Цель работы: проанализировать и реконструировать культуру обработки и прядения растительных волокон, а также связанные с ней традиционные верования и обряды, бытовавшие у славян.
Задачи исследования:
1. Выявление растений, являющихся сырьем для изготовления пряжи у славянских народов.
2. Изучение технологии переработки растительного волокна для прядения у славян.
3. Анализ верований и обрядов славян, связанных с прядением из растительных волокон.
4. Реконструкция технологического процесса подготовки и переработки сырья, прядение и изготовление повязки на голову из кипрея.
Объект исследования:
прядение из растительных волокон как феномен славянской культуры.
Предмет исследования:
прядение из различного растительного сырья.
Методами исследования являются:
интервьюирование; анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян; анализ статей и очерков о народных промыслах; практическое освоение приемов труда, позволяющее не только реконструировать и описать эти приемы, но и проследить, как носители традиционной культуры символически осмысляли свою трудовую деятельность и ее результаты.
Выводы:
Традиционная культура славянских народов, связанная с технологией переработки и прядения из растительных волокон, очень разнообразна. Славяне издревле использовали различные технические растения для получения пряжи, такие как лен, коноплю, крапиву, кипрей и др.
Будучи важной отраслью в жизни славянских народов прядение из растительных волокон тесно связана с мифологическими представлениями, на обрядовую практику.
В процессе исследования технологии прядения из растительного сырья у славян, нам удалось реконструировать процесс подготовки сырья и прядения из кипрея. Также нами была изготовлена повязка, связанная из пряжи, сотканной нами вручную из кипрея.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Батищевой Екатерины | 255.41 КБ |
Батищева Екатерина,
Ученица 6 В класса
«Прядение из растительных волокон у славянских народов»
Нагорная Светлана Михайловна,
учитель технологии,
Россия, с.п.Нижнесортымский
МБОУ «Нижнесортымская СОШ»
Оглавление
1. Подготовка сырья и изготовление пряжи из растительных волокон.
1.1. Использование льна в качестве сырья для прядения.
1.2. Крапива как сырье для прядения.
1.3. Использование волокон конопли.
2. Реконструкция процесса изготовление пряжи из кипрея.
2.1. Кипрей как сырье для изготовления пряжи.
2.3. Самостоятельное изготовление пряжи из кипрея.
2.4. Использование кипрейной пряжи в старину.
3. Древние обычаи и верования славян, связанные с прядением.
3.1. Связь производственных операций прядения с календарным циклом.
3.2. Верования и традиции славян, связанные с прядением.
3.3. Макошь – славянская языческая богиня прядения и ткачества
Если внимательно рассмотреть любую ткань, можно увидеть, что она состоит из отдельных нитей, тесно переплетенных между собой. А нить, в свою очередь, сделана из отдельных волоконец, у которых длина примерно в тысячу раз больше толщины. Соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити - пряжу - и делать из нее ткани человек научился еще в глубокой древности. При этом люди использовали те волокна, которые им давала природа,- волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.
Актуальность. Народные ремёсла хранят вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одним из таких ремесел является прядение. Вызывает интерес прядение из растительных волокон. Поскольку прядение и ткачество были женскими видами работ, они оказали воздействие на развитие женских верований и обрядов у славянских народов.
Степень изученности темы. Возделывание технических культур, их переработка, прядение и ткачество как традиционная для славян отрасль хозяйства нашли отражение в трудах Д. Нидерле, К. Мошиньского, Д.К. Зеленина, Н.И. Лебедевой, Н.П. Гринковой, Г.С. Масловой. Исследование технологии прядения и ткачества в ее взаимосвязи с обрядами и верованиями проводилось на белорусском и украинском материале ( Н.Г. Владимирская, ЕА. Боряк); есть работы, охватывающие культуру восточных славян в целом (ТА. Бернштам, О.В. Лысенко).
