Творческая работа: "Проблемы реализации права школьников на школьное самоуправление", 2015 г.
Министерство образования, науки и молодежи
Республики Крым
Республиканская научно-практическая конференция
отделений РВУЗ МАН «Искатель»
Отделение философии и обществознания
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Работу выполнил: Рогожин Никита,
ученик 9 класса МБОУ
«Новосельская средняя школа»
Черноморского района
Научный руководитель:
Шкурко Галина Александровна,
учитель правоведения МБОУ
«Новосельская средняя школа»
Черноморского района
Черноморское - 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………….
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
НА САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВОСЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ…………………………………………………………………………….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения в истории человечества государственной формы управления обществом, возникает проблема взаимодействия государственных органов и гражданского общества. После того как общество делегировало государственным органам властные полномочия, произошло отчуждение власти от ее носителя – народа, что и породило целый ряд проблем. Решение этих проблем невозможно без гражданского общества, как противовеса государству.
Школа, как важнейший социальный институт общества, всегда являлась отражением общественных процессов. Одна из ее задач – воспитание гражданина с активной жизненной позицией. Реализации этой задачи способствует развитие ученического самоуправления.
Особенно актуально это стало в ХХ веке в связи с построением правового демократического государства.
Цель работы – изучить состояние и проблемы реализации права школьников на ученическое самоуправление.
Задачи:
- изучить историю вопроса;
- проанализировать правовую базу школьного самоуправления в современной России;
- на примере конкретной школы рассмотреть проблемы реализации норм законодательства, регулирующих школьное самоуправление.
Методы исследования: анализ правовых источников, социологическое исследование.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI столетию. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей [3].
Устав Львовской братской школы 1586 г. предусматривал демократические основы организации школьного процесса. Им определялся режим учебной деятельности учащихся, круг их обязанностей, а также учителей, родителей и опекунов. Этот устав стал образцом для других братских школ 17-18 веков. (Википедия)
Рассматривая более подробно процесс становления системы российского народного образования, можно утверждать, что самое серьезное влияние на него оказали идеи основоположника научной педагогики Я. Коменского (1592-1670). В своих трудах Я. Коменский пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Важно, что по Я. Коменскому в школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. Он предлагает в школе организовать нечто вроде «самоуправления», в котором хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Я. Коменский считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Я. Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представляли собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к «жизни путем навыка к такого рода деятельности».
Великий русский педагог К.Д.Ушинский (1823-1871г.г.) положил в основу своей педагогической системы требование демократизации народного образования и идею народности воспитания. Он утверждал, что формирование активной и творческой личности, предполагает единство процесса образования, воспитания и трудовой деятельности молодежи в различных ее формах.
Одним из первых педагогов, обратившихся к идее детского самоуправления был С. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей “СЕТЛЕМЕНТ”. В основе его воспитательной системы лежала концепция «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись в Клубы по интересам и по принципу товарищества. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели — создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
В 1909 году С. Шацкий создал общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». С. Шацкий вместе сосвоими сотрудниками проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Колония «Бодрая жизнь» продолжала существовать до 20-х годов XXвека, и уже в советское время, в практику ее работы было внедрено самоуправление детей, велась болшая работа по вопросам лидерства в детском сообществе.
Деятельность С. Шацкого и его коллег очень показательна с точки зрения ее восприятия официальными властями как до революционных событий 1917 года, так и впоследующие годы. Если культурный поселок «Сетлемент» уже в 1908 году был закрыт как «попытка проведения социализма среди детей», то в 20-е годы «Бодрая жизнь» была распущена как «носитель буржуазных идей, противоречащих принципам пролетарского воспитания»[3].
После Октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления. 16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению “Основные принципы единой трудовой школы”, в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. “Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы”. Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденным ВЦИК РСФСР 30 сентября 1918 г. Положением “О единой трудовой школе”, Уставом единой трудовой школы, утвержденным Советом народных комиссаров РСФСР 18 декабря 1923 г., принятыми Наркомпросом РСФСР документами –Положением об организациях учащихся в школах второй ступени (1921 г.), Тезисами осамоуправлении (1923 г.).
