Проект "Деревянное чудо" рассказывает о том, как зародилась традиция возводить строения из дерева, убеждает в том, что деревянная архитектура является неотъемлемым атрибутом Древней Руси и представлена уникальными объектами деревянного зодчества, которые поражают свое красотой и мастерством русских древоделов.
Вложение | Размер |
---|---|
Деревянное чудо | 56.9 КБ |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1015
119633, Москва, ул. Новопеределкинская, д.9, корп.1 Тел. 733-54-68
Проектно- исследовательская работа
Тема: « Деревянное чудо»
Члены авторского коллектива:
учащиеся 9,10 классов ГБОУ СОШ №1015
Трощенкова Светлана
Смирнова Елизавета
Почтов Максим
Научный руководитель : Жилкина Любовь Михайловна,
ГБОУ СОШ №1015, учитель МХК.
Консультанты : Лебедева Вера Евгеньевна ,
ГБОУ СОШ №1015, учитель истории.
Шураева Марина, ГБОУ СОШ №1015 ,
ученица 11класса
2014г.
1.Актуальность темы исследования.
Как известно, культура человека базируется на ценностях прошлых поколений. Поэтому для любого народа, его самобытного развития чрезвычайно важно помнить свои духовно-нравственные истоки, святыни и традиции. Память народа помогает ему выжить, сохранить жизненный опыт, свою культуру. Особенно актуальным это становится в переломные эпохи исторического развития тех или иных народов.
На современном этапе российское общество переживает духовный кризис, который обязывает нас обратиться к истокам русской культуры. Опыт прошлого может дать ответы на вызовы современности. Общение современного человека с предшествующими поколениями через искусство, литературу, религию, систему нравственных ценностей расширяет границы его непосредственной практики, духовно укрепляет, воспитывает любовь к своей Родине.
Обращение к истории и традициям отечественной художественной культуры актуально еще и потому, что многие ее образцы и сегодня не утратили своего духовного потенциала , эстетической ценности и могут служить средством воспитания чувств гуманизма и патриотизма, нравственных идеалов , понимание возвышенного и прекрасного, высокой духовности нынешних и будущих поколений.
Деревянное зодчество – это составляющая нашего национального наследия.
В настоящее время мир деревянного зодчества и поделок из дерева стал забываться, но в данной проектной работе представлена возможность восстановить удивительную картину, уносящую нас в далекое прошлое, в мир, где наши прадеды вершили историю.
Проект "Деревянное зодчество" рассказывает о том, как зародилась традиция возводить строения из дерева, убеждает в том , что деревянная архитектура является неотъемлемым атрибутом Древней Руси и представлена уникальными объектами деревянного зодчества, которые удивительно гармонично вписываясь в современную жизнь, поражают своей красотой и мастерством русских древоделов, всех, кто прикасается к этим культурным ценностям. А сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России и в Москве должно быть одной из первостепенных задач в культурной и образовательной жизни страны и города Москвы.
2.Область исследования.
Русское деревянное зодчество.
3.Предмет исследования.
Архитектурные ансамбли, церкви и часовни, сохранившиеся на Севере, в центральных областях России, в Московии. Наряду с памятниками деревянного зодчества внимание уделено и другим наиболее значительным историко-архитектурным объектам.
4. Цель исследования.
Познакомиться с русской деревянной культовой архитектурой на примерах существующих памятников, с особенностями их строения.
Проанализировать культурно-историческую ценность и уникальность объектов деревянного зодчества.
Показать уровень высокого мастерства наших предков, создавших уникальные произведения деревянного зодчества, ставших ценнейшими источниками материальной и художественной культуры русского народа;
5. Задачи исследования.
1. Развитие эстетического вкуса, любознательности, интереса к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер,
2.Воспитание чувства гордости за свой народ, культуру.
3.Формирование устойчивого интереса к художественным традициям и быту русского народа.
4.Пробудить понимание красоты произведений деревянного зодчества, чувства уважения к их творцам.
6.Методы исследования.
Наглядный, поисковый, репродуктивно-словесный, креативный.
7.Ожидаемые результаты.
Развитие устойчивого интереса к художественным традициям и быту народов, интереса к русской культуре и истории, народному творчеству.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности в декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, интерьера).
Литература:
www.myslenedrevo.com.ua/studies/pavlucki/ и др.
И когда оческами кудели
Над избой взлохматится дымок-
Сказ пойдет о красном древоделе
По лесам на запад и восток.
(Н. Клюев)
Стоит в Переделкино, в поселке Чоботы более 100 лет чудо, какой хороший деревянный дом. Пройти мимо и не обратить внимание невозможно. Все в нем гармонично и немного таинственно. А тайна, видать его в том, что это творение из дерева построил в 1900 году выдающийся русский архитектор с мировым именем Федор Осипович Шехтель, создавший свой особый стиль. «Талантливейший из всех архитекторов»-отзывался о нем А. Чехов. Многими декоративными находками хорош этот дом. Простота, элегантность и некоторая сказочность делает его шедевром, потому что ставлен он руками мастеров – преемников лучших русских плотницких традиций, уходящих в седую старину, когда основным строительным да и обиходным материалом на Руси было дерево, к которому относились как к живому существу. Дерево близко и понятно человеку. Его поверхность, чуть шероховатая и теплая на ощупь, сродни человеческой коже. Нам приятен смолистый запах деревянных изделий. Мы с интересом разглядываем замысловатый рисунок деревянных волокон. Любая деревянная поделка сохраняет память о тенистом, ароматном лесе.
. Ведь нашим пращурам лес-урочище представлялся заповедником
таинственных существ.
На его неведомых дорожках запросто встречались
«следы невиданных зверей»… там чудеса… Избушка там …
Там – оттуда , можно сказать , есть-пошло и наше зодчество,
дома- грады древо-древесные. Радовало жить-поживать да добра
наживать невыразимое духовное сродство, общность судеб с Древом .
Ведь, как и всякий человек, дерево появляется из семени- тьмы на свет,
растет- расцветает, мужает- силится , дряхлеет- отходит обратно в темное
лоно Земли-Матери. Значит, очевидно, они принадлежат одной
надмирно-вселенской Жизни. «Вытирая лицо о холст с изображением
древа, народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних
отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного
древа...»-писал С.Есенин.
Отсюда и народное зодчество некогда было сродни выращиванию,
когда бревно приноравливалось -приживлялось к бревну, венец
вырастал над венцом. Также и города исстари не множились-
увеличивались, но ,именно, росли –прирастали своими « годовыми
кольцами», напоминая спил былинного Древа – великана с многочисленными побегами- слободками.
И знаем мы из Библии тот факт, что Господь сначала вырастил Древо и только затем принялся за людей, что Иосиф, « обручник Пресвятой Девы Марии Богоматери» по жизни древодел- плотник, что традиционно наследовалось по мужской линии.
Стоит ли удивляться особому уважению, которым были одарены деревянных дел мастера. Хороший плотник известен далеко за пределами своего города или деревни.
Федот:Слышь, Фрол. Давеча от князя дворский с двумя оружными заезжал. Сказывал, хватит, дескать, Федот, на печи лежать да сухари жевать. Сбирай, сказывал свою артель да зачинай, сказывал, князю новы хоромы ставить.
Фрол: А ведь и впрямь… Ужо два лета минуло , как лес насечен, да под городней бревнышко к бревнышку уложен . Звенят ужо, поди.
Ванятка: А старые то хоромы хороши?
Федот: Да уж куда краше. И просторны и высоки, и изукрашены резьбою придивною .
Лучше нашего Ваньши да Петра Резца, кто так дерево изукрасит? Невидывал я таковых. Что к ним в руки не попади, тот час заиграет, запоет. Аки душа живая в наличник, в причелину, али в балясину вселяется, так и живет: с людьми старится , да все глаз радует .
Фрол: слышь, Федот, а дубу на хоромы то саму малость заготовлено.
Федот: Дак то, небось, только на чураки –стулья. Вобьем их на два локтя в землю, на локоть выпустим и почнем по ним венцы класть.
Фрол: Подклети ко Троице сложим и волоковые оконца-продухи обустроим хитро, чтобы дышалось в подклети легко. Да тут же и крыльца ладить зачнем. Никольша да Олекса Скобель на драницы станут. Ужно лучше то их никто бревно на драницы не поколет. А как затешут-любо дорого посмотреть.
Федот: Станете с ними, Васятка, по первой. Узнаш, Ванятка, како древо бывает свилисто, како- прямо.
Фрол: Коли судить по лесу , что под горолней сложен , хоромы, чай , недюже велики. Мыслю, клети под горницы да светелки, сенца да мудрены переходы к Ивану Травнику сложим. С погодушкой бы добре было.
Фрол: Саву Стружка надо бы в артель взять. Размысленный дед. Уж он знает , что да как.
Фрол: Правда, немощен больно. Управится ли?
Федот: А нам не руки, голова его нужна. Считай, все нонешные мастера , что в слободе, из под него вышли. А не мы ль с тобой за ним сызмальства со снарядом плотницким короба таскали, да каждое слово поймать норовили.
Фрол: Что правда, то правда. Однако, к Ильину дню подведем, мыслю, хоромы то под кровельки. Да кровельки сладим всяки: чтобы тебе и шатер , и бочка, и палаточка, и куб…А и глядишь, князь с нами правде то и расплатится.
Руками русских плотников сооружались подлинные памятники деревянного зодчества. Мастеров этой профессии называли еще рубленниками, потому что они, пользовались только топором.
Сохранилось сказание о дивном мастере-плотнике Нестере. Его артель срубила знаменитый Преображенский собор на острове Кижи. Каждый раз, когда Нестеру нужно было собрать свою артель, он посылал по деревням своего помощника. В руках у того был топор мастера. Опытным плотникам было достаточно на него взглянуть, чтобы догадаться, что Нестор собирает их на новое дело. По каким-то неуловимым чертам они безошибочно узнавали топор мастера.
В народе говорили :
«Кабы Бог не дал топора, так бы топиться давно пора»,
«Топор всему голова».
Дело в том, что пила разрушает волокна дерева. От этого пиленые доски и бревна легко впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые стоят веками, потому что от удара топора древесина становится как бы закупоренной и влагу не пропускает, поэтому деревянные строения были прочными и долговечными, значит и красивыми, т.к. красота в плотницком деле дружит с прочностью и точным расчетом. «Думает плотник топором». В этом-то и состояло подлинное мастерство русских древоделов. Они рубили избы, хоромы, храмы, деревянные укрепления, сооружали крупные постройки по заказу царского двора.
Основой рубленого русского дома является бревенчатый сруб, который состоит из горизонтально уложенных друг на друга бревен – венцов. По углам сруба вырубаются специальные бревенчатые замки, с помощью которых он и скрепляется. Наиболее распостранены рубки «в чашу» и «в лапу». При рубке «в круглую чашу» в верхнем поперечном бревне вырубали полуцилиндр, который повторяет профиль нижнего продольного бревна. А для сопряжения параллельных бревен, вдоль бревна выбирается паз и каждое бревно плотно примыкает к другому этим пазом. При рубке «в чашу» бревна соединяются так, что концы их выступают за пределы сруба, хорошо предохраняя от промерзания углы дома. Рубка «в лапу» увеличивает размеры сруба, так как замок, скрепляющий венцы, делают на самом конце бревна.
Для строительства бревенчатого дома служили в основном хвойные породы – сосна и ель, реже дуб. Строевой лес использовали в виде бревен, круглых или окантованных балок, пластин, досок, брусков. Срубы делались квадратными или прямоугольными, ограничением служил принятый размер бревна. Лишь в отдельных случаях, главным образом в церквях, срубы имели форму многогранников. Собранный из сырого материала сруб, выдерживался в течение какого-то срока для усадки венцов, затем его перебирали и устанавливали вновь, но уже с утеплением. В качестве утеплителя использовали лен или мох, который укладывали в выемки - пазы. Благодаря этой технологии в хорошо сложенном бревенчатом доме нет сквозняков, не смотря на отсутствие дополнительной обшивки. А качественная подгонка бревен друг к другу позволяла сохранять тепло в доме в любые морозы.
Археологические раскопки, проведенные в наиболее древних русских городах, полностью подтвердили ранее сложившийся взгляд, что все строительство на Руси до 10в. велось исключительно из дерева Развиваясь, деревянное зодчество прошло большой и сложный путь, отражая своеобразные социальные условия жизни народа..
Деревянное зодчество было теснейшим образом связаны с жизнью страны. Рост городов Киевской Руси обусловил в конце X—XI веках быстрый подъем зодчества, и в первую очередь деревянного. Огромную роль в этот период играло оборонительное строительство. Само слово «город» обозначало прежде всего укрепленное поселение.
Крепостные сооружения городов в эту пору представляли собой деревянные стены, стоявшие на земляных валах. Стены состояли из отдельных, плотно соединенных между собой срубов. Их спокойный ритм определял внешний облик стен. Башни применяли в очень ограниченном числе, но въезд в город всегда вел через проездную башню. В специальных военных крепостях деревянные конструкции, скреплявшие изнутри земляные валы, часто использовали в качестве помещений для гарнизона.
В области жилищного строительства на Руси издавна сложилось два типа построек.
Русские жилища северного типа были наземными, со срубными стенами, деревянным полом, двускатной кровлей и большой печью, сложенной из камней. Часто к основному срубу примыкала узкая деревянная галерейка. Южный тип жилища условно называют полуземлянкой. Пол таких домов несколько углублен по отношению к поверхности земли, стены— деревянные, большей частью присыпанные снаружи землей. Крыша также покрывалась слоем земли. Печи — каменные или чаще глиняные. Рядовые древнерусские жилища имели, как правило, одно помещение, приблизительно квадратное в плане, со сторонами 3-4 метра. По внешнему облику и декоративному оформлению, о которых можно судить лишь предположительно, эти жилища, видимо, стоят еще за пределами искусства архитектуры. Документы говорят и о крестьянских многосрубных постройках: «...а на дворе хоромов изба на подклете, да сени с подсением, да повалуша с подклетом, да сенник с двома хлева, да амбар с подклетом, да мыльня»— так описывается в 1593 г. крестьянский двор на реке Варзуге.
Иное дело дома богатых, где народный тип срубной постройки композиционно осложнялся. Два, три а иногда и более помещений перекрывали высокими кровлями, украшали декоративной резьбой и, вероятно, росписью. Печи здесь имели дымоходы. В состав княжеского двора входило характерное для Киевской Руси сооружение—гридница —большой светлый зал, служивший местом многолюдных собраний князя с дружиной и пышных пиров. И хотя из-за пожаров мало сохранилось старинных деревянных построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах. А вот описание терема из сборника «Древних российских стихотворений» Кирши Данилова:
Три терема златоверхие,
Да трои сени косящаты,
Да трои сени решетчаты,
Хорошо н теремах изукрашено,
На небе солнце, в терему солнце,
На небе месяц, в терему месяц,
На небе звёзды, я терему звёзды,
На небе заря, в терему заря -
И вся красота поднебесная.
. Очень вероятно, что наши предки строили и культовые сооружения. Языческие культовые места — требища —представляли собой круглые земляные площадки, где стояли идолы и горели священные костры. Для требищ выбирали красиво и эффектно расположенные возвышенные места.Возможно восточные славяне там сооружали и деревянные рубленые языческие храмы. Ведь первые христианские деревянные храмы были созданы руками русских плотников. В летописях есть упоминание о ранних деревянных храмах. В частности деревянная церковь Ильи в К и е в е (первая половина X века).. Еще в 989 году в Новгороде из дуба была сооружена Софийская церковь «о тринадцати верхах».В конце века новгородские мастера срубили монументальный тринадцатиглавый с о б о р Софии; по вероятной гипотезе, его величавый объем складывался из тринадцати соподчиненных столпообразных срубов. Не удивительно, что уже в началеXII века искусство новгородских ≪древоделов≫ получило общерусскую известность, Видимо, ими же в 60-х годах XI века построен из дуба с о б о р в Ростове. Когда он погиб в пожаре, летописец отметил, что это была ≪соборная, дивная и великая церковь, какой еще не было и не будет≫. Не менее замечательным являлся деревянный храм, посвященный новым русским святым — князьям Борису и Глебу, в Вышгороде. По словам автора жития, князь Ярослав ≪еозгради церковь велик у, имеющу верхов пять и исписа всю и украси ее всею
красотою≫.
Широкое развитие деревянного строительства содействовало его совершенствованию и специализации, выделению мастеров и сложению строительных корпораций. Первые известные нам по имени русские зодчие — вышгородские мастера М и р о н ег (начало XI века) и Ж д а м-Н и к о ла (конец XI века). В руках мастеров плотничьего искусства сосредоточивалось все строительство — военное, гражданское и культовое, что способствовало общности технических и художественных приемов, пониманию связи зодчества с ландшафтом и законов архитектурного ансамбля.
А сначала 11в. сердцевиной селения стала деревянная церковь.
Клетские церкви
О том как выглядели первые русские храмы не дошедшие до нас, мы можем судить по их изображениям и постройкам боле позднего времени. Так, как многие церкви строили «по подобию» уже существующих храмов. Вполне естественно, что с накоплением опыта возникали новые формы, приемы, композиционные решения, которые соседствовали с более древними.
Формы первых каменных храмов на Руси были заимствованы в Византии. Деревянные храмы не могли в точности скопировать устоявшиеся формы каменного зодчества, поэтому перед строителями возникла задача отыскать новые формы. Использовать готовые приемы сооружения капищ, контынов, оставшиеся от язычества, не разрешили бы церковные иерархи.
Большую помощь в создании деревянных храмов оказал уже сложившийся состав храма: алтарь, помещение для молящихся и притвор.
Формы для новых деревянных храмов были взяты из гражданского строительства, основой всех построек была «клеть» или «сруб». В целом храм представлял собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех, при чем алтарю старались придать скругленную форму. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями.
Массивные главы, используемые в каменном зодчестве, в деревянных церквях были заменены на небольшие барабаны с маковками крытыми своеобразной деревянной черепицей «лемехом». Ставили их обычно на конек крыши или небольшой постамент четырех или восьмиугольной формы.
Так сложился самый простой тип деревянных церквей– «клетские», от слова «клеть» которые составляли их основу.
Древнейшей из сохранившихся русских деревянных церквей является Лазаревская церковь Муромского монастыря, который располагался на юго-восточном берегу Онежского озера. Посвящена она воскрешению евангельского Лазаря, возведение ее связано с именем основателя Муромского монастыря реального Лазаря, которому приписывают ее строительство не задолго до его кончины в возрасте ста пяти лет в 1391 г.
На древность постройки указывают некоторые строительные приемы которые в XV в. уже не использовались: выборка продольного паза не в верхнем, а в нижнем бревне, различная конструкция замка у косяка снаружи и внутри, отсутствие потолков в притворе и алтаре и др.
Лазаревская церковь относится к самому простому типу клетских церквей. Она состоит из трех небольших прямоугольных срубов без подклета, крытыми невысокими двухскатными кровлями. Основной объем храма увенчан небольшой главкой.
Приемы композиции планов клетских церквей имеют следующий вид:
1. Алтарь – помещение для молящихся – крыльцо. Крыльцо могло превращаться в сени (паперть) или в зародыш трапзной, а алтарный прируб мог иметь пятигранную форму (Лазареская церковь Муромского монастыря).
2. Алтарь – помещения для молящихся, которое обхватывает с трех, двух или одной стороны галерея на которую вело крыльцо, марш лестницы которого был параллелен или перпендикулярен обычно западной стороны галереи. Если церковь ставили на высокий подклет, то галереи делали висячими, на бревнах кронштейнах или столбах стойках.
3. Алтарь – помещение для молящихся – трапезная. Трапезная обычно имела большие размеры, получила свое название от общих праздничных трапез («братчин», «канонов»), которые устраивались после службы по большим праздникам (Богородицкая церковь села Тохтарево).
Богородицкая церковь. Село Тохтарево. Пермская область. 1694 г.
4. Алтарь – помещение для молящихся – трапезная – галерея - крыльцо. Галерея обхватывала трапезную чаще всего с трех сторон. Галереи были двух видов. Первый вид это галереи стоящие на земле (церковь Ризположения из села Бородавы, Успенская церковь из села Никулино).
Успенская церковь из села Никулино. Новгородская область.1599 г.
И второй вид - висячие, на выпущенных бревнах консолях (Никольская церковь из села Голотово). Галереи могли быть открытыми, украшенные резными столбами или забранными в косяк досками с закрывающимися окнами.
Никольская церковь из села Голотово. Владимирская область. 1766 г.
5. Более сложный тип церкви, отличается от предыдущих наличием между трапезной и крыльцом паперти (Никольская церковь села Ковда, Васильевская церковь села Чухчерьма).
Никольская церковь. Село Ковда. 1613 г.
6. Встречаются клетские церкви с прирубленными приделами (Рождественская церковь из села Талицы, Знаменская церковь села Пылево. 1742 г.).
Покрытия срубов клетских храмов
Покрытия срубов клетских храмов можно разделить на несколько типов:
1. Двухскатная с небольшим подъемом крыша (Никольская церковь села Высокий Остров, Ильинская церковь села Поля).
2. Двухскатная с высоким, крутым подъемом – «клинчатая» крыша (Спасо-Преображенская церковь села Спас-Вежи, Успенская церковь города Иваново).
3. Двухскатные с «полицами», переломами в нижней части крыши, цель которых отвести подальше от стен край крыши (Церковь Ризположения из села Бородавы, Богородицкая церковь села Тохтарево).
Разновидностью таких клинчатых крыш являются крыши со ступенчатыми скатами (Георгиевская церковь села Юксово, Никольская церковь села Тухоля).
4. Четырехскатная крыша. Такие крыши не нашли широкого применения в покрытиях клетских церквей, так как такое покрытие могло быть только на квадратном в плане срубе, вместительность которых была не велика. Подобные церкви начали строить с конца XVII века, их можно отнести к простейшему типу ярусных храмов распространенных на территории Московской области (Никольская церковь в селе Васильево, Богоявленская церковь села Семеновское).
5. Восьмискатная крыша. Крыши на восемь скатов были более выразительные и привлекательней четырехскатных, поэтому строили их гораздо чаще. Местом их возникновения считается Новгородская область (церковь Святителя Николая в селе Оскочихе, церковь в селе Неклюдове, церковь Св. Николая в селе Уйма).6. Бочечное покрытие. Бочка располагалась чаще всего вдоль оси здания (Троицкая церковь Елгомского погоста, Благовещенская церковь деревни Пустынька).
Встречались церкви с расположением бочки поперек оси (Успенская церковь в селе Черевкове).
Основной объем церкви завершался главкой крытой лемехом, барабан которой ставился непосредственно на кровлю или основание в виде квадрата, восьмиугольника, бочки или крещатой бочки.
Над западным притвором некоторые церквей возвышались шатровые звонницы (Спасская церковь из села Фоминское).
Алтарь клетских церквей имел четырехгранную, пятигранную или шестигранную форму (Рождественская церковь из села Талицы), завершался он двухскатной, пятискатной кровлей или бочкообразным покрытием, на которое иногда ставили главку.
Древние памятники русского деревянного зодчества уцелели в основном на Севере, в окрестностях Онежского озера. Войны и пожары счастливо миновали эти места, а талантливых мастеров работало здесь немало. В Кижах в Карелии реально можно увидеть уникальные творения русских мастеров, аналогов которым нет ни в одной стране мира.
Уникален ансамбль кижского погоста.:., Успенская церковь.. Варваринская церковь, Преображенская церковь .Многоглавие этого памятника неповторимо.
Коль помянуть кого хотим мы не добром,
Честим его дела : топорная работа.
Но есть в Кижах собор, он срублен топором ,
И меркнет перед ним любая позолота.
Н. Рыленков.
Когда у настоятеля одного из храмов комплекса спросили, как удалось сохранить это чудо, он ответил: «Бог от огня отвел, остальное сделали люди, проживающие в этих краях, они воспринимают это как свое , неразрывно связанное с родным краем, домом.
Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома, поэтому мы и отправились в этот город.
Он возник в Среднем Поволжье, в местности, исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки.
Ни одной деревянной постройки из дерева не сохранилось в самой Костроме, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Лучшие из этих памятников с 1958г. перевозят в Кострому, в музей деревянного зодчества.
. В настоящее время в этом музее можно увидеть ветряную мельницу,крестьянскую избу, построенную в 19в.,церковь 1552г. из села Холм Галичского р-на и церковь 1628 года из села Спас-Вежи.
Самый старый, дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества 16века, церковь Собора Богоматери села Холм. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней, венчающей части здания, и частично его основания. Главная часть церкви- грузный низкий восмерик, с западной стороны к которому примыкает прямоугольная в плане трапезная, обнесенная с трех сторон висячей галереей, а с восточной стороны –пятигранный алтарь. Над основным восьмириком здания поставлен второй, меньше по размерам, завершенный « крестовой бочкой на 4 лица»,т.е. двумя пересекающимися бочкообразными перекрытиями, в центре которых помещена луковичная главка на высоком тонком барабане. На коньках бочек поставлены 4 главки подобной же формы, но меньшей по размерам. Главки ее покрыты осиновой чешуей-лемехом. Венчающая часть здания появилась ,очевидно, в 18в., и, хотя, она изящна и хороша сама по себе, но не соответствует основному объему здания, его суровым и монументальным формам.
Одной из жемчужин этой «деревянной страны стала церковь Преображения из села Спас-Вежи, установленная теперь на территории Ипатьевского монастыря. Церковь построена в 1628г.. Это самая большая из сохранившихся до наших дней деревянных клетских церквей. Основу храма составляет четверик с высокой крутой двускатной кровлей, увенчанной главкой на маленьком четверике, врезанном в середине конька крыши. С восточной стороны прирублена пятигранная алтарная апсида, также крытая двускатной кровлей, а с западной стороны- трапезная. клетская В ту пору , когда храм стоял в родных местах на двадцати четырех дубовых сваях , казался он легким парусником , бегущим по волнам .
Великий русский поэт Н.А. Некрасов с удовольствием охотившийся в здешних местах «деда Мазая», неоднократно любовался этими прекрасными творениями костромских умельцев.
В древности наш любимый город Москва выглядел тоже совершенно иначе, чем сегодня.
Если посмотреть на картины древней Москвы, то мы увидим, что наш город сильно изменился за 860 лет.
Именно так выглядел деревянный московский Кремль, построенный.в 1339 году при Иване Калите . Археологи раскопали остатки его стен , сложенных из огромных дубовых бревен толщиной в 70 см. Общая длина стен составляла 1700м.
Трава росой блестела,
Светлела синева,
Щепой сосновой пахло…
Так началась Москва.
Пишет С. Щипачев
Москва состояла тогда из маленьких домиков. Эти домики словно притаились, укрылись от врага под защитой высоких крепостных стен. Эту московскую крепость называли Кремлем. Все постройки в древней Москве: Кремль, дома, мосты – были сделаны из дерева. Поэтому и называли Москву деревянной.
При реставрационных работах В Кремле в 1964г. были найдены останки самого древнего из обнаруженных до сих пор деревянных срубов в Москве. Его постройка относится к самому началу 12 в. Дом срублен только с помощью топора, концы ободранных от коры бревен выступают наружу, сруб держится без единого гвоздя. Каждое бревно помещено в полукруглую»чашку», вырубленную в соседнем перпендикулярном бревне.
Деревянная Москва быстро расстраивалась.
В 1591 г. разросшуюся столицу обнесли деревянными стенами .На 15 км протянулись они по периметру нынешнего Садового кольца. Столь грандиозное сооружение возвели за один год, поэтому и получило оно название Скородом.
Люди город возводили,
Частоколом оградили.
Крепкий нужен был забор,
Чтоб ни влез ни зверь, ни вор.
В этой части Москвы образовался лесной рынок и рынок домов, который также стал называться Скородомом.
Этому способствовал быстрый метод строительства домов из готовых полуфабрикатов , который освоили московские плотники.
Адам Олеарий , немецкий путешественник так описывает этот рынок «В этой же части находится… домовой рынок , на котором можно купить и в два дня выстроить его совершенно готовым на другом месте города , потому что продающиеся бревна все заготовлены , пригнаны друг другу , и их стоит только сложить на новом месте и проконопатить мхом»
А.В. Васнецов изобразил этот рынок на картине «Лубяной торг на Трубе», на которой видны готовые срубы, штабеля окоренных и обтесанных бревен и другие элементы домов.
Быстрый метод строительства из готовых полуфабрикатов, оставил память в названиях 1-го, 2-го и 3-го Обыденских переулков на Пречистенке. А «обыденских», потому что обыденной или обыденкой, на Руси называли деревянную церковь , поставленную за один день . Так была поставлена в 16в. церковь во имя Ильи пророка возле Пречистенских ворот белого города.
Метод строительства домов из готовых полуфабрикатов вновь стали использовать и в наше время при каменном строительстве . В 1960-е годы при застройке нового жилого р-на – знаменитых Черемушек. Дома возводили из уже собранных и отделанных элементов, т.е. не строили , а собирали.
В 1935 году в Москве насчитывалось до 2/3 деревянных домов. В нынешнем многомиллионном мегаполисе осталось всего около150 памятников деревянной архитектуры.
Проникнуться духом деревянной культуры мы можем в нашей родной Москве в музее-заповеднике в Коломенском.
Яркий пример деревянной дворцовой архитектуры — дворец в селе Коломенском под Москвой, построенный в 1667—1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым, частично перестроенный в 1681 г. Саввой Дементьевым. Дворец в Коломенском был заложен в мае 1667 года. Через полтора года взору очевидцев предстало невиданное зрелище: трех-, четырехэтажные хоромы, увенчанные шатровыми, луковичными, бочкообразными кровлями причудливой формы, сверкающие позолотой. Один из шатров украшал флюгер в виде двуглавого орла.Галереи и переходы соединяли хоромы в живописную композицию. 3000 окон дворца обрамляли наличники. Каждый вход украшало резное крыльцо. Этот дворец стоял на территории царской усадьбы и изумлял современников своей красотой. Симеон Полоцкий, знаменитый русский писатель XVII века, назвал его «восьмым чудом света». И это не преувеличе6ние: ни до, ни после него на Руси не было построено ничего подобного. Спустя 100 лет после постройки дворец был разобран «за ветхостью».
Император Александр II заказал художнику-резчику по дереву
Д.А Смирнову изготовление модели дворца. И теперь здесь под стеклянной витриной хранится удивительный экспонат: модель деревянного дворца – шедевра русской деревянной архитектуры.
На территорию Коломенского свозились разрушающие на местах памятники деревянной архитектуры. С берегов Белого моря привезена Проездная башня Николо-Карельского монастыря.
Самый известный экспонат музея деревянной архитектуры-Домик Петра 1. Строили это скромное здание под Архангельском в 1702 русские и голландские плотники.
Если же говорить о существующих деревянных постройках в современной Москве, то среди них есть поистине удивительные.
До сих пор сохранился Дворец Разумовского.
Продолжает радовать глаз дом-музей В.М. Васнецова на Сухаревке. Забавный деревянный теремок художник разработал сам в духе любимых им русских народных сказок .
Редким образцом деревянной после пожарной архитектуры можно назвать жилой дом начала 19 века на Зубовском бульваре. На Девичьем Поле выросла знаменитая бревенчатая Погодинская изба построенная архитектором Н. Никитиным в 1850годы. Этот дом представлен в русском стиле, его особенностями были стилизация деревенского декора русских изб, формы, позаимствованные в народном прикладном искусстве.
Жилой дом Э.А. фон Беренса был построен в 1880г. архитектором М.А. Фидлером в «новогреческом стиле Жилой дом 19в. на Малом Васильевском переулке - родоначальник Московского «типового жилья». Деревянные срубы типовых домов обшивались досками «под камень, на скромных фасадах часто встречаются монументальные древнеримские барельефы.
В 1872 году в Кремле состоялась грандиозная Политехническая выставка, главным событием которой стали павильоны – «теремки», созданные по проектам Виктора Гартмана и Ивана Петрова. И начался «деревянный ренессанс»: прямо с выставки. Новая мода на «истинно русское зодчество» пошла в застройку Москвы. Взглянем на здание Русского Исторического музея…. Под его шатровыми крышами , с его характерным объемным декором дверных и оконных проемов. С его подчеркнуто русскими крыльцами. Посмотрим на здание Третьяковской галереи и увидим ,что сказочный облик многих красивейших деревянных построек , от которых не осталось ныне и следа , в значительной степени сохранен в этих каменных зданиях.
Сейчас в Москве старинных домов почти не осталось. Однако традиционный материал уже потихоньку возвращается как в мировую, так и в российскую архитектуру. Может, настало время вернуться к корням? В наши дни при строительстве дачных домов люди отдают предпочтение дереву .
Изрядная доля русского строительного опыта внесла своеобразие в архитектурные формы зданий многих стран.: Северной Америки, Центральной Европы и Финляндии.
Наши ближайшие соседи – финны – тоже испокон века строили деревянные дома, перенимая технологию русских мастеров. И русские зодчие тогда превосходили финских - в Финляндии таких деревянных шедевров и дворцов, как, например, в Кижах, не строили никогда.
Но сейчас нам остается только с ностальгией вспоминать наше "деревянное" прошлое, поскольку в настоящем у нас пока нет таких успехов. В двадцатом столетии деревянное домостроение в России практически не развивалось, тогда как финны упорно наращивали в этой области свой технологический потенциал. И, если мы по праву гордимся одним из самых больших деревянных сооружений – царским дворцом в Коломенском, к сожалению, сгоревшим во время пожара, то финны теперь могут похвастаться самым большим в Европе деревянным офисным зданием, который представляет собой четырехэтажную(!) конструкцию с подвальным этажом и парковкой на 250 машин.
И одноэтажная Америка (США, Канада) сегодня – страна по преимуществу деревянной архитектуры. Известно, что и первые свои форты, продвигающиеся на Запад и теснящие индейцев, американские колонисты возводили из дерева. Возводили не без учета русского строительного опыта. Надо заметить, что многие иностранные купцы, многочисленные члены судовых команд, наведывающиеся в Россию в XVI – XVII веках, с жадностью вбирали в себя опыт русского деревянного строительства и перенимали его мгновенно. И этот разговор вполне возможно мог случиться между двумя английскими гостями Архангельска где-то в середине XVII века.
Джон Баклер: Вы в Архангельске впервые, сэр?
Билл Трейдер: Да, сэр. Мой главный интерес – Вест-Индия, Вы знаете. Впрочем, как только вспомню проделки тамошних дикарей – мороз по коже. Сколько факторий ими разорено, сколько душ христианских загублено, сколько добра по свету развеено
Джон Баклер: Наслышан о Ваших вест-индских заботах, Билл. Именно в этой связи, обращаю Ваше внимание, с каким величайшим искусством русские возводят свои фортеции из дерева! И какое множество среди них достойнейших мастеров того дела!
Билл Трейдер (глаза негоцианта загораются азартом): Я ухватил Вашу мысль, Джон. Продолжайте.
Джон Баклер: Артелей мастеровитых плотницких среди поморов не меньше, чем моряков искусных. Люди они хоть и государевы, да все же вольные. Наймите за умеренную плату какую-нибудь из этих артелей, которые нынче без дела сидят. Они Ваши фактории и стенами, и башнями дубовыми вмиг оградят. Да и поселенцев наших кое-чему научат.
Билл Трейдер: Какой прекрасный деловой совет. Считайте, что я Ваш должник. Правда, в этом деликатном деле мимо воеводы не пройдешь. Ну да с ним я на короткой ноге, а три-пять охотников среди мастеровых всегда найдутся. Дух странствий местным русским, я заметил, не чужд.
Джон Баклер: Если же не удастся заполучить мастеровых, поручите Ваши корабельным плотникам потихоньку присматриваться к русским корабельным приемам. Русский опыт в Вест-Индии будет Вам чрезвычайно полезен.
Заметим, что выше приведенный разговор, отнюдь не продукт голой фантазии современного патриотично настроенного русского человека. Вот замечание о русском деревянном зодчестве французского моряка осматривавшего одно из крепостных сооружений Архангельска: «постройка эта из бревен превосходна; нет ни гвоздей, ни крючков, все так хорошо сделано, что нечего похулить, хотя у русских строителей все орудия состоят в одних топорах; но ни один архитектор не сделает лучше…».
Деревянное зодчество – это для нас, прежде всего, памятники искусства, памятники национальной культуры, которые стали своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа, для которого источником вдохновения всегда являлась природа. И эта связь архитектуры с природой – одна из самых главных особенностей всего русского народного зодчества, которое создавалось талантом строителей, их безупречным вкусом и тонким художественным чутьём. Глядя на эти удивительные произведения искусства, вспоминается известный афоризм: «Мы сами обретаем вечность пред этой дивной красотой».
И мы считаем, что сохранение и продолжение традиций деревянного наследия в России и в Москве должно быть одной из первостепенных задач в культурной и образовательной жизни страны и города Москвы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1015
119633, Москва, ул. Новопеределкинская, д.9, корп.1 Тел. 733-54-68
E-mail 1015 @rambler.ru
Проектно- исследовательская работа
Тема: « Деревянное чудо»
Члены авторского коллектива:
учащиеся 7-8 классов ГБОУ СОШ №1015
Аветисян Тигран
Смирнова Елизавета
Мустафина Рамиля
Почтов Максим
Научный руководитель : Жилкина Любовь Михайловна,
ГБОУ СОШ №1015, учитель МХК.
Консультанты : Лебедева Вера Евгеньевна ,
ГБОУ СОШ №1015, учитель истории.
Шураева Марина, ГБОУ СОШ №1015 ,
ученица 11класса
2014г.
Цветение вишни в лунную ночь
Агния Барто. Сережа учит уроки
Компас своими руками
Фильм "Золушка"
Разноцветное дерево