Исследовательская работа, представленная на научно-практическую конференцию старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.45 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа пос. Волжский Утес
муниципального района Шигонский Самарской области
СЕКЦИЯ
ПСИХОЛОГИЯ
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
Выполнил:
Сазонова Елизавета Вячеславовна,
учащаяся 11 класса
Руководитель работы:
Корчагина Марина Владимировна,
учитель биологии
г. Сызрань, 2016 г.
Содержание работы.
I. Введение
Проблема
Актуальность
Цель
Задачи
II. Основная часть
1. Теория
1.1. Истоки аутотренинга
1.2. АТ в разные эпохи
1.3. Методика занятий аутотренингом
1.4. Дополнения к аутотренингу
1.5. Тест Люшера
2. Практическая часть
2.1. Исследование
2.2.Эксперимент
III. Заключение
IV. Приложения
«Вы все, вероятно, слышали о последствиях лишения сна. Последствия недостатка пищи, воды, кислорода, витаминов, физических движений тоже всем понятны. Менее понятна потребность в состоянии транса. Именно в трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к столь быстро меняющейся в наше время действительности. Печально, что в настоящем индустриальном мире мы утеряли многие ритуалы более примитивных обществ — церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь через переходное состояние к новому состоянию. Без транса мы остаемся жестокими и хрупкими, как умирающее растение. И тогда мы уязвимы и беззащитны, легко поддаемся влиянию других людей. Входя в состояние транса, вы присоединяетесь к целительному древнему миру вне зависимости от конкретной культуры».
Наше время насыщено информационными потоками, что сказывается на эмоциональном и физическом уровне человека. И было бы очень важно найти ту волшебную технику и слово, чтобы помочь ему. Они есть, но нам надо, чтобы просто и легко, доступно и выполнимо. На современном уровне существуют разнообразные методы контроля за саморегуляцией нервной системы, которые получили развитие. Все они предполагают релаксирующие (успокаивающие) направленные действия против напряжения. Психологическое напряжение и расслабление две стороны одной проблемы — стресса. Иногда все мы чувствуем необходимость снять стресс и мягко перейти в состояние покоя. И это не роскошь, а абсолютная необходимость. Аутогенная тренировка (АТ) является одним из современных методов, который включает в себя концентрированное мышечное расслабление, целенаправленное самовнушение. На сегодня АТ — модная фишка.
Как известно, наш век — век стремительного прогресса науки и техники, и возросшего влияния научных знаний во всех направлениях. Это повлекло за собой необходимость усвоения человеком огромного потока новой информации, повысились требования к знаниям и роли специалистов, и даже к школьникам за партой (в особенности для учащихся выпускных классов) и оказало существенное влияние на темп и образ жизни, характер труда и быта, на духовный облик и здоровье человека. В связи с этим нервная система получает большую нагрузку, которая не всегда может быть реализована за счет приспособительных возможностей организма. Нередко происходит «срыв» нервной деятельности. Он проявляется как значительными нарушениями со стороны нервно-психической сферы (неврозы, астенические и реактивные состояния и др.), так и нарушениями функций ряда других систем — сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, эндокринной и т.д. Твердо установлена роль эмоционального напряжения, нервной перегрузки в возникновении ряда таких серьезных заболевании, как гипертоническая болезнь, язвенная болезнь и другие расстройства. Медикаментозное лечение использовать только в самом критическом случае. А как альтернативный вариант - АТ.
Цель моего исследования: показать эффективность использования АТ для учащихся 9-х 11-х классов в целях нормализации нервной системы, уменьшения напряженности, тревоги, беспокойства, улучшения кровоснабжения мозга, преодоление страха перед сдачей экзаменов, и дать навыки релаксации с этой целью.
- во-первых, показать ценность релакстехники, а именно АТ для школьников,
- а во-вторых, дать оценку психологических особенностей школьников с помощью теста Люшера.