В соответствиис этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).
В эти годы в Москве были созданы: Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).
Социалистические подходы остались единственно возможными в организации образовательной работы в советской школе. Либеральные подходы к организации системы образования в России были забыты на долгие семьдесят лет.
В педагогической практике 20-х годов в связи с разработкой и апробацией идей трудовой школы и начавшейся борьбой с беспризорничеством большое распространение получили опытно-показательные школы и школы-коммуны. Примеров здесь много. Это и Московская опытно-показательная школа имени П. Лепешинского, которой руководил М. Пистрак, и коммуна «Красные зори», руководимая И.Иониным, и «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.Достоевского для трудновоспитуемых» — легендарная «Республика ШКИД», возглавляемая В.Сорока-Росинским, и другие. Именно здесь, в условиях компактного коллектива, объединенного достижением ясной цели и при этом в значительной степени изолированного от взаимодействия с внешним миром, делались замечательные наработки по внедрению в практику детского самоуправления.
Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С.Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э.Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами [3].
Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “Конституции”.
В истории российской педагогики советского периода особого внимания требует педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. А.Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века. В основе коммунарского движения лежала идея коллективных творческих дел, которая привела к возникновению неформальных коллективов (коммунарских клубов), члены которых в той или иной мере являлись последователями педагогической методики И.Иванова. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.
После распада СССР в 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определяться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам. В наши дни, в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.
История развития школьного самоуправления показывает его прямую зависимость от формы государственного правления соответствующего исторического периода. Это отразилось и в названиях как самих учебных заведений, так и органов их системы самоуправления. Например, братские школы 16-го века, создаваемые при религиозных братствах и реализующие идею равного отношения учителей к детям богатых и бедных родителей. Концепция «Детского царства» С. Шацкого, работавшего над практическим созданием органов детского самоуправления в период правления последнего русского монарха Николая II. Затем, коммунарское движение советского периода. И, нынешняя терминология - школьные республики, президенты, правительства и т. п. Таким образом школа выполняет социальный заказ на подготовку граждан своих государств, имеющих ту или иную форму правления и политического режима. Соответствующие требования закреплены нормами законодательства.
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Система школьного самоуправления включает в себя: общешкольное, педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. Предметом нашего исследования является ученическое самоуправление – право, которым обладают в школе ученики, право на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются[9]. Это - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
К основным нормативным документам, регулирующим функционирование ученического самоуправления в школе относятся международные нормативно-правовые акты, национальное законодательство и локальные подзаконные акты.
Прежде всего, это международно-правовой акт, обладающий приоритетом над национальным законодательством и устанавливающий высшие образцы защиты прав детей - Конвенция о правах ребенка (1989г.) [4], ратифицированная парламентом РФ. С точки зрения формирования в школе демократической правовой среды наиболее значимы следующие статьи этого документа:
Статья 13.
“Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение и получать любую информацию, если она не вредит ребёнку, другим людям, государству“.
Статья 15.
“Все дети имеют право на мирные собрания и создание мирных ассоциаций, детских объединений и организаций“.
Статья 29.
“Государство обеспечивает, чтобы образование развило ум, таланты и способности ребёнка, его физические возможности; способствовало пониманию прав человека; готовило ребёнка к жизни в свободном мире, где все уважаемы и равны, воспитывало бережное отношение к природе“.
Основной закон страны – Конституция [5], ее нормы обладают высшей юридической силой. Во второй главе Конституции закреплены важнейшие права человека, без которых невозможно построение правового и демократического государства. К ним относятся: право на свободу слова, мысли и информации (ст.29), право на участие в общественных организациях и их создание (ст.30), право на участие в митингах и демонстрациях и их организацию (ст.31). Эти конституционные нормы находят воплощение и развитие в других законодательных и подзаконных актах.
