Исследование имён собственных в произведениях А.С. Пушкина
Тезисы
Литературное краеведение КовалёваВалерияВладимировна МБУ ДО ЦДЮТур,МБОУ«Школа №10» Ростов-на-Дону
Исследовательская работа «Что в имени тебе моём» (по произведениям А.С. Пушкина) Ковалёва Валерия Владимировна, обучающаяся МБУ ДО ЦДЮТур, учащаяся 7 класса МБОУ «Школа №10» Первомайского района г. Ростов-на-Дону. Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна, педагог д/о МБУ ДО ЦДЮТур, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №10».
Работа «Что в имени тебе моём». В центре внимания – пребывание А.С. Пушкина на Дону и значение имен собственных в его произведениях.
Актуальность изучения данной темы предопределяется посещением А.С. Пушкина Донского края и знанием значения имен современными школьниками.
Проблема: знание значения своего имени.
Цель исследования: заинтересовать школьников литературными местами нашего края и значением имён.
Задача исследования: 1. Рассказать о местах посещения А.С. Пушкина.
2. Рассказать о произведениях, в которых встречаются имена собственные и их значении.
3. Провести анкетирование.
Предмет исследования: имена собственные.
Объект исследования: произведения А.С. Пушкина и школьный коллектив.
Гипотеза: современные школьники не знают значение своих имен.
Методы исследования: поисковый, анкетирование, аналитический.
Опираясь на исторические данные и краеведческие записки, я провела исследование и пришла к выводу: мы должны гордиться, что великий поэт бывал у нас на Дону.
Выводы:
1. А.С. Пушкин побывал в Донском крае.
2. В его произведениях много имён собственных.
3. Учащиеся мало знают о значении своих имен.
4. Надо читать произведения А.С. Пушкина и знать значение своих имен.
Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности и на уроках русского языка и литературы.
«Отечество-2016»
Номинация «Литературное краеведение»
Исследовательская работа
«Что в имени тебе моём»
(по произведениям А.С. Пушкина)
Подготовила: Ковалёва Валерия Владимировна,
обучающаяся МБУ ДО ЦДЮТур,
учащаяся 7 класса МБОУ «Школа №10»
344065, ул. Ректорская, 10.
Домашний адрес: 344065, г. Ростов-на-Дону,
пер. Днепровский, 124, кв. 18,
тел. 89612784563
Руководитель: Данцова Лариса Алексеевна,
педагог д/о МБУ ДО ЦДЮТур, учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Школа №10»
344065, г. Ростов-на-Дону, ул. Ректорская, 10,
89188959471.
г. Ростов-на-Дону
Оглавление
Введение……………………………………………………..……………3
Глава 1. Пребывание А.С. Пушкина на Донской земле………….…… 4
Глава 2. Что в имени тебе моем………………………………………..5-7
Глава 3. Результаты анкетирования……………………...………...........8 Заключение………………………………………...……………...............9
Список литературы………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………11
2
ВВЕДЕНИЕ
В критические моменты развития культуры и языка культурологи, историки, филологи прибегали к великому наследию А.С. Пушкина, объединяющему страну и народы. Пушкин возвращает нас к истории и культуре славянских народов. Обращение к его имени и произведениям художественной литературы, является во все времена актуальным.
Имя Пушкина занимало и занимает важное место в культуре нашей области и города. Современная Ростовская область территориально расположена на почтовых путях на Кавказ. И А.С. Пушкин не мог не побывать в наших краях по пути на Кавказ. Когда я узнала, что великий поэт бывал у нас на Дону, стало интересно, решила посетить места, связанные с именем А.С. Пушкина. Познакомилась с картой области и города, с краеведческими записками Владимира Моложавенко и съездила на экскурсию. Посетила Аксайскую почтовую станцию, побывала у памятников Пушкину и его литературным героям в Ростове.
Актуальность изучения данной темы предопределяется Годом литературы, посещением А.С. Пушкина Донского края, отношением к своему имени.
Проблема: знание значения своего имени.
Цель исследования: заинтересовать школьников литературными местами нашего края и значением имён.
Задача исследования: 1. Рассказать о местах посещения А.С. Пушкина.
2. Рассказать о произведениях, в которых встречаются имена собственные и их значении.
3. Провести анкетирование.
Предмет исследования: имена собственные.
Объект исследования: произведения А.С. Пушкина и школьный коллектив.
Гипотеза: современные школьники не знают значение своих имен.
Методы исследования: поисковый, анкетирование, аналитический.
3
Глава 1. Пребывание А.С. Пушкина на Донской земле
Начну с почтовой станции 19 века, которая была открыта в 1992 г. Она расположена в живописном уголке исторического центра Аксая недалеко от бывшей переправы через Дон и стоит на 371-ой версте на Ставрополь.
Пушкин А.С. проездом трижды побывал на почтовой станции в 1820 и 1829 годах, об этом написано на мемориальной доске. В домике станционного смотрителя я увидела стенд, посвященный известным людям России: Грибоедов, Лермонтов, Толстой, останавливающимся на этой почтовой станции. Меня впечатлил музей в здании «Каретного сарая», где есть уникальная коллекция гужевого транспорта конца 19-начала -20 веков. Я увидела фаэтон, на котором, возможно, путешествовал Пушкин и делал путевые записи. В дороге Пушкин работал, некоторые его стихотворения помечены словом «дорога», некоторые — названиями мест, где он был только проездом. После посещения наших мест, поэт написал стихотворение «Дон». Здесь есть даже спил дуба, под которым, возможно, отдыхал поэт и возникли строки «У Лукоморья дуб зеленый». В этом музее ежегодно в первую субботу июня проходит поэтический Пушкинский праздник в честь посещения Пушкиным станицы Аксайской.
4
Глава 2. Что в имени тебе моем
Вам интересно узнать, что означают имена? Мне, да. Мне нравится великий поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин. Он родился 26 мая 1799 года, в Москве ,а умер 29 января 1837 года в Санкт Петербурге — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как основоположник современного русского литературного языка. Вот уже почти два века русская культура, кровно связанная с Пушкиным, последовательно продолжает развивать его идеи и образы. Все русские писатели и поэты обращались к Пушкину. Не остались в стороне и донские. Первый историко-литературный очерк «Пушкин и Дон» был издан в 1939 году. Его автор А.М. Линин. О посещениях Пушкиным Донского края писали:
В.С. Моложавенко — «Был и я среди донцов»;
В.П. Гнутов — «Поэт в краю донском»;
Н.В. Забабурова — «С берегов воинственного Дона»
А.Д. Киселёва — «Венок Пушкину;
Л.Ф.Тартынский – «Обвенчать по Дону» и др.
Пушкин побывал в нашем родном крае Ростовской области. Он был в доме градоначальника в Таганроге. В конно-почтовой станции в Новочеркасске, и на Почтовой станции в Аксае. Все эти места отмечены памятками. Так же в1829 году атаман Кутейников зачислил Пушкина за проявленную храбрость в Арзруме в Таганрогский казачий полк. Таким образом, А.С. Пушкин стал донским казаком. А вам интересно, что означает его имя? Александр - имя греческого происхождения, что означает защитник людей. Одно из самых популярных личных мужских имён. Женская форма имени — Александра. Наряду с христианскими месяцесловами, имя включено и в свод еврейских имен как дань благородству и милосердию Александра Македонского, проявленному при завоевании им Святой Земли.
Происхождение и значение имен героев в произведениях А.С. Пушкина. Например, в повести «Барышня - крестьянка» главные герои – Алексей, Лиза, Акулина.
5
Алексе́й — мужское русское личное имя греческого происхождения, означает «защищать», «отражать». Особенную популярность приобрело в России после крещения этим именем сына Михаила Федоровича Романова.
Имя Елизавета имеет древнееврейское происхождение. В переводе означает «Бог - моя клятва», «почитающая Бога». Имя Елизавета по праву считается царским, ведь именно его носили и носят многие королевы и императрицы. Лиза – главная героиня- интересная выдумщица.
Акули́на — русское женское имя латинского происхождения «орлиная». Имя популяризовал Пушкин в этой повести.
В повести «Станционный смотритель» главная героиня Дуня. Интересно узнать что означает это имя не правда ли?
Дуня - Авдотья – это народная форма имени Евдокия. В переводе с греческого означает "благоволение". Так, имя "Евдокия", претерпев изменения, зазвучало в некоторых местностях как "Евдокея" или, "Авдокья". Наиболее популярным оказался вариант имени "Авдотья".
В романе А.С. Пушкина «Дубровский» – имена героев Кирилл, Владимир и Маша.
Кирилл - с древнегреческого языка переводится как "властный", "сильный", "обладающий могуществом". Существует две версии происхождения имени Кирилл. Согласно одной из версий, это имя представляет собой форму древнегреческого имени Кир. По другой версии, имя имеет персидские корни и походит от слова "солнце". На Руси это имя стало популярным в период становления христианства (так звали христианского святого и миссионера, который со своим братом Мефодием создал славянский алфавит).
Владимир (Володимер) - изначально было языческим именем. В дальнейшем, после Крещения Руси, её народ постепенно перешёл на христианские имена. Имя «Владимир» сохранилось, так как князь Владимир Святославич крестил Русь, и его имя было канонизировано.
Мари́я (Марья) — имя происходит от древнееврейского имени Мариам (Марьям). Православная традиция переводит имя Мария как «госпожа». Согласно традиционным христианским представлениям, Марией звали мать Иисуса Христа. Это обеспечило данному имени популярность среди христианских народов. Также распространено именование в честь других почитаемых в христианстве фигур, например Марии Магдалены и святой Марии Египетской.
Известная всем поэма «Руслан и Людмила». Что же означают эти имена?
Происхождение имени Руслан кроется в русской форме тюркского имени Арслан, что означает "Лев". Имя Арслан в те времена давалось как знак могущества, силы человека, его носившего. Не случайно в средние века, когда на мусульманском Востоке одно за другими образовались государства во главе с тюркскими правителями, это имя встречалось особенно часто.
6
Людмила - имя старославянское, в переводе означающее "милая людям". 29 сентября отмечаются именины Людмил, в этот день вспоминают чешскую княгиню Святую мученицу Людмилу, которая распространяла христианство в своей стране, а в 927 году нашей эры была убита озлобленной язычницей.
В романе Пушкина «Капитанская дочка» главные герои были: Петр Гринев, Маша Миронова и Емельян Пугачев.
Петр - имеет древнегреческое происхождение, в переводе означает «камень», «скала», также трактуют как «твердый», «надежный», «непоколебимый». От мужского имени Пётр было образовано женское имя Петра (Пьетра, Пьера), а у славянских народов также можно встретить Петрана и Петрия. У имени Пётр есть множество аналогов. Происхождение имени Пётр. Имя Пётр русское, православное, католическое, греческое.
Имя Емельян является русской формой имени Эмиль, которое происходит от латинского слова «aemulus», означающего «соперник», «неуступчивый», «ревностный, страстный». Также имя иногда переводят как «усердный». На персидском языке имя Эмиль означает «противник». По второй версии имя Емельян в переводе с греческого языка означает «льстивый», «приятный в слове».
В произведении Пушкина «Песнь о вещем Олеге» - главный герой Олег.
Имя Олег имеет скандинавские корни, произошло от древнескандинавского имени Helgi, которое у скандинавов переводится как «священный», «святой», а у германских народов - «удачливый», возможен перевод как «светлый», «ясный». Имя Олег - одно из династических дохристианских имён Рюриковичей. Имя стало крестильным после канонизации князя Олега Брянского.
Вот и закончилось исследование по значению имен в прозведениях Пушкина. И с уверенностью можно сказать, что и в наше время встречается большинство перечисленных имён.
А теперь перейдем к современности. В своем классе я провела анкетирование. И так на первом вопросе: «Знаете ли вы, что означает ваше имя?» правильно ответили 92%, а неправильно 8%. Оказывается, наша гипотеза, что ученики не знают значение имен, не оправдалась. На второй вопрос «…» 53% ответили из интернета, 25% - родители, 7% не знают, а из книг всего лишь 15%. В наше время чаще обращаются к интернету, а не к книге и это плохо.
На 3 вопрос «---» правильно ответили 65%, а неправильно 35%.
Имена собственные в произведениях А.С. Пушкина.
Повесть «Барышня-крестьянка»
Григорий-др.-греч.«бодрствую»
Алексей- др.-греч. «защитник»
Лиза- др.евр. «почитающая Бога»
7
Глава 3. Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось среди учащихся 7 «Е», 10 «Б», 8 «А», 8 «Е» классов МБОУ «Школа №10».
Анкета
1. Знаешь ли ты, что означает твоё имя?
2. Из каких источников ты это узнал?
3. Какие имена в произведениях А. Пушкина ты встречал?
1. Ответ Да- 92 %,
Нет- 8 %.
2. Интернет- 53%,
Родители- 25%,
Книги- 15%,
Не знаю- 7 %.
3. Да- 17 %,
Нет- 35%.
8
Заключение
Опираясь на исторические данные и краеведческие записки, я провела исследование и пришла к выводу: мы должны гордиться, что великий поэт бывал у нас на Дону.
1. А.С. Пушкин побывал в Донском крае.
2. В его произведениях много имён собственных.
3. Учащиеся мало знают о значении своих имен.
4. Надо читать произведения А.С. Пушкина и знать значение своих имен.
Источником исследований в стали результаты анкетирования 28 учащихся 6 класса. Была изучена и проанализирована информация. Цель исследования достигнута. Основные задачи, поставленные в работе, решены.
9
Список используемой литературы
1. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н. Е., Базурина Е.Н. Энциклопедия
русской истории. М. Изд. Эксмо-Пресс, 2000 г.
2. Гнутов В.П.«Поэт в краю донском»;
3. Н.В. Забабурова «С берегов воинственного Дона»
4. А.Д. Киселёва А.Д. «Венок Пушкину»
5. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.
Кожевникова, М. Сов. энциклопедия, 1987 г.
6. Моложавенко В. «Был и я среди донцов», Ростов-на-Дону, 1998 г.
7. Тартынский Л.Ф. «Обвенчать по Дону»
10
Приложение 1 « Буклет»
11
Твёрдое - мягкое
Ёжикина Радость
Философские стихи Кристины Россетти
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Ворона
Комментарии
Читала с интересом.
Читала с интересом. Любопытное исследование. Недавно на уроке русского языка шестиклассники делали мини-проекты о своих именах. Кстати, ребята очень заинтересовались этой темой.