В данной работе показана роль художественной литературы в формировании толерантного сознания у современного подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost_issledovanie.docx | 69.42 КБ |
Х Городская научно-практическая конференция школьников
г.Искитима
Секция: психология,педагогика и литература
« Толерантность на кончике пера»
( Роль художественной литературы в формировании толерантного сознания у подростка)
Автор: Бородина Алина,
Ученица 8в класса МБОУ-СОШ №1
с углублённым изучением отдельных
предметов.
Научный руководитель: Квардакова
Ольга Павловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
г.Искитим, 2015г.
Оглавление
Глава 1. Проблема смыслового содержания понятия «толерантность» как духовно-нравственной категории.
1.1 Законодательная основа толерантности.
1.2 Историческая основа понятия «толерантность».
1.3 Аспекты понятия «толерантность».
Глава 2. Проблема формирования толерантности у подростков в современном обществе.
Глава 3. Пути формирования толерантного сознания подростков.
Глава 4. Интерпретация произведений о войне – источник формирования толерантности.
4.1 Произведения о войне 1812 года.
4.2 Произведения о Великой Отечественной войне.
Формирование гражданскогообщества в России возможно лишь при усвоении фундаментальных демократическихценностей. Одной из таких ценностей является толерантность — непременноеусловие выживания и развития современной цивилизации.
В настоящее время проблемаформирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняетсярядом причин: резким расслоением мировой цивилизации по экономическим,социальным и другим признакам, и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма;развитием религиозного экстремизма; обострением межнациональных отношений,вызванных локальными войнами, в частности на Украине; проблемами беженцев.И как следствие наблюдается всплеск конфликтов и агрессивного поведения в школьной среде, особенно в среде подростков. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Поэтому пути формирования толерантного сознания подростка – один из важнейшихвопросов на сегодняшний день.
В свете предстоящей 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы впервые предлагаем рассмотреть произведения русских классиков о войне как один из путей формирования толерантного сознания у подростка.Интерпретируя данные произведения, мы хотим доказать, что даже на войне есть место толерантности.
Цель работы: Доказать, что знакомство с художественной литературой о войне является одним из путей формирования толерантного сознания у подростка.
В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:
1)изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу толерантности;
2)охарактеризовать сущность феномена толерантности с психологической и педагогической точки зрения;
3) провести социальный тест-опрос среди учащихся 7-9 классов, обучающихся в нашей школе;
4) проанализировать результаты опроса, сделать выводы;
5) выявить проблему формирования толерантного сознания у подростков;
6) проанализировать пути формирования толерантного сознания школьников;
7) рассмотреть роль художественной литературы в воспитании толерантной личности подростка;
8) найти возможные способы пропаганды норм толерантного поведения в современном обществе;
Выдвинутая нами гипотеза: « Одним из путей формирования толерантного сознания у подростка является знакомство с художественной литературой о войне».
Методы исследования:
В XXI век мировое сообщество вошло с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года.
Принципы толерантности, как основные права и свободы, закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).
В Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 “О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" в части VI «Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы» говорится, что «Особенностью этнокультурной сферы является то, что она связана с устойчивыми национальными и религиозными традициями, поэтому основные результаты деятельности в данной сфере выражаются, как правило, в отложенном по времени социальном эффекте, в частности, в росте толерантности, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей»[1].
Исследование толерантности, как феномена индивидуальной и общественной жизни, приобрело резонанс в научных трудах российских учёных, психологов и педагогов[2]
Однако, несмотря на актуальность объекта изучения, его смысловая нагрузка остаётся условной и неоднозначной.
Слово «толерантность» было заимствовано из латинского и французского языков в XVI веке и означало терпимость к религиозным верованиям.
В русском языке это слово появилось в энциклопедическом словаре Фридриха-Арнольда Брокгауза и Ильи Абрамовича Эфрона 1909 году, где дается небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость» и подразумевает умение терпимо относиться к чему-нибудь (терпеть), религиозную и преступную терпимость, а также терпимость к чужим мнениям.