Технология переработки волокнистых веществ, включая прядение, на территории Европы выделилась как отдельная отрасль хозяйства еще во II тыс. до н.э. Славянские племена, заселявшие территорию Русской равнины в VI-VIII вв., принесли с собой навыки владения этой технологией. Основные работы по выращиванию, переработке технических растений, прядение и ткачество традиционно входила в круг женских занятий. Будучи составной частью системы жизнеобеспечения, эта технология оказывала огромное воздействие на духовную культуру.
Цель работы: проанализировать и реконструировать культуру обработки и прядения растительных волокон, а также связанные с ней традиционные верования и обряды, бытовавшие у славян.
В соответствии с целью формулируются задачи исследования:
Объект исследования: прядение из растительных волокон как феномен славянской культуры.
Предмет исследования:
Методами моего исследования являются: интервьюирование; анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян; анализ статей и очерков о народных промыслах; практическое освоение приемов труда, позволяющее не только реконструировать и описать эти приемы, но и проследить, как носители традиционной культуры символически осмысляли свою трудовую деятельность и ее результаты.
Ценность исследовательской работы заключается в использовании данного материала на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятий, в культурно-просветительской деятельности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Первая глава посвящена процессам переработки растительного волокна, изготовлению пряжи из различного растительного сырья. Вторая глава целиком отведена процессу реконструкции процесса подготовки сырья и прядения из кипрея. В третьей главе проанализированы мифологические представления, обряды, связанные с прядением из растительных волокон у славянских народов.
На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, крапивы, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок.
Основным веществом, составляющим волокна растительного происхождения, является целлюлоза. Это твердое трудно растворимое вещество, состоит из звеньев С6Н10О5. Помимо целлюлозы в растительных волокнах присутствуют воски, жиры, белковые, красящие вещества и др. [2, с. 35]
Растительные волокна могут располагаться:
Традиционным сырьём для тканых изделий у славянских народов служили шерсть, лён, конопля, реже крапива, кипрей, добываемые и обрабатываемые в каждом крестьянском хозяйстве.
В центрально-чернозёмных губерниях для прядения и ткачества использовали конопляные волокна. На выращенном конопляном поле вначале убирали «посконь» - «мужские» стебли, их выдёргивали из земли с корнями. Из «поскони» получали более мягкий и тонкий холст. Оставшиеся «женские» растения выдергивали, когда созревали семена. Собранную коноплю обмолачивали, затем стебли шли на дальнейшую переработку. Их замачивали на несколько недель в воде или расстилали на зиму под снег, затем высушивали. Если шли постоянные дожди, топили баню и сушили в ней, там же мяли, сортировали, толкли толкачем в неглубоких ступках. Следующим действием было чесание конопли гребнем и получение кудели. Кудель насаживали на тот же гребень и пряли [7, с.131].
На Северо-западе, в Псковских и Смоленских землях выращивали лён. После созревания коробочек лён собирали (выдергивали из земли, вязали в снопики и просушивали на поле). Затем несколько недель вымачивали в воде. Существовал запрет на вымачивание льна в озёрах, т.к. это отражалось на качестве питьевой воды. Вырывали специальные канавы-колодцы, в которые помещали лён, а для ускорения процесса гниения верхней оболочки льна в канавы помещали трупы домашних животных.
После вымачивания лён просушивали, затем его мяли в специальных приспособлениях- мялках. Далее следовали несколько стадий вычесывания. После первого прочеса из льна получали «отрепы» - грубые волокна, они практически не использовались для создания тканей. Второй прочес давал «изгребы», из них изготавливались половики и мужские передники. «Пачесы» - результат третьего прочеса – шли на полотенца, юбки, сарафаны и порты [5, с.346]. «Судержены (жилки)» - четвёртый прочес, давал основу для тонких нитей, из которых ткали нижние рубашки[3, с. 32-33].
Подготовленные волокна разрыхлялись и очищались, затем из них формировалась лента, из которой после вытягивания и укрепления (кручения или сучения) получали ровницу. В дальнейшем из ровницы вытягиванием или разделением с последующим сложением и кручением вырабатывалась пряжа. Первыми орудиями прядения были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретёна для скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой (донцем) или прялись непосредственно с гребня. Прялки и пряслица (грузики для веретён) на территории расселения восточных славян известны по раскопкам со 2-го тыс. до н. э.
