Тренинг "Ты и твое время"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 164.26 КБ |
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» (Егорьевский филиал)
Внеурочное мероприятие (тренинг)
«Ты и твое время»
Автор Широнина А.
Руководитель Сенькина Е.В.
Егорьевск 2016 г.
Участники: студенты 1 курса
Цель: Способствование осознанию студентами того, что, умение управлять собственным временем- шаг к успешности в учебе и их дальнейшей жизни и фактор, способствующий сохранению здоровья.
Задачи:
Планируемый результат:
Студенты
1. осознают, что умение управлять своим временем дает нам возможность
то сеть, эффективно управлять своей жизнью, наслаждаться каждым моментом времени, в котором мы находимся сейчас, находить время для родных и близких нам людей, выделять время для саморазвития, быть успешным.
2. научатся
Мероприятие организовано в виде тренинга, на котором участникам предлагается выполнить следующие упражнения (см. Примечание):
№ | упражнение | цель | Время выполнения | Необходимые материалы | Примечание |
1 | «Мои зоны развития» | Мотивировать на занятие, научить правильно ставить личностно значимые цели | 8-10 мин | Лист бумаги, ручка для каждого участника | Выполняется индивидуально |
2 | «Ставим цели» | 8-10 мин | Лист бумаги, ручка для каждого участника | Выполняется индивидуально | |
3 | «Золушка или архитектор» | Показать, что достижение цели во многом зависит от усилий самого человека. | 8-10 мин. | Ватманы для каждой мини-группы, фломастеры, маркеры. | Выполняется в группах по 3-5 человек |
4 | «Создаем коллаж» | Показать, что планирование дел- залог успешности выбранной профессии | 8-10 мин. | Ватманы для каждой мини-группы, фломастеры, маркеры. | Выполняется в группах по 3-5 человек |
5 | «Список конкретных дел» | Научить разрабатывать индивидуальный маршрут для достижения поставленных целей | 10-15 мин | Лист бумаги, ручка на группу, распечатанный список (см. Приложение 2) | Выполняется в группах по 3-5 человек |
6 | «Ищем ресурсы» | Научить видеть свои хронофаги и находить способы их устранения | 10-15 мин. | Лист бумаги, ручка на группу, распечатанные на каждую группу приемы тайм-менеджмента (см. Приложение3), распечатанный список хронофагов (см. в описании упражнения) | Выполняется в группах по 3-5 человек |
7 | Рефлексия | Подведение итогов тренинга | 5-7 мин |
* Примечание: все упражнения взяты из учебно-методического пособия "Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время"( Авторы Т.В.Меркулова; Т.В.Беглова) и скорректированы для конкретного коллектива участников с учетом анкетирования студентов других групп (Анкета в приложении 4) .
Ход мероприятия:
Слайд 1
Мы живем и развиваемся в интенсивной среде, сталкиваемся с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных).
Сумасшедший темп и постоянный цейтнот порождают стрессы и неврозы. Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.
Нехватка времени - это важный вопрос, который беспокоит многих. Для решения этой проблемы нужно уметь грамотно управлять своим временем. Навыки тайм-менеджмента позволят решить эту проблему.
Тайм-менеджмент …как вы понимаете значение этого слова? Что кроется за первой его частью «тайм»? А что такое «менеджмент»?
Слайд 2
Таким образом, менеджмент— это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать свою деятельность по достижению поставленных целей. Это достаточно обширная тема для разговора, и сегодня мы познакомим вас лишь с некоторыми составляющими тайм-менеджмента:
На нашем тренинге мы с вами попробуем разобраться, поможет ли умение управлять своим временем стать успешным в учебе, в профессии, в личной жизни.
(На доске появляется слово «Успешность») Его можно просто написать мелом или прикрепить табличкой.
Слайд 3
1.Упражнение «Мои зоны развития»
(как вариант возможно упражнение «Я могу повлиять» -Приложение 1)
1. Напишите о себе так, как хотелось бы услышать о себе от друзей, учителей, родителей и знакомых на торжественном обеде, посвященном вашему дню рождения (писать нужно правду). Включите мнение тренера, если вы тренируетесь в спортивной команде, или руководителя театрального кружка, если вы там занимаетесь.