Владимир Иванович Даль отмечает, что по смыслу толерантность (терпимость) связана с такими человеческими качествами, как смирение, кротость, великодушие. В его словаре слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-то или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относиться к чужому мнению, характеру.
В 2011 году в новой версии «Большого толкового словаря русского языка», толкование понятия «толерантность» будет дополнено. Если раньше понятие трактовалось как «терпимость к чужому мнению, поведению», то теперь к нему будет добавлена идея о снисходительности к слабостям и недостаткам других людей.
Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г.Асмолов в статье “О смыслах понятия “толерантность” проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества.
« В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым».
Такой же точки зрения придерживается Когур Н.Э.[3], считая, что толерантность – понятие более широкое, лишено снисходительного окраса термина «терпеть», предполагает «доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству».
1.3 Аспекты понятия «толерантность».
1)"толерантность к самому себе и к своему народу". Должен быть разрушен психологический стереотип: принятие "другого" есть отказ от самого себя - и осознано отношение к "общечеловеческим" ценностям как к конкретному, разнонациональному воплощению нравственных и духовных идеалов всего человечества. Нельзя быть подлинно толерантным без любви к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ, ненавидя или презирая все остальное человечество.
2) Критерии и "границы" толерантности. В мире существуют явления и группы людей, которые расцениваются как антисоциальные, - преступники, наркоманы и др. Более того, есть люди крайних политических, националистических взглядов, ратующие за чистоту славянской расы и марширующие с фашистскими символами на рукавах. Как относиться к такого рода проявлениям интолерантности? Где кончается толерантность и начинаются равнодушие, попустительство, конформизм? Еще в 30-е годы 20 века писатель Бруно Ясенский написал замечательные слова: " Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство". Каждый определяет свою границу допустимого и свою "линию защиты", свою стратегию поведения в разных ситуациях, но не замечать проблему вовсе - преступно!
3) "Активная толерантность". То есть умение активно сотрудничать с "другим", а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях. В то же время "активная толерантность" - это и умение "мирно", неконфликтно убедить "другого" в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. "Активная толерантность" - это подчас и непосредственное действие, способность заступиться зауниженного, защитить права другого и т.д. [4]
Для тогочтобы раскрыть сущность межличностной толерантности, необходимо рассмотреть её функции. В психолого-педагогических научных трудах даётся несколько классификаций функций толерантности, изучив их, мы выделяем, с нашей точки зрения, самые необходимые для понимания этого феномена:
1.Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; создает условия для безопасного проявления творческой активности; создает условия для творческого самоутверждения.
2.Регулирующая - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
3.Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; обеспечивает успешную социализацию; развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
4.Культуросохраняющая — обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
5.Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению кразличного рода меньшинствам и легализует их положение спомощью закона.
6. Психологическая — служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); формирует и развивает этническое самосознание; обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; поддерживает и развивает самооценку личности, группы; снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам.
7.Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Важнейшей проблемой воспитания в современном мире является формирование личности подростка, имеющего толерантные установки в системе социальных отношений[5]. Анализ психологической литературы по исследуемой проблеме показывает, что оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантных установок является подростковый возраст, когда происходит развитие психических процессов, формируется личность ребенка.
Этот возрастной рубеж характеризуется переходом ребенка в новые социальные условия, он начинает жить по законам взрослого общества, активно формироваться как субъект социальных отношений, нести ответственность за свои поступки, вступать в деловое общение со сверстниками.
Именно в этот период особо прослеживается полярность психических проявлений: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость. Так, повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; потребность в общении - желанием уединиться; «развязность» в поведении – застенчивостью; романтизм - цинизмом, расчетливостью; нежность, ласковость - жестокостью.
В возрасте 13-15 лет происходит формирование мотивационно-ценностной жизненной платформы, собственных взглядов, убеждений, умения оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства других, ответственности за свои поступки. Именно в подростковом возрасте обретаются пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире.