Создателем аутогенной тренировки считается немецкий врач И. Шульц. В связи с высокой эффективностью аутотренинг получил широкое распространение во многих странах. Возникли различные его модификации. Почему не вернуться к истокам, адаптируя к нашей ситуации. А именно — работа с детьми в школе. Цель моего исследования состояла в оценке психологических особенностей тех, кто использовал АТ. И, во-вторых, в демонстрации ценности этой техники. Расслабляться и находить собственный ритм на фоне глубокого медитативного дыхания и воображения, управлять механизмами организма и психики с помощью самоприказов-установок, позитивных самонастроев и музыки. Музыка это как коррекция и не медикаментозное воздействие на психогенный фактор человека. Это на сегодняшний день-классический аутотренинг — в результате чего происходит эмоциональное, физические и психическое расслабление. Сущность АТ заключается в том, что человек с помощью мысленных приказов расслабляет мышцы и переходит в состояние релаксации, снижения тонуса нервной системы, всех органов тела.
Показанием к аутогенной тренировке являются все случаи, где нужно помочь человеку научиться владеть собой, снять эмоциональное напряжение, восстановить ряд функции организма, нарушенных в результате перенапряжения нервной системы. Нарушения такого рода резко возросли за последние десятилетия, что связано прежде всего со значительным увеличением эмоциональных перегрузок.
Аутотренинг успешно применяется не только в лечебных целях. Он прочно входит в комплекс воспитания, закалки и укрепления воли у космонавтов, спортсменов, артистов, военнослужащих, людей самых различных профессий. И, как показало наше исследование, школьников. Для динамической оценки психологического состояния применялся проективный цветовой тест Люшер. Обследование прошли 30 человек. Средний возраст — 16 лет. В результате исследования по тесту Люшера выявлена следующая специфика выбора цвета в динамике. В начале - потребность почувствовать себя легче в физическом отношении (вялость, сонливость) и стремление к беспроблемной, бесконфликтной ситуации, в конце - активация личности, переключения на социальные явления, осознание личностной значимости и адекватная реакция на действия, слова и поступки.
АТ до нашей эры
О древнем гипнозе существуют упоминания в египетских рукописях и в достаточном количестве. Можно смело утверждать, на основании приведенных доказательств, что древний гипноз берет свое начало со времен появления человеческой цивилизации. Именно в Древнем Шумерском царстве были обнаружены, ставшие затем знаменитыми, шумерские клинописные таблички, датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры, одни из самых ранних свидетельств письменности человека.
Можно считать одним из первых доказательств применения древнего гипноза упоминание на данных табличках о том, что в городе Эрехе, в школе жрецов, заболевших местных жителей лечили не чем иным, как внушением во время их сна. Невероятным фактом можно считать то, что эти жрецы могли различить 3 степени транса, связанного с состоянием гипноза: глубокий, средней, легкий. Надо отметить, что на сегодняшний день специалисты, которые занимаются изучением и применением гипноза на профессиональной основе, разделяют состояние гипноза на три точно такие же степени. А лёгкая степень гипноза – это и есть элементарный аутотренинг, который основан на технике вызывания тепла и тяжести.
АТ в Великую Отечественную войну
Легендарная личность Штирлица. Его 12-минутная пауза помогала восстановить психику и мозг в то невероятно тяжёлое время. Или врач-психотерапевт Г.Н. Сытин, который помогал раненым солдатам, они были подкошены физически (оторванные руки, ноги) и морально (отправка в ГУЛАГ). Он проводил сеансы аутотренинга, чтобы солдаты пережили эту жуткую реальность.
АТ в спорте
Олимпийская чемпионка Е. Исинбаева использует аутотренинг для укрепления своего духа наряду с физическими тренировками. Об этом свидетельствует кремлёвский врач И. Белозерская.
А также наш российский врач Ю.Л. Покровский (Академия Восстановительной Медицины), сопровождающий олимпийских чемпионов по шахматам, считает аутотренинг главным в регуляции нервной системы спортсменов.
Удивительное рядом.
Немецкий психотерапевт Линдеман решил доказать, что человек с хорошо тренированной психикой может выстоять в казалось бы безнадёжной ситуации. Линдеман поставил себе цель преодолеть Атлантический океан в маленькой надувной лодочке. Такая лодка рассчитана на несколько часов пребывания в воде и призвана помочь продержаться терпящим бедствие морякам до тех пор, пока не подоспеет подмога. Конечно шансов переплыть Атлантику на такой лодочке практически нет. Но Линдеман был высококлассным яхтсменом, физически очень крепким человеком. А главное, он прошёл специально разработанный им курс психологической подготовки. Что-то вроде аутотренинга.