Основным законом, регулирующим жизнь школы является Закон «Об образовании в РФ» [2]. Что касается вопросов управления образовательной организацией, его структура изложена в ст.26.:
1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
4. В образовательной организации … могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:
1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
В перечне основных прав обучающихся закреплено право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом (п.17, ст.34).
К нормам, регулирующим участие учащихся в общественной жизни школы относятся и положения Закона РФ « Об общественных объединениях» (см. ст. 3, 18, 19) [10] Здесь закреплены следующие правовые возможности:
1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;
3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Таковы суть и содержание права на свободу объединения, или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России оно может осуществляться, по общему правилу, по достижении человеком 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - с 14, а в отношении детских объединений - с 10 лет.
Следует отметить тот факт, что в новом законе, в отличие от закона 1996 года отсутствует слово «самоуправление», причем, когда речь идет о принципах управления учебным учреждением, этот принцип заменен принципом коллегиальности. То же произошло с Типовым положением об образовательных учреждениях 2001 года — в нем содержалось понятие самоуправления, но на данный момент это Положение утратило силу. Конечно, коллегиальность - демократический принцип, но акценты изменены.
Главным документом, регулирующим процесс управления школой является ее Устав, закрепляющий, в частности, структуру органов самоуправления и права школьников.
Так, например, по Уставу МБОУ «Новосельская средняя школа» [8]
коллегиальными органами управления образовательным учреждением являются: Общее собрание работников образовательного учреждения, Педагогический совет Общеобразовательного учреждения, Управляющий совет.
За обучающимися закреплены следующие права на:
-предоставления условий для бесплатного обучения с учётом их психофизического развития и состояния здоровья;
-получения дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
-уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм эксплуатации, физического и психологического насилия со стороны педагогов и технического персонала, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
-свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов;
-обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучения в пределах осваиваемой образовательной программы;
-выбор элективных (избираемых в обязательном порядке) и факультативных (необязательных для данного уровня образования) учебных предметов, курсов, дисциплин, клубов, кружков из перечня, предлагаемого общеобразовательным учреждением;
-неразглашение сведений о личности и состоянии здоровья;
-участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, установленном Уставом и другими локальными актами;
-участие в ученическом самоуправлении;
-участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах, сессиях МАН;
-пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и спорта общеобразовательного учреждения в рамках реализуемых образовательных программ;
-развития своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах, спортивных и других массовых мероприятиях;
-посещение внешкольных мероприятий, которые проводятся в общеобразовательном учреждении;
-поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
-объективную оценку знаний;
-получения первичной доврачебной медико-санитарной помощи;
-обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА САМОУПРАВЛЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НОВОСЕЛЬСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Для того, чтобы лучше понять, как конкретно работает школьное самоуправление, как оценивают эффективность его деятельности сами учащиеся, выявить уровень информированности школьников в вопросах, которые призван решать этот институт, мы разработали анкету и провели сплошной опрос учеников 8 – 11 классов МБОУ «Новосельская средняя школа». Всего было опрошено 50 человек.
1.Как ты понимаешь, что такое школьное самоуправление?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Я не знаю точно, что это такое | 33,3% | 13,3% | 18,2% | - | 18,0% |
Это возможность школьников отстаивать свою точку зрения и участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни | 40,0% | 66,7% | 63,6% | 55,6% | 56,0% |
Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы | 26,7% | 20,0% | 18,2% | 44,4% | 26,0% |
Более половины опрошенных (56%) выбрали второй вариант ответа, являющийся верным. Наиболее высок этот показатель в 9-м классе (66,7%). Можно предположить, что это связано с тем, что в этом классе учится президент школы. Однако, пятая часть девятиклассников относится скептически к школьному самоуправлению, поддерживая точку зрения о том, что оно существует в интересах администрации школы.
Всего же более четверти опрошенных (26%) не верят в эффективность самоуправления и считают, что это - формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы. Особенно тревожен факт, что среди 11-классников таких – более 40 процентов.