Лен — высокое травянистое растение, которое истрически использовали для прядения раньше других. Волокно получают из надземной части растения. Его легко прясть. Будучи самым прочным растительным волокном, лен идет на изготовление тентов, скатертей, постельного белья и одежды.
Лен был введен в культуру в северных частях Средиземноморья очень давно, еще в каменном веке, практически одновременно с культурой пшеницы. Культура выделки льняных волокон зародилась позже, в Вавилоне и Египте. Первыми научились производить льняную ткань египтяне. Льняные ткани, которые делали в Древнем Египте, были настолько тонкими и прочными, что их невозможно воспроизвести и в наше время.
Культура льноводства восходит в Египте к 4-му тысячелетию до н. э.; расцвет льняного производства здесь отмечен приблизительно 22 в. до н. э. Не менее древней была обработка льна в Месопотамии.
Самое старое из найденных на сегодняшний день льняных полотен было обнаружено в захоронении одной из первых династий египетских фараонов. Более поздние династии вновь оставляют нам свидетельства использования египтянами луба льна. За 2400–2200 лет до н.э. египтяне использовали льняные ткани уже достаточно широко. В гробницах того времени найдены помимо самих полотен отличной выделки изображения процессов выращивания, уборки и обработки льна, а также каменный барельеф, изображающий примитивный ткацкий станок.
За два тысячелетия до нашей эры лен выращивали на территории Древней Колхиды. Археологические раскопки в Приднестровье подтвердили, что древние скифские племена выращивали лен и выделывали из него полотна хорошего качества. В VI в. до н.э. лен выращивали люди, жившие на территории современной Литвы. Развита была культура льна и в Киевской Руси (XI в.) – в это время из льняного полотна изготавливали одежду, знамена и шатры, ткали паруса. Суда князя Олега, покорившего Царьград, были оснащены льняными парусами.
В XII–XIV вв. льноводство на Руси получило широкое распространение в северных, нечерноземных районах – под Тверью, Костромой, Ярославлем, Новгородом, Псковом и Архангельском. Этому благоприятствовала такая биологическая особенность растения, как образование особенно прочных и длинных волокон в условиях нежаркого, достаточно влажного лета.
Из крапивы тоже делали пряли пряжу. Они были достаточно широко распространены.
Крапивное волокно также получают из стеблей, оно гораздо короче, чем коноплевое, но тонкое и блестящее. Крапиву на прядение собирают весной. Это готовая треста, о качестве которой позаботилась сама природа – осенние дожди и туманы, зимний мороз и весенняя оттепель.
Из длинных и тонких волокон – кудели – ткали плотные холсты – потом шили сарафаны, рубахи, полотенца, постельное белье – все необходимое для достойного приданого. Холсты отбеливали на росе и снегу, вываривали в отваре древесной золы или подкрашивали отваром ромашки и васильков.
Из коротких и грубых волокон – изгребья и пачесей – ткали грубое и более редкое полотно – так называемую ряднину, которая шла на мешки, одеяла, подстилки и накидки на возы [5, с.346].
Из непряденых волокон вили веревки и канаты. Сначала волокна в течение суток вымачивали в отваре дубовой коры для прочности. Затем делили на две части, одну из которых окрашивали в черный цвет отваром ржавого мха. Скрученные из волокон двух цветов веревки поражали затейливостью и неповторимостью рисунка!
Конопля - одно из самых первых одомашненных растений, и начало его использования для получения волокон уходит корнями в каменный век. Ученые считают, что черепкам с отпечатками конопляных волокон, найденным в Китае, по крайней мере 10 000 лет.
Хлопок постепенно вытеснил это растение, но конопля была заново открыта в 1980-х, и сейчас заслуженно ценится за свою прочность, потрясающую устойчивость разрушительному действию воды, плесени, вредителей. Пряжа из конопли прочная, мягкая, легкая в уходе. Изделия из нее, можно стирать в машине, они не садятся, не растягиваются, не сваливаются, и только становятся мягче с каждой стиркой.
