Тема «Секреты хорошей памяти»
Актуальность. Нас удивляют способности человеческой памяти. Мы радуемся за людей, которые демонстрируют чудеса запоминания длинных чисел, сложных слов, расположения предметов. Любому ли человеку возможно развить свою память? Почему некоторые люди легко запоминают стихотворение, а некоторым это дается с большим трудом? Почему одни легко воспроизводят несколько телефонных номеров, а другим необходимо записать даже один? Что в первую очередь влияет на прочное запоминание? Мы решили исследовать свою память и память своих друзей.
Цель: понять способы продуктивного запоминания информации.
Задачи:
1) понять зависимость запоминания информации от применения того или иного вида памяти;
2) выявить у себя ведущий вид памяти;
3) разработать способы запоминания, основываясь на ведущий вид памяти с применением остальных видов;
4) разработать рекомендации для ровесников по запоминанию информации.
Выводы. Мы выявили ведущий вид памяти у себя: у Айдара лучше всего развита двигательная память, у Эвиты и Лизы – эмоциональная. На уроках чаще востребованы слуховая и зрительная виды. У Лизы и Эвиты лучше развита слуховая память, у Айдара- зрительная.
Для более эффективного запоминания необходимо использовать все виды памяти.
Для одноклассников мы разработали памятку по запоминанию текста и запоминанию телефонных номеров
Мы убедились, что запоминание информации с применением различных видов памяти очень эффективно. Гипотеза исследования, что для продуктивного запоминания материала необходимо развивать все виды памяти, подтвердилась.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 73.88 КБ |
Управление образованием Бугульминского муниципального района РТ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 2
IX открытая республиканская конференция исследовательских и проектных работ младших школьников им.С.Ф.Морозова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема:
«Секреты хорошей памяти»
секция «Валеология»
Авторы: учащиеся 4В класса МБОУ лицей №2 г.Бугульма
Булушева Эвита, Жернакова Елизавета, Саттаров Айдар
Руководители: Черникова Ирина Сергеевна, педагог- психолог высшей квалификационной категории
Гиматдинова Рамиля Нафисовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2016
Оглавление
Стр. | ||
Введение………………………………………………….. | 3 | |
Литературный обзор…………………………………….. | 4 | |
Методы исследования…………………………………… | 5 | |
Результаты………………………………………………… | 5 | |
Выводы…………………………………………………….. | 10 | |
Список литературы……………………………………….. | 11 |
"Человек, лишённый памяти,
вечно находился бы в положении новорожденного,
был бы существом, не способным ничему научиться,
ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами"
(И.М. Сеченов).
Введение
Сегодня в мире существует очень много приспособлений, которые хранят информацию (жесткий диск, флеш-память, диск, дискета, кассета…). Эту информацию можно взять, можно стереть, можно перезаписать. Но какой бы развитой не была техника, самым важным и сильным хранителем информации является ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА. В ней может храниться неограниченное количество информации. Это психический процесс, который помогает запоминать, хранить нужную информацию и забывать ненужную. Память используют практически все люди на планете. Хорошая память поможет получить хорошую оценку, спасти жизнь, стать счастливым, здоровым, богатым.
Актуальность
Нас удивляют способности человеческой памяти. Мы радуемся за людей, которые демонстрируют чудеса запоминания длинных чисел, сложных слов, расположения предметов. Любому ли человеку возможно развить свою память? Почему некоторые люди легко запоминают стихотворение, а некоторым это дается с большим трудом? Почему одни легко воспроизводят несколько телефонных номеров, а другим необходимо записать даже один? Что в первую очередь влияет на прочное запоминание? Мы решили исследовать свою память и память своих друзей.
Гипотеза:
для продуктивного запоминания материала необходимо развивать все виды памяти.
Цель исследования: понять способы продуктивного запоминания информации.
Задачи:
Литературный обзор
Исследованием психологических особенностей памяти младших школьников занимались многие отечественные психологи (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн).
