Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу. И эта особенность определяется несколькими факторами. Постараемся их раскрыть в нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
umom_rossiyu_ne_ponyat.doc | 86 КБ |
Умом Россию не понять!
«Вся Русь- костер
И каждый факел- человек.»
М. Волошин Знание прошлого- ключ для понимания
и настоящего и грядущего.
«Не хлебом единым жив будет человек»... Эти слова относятся к жизни не только отдельного человека, но и народов. Народы, как и отдельный человек, должны иметь тот источник вдохновения, который творчески орошает и оплодотворяет их жизнь и подымает их на высшую плоскость сравнительно с их природными данными, творчески расширяя их жизненные горизонты. Эти духовные начала есть самое ценное достояние в жизни народа; они его, и вместе с тем выше его, ибо они - те идеалы, согласно которым он стремится жить, и тот духовный масштаб, та духовная мерка, согласно которым он оценивает себя и свои действия и достижения, и нередко - в момент религиозного подъема и перелома - произносит суд над самим собой. Отрежьте эти корни духовной жизни, и нечем будет народу дышать духовно - задохнется в сутолоке повседневной жизни и ее страстей.
Песня и слова о русской душе (звучит)
Как затянет, как зальется
Песней русскою народ,
И откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет.
Какая могучесть, исполинская силушка, и в то же время открытость и великая любовь к своей русской культуре
Русская душа! Сколько в ней загадочного ! Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками.
ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ» -
«РУССКИЙ ДУХ», «МУКИ РУССКОЙ ДУШИ» -
ЭТО ОБРАЗ НЕ ЧЁТКИЙ, НЕ УЗКИЙ,
В НЕМ ПОЛЕЙ НЕОБЪЯТНАЯ ШИРЬ!
В НЕМ СТРАДАНЬЕ И РАДОСТЬ РОЖДЕНЬЯ,
В НЕМ, КАК СВЕТ, ЯСНЫЙ ГОЛОС ХРИСТА,
В НЕМ, КАК ВЕЧНОЕ БЛАГОСЛОВЕНЬЕ
ПРАВОСЛАВНЫХ МОЛИТВ КРАСОТА!
ПОДВИГ В НЁМ И СВЯТОЕ СМИРЕНЬЕ,
В НЕМ ОТРАДА И СЛЕЗЫ, И БОЛЬ,
ВОЗВЫШЕНИЕ ЗА ВСЕПРОЩЕНЬЕ,
БЕСКОНЕЧНАЯ К ЖИЗНИ ЛЮБОВЬ!
В НЕМ ОТВАГА И СМЕЛОСТЬ БЕЗ МЕРЫ,
В НЕМ БЕРЁЗ БЕЛОСТВОЛЬНАЯ ГРУСТЬ,
ПРАВОСЛАВНАЯ ОТЧАЯ ВЕРА,
В НЕМ ЗЕМЛЯ, В НЁМ ВЕЛИКАЯ РУСЬ!
ВРЕМЯ КОСИТ, СТИРАЕТ НАРОДЫ –
ИСЧЕЗАЕТ ЯЗЫК НА ЗЕМЛЕ…
ТОЛЬКО РУССКИЙ – ЗАГАДКА ПРИРОДЫ:
ОН КАК СОЛНЦЕ СИЯЕТ ВО МГЛЕ!
Русский народ есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе сильную любовь и сильную ненависть…
Русский человек нередко был склонен к эмоциональному беспорядку, к отсутствию дисциплины, к «размаху», и в то же время к смирению, жалости, доброте и мягкости, мужественности и духовному подвигу,
В чем загадка русского духа?
Наверное все решено так давно,
Что в нынешний век нам понять мудрено.
Косые дожди и сухая трава,
Полынь на лугах, да лесов тишина,
Хранят в себе тайну славянской Земли,
Где праведно жили истоки Руси.
Что подвигало народ проявлять невиданные качеств и совершать беспримерные исторические деяния?
