Современный молодежный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и представители возрастной или профессиональной группы.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным.
Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Проблема сленга интересовала и интересует лингвистов как за рубежом, так и в нашей стране.
Цель работы: выяснить отношение современных школьников к молодежному сленгу и причины использования учащимися подобной лексики. Мы провели анкетирование, Интернет-опрос, что и составляет новизну нашей работы.
Предмет исследования: особенности употребления сленга в речи школьников.
Объект исследования: речь школьников 5-8 классов города Саранска.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме.
2. Провести анкетирование и Интернет – опрос.
3. Определить круг наиболее употребительных слов, дать их толкование.
Гипотеза:
Сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества, и его употребление связано с желанием подростка выделиться среди всех, быть современным, модным.
Методы и приемы работы:
1. чтение и анализ научной литературы и Интерент-источников;
2. анкетирование; Интернет-опрос.
3. сравнительный анализ;
4. обобщение.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_russkomu_yazyku.doc | 318 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
VIII Бахтинская открытая гимназическая научно-практическая конференция «Диалоги в пространстве культуры»
Секция: языкознание
Круто, клево и прикольно!
(молодежный сленг в жизни современного школьника)
Выполнила: ученица 5Б класса
МОУ «Гимназия №20»
Шкурова Яна
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Федорова Н.В.
Саранск 2016
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………..3
Глава 1.Проблематика понятия сленга.
1.1. Понятие сленга. ………………………………………….. …………….4
1.2. Из истории возникновения молодежного сленга……………………..8
1.3. Классификация сленга…………………………………………………9
Глава 2. Молодежный сленг в речи современного школьника…………...
2.1. Результаты анкетирования………………………………………………11
2.2. Самые распространенные слова среди подростков…………………..12
2.3. Что оказывает влияние на сленг молодежи……………………………13
4.Заключение…………………………………………………………………16
5.Список литературы………………………………………………………….17
Введение.
Современный молодежный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и представители возрастной или профессиональной группы.
Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным.
Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время сленг является одной из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Проблема сленга интересовала и интересует лингвистов как за рубежом, так и в нашей стране.
Цель работы: выяснить отношение современных школьников к молодежному сленгу и причины использования учащимися подобной лексики. Мы провели анкетирование, Интернет-опрос, что и составляет новизну нашей работы.
Предмет исследования: особенности употребления сленга в речи школьников.
Объект исследования: речь школьников 5-8 классов города Саранска.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Гипотеза:
Сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества, и его употребление связано с желанием подростка выделиться среди всех, быть современным, модным.
Методы и приемы работы:
Глава 1.Проблематика понятия сленга.
В языкознании нет четкого понятия сленга.
Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся:
Вся эта лексика, употребляемая либо в литературе, либо в устной речи в официальной обстановке. Существует также нелитературная лексика, мы делим ее на:
Эта часть лексики отличается своим разговорным и неофициальным характером.
Профессионализмы - это слова, используемые небольшими группами людей, объединенных определенной профессией.
Вульгаризмы - это грубые слова, обычно не употребляемые образованными людьми в обществе, специальный лексикон, используемый людьми низшего социального статуса: заключенными, торговцами наркотиками, бездомными и т.п.
Жаргонизмы - это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Необходимо отметить, что некоторые ученые жаргонизмы относят к сленгу, таким образом, не выделяя их как самостоятельную группу, и сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей с общими интересами.
Сам термин "сленг" в переводе с английского языка[1] означает:
Сленг состоит из слов и фразеологизмов, которые возникли и первоначально употреблялись в отдельных социальных группах и отражал целостную ориентацию этих групп. Став общеупотребительными, эти слова в основном сохраняют эмоционально-оценочный характер, хотя иногда "знак" оценки изменяется. Например, "халтура" (актерская среда употребления) - обозначает "приработок".
На проблему выделения или не выделения сленга из ряда других и как понятия и как термина у отечественных языковедов существует несколько точек зрения.
И.Р. Гальперин в своей статье "О термине "сленг"", ссылаясь на неопределенность этой категории, вообще отрицает ее существование.
Его аргументация основана на результатах исследований английских ученых лексикографов, главным образом на их опыте в составлении словарей английского языка, которые показали, что одно и тоже слово в различных словарях имеет различное лингвистическое признание; одно и тоже дается с пометой "сленг", "просторечие", или без всяких помет, что свидетельствует о соответствии литературной норме языка.
И.Р. Гальперин не допускает существования сленга в качестве отдельной самостоятельной категории, предлагая термин "сленг" использовать в качестве синонима, английского эквивалента жаргона.
Мнение о тождестве двух понятий (сленга и жаргона), но помимо этого - резкое отрицание присутствия подобного явления в русском разговорном языке (Е.Г. Борисова-Лунашанец, А.Н. Мазурова, Л.А. Радзиховский).
Интересно использовать в данном аспекте мнение академика А.А. Шахматова, который предлагал указывать на подобное явление внимание, а не увлекаться пропагандой отрицания сленга и указанием как надо говорить.
Однако не следует подходить к сленгу исключительно с позиции исследователя-лингвиста, так как язык - явление не статичное, но многогранное, и в первую очередь по способу выражения (сленг присутствует преимущественно в устной речи).
С точки зрения стилистики - жаргон, сленг или социолект - это не вредный паразитический нарост на теле языка, который вульгаризирует устную речь говорящего, а органическая и в какой-то мере необходимая часть этой системы.
Береговская Э.М. выделяет более 10 способов образования функциональных единиц сленга, тем самым подтверждая тезис о постоянном обновлении словарного состава сленга. Помимо этого она указывает на доминирование ропрезентативной функции языка, как системного субъекта над коммуникативной путем сравнительного анализа словоупотребления в Москве и Московской области, т. е доказывает правомерность высказывания о том, что зарождение новых словарных единиц происходит именно в столицах, а уж потом происходит их перемещение на периферию. При этом в ее исследованиях отмечается, что это перемещение в среднем занимает 6 месяцев, но в связи с научно-техническим прогрессом и появлении более современных средств коммуникации сроки перемещения существенно сокращаются.
Некоторые исследователи полагают, что термин сленг применяется у нас в двух значениях: как синоним жаргона (но применительно к англоязычным странам) и как совокупность жаргонных слов, жаргонных значений общеизвестных слов, жаргонных словосочетаний, принадлежащих по происхождению к разным жаргонам и ставших, если не общеупотребительными, то понятными достаточно широкому кругу говорящих на русском языке. Авторы различных сленг-словарей именно так понимают сленг.
Существует несколько определений сленга.
Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
Сленг - разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе.
Остановимся на следующем определении: молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
1.2. Из истории возникновения молодежного сленга.
С начала 20 века отмечены три бурные волны в развитии молодежного сленга. Первая датируется 20-ми годами, когда революция и гражданская война, разрушив до основания структуру общества, породили армию беспризорных, и речь учащихся подростков и молодежи, которая не была отделена от беспризорных непроходимыми перегородками, окрасилась множеством "блатных" словечек.
Вторая волна приходится на 50-е годы, когда на улицы и танцплощадки городов вышли "стиляги".
Появление третьей волны связано не с эпохой бурных событий, а с периодом застоя, когда удушливая атмосфера общественной жизни 70-80-х породила разные неформальные молодежные движения, и "хиппующие" молодые люди создали свой "системный" сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
1.3. Классификация сленга.
Сленг является одним из самых разнообразных, обширных и интересных средств коммуникации. Он описывает и характеризует почти все сферы и явления общественной и личной жизни. Принадлежность к определённой группе накладывает отпечаток на доминирующий способ образования. Выделяются следующие основные виды сленгов:
Глава 2. Молодежный сленг в речи современного школьника.
2.1 Результаты анкетирования
Познакомившись в теории с таким интересным явлением, как молодёжный сленг, мы решили выяснить, насколько сленг проник в речь моих сверстников. С этой целью мы провели Интернет - опрос и анкетировании среди школьников города Саранска, в котором участвовало 138 человека. Анкета состояла из 6 вопросов с выбором ответа.
Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
Если да, то приведи примеры.
а) Считаю, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов.
в) Пополняют словарный запас.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Помогают самоутвердиться.
е) Придают моей речи живость, юмор.
( да, нет )
а) Да б) Не в) Не думал(а) об этом
а) Да б) Нет в) Не думал(а) об этом
В результате исследования было выяснено следующее:
47 учащихся считают, что это модно, современно, 21 – сленг нужен в речи для связи слов и столько же, что придают речи живость, юмор. 13 человек считают, что благодаря сленгу, пополняют словарный запас. Для 32 человек речь с использованием сленга становится понятнее для друзей
2.2. Самые распространенные слова среди подростков.
Исследовательская работа показала, что школьники активно используют сленг в своей речи, чаще всего при общении друг с другом. Они считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком и это одна из главных причин употребления сленга.
Также мы выяснили, какие слова наиболее употребляемые в речи молодёжи.
Но интересен тот факт, что очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость.
Например: «Ну ты, блин, даешь!»(удивление). «Не мешай, блин» (раздражение). «Здорово, блин!» (восторг) и т. д.
2.3. Что оказывает влияние на сленг молодежи.
Данный опрос позволил выявить любопытные факты:
Английский язык в молодёжных кругах считается самым «модным» и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык, понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько эти слова влились в современную речь.
4.Заключение
Проведённая исследовательская работа позволила сделать следующие выводы:
Сделанные выводы подтверждают гипотезу нашей работы: сленг является отражением тех изменений, которые происходят в жизни современного общества, и его употребление связано с желанием подростка выделиться среди всех и быть современным, модным.
5.Список литературы
[1] Советский энциклопедический словарь, под ред. С.М. Ковалева, - М.: «Советская энциклопедия", стр. 1234
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Знакомимся с плотностью жидкостей
Л. Нечаев. Яма
Цветок или сорняк?
Мать-и-мачеха