Изучение литературы, консультации с психологом, чтение статей в сети Интернет, беседы с педагогами позволили нам узнать много интересного о памяти. Оказывается, у человека существует несколько видов памяти в зависимости от органа восприятия информации. Существует зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная память. Это основные виды такого деления. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Двигательная память представляет собой запоминание и точное воспроизведение многообразных сложных движений. Эмоциональная память — это память на переживания.
Все эти виды памяти развиты у людей в разной степени, что определяет их вид деятельности. У художников лучше развита зрительная память, у музыкантов и лингвистов – слуховая, артисты богаты на эмоциональную память, а спортсмены – на двигательную. Какой же вид памяти наиболее развит у нас? Как знания об этом смогут помочь лучше запоминать информацию?
Известно, что эффективность учения в младшем школьном возрасте во многом зависит от степени развития памяти. А это, в свою очередь, доказывает полезность и нужность данного исследования.
Материалы и методы исследования.
Предмет исследования – наша память, объект – учащиеся 4В класса. В исследовании принимало участие 3 человека.
Методы исследования:
Диагностика была проведена с целью определить ведущий вид памяти участников исследования.
Беседа с педагогом-психологом применялось с целью выбора методик для проведения диагностики памяти и консультации по поводу составления памятки.
Метод анализа документов применялся при обработки результатов диагностики.
Метод эксперимента был использован с целью практического подтверждения результатов диагностики ведущего вида памяти.
Результаты
Диагностика слуховой памяти
Для запоминания педагог-психолог предложила нам ряд из 10 слов. Мы услышали следующие слова: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш. Потом мы записали в любом порядке те слова, которые запомнили. Затем нам предложили на слух запомнить 10 двузначных чисел (34, 75, 46, 89, 33, 57, 26, 89, 71, 13) и записать их в любом порядке. Мы подсчитали количество слов и чисел, которые смогли воспроизвести и получили следующий результат.
Таблица №1
Результаты диагностики слуховой памяти
Слова (из10) | Числа (из10) | Итого, % | |||
колич. | % | колич. | % | ||
Айдар | 7 | 70 | 6 | 60 | 65% |
Лиза | 6 | 60 | 8 | 80 | 70% |
Эвита | 7 | 70 | 7 | 70 | 70% |
Айдар и Эвита запомнили 7 слов из 10, Лиза запомнила 8 чисел из 10. Для наглядности выразим значения в процентах. Лиза и Эвита показали, что выполнили задание на 70%.
Диагностика зрительной памяти
Педагог-психолог показала по очереди 10 карточек, на которых были написано по одному слову: пенал, бумага, мышь, завод, мяч, гусь, иней, апельсин, грива, спутник. Между предъявлениями карточек – 3 секунды. Потом мы записали в любом порядке те слова, которые запомнили. Затем нам предложили по очереди 10 карточек, на которых написано по одному двузначному числу. Мы постарались их запомнить и записать в любом порядке. Мы подсчитали количество слов и чисел, которые смогли воспроизвести и получили следующий результат.
Таблица №2
Результаты диагностики зрительной памяти
Слова (из10) | Числа (из10) | Итого,% | |||
колич. | % | колич. | % | ||
Айдар | 8 | 80 | 7 | 70 | 75 |
Лиза | 6 | 60 | 6 | 60 | 60 |
Эвита | 7 | 70 | 6 | 60 | 65 |
Айдар запомнил больше всех слов – 8 из 10 и больше всех чисел – 7 из 10. Он запомнил 75% информации.
Диагностика эмоциональной памяти
Для запоминания педагог-психолог предложила нам ряд из 20 слов.10 слов были «приятными» и 10 «неприятными».
Жизнерадостный, стена, дружба, антенна, грязь, стекло, тупица, конфеты, любовь, растяпа, газета, Родина, полотно, подарок, неряха, потолок, глупец, предатель, коридор, весна, чемодан, праздник, тюрьма, шкаф, преступник, бутылка, музыка, цветы, трусость, клевета.
Наша задача была запомнить 10 «приятных» слов.