"Я начал - писал Линдеман - с формулы, которую считал главной, - "Я справлюсь". Эта мысль должна запасть в самые глубины подсознания. Поэтому каждый день, совершая аутогенные погружения перед сном я повторял свою формулу: "Я справлюсь". На этой же мысли я концентрировал себя просыпаясь. Природа формул аутотренинга такова, что их следует повторять не только при погружении, но и во время любых механических действий (например, при ходьбе, беге, еде и т.п.). Формула цели должна стать сутью человека. Через 3 недели такой тренировки я уже ни на секунду не сомневался в том, что справлюсь с задачей и останусь жив". Несмотря на чудовищные трудности смельчак благополучно закончил своё "путешествие". "Хорошо усвоенная формула цели может пробиться даже через галлюцинации!" - говорит Линдеман.
Существует много методов аутогенной тренировки. Наиболее распространена классическая методика Шульца. Ниже приводятся приемы аутотренинга, близкие к этой методике, включающие в себя модификации.
Перед началом занятий аутотренингом человеку следует ознакомиться с общими положениями, принципами и значением, метода. Необходимо иметь понимание их для выработки серьезного отношения к методу. Следует помнить, что эффективность применения аутотренинга во многом зависит от правильного, положительного эмоционального настроя. Нельзя сводить метод к механическому выполнению упражнений. Человек должен «вжиться» в него, научиться отождествлять свои физические функции с формулами самовнушения, используя образное мышление и представление ощущений тепла и тяжести.
Полный курс изучения упражнений требует большой тренировки и длится не менее 12 недель, укороченный курс — около 3-х — 4-х недель. Метод включает 6 упражнений, каждое из них изучается соответственно избранному курсу 2 недели или 3—5 дней и проводится не менее 2-х раз в сутки: утром после пробуждения и вечером перед сном. Дополнительно можно заниматься и среди дня. Продолжительность занятий от 10—15 минут и более. Упражнение считается отработанным, если вызываемые ощущения возникают легко и быстро.
Помещение для тренировок желательно иметь затемненным, прохладным, исключающим, по возможности, внешние раздражители. Одежда должна быть свободной. Но это может происходить и на поляне, в лесу. В нашем случае - это специализированная комната психоэмоциональной разгрузки, оборудованная в школьной библиотеке. Приступая к занятиям, необходимо успокоиться и сосредоточиться, вызвать у себя большое желание заниматься, все делать серьезно и внимательно. Затем следует принять одну из предлагаемых поз: сидя на стуле, полулежа в кресле с подлокотниками, иногда-лёжа.
Положение лежа: лечь па спину, руки вдоль туловища, слегка согнуты в локтевых суставах, ладони вниз; ноги несколько расставлены, колени и носки стон наружу.
Положение полулежа: сесть в кресло, откинуться па его спинку, руки положить па подлокотники или на колени; ноги расставлены и вытянуты, носки развернуты наружу.
Положение сидя (поза «кучера дрожек»): сесть на стул, спина не касается его спинки; корпус тела слегка наклонен вперед, предплечья свободно лежат на бедрах, кисти свешиваются между бедрами, не касаясь друг друга; голова свободно опущена на грудь.
Приняв позу, закрыть глаза, расслабить все мышцы тела. Мысленно проверить общее расслабление, особенно мускулатуры лица («сбросить зажимы», разжать челюсти, сделать лицо безвольным, добрым по выражению). Затем 1—2 раза мысленно произнести формулу на сосредоточение:
«Я должен полностью сосредоточиться на себе.
Пусть посторонние мысли идут мимо, Они не достигают моего сознания.
Я ни о чем постороннем не думаю. Я полностью сосредоточился на себе.
Пусть все успокоится. Я спокоен».
Для лучшего достижения состояния покоя рекомендуется на все фразы о нем ярко представлять это состояние по ранее пережитому опыту, т.е. мысленно, образно воспроизводить ощущения, которые возникали когда-либо ранее при достижении полного покоя (тёплая вода моря или тепло батареи).
После такого подготовительного вступления следует переходить к выполнению упражнений.
