" Каждая страна мира имеет три основных символа: герб, флаг, гимн. Комплекс из трех государственных символов сложился не так давно. Старейшими государственными знаками являются гербы, которые стали появляться с XII века. Флаги стали возникать в XVII–XVIII веках. Гимны появились позже, в XVIII веке. Свое распространение получили с XX века.
Нас заинтересовал гимн, и мы решили провести исследование: «История зарождения и развития государственного символа России - гимна»"
Вложение | Размер |
---|---|
gimn.docx | 36.82 КБ |
VII Межрегиональные Мартыновские чтения
Исследовательская работа:
«История зарождения и развития
государственного символа России - Гимна»
Выполнила:
Капарова Злата,
обучающаяся 4 «А» класса
МБОУ СОШ № 3
г. Красноармейска
Саратовской области
Руководитель:
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
Саратовской области
2015-2016 уч.год
Оглавление
I Введение с.3
Тема исследования. Актуальность. Гипотеза. Цель. Задачи. Методы исследования. Этапы исследования.
II Основная часть
III. Заключение с.10 - 11
IV. Литература с.11
V Приложение c. 11
Введение
Каждая страна мира имеет три основных символа: герб, флаг, гимн. Комплекс из трех государственных символов сложился не так давно. Старейшими государственными знаками являются гербы, которые стали появляться с XII века. Флаги стали возникать в XVII–XVIII веках. Гимны появились позже, в XVIII веке. Свое распространение получили с XX века.
Нас заинтересовал гимн, и мы решили провести исследование: «История зарождения и развития государственного символа России - гимна»
Данная тема актуальна, так как является показателем знания – незнания государственных символов нашей страны, отношения к ним.
Мы предположили, что все граждане нашей страны должны знать гимн нашей страны, так как это один из важнейших символов нашей страны.
Нам захотелось узнать историю развития гимна нашей страны. Отношение россиян к гимну.
Данное исследование будет подкреплено пропагандой гимна.
В ходе исследования мы будем применять следующие методы:
1)изучение различных информационных источников;
2) анкетирование, опрос, дискуссия;
3)анализ материала, вывод;
4)пропаганда (распространение) знаний о гимне.
Этапы исследования:
1)изучение различных информационных источников;
2) анкетирование, опрос, дискуссия;
3)анализ материала, вывод;
4)пропаганда (распространение) знаний о гимне.
Основная часть
Мы решили изучить различные источники, рассказывающие о гимне. Это были следующие источники:
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.
К государственным символам нашей великой страны относятся: Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
Государственные гимны начали появляться в разных странах в середине 18 – начале 19 веков. Гимны отражали историю страны, характер её жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Другие рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране.
Наши далекие предки пели боевые песни в честь князей и их воинов, защищавших русскую землю от врагов. С появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых.
Духовные гимны исполнялись в России до конца 17 века. В Москве в 15 веке создали специальный хор «государственных певчих дьяков», певших гимны на церковных праздниках и при проведении важных государственных дел: восшествии на престол великих князей московских, потом русских царей, встречах иностранных послов, праздников после заключения мира и других событиях.
При Петре I в 18 веке появились военные марши. Они создавались для армии и флота.
В это время шла долгая и тяжелая война со шведами. Чтобы победить врага, нужны были не только пушки, ружья и хорошие солдаты. Нужно было, чтобы эти солдаты превратились в один дружный и сильный коллектив. Каждый должен был почувствовать локоть друга, стать одной грозной для врага стеной.
Добиться такого единства в бою можно было обучением. Этому же помогала и военная музыка. Она имела очень четкий ритм. Шагая под этот ритм, русская пехота дружным строем атаковала шведов. Враг не выдержал удара и бежал. Также дружно, соблюдая ритм марша, работали моряки веслами на гребных судах. На море враги тоже были разбиты.
Под эти военные марши возвращались в Санкт - Петербург (в те времена столица России) русские полки. Они шли в ногу стройными рядами по улицам столицы. Впереди шел сам царь Петр, за ним оркестр, потом батальоны гвардейского Преображенского полка – лучшего полка русской армии.
Марш Преображенского полка был самой известной музыкой того времени. Под звуки марша Петр выходил на парады и приемы, встречал послов, солдаты каждым вечером строились на проверку и молитву, воинские караулы шли на свои посты.
Русские войска знаменитого полководца Александра Васильевича Суворова в 1790 году в одной из войн с турками штурмом захватили сильно укрепленную крепость Измаил. В честь этого известный поэт России, который когда-то сам служил солдатом в том же славном Преображенском полку, Гавриил Романович Державин, написал стихи. Композитор Осип Антонович Козловский написал музыку. Так появился в 1791 году марш-гимн «Гром победы, раздавайся!» Он покорил всех и стал звучать и в царских палатах, и в дворянских усадьбах, и на военных парадах.
«Гром победы» и звучал как гром – величественно и грозно, показывая русскую силу.
«Гром победы, раздавайся!»
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
В это же время было написано еще одно известное произведение. Это была другая музыка. Тихая, плавная, спокойная. И слова больше напоминали молитву во славу Бога. Называлась она «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова были написаны директором Московского университета Михаилом Матвеевичем Херасковым, известным русским писателем того времени. Музыку на основе церковных и народных мелодий написал Дмитрий Степанович Бортянский. Эта музыка тоже стала очень популярной на всех торжествах. Её пели и на празднике Крещения и солдаты вечером перед молитвой «Отче наш».
Вот так заканчивался в России интересный 18 век. Он принес три гимна: военный марш Преображенского полка, гимн русских дворян «Гром победы, раздавайся!» и национальный духовный гимн «Коль славен наш господь в Сионе».
Во второй половине 18 века в ряде стран Европы государственным гимном была мелодия английского гимна «Боже, храни короля». Слава у всех были разные, а музыка одинаковая. Это был как бы европейский гимн.
После Отечественной войны 1812 года и взятия Парижа русские войска вернулись домой. Они много повидали во время далеких походов. Вместе с ними в Россию пришла и новая музыка, новые песни. Узнали они и европейский гимн.
Многим понравилась эта величественная и торжественная мелодия, написанная неизвестным английским автором.
Знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский, воспитатель будущего императора Александра II и наставник А.С.Пушкина в поэзии, написал стихи «Молитва русских»:
Слова В.А. Жуковского, музыка Генри Кэри («Боже, храни короля», 1743 г.)
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю:
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Всё ниспошли!
Перводержавную
Русь Православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное, –
Всё ж недостойное,
Прочь отжени!
Стихи были короткими и понятными, мелодия была известной и приятной во многих странах. В 1816 году император Александр I утвердил гимн. Его стали исполнять каждый раз при торжественном выходе российского императора к войскам и народу. Так родился первый государственный гимн России.
Прошло 17 лет. Новому царю Николаю I не нравилось, что русский гимн звучит на чужую музыку. Написать его было поручено Алексею Федоровичу Львову.
Боевой офицер, воевавший с турками, был еще и известным скрипачом и композитором. Он сочинил новую мелодию. По его просьбе уже знакомый нам Василий Жуковский написал для неё слова. Николай I четыре раза просил повторить новую музыку, когда слушал её в первый раз. Он остался очень доволен и расцеловал композитора.
Потом её исполняли в Москве в Большом театре и в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. В декабре 1833 года гимн «Боже, царя храни» стал новым государственным гимном Российской империи. Теперь это был свой, национальный гимн, отличавшийся от других европейских гимнов и словами, и музыкой:
Боже, царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, царя, царя храни.
Гимн пели при выходе императора и его семьи, на парадах, при выносе знамен, принятии присяги, в учебных заведениях. Он звучал на открытии выставок, ярмарок, памятников, на освещении храмов и церквей, на балах и именинах, по всем торжественным случаям. Этот гимн пели наши солдаты и матросы, сражаясь с врагами, его пели студенты в университетах и училищах, его пели детские и женские хоры.
В 1917 года император Николай II отрекся от престола, то есть отказался от власти. Вместо царя управлять страной стало Временное правительство. Россия стала республикой. На демонстрациях и митингах все пели «Марсельезу» - гимн французской революции. Он был написан еще в конце 18 века в годы революции во Франции. Везде, где боролись за свободу, была слышна революционная песня «Марсельеза»:
О, дети родины, вперед!
Настал день нашей славы,
На нас тиранов рать идет,
Принявши стяг кровавый.
К оружию, граждане!
Во Франции ее услышал русский революционер Петр Лаврович Лавров. Он написал слова русской «Рабочей Марсельезы». Её стали петь и в России те, кто боролся за свободу против царя. Музыку обработал для новых слов профессор, а потом директор петербургской консерватории, Александр Константинович Глазунов. «Марсельеза» стала очень популярной среди народа.
Слова П.Л. Лаврова (это не перевод с французского), музыка Клода Жозефа Руже де Лиля
«Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог».
В октябре 1917 года новая революция привела к власти большевиков. Они стали создавать новое государство – государство рабочих и крестьян. Своим гимном они избрали другую революционную песню. Ее слова были суровыми и прямо звали к беспощадной борьбе за лучшее будущее. Эта песня также родилась во Франции.
В конце 19 века поэт и революционер Эжен Потье написал революционные стихи «Интернационала». Также называлась и международная организация революционеров. Рабочий – композитор Пьер Дегейтер сочинил для них подходящую музыку. После этого песня грозно зазвучала во всех странах, где рабочие боролись за свои права. Так она дошла и до России. Поэт Аркадий Яковлевич Коц перевел слова на русский язык. «Интернационал» стал гимном революционеров. В октябре 1917 года гимн «Интернационал» стал государственным гимном РСФСР, потом и СССР.
«Интернационал»
«Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем».
Государственный гимн СССР (1944—1991)[править | править вики-текст
Слова и музыка нового гимна отличались от всех предыдущих. Слова звучали как приказ. Приказ строить новый мир, полный счастья и свободы. Музыка была похожа на военный марш – громкий, ритмичный и ясный. Таким и был новый гимн. «Интернационал» пели на всех торжественных мероприятиях. Потом перевели на языки других народов, живущих в Союзе Советских Социалистических Республик. Этот же гимн пели и красноармейцы в годы Великой Отечественной войны, когда шли на фронт сражаться с врагами нашей страны.
В новогоднюю ночь 1944 года по радио на всю Советскую страну прозвучали слова нового государственного гимна «Союз нерушимый республик свободных».
Слова его были написаны С.В.Михалковым, ставшим потом известным детским писателем, и Г.Г.Эль - Регистаном.
Музыку сочинил генерал А.В.Александров. Еще до Октябрьской революции он учился у автора музыки русской «Марсельезы» А.К.Глазунова. Потом он и сам учил других и руководил государственным хором.
«Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество, наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!»
Новый гимн быстро стал известным. Плавная и величественная мелодия гимна даже без слов помогала понять красоту нашей Родины. Когда слушаешь эту музыку, перед глазами возникают образы русской природы: леса, реки, поля, города, деревни, синее небо. Все это наша страна и наша музыка. Музыка А.В.Александрова и сейчас звучит в государственном гимне России.
После 90 годов 20 века появились новые государственные символы. Герб и флаг прежней России приняли снова, немного изменив их. Но гимн, прославлявший царя, которого нет, конечно, не подходил. Нашли решение – музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Музыку без слов.
Она была написана в 1834 году. Первый раз её услышали по радио в 1944 году. С тех пор она известна как «Патриотическая песня»Глинки. Он писал героическую музыку. Она напоминала народные мотивы. Поэтому и в то далекое время, и в наши дни была понятна всем.
«Патриотическая песня» стала государственным гимном Российской Федерации. Но на долгие годы она не закрепилась. В 20000 году Государственным гимном России вновь становится музыка А.В.Александрова. Новые слова к этой музыке написал С.В.Михалков.
«Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!»
2.Мы решили узнать, а знают ли ученики начальных классов, что такое гимн. Опрос мы проводили на уроках. Мной было опрошено 20 человек. Мы просили ребят ответить на вопросы:
1.Что такое гимн?
2.Где они слышали гимн?
3.Знают ли они слова гимна?
4.Как надо вести себя, когда звучит гимн.
Результаты опроса были следующие:
3 школьников не знают, что такое гимн.
3 слышали по телевидению;
20 слышали на уроке музыки
17 не знают слова гимна
5 можно продолжать общение со сверстниками.
Мы поняли, что надо менять отношение школьников к гимну.
Далее, были опрошены учителя, 10 человек. Им были заданы следующие вопросы:
Мы получили следующие ответы:
0 не рассказывают ребятам о гимне нашей страны
8 редко слушают на уроках, праздниках;
0 не знают гимн России
2 использовать гимн при проведении праздников;
10 рассказывать о достижениях в нашей стране.
Данные анкетирования и опроса мы обсудили в классе. Дискуссия прошла по вопросу, надо ли знать гимн наизусть.
15 учащихся считают, что надо;
3 учащихся считают, что не надо.
Заключение
Выполняя данное исследование, мы пришли к выводу, что наша гипотеза не подтвердилась - не все опрошенные знают гимн страны. И надо обратить должное внимание на это. Выучить всем учителям и учащимся школы гимн наизусть. Включать его в классные мероприятия. Учиться слушать гимн.
Мы узнали, какие есть основные элементы современной России, ее Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величественной песней – предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Мы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство предков. Какими они станут в будущем зависит только от нас.
Литература:
1.Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. _ М.: «Триада-фарм», 2002.
Приложение:
-
Рисуем домики зимой
Машенька - ветреные косы
Ледяная внучка
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Девятая загадочная планета Солнечной системы