Представляется, что анализ динамики сложнейших процессов современной России возможен при условии исследования ее духовных оснований. Справедливо утверждение известного историка и философа М.Гефтера: «Любой народ, любая страна — заложники своих начал. Мы же — не страна. Мы страна стран. Мы наследники сугубо разных начал, встроенных напрямую в мировой процесс. Отсюда наша особая зависимость от судьбы тех проектов, суммарное название которых — человечество
Всякий народ/этнос, реализуя в ходе этногенеза и исторической жизни свои энергетические потенции, проходит определённые возрастные периоды: детство и юность, возмужание, зрелость, старение. Каждому периоду соответствуют свои особенности: внутренняя структура этноса, энергетический потенциал, цели и задачи. Русские не стали исключением.
Детство и юность русского народа/этноса укладывается в период от первого похода в Поднепровье до нашествия монголо-татар. От первичной консолидации до распада общерусского этногенетического поля на полтора десятка местных этногенезов в рамках удельных княжеств. За это время русские обозначили территорию местообитания от Карпат на западе до Волги на востоке, от Ладоги на севере до Чёрного моря на юге. Источниками, питавшими русский этнос стали этно-культурные общности индоевропейская, уральская, алтайская. Русский этносоциум получает политическое оформление в границах древнерусского государства. Видимо Бог поцеловал русский народ в лоб при рождении, иначе как объяснить передачу христианской православной традиции-эстафеты от греков русским?! Крепкая русская рука взяла православный факел из слабеющей руки византийской с тем, чтобы пронести его по 1/6 суши. Миф о предопределении превратился в христианскую реальность русской жизни. Идея высшего предназначения материализовалась принятием Крещения и Православия в качестве духовной окормляющей во времена правления Владимира Первого.
Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу. И эта особенность определяется несколькими основными факторами.
Постараемся их раскрыть.
Выделяется четыре основных фактора влияния на формирование русского национального характера:
1. Когда рождается человек, в народе говорят, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу, и будет она сопровождать его на всем протяжении жизни, в радостях и невзгодах, спасать от бед и вести к свершениям.
Так ли это или не так, но путеводная звезда просто должна быть. Красивые слова, но все родители мечтают, чтобы их ребенок вырос не только физически здоровый, но и духовно
Вера в звезду. Это вера в
Первозданный духовный образ и историческое предназначение, которыми Творец наделяет народ (духовный генотип), который является 1 фактором.
"Бог дает Дары Святого Духа - всем народам, но мерою различною и особливою.
Почему, кому, и сколько - не разумеем. Но исповедуем, что нет народа обделенного и отвергнутого, хотя есть народы - не соблюдшие, растратившие и зарывшие талант свой в землю" (И.А.Ильин).
2 фактор.
Природные генетические свойства восточно-славянского этноса (природный или этнический генотип);
"Наше своеобразие от славянской крови и славянской души, не похожей ни на монгольство, ни на романство, ни на германство.
(И.А.Ильин).
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и просуществовавшая у славян до 20 века территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию. В тоже время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Наиболее простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово «русский» - вовсе не славянского происхождения. Это самоназвание нескольких народов, живших когда - то рядом со славянами. Позднее из этих народов сформировался княжеский род у славян – «род русский». Но «русский род», хотя и был правящим родом среди славян, в конце концов был теми же славянами ассимилирован. И оставив славянам свое имя, «русы» исчезли, растворились в историческом небытии.
Известно, что ещё в дохристианские времена на Руси была стройная высокоморальная, опирающаяся на правильное мировоззрение религия. Наши предки имели настоящую религию, высокоморальный гражданский кодекс, гуманное устройство общества и семьи. Религия славян складывалась на протяжении тысячелетий. Её формировала окружающая среда, окружающий славян мир. Славяне за свою многотысячелетнюю историю прошли через всё. Живя в разных местах – от Алтая до Великобритании, они испытали и поражения, и возрождения. Их теснили не только другие народы и племена, но и природная стихия, внезапно выступающая в облике смертельного врага. В таких условиях сохранить жизненный дух и здоровье, самообладание можно было только одним путём - правильно вписаться во всё происходящее, в действующие в природе, во Вселенной законы. Знания об этих законах давались нелегко, по крупицам. Но их берегли и преумножали. Они служили для разработки правил поведения каждого человека в отдельности и всего племени в целом. Они служили руководством к действию, к правильной организации жизни всех и вся. В этих условиях наш предок сумел осознать своё место в окружающем его мире, понять, что с природой надо жить мирно, по-братски, не обижая и не побеждая её.
Законы поведения, которые вырабатывали наши предки, принимали форму культов. Так создавалась культура, цементирующая общество, делающая его жизнеспособным. И не было в этой культуре абсолютно ничего, что было бы надуманно, придумано просто так. Всё было целесообразно и жизненно. Поэтому религии, народной традиции следовали в течение тысячелетий
А вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И все это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов, сумевших «переварить», ассимилировать другие этносы
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей! (А Блок «Скифы»)
«Нет на свете чистых кровей и чистых рас; все давно смешалось и переплелось. Смешалась и наша славянская кровь с азиатскими и европейскими народами Но, смешавшись, не растворилась, а дифференцировалась - и дала своеобразный уклад: темперамента, естественности, сердечности, широты, простоты и приспособимости. И эти черты мы передаем и другим народам и другим исповеданиям, живущим с нами" (И.А.Ильин).
« Отмечается противоречивость и сложность русской души, потому что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.» (Бердяев . Русская идея)
Да, скифы-мы! Да, азиаты-мы.
С раскосыми и жадными очами!
А Блок
Смешалась и наша славянская кровь с азиатскими и европейскими народами и наделен русский человек всем, что требовалось для выживания восточнославянским племенам - эмоциональной, страстной, неукротимой природой, сметливым умом, выносливостью, твердостью.
Россия находилась, да и находиться до сих пор на границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только Западным ни только Восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки ,изучавшие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами , то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие - то общие черты .Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных и восточных соседей.
Это влияние сказывалось прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизацией.
В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток – как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.
Помимо этого, Россия была мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо – татарских орд, а потом три столетия противостояла Турецкой империи. С другой стороны, Россия оказалась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала развернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В 19 веке Россия встала стеной перед армией Наполеона, а в 20 столетии перед фашистской агрессией.
Корней тех не видно в сегодняшнем дне.
Осталась лишь память о них на Земле.
Она где-то в сердце у русских живет.
В ночной тишине многозвучьем поет.
Поет о ручье, тропинке родной,
О гордости отчей, об участи злой.
О матери милой, красивой, родной,
Которая кормит заботой одной.
Мы дети божеств из воды и огня
И воздухом крепко обвиты тела,
Наполнены мы ароматом цветов,
Деревья нам дарят защиту и кров.
Наше своеобразие от нашей природы - от пространства, от климата, от равнины, от отсутствия близкого моря, от рек, от погоды, от почвы и от растительности; и от далекого рассеяния по пространствам. Мы сами не знаем, когда и как мы вжились в нашу природу и вжили ее в себя. Но получили мы от нее много; и страстность, и созерцательность, и неуравновешенность, и свободолюбие, и склонность к лени, и братскую спайку...
3фактор.
Экстремальные условия выживания на просторах Евразии - климатические, географические и геополитические (исторический архетип); "
Как привольна ты, Матушка Русь!
Величава от края до края.
Бесконечно тобою горжусь,
Ведь на свете одна ты такая.
От Карельских озёр до вершины Алтая,
Океанов простор - всё ты, Русь, дорогая!
Наше своеобразие было довершено нашей историей. И расселенностью по равнине; и борьбою с кочевниками; и удельно-вечевым периодом; и торговлей с греками и варягами; и Киевским расцветом; и нашествием татар, борьбою с ними насмерть, их 250-летним игом, и идеей града Китежа, и вторжением западных соседей, и русской государственносью –как формой самосохранения народа в тяжелейших условиях исторического существования.
Ведь Русский народ-государствообразователь создал огромное многонациональное государство, уникальную культуру и русскую православную цивилизацию, благодаря тому, что ему была свойственна уживчивость, терпимость и соборность.
А также собиранием Руси Москвою; борьбою с Польшею и Литвою; бесконечными войнами оборонительного характера; Грозным и опричниной; Смутою и замирением юга; присоединением Малороссии; творческою бурею Петра Великого; крепостным строением, бунтами простонародья, дворянскими переворотами, нашествием Наполеона.
При этом русский народ не уничтожил, не поработил, не перекрестил насильственно ни один народ, а утвердил в себе такие качества как терпимость, доброту, соборность.
Народ России мудрый, честный
Веками доблесть доказал.
В суровых битвах – Победитель
Дух, волю, силу показал.
4. фактор.
Воспитание православием (духовный архетип);
Наше своеобразие - от нашей веры языческой и от принятого нами и вскормившего нашу культуру греческого православия, по-своему нами воспринятого, по-своему нами переработанного и по-особому нас самих переработавшего.
Отличие России от Запада и Востока выражалось в том, что на Руси издревне, с 10 века, сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы.
Анализ социокультурного развития России позволил выявить систему духовных ценностей, носящих конкретно-исторический характер. Набор духовных ценностей, норм, образцов, смыслов формировался на основе осмысления реальных форм жизнедеятельности людей, практических достижений культуры. Однако, в процессе христианизации Руси появляются признаки универсальных систем, как абсолютов духовности. Христианство придает целостность древнерусской культуре, консолидирует народ, ориентирует личность.
Россия с белыми снегами
и золотыми куполами...
Россия к Богу приласкается,
с душой своею повстречается...
Россия,щедрая святынями
и зимними ночами длинными...
Крещение Руси в Православие ознаменовало пробуждение русского духа, и было первым актом самосознания народа. В духовном выборе вполне оформился русский народ, объединивший племена восточных славян. Национальный генотип (природные черты характера, данные от рождения) избрал родственный себе культурный религиозный архетип. Очевидно, некоторые религиозные представления язычников-славян были близки или, во всяком случае, бытийно не противостояли основным христианским истинам
Духовная жажда принудила обратить взор русских людей на православную религию. Более всего пленили славянскую душу христианская духовность, христианские добродетели и представления о прекрасном. Историки открывают все более фактов близости ранней русской религиозности христианству, но сам факт невиданно гармоничного принятия христианства на Руси уже свидетельствует, что русское язычество - это русский Старый завет - путь народа к Истинному Богу.
Различные формы языческого мировоззрения по разному, но вполне мирно соприкасались с христианством: «Многие верования, ритуалы, обычаи, связанные с язычеством, Церковь осуждала - но она их прощала. Другие же она восприняла как средства для выражения своих истин, как некий язык. Храмы часто воздвигались на месте языческих капищ, - тем самым, перенимая и какие-то их функции. Православные святые сливались с языческими божествами, занимая ту же "психологическую нишу" (Перун - Илья и Георгий, Велес - Влас и Николай и т.д.). В народе было, например, распространено покаяние Земле (за то, что ее грудь рвали бороной) и исповедь Земле. Церковь осуждала исповедь Земле (в тех делах, исповедоваться в которых надлежало духовнику; это было связано и с тем, что в некоторых ересях - Жидовствующих, Стригольников - исповедь Земле заменяла церковную). Но с другой стороны, Церковь принимала отношение к Земле как священному существу женского пола - мужчина, лежавший брюхом на земле (т.е. в непристойной позе) подлежал епитимье... Многие древние ритуалы органически вошли в церковную жизнь: окропление скотины св. Водой на Никольщину, молебны на поле. Большая часть ритуалов явно распадалась на две части - одна совершалась в церкви, другая имела более древний характер: венчание - свадьба, крещение - крестины, отпевание - поминки и т.д.» (И.Р.Шафаревич).
Генетически русский характер склонен более к стихийному воображению, чем к рациональному осмыслению. Яркая талантливая славянская душа наделена воображением, сильным эстетическим восприятием, мечтательностью, но ей мало свойственна интеллектуальная аскеза и дисциплина.
Но стихия языческой души - мифологических образов, языческих представлений о мире, воображения, - одухотворялась и христианизировалось достаточно долго. Подобное было у всех народов, принявших христианство. Специфика русской христианизации в том, что языческие стихии не выжигались насильственно, как у европейских народов, а достаточно органично сосуществовали в превращенном виде с христианским космосом. Многие бытовые православные представления у русских имеют языческий источник, различные славянские племена вносили свою мифологию, поэтому достаточно разнятся религиозные обычаи в различных областях России. Так сложилась своеобразная - нерационалистическая цивилизация, отличающаяся от западноевропейской большей душевностью, а в сфере мысли большей художественностью и образностью.
Русское религиозное осмысление бытийных вопросов осуществлялось по преимуществу в художественных формах. Основные духовные ценности выражались не вербально, не в теоретических концепциях, а в обычаях, этикете, обрядах, и в церковном искусстве - храмостроительстве, иконописи, литургически. Иконы как красочные картины духовного бытия выполняли на Руси несколько функций. Они были книгами для неграмотных, то есть исполняли религиозно-познавательные функции. Отображая божественные первообразы, икона выполняла поклонную, культовую, а также благодатную, чудодейственную функции. Икона, возводя душу от изображения к первообразу, была зримым путем к Богу, формой мистического постижения природы Божества, выражала те духовные глубины, которые невыразимы в слове: «…иконы насыщены богословскими интуициями... Иконопочитание, столь дорогое сердцу и уму церковных людей, было формой богомыслия, в котором эстетический момент тонул в "восхищении ума"» (В.В.Зеньковский). Глубоко описывает богословско-философскую функцию иконы современный специалист по философии искусства В.В.Бычков: «Иконы и храмовые изображения в Древней Руси должны были представать взорам средневековых людей как галерея идеальных образов, как система духовных ценностей, с ориентацией, на которые им необходимо было строить свою жизнь... Удивительная чуткость русичей к цвету и форме, услаждавшим им зрение и души, позволили им усмотреть именно в них, в их сложных гармонических сочетаниях все те духовные глубины бытия, неизрекаемые тайны и божественные откровения, с которыми их познакомило христианство, и запечатлеть эти "умозрения" в своей живописи... Иконописный канон древнерусской живописи - это грандиозная система ликов, основа художественного мышления древних русичей, четкий конспект всей древнерусской философии в красках, отпечатанный в эстетическом сознании древних мастеров, заказчиков и всех верующих, ежедневно созерцавших лики, образы, иконы в храмах и домах».
Икона- православная святыня. Образ Пресвятой Богородицы своей необыкновенной силой веры, воздействуя на умы и сердца людей, на их дух, вдохновлял народ на подвиги во имя своего Отечества.
Стою перед Владимирской иконой,
В молитве, со склонённой головой,
А над равниной русской льются звоны,
Как покаянья подвиг вековой.
(отрывок из романа «Война и мир»)
Над храмами сверкают купола,
Народу возвращаются иконы,
И мы идем и отдаем поклоны,
Под звон, что издают колокола
Православие дало нам больше всего: живое желание нравственного совершенства, стремление внести во все начало любви, веру во второстепенность земного и в бессмертие личной души, открытую живую совесть, дар покаяния, искусство страдать и терпеть, неутолимый голод по религиозному осмыслению всей жизни и всего мира сверху донизу; и еще: непоколебимую уверенность в возможности и необходимости единения человека с Богом в этой жизни и в будущей, и Соборную характеристику Православия народ принял как свое родное, многое в русской жизни определялось ею, в частности принцип созидания империи - через собирание земель, соборное сожитие множества племен и религий. Искание живых путей в этом единении и преодоление страха смерти через созерцание жизни и земной смерти Христа Сына Божия.
«Это и есть именно тот дар, который в истории христианства называется духом и который приходит к нам через поклонениям святыням ап. Иоанна, который утрачен Западом и отречься от которого значило бы отречься от самого русского естества. И что еще достопримечательно, что этот дух пропитал всю русскую культуру - русское искусство, русскую науку, русский суд - и незаметно был впитан и инокровными и инославными русскими народами: и русскими магометанами, и русскими иудеями так, что они уже нередко чувствуют себя ближе к нам, чем к своим единокровным и единоверным братьям" (И.А.Ильин).
Русская судьба состоит из очевидных и, вместе с тем, беспрецедентных исторических фактов. Но наиболее беспрецедентно то, что русский народ не только выжил при этом, но и создал культуру великого духа, которая является одной из стержневых культур человечества, и которая оказала, и продолжает оказывать огромное влияние на традиции самых разных народов Востока, Кавказа, на западноевропейские культурные традиции.
Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.
В каком духе были взращены поэты и писатели Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов, Солженицын; философы Ильин и Бердяев; композиторы Чайковский и Мусоргский; художники Репин и Левитан; учёные и изобретатели Менделеев, Сикорский, Зворыкин? Все они насквозь пронизаны русскостью.
Именно их гениальный дух, их гениальные открытия и творения, вошли в культурную традицию Запада, оказав влияние на умы и сердца многих и многих её представителей.
Не случайно Россия испытывает сейчас огромное противостояние. Антиправославные силы Запада и всего мира направлены на уничтожение русской культуры. Могущества России боятся. Ведь за ней кроется глубина, сокровенное, что вынашивалось и защищалось веками нашими предками – это истинная православная вера. Фактически одна Россия-матушка осталась во всем мире хранительницей православного вероисповедания.
Тема русского национального характера особенно актуальна сейчас - в период глобальных преобразований на евразийском континенте. Несмотря на невиданные катаклизмы и жертвы нынешнего столетия, русский народ сохранил многие свои генетические и культурные характеристики. Что-то искажено и требует излечения, что-то ждет своего возрождения,
Мы гордимся, что мы Россияне поэтому
СЕРДЦЕМ С РУСЬЮ ЕДИНЫМИ СТАНЕМ,
НАМ СУДЬБА - ЗА РОССИЮ ГОРЕТЬ!
ГДЕ БЫ НИ БЫЛИ МЫ - РОССИЯНЕ,
С ТЕМ РОДИТЬСЯ НАМ, С ТЕМ УМЕРЕТЬ.
СОХРАНИТЬ РУССКИЙ ДУХ - ДЕЛО ЧЕСТИ!
И ВЕЛИКИЙ ЯЗЫК ОТСТОЯТЬ!
ПУСТЬ ВСЕ ВИДЯТ: МЫ РУССКИЕ ВМЕСТЕ -
НЕСЛОМИМАЯ СИЛА И РАТЬ!
ПУСТЬ ИСТОРИИ ГИМН ВЕЛИЧАВЫЙ
ЗЕМЛЯМ ВСЕМ БУДЕТ СЛЫШАН В ТИШИ! -
ЭТО ГРОМКАЯ РУССКАЯ СЛАВА,
И СИЯНИЕ РУССКОЙ ДУШИ!!!
Звучит ГИМН России
Загадка Бабы-Яги
Валентин Берестов. Аист и соловей
Н. Гумилёв. Жираф
Рисуем лошадь акварелью
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский