В центре внимания – взаимосвязь поколений. Каждый человек должен знать историю своей семьи, свои корни.
Актуальность состоит в том, чтобы показать многим сверстникам, насколько важно знать историю своего рода и передавать эти знания из поколения в поколение. Ведь история своего рода- это и история нашей страны.
Цель исследования: проследить возникновение и развитие семьи Савустяненко.
Задачи исследования:
1. Изучить свою родословную.
2. Рассказать о ней.
3. Показать связь поколений.
В России всегда с почтением и уважением относились к своим родовым и историческим корням. Не только потому, что наше прошлое великое и славное. Мы с самого детства знаем – без опоры на свою родословную невозможно создать что-либо новое, долговечное. Сохранение исторической памяти – путь к возрождению нашего духовного потенциала, обретению нами веры в себя.
Вложение | Размер |
---|---|
Родословие и традиции семьи из рода донских казаков. | 30.66 КБ |
Тезисы
Я, Заносовский Валерий, ученик 7 «А» класса, Центра детского туризма г. Ростов-на-Дону, представляю работу «Моя родословная. Семья Савустяненко». В центре внимания – взаимосвязь поколений. Я считаю, что каждый человек должен знать историю своей семьи, свои корни.
Актуальность состоит в том, чтобы показать многим сверстникам, насколько важно знать историю своего рода и передавать эти знания из поколения в поколение. Ведь история своего рода- это и история нашей страны.
Цель исследования: проследить возникновение и развитие семьи Савустяненко.
Задачи исследования:
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький
В России всегда с почтением и уважением относились к своим родовым и историческим корням. Не только потому, что наше прошлое великое и славное. Мы с самого детства знаем – без опоры на свою родословную невозможно создать что-либо новое, долговечное. Сохранение исторической памяти – путь к возрождению нашего духовного потенциала, обретению нами веры в себя.
Исследовательская работа
«Родословие и традиции семьи Савустяненко».
Подготовил: Заносовский Валерий Александрович,
учащийся ЦДЮТур, МБОУ «Школа № 10»
7 класс
Руководитель: Данцова Л.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №10», педагог д/о ЦДЮТур, г. Ростов-на-Дону
Оглавление
Введение………………………………………………………..2
Глава 1. Мои предки- казаки…………………………3-4..
Глава 2. Родословие и традиции семьи Савустяненко…………6-7
Заключение…………………………………………………8 Выводы………………………………………………… 9
Список литературы………………………………….. 10
Приложения
2
Введение
В исследовательской работе рассматривается возникновение фамилии и традиции казачьей семьи Савустяненко.
Актуальность работы в том, чтобы показать, важность знаний родословия и традиции семьи.
Проблема: сохранение семейных традиций.
Цель исследования: сохранить историю семьи для потомков.
Задачи исследования:
1. Изучить историю своего рода.
2. Исследовать и проанализировать традиции нашей семьи.
Предмет исследования: семья Савустяненко — Заносовских по материнской линии.
Объект исследования: семейная история и традиции.
Гипотеза: наша семья принадлежит к казачьему роду.
Метод исследования: поисково- аналитический.
3
Глава 1. Мои предки — казаки
«Казак»- самое популярное слово на Дону. Оказывается, «каза» по-тюркски означает беглец. Еще во времена Тохтамыша на Дону были разгромлены несколько племен, входивших в Золотую Орду. Они вынуждены были подчиниться, но были и непокорные, которые ушли в степь. Их и стали называть беглецами. Позже «казы» значительно обрусели за счет крестьян, бежавших от крепостного права из России. Казаки –это народ с особым состояние души. За 13 веков существования у казаков сложилась своя система жизненных ценностей, культура. Служивый народ всегда гордился своим казачьим происхождением. У казаков существовала мировоззренческая триада:
1.КАЗАКОМ НУЖНО РОДИТЬСЯ!
2.КАЗАКОМ НУЖНО СТАТЬ!
3.КАЗАКОМ НУЖНО БЫТЬ!