Но бывает, что в этом возрасте подросток идет по пути наименьшего сопротивления – ищет себе кумира для подражания, становится членом какого-либо религиозного течения, любительского клуба. Это дает возможность достаточно быстро получить целостную мировоззренческую картину с соответствующими целями и способами их достижения. К сожалению, в настоящее время многие подобные организации действуют нелегально и имеют своей целью деструктивное влияние на психику человека для подчинения и управления им. И от того, как человек преодолеет этот кризисный подростковый период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем.
Для диагностики общего уровня толерантности у подростков в нашей школе нами было проведено исследование. Метод исследования - экспресс-опрос «Индекс толерантности», разработанный группой педагогов и психологов под руководством Г.У.Солдатовой (Г.У.Солдатова, О.А.Кривцова, О.Е.Хухлаева, Л.А.Шайгерова). (См. Приложение 1).
В исследовании приняли учащиеся 7,8,9 классов (70 человек). В школе обучаются дети разных национальностей и этнических групп (27учащихся ), представителей разных народов России и других стран. Кроме этого семьи детей различаются образовательным, профессиональным, социально-экономическим и культурным уровнем.
Материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Проблемой нашего исследования было изучение вопросов: как понимают «толерантность» сами подростки, насколько они считают себя и своих одноклассников толерантными и насколько они в действительности являются толерантными?
Анализ результатов исследования показал, что у большинства учащихся средний уровень общей (74,9), социальной (29,2), этнической толерантности (27,0) и толерантности как черты личности (28,7).
Это свидетельствует о том, что подростки имеют как толерантные, так и интолерантные черты, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, проявляя терпимость и доброжелательность к окружающим, в других могут проявлять нетерпимость и негативизм. Результаты обследованных классов приведены в таблице. (Приложение 2).
Отвечая на вопрос, что такое толерантность, подростки называют «терпимость, уважение людей другой национальности, хорошее отношение к другим народам, нациям, странам, дружбу между народами» Около 15% опрошенных детей затрудняются с ответом на это вопрос. Толерантность, по мнению подростков, нужна «чтобы все народы дружили, для хорошего отношения к другим нациям, чтобы все друг к другу хорошо относились, чтобы люди разной национальности не ссорились и старались жить в мире, не унижали друг друга» и пр. Однако многие учащиеся не различают толерантность и дружбу (например, в 7-м классе таких ребят - 40%). Таким образом, в многогранном понятии толерантности подростки выделяют в основном этнический компонент, не вычленяя другие аспекты толерантности, например отношение к различиям между людьми по поведению, внешности, экономическому положению и др.
Таким образом, проблема формирования толерантного сознания подростка оказывается действительно актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий.
Современная педагогика предлагает разные пути формирования толерантного сознания подростка.
С.Л. Каганович, доктор филологических наук,
заведующий кафедрой теории и методики общего образования
Новгородского регионального центра развития образования предлагает следующие направления в работе с подростками:
1) обращение к мировой истории - к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, или фашистские зверства в 20-м столетии. О страницах мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек, это - как тот самый колокол, который звонит по каждому из нас, который напоминает, до чего может дойти человечество, если на земле не восторжествует толерантность! Любое ограничение прав человека по национальному, расовому, классовому или религиозному признаку - это дорога к Холокосту!
2) приобщение к богатству культуры других народов. Именно на это направлено сегодня изучение в школе иностранных языков: современная концепция этой образовательной области на одно из первых мест ставит "страноведение", формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности, а значит, - и толерантности по отношению к иному национальному миру.
3) изучение мировой художественной культуры, в первую очередь литературы. Наибольший воспитательный эффект может дать погружение в проблематику собственной - русской - национальной культуры и прежде всего русской литературы, которая никогда не была равнодушна к так называемой национальной проблеме[6].
Глава 4. Интерпретация произведений о войне – источник формирования толерантности.