2. Какие задачи, на Ваш взгляд, должно решать школьное самоуправление?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
участие в организации учебного процесса (режим обучения, выбор учебного профиля, факультативов, кружков и т.д.) | 60,0% | 46,7% | 63,6% | 77,8% | 60,0% |
участие в организации воспитательного процесса (организация досуга, внеклассных мероприятий) | 20,0% | 33,3% | 18,2% | 44,4% | 28,0% |
защита прав учащихся | 33.3% | 40,0% | 45,4% | 55,6% | 42,0% |
поддержание дисциплины (соблюдение правил внутреннего распорядка) | 40,0% | 20,0% | 9,1% | 11,1% | 22,0% |
развитие организаторских и лидерских качеств учащихся | 6,7% | 13,3% | 9,1% | 11,1% | 10,0% |
организация взаимодействия администрации и учителей с учащимися в вопросах управления школой | 6,7% | 46,7% | 27,3% | 22,2% | 26,0% |
Затрудняюсь ответить | 6,7% | 6,7% | 18,2% | - | 8,0% |
Как мы видим, основными задачами, которые, по мнению школьников, должно решать школьное самоуправление, являются: участие в организации учебного процесса (60%), защита прав учащихся (42%), участие в организации воспитательного процесса (28%), организация взаимодействия администрации и учителей с учащимися в вопросах управления школой (26%). Следует отметить некоторые возрастные особенности выбора вариантов. Так, восьмиклассники считают одной из основных задач самоуправления поддержание дисциплины в школе(40%), а в вопросе защиты прав учащихся наблюдается отчетливая динамика роста значимости этой задачи в соответствии с возрастом.
3. Оцените по 5-балльной шкале общую эффективность ученического самоуправления в решении вопросов жизни Вашей школы:
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
1 балл | 13,3% | 20,0% | 18,2% | 11,1% | 16,0% |
2 балла | 6,7% | 13,3% | 9,1% | 22,2% | 12,0% |
3 балла | 20,0% | 13,3% | 27,3% | 44,4% | 24,0% |
4 балла | 40,0% | 53,3% | 45,4% | 22,2% | 42,0% |
5 баллов | 13,3% | - | - | - | 4,0% |
Затрудняюсь ответить | 6,7% | - | - | - | 2,0% |
Учащиеся невысоко оценивают эффективность работы ученического самоуправления в школе: средний балл по 5-балльной шкале, по мнению всех опрошенных, составил 3,0 балла. Причем, с возрастом оценка падает от 3,1 у восьмиклассников до 2,7 балла – у одиннадцатиклассников. Это, на наш взгляд, говорит о более адекватной оценке старшеклассниками реального положения вещей.
4. Оцените по 5-балльной шкале общую эффективность ученического самоуправления в решении вопросов жизни Вашего класса:
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
1 балл | 13,3% | 20,0% | 9,1% | 11,1% | 14,0% |
2 балла | 20,0% | 6,7% | 9,1% | 22,2% | 14,0% |
3 балла | 20,0% | 33,3% | 54,5% | 11,1% | 30,0% |
4 балла | 33,3% | 40,0% | 27,3% | 44,4% | 36,0% |
5 баллов | 6,7% | - | - | 11,1% | 4,0% |
Затрудняюсь ответить | 6,7% | - | - | - | 2,0% |
Школьники оценивают эффективность самоуправления на уровне класса, как удовлетворительную (средний балл - 3,0). Интересно, что с возрастом, оценка уровня самоорганизации в классе растет: от 2,8 балла у восьмиклассников до 3,2 балла – у одиннадцатиклассников. Это иллюстрирует рост самоорганизованности учащихся по мере взросления.