Первое упражнение: вызывание ощущения тяжести в руках и ногах.
Формула:
«Моя рука тяжелеет, Тяжесть наполняет руку,
Она нарастает все больше и больше. Рука тяжелая, как свинец».
Формула повторяется несколько раз. Затем она же, но на левой руке. После достижения тяжести в руках употребляют приведенную формулу в том же порядке для ног. Окончательная формула:
«Руки и ноги совершенно тяжелые, Я абсолютно спокоен».
При вызывании тяжести рекомендуется образно представлять себе, как тяжелеют руки и ноги, для чего каждый подбирает наиболее для него яркое представление. Например, на руке висит тяжелая сумка, портфель; на ноги одеты тяжелые сапоги и т. п.
Нередко встречаются случаи, когда человеку трудно вызывать у себя чувство тяжести или оно бывает неприятно. Тогда следует вызывать ощущение легкости. Формула:
«Правая рука становится слабой, легкой. Слабость и вялость наполняют руку. Рука мягкая, слабая, легкая. Я почти не ощущаю руки».
Повторяется 3—4 раза. И далее та же формула для левой руки и для ног. Завершающая формула:
«Руки и ноги слабые, легкие. Я почти не ощущаю их. Я совершенно спокоен».
При окончании упражнений внутренне собраться, рывком сбросить ощущение тяжести, открыть глаза.
К изучению, следующего упражнения можно приступать только после того, как усвоено предыдущее.
Второе упражнение: вызывание ощущения тепла в руках и ногах. Формула нового упражнения повторяется при сохранении тяжести рук и ног, вызванных первым упражнением. При этом желательно образно представлять, как теплеют руки и ноги. Например, представляйте, что они на солнце или погружены в теплую воду и т. п.
Формула:
«Пальцы правой руки приятно теплеют, Вдоль пальцев струится тепло,
Оно заливает ладонь, пальцы. Кисть руки становится все теплее и теплее.
Тепло пульсирует, медленно передвигается. Охватывает запястье, предплечье, локоть. Разогревается плечо.
Вся рука теплая, мягкая, расслабленная».
Повторить формулу 2—3 раза, затем применить ее же для левой руки, ног. Заключительная формула:
«Мои руки и ноги теплые. Пульсирующее тепло заполняет все тело,
Вливается в грудь, живот, спину, поясницу. Я совершенно спокоен».
Третье упражнение: отработка нормального ритма сердечных сокращений. Особенно рекомендуется при наличии сердечно-сосудистой патологии. Формула повторяется на базе двух первых упражнений, т. е. на фоне тяжести (легкости) и тепла. Текст внушения:
«Сердце работает спокойно и ровно. Его удары четки и ритмичны.
Сердце бьется сильно и уверенно, Равномерный ритм покоя.
Я полностью доверяю моему сердцу. Я совершенно спокоен».
Хорошо сочетать мысленное внушение с «прислушиванием» к сердцу. Оно должно быть наполнено доверием, легкой радостью, любовью. При этом упражнении сосуды сердца расширяются, готовность к спазмам, тахикардии уменьшается. Если человек не ощущает своих сердцебиений, можно перед тренировкой положить его правую руку с помощью подушки на область сердца, но так, чтобы тяжесть руки приходилась па подушку. Упражнение считается отработанным, когда возможно произвольно регулировать сердечные удары, т. е. ритм.
Четвертое упражнение: отработка свободного дыхания, «освобождение дыхания». Желательно делать это упражнение в хорошо проветренном помещении, лучше в позе лежа или полулежа, т. к. поза сидя несколько стесняет дыхание.
Надо сказать, что дыхание, его ритмика самым тесным образом связана с эмоциями, настроением, выполняемой работой, а также наличием различных неблагополучий в организме. Дыхание — своеобразный щит эмоционального равновесия. Оно участвует в формировании внутреннего эмоционального фона.
Дыхательное упражнение производится на фоне первого или двух первых упражнений. Внимание сосредоточено на дыхании, вызывается чувство тихой радости к своему дыханию, «дыхательное удовольствие», упоение дыханием. Дышать нужно в обычном ритме, не сдерживая и не углубляя его. Формула:
«Мое дыхание свободно, Дышу непринужденно, ритмично.