Переходя к следующему этапу своей работы, связанному непосредственно с интерпретацией художественных текстов, мы провели небольшой опрос, чтобы узнать мнение учащихся о проявлении толерантности на войне.
65% ответили - «нет»
35% ответили – «да»
52% ответили – «нет»
48% ответили – «да»
Знакомясь с произведениями о войне, мы в первую очередь обращаем внимание на героизм, на доблесть, патриотизм, любовь к Родине. Когда вокруг смерть, боль, голод, человеческие страдания, есть ли место толерантности? Что может быть страшнее, чем война? Она несёт страдания и слёзы, разбивает счастье людей, врываясь в мирные дома. Но всё же она не убивает доброту, человечность, самые благородные качества, способные в нечеловеческих условиях протянуть руку помощи …врагу! Верность долгу, преданность Родине, мужество, героизм - всё это нужно человеку не только на войне, не только на поле боя.
Первая Отечественная война 1812года. В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, носителя толерантных идей, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества. Основные философско-педагогические идеи Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самопожертвование, движение. Великий гуманист Лев Толстой в своем романе «Война и мир» отрицает войну вообще, считая ее величайшим проявлением зла, "противным всей человеческой природе событием". Война для писателя всегда "страшное дело", великое преступление, ужасное и кровавое. Война по Толстому - бессмысленная бойня. Вот как показано Бородинское поле после сражения: «…десятки тысяч человек лежали мертвыми на полях и лугах, где сотни лет одновременно сбирали урожай. На перевязочных пунктах земля были пропитана кровью». И всему этому писатель противопоставлял вечные человеческие ценности: достоинство человека, милосердие, гуманизм, его честность и порядочность. Война, написанная красным цветом крови, подобно лакмусу, проявляет нравственный уровень людей. Описывая глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерную храбрость и стойкость русского солдата на поле брани, Л. Толстой показывает в одном из эпизодов романа благородное русское сердце Пети Ростова. Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового в любую минуту прийти на помощь.
Благородство Пети исходит от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику». Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к « неопасному» врагу - это и есть проявление толерантности.
Мысль о необходимости гуманизма на войне в отношении к пленным выражена и главнокомандующим Кутузовым: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».
Писатель, изображая боевые действия Отечественной войны 1812 года, создает образ великого русского полководца Кутузова, который, несмотря на то, что вторжение французских войск в Россию принесло много горя и страданий русскому народу, просит императора прекратить войну, дать врагам спокойно покинуть страну. Его не слушают. Русские гоняться за французами и в результате теряют огромное количество людей.
После сражения под Красным главнокомандующий призывает быть добрее к пленным, произнеся слова: «А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли,- сказал он, указывая на пленных.- Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?».
Гуманизм и милосердие по отношению к пленным французам современники отмечали и у зачинателя и теоретика партизанской войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова[7].
«В первые недели рейда по французским тылам Давыдов захватил пленных в три-четыре раза больше, чем было бойцов в его отряде. Эти успехи впечатлили Кутузова, майор Давыдов получил подкрепление. Отряд пополняли и крестьяне — народные мстители. Вскоре на счету Давыдова было уже четыре тысячи пленных: регулярные русские войска не могли похвастать такими успехами».
Однако к пленным французам Давыдов относился, как просвещённый рыцарь, чем отличался от русского офицера, яростного Александра Фигнера.
«…Я уже давно слышал о варварстве сего последнего, но не мог верить, чтобы оно простиралось до убийства врагов безоружных…Но едва он узнал о моих пленных, как бросился просить меня, чтобы я позволил растерзать их каким-то новым казакам его, которые, как говорил он, еще не натравлены…
- Разве ты не расстреливаешь? – спросил Фигнер.
- Боже меня сохрани! Хоть вели тайно разведать у казаков моих. А если солдатская честь и сострадание к несчастью – предрассудки, то их предпочитаю твоему рассудку!
