Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На ее территории проживает более 190 народов. Мой дедушка, отец папы, является коми-пермяком. Эту народность имеют около 95000 человек, что составляет около 0,07% от всего населения России на 2010 год.[1]
Мне захотелось как можно больше узнать о традициях и быте коми-пермяков.
Вложение | Размер |
---|---|
narod_rossiyskiy_semeyu_krepok.docx | 610.06 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 3»
Номинация «Народ российский семьею крепок…»
Тема «Есть в России народ такой – коми-пермяк»
Выполнила:
Яковкина Валерия,
ученица 7 класса.
Руководитель проекта:
Яковкина Светлана Олеговна.
г. Донской, мкр. Руднев, 2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
I. Кто такие коми-пермяки?..............................................................4
Исторические сведения о коми-пермяках………………………….4
Национальная одежда……………………………………………….5
Кухня………………………………………………………………….6
Религия………………………………………………………………..7
Устное народное творчество………………………………………..7
II. Традиции и обряды коми-пермяков……………………………..9
Свадебный обряд……………………………………………………..9
Календарные праздники и обряды Коми-Пермяков………………15
Заключение……………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………..19
Приложение………………………………………………………………20
Введение
Россия является многонациональным государством, что отражено также в ее конституции. На ее территории проживает более 190 народов. Мой дедушка, отец папы, является коми-пермяком. Эту народность имеют около 95000 человек, что составляет около 0,07% от всего населения России на 2010 год.[1]
Мне захотелось как можно больше узнать о традициях и быте коми-пермяков.
Цель: Изучение происхождения коми-пермяков, их быта и традиций.
Задачи: изучить теорию и собрать материал по теме исследования.
Гипотеза:
Изучив литературу, в которой наглядно можно увидеть внешность и национальный костюм коми-пермяков, а также их традиции, выполнить сравнение с русскими костюмами и традициями
Цель проекта:
- изучить литературу о коми-пермяках;
- познакомиться с устным народным творчеством клми-пермяков;
- выполнить сравнение быта коми-пермяков и русских.
Методы исследования:
Изучение теоретических материалов
Анализ.
Исторические сведения о коми-пермяках
Коренное население Прикамья, или, как говорят, исконное. Коми-пермяками называют себя потомки тех, кто поселился когда-то в тайге, в бассейне реки Иньвы. Они говорят на финно-угорском наречии, на этом же наречии говорят их далекие родственники в Финляндии.
Коми-пермяцкий народ имеет свою территорию. Это самостоятельная часть России – Коми-Пермяцкий автономный округ. Столица округа – город Кудымкар. Коми-пермяки проживают на северо-западе Пермского края.
Русскоязычное наименование народа «пермь» или «пермяки», скорее всего, адаптированно от перенятого у вепсов названия. В вепсском языке часто упоминается словосочетание «пера маа», что в переводе звучит как «земля, находящаяся за рубежом» или «за горизонтом». Первое упоминание о коми-пермяках, которое можно найти в русских документах, относится к XII веку - это рукопись, датируемая 1187 годом.
В конце XIX — начале XX века в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона внешность коми-пермяков была описана следующими словами:
«Коми-пермяки ростом ниже среднего, имеют сложение более слабое, чем у коренных русских; волосы по преимуществу белокурые, русые или рыжеватые, глаза серые, нос часто вздёрнутый, лицо широкое, борода небольшая, хотя встречаются особи и с тёмно-русыми волосами, карими глазами, смуглой кожей, более продолговатым лицом и тонким носом»[2].
Традиционным видом поселения коми-пермяков является маленькая деревня или хутор. Возводили люди свои дома возле рек, по берегам озер, также вдоль дорог строили, но обязательно при наличии рядом источников воды: ключей или колодцев. Строение разделяли на жилую избу, сени, клеть (двор). Планировка большинства изб сходна со среднерусской. Русская печь (у коми-пермяков она обычно глинобитная на деревянном основании) располагается налево или направо от входной двери и обращена устьем к фасадным окнам. Красный угол расположен по диагонали от печи напротив двери. Дощатая перегородка или занавеска отделяет печь с прилегающим к ней углом. В ряде изб сохраняется традиционное убранство с широкими подвижными лавками, полками над ними, брусьями под потолком, самодельными шкафами и другой мебелью. Русскую печь во многих избах ставят примерно в метре от стены и в этом проходе устраивают вход в подполье в виде простого люка в полу или голбца. Позади жилой избы, через сени, находится клеть. Она меньше избы, но пол в ней настлан значительно выше, поэтому для входа в неё надо подняться вверх на несколько ступенек. В ней хранят одежду, инвентарь, продукты, а летом там и спят.
Первоначально основным хозяйственным занятием коми-пермяков, особенно в северных районах, был промысел рыбы, охота на разного зверя, сбор даров леса. Зверей добывали с двумя целями: для еды и ради меха. Сельское хозяйство и животноводство пришли немного позже, но очень быстро прижились, заняв ведущие роли в быту коми-пермяков. Сеяли на полях овёс, ячмень, озимую рожь, горох, пшеницу, а ещё коноплю, лён — для производства тканей. Из овощных культур популярны были капуста, репа, лук, редька. После культивировать стали картофель, свёклу, редис, морковь. В ХХ веке появились на огородах такие теплолюбивые растения как помидоры, чеснок, огурцы. Из домашнего скота держали коров, лошадей, грубошерстных овец. На южных территориях разводили также свиней и птицу: гусей, кур, индюшек. Помимо перечисленного имели место быть кустарные промыслы: скорняжное дело, столярное, кузнечное, гончарное, ткачество, смолокурение.
Национальная одежда
Женщины в крестьянских семьях носили рубаху с длинными рукавами, круглым воротом на сборке, пошитую из цветной, реже из белой ткани, со вставками по плечам, сверху сарафан «дубас», скроенный клиньями из синего холста или ткани-набойки. Подпоясывали одежду пояском, плетённым или связанным, украшенным бахромой, поверх сарафана носили передник «запон», белый либо разноцветный. Головной убор женщин назывался «самшура», своеобразный чепец с круглым твёрдым дном, обшитый красной тканью, украшенный вышивками, тесьмой. Выходя на улицу женщина поверх чепца повязывала платок.
Мужчины одевали штаны «вешъян», сшитые из прочного, но грубого сукна синего цвета. Рубаху носили чаще всего из белой ткани, которую выпускали поверх брюк, подвязывая плетённым либо вязанным поясом. Рукава и ворот рубахи украшались красной тесьмой, на вороте вместо пуговиц пришивались завязки. Головными уборами мужчинам служили валянные колпаки, позже им на смену пришли фуражки, картузы.
Верхняя одежда была одинакова для обоих полов. Носили, когда прохладно, кафтан из толстого холста, называемый «шабур». Пониток — более длинное и теплое одеяние, чем кафтан, пошитое из шерстяной ткани. Зимой одевали тулуп из овчины. Обувь, в летней период, носили берестяную из лыка. В более холодных, северных районах шили кожаные коты (обувка наподобие галош), носили такие с тёплыми шерстяными носками. На охоту и рыбалку одевали сапоги бродни, тоже пошитые из кожи. А в холодное время обувка была войлочная из шерсти овец.
Кухня
Основным кушаньем у коми-пермяков являлись мучные изделия. Готовили лепёшки, хлеб, колобки порой с добавлением перемолотых ягод черёмухи, толченой пихтовой коры или лебеды. Кроме этого пекли блины, шаньги, оладьи, пироги с разной начинкой. Лепили пельмени с мясом, редькой, грибами, рыбой. Из первых блюд варили супы: мясные с добавлением круп, щи из кислой капусты, суп с грибами, уху. На второе готовили каши, картофель, рыбу. Рыбные блюда были повсеместны и популярны. Употребляли также молочные, мясные продукты, овощи. На зиму засаливали или сушили грибы, мочили ягоды, коптили, солили либо вялили рыбу. Из напитков популярен был квас «ырош» приготовленный из хлеба. Варили кисель: ягодный, гороховый, овсяный. Готовили брагу и домашнее пиво, называемое «сур», пили его на праздник. Повседневным напитком считался чай, чаще всего травяной.
Религия
Сейчас большая часть коми-пермяков исповедуют православное христианство, кроме того сохранилось несколько деревень, населённых староверами. Однако исконным верованием являлось язычество, отголоски которого сохранились и ныне. До сих пор можно услышать сказания про духов-хранителей. Про хозяев леса, воды, про невидимых существ оберегающих дом, очаг, хозяйственные постройки. Древнее представление о боге Ене (создателе мира) и враге его Куле переплелись с библейскими понятиями добра и зла. Существует суеверие о «нечистой силе», называют таких существ «чудами», по преданию они мелкие, зловредные и всячески портят жизнь людям. Сохранился культ предков, отобразившийся в ритуалах поминовения умерших. До недавних пор существовал культ «скотьих» богов, покровителей домашней скотины — Лавра и Флора. В подношение им было принято резать барана или быка, делалось это в особых, культовых местах, потом организовывалась общая трапеза. Сейчас данный обряд ушел в прошлое. [3]
Устное народное творчество
Художественное творчество народа возникло как творчество для себя, для удовлетворения своих эстетических потребностей. Несмотря на бесправие и нищету, коми-пермяки хранили и развивали свою самобытную культуру и донесли ее до наших дней.
Как и у других народов, у коми-пермяков пословицы и поговорки отражают народную мудрость. Они возникли очень давно, в них обобщён жизненный опыт первого народа Урала. Пословицы говорят о явлениях природы, предметов быта, человеческих качествах, дают оценку.
Наиболее важное место в устном народном творчестве занимают похоронные и поминальные причитания (олляланнэз) – ядро коми-пермяцкого фольклора.
Украшают речь коми-пермяков меткие народные выражения, например
«Тараканов нанизывать на нитку» (бездельничать), «Узор её (его) рук хорош» (мастер или мастерица), «Шить иглой без ушка» (обманывать), «Сложен от земли» (человек крепкого телосложения), «Печень сосать» (голодать), «Кто в рощу, кто в лес» (действовать недружно), «Хвост замаран» (о провинившемся человеке), «В доме лёд плывёт» (в доме очень холодно), «Не все с ним» (о человеке с умственными недостатками), «Вверх-вниз летает» (человек, полный счастья).
У коми-пермяков, как у любого народа, есть свои сказки. Бабу-Ягу в них зовут Ёмой, а водяного – Вакулем. Есть в сказках и злые колдуны, и помощники-чуды. Большую часть коми-пермяцких сказок в свое время собрал, сохранил и передал писатель Василий Климов. Понадобилось ему на это 35 лет.
Привлекают сказания о богатырях. Самые известные коми-пермяцкие богатыри - Кудым-Ош и Пера-богатырь. Последний жил в Гайнском районе и по легенде расправился с водяным Вакулем, который жил в реке Кама, и не давал людям рыбачить. Вакуля Пера-богатырь отправил жить в озеро, которое после этого назвали Адовым.
Богатырь Ош основал село Ошиб в Кудымкарском районе. Благодаря Кудым-Ошу появился Кудымкар. А Яг-Ош жил в Перми на месте Мотовилихи. Течет сейчас там река Ягошиха, названная именем богатыря.
Всего же из-под пера Василия Климова вышло более 25 книг. Произведения коми-пермяцкого фольклориста переведены на многие финно-угорские языки – в том числе финский, эстонский, венгерский.
Также очень богат народ коми-пермяков песнями.
Свадебный обряд
В старину коми-пермяки предпочитали жить большими семьями, которая состояла, как правило не менее четырех, поколений – родителей, женатых сыновей, внуков с их женами, правнуков. Большая семья часто занимала две соседние избы, стоящие рядом друг с другом на одном общем дворе.
Вести хозяйство большой семьей было выгодно и удобно. Такая семья сообща владела большим участком земли, охотничьими и рыболовными угодьями – всем необходимым, чтобы с общего хозяйства получать доход и иметь возможность одеть и обуть семью.
Все в такой семье находилось в общем семейном пользовании, а в личном – лишь одежда, обувь, украшения и мелкие женские безделушки.
Главой семьи был мужчина, хозяин. За глаза его называли «большак» или «старшой», а в глаза – батюшка. Хозяйку называли за глаза – «большуха», а в глаза – матушка. Она руководила всеми домашними работами.
Каждая семья имела свой знак собственности, тамгу – пас. Пока дети жили с родителями одной семьей, знак собственности у всех был общий. Как только сыновья отделялись они обзаводились собственным «пасом»: за основу брали отцовский знак и добавляли к нему две-три дополнительных черточки или узора. До массового распространения грамотности такой знак на документе заменял подпись.
Когда только сыну исполнялось 18-20 лет, его родители начинали подыскивать невесту. Подыскав, засылали сватов. Сват приходил в семью невесты чаще всего под вечер, когда вся семья в сборе, и произносил фразу: «Телицу я высматриваю и покупать пришел». Отец невесты отвечал на это «У меня есть телица, давай посмотрим». С этих слов начиналось сватовство.
Сваты, получив согласие родителей жениха, через несколько дней приезжали на рукобитье – обряд согласия на брак, скрепленный рукопожатием отца жениха и отца невесты. Сторона жениха привозила рыбный пирог и вино. Родня невесты варила брагу, стряпала пельмени. В тот же день договаривались о дне свадьбы и приданном.
Свадьбу назначали через дней пять-шесть. Все оставшееся до свадьбы время подруги невесты жили у нее в доме и вместе с ее родственниками готовили приданное.
Сначала отец жениха смотрит и высватывает невесту без жениха. Отец и мать невесты при согласии выдать дочь рядятся с отцом жениха, сколько им надобно взять денег, муки ржаной, бражной муки, солоду, говядины, рыбы и хмелю, невесте кокошник, коты. Когда все это получит отец невесты, тогда сделают посиделок: отец и мать жениха приезжают к невесте без жениха, как здесь водится, жених не видит невесту до венчального дня.
Святость брака соблюдалась строго, без воли отца девушка замуж не шла, бывали случаи, когда при родителях и невест крали, бывало, что жених обратно невесту посылал, если не нравилась. Если молодые поступали вопреки желанию родителей, то свекор и свекровь требовали от них покориться им. Бывали и такие случаи: не покорились молодые родителям, тогда свекор отправил их жить на сторону. Родственники посоветовали им покориться, и они пошли на это: упали в ноги родителям, долго плакали. Свекор и свекровь простили молодых, а потом отдали им половину дома. Не мог быть заключен брак, если у молодых была одна и та же крестная мать. Запрещались браки между кумой и кумом, крестными одного ребенка. Препятствием к этому служило давнее убеждение о духовном родстве людей, образованном путем крещения. Были распространены большей частью браки между молодыми одного села или одной деревни или их ближайшего окружения.
По окончании хозяйственных работ, с Покрова дня (1 октября) начинались молодежные гулянья. По очереди в домах или в какой-либо одной избе, на время выкупленной у хозяина, девушки собирались на супрядки - прясть лен и коноплю. К девушкам приходили парни, и сборище молодых превращалось в гулянье. Если парень приглашал девушку пройти по деревне или прокатиться на санках, то это рассматривалось почти как объявление о брачном сговоре. Люди следили и говорили: "Раз парень девушку прокатил, да два прокатил - тут и быть свадьбе". В период святок - от Рождества до Крещения - молодые с волнением ожидали своей свадьбы. В это время много гадали, стремясь узнать о будущей жизни. Если девушке в гаданье везло, то она об этом никому не говорила. Она боялась, что на нее злые люди могли наслать порчу.
Сватались в счастливые дни - в субботу и воскресенье. Сватовство происходило быстро, без длительной словесной игры. Распивали пиво и тут же договаривались о дне свадьбы.
Накануне свадьбы устраивался девичник – прощание невесты с подругами и со своей девичьей жизнью. По пути в баню обязательно пели песню "Растопляйся, красна банька..." Символом уходившей в прошлое жизни была девичья коса, которую в этот день расплетали, и мытье в бане перед предстоящей свадьбой. В этот день невеста и ее подружки исполняли свадебные причитания.
На венчальный день собирают поезд, в коем бывают: тысяцкой, сваха, бояре, дружки и лагунные. Всех сих жених зовет с хлебом печеным. Каждому носят каравай или по-здешнему называют челпан хлеба. На каравай кладут деньги по возможности. Когда всех созовут, которые должны ехать с женихом по невесту и в церковь для венчания новобрачных, тогда накануне венчального дня, вечером ходят жениховы поезжане в баню с женихом мыться щелоком, сделанным из пепла дровяного. Потом расходятся по домам.
По утру в венчальный день званые на брак и мывшиеся в бане с женихом приезжают на конях к жениху, зимой на санях, а летом на верховых лошадях. Дружки почти всегда ездят на верховых лошадях, кои назад себя привязывают за шею распущенные большие красные барцевые платы, веющие на спине дружек как флаги. Приезжие все званые к жениху ставят коней своих с санями во двор скотский, потом заходят из двора скотского в избу жениха, садятся за стол, посидевши выходят из-за стола. Тогда отец и мать жениха благословляют образом, по благословении образом жених со всей своей свитой выходит в скотский двор. Садятся на сани и выезжают из двора с песнями. Если родные не умеют песни петь, то посторонних женщин петь песни нанимают за деньги.
На другой день за невестой приезжал свадебный поезд. В семьях побогаче он состоял из девяти-одиннадцати подвод или саней, у тех, кто победнее – из трех, а в самых бедных семьях это была только одна подвода. Старались, чтобы число подвод было нечетным, это якобы содействовало благополучию новой семьи.
Упряжки лошадей украшали лентами, полотенцами, красивыми тканными поясами, подвешивали колокольчики. Дружки жениха, обвязанные полотенцами, ехали верхом впереди свадебного поезда. Подъехав к дому невесты, ворота которого, как правило, закрыты, под окном попросятся у отца невесты с молитвою и наговорами по их обряду, затем жених и его друзья поднимали стрельбу, кидали через забор во двор деньги – только после этого их пускали в дом.
Сваха невесты выходит с большой чашкой браги на встречу жениховой, коя встает из саней и наливает тоже свою большую чашку браги. Подходят свахи друг ко дружке и стараются прежде налить из чашки в чашку одна другой брагу. При этом действии замечают: если сваха женихова успеет прежде налить в чашку браги невестиной свахе, то будет большина женихова над молодой, если невестина сваха нальет прежде жениховой свахе в чашку, то будет большина невесты над молодым. И потом обе свахи брагу выпьют из чашек досуха.
После сей церемонии жених со свадьбой приходит в избу невесты, не снимая шапку с головы, проходит к столу с тысяцким и свахой, потом обходят вокруг стола три раза. После обхода садятся за стол. Тогда уже жених снимает с головы своей шапку, дружки просят отца невесты, дабы скорее снарядить невесту.
Центральным событием свадьбы был переезд невесты в дом жениха. Везли ее на разукрашенных санях, сопровождали ее родственники и подруги. Незадолго до отъезда крестная мать или сваха делали невесте прическу замужней женщины: волосы заплетали в две косы (девичья коса была одна), укладывали вокруг головы, поверх надевали повойник, а затем кокошник или шамшуру. Носить такой убор могла только замужняя женщина. Чаще свадьбу справляли три дня - в день венчания, на следующий день за "большими столами" в присутствии многочисленных родных и близких, на третий день молодые предпочитали навестить дома родственников.
Приехавших в дом жениха молодых осыпали зерном, хмелем и пухом – все это символы пожелания богатства. Затем начинался свадебный пир, во время которого полагалось, чтобы столы ломились от изобилия блюд. Снарядивши невесту, отец и мать выводят ее к столу. Тогда жених встает из-за стола, встречает невесту близ стола и стараются оба друг друга успеть прежде ударить правой ногой. При замечании такового, если жених прежде ударит невесту правой ногой, то будет большина жениха над молодой. Если невеста успеет прежде ударить ногой жениха, то невеста будет иметь большину над молодым"
Пир второго дня назывался «большой стол». В этот день уже гуляла не молодежь, сколько солидные, степенные, замужние и женатые люди – родственники, соседи, просто знакомые. В этот день продолжаются свадебные игры: молодых обливают водой, валяют в снегу, молодого мужа обливают сметаной, а молодая жена должна проявить свою сноровку и быстро его обтереть полотенцем. Молодожены и гости взаимно одаривают друг друга подарками.
Пир третьего дня называется «пирожный стол». В этот день молодая должна была продемонстрировать свое умение печь пироги. Но не только это: в присутствии гостей она начинала топить печь, подметать пол, мыть посуду