Дышу совершенно спокойно. Полагаюсь па свое дыхание.
Ощущаю покой, приятную отрешенность. Всегда буду так дышать.
Свободное дыхание песет мне покой».
Повторяется, как и все формулы, несколько раз. Упражнение считается отработанным, если свободное дыхание включается быстро, как автомат. Рекомендуется в самом начале сделать 2-3 медитативных вдоха и выдоха (т.е. глубокий вдох и продолжительный выдох).
Пятое упражнение: вызывание ощущения тепла в эпигастральной области (между грудью и животом), т.е. там, где находится солнечное сплетение. Это упражнение особенно важно при наличии так называемых неврозов внутренних органов, т. к. солнечное сплетение иннервирует внутренние органы брюшной полости. Его лучше проводить сразу же после первых двух упражнений, добавляя к формуле тепла фразы:
«Ощущаю тепло в области солнечного сплетения. Тепло струится по солнечному сплетению. Солнечное сплетение излучает тепло.
Я совершенно спокоен».
Шестое упражнение: вызывание ощущения прохлады лба. Рекомендуется при головных болях, гипотонии, гипертонии (с учётом того, что сейчас многие школьники страдают гипертензией). Проделывается осторожно, т. к. могут возникнуть головокружения. Формула:
«Лицевые мышцы совершенно расслаблены. Челюсть отвисает свободно вниз. Лицо безвольное, мягкое. Легкая прохлада охватывает лоб.
Лоб приятно прохладен. Голова прохладная, легкая.
Моя голова свежая, ясная, расслабленная. Я совершенно спокоен».
Текст повторяется несколько раз. При склонности к сосудистым спазмам часто бывает аффективнее вызывание легкого тепла в висках, голове. Формула: «Лицевые мышцы совершенно расслаблены.
Лицо расслабленное, теплое. Щеки мягкие, теплые.
Теплеют веки. Приятное легкое тепло охватывает голову.
Голова легкая, ясная, теплая. Я совершенно спокоен».
Применять эти упражнения можно в различных комбинациях и последовательности, однако вступительное и первое упражнения являются обязательными и служат необходимым фоном для других.
Приведенными выше упражнениями аутогенной тренировки постепенно достигается особое состояние «переключения», весьма близкое к первой стадии гипнотического сна, при котором направленные формулы самовнушения становятся наиболее эффективными. Состояния «переключения» возникают не сразу. Нужно для этого терпение, желание и длительные тренировки. Далее даем некоторые рекомендации и дополнения к формулам при ряде болезненных отклонений, таких, как бессонница, астенические состояния, невротические навязчивости и др. При бессоннице рекомендуем тренироваться лежа, вечером перед сном и днем, если имеется такая возможность. На фоне вступительного и первого упражнения проводится самовнушение:
«Я полностью расслаблен, веки тяжелые. Мне удобно и спокойно.
Безразлично — засну или нет. Хорошо так лежать. Я отдыхаю.
Растворяюсь в отдыхе н покое. Мне тепло, уютно.
Внутренний покой охватывает тело, голову.
Я погружаюсь в покой, растворяюсь в нем».
При астеническом состоянии советуем пребывать в аутогенном погружении более длительное время, дополняя самовнушение формулой отдыха:
«Отдохнула каждая клетка моего тела, Я набрался сил, бодрости, энергии».
При функциональных расстройствах внутренних органов необходимо усиливать соответствующее внутреннему органу упражнение и дополнить его направленным самовнушением.
При навязчивых явлениях также необходимо дополнять формулу самовнушения фразами направленного действия. Например:
«Не обращаю на них внимания. Они мне безразличны. Мои организм полностью игнорирует их» и т. п.
Например, при тахикардии (частый ритм сердца) нужно усиливать тепло в левой руке, что рефлекторно расширяет венозные сосуды.
Одержанная над собой победа приносит радость, чувство удовлетворения, уверенность в себе и понимание прекрасного.
Арт-терапия.
Для достижения лучших результатов метода АТ используют многие виды терапий.
