Исследовательский проект по краеведению, представленный на конкурс исследовательских проектов младших школьников "Гулливер"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_gde_rodilsya_kolobok.docx | 40.54 КБ |
Западное управление министерства науки и культуры Самарской области
Окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»
СЕКЦИЯ
КРАЕВЕДЕНИЕ
«ГДЕ РОДИЛСЯ КОЛОБОК?»
Выполнил:
Строгонова Арина;
учащаяся 2 класса
ГБОУ СОШ пос. Волжский Утес
Руководитель работы:
Корчагина Марина Владимировна;
учитель начальных классов
г. Сызрань, 2016 г.
Содержание работы
Однажды на внеклассное мероприятие «По дорогам русских сказок» в гости к нам пришла Баба-Яга. Она играла с нами, давала нам разные задания, а в конце сказочного праздника рассказала, что родом она из села Кукобой Ярославской области. Баба-Яга рассказывала о себе, о других волшебных героях сказок, о самих сказках.
Актуальность: Путешествуя по нашему замечательному краю, мы видим, как много у нас исторических мест. В последние годы многие здания реставрируются, устанавливаются новые памятники. Наш край имеет древнюю историю. А древность –это сказки, былины, легенды, предания. Возможно, наш край тоже является родиной какого-нибудь сказочного героя?
На праздник Рождества я участвовала в спектакле, у меня была роль Рождественского Колобка. Мой герой был очень веселый, добрый, любознательный. Интересно, подумала я, а откуда взялся этот сказочный герой? Кто же такой Колобок?
Цель моего проекта: узнать, откуда возник сказочный герой Колобок.
Задачи:
Проблема. Одна из первых сказок, с которой мы знакомимся в детстве - это «Колобок». Ее смысл: будь внимателен, не хвались зря. Однако назвать место рождения Колобка наверняка вызовет у многих недоумение. Итак, попробуем найти ответ на этот вопрос.
Место рождения Колобка по тексту
Колобка в сказке испекли, получается, что «родина» главного героя - это печь.
Но если внимательно вчитаться в текст сказки, то внимательный читатель обязательно скажет, что Колобок родился в амбаре или сусеках.
В сказке сказано, что Колобка изготовила бабка из остатков муки «по сусекам помела, по коробу поскребла, набрала муки горстки две да и испекла Колобка.
Происхождение слова «колобок»
В знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Д аля оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «круг, окружность, обод, обруч; колесо»; существовало слово «колобъ», в значении «башка, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; конурка, толстая лепешка, круглый пирог с толокном». Таким образом, круглая форма главного героя сказки исходит из его названия. В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – круглый бок или «кружок», «кружочек».
Колобок – уменьшительное от колоб – «скатанный ком, шар; небольшой, круглый хлебец, хлеб; клёцка из пресного теста». В тверских говорах есть слова колобу́ха «галушка, увалень», колоба́н «толстая лепешка», околобе́ть «сжаться». Толстая, круглая лепёшка, изготавливаемая в виде хлебного кома, почти шара или разбухающая до формы шара к концу выпечки.
Колобок - кулинарное изделие?!
Почему все герои сказки непременно хотели съесть колобка? Наверное, Колобок был очень вкусной выпечкой. Хорошо было бы узнать рецепт выпечки Колобка – кулинарного изделия и самим испечь Колобок.
Снова перечитали сказку, чтобы узнать рецепт Колобка. В сказке всё просто: «Старуха наскребла муки две горсти, замесила тесто на сметане, состряпала колобок. Испекла и на окошко студить положила».
И опять здесь помог словарь - в «Кулинарном словаре», «…колобок (колобуха) – чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным, но вкус и форма его были обусловлены самим характером теста. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии припасов для хлеба в необходимом количестве. На колобок – шли остатки разной муки и все поскрёбки квашни, что оставлялись на закваску. Из этого сборного теста должно было получиться не особенно качественное изделие. Однако именно высокий процент закваски и разнообразный характер муки (пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т.д.), и создавали отличный вкус. Получался пышный, особо ноздрястый, мягкий, хорошо пропеченный и долго не черствеющий хлеб.
Крестьяне могли объяснить такое явление лишь чудом. Наверное, это и помогло создать сказочный сюжет о колобке.
Рецепт приготовления Колобка
Теперь кулинарный рецепт старой сказки полностью восстановлен:
Муки насыпать 2 горсти,
Дрожжей ты ложку положи,
Яйцо разбей же поскорей,
Сметаны в тесто ты налей,
Про сахар, соль ты не позабудь,
И масло надо б ливануть.
На сковородку.
Жарь быстрей!
И на окошко положи
Всего минуточки на три…
Присматривай!
Сказочная карта России
В 2010 году в России начал реализовываться проект «Сказочная карта России». Автор проекта, разработчик Алексей Козловский, рассказывает, что к работе над проектом привлекаются краеведы, исследователи мифологии. Автор также приглашает к участию в проекте всех желающих, ведь множество героев сказок у нас не имеют своей малой Родины.
Пока география на сказочной карте России охватывает родные места далеко не всех героев русских сказок. Сейчас это только десяток адресов. Ведь пока еще никто не знает, откуда родом Василиса Прекрасная. А в каком именно селе испекли Колобок? Автор проекта надеется на сотрудничество – героев сказок на всех хватит! Однако, хотя список «безродных» сказочных героев велик, некоторые города ведут спор за право иметь родство с героями сказок. Официально родину имеют только Снегурочка – в Костроме, а также Дед Мороз – Великий Устюг. Эти города оформили авторские права на возможность называться местом жительства героев. По словам автора, Алексея Козловского, при помощи карты можно будет оценить интерес аудитории к сказочным проектам. Если будет интерес, то возможно и местные власти будут охотнее селить у себя сказочных героев.
Ярославская область на сказочной карте России оказалась самым гостеприимным местом, как для сказочных героев, так и для туристов. Сейчас там проживают Алеша Попович, Емеля вместе со Щукой, Курочка Ряба и сама Баба Яга. Ко всем местные жители относятся дружелюбно. Правда вот Баба Яга прижилась не сразу. Вокруг села Кукобой, где поселили старушку, много храмов, и священники решили, что такому «бесовскому» персонажу там не место. Пришлось вести долгие переговоры, в итоге ярославская Баба Яга стала совсем другим человеком. Она перевоспиталась, всегда готова прийти на помощь и лишь иногда немножко хулиганит.
А Колобок-то рядом!
В ноябре в нашем санатории проходила встреча с представителями Симбирского Центра Славянской Культуры. Мы всем классом присутствовали там. И вдруг, председатель Центра Владимир Андреевич Ланько рассказал нам, что их центр тоже изучает вопрос о месторождении Колобка. Он подтвердил мои предположения. Краевед Сергей Борисович Петров нашел подтверждение происхождения колобка из Симбирска в словаре Даля, где в качестве определения слова “колоб” указывается “колебятка, по-симбирски- последний хлеб из квашни”.
Колобок – исконно русское блюдо, которое вышло из обихода примерно в 17-м веке. Этот факт снова подтверждает происхождение нашего героя. Место рождения Колобка – это просторы нашей страны. Блюда в форме колобков популярны и сегодня. Их фаршируют мясом, творогом, посыпают сахарной пудрой.
В симбирских летописях четко называется день его рождения – 14 сентября. Это дата праздника Семенова дня. Семенов день издавна считался началом бабьего лета, в него на Руси устраивали первые после лета посиделки, на которые из муки нового урожая пекли хлеб и колобки. Симбирский центр славянской культуры выступает за возрождение этого праздника еще и как дня рождения колобка.
Авторы всероссийского проекта "Сказочная карта России", в рамках которого создаётся географическая карта страны с указанием мест рождения или "проживания" самых известных сказочных героев, намерена объявить Ульяновск родиной Колобка. Таким образом, этот город станет уже 18-м в стране, в котором получили "прописку" герои детских сказок.
Кроме того, уже продвигается идея выдвижения Колобка в качестве талисмана на чемпионат мира по футболу в 2018 году».
В этом году в области появилась усадьба Колобка. «Усадьба Колобка» расположилась в «Центре ремёсел», который располагается в селе Новая Беденьга.
Усадьба включает ряд объектов: «Домик Колобка», «Колобкодром», детскую площадку, сувенирную лавку и «живым» Колобком, выполнять функции которого, естественно, станет аниматор. «Колобкодром» и детская площадка запланированы как объекты активного отдыха с аттракционами.
Центр Славянской Культуры отправил Колобка на первые Всемирные сказочные игры, где наш Колобок стал победителем.
Наш знакомый Владимир Андреевич Ланько сочинил новую сказку про Колобка – «Колебятко», он рассказывает новую историю колобка. Не смог автор новой версии старой сказки не обратить внимание и на окончание истории. В ее ульяновской версии колобок спасается от лисы, невредимым возвращаясь домой к деду Семену и бабе Параскеве и их праздничному столу. Вокруг него собираются и люди, и звери. Кроме колобка, автор собрал в книге и другие символы Поволжья. Так, за веселящимися героями наблюдает солнечный орел – природный символ Симбирской губернии и серебряный дикий козел с золотыми рогами –символ Самарской области.
В гостях у мастера
Председатель Симбирского Центра Славянской Культуры Владимир Андреевич Ланько пригласил нас к себе в гости. Гостей Владимир Андреевич обычно встречает на крыльце своей мастерской, в которой красуются старинные чугунные утюги, самовары и старые балалайки. Но главное ее украшение – невообразимое количество улыбающихся Колобков. Улыбок так много, что и сам не можешь удержаться от того, чтобы не растянуть рот до ушей. А все они – колобки! Колобков тут – целое семейство. Они улыбаются вам со столов, из-за кистей и красок, с пианино и даже с подоконника, с которого, кажется, готовы сигануть за окно и укатиться навстречу приключениям.
Хозяин мастерской раскручивает на ладони, как футболист мяч, колобка с озорными глазами и вдруг крепко подхватывает. «Стоп! Куда?» – серьезно говорит колобку Владимир Ланько. Хоть и не испечен этот колобок в печи, а выточен из липы и раскрашен в стенах этой мастерской, норов у него тот еще… Хозяин ставит колобка подальше от края стола, делает ему суровый выговор и грозит пальцем.
Владимир Андреевич Ланько – бывший военный, его бывшие сослуживцы, которые навещают его в мастерской в Безымянном переулке, не могут поверить, что этот человек, вытачивающий из липы шары, их бывший строгий начальник. Разве можно было поверить, что полковник Ланько станет главным мастером по колобкам в России. А теперь Владимир Андреевич этим званием даже гордится.
Заключение
Сказки сопровождают людей на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога Родина, народ и его история.
Любимая сказка «Колобок» – всем нам знакомая с детства. Вместе с Колобком мы попадаем в удивительный мир прошлого, прикоснулись к истории нашего края (кстати , территория г Сызрани и Шигонского района, где я живу еще в начале 20 века относилась к Симбирской губернии).
Список литературы
Ворона
Несчастный Андрей
Рисуем акварельное мороженое
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем крокусы акварелью