5. Кто из учеников в этом году входит в состав Совета обучающихся? Напишите фамилии и укажите должности
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Не знаю | 93,3% | 80,0% | 81,8% | 77,8% | 86,0% |
Неверный ответ | 6,7% | - | - | - | 2,0% |
Правильно указан один член Совета | - | 13,3% | 18,2% | 22,2% | 10% |
Правильно указано два члена Совета | - | - | - | - | |
Правильно указаны все три члена Совета | - | 6,7% | - | - | 2,0% |
Как мы видим, подавляющее большинство опрошенных (86%) не знают, кто из учащихся входит в состав Совета обучающихся, и только 10% школьников правильно, но указали лишь одного члена Совета. Единственным учащимся, который знал всех троих членов высшего органа школьного самоуправления, был глава Совета обучающихся.
6. Кто из учеников в этом году входит в состав Управляющего Совета школы? Напишите фамилии:
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Правильный ответ (Рогожин Никита) | 6,7% | 26,7% | 18,2% | 33,3% | 20,0% |
Не знаю | 93,3% | 73,3% | 81,8% | 66,7% | 80,0% |
Подавляющее большинство учащихся (80%) не знают, кто входит в состав Управляющего совета школы, и только 20% школьников правильно ответили на вопрос. Возможно, школьники не знают о существовании такого органа власти в школе, предусмотренного ее Уставом.
7. Есть ли в вашей школе профсоюз обучающихся
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Да | 13,3% | - | 18,2% | - | 8,0% |
Нет | 20,0% | 20,0% | 18,2% | - | 16,0% |
Не знаю | 66,7% | 80,0% | 63,6% | 100% | 76,0% |
Данный вопрос был включен в анкету с целью расширения знаний учащихся о видах органов входящих в систему школьного самоуправления.
Как мы видим, большинство учащихся (76%) не знают, есть ли в школе профсоюз обучающих, 8% школьников ошибочно думают, что он есть.
8. Какие направления работы школьного самоуправления важней всего развивать в Вашей школе?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
художественно-эстетическое | 46,7% | 33,3% | 18,2% | 44,4% | 36,0% |
спортивное | 53,3% | 60,0% | 54,5% | 44,4% | 54,0% |
научно-исследовательское | 53,3% | 40,0% | 27,3% | 44,4% | 42,0% |
военно-патриотическое | 6,7% | 33,3% | 27,3% | 33,3% | 24,0% |
туристско-краеведческое | 13,3% | 60,0% | 54,5% | 22,2% | 38,0% |
экологическое | 40,0% | 20,0% | 9,1% | 44,4% | 28,0% |
техническое | 26,7% | 20,0% | 36,4% | 11,1% | 24,0% |
Другое: творческое, психологическое, информатика | 6,7% | 6,7% | 18,2% | - | 8,0% |
Учащиеся считают, что важнее всего развивать в школе следующие направления: спортивное (54%), научно – исследовательское (42%), туристско – краеведческое (38%), художественно – эстетическое (36%). Следует отметить, что одиннадцатиклассники считают одним из основных направлений работы школьного самоуправления экологическое (44,4%). Были и такие школьники (8%), которые указали свои варианты: творческое, психологическое и компьютерное направления.
Анализ ответов на данный вопрос может позволить повысить эффективность работы школьного самоуправления по такому направлению, как участие школьников в организации воспитательного процесса (досуг, внеклассные мероприятия).
9. Ваше отношение к ученическому самоуправлению?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
мне нравится быть участником школьного самоуправления | 6,7% | 20,0% | 18,2% | 11,1% | 14,0% |
я рад (а) ,что кто-то из моих друзей участвует в этой работе и стараюсь им помогать | 60,0% | 20,0% | 45,4% | 22,2% | 38,0% |
всё равно, есть в школе самоуправление или нет. | 20,0% | 46,7% | 36,4% | 66,7% | 40,0% |
Нет ответа | 13,3% | 13,3% | - | - | 8,0% |
Данные таблицы показывают, что отношение учащихся к ученическому самоуправлению разное. 14% учащихся нравится быть лидерами в решении вопросов школьной жизни. 40 процентам школьников всё равно, есть в школе самоуправления или нет. 38% опрошенных рады, что кто-то из их друзей участвует в этой работе, и стараются им помогать. Хочется отметить, что наибольшее число (66,7%) относящихся безразлично к школьному самоуправлению – одиннадцатиклассники.