Можно взять не день рождения, а победу на школьной олимпиаде или на конкурсе чтецов — в общем, все, что угодно.
2. Теперь напишите о себе так, как напишет критическую статью о выступлениях, прозвучавших на торжественном обеде человек, который не слишком хорошо к вам относится, а потому довольно критично и трезво оценивает вас и ваши поступки.
Хотели бы вы, чтобы критики в ваш адрес было меньше, а приятных высказываний больше? Чтоб окружающие уважали вас, считались с вашим мнением и ценили общение с вами? Думаю, на все эти вопросы вы с готовностью ответили ДА! Попробуем составить на основании ваших записей следующий список : «Я хочу, чтобы…»
Слайд 4
2.Упражнение «Ставим цели»
Скорректируйте список «Я хочу, чтобы…» таким образом, чтобы ваши желания стали вашими целями. Для этого воспользуйтесь рекомендациями к формулировке цели (спроецированы на экране):
Займите места для групповой работы, чтобы выполнить следующее упражнение:
Слайд 5
3.Упражнение «Золушка или архитектор»
Участники объединяются в группы и делятся своими целями (см. предыдущее упражнение), записывая их в группы:
Зависит от человека/зависит от обстоятельств (см. рисунок)
По завершении работы группы делятся результатами работы и делают вывод о том, что многое в жизни зависит от самого человека.
На доске под словом «Успешность» появляется слово «Цель»
Итак, цели у нас есть! И есть возможность что-то изменить в нашей жизни. Каков наш следующий шаг? Попробуем определиться с этим после выполнения следующего упражнения:
Слайд 6
4.Упражнение «Создаем коллаж»
Группам раздаются ватманы
Макет ватмана
Коллаж | Возможности этого стиля(плюсы) | Недостатки этого стиля(минусы) |
Группы на выбор создают коллаж на тему «День по расписанию» либо— «День без расписания». Это может быть рисунки или надписи.
После выполнения творческого этапа группы представят и прокомментируют свои работы, для этого каждая группа выбирает одного или двух человек, которые представляют/комментируют коллаж.
А теперь обсудим достоинства и недостатки каждого стиля жизни. Для этого группы меняются листами ватмана.
На чистой стороне ватмана группы составляют списки плюсов и минусов полученного стиля жизни. Затем группы знакомят всех со своими результатами . Плакаты прикрепляются к доске.
Разговор о стилях жизни и профессии медика:
Вывод о важности планирования для успешности в профессии медработника и жизни.
На доске под словом «Успешность» появляется слово «Планирование»
Слайд 7
5.Упражнение «Список конкретных дел»
Итак, мы с вами убедились в том, что планирование очень важно! Если мы с вами посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что планирование в нашей жизни сопровождало нас на самых разных этапах:
Попробуем планировать…нашу жизнь?
Составьте список важных для вас ценностей/ориентиров (можно взять за основу из списка Приложения 2 ).
Далее напротив каждой сферы напишите два-три конкретных вида деятельности, которые Вы готовы выполнять для этого в ближайшее время.
Пример (спроецирован на экране):
Ценностные ориентиры | Конкретные виды деятельности |
ОТДЫХ и ЗДОРОВЬЕ • Крепкое здоровье. • Увлечение и радость творчества. | • Сон 7 часов сутки. • Занятие в тренажерном зале 2 раза в неделю. • Вышивание по субботам. • Просмотр новых фильмов по выходным. • Посещение театра, концертов и выставок (каждый месяц). • Медитация. • Разгрузочный день (один раз в неделю) |
Слайд 8
6.Упражнение «Ищем ресурсы»
Напланировали мы много! А вот где взять время, чтобы все это осуществить?
Вы не пробовали проанализировать свой день?
Это нужно для того, чтобы найти в ней поглотителей времени (или хронофагов).
Хронофаги (от др.-греч. χρόνος «время»; φᾰγω — «пожираю») -любые объекты или явления,которые мешают или отвлекают от основной деятельности (работы и других запланированных дел).
Попробуем ответить на вопросы:
С развитием информационных технологий, расхитителей времени стало гораздо больше. Это электронная почта, социальные сети, развлекательные ресурсы в Интернете, аська, скайп, онлайн-игры, видеосервисы и многое другое. Компьютер всегда отнимает много времени, только ощущается и осознаётся это не сразу. Привычный музыкальный фон, любимое радио и включённый на заднем плане телевизор также отвлекают от выполнения дел.
Отказываться от этого совершенно не стоит, ведь всё это является реальностью нынешнего времени. Нужно просто научиться управлять привязанностями. Когда время будет на контроле, тогда и распоряжаться им будет гораздо легче и пр.
Мы предлагаем вам перечень типичных хронофагов, который составлен на основании опроса студентов других групп (перечень распечатан на каждую группу). Занесите те из них, которые пожирают именно ваше время, в ячейки первого столбца. Если в список не вошли какие-то ваши хронофаги, добавьте их.
хронофаг | Способы нейтрализации |
Теперь подумайте, что можно сделать, чтобы данный хронофаг не пожирал ваше время и внесите предложение в правый столбец. Вам в помощь- приемы тайм-менеджера (Приложение 3 ). Они помогут вам заполнить некоторые строки второго столбца. Если не все правые столбцы будут у вас заполнены- ничего страшного! Вам будет над чем подумать после нашего тренинга!
По завершении работы группы делятся результатами обсуждения.
На доске под словом «Успешность» появляется слово «Ищем ресурсы времени»
Итак, выстраиваем цепочку, ведущую к успешности. Ставим цель планируем работу по достижению цели ищем ресурсы времени для реализации плана и….радуемся успеху! (на схеме на доске рисуются стрелочки)
Слайд 9
Управляя рабочим временем, нельзя забывать про организацию отдыха. Непрерывный труд способен измотать даже самого выносливого человека. Для того, чтобы не чувствовать себя уставшим и загнанным, нужно умело планировать кратковременный и периодический отдых. Только ритмичность и максимальное отключение от работы позволит не потерять к ней вкус. К тому же, хорошее отвлечение позволит более эффективно отдохнуть и восстановить силы для дальнейшей работы.
Слайд 10
Пристального внимания заслуживает тайм-менеджмент для женщин и мам, поскольку на хрупкие плечи всегда возлагается больше обязанностей по дому и по уходу за детьми. Молодая мама, разрываясь между домашними делами, не успевает всё переделать. А на себя времени и сил практически не остаётся. Для отчаявшихся женщин тайм-менеджмент является последней надеждой на моральное облегчение и высвобождение временного резерва.
Все вы будущие мамы, поэтому должны понимать, что грамотная организация домашних дел и уход за малышом позволит молодой маме сделать так, чтобы в доме царил порядок, на плите был приготовлен обед, а ребёнок рос, ощущая внимание и заботу драгоценного человека. При этом немаловажно, чтобы мама оставалась ухоженной и любимой женщиной. Для этого нужно выработать чёткий распорядок дня, который должен поддаваться корректировке согласно изменению режима сна и бодрствования малыша.
Слайд 11
Научиться управлять своим временем никогда не поздно. Это поможет нам меньше утомляться, больше успевать, установить равновесие между личной жизнью и работой и достигать цели!
Слайд 12
7.Рефлексия
Вопросы для рефлексии:
*Примечание: для желающих подготовлен список литературы и интернет-ресурсов по данному вопросу (см. Приложение 5 )
Приложения
Приложение 1
Упражнение «Я могу повлиять»
1. Возьмите лист бумаги и запишите на нем вместе с ребенком те факты или обстоятельства, которые его интересуют или беспокоят.
Это может быть все, что угодно: отсутствие в доме животных, отношения в классе, неуставные отношения в армии.
2. Обсудите получившийся список. Отметьте красным маркером те элементы списка, которые ребенок при желании может изменить или на которые может повлиять уже сейчас. Например,
отношения с друзьями или его собственная успеваемость. Порадуйтесь и погордитесь вместе с ребенком, что в его власти изменить те или иные события или повлиять на определенные обстоятельства.
3. Отметьте желтым маркером те элементы списка, которые ребенок пока не в состоянии изменить, притом что ему хотелось бы иметь такую возможность. Например, это может быть какая-то ситуация в школе. Обсудите с ребенком, что он может сделать, какие знания и умения приобрести, что поменять в себе самом, чтобы суметь повлиять на те обстоятельства, которые он
не может изменить сейчас. Наметьте вместе с ребенком возможный план действий, которые позволят ему переломить ситуацию.
Например, если он научится кататься на роликах или скейтборде, его зауважают и будут с ним дружить ребята, которые сейчас его не замечают.
4. Отметьте синим маркером те элементы списка, на которые ребенок, на его и ваш взгляд, совершенно не может повлиять. Обсудите с ребенком, действительно ли его волнуют данные элементы списка, хочется ли ему хоть как-то быть причастным к их изменению? Обсудите, кто (какой человек или какая организация), с его точки зрения, мог бы повлиять на эти обстоятельства? Как возможно приобрести те качества, которыми обладает такой человек? Что нужно сделать для того, чтобы быть интересным данной организации?
Приложение 2
Жизненные ценности (примерный перечень)
Приложение 3
Приемы тайм-менеджмента
Прием «Мои возможности и желания»
Эффективность нашей работы зависит от того, есть ли у нас необходимые ресурсы и желание эту работу выполнять. Посмотрите на свой перечень задач и оцените их с точки зрения соответствия Ваших возможностей Вашим желаниям. Данный анализ поможет Вам определить первый шаг для реализации намеченного.
Прием «Якорь для начала работы»
Человек тратит много усилий на ≪включение≫ в работу. Хорошим ≪якорем≫ для начала сложной работы может быть:
• любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, ≪прежде, чем делать эскиз, — наточи карандаши≫.
• ≪Метод швейцарского сыра≫, то есть начинать выполнение дела, ≪выгрызая≫ из разных мест наиболее простые и при ятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколь-
ко понятных абзацев к отчету).
• Промежуточная радость≫. Разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.
Прием «Каталог моих дел»
В течение дня мы решаем много крупных и мелких дел. Для экономии своих сил необходимо, чтобы ≪перечень дел был на бумаге, а не в голове≫.
Для этого можно использовать небольшие листочки с клейким краем (стикеры). Важно, чтобы на одном листочке была записана одна идея или информация. Вся информация (все листочки) сортируется следующим образом:
1 То, что нужно сделать ≪как только, так сразу≫ (маленькие дела на 3 минуты).
2 То, что нужно сделать в ближайшее время (дела, на выполнение которых нужно больше, чем 3 минуты).
3 То, что сейчас сделать не успею, но знаю когда (указать срок).
4 То, что я могу поручить другим (и знаю, кому).
5 ≪Информация-объявления≫ (передал — проконтролировал).
Приложение 4
Анкета
Ты и твое время
Данное анкетирование проводится в рамках проекта «Ты и твое время»
Цель опроса – изучить умение студентов ЕМУ рационально распределять собственное время
Просим Вас принять участие в анонимном опросе и ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов.
1.Из предложенного списка выберите(подчеркните) 5-6 понятий, значимых для Вас. Дополните список тем, что также важно для Вас, но не вошло в перечень
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Считаете ли Вы, что эффективно используете свое время
3.Составляете ли Вы письменный план на день/неделю?
4.Проанализируйте свой день и попробуйте указать максимально точно время, которое вы тратите на
Ответ впишите справа от утверждения.
5.В предложенном списке подчеркните те факторы, которые отнимают Ваше время от нужных и важных дел. Дополните список своими хронофагами (пожирателями времени)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в исследовании. Желаем удачи во всех начинаниях!
Приложение 5
Список литературы для самостоятельного изучения
Волшебные звуки ноктюрна
Ветер и Солнце
Как нарисовать ветку ели?
Новогодние гирлянды
Серебряное копытце