Конопляные пенька и пряжа служат материалом для изготовления текстиля, обладающего повышенной прочностью, водостойкостью и износоустойчивостью. Недостатками конопляного текстиля являются высокий удельный вес, низкая эластичность и тёмный оттенок, не поддающийся полному отбеливанию. Обычно из конопляной пряжи изготовляют следующие виды текстиля: грубые ткани (парусину, рогожу, холст, брезент), кручено-витые изделия (веревки, канаты, швейные нитки, шпагат) и технический текстиль (паклю, тканевые фильтры, приводные ремни, парашютные стропы, пожарные рукава, конскую упряжь). Из пеньки плетут коврики и циновки.
В прошлом из пеньковой пряжи изготовляли также рыболовные сети и тонкие ткани (включая постельные и бельевые). В ряде стран мира (в частности, в России, Украине, Польше, Германии, Франции) конопля и лён исторически являлись основными растительными источниками текстильного волокна.
Такова конопля, к которой уже несколько лет приглядывается мода. Она растет повсеместно, неприхотлива, не столь трудоемка в обработке, как лен, не требует такого количества химии в процессе производства, как хлопок. Единственная проблема — «подгонка» конопляного волокна к оборудованию для льна и хлопка. В конечном счете получается пряжа, очень близкая по виду и свойствам к льняной.
Выращивание конопли начало терпеть упадок после зачисления конопли к категории наркотических растений (Конвенция ООН о наркотических веществах 1961 г.). Бездумно рубить с плеча в Европе отказалась только Франция, выращивание конопли там и сейчас успешно развивается с постоянной селекцией промышленной конопли. Сделав ставку на селекцию технических сортов с низким содержанием наркотических веществ, французы создали вокруг этой культуры целую отрасль промышленности.
Прочные волокна получают из коры, снятой со стеблей кипрея узколистого. Заготавливают растение осенью: в черный цвет ее красят отваром ржавого мха, а чтобы волокна блестели, в красящий раствор добавляют рыбий жир.
Кипрей называют еще иван-чаем, или дикой коноплей. Его волокна идут не только на плетение, но и для витья веревок, выделки рогожек и мешковины.
Иван-чай одно из самых распространенных растений на территории России. Растет на свежих супесчаных и суглинистых почвах, хвойных и смешанных лесах, вдоль проселочных дорог, на лугах и полянах, на сухих песчанистых местах, часто на опушках, возле посевов, у воды, на сыроватой почве, на осушенных торфяниках, даже вдоль железнодорожных насыпей и канав. Нарядные розовые поля, «разодетые» этим растением можно встретить практически везде.
Иван-чай – это многолетнее, обильно растущее, растение. Высота его доходит до 150 см. Некрупные цветки собраны в кистевые соцветия различных цветов, от часто встречающегося красного цвета с фиолетовым оттенком до бледно-розового или белого цвета. Корни растения ползучие, хорошо развитые. Период его цветения длится с июня до августа.
Многие из нас и сегодня любят пить травяной чай из кипрея. Также кипрей прекрасный медонос, а его соцветия живым ковром украшают природу долгие, горячие июльские дни. Немаловажно, и то, что кипрей имеет весьма интересное свойство – с его стеблей при усердии и умении можно получить пряжу. Кипрей обладает лубяными свойствами, из-за которых растение называют дикий лен и дикая конопля. Стебли кипрея способны дать до 15% выхода волокна. Раньше из этого волокна плели веревки и сучили пряжу, которая шла на выделку грубой материи. У такой пряжи приятный запах, бальзамический и тонкий.
Чтобы пряжу для вязания из кипрея получить собирают его от цветения начала до тех пор, пока не разлетятся семена его – пушистые живые парашюты – примерно до середины октября. При этом важно, какая будет в этот год погода – если дождлива осень, холодна, то лучше со сбором торопиться – при влажности и холоде волокно гниет, теряет прочность на стеблях.
В сентябре нами был осуществлен сбор стеблей кипрея на территории Нижнесортымского лесничества. После сбора, с иван-чая удаляли листья и высушили стебли, разложив их в один ряд так, чтоб доступ был для испарения влаги, иначе волокно сгниет. Когда все стебли высохли, мы приступили к следующему этапу – сняли волокно со стебля. С мокрых стеблей снять волокно гораздо легче, но после такого способа ошмыгать волокно почти что невозможно.
Чтобы понять сущность этого приема, возьмите в руки небольшой пучок обмятых и обтрепанных стеблей кипрея и, крепко сжав пальцами, потрите волокна друг о друга (рисунок А). Обычно при такой обработке от волокон сразу же начинают отделяться и ссыпаться вниз мельчайшие пылевидные частицы, в результате волокна становятся чистыми и шелковистыми.
Если приходится обрабатывать значительное количество тресты, то ее пучки удобнее удерживать не руками, а специальными щипцами (рисунок Б). Щипцы состоят из двух березовых дощечек, соединенных полоской листовой стали. При ошмыгивании один конец пучка (повесма) фиксируют, зажимая, например, в мялице рычагом-билом. Однако гораздо удобнее применять для этих целей специальный зажим с валиком-эксцентриком (рисунок Б).
Здесь закрепленные в зажиме волокна захватывают щипцами рядом с зажимом и начинают тереть друг о друга волокна, двигая щипцы взад-вперед. Ошмыгивая таким образом участок за участком, постепенно продвигаются от одного конца пучка к другому. На следующем этапе пучок волокон переворачивают и закрепляют в зажим другим концом. Теперь остается только обработать щипцами конец, освобожденный из зажима, и переходить к чесанию ошмыганных волокон.
Мы в процессе обминания не использовали никаких приспособлений. Мялицей кипрей не очень эффективно обрабатывать – волокна у этого растения довольно тонкие и часто рвутся при таком способе. Волокна со стеблей мы снимали ножом – соскабливать от корня до верхушки. Крупные стебли разрезали вдоль, и вывернув его как бы наизнанку, одеревенелыми частицами наружу и внутрь волокном, обминали об край стола или стула. Одеревенелые частички аккуратно удаляли, стараясь не порвать тонкие волокна. Ведь чем они длиннее будут, тем легче прясть потом.
После обминания пучок волокон мы подвергли ошмыгивания, также при этом не используя технические приспособления. Для этого мы терли волокна друг о друга, как при стирке. При этом отделяются мельчайшие частицы, излучая приятный запах. Это довольно продолжительное дело и стоит запастись терпением. Чем больше такая процедура будет проводиться, тем мягче, чище будет волокно. Но не стоит слишком долго это делать, чтобы не нарушить прочность и длину волокон.
Ошмыганный пучок мы пряли на веретене, скручивая из волокон нить и получали прекрасную пряжу для вязания. Из полученной пряжи крючком была связана небольшая повязка на голову. У славянских народов считалось, что небольшая повязка, сотканная из кипрейной пряжи, может без особых усилий унять головные боли. Растирание тканью, сотканной из кипрея весьма лечебно тем, кому не понаслышке знакомо слово «ревматизм». Чудесная ткань, сотканная, из кипрейной пряжи пропускает воздух, что способствует беспрепятственному дыханию кожи.
В ходе своей исследовательской работы я взяла интервью у жительницы нашего поселка, Бондарь Г.В., 1945 года рождения. Из их рассказов я узнала много интересного и нового о процессе прядения, в том числе прядения из растительных волокон. Они с огромным желанием рассказали мне, с чего начиналось прядение. Прясть начали в семь лет, используя веретено, а потом в их обиход вошла самопрялка. И такой способ прядения использовали до 50-х годов 20в. Женщины рассказали мне, что они для прядения использовали шерсть, но их мамы и бабушки делали пряжу и из растительных волокон. Им удалось вспомнить в общих чертах процесс изготовления пряжи из кипрея.
Также нам удалось побеседовать с рукодельницей, изготавливающей различные вещи из пряжи из растительных волокон. В основном, Юлия использует в своей работе крапиву и кипрей. Запись беседы с Юлией Лукута:
«Юля открывает нам дверь: невысокая, русые волосы до пояса, перехвачены на лбу ленточкой, на запястьях – браслеты. (Из крапивы, конечно, но так просто и не догадаешься) Одета в платье свободного кроя.