Потом мы записали в любом порядке те слова, которые запомнили. Затем нам предложили на слух запомнить 10 двузначных чисел, которые были «наряжены». Каждое число было превращено в живое существо – где-то дорисованы рога, где-то хвост, грива и т.д. Вид каждого числа вызывал улыбку. Записали числа в произвольном порядке. Мы подсчитали количество слов и чисел, которые смогли воспроизвести и получили следующий результат.
Таблица №3
Результаты диагностики эмоциональной памяти
Слова (из10) | Числа (из10) | Итого, 5 | |||
колич. | % | колич. | % | ||
Айдар | 9 | 90 | 8 | 80 | 85 |
Лиза | 10 | 100 | 7 | 70 | 85 |
Эвита | 10 | 100 | 8 | 80 | 90 |
Лиза и Эвита смогли воспоизвести все 10 эмоционально окрашенных слов. Айдар и Эвита вспомнили по 8 «украшенных» чисел. Самая лучшая эмоциональная память у Эвиты – 90% информации она смогла запомнить.
Диагностика двигательной памяти
Учитель физкультуры показала нам 10 спортивных движений с интервалом в три секунды. Потом мы попытались их повторить.
Таблица №4
Результаты диагностики двигательной памяти
Количество упражнений (из 10) | ||
колич. | % | |
Айдар | 9 | 100 |
Лиза | 7 | 70 |
Эвита | 6 | 60 |
Все упражнения смог повторить только Айдар.
Итоговые проценты мы свели в одну диаграмму (рис.1).
Рис.1
Наглядно видим, что у Айдара ведущий вид памяти – двигательная. Значит, к информации, которую Айдар должен запомнить, он должен применить двигательную память. А Лиза и Эвита должны эмоционально окрасить информацию, чтобы продуктивно её запомнить.
Мы решили опробовать на практике полученные знания о ведущем виде памяти, провести эксперимент.
Учительница предложила нам текст для запоминания (приложение №1). Мы пытались запомнить его так, как это делали всегда. Мы прочитали его 2-3 раза и были готовы пересказать. После такой работы над текстом, учительница послушала наш пересказ и оценила его на «хорошо».
При работе над вторым текстом (приложение №2) мы постарались применить ведущие виды памяти. Но столкнулись с трудностью. Айдар не может применить исключительно двигательную память, чтобы запомнить текст. Лизе и Эвите тоже недостаточно пользоваться только эмоциональной памятью. Мы обратили внимание на нашу зрительную и слуховую память (рис.2). Именно эти два вида чаще всего «работают» на уроках.
Рис.2
Слуховая память «сильнее» у Лизы и Эвиты, поэтому они решили текст слушать. У Айдара лучше развита зрительная память, поэтому он решил текст читать. После прослушивания девочки заставили работать эмоциональную память. Они представили, что сами – герои этого рассказа. С этой точки зрения прослушали текст еще раз. Айдар после прочтения зарисовал ключевые моменты рассказа.. Пересказ Лизы оценили на «отлично», а Эвита и Айдар справились хорошо. Этот результат не удовлетворил Айдара и он предложил использовать для запоминания все виды памяти.
Так мы и сделали. Получив третий текст (приложение №3), мы сначала прослушали его (слуховая память), потом представили себя героями, ощутили эмоции (эмоциональная память), затем зарисовали самые важные моменты (двигательная память), а под конец прочитали его (зрительная память). На работу с текстом у нас ушло по 15-20 минут. Когда мы воспроизвели его, учительница оценила пересказ текста на «отлично». Эксперимент показал, что, применив все виды памяти, мы смогли эффективно запомнить и воспроизвести информацию.
Мы решили применить полученные знания при запоминании чисел. Нам было предложено запомнить 5 одиннадцатизначных телефонных номеров (приложение №3). Мы действовали следующим образом. Записали номер под диктовку (работает слуховая и двигательная память), прочитали его (зрительная), придали каждой цифре смешной или грозный вид (эмоциональная память). Затем поделились друг с другом своими идеями – опять зрительная, слуховая, эмоциональная память поработала. В результате записали все пять номеров почти без ошибок. Думаем - после нескольких тренировок сможем делать это абсолютно без ошибок.
Для одноклассников мы разработали памятку по запоминанию текста и запоминанию телефонных номеров (приложение №5)
Выводы
В зависимости от органа восприятия информации память делится на зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную. Все эти виды памяти развиты у людей в разной степени, что определяет их вид деятельности. Ведущий вид памяти определяет направление развития человека.
Мы выявили ведущий вид памяти у себя: у Айдара лучше всего развита двигательная память, у Эвиты и Лизы – эмоциональная. На уроках чаще востребованы слуховая и зрительная виды. У Лиз и Эвиты лучше развита слуховая память, у Айдара- зрительная.
Для более эффективного запоминания необходимо использовать все виды памяти.
Для одноклассников мы разработали памятку по запоминанию текста и запоминанию телефонных номеров
Мы убедились, что запоминание информации с применением различных видов памяти очень эффективно. Гипотеза исследования, что для продуктивного запоминания материала необходимо развивать все виды памяти, подтвердилась.
Занимаясь данным исследованием, мы узнали, что существует очень много приемов запоминания информации. Мнемотехники – это специальные методы запоминания определенных видов информации. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В будущем планируем подробнее познакомиться с мнемотехникой.
Список литературы:
1. Вачков И.В. Психология для малышей или Сказка о самой «душевной» науке.М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2. Зарубин М.М. Практические советы психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
3. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия , С.-П.: Союз, 2008.
4. Селезнева Е.В. Я познаю мир: психология. Дет.энциклопедия. М.: Астрель, 2000.
5.Психология –психодиагностика-психотерапия [Электронный ресурс] http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat
6 . Воронкова Татьяна Евгеньевна Классный час "Память - кладовая знаний" Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/
Приложение №1
Крапивное счастье
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!
И вдруг слышит Крапива:
— Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит — сорвёт... — Это белые ромашки прошептали.
— Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! — прошелестел Шиповник.
— Хуже всего быть вкусной! — покачала головкой Земляника. — Всяк съесть норовит.
— Вот так-так! — удивилась Крапива. — Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
— Мы завидуем твоей спокойной жизни! — хором пропели цветы и ягоды.
— Как я рада, как я счастлива! — крикнула обрадованная Крапива. — Как мне хорошо, — добавила она задумчиво. — Расту — не обращают внимания, цвету — не нюхают, засохну — и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
— Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
Н. Сладков
Приложение №2
Жалейкин
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
Н. Сладков
Приложение №3
Джек- поводырь
Жители улицы Мира хорошо знают этого человека. Зимой и летом, в больших чёрных очках на испещрённом синими отметинками лице, он каждый день проходит по тротуару и тук-тук — постукивает своей резной палочкой. Человек в чёрных очках — бывший военный лётчик. От взрыва вражеского снаряда он лишился одной руки и обоих глаз. И вдруг, к удивлению прохожих, слепой лётчик появился без своей извечной палочки. Вместо неё он держал за поводок собаку. Джек уверенно вёл своего хозяина по улице. У перекрёстка Джек останавливался и выжидал, пока пройдут машины. Он обходил стороной каждый столб, каждую выбоину или лужу. «Джек на остановку!» - и собака послушно ведёт своего хозяина к автобусу. Если пассажиры автобуса сами не догадываются уступить место слепому, Джек выбирает из сидящих человека помоложе и тыкается носом ему в колени: мол, ты и постоять можешь, а моему хозяину стоять трудно... «Джек, в магазин!» - ведёт в гастроном.
- Джек теперь мне взамен глаз! - не хвалится своим поводырём бывший лётчик.
Г. Юрмин.
Приложение №4
8-914-266-98-00
8-927-456-98-43
8-960-000-22-66
8-978-563-12-98
8-975-769-99-66
Приложение №4
Чтобы запомнить текст:
Чтобы запомнить телефонный номер:
Н. Гумилёв. Жираф
Астрономический календарь. Май, 2019
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Почему Уран и Нептун разного цвета
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью