21 век – это век передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона.
В сегодняшней России мобильная связь заняла прочное место в жизни современного человека. Сегодня практически у каждого человека есть сотовый телефон, и мало кто удивится, когда увидит школьника младших классов, с трудом несущего свой портфель после уроков, но при этом довольно оживленно и по-деловому обсуждающего что-то по мобильному телефону.
Такое явление как мобильные телефоны появилось сравнительно недавно, еще относительно вчера этого понятия в принципе не существовало, по крайне мере для большинства. Рассматривая понятие – что есть такое мобильный телефон сегодня, становится ясно насколько это емкое понятие и возникает ряд вопросов положительного и отрицательного характера.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_4_klass.docx | 151.14 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Называевская Гимназия»
Исследовательская работа
по теме
«Мобильный телефон:друг или враг?»
Выполнили:
учащиеся 4-А класса
Быструшкина Ольга
Крысальная Ксения
Шнайдер Елизавета
Обаев Иван
Мансуров Станислав
Руководитель:
Родаева Альбина Вадимовна
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………...………………………………………….……………....2-5
ГЛАВА I. Особенности пользования мобильным телефоном детей младшего школьного возраста. ……………………………………………………….….5-9
ГЛАВА II. Отношение родителей к пользованию детей мобильными телефонами. ………………………………………………………..…….……9-16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………………………………..………16-17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……….…………………………………………......18
ПРИЛОЖЕНИЕ .. ……………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
21 век – это век передовых технологий, невозможно представить жизнь человека без общения посредством мобильного телефона.
В сегодняшней России мобильная связь заняла прочное место в жизни современного человека. Сегодня практически у каждого человека есть сотовый телефон, и мало кто удивится, когда увидит школьника младших классов, с трудом несущего свой портфель после уроков, но при этом довольно оживленно и по-деловому обсуждающего что-то по мобильному телефону.
Такое явление как мобильные телефоны появилось сравнительно недавно, еще относительно вчера этого понятия в принципе не существовало, по крайне мере для большинства. Рассматривая понятие – что есть такое мобильный телефон сегодня, становится ясно насколько это емкое понятие и возникает ряд вопросов положительного и отрицательного характера.
Попытаемся рассмотреть положительную сторону, хотя на первый взгляд все просто. Ни для кого не секрет, что мобильный телефон это в первую очередь средство общения, а потом уже все остальное. Цель, для которой создавался телефон первоначально объединить и упростить общение между людьми, данный факт и подтверждает миллионы пользователей мировой сети. Буквально ещё 10 лет назад люди отправляли электронные сообщения, видео, фотографии при помощи компьютера дома или на работе. Это было не очень удобно, если нужно было срочно прислать или отправить документ, занимало определенное время на все операции. Но так как прогресс не может стоять на месте эта сфера стала развиваться далее и сегодня многие могут уже не только общаться, но и посылать сообщение, почту, даже фотографии. На современном этапе легко можно пользоваться сетью Интернет и совмещать все предыдущие операции находясь в любом месте в любое удобное время. Получается, что современные мобильные телефоны представляют из себя цельные системы способные на очень и очень многое. Данное преобразование, конечно же, нельзя не оценить, все это было сделано за очень короткий срок под влиянием спроса, потому многие и благодарны этому изобретению.[1.]
С одной стороны родители, конечно, радуются развитию прогресса в нашей стране. Мобильная связь дает много удобств. Но все же есть переживание в том, что даже небольшое излучение негативно влияет на организм, а тем более детский. Остается лишь выяснить, насколько сильно?
Наверняка вам встречалась информация о вреде мобильных телефонов (не самих аппаратов, конечно, а их излучения). Учеными всего мира доказано, что мобильный телефон вызывает сильнейшую психологическую зависимость: это беспокойство и депрессию по поводу отсутствия телефона, игровая мания, СМС-мания, информационная мания, звуковые галлюцинации.[1.]
А еще поводом для нашего исследования стало наблюдение за учащимися нашей школы, часть из которых не расстаются с мобильным телефоном ни на уроках, ни на переменах, ни в столовой.
Мы решили выяснить, как влияет мобильный телефон на учащихся, и какую роль в жизни учеников нашей школы играет этот бытовой электронный прибор.
Актуальность темы: Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. Никого не удивит, если люди видят маленького ребенка, еще не умеющего говорить, но знающе разбирающегося в сотовом телефоне. И когда ему дают игрушки, он их убирает в сторону и с большим интересом тянется к сотовому телефону своих родителей или родственников. Иногда даже таких детей хочется назвать «мобильный ребенок».