Арт-терапия один из важных методов личностной коррекции, которая помогает выразить свои эмоции на листе бумаги, тем самым гармонизирует внутренний мир. Стать ближе к искусству, выплёскивая на лист бумаги свои переживания. Ведь творческое выражение себя способно вызвать в человеке сильнейшие созидательные чувства, привести к высвобождению эмоционального напряжения. Это в случае когда мы сами берём в руки кисть. Но когда мы посещаем выставки или картинные галереи, то эффект получается куда более мощный. Кому-то нравится Пикассо, а кому-то Васнецов, а кто-то любуется Дали. Это шквал эмоций, который несёт удивительное исцеление. Считается, что если человек просто рисует себя в центре круга и это уже успокаивает. Наверное, потому что ощущает себя центром всего - голова поднимается, плечи распрямляются. Ведь когда письменности еще не было, люди общались посредством наскальной живописи. В арт-терапии даже есть упражнение, которое снимает тревогу - обычная штриховка, чтобы снять тревожное агрессивное состояние, кроме того существуют интерпретации тех символов, которые рисует человек. Дом - чёткие цели. Губы - одарённость и т.д.
Музыкотерапия.
Волшебное воздействие музыки – неоспоримый факт. Дело в том, что НС человека восприимчива к такту, ритму музыки. Будь то классическая или звуки природы – всё это гармонизирует душевное состояние человека. В качестве занимательного факта: считается, что самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, а струнные инструменты благотворно действуют на сердечно-сосудистую систему.
Фитотерапия.
Также весьма важным компонентом релаксирующей программы является лечение травами – фитотерапия. Мята, душица, бессмертник, лаванда и многие другие травы с давних времён использовались народными целителями, а в настоящее время фитотерапевтами. Результаты лечения травами равносильны лечению медикаментами.
Метод цветовых выборов или проективный тест Люшера - по имени автора Макса Люшера. В классическом варианте - 8 цветов. Прост и лаконичен. Был предоставлен психологом как инструмент диагностики способным выявить индивидуально-личностные свойства школьников и их эмоционально-характерологические черты. Ранее по этому тесту данные использовали для написания характеристик.
Описание методики: Цветовой тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Разработан М. Люшером, первая редакция теста опубликована в 1948 году. Известен также под названиями «Восьмицветовой тест Люшера» в книге “Сигналы личности”.
Назначение методики: Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности – степень общения. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.
Преимущества методики: Каждый из восьми цветов теста тщательно подбирался по специальному психологическому и физиологическому значению. Процедура следующая или инструкция: школьнику предлагается выбрать цвет, не соотнося его с цветом одежды, а только в предпочтении с другими по мере убывания. Каждый раз из оставшихся цветов. Каждому цвету присвоен номер.
1-синий. Цвет умиротворённости чувств. Означает спокойствие.
2-зелёный. Выявляет упорство, постоянство убеждений.
3-красный символизирует выражение жизненной силы, гормональной активности, стремление к успеху, воля к победе, влечение к спорту.
4-жёлтый ожидание надежд, стремление к новому. Как компенсаторный (не в первом ряду, ближе к началу потому как 2,3,4-рабочая группа выявляет активность и хорошую работоспособность).
5-фиолетовый, и это реакция на окружающих. Как поведу и как отреагируют окружающие.
6-коричневый. Соматический. Фиксация на боли в целом и болезни в частности.
7-чёрный. Эмоциональный. Поиск помощи.
0-серый. Отдаленность, уход от обязанностей.
В результате исследования школьников по тесту Люшера выявлена следующая динамика: стремление к успокоению, потребность почувствовать себя легче в физическом отношении, в конце осознание личностной значимости, самоопределение и целеустремлённость.
В начале декабря в 11-ом классе проходил пробный экзамен по русскому языку. И при достаточном уровне знаний результаты оказались ниже среднего, что удивило учеников. При общении с одноклассниками выяснилось, что многие очень волновались, нервничали и это помешало полностью сосредоточиться на заданиях. Я провела письменный опрос одноклассников, что подтвердило их мнение (приведена статистика 1, 6, 10 вопросов). Было решено предпринять какие-либо меры. Самым общедоступным и беззатратным методом оказался аутотренинг.