– Из крапивы?
– Изо льна. Но полотно домотканое, кружева тоже сплетены вручную, – Юля предпочитает всё натуральное. – Крапива слишком трудна в обработке. Я из неё не тку, а делаю стёганую ткань. Одна моя знакомая из крапивной нити связала четыре рубашки – каждую продала за 25 тысяч. На фестивале в Крапивне видела мастера, который привёз с собой рубахи, сшитые из кипрейной домоткани. На изготовление одной такой одёжки ушло 2 года. Он их не продавал, но оценивал каждую в 100 тысяч…
– Откуда такая цена? Себестоимость-то у изделия почти нулевая…
– Это ручной труд: всё, что сделано руками, высоко ценится. А ещё тут ценны целебные свойства крапивы и кипрея. При соприкосновении с телом она даёт разогревающий эффект…
У Юли самая обычная квартира. Детские игрушки на полках. (У неё трёхлетний сын.) Аквариум с непривычно громко булькающим вентилятором, из-за которого всё время кажется, что за окном ливень. Юля придвигает поближе тазик с длинными потемневшими палками. Это стебли крапивы.
– Стебель без листьев называется «треста». Волокно, из которого получится нить, находится снаружи, а внутри – так называемая костра, это мусор, от которого надо избавиться, – девушка привычным движением расщепляет сухой стебель. Отламывает по кусочку, так, чтобы костра отделилась, а внешнее волокно осталось нетронутым. Не выходит – волокно рвётся.
– Эту крапиву я собирала осенью. Зимовала она в сарае, видимо, перемёрзла, – объясняет причину неудачи Юля.
Крапиву для изготовления ткани можно собирать круглый год – годится любая. Разница лишь в способах получения волокна. Заматеревшую осеннюю крапиву методично обрабатывают вручную. Молодую, весеннюю или летнюю доводят до кондиции, деревянной палкой выбивая из неё костру. В целом процесс получения крапивной (как и кипрейной) кудели несложный, но длительный и трудозатратный. Волокно аккуратно вычёсывается. Выход длинного волокна, пригодного для прядения нити (более прочной и тонкой, чем льняная) достаточно скудный. На щётке в изобилии остаются вычесы – мягкие короткие волокна. Они у Юли тоже идут в ход: девушка раскладывает их на тканевой основе и делает стеганое полотно, из которого потом кроит стельки, браслеты, кулоны. Из крапивных и кипрейных нитей можно будет вязать носки и варежки».
Исследователи относят прядение не только к одному из древнейших народных ремесел, но и к области русской культуры, которая отражает особенности мифологического сознания. Как основное занятие женщины, ткачество структурирует весь ритм ее жизни, взросление сопровождается постепенным освоением разных ткаческих операций от простейшего (прядение нити) до самого сложного (изготовление полотна). Ткаческий цикл в широком смысле – от сева льна до отбелки волокна – растягивается на целый год и ему подчиняется годовой ритм жизни женщины.
Работы, связанные с обработкой льна были самыми трудоемкими в женском производстве, требовали огромных усилий, сложного обрядового поведения. «От льна черт в воду ушел».
Связь производственных операций с календарным циклом была строго регламентирована, обеспечивала годовой круг работ, отражала особенности культуры славян. Жизнь крестьянина, как прежде, так и теперь, подчинена повторяемой смене времен года, поэтому с древнейшей поры природно-астрономические явления были для людей главными ориентирами в круговороте годовых сезонов. Это прежде всего летнее и зимнее солнцестояния, весеннее и осеннее равноденствия, а также естественная смена времен года. Эти переходные рубежи открываются большими календарными праздниками-святками. Масленицей, осень предваряют праздники во имя Спаса и Богородицы. Переход от зимы к осени определен праздником Покрова.