Компании, создающие мобильные телефоны, осваивают новые функции, новые возможности сотового аппарата, представляя новые телефоны с уникальными возможностями. Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.
Гипотеза: предположим, что чрезмерное использование мобильного телефона может оказывать отрицательное воздействие на психику детей младшего школьного возраста, вызывая развитие психологической зависимости.
Объект исследования: мобильный телефон.
Предмет исследования: влияние мобильного телефона на психику детей младшего школьного возраста.
Цель работы: определить негативное влияние мобильного телефона на психику детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
1. Собрать и изучить информацию о мобильных телефонах.
2.Выяснить положительное и отрицательное влияние мобильных телефонов на здоровье школьника.
3.Провести анкетирование учащихся МБОУ «Называевская Гимназия» с 2-4 класс и учителей начальных классов по теме: «Сотовый телефон: друг или враг человека?»
4.Разработать буклет для детей и их родителей по правильному использованию мобильных телефонов.
Первый этап (сентябрь-ноябрь 2015г.) предполагал изучение и анализ
научно-популярной, учебной литературы и периодической печати по теме
исследования. На основе этого анализа были выявлены направления исследования, определены его объект, предмет, цель, задачи и сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (ноябрь - декабрь 2015г.) проводилось анкетирование с целью проверки действенности выдвинутой нами гипотезы.
На третьем этапе (январь 2016г.) анализировались и обрабатывались результаты эксперимента, подводились итоги, разрабатывались буклеты для детей и их родителей по правильному использованию мобильных телефонов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные нами материалы о правилах использования мобильных телефонов могут быть использованы на уроках окружающего мира, на родительских собраниях, на классных часах, посвящённых данной теме.
Методы исследования:
1.Просмотр в научной литературе сведений о мобильных телефонах.
2.Изучение и сбор информации по теме исследования в глобальной компьютерной сети Интернет.
3.Разработка анкет «Сотовый телефон: друг или враг человека?».
4.Опрос при помощи анкетирования.
5.Обработка анкет.
6. Наблюдение за поведением учеников гимназии, если пропал телефон. ( так как в гимназии иногда пропадают телефоны).
6.Определение положительных и отрицательных сторон при использовании мобильного телефона.
ГЛАВА I. Особенности пользования мобильным телефоном детей младшего школьного возраста
Изучая проблему: «Опасен мобильный телефон или нет?» в научной литературе, мы выяснили, что однозначного ответа пока не существует. Многочисленные публикации противоречат друг другу.
Нас на испуг не возьмешь! Нас уже пугали – сначала телевизорами (нервная система приходит в негодность), потом компьютерами (от излучения можно облысеть). Выжили! Теперь нам говорят: беда нам от мобильников. Но как разобраться несведущему человеку, какие исследования объективны, а какие проведены для того, чтобы скомпрометировать рыночного конкурента? Мобильные телефоны очень далеко продвинулись в своем развитии, и это дало новые поводы для спросов об их вреде.
Средства радиосвязи развиваются на протяжении уже почти столетия. Сотовый телефон стал массовым только в последнее десятилетие. И поэтому недостаточно для того, чтобы делать выводы о его вреде или безвредности на основе широкомасштабного эксперимента над людьми.[6.]
Многими исследованиями выявлена восприимчивость человеческого организма даже к самым слабым электрическим и магнитным полям, не говоря уже о более мощных излучениях, исходящих от мобильных телефонов. Техногенные излучения, проникая в биологический объект, воздействует на организм человека на межклеточном уровне, вызывая в организме различные нарушения, и, как следствие, заболевания. Особенно чувствительна к воздействию вредных излучений центральная нервная система человека.[8.]
Мобильный телефон является источником электромагнитного излучения. Ученые выяснили, что каждый человек реагирует на электромагнитное излучение по-разному. Есть люди, которые вообще его не замечают, у других срабатывают защитные механизмы и исключают опасность, а некоторые люди очень бурно реагируют на излучение. Степень воздействия радиочастотного излучения от сотового телефона зависит от мощности сигнала, испускаемого этим аппаратом. Максимальную силу излучения мобильный телефон имеет в момент вызова. Но даже покоящийся включенным на столе, или висящий на поясе, аппарат все равно постоянно находится в контакте с ближайшей базовой станцией и, следовательно, излучает электромагнитные волны. Слабые сигналы от базовой станции приводят к тому, что он увеличивает силу сигнала, посылаемого им обратно на эту станцию. [6.]