Мы замолчали. Однако, опасаясь, чтобы он не велел похитить ночью пленных моих, я, под предлогом отдавать приказания партии, вышел из избы, удвоил секретно стражу, поручил сохранение их на ответственность урядника, за ними надзиравшего, и отослал их рано поутру в главную квартиру… Мы часто говорим о Фигнере - сем странном человеке, проложившем кровавый путь среди людей, как метеор всеразрушающий. Я не могу постичь причину алчности его к смертоубийству!» [8]
В страшные годы войны люди не теряли человеческого лица. Никто не задумывался о значении слова «толерантность», но все знали, что важно милосердие, терпимость и умение находить точки соприкосновения даже в самых безнадёжных ситуациях.
В бесчеловечном сохранить человеческое - вот подвиг. Война - это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком. Сегодняшнего читателя в произведениях о войне не может не заинтересовать вопрос: как среди ужасов военного времени людям удалось сберечь в себе истинно человеческое. Проявить доброту, любовь, сострадание, способность заступиться за беззащитного, спасти ему жизнь, даже если он является твоим врагом.
Примером толерантности является поступок русского солдата Николая Масалова, спасшегов апреле 1945 года во время штурма Берлина немецкую девочку. Его подвиг не был единственным, известно, что русские солдаты спасали в руинах Берлина немецких детей, зачастую рискуя собственной жизнью. Масалов являлся почетным гражданином Берлина и Вайзенфельса. Его подвиг увековечен в бронзовом памятнике, установленном в Трептов-парке в Берлине.
Георгий Яковлевич Рублёв написал стихотворение, посвященное подвигу русского солдата.
Это было в мае на рассвете.
Настал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал.
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда в Берлине под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской,
Люди, победившие войну!
... И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасённой на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
В повести В. Л. Кондратьева «Сашка» главный герой - рядовой боец - не может выполнить приказ комбата: расстрелять безоружного немца, взятого Сашкой в плен. Не может он безоружного стрелять, потому что цена человеческой жизни не умалилась в его сознании, хотя он видел много смертей на войне.
В романе Юрия Бондарева «Берег» с лейтенантом Андреем Княжко мы знакомимся в майские дни 1945 года, когда мир праздновал победу над гитлеровской Германией и перед оставшимися в живых открывались пути в ту жизнь, о которой они мечтали четыре суровых, кровавых года. В те дни радость жизни, счастье жить в условиях мира ощущались с особой силой, а мысль о смерти казалась невероятной. Но Андрей Княжко идет на смерть, желая предотвратить дальнейшее кровопролитие, желая спасти перепуганных и жалких немецких гонцов из «Вервольфа», засевших в здании лесничества. Выстрелов не было. Воющие крики детей не затихали в лесничестве. Ценой собственной жизни спасает он несколько десятков оболваненных немецких подростков, одетых в военную форму и поставленных умирать за фюрера уже после того, как стало ясно, что неминуема полная капитуляция фашистской Германии.
Мария из повести В. Закруткина "Матерь человеческая" своей добротой обогревает не только людей, но и всю природу, покалеченную войной. Она тоже знает о жестоком законе времени: убивай или убьют тебя, но когда судьба сводит ее с тяжелораненым фашистским солдатом, она не может побороть свой внутренний голос женщины и матери. Мария, у которой убили мужа и маленького сына, которая видела гибель своей деревни, теперь не может видеть врага в молоденьком мальчике, нуждающемся в ее помощи. Без таких людей, как Мария, не может держаться мир. В человеке тяга к жизни должна быть сильнее желания мести и убийства.
«Альпийская Баллада» В. Быкова. В ней рассказано о трёх днях свободы сбежавших из фашистского лагеря русского военнопленного Ивана и итальянской девушки Джулии. В нечеловеческих условиях настигающей погони фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую ему девушку и спас её ценой своей жизни. Эти трое суток свободы озарила короткая, но ослепительная, как молния, любовь. Русский солдат погиб, а «итальянская сеньора» через всю жизнь пронесла светлую память о нём, разыскала его следы в России, нашла его родных и написала письмо им, чтобы рассказать землякам правду о подвиге их односельчанина, ведь «никто не забыт и ничто не забыто». А ведь они даже не знали языка друг друга!