К уборке льна приступали в середине августа (15-25 августа). Лен выдергивали и расстилали на покосе. Как только заканчивалась уборка урожая, молодежь собиралась на посиделки. Девушки пряли и пели, участвуя в разного рода забавах, помня о главном: продемонстрировать молодым людям свое мастерство, а значит свою зрелость, готовность к браку. Окончание работ по чесанию и трепанию льна приходилась на «Митриевский День». К Дмитриеву дню лен рекомендовалось уже «оголить» [8, с.103].
Прядение (чесание, дергание, сучение и наматывание пряжи) продолжалось до Масленицы. Пряденые нити до тканья в мотках подвергали дополнительной обработке – вымачиванию в щелоке, золе, белили, ранней весной расстилали на снегу или мочили в открывшейся воде. В прядении принимали участие женщины всех возрастов, включая девочек, девушек, старух. В селениях строили к Масленице большие горки. Масленичное гуляния (катания) символизировали богатство. Катание с высоких гор на санках на Масленицу и в первый понедельник Великого поста на качелях, сохранило в народной памяти связь с земледельческой магией, особенно с ростом густого и высокого льна и конопли: русские женщины в эти дни специально для этого (как говорится, «на лен и коноплю») катались с высоких ледяных гор на санках (Ефименко, 1, С.168). После Масленицы женщины начинали ткать до Пасхи.
Предполагается, что изначально каждый день недели связывался с существом прядуще-ткущим, даже само название «сутки» однокоренное с глаголом «ткать» — «то, что соткано» (с’тки). Месяцы года тоже зашифрованы в русской «прядельной» загадке:
Стоит дом в 12 окон
В каждом окне по 4 девицы
У каждой девицы по 7 веретен
У каждого веретена свое имя.
Народная мудрость связала прядение с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к календарным праздникам, событиями жизни и свадебным циклом. Прядение обрядовой нити приходилось на определенные календарные даты: Введение в храм Богородицы (4 декабря), Св. Андрея (13 декабря), в канун Нового года, Св. Евдокии (1 марта), Св. Алексея (30 марта), среда 4-ой недели Великого поста, Чистый четверг, Ивана Купала или определенные дни недели. При этом отдельно оговаривались: а) время суток: до восхода солнца или в течение дня или ночи; б) место прядения - на пороге дома, "на воде", на ходу, у окна; в) участницы действа - женщины, старухи или девочки-"недоростки", часто ни разу до этого момента не прявшие. Иногда колдовские нити пряли левой рукой с кручением веретена "от себя" (против часовой стрелки). Нить, выпряденная в день Введения, обладала целебной силой. Это связывалось с христианским поверьем, что в этот день маленькая Мария была введена в ту часть храма, куда мог входить раз в год только первосвященник с очистительной жертвенной кровью.
В ночь перед Рождеством (зимнее солнцестояние), когда границы миров истончаются, прошлое-настоящее-будущее оказываются рядом, пряли магические нити судьбы. Созданная в Чистый четверг и в канун Нового года нить, надетая на запястье или поясницу человека, совершившего телесное (в бане) и духовное (в молитве) очищение, способствовала благоприятному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства.
Уже в 5-7 лет девочка должна была спрясть свою первую нить, а самыми обидными прозвищами для девочек-подростков были - «непряха» и «неткаха». Отныне прялка становилась неразлучной спутницей женщины. Сезон «прядения» и обработки льна начинался с наступлением октября. Девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась «посиделками», «запрядками» (от «новая пряжа») или «беседами». Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест".
Прядение было не только необходимым ремеслом, но и таинством. Прядильщица создавала форму – нить из бесформенного – комок волокна, определённым образом «организовывала пространство». Не случайно в мифах древних народов Богини - хранительницы судеб сидят за прялками или за ткацким станком. Достаточно вспомнить выражения: «Связать свою судьбу», «Путеводная нить», «Нить Ариадны», «Нить судьбы», «Переплетение судеб», «Привить навык» и многие другие.
Покровительницей прядения и ткачества у славян- язычников была Макошь, которую называли хозяйкой судеб – великой Богиней Земли [8,с.287]. Как указывалось выше, чаще всего в прядении использовались шерсть, лен, конопля, крапива, кипрей, но иногда в ход шли куриные перья – атрибуты Кикиморы и Мары, и волосы хозяев – атрибуты Праматери Макоши. По языческим поверьям, духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие «нити» обладали более сильным воздействием. Поэтому нередко женщины наговаривали на свою работу пожелания.
Заниматься прядением можно было не в любой день, а в строго определенное время, чтобы не "испортить" себе жизнь.
Появление прядущих духов приурочено к определенному времени — в «переходные» моменты, когда миры оказываются близко друг к другу, прядение носит не бытовой характер, а судьбоносный. Поэтому «простым смертным» в такое время нельзя притрагиваться к магическому инструменту сотворения полотна жизни — женщины отдыхают, а богини, духи и «знающие» прядут, воздействуя на человеческую жизнь и мироздание.
Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) - славянская богиня. Занимает одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян.
Макошь - богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. До сих пор сохранились поверья относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Макоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Макошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве даров Макоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название - мокриды. По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания "ма"- мать и "кош" - жребий. Такое словосочетание можно перевести как - Мать судьбы.
Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы. По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).
Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха - прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает - "пятница". Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную "рокировку". Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши.
По пятницам, и в случае с Макошью и в случае с Параскевой, женщинам запрещается ткать, шить, прясть, купаться и купать детей. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами.
Так как Макошь связана с луной, камнем-оберегом этой богини считается лунный камень, горный хрусталь. Металлом Макоши является серебро. Животным - кошка. Символом может быть пряжа, веретено, клубок шерсти и другие предметы рукоделия. Ещё одним символом Макоши является паук и паучья сеть. Паук, как и Макошь, прядёт нить (судьбы). Отсюда идёт поверие, что если в лесу вдруг попадешься в паучью сеть, то это добрый знак, то есть Макошь благоволит такому человеку и подаёт знак, что его нить будет ровная и счастливая.
Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке. День Макоши отмечается 26 октября. Ещё одним праздником, посвящённым этой богине, является Вешнее Макошье (День Земли) - 10 мая. Макошь, вместе с рожаницами Ладой и Лелей, являются главными богинями покровительницами праздника Бабьи каши, который по традиции отмечается 8 января. Праздники, связанные с древними верованиями в Макошь, после христианизации были перенесены на христианскую святую, но имеют прямое отношение к языческим праздникам: Параскева Грязниха (14 октября) и Параскева Льняница (28 октября).
На фоне интернационализации моды существует стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть её особенности, в том числе и в одежде. В современном обществе важной составляющей являются такие категории как мода и стиль. Приверженцы народного стиля всегда чувствуют себя одетыми и оригинально и современно.
Процесс освоения отдельными приёмами художественного ремесла, тайнами народного мастерства, приносит большую радость и удовлетворение, раскрывает многовековые представления народа о красоте и гармонии.
В век современных технологий, машин, искусственных материалов человек подсознательно стремится вернуться к своим истокам, спастись от бездушности цивилизации. Возрождение незаслуженно забытых навыков ручного прядения из растительных волокон возвращает нас к лучшим традициям быта наших предков. Изделия, выполненные из натуральных крапивных или льняных нитей, вобравшие в себя энергетику мастера, недаром издавна считаются оберегами. Старое, забытое сейчас вновь становится новым, актуальным, поскольку мода циклична.
В результате проведённой работы мы пришли к выводам:
1.Традиционная культура славянских народов, связанная с технологией переработки и прядения из растительных волокон, очень разнообразна. Славяне издревле использовали различные технические растения для получения пряжи, такие как лен, коноплю, крапиву, кипрей и др.
2. Будучи важной отраслью в жизни славянских народов прядение из растительных волокон тесно связана с мифологическими представлениями, на обрядовую практику.
3. В процессе исследования технологии прядения из растительного сырья у славян, нам удалось реконструировать процесс подготовки сырья и прядения из кипрея. Также нами была изготовлена повязка, связанная из пряжи, сотканной нами вручную из кипрея.
Что общего у травы и собаки?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Каргопольская игрушка