Казаком нужно родиться! Если некоторые казаки были огорчены, что «происхождением не вышли», то они не расстраивались, потому что была возможность стать казаком. Казаком нужно стать! Этот принцип подчеркивал, что существовал некий духовный идеал, к которому должен стремиться каждый. Жизнью, поступками, делами своими заслужить право войти в казачество. При этом никогда не требовалось, чтобы человек отрекался от собственного народа. Став казаком, он оставался русским, украинцем, калмыком, осетином или белорусом. Не зря много столетий назад узаконено написание слова «казак» именно таким образом, что позволяло одинаково читать его как справа налево христианам, так и слева направо мусульманам и иудеям. Все независимо от веры своей должны понимать, что казак-брат людям, достойно исполняющим свое земное предназначение. Казак мог оставить семью, когда оказывалась в опасности родная земля. И не
4
всегда дожидались родные его возвращения: смерть в бою или татарская неволя ждала казака.
Казаком нужно быть! Духовный постулат, подчеркивающий ответственность казака за все свои дела и поступки. Казак это храбрость, воинская честь, а также миролюбивый характер. Знать свое происхождение, уважать своих предков - нормальное человеческое качество казака. Жить по заповедям предков, умело хозяйствовать и доблестно защищать Отечество - вот, что значит быть казаком. Старики – казаки учили, что для казака важны Любовь, Служба, Вера. Люби Россию, ибо она Мать твоя и ничто не заменит тебе ее. Служи России, ибо только в борьбе за процветание Ее ты обретешь свое Право. Верь в Господа нашего Иисуса Христа, ибо только вера даст тебе силы, нравственную чистоту и Надежду.
Старики – казаки повторяли, что шашку и шапку казак теряет вместе с головой. Шашка была символом прав у казака, а также обладание им паевым наделом земли. Она вручалась казаку в 17 лет стариками. Она передавалась от деда к внуку, когда старик терял силы и менял шашку на посох. Шапка была у казака не всякая, а специального образца, была знаком обладания юридическим полноправием.
С древних времен закладывался особый быт, войско, которого нет ни у одного европейского народа. Но уже в 1347 году, когда Золотая Орда под железной пятой хана Узбека, стала принимать ислам, православные казаки, оставались верными вере Христовой. В том числе бились казаки и на Куликовом поле в 1380 году. У некоторых людей сложилось мнение, что казаки это всего лишь сословие, которое возникло из беглых крестьян на окраинах Московского государства в 16-17вв. Существует мнение, что казачество это отдельная нация. Казачество всегда было сословием, как купечество, духовенство, дворяне. Ведь купцам не придет на ум объявлять свой род занятий отдельной национальностью!
5
Глава 2. Родословие и традиции семьи Савустяненко
Фамилии произошла от различных форм христианского имени САВУСТЯН, что означает по – гречески «славный, высокопочтимый». В начале18 века объявился в Чигирин –Диброве молодой, красивый казак с Дона, православный русский по имени САУСТЯН, который вскоре женился на местной казачке. Отсюда и началась наша родословная. Основатель нашего рода САУСТЯН, участник семилетней войны с Пруссией 1757-1762 годов. В метрической книге церкви Рождества Христова (Святорождественской) в местечке Чигирин – Диброва Мозолеевской волости Кременчугского уезда Полтавской Губерни 17 января 1786 г. имеется запись «В казака Акима Иванова сына Саустяна родились две дочери звания казачьего Татьяна и Ксения», а 6 ноября 1791 г. записано «В казака Акима сына Саустяна родился сын казачьего звания Петр».*
Петр Акимович Савустяненко 6.11.1791г.-17.12.1875г. - участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1814 года. Закончил войну под командованием Барклая-де-Толли в Париже. .С рождением Петра наша фамилия стала САВУСТЯНЕНКО. В семье казака Петра родился сын Григорий, который впоследствии женился на казачке Голик Марии Ивановне. От их брака родился православный сын казак Тимофей 4.02. 1864 г. Григорий Петрович является участником Русско –турецкой войны и штурма Шипки в 1878 г. Прослужил на Дону в казачьих войсках 25 лет. С рождения Тимофея Григорьевича идет продолжение нашего рода Савустяненко. У нас всегда считалось, что казак должен гордиться своим родом.
Тимофей Григорьевич Савустяненко участник русско-японской войны 1905 г. У Тимофея рождается шесть детей: Горпина, Федосея, Митрофан, Федора, Григорий, Алексей. Их мама рано умерла, и воспитанием занялись, как это всегда было в казачьем роду, ближайшие родственники: бабушка Тимофея Григорьевича Мария и ее сестра Явдоха. Отсюда наш род называли Бабенки». Ведь фамилии, как и прозвища, давались по какому-нибудь
устойчивому признаку. Детей от себя Тимофей не отделил, все жили дружной большой семьей. Формально главой семьи, принимающим все важные решения, был отец Тимофей Григорьевич. *Выписка из архива.