10. В Уставе школы закреплены 17 прав учащихся. Напишите все известные Вам (не менее 3-5)
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Право на бесплатное, качественное образование | 20% | 73,3% | 36,4% | 88,9% | 52% |
Право на квалифицированный педагогический состав | - | - | - | 11,1% | 2,0% |
Право на посещение занятий | 20,0% | - | 9,1% | 11,1% | 10,0% |
Право на обучение по государственному стандарту | - | - | 18,2% | - | 4,0% |
Право на определенное время учебы | - | - | - | 11,1% | 2,0% |
Право на учебники | - | - | - | 11,1% | 2,0% |
Право на питание | - | - | - | 11,1% | 2,0% |
Право на медицинскую помощь | 6,7% | 6,7% | - | 11,1% | 6,0% |
Право на выбор профиля | - | - | 36,4% | - | 8,0% |
Право на факультативные занятия | - | - | 9,1% | 11,1% | 4,0% |
Право участвовать в олимпиадах и МАН | - | 6,7% | - | - | 2,0% |
Право участвовать в жизни школы и класса, в школьном самоуправлении | - | 13,4% | - | - | 4,0% |
Право отстаивать свои права при нарушении их педагогами | 13,4% | - | - | - | 4,0% |
Право на помощь при нарушении прав учащегося | - | 6,7% | - | - | 2,0% |
Право на свободу слова, отстаивание своей точки зрения | - | 33,3% | 9,1% | 55,5% | 22,0% |
Право на дружбу и взаимопомощь между людьми | - | 6,7% | - | - | 2,0% |
Право на любовь и заботу | 6,7% | - | - | - | 2,0% |
Право на жизнь | - | 26,7% | - | - | 8,0% |
Вместо прав или вместе с правами указали обязанности (всего 10 видов) | 93,3% | 80,0% | 18,2% | - | 56% |
Не знаю | 40,0% | 13,3% | 36,4% | - | 24,0% |
Почти четверть респондентов (24%) не знают своих прав, закрепленных в Уставе школы, причем среди восьмиклассников эта цифра достигает 40%.
Следует отметить, что права, закрепленные в Уставе школы которые знают школьники – это право на бесплатное обучение (более 52%), и право на свободное выражение собственных взглядов (22% в среднем, а у одиннадцатиклассников - 55%).
Остальные права указали по одному - два школьника.
Указанные школьниками права только наполовину совпадают с правами, содержащимися в Уставе МБОУ.
11. Пользовались ли Вы помощью органов школьного самоуправления для реализации и защиты своих прав?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Да | 20,0% | - | 9,1% | - | 8,0% |
Нет | 80,0% | 100% | 90,9% | 100% | 92,0% |
Подавляющие большинство (92%) учащихся не пользовались помощью органов школьного самоуправления для реализации и защиты своих прав.
12. Если «да», то был ли достигнут результат?
8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс | всего | |
Да | 33,3% | - | - | - | 25,0% |
Нет | 33,3% | - | - | - | 25,0% |
Нет ответа | 33,4% | - | - | - | 50,0% |
Мы видим, что из всех обращавшихся за помощью, только один человек достиг желаемого результата по защите своих прав.
Выводы:
Только половина старшеклассников имеет верное представление о работе школьного самоуправления. Каждый четвертый считает, что ученическое самоуправление - формальный орган, принимающий решения в интересах администрации. А каждый пятый – не знает что это такое.
Основными задачами, которые должно решать школьное самоуправление, являются: участие в организации учебного и воспитательного процесса, защита прав учащихся, организация взаимодействия администрации и учителей с учащимися в вопросах управления школой.
Подавляющее большинство учащихся не знают персонально тех учащихся, которые входят в высшие органы школьного самоуправления: Совет обучающихся и Управляющий Совет школы.
Более половины учащихся позитивно относится к деятельности органов школьного самоуправления. Но высок и процент безразличного отношения. При этом, и на уровне школы, и на уровне классного коллектива эффективность работы органов самоуправления оценивается учащимися на «тройку».
Учащиеся фактически не знают своих прав, закрепленных в Уставе школы, за исключением права на бесплатное образование и на отстаивание своей точки зрения.
Практически никто из учащихся не обращается за помощью в органы школьного самоуправления для защиты своих прав. А единичные обращения, зафиксированные в анкете, не привели к положительному результату.
Очевидно, что при разработке и принятии Устава школы не учтено мнение учащихся, что можно считать существенным недостатком в работе школьного самоуправления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги нашей работы, можно сделать определенные выводы:
- история развития школьного самоуправления показывает прямую зависимость его принципов и организационной структуры от формы правления и политического режима государства;
- существующая в современной России правовая база содержит нормы, необходимые для функционирования органов школьного самоуправления;
- однако на практике, работа школьного самоуправления недостаточно эффективна. Почему? Мы считаем, что это происходит из-за низкого уровня правовой культуры: во-первых, отсутствия знаний о своих правах, в том числе в сфере управления школой; во-вторых, отсутствия мотивации у всех участников учебно-воспитательного процесса к активному участию в реализации ученического самоуправления.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в целях совершенствования работы ученического самоуправления. Для этого необходимо:
- повысить правовую информированность учащихся по вопросам ученического самоуправления (оформить стенд, посвященный Уставу школы, структуре органов школьного самоуправления, с указанием персоналий должностных лиц и перечнем прав учащихся);
- довести до сведения учащихся и педагогов школы результаты исследования, с целью их публичного обсуждения и принятия соответствующих решений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
http://school32.admsurgut.ru/win/download/261/
http://doroga.karelia.ru/samo/p02.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
АНКЕТА СТАРШЕКЛАССНИКА
1.Как ты понимаешь, что такое школьное самоуправление?
А) я не знаю точно, что это такое
Б) это возможность школьников отстаивать свою точку зрения и участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни
В) это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы
2. Какие задачи, на Ваш взгляд, должно решать школьное самоуправление?
а) участие в организации учебного процесса (режим обучения, выбор учебного профиля, факультативов, кружков и т.д.)
б) участие в организации воспитательного процесса (организация досуга, внеклассных мероприятий)
в) защита прав учащихся
г) поддержание дисциплины (соблюдение правил внутреннего распорядка)
д) развитие организаторских и лидерских качеств учащихся
е) организация взаимодействия администрации и учителей с учащимися в вопросах управления школой
е) другое (укажите, что)____________________________________________
3. Оцените по 5-балльной шкале общую эффективность ученического самоуправления в решении вопросов жизни Вашей школы: 1 2 3 4 5
4. Оцените по 5-балльной шкале общую эффективность ученического самоуправления в решении вопросов жизни Вашего класса: 1 2 3 4 5
5. Кто из учеников в этом году входит в состав Совета обучающихся? Напишите фамилии и укажите должности ______________________________________________________________________________
6. Кто из учеников в этом году входит в состав Управляющего Совета школы? Напишите фамилии:
____________________________________________________________________________________________
7. Если в вашей школе профсоюз обучающихся а) да б) нет в) не знаю
8. Какие направления работы школьного самоуправления важней всего развивать в Вашей школе?
А) художественно-эстетическое
Б) спортивное
В) научно-исследовательское
Г) военно-патриотическое
Д) туристско- краеведческое
Е) экологическое
Ж) техническое
З) другое (укажите, что)_________________________________________________________________________
9. Ваше отношение к ученическому самоуправлению?
А) мне нравится быть участником школьного самоуправления
Б) я рад (а) ,что кто-то из моих друзей участвует в этой работе и стараюсь им помогать
В) мне всё равно, есть в школе самоуправление или нет.
10. В Уставе школы закреплены 17 прав учащихся. Напишите все известные Вам (не менее 3-5)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Пользовались ли Вы помощью органов школьного самоуправления для реализации и защиты своих
прав? А) да Б) нет
12. Если «да», то был ли достигнут результат? А) да Б) нет
СПАСИБО!
Приложение 2.
Структура органов ученического самоуправления
Новосельской средней школы.
Президент Заместитель Президента | «Школьный парламент» (Совет обучающихся) | ||
Министерство культуры | Министерство образования и дисциплины | Министерство спорта и здоровья | |
Староста класса | Совет класса |
Приложение 3.
Права и функциональные обязанности основных должностных лиц ученического самоуправления в МБОУ «Новосельская средняя школа»:
Президент школы имеет право:
- представлять интересы школьников на заседаниях Управляющего совета школы, педагогического совета, Школьного парламента, других общественных объединений школы, а также в муниципальных, государственных и различных общественных объединениях и организациях;
- предлагать идеи, проекты и программы деятельности школы;
- делать обоснованные заявления от имени школы;
- ходатайствовать о соблюдении прав и законных интересов школьников перед директором, администрацией, педагогами и родительским комитетом школы, в других учреждениях и организациях.
- присутствовать на всех школьных мероприятиях учащихся или делегировать на эти мероприятия своих представителей, а также лично или через своих представителей принимать участие в работе всех общественных объединений, действующих в школе, соблюдая при этом правовые и этические нормы взаимоотношений;
- выступать перед коллективами классов, обществ, клубов, кружков, секций и других объединений в школе с обращениями и предложениями. Коллективы, к которым обратился Президент, обязаны обсудить обращение или предложение Президента Школы и ответить ему без промедления;
- критиковать персонально чьи-либо поступки, высказывания или действия групп людей (коллективов) в школе, высказывать несогласие с чьей-либо позицией;
- высказывать во всех возможных случаях предложения по улучшению жизнедеятельности школы.
Заместитель президента школы: предлагает председателю кандидатуры членов Совета школы; проводит совещания членов Школьного парламента и осуществляет общий контроль их работы; оказывает помощь членам Школьного парламента; вовремя отсутствия президента выполняет его должностные обязанности.
Министр культуры: проводит совещания членов советов классов, ответственных за культурно-массовую работу; разъясняет им цели, задачи и обязанности; осуществляет планирование и координацию работы министерства с другими структурами школьного самоуправления; разрабатывает и предлагает на рассмотрение школьному совету программу основных культурно-массовых мероприятий на год с указанием их целей и задач; участвует в организации всех культурно-массовых и просветительных мероприятий в школе; ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту; организует досуговую деятельность, содержательное общение, взаимодействие с учреждениями культуры города, акций, кампаний, направленных на повышение общей культуры учащихся,
участие школьников в творческих конкурсах, агитбригадах, театральных постановках.
Министр образования и дисциплины:
Контролирует успеваемость учащихся по классам;
Содействует улучшению качества подготовки к урокам;
Участвует во всех образовательных мероприятиях;
Ежемесячно представляет отчет о работе министерства президенту;
Организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам: турниров, конкурсов, олимпиад, классных часов;
Связь с руководителями метод-объединений школы, разработка совместных дел, научных докладов, проектов, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях;
Проверка учебников, наличия дневников;
Учет успеваемости, посещаемости по школе;
Организация экскурсий в учебные заведения и предприятия города;
Рейды по проверке состояния учебников.
Министерство спорта и здоровья:
Организация работы совместно с врачом и мед сестрой школы;
Шефская работа в младших классах;
Пропаганда здорового образа жизни;
Организация дней здоровья;
Организация внеурочной спортивной работы;
Участие в спортивных мероприятиях города, округа, области;
Санитарно – гигиеническое просвещение;
Рейды чистоты;
Связь со средствами информации, спортивными клубами, секциями города;
Определяет лучших спортсменов года и самые спортивные классы;
Ведет учет и пропаганду спортивных достижений учащихся.
Галка в чужих перьях
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
И тут появился изобретатель
Рисуем пшеничное поле гуашью
Груз обид