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов. Математика — фундаментальная наука, предоставляющая (общие) языковые средства другим наукам; тем самым она выявляет их структурную взаимосвязь и способствует нахождению самых общих законов природы
Живопись-вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на гибкую или твердую поверхность.
Существует два вида живописи: станковая и монументальная.
К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания. В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника.
Монументальная живопись выполняется непосредственно на стенах и потолках зданий и других сооружений.
ГЛАВА II. «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. (Рис.1)
Рис.1.
Данное открытие у художников того времени получило название "Золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу картины, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров.
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b= c : d.
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:
Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.
Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему
a : b= b : c или с : b= b : а.
2.1 «Золотое сечение» в живописи
На знаменитой картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения.
Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали.
Для наибольшей наглядности представим схематически картину следующим образом.
Здесь линия ВК соответствует главной сосне, DТ – верхнему краю пригорка; пунктирная линия ОР – первой сосне в левой части картины.
= ϕ≈ 0,62.
Слева от главной сосны находится множество сосен – при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше.
Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении
золотого сечения, придают ей характер уравновешенности и спокойствия, в
соответствии с замыслом художника.
Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создает картину с бурно развивающимися действиями, подобная геометрическая схема (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
2.2 «Золотое сечение» в фотографии
Математика в фотографии. Как же связаны математика и фотография? Оказывается роль математики в этом виде искусства огромна. Снимая, фотохудожник каждый раз решает непростую задачу — добиться реалистичного изображения. В этом ему помогает не только фотографическая техника, но и знание приёмов композиции, правил выбора освещения и многое другое. В их основе лежат математические факты из школьного курса.
Размещение объектов по правилу золотого сечения. Даже начинающий фотограф знает, что если объект съёмки поместить в центр кадра, то фотография получится невыразительной. Для интересной фотографии поможет знание золотого сечения.Основной объект съёмки следует располагать или вдоль прямых, делящих кадр в золотом сечении, или в зрительных центрах. Конечно, конкретное расположение зависит от типа объекта, его размера, замысла фотографа и т.п., но для достижения наибольшей выразительности правило золотого сечения должно быть учтено во время съёмки.
Создание иллюзии глубины изображения с помощью линейной перспективы. С точки зрения математики обычный фотоснимок — это изображение на плоскости, полученное путём проектирования его из одной точки. Мы хотим отобразить реальность с максимальной достоверностью и поэтому ищем новые средства для демонстрации трёхмерности пространства. Одно из таких средств — линейная перспектива.
Перспектива. Слово «перспектива» в переводе с латинского означает «ясно вижу». В изобразительном искусстве линейная перспектива — это изображение предметов на плоскости в соответствии с кажущимися изменениями их величины.
Линейная перспектива в снимках. На фотоснимках линейная перспектива получается автоматически, независимо от желания и замысла фотографа, но на разных снимках она может выглядеть по-разному. Это кажется неправдоподобным — ведь по закону линейной перспективы характер изменения линейных размеров объектов всегда остаётся постоянным. Тем не менее на одних снимках эти изменения могут быть сильно выражены, а на других — едва различимы. Это даёт фотографу возможность изменять вид линейной перспективы и усиливать или ослаблять иллюзию глубины изображения на снимках.
Востребована ли профессия фотографа? Профессия фотографа довольно обширна и востребована. Разные жанры и стили фотографии предполагают абсолютно разный вид занятости: свадебный фотограф,фотокорреспондент студийный фотограф, рекламный фотограф,семейный фотограф.
Профессия фотографа Фотокорреспондент - обозреватель, который всегда сопровождает журналиста, делая снимки всех значимых событий города и мира. Студийный фотограф устраивает специальные фотосессии в студиях. Фотограф-рекламист знает все о том, как сделать продающиеся снимки. Семейный фотограф специализируется на работе с семьями. Свадебный фотограф – самый востребованный жанр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрено только несколько законов математики, применяемых живописцами и фотографами. Но этого уже достаточно, чтобы убедиться во взаимосвязи двух на первый взгляд несовместимых понятий: математика и живопись.
Основываясь на расчетах, используя геометрические законы, применяя математические методы, компьютерную графику и художники, и дизайнеры и фотографы создают для нас такие произведения искусств, которые улучшают эмоциональное и психологическое состояние человека, повышают его работоспособность.
Математика не только «ум в порядок приводит», но и несет в себе большой эстетический потенциал в развитии различных видов искусства, являясь «царицей всех наук».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение
Мои фотографии
Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: Математика в живописи и фотографии Работу выполнил ученик 6 «А» класса Замалеев Ранис Учитель: Ахмадуллина Л. Г.Слайд 2
Цель работы: доказать взаимосвязь математики и фотографии. Задачи: 1. Изучить связь между искусством и математическими науками, расширить представления о сферах применения математики. Изучить живопись различных художников, где изображены геометрические формы, алгебраические выражения, странные, непонятные современному обществу цифры, понятия. 2. Рассмотреть применение математики в фотографии. Методы исследования: 1. Работа с учебной и научно-популярной литературой, ресурсами сети Интернет. 2. Наблюдение, сравнение, анализ, аналогия. Актуальность: Математика соблюдает пристрастие к точности, к строгому логическому мышлению. Согласно современным взглядам, математика и изобразительное искусство очень удаленные друг от друга дисциплины, первая - аналитическая, вторая - эмоциональная. Также многие считают, что математика не играет очевидной роли в большинстве работ современного искусства, и, фактически, многие фотографы редко или вообще никогда не применяют даже использование перспективы. Я хочу доказать обратное. Есть много художников, фотографов у которых математика находится в центре внимания.
Слайд 3
«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ»В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости.
Слайд 4
« Золотое сечение» в живописи На знаменитой картине И. И. Шишкина «Корабельная роща» с очевидностью просматриваются мотивы золотого сечения. Ярко освещенная солнцем сосна (стоящая на первом плане) делит длину картины по золотому сечению. Справа от сосны – освещенный солнцем пригорок. Он делит по золотому сечению правую часть картины по горизонтали. Для наибольшей наглядности представим схематически картину следующим образом .
Слайд 5
= 0,62. Здесь линия ВК соответствует главной сосне, DТ – верхнему краю пригорка; пунктирная линия ОР – первой сосне в левой части картины.
Слайд 6
Слева от главной сосны находится множество сосен – при желании можно с успехом продолжить деление картины по золотому сечению и дальше. Наличие в картине ярких вертикалей и горизонталей, делящих ее в отношении золотого сечения, придают ей характер уравновешенности и спокойствия, в соответствии с замыслом художника. Когда же замысел художника иной, если, скажем, он создает картину с бурно развивающимися действиями, подобная геометрическая схема (с преобладанием вертикалей и горизонталей) становится неприемлемой.
Слайд 7
«Золотое сечение» в фотографии
Слайд 9
Мои фотографии
Слайд 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе рассмотрено только несколько законов математики, применяемых живописцами и фотографами. Но этого уже достаточно, чтобы убедиться во взаимосвязи двух на первый взгляд несовместимых понятий: математика и живопись. Основываясь на расчетах, используя геометрические законы, применяя математические методы, компьютерную графику и художники, и дизайнеры и фотографы создают для нас такие произведения искусств, которые улучшают эмоциональное и психологическое состояние человека, повышают его работоспособность. Математика не только «ум в порядок приводит», но и несет в себе большой эстетический потенциал в развитии различных видов искусства, являясь «царицей всех наук».
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Рисуем "Осенний дождь"
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Иван Васильевич меняет профессию
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Мороз Иванович