Особым нравственным авторитетом пользовалась мать. Может быть, это повелось от тех времен, когда отцы уходили на войну, а детьми и хозяйством занимались женщины, которые были душой дома и домашнего очага. Сыновья и дочери вырастали рядом с матерью хозяйственными и нежными, а сыновья – добрыми и ласковыми. Мужество воспитывали отцы. Во многих семьях мать уважительно называют на «Вы», и это не случайно. Уважительное отношение к матери воспитывало в казаках уважительное отношение к женщине вообще. Детям прививали послушание и уважение к старшим, к труду, честность, правдивость. Причем воспитывали не страхом наказания, а личным примером. Большое значение в семьях имело мнение окружающих – родных, соседей, друзей. И дети, и родители стараются, чтобы их поступки одобряли соседи, родные, друзья. Удивительна соседская сплоченность и забота друг о друге. Если казачка готовит вкусный обед, она обязательно позовет в гости соседей, если в семье радость – ею поделятся с соседями, если горе – найдут утешение у соседей. В этих обычаях отражается открытый характер казаков, их традиционная общительность. Если надо было построить жилище – собирались всем миром, помогали построить жилье. Хата строилась окнами на юг, окружал постройки сад. Вишневый сад – непременный атрибут сельского пейзажа, а вишня - часть национальной кухни. Для тех, кто оказывался в чужих краях, вишневый сад был символом родного края.
Мой прадедушка рассказывал, что села и деревни вырастали около реки. Неглубоко под землей можно было найти воду и вырыть колодец. Обычно это делали всей семьей, каждый вносил свой посильный вклад, ведь копать было нелегко. Старшие копали, а младшие разносили землю по саду и читали молитвы. Нельзя было при копании колодца ругаться. Считалось, что плохие слова оскверняют воду. Колодец возле хаты можно было увидеть издалека, он всегда содержался в чистоте.
У моего прадедушки Савустяненко Анатолия Митрофановича с колодцем связаны трагические воспоминания. Ребенком, играя с детьми, он упал в колодец. Его друг Андрей не растерялся, быстро позвал маму, и мальчик был спасен. Судьба распорядилась так, что они воевали вместе, а потом стали жить по соседству.
В семье все работали от зари и до зари. Прадед моего прадеда Тимофей был жестким, своеобразным человеком, за дисциплиной и порядком строго следил. При нем ни минуты не посидишь, и на телеге не поедешь, даже если очень устал. Больше всего доставалось младшему Алексею. В семье была трофейная швейная машинка «Зингер». Алексей стал отличным портным – мастером на всю округу. Моя прабабушка Вера была учительницей всю жизнь, как и прадедушка. В свободное время она вышивала. Образец давали на несколько дней. Бывало, что сами делали заготовки и по ним вышивали. Моя мама тоже учительница истории, как мой прадедушка Анатолий, а вечерами вышивает. У нас сохранились работы бабушки: вышитые салфетки, наволочки, полотенца – рушники. Сколько кропотливого труда вложено в эти изделия!
Тимофей Григорьевич требовал от каждого в семье полной отдачи. Говорил, что в работе человек себя находит. Его сын Митрофан прошел всю войну, получил звание полный георгиевский кавалер. На войне был фельдшером, помогал бойцам восстановить здоровье. Он был левшой и мог свободно все делать обеими руками, как левой, так и правой. Моя мама тоже все делает обеими руками. Старшая сестра учится в медицинском университете. Наследственность и воспитание трудом помогает найти свое призвание в жизни.
8
Заключение.
« Люди уходят, остаются деяния и самые бесценные из его завоеваний – добрая память!».
Выводы.
1. Древний род Савустяненко.
2. Предки — казаки.
3. Защита Отечества — главная традиция.
4. Рукоделие от прабабушек.
5. Савустяненко — древний казачий род.
Список литературы
Приложения
Нарисуем попугая цветными карандашами
Весенняя гроза
В поисках капитана Гранта
Зимняя сказка
Акварель + трафарет = ?
Комментарии
Интересная работа. Молодец
Интересная работа. Молодец Валерий!