Жизнь всеми страшными перипетиями своего сюжета доказывает высокую цену добра и любви Человека к Человеку, независимо от национальности и религии. В рассказе Константина Воробьева « Немец в валенках» основная мысль: кем бы ни был человек, русским или немцем, в первую очередь, он человек .Немецкий охранник Вилли Броде, страдающий от болей в отмороженных ногах, в поисках товарища по несчастью знакомится с русским пленным Александром. Как и любой другой пленный, Александр, сначала опасается и ненавидит немца. Он, как и все остальные, видит в немце лишь врага. Тем временем Вилли Броде, видя, в каких бесчеловечных условиях содержатся военнопленные, понимает, что их положение намного хуже, чем его собственное. Он поражается мужеству «доходяг», и в нем пробуждается сочувствие к Александру. Чтобы найти общий язык, Вилли рассказывает ему о себе и делится своей проблемой. Александр начинает испытывать симпатию к охраннику, дает ему советы, как усмирить боль в ногах. Вили, желая помочь, приносит ему хлеб. Александр делится хлебом с другими пленными. Как-то раз охранник пришел не один. Немцы узнали, что он подкармливает пленного и арестовали его. Вилли Броде привели в барак для того, чтобы узнать, кому он помогал. Вилли не выдал Александра, пленный сам признался.Прошло время, но бывший пленный Александр не забыл странного немца в валенках.«Немец в валенках» - рассказ о возможности возникновения простых человеческих отношений между людьми, несмотря на то, что они относятся к враждующим сторонам.
Когда-то Достоевский поставил вопрос: а найдется ли оправдание миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И сам ответил - слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка…
Герои книги «Последние свидетели» (Соло для детского голоса) С. А. Алексиевич – дети. Книга страшная в своей обнажённой правде, непривычная в силу непредсказуемости детского восприятия.Остается только боль и ужас войны, страх и горе каждого человека, ребенка. Страшно! Если читать так страшно, то, как же это можно было пережить? Как в таких бесчеловечных условиях сохранить человеческое начало?
«Такие красивые немецкие игрушки»
« …В конце сорок четвертого года... Я увидела первых пленных немцев... Онишли широкой колонной по улице. И что меня поразило, так это то, что людиподходили к ним и давали хлеб. Меня это так поразило, что я побежала наработу к маме спросить: "Почему наши люди дают немцам хлеб?" Мама ничего несказала, она только заплакала».
« В ту сторону, откуда восходит солнце»
Привезли в какое-то имение... Стоял большой высокий дом, а вокруг него- старый парк. Поселили нас в сарае, на одной половине жило двенадцатьсобак, на другой - мы. Сразу же на работу в поле - собирать камни, чтобыплуги, сеялки не ломались. Камни надо было укладывать ровненько, в одномместе. А мы в этих деревянных сандалиях, мозоли осыпали все ноги. Кормилиплохим хлебом и снятым молоком.Одна девочка не выдержала, умерла.
… Был там старый-старый немец, кормил собак. Он очень плохо говорилпо-русски, но говорил, старался нас поддержать: "Киндер, Гитлер капут.Русский ком". Пойдет в курятник, наворует в шапку яиц и спрячет в свой ящик с инструментами - он еще плотничал по имению. Возьмет в руки топор и идет, будто бы работать, а сам поставит ящик возле нас и смотрит по сторонам,машет руками, чтобы быстрее съели. Яйца выпьем, а скорлупки закопаем».
« Мы ели …парк»
«Не помню, кто нам в детдоме рассказал о пленных немцах... Когда я
увидела первого немца... то я уже знала, что это пленный, они работали за
городом на угольных копях. До сегодняшнего дня не понимаю, почему они прибегали к нашему детдому, именно к ленинградскому?
Когда я его увидела... Этого немца... Он ничего не говорил. Не просил.
У нас только кончился обед, и я, видно, еще пахла обедом, он стоял возле
меня и нюхал воздух, у него непроизвольно двигалась челюсть, она как будточто-то жевала, а он пробовал держать ее руками. Останавливать. А онадвигалась и двигалась. Я совершенно не могла видеть голодного человека.Абсолютно! У нас у всех была эта болезнь... Побежала и позвала девочек, укого-то остался кусочек хлеба, мы отдали ему этот кусочек.
На следующий день пришел к нам со своим товарищем. Ходили они в тяжелых деревянных башмаках. Стук-стук... Как услышу этот стук,выбегаю...
Мы уже знали, когда они придут, даже ждали их. Выбегали с тем, у кого
что находилось. Воспитательницы нас отчитывали,потому что у девочек тоже случались голодные обмороки, но мы тайком всеравно оставляли еду для этих пленных».
Как можно прокомментировать эти поступки детей, переживших ужасы блокадного Ленинграда и оставшиеся чуткими к тем, кто, казалось бы, отнял у них детство?
Виктор Петрович Астафьев, писатель, ушедший добровольцем на фронт в 1942 году, пережитое на войне воспринимал как «преступление против разума». Но в его романе « Прокляты и убиты» на фоне катастрофической жестокости немецкий фельдшер Лемке проявляет милосердие к русским раненым, перевязывая их в поле, пряча от своих по сараям, погребам и домам, помогая советским девушкам-санитаркам бинтами, спиртом, йодом.
А когда, отступая от Москвы, Лемке обморозил ноги, почти лишился руки, на помощь ему пришла старая русская женщина: отмыла теплой водой, перевязала и проводила в дорогу, перекрестив его вослед.
Читая о пережитых человечеством ужасах войны, анализируя произведения о войне, осмысливая военные события, мы понимаем, какой великий дар – мирная жизнь! Важно не забывать страшные уроки прежних войн и вместе с тем помнить о том, какая высокая цена в каждой войне заплачена за сохранение мира, какое огромное число людей ради этогопожертвовали своими жизнями!
Наша гипотеза нашла свое подтверждение: одним из условий формирования толерантного поведения подростков является знакомство с произведениями о войне, через которые можно воспитывать принципы толерантности, высоконравственные и духовные идеалы у современных школьников.
Без формирования основ толерантного поведения в обществе, сталкивающиеся цивилизации, культуры, религии, нации, социальные группы, отдельные люди могут истребить друг друга. Повсеместно, толерантность становится не только популярным термином, философским идеалом, но и условием выживания.
Мы уверены, что толерантность поможет спасти мир от разрушений.
Полученный исследовательский материал можно использовать на уроках литературы, психологии, классных часах, посвященных проблеме толерантности.
В целях пропаганды толерантного поведения среди подростков нами были созданы буклеты, которые будут распространяться 19 ноября в Международный День толерантности среди учащихся нашей школы.
[1]Материал предоставлен Агентством Социальной Информации, e–mail: maria@asi.org.ru
[2]Асмолов А.Г., Солдатова Г.У.,Шайгерова Л.А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.,2001.
[3]Когур Н.Э. К проблеме смыслового содержания понятия «толерантность», как духовно-нравственной категории // Духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодежи в современных условиях: научно-методическое пособие / под ред. А.И. Поповой. − М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2013г.
[4]Декларация толерантности.http: //tolerance.ru
[5]Социально-психологические аспекты отношений в подростковом возрасте и их роль в формировании толерантности у подростков. Зенович Д.В.http: // tolerance.ru
[6]Пути формирования толерантного сознания в российской школе.Каганович С.Л. // Новгородский региональный цент развития образования. 2001г.
[7]Задонский Н.А. Историческая хроника «Денис Давыдов».http//militera.lib.ru
[8]Давыдов Д. В. «Дневник партизанских действии 1812 года» http//militera.lib.ru
Ералаш
Сказки пластилинового ослика
Просто так
Весенние чудеса
Музыка космоса