(См. Приложение №1)
Самым приемлемым методом исследования оказался тест Люшера. Тест прошли 30 учащихся 9-11 классов нашей школы. В результате:
мы видим, что в начале исследования учащиеся выбирали преимущественно цвета №6,7,0, а это в свою очередь означает, что имеется фон эмоционального напряжения, крайняя чувствительность к воздействиям среды, ощущение того, что их не понимают, глубокие переживания, нерешительность в принятии решений и пассивность в решении актуальных проблем.
А в конце исследования можно увидеть незначительную, но положительную динамику (цвета №2,3,4). Отмечается стремление к устойчивой ситуации, инициатива в принятии решений, стабилизация нервной системы.
(См. Приложение №2)
Было решено в 11 классе каждый день по два раза на большой перемене по 10 минут проводить упражнения аутогенной тренировки. (См. Приложение №3) Выбрали самые простые для выполнения упражнения: первое и второе. Включили музыку и мысленно начали проговаривать формулировки-самоутверждения.
Чтобы показательно предоставить успех АТ, в пример приведём ученицу нашей школы.
I. Заключение по цветовому тесту Люшера моей одноклассницы Кулагиной Екатерины - декабрь (после первого пробного экзамена)
Особенности статуса: некоторая напряженность, некоторое снижение активности, пониженная работоспособность.
Личностные особенности: энергичность, соревновательность, возбудимость, доминантность, потребность во внимании и восхищении, богатое воображение, эмоциональность, необходимость оптимизации режима труда и отдыха, стремление строить свое поведение в зависимости от одобрения окружающих, склонность к мечтательности.
Индекс Тревоги: 4
Суммарное Отклонение от Аутогенной Нормы: 16
Вегетативный Коэффициент: 0,8
Индекс Работоспособности: 13
II. Заключение по цветовому тесту Люшера Кулагиной Екатерины - март (перед вторым пробным экзаменом)
Особенности статуса: энергичность, оптимистичность, эмоциональная стабильность, уравновешенность, высокая работоспособность.
Личностные особенности: доброжелательность, общительность, гибкость поведения, уравновешенность, уверенность в себе, способность справляться с трудными ситуациями, оптимистичность.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕСТА
Индекс Тревоги: 0
Суммарное Отклонение от Аутогенной Нормы: 6
Вегетативный Коэффициент: 1,6
Индекс Работоспособности: 9
Существует определённые числовые нормативы по которым определяется коэффициенты и индексы работоспособности и тревоги.
Например: Индекс Работоспособности в норме от 1 до 9.
Отклонение от 10 и выше.
Или Вегетативный коэффициент в норме от 0,5 до 1,6-2,5.
А Индекс Тревоги в норме от 0 до 3.
На конкретном примере по факту исследования, теста и проведениям аутотренинга, мы получили блестящий результат: повысилась самооценка, стал более устойчивый тип реагирования, в конкретной ситуации – сдача пробного экзамена, адаптирование к экстремальной ситуации.
Хорошо овладев аутотренингом, мы можем перейти к его применению в «свернутом» виде в любой подходящей ситуации. Например, когда нужно за короткий срок отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, предотвратить нежелательную эмоциональную реакцию в неприятной ситуации или предотвратить наступающую головную, сердечную боль и т. д. Для этого нужно выбрать то из упражнений, которое будет соответствовать поставленной задаче. К имеющимся формулам можно произвольно добавлять ряд фраз самовнушения, подходящих для достижения желаемой цели. Медитировать можно на зрительный образ, на дыхание…Сила слова и мысли уже давно доказанный факт.
В нашем случае повысился уровень восприятия знаний, практически исчез страх, стабилизировалась нервная система и благодаря аутотренингу энергия распределилась на весь день.
Наряду с этим, полный комплекс необходимо выполнять ежедневно утром или вечером на протяжении как можно более длительного времени, сделать его для себя постоянным, как гимнастику. Таким образом, использование этой конкретной техники - АТ, позволяет дать положительные результаты на пути восстановления психологического здоровья школьников. Доступность и простота данной методики делает её доступной в применении каждым, кто хочет подняться на новый уровень качества жизни. Держать руку на пульсе. И помнить слово - ключ. Как в данной технике, так и в повседневной жизни.
Рисуем подснежники гуашью
Сказка на ночь про Снеговика
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рисуем акварельное мороженое
Ребята и утята