Оказалось, что основным источником излучения является антенна телефона, которая, несмотря на кажущееся ее отсутствие, все равно имеется (просто иногда она находится под корпусом телефона). Когда трубка находится у уха, влияние ее на мозг достаточно сильное.
Приведём интересный факт: та область головы, к которой мы прикладываем трубку в процессе разговора, может нагреваться на 1-2 градуса. А ведь это изменения в нормальной работоспособности организма!
Для справки: по российским санитарным нормам, ни один мобильный телефон не пригоден для применения человеком, если прижимать трубку к уху, как это делает 98% людей.[2.]
Ежегодно в мире тратится 100 млн. долл. на исследования влияния сотовой связи на здоровье. Вклад России в общие усилия более чем скромный, примерно 200 – 300 тыс. руб.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) проводит 5-летнюю программу с целью изучения выявления мобильных телефонов на здоровье людей. В настоящее время известно, что в последние годы увеличилась частота опухолей мозга в Европе. Длительное воздействие магнитных полей проявляется ухудшением иммунитета с повышенной утомляемостью. Сотовые телефоны особенно опасны для детей. Доктор ГеральдХайленд из Уорвикского университета отметил, что это связано с недостаточным развитием у них иммунной системы.[5.]
Нам стало известно, что дети до 16 лет особенно восприимчивы к действию телефонов на головной мозг, потому что толщина их черепной коробки меньше, чем у взрослых. Отсюда следует, что дети младше 18 лет, которые пользуются мобильными телефонами, рискуют получить проблемы с памятью, снижением внимания, нарушением сна, а также периодические головные боли. Также у них повышается предрасположенность к развитию эпилепсии и онкологических заболеваний. Раньше ВОЗ воздерживались от официальных заключений по поводу мобильных телефонов, но после опубликованных данных исследований, в которых участвовали 13 стран, признала их опасность.[8.]
Мы узнали о мнении некоторых ученых, которые считают, что заболеть раком мозга могут даже те, кто разговаривает по мобильному телефону 15 минут в день.
Признаки поражения, по мнению некоторых исследователей, могут проявиться не сразу, а через 15-20 лет. К 2020 году количество людей с опухолями головного мозга может возрасти в 20 раз.
Сотовый телефон для молодёжи давно уже перешел из разряда необходимости, связанной со звонками, в разряд игрушек. У кого телефон круче? У кого больше игр туда «закачено»? Эти и многие другие вопросы интересуют сердца юных потребителей. Только за прошлый год доля пользователей младше 18 лет увеличилась с 37процентов до 72 процентов.[3.]
Тот факт, что при работе сотового телефона электромагнитная энергия проникает в мозг, никем не оспаривается.
Был проведён ряд экспериментов. Российский профессор Игорь Беляев, работающий в Стокгольмском университете, включал телефон рядом с пробирками с человеческой кровью. Через час кровь в некоторых из них «закипела»! «Нет, она не нагрелась,- объясняет исследователь,- но клетки крови вели себя, как бы у человека был очень сильный жар – 44 градуса».[8.]
В нашей стране есть российский национальный комитет по защите от неонизирующих излучений (РНКЗНИ), который работает над тем, чтобы в инструкции к каждому мобильному телефону говорилось о возможном вреде, а производители перестали призывать рекламой молодёжь к тому, чтобы они больше общались с помощью мобильной связи.
Мобильный телефон не только источник излучения, есть и другие стороны мобильного телефона. Для нас, детей, телефон – это ещё и интересная игрушка. Мы с удовольствием рассылаем друзьям СМС, едва только научившись грамоте, а неокрепшей детской руке это грозит спазмом. Как сообщает сегодня итальянская пресса, в городе Савоне на севере Италии, 14-летняя девочка была госпитализирована из-за серьёзного воспаления сухожилий, причиной которого стала … слишком активная отправка СМС. Подсвеченный экран мобильного телефона – лишняя нагрузка на глаза.[5.]
ГЛАВА II. Отношение родителей к пользованию детей мобильными телефонами.
Мобильный телефон вошёл в нашу жизнь и никуда от него уже не деться. Для современного ребёнка он - символ самоутверждения среди сверстников: чем он « круче», тем больше тебя уважают. Каждый нас постоянно видит стремление родителей быть « не хуже других», поэтому они покупают детям дорогие телефоны. Оказывается, если родители по какой – то причине не могут пробрести мобильник, дети начинают переживать, могут начать комплексовать по этому поводу. Подобные переживания для ребёнка – стресс, который может обернуться расстройствами здоровья. Ещё один вопрос, который волнует и родителей и самих детей: «Нужно ли покупать телефон?». Мы считаем, что, прежде всего, решение должны принимать родители. Можно привести некоторые доводы:
1.Телефон могут украсть, тем более, что дети любят хвастаться своими игрушками - мобильниками. В данном случае телефон - средство провокации.
2.В подростковой группе мобильник – своеобразный показатель социального статуса. Причём, зависит он не от собственных достижений ребёнка в учёбе или спорте, а исключительно связан с тем, насколько богаты родители.
3.Мобильный телефон – дополнительная статья расхода в семье, особенно, если ребёнок не может контролировать свои расходы.
4.Каждый раз выключать телефон (или просто звук) на время урока - это не совсем удобно, а потом можно и просто забыть его включить. А самое главное - это то, что телефон будет отвлекать во время занятий.
Впрочем, положительная сторона использования мобильного телефона школьника в том, что:
1.Родителям намного спокойнее, когда они знают, что в любой момент могут связаться с ребёнком. При наличии у ребёнка телефона он чувствует себя гораздо спокойнее и увереннее. Ведь если что – то случится, можно незамедлительно позвонить родителям, которые смогут помочь в трудной ситуации.
2.У мобильного телефона есть полезная функция напоминаний. Телефон может напоминать ребенку о неотложных делах.
3.Если родители научили в экстренных ситуациях пользоваться необходимыми номерами, угрозы благополучию значительно снижаются.
Проанализировав социальные сети и посетив салон сотовой связи «IZюм», старший продавец рассказал нам о положительных и отрицательных сторонах сотового телефона. А так же сообщил: «Не секрет, что смартфоны опасны для глаз. Дело в том, что дисплеи излучают синий коротковолновый свет, который вредит сетчатке. Компания Philips разобралась в этом вопросе и представила два новых смартфона, на экраны которых можно смотреть сутки напролет без вреда для зрения.В новых смартфонах Sapphire S616 и SapphireLife V787 компания Philips внедрила революционную технология SoftBlue, опробованную уже в мониторах линейки E-line. Благодаря SoftBlue излучение синего света снижено на 86%. При этом, как утверждают в компании, качество картинки, ее яркость и насыщенность цветов остаются на прежнем уровне» [5. Phonearena]
На основании изложенных данных нам стало интересно, а знают ли ребята об опасности, которую несут мобильные телефоны. Мы провели анкетирование среди 2-4 классов, учителей начальных классов и работников салона сотовой связи «IZюм».
Оказалось, что из 46 опрошенных: 24 догадываются или знают об опасности мобильного телефона. Остальные 22 человека уверены, что телефон - это абсолютно безопасная вещь, не влияющая на здоровье ни детей, ни взрослых. И все же к проблеме опасности мобильной связи для здоровья серьёзно среди школьников начальной школы никто не относится.
Наше анкетирование помогло нам узнать, как наши опрашиваемые люди используют мобильный телефон и «друг» или «враг» он для них?
Были получены следующие результаты:
1.Хорошо (положительно) относится 40 человек, плохо (отрицательно)– 3 человека, нейтрально – 1 человек, не очень – 2 человека.
2. Друг – 24 человек, враг – 12 человек, а 10 человек считают, что он и друг и враг.
3. 24 догадываются или знают об опасности мобильного телефона. Остальные 22 человека уверены, что телефон - это абсолютно безопасная вещь, не влияющая на здоровье ни детей, ни взрослых.
4. Пользуются сотовым телефоном:
от 1 до 30 минут | от 35 минут до часу | больше 2 часов |
34 | 6 | 6 |
5. Носят телефон в кармане 11 человек, в сумке (или рюкзаке) 20 человек, в чехле – 8, в руке – 3 человека, оставляют дома – 4 человека.
6. Используют различные функции в телефоне:
Будильник/ часы | Социальные сети (Одноклассники, Mail.ru, Twitter, Facebook, VКонтакте, Viber, WhatsApp, Tumbler, Instagramm) | Фотокамера/ видеокамера | Звонки/ сообщения | Приложение | Ничем не пользуются |
8 человек | 13 человек | 10 человек | 22 человека | 20 человек | 5 человек |
7. 27 человек считают, что в будущем появятся телефоны без вреда для здоровья, 14 человек считают, что все равно будут телефоны вредны для здоровья человека и не знают – 5 человек.
По результатам анкетирования можно сделать выводы:
На основании проверенных исследований нам удалось определить положительные и отрицательные стороны мобильного телефона.
Положительные стороны:
- Удобство связи
- Контроль со стороны родителей
- Положительная функция напоминаний
- Мобильность.
Отрицательные стороны:
- Электромагнитное излучение, причиняющее вред здоровью
- Отвлекает от занятий
- Является причиной нападения
- Нервные расстройства
- Дополнительная статья расхода в семье
- Ограничивает способности ребёнка к адаптации и общению
- Может возникнуть зависимость от мобильного телефона.
Проанализировав, все вышесказанное мы пришли к выводу, что необходимо разработать буклет с рекомендациями по использованию мобильного телефона:
Для нас было важно разработать анкету и проанализировать результаты, но и важным было понаблюдать за поведение учащихся гимназии, если они потеряли или забыли телефон, что они чувствуют, что переживают…
И мы решили сделать опыт, так как наша одноклассница очень часто забывает и теряет телефон, мы решили провести апробацию на ней и потом объяснить и попросить прощения за наш «хороший поступок».
Наступил день и мы ждали, когда наша одноклассница оставит телефон на парте и забудет про него, но в этот день она была очень внимательна и следила за своим телефоном. Мы уже к концу уроков стали думать, что наблюдение у нас не получится и не будет у нас эксперимента, но нам улыбнулась удача. Одна из наших учениц на перемене играла и положила на стол учителя свой телефон и забыла. Урок стал подходить к концу и наша одноклассница, хотела отправить маме сообщение, что бы она за ней шла в школу. Но телефона не оказалось в портфеле. Мы стали наблюдать за ней. В один момент она покраснела, побледнела, на глазах появились слёзы, она попросилась у учителя выйти и стала искать телефон. Нигде его не нашла. Вернулась обратно в класс и сообщила, что потеряла телефон. Она очень сильно переживала. Тогда вместо и подведения итога урока, мы все занялись поисками ее телефона. Мы даже забыли о нашем наблюдении, но потом мы стали звонить на ее номер и услышали вибрацию. Нашли мы его в наших тетрадях и листах успеха которые сдавали на стол. Найдя телефон, мы спросили, что ты почувствовала когда потеряла телефон. Она нам сказала: «Страх, боязнь идти домой, что слезы подкатывались и хотелось плакать, а тем более телефон подарили родители на день рождение, а ему только полгода, телефон дорогой, родители будут ругаться и говорить, что невнимательная, что не берегу дорогие вещи и не будет больше телефона, вдруг родители не купят сотовый, как я буду звонить им или своим друзьям»
Вот такое наблюдение мы сделали, оно получилось само по себе. Если бы с нами произошла такая ситуация, мы бы тоже испытали такие же эмоции и чувства, как и она.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возвращаясь к гипотезе исследования, можно сделать вывод, что наше предположение подтвердилось. Действительно, использование мобильного телефона ребёнком плохо сказывается на его здоровье.
Благодаря проделанному исследованию, на привычную уже для нас вещь – мобильный телефон, мы взглянули совсем по - другому.[3.] Мы уверены, что о своём здоровье необходимо заботиться с юного возраста. Теперь мы знаем, что использовать мобильный телефон нужно с умом, соблюдая правила, о которых говори раньше. Мы посчитали, что такой важной информацией нужно поделиться с одноклассниками, а также с другими учениками. Ведь как показало анкетирование, не все знают об опасности влияния мобильного телефона на наш организм. Должен ли иметь сотовый телефон ребёнок или нет, решать родителям. Именно они с детства должны приучить ребёнка к тому, что телефон – не игрушка. А также мы выдали каждому школьнику начальной школы буклет « Как правильно пользоваться мобильным телефоном».
Итак, использование мобильного телефона приносит не только радость общения, но и определённые проблемы, которые, в свою очередь, решаются путём несложных мер предосторожности. В последние годы проводятся всё новые и новые исследования о влиянии мобильного телефона на здоровье. Полностью оценить все последствия можно будет лишь, когда вырастет поколение людей, чьи родители активно использовали мобильный телефон.
В конце хотелось бы сказать помните обо всем сказанном и не позволяете телефону мешать вашей жизни, ведь он призван помогать ей!
Берегите свое здоровье! Помните! Здоровье в ваших руках!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
АНКЕТА |
|
|
|
А) от 1 минуты до 30 минут; Б) от 35 минут до часу; В) более двух часов. |
|
|
|
Приложение 2
Приложение 3
Буклет« Как правильно пользоваться мобильным телефоном»
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Никто меня не любит
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Как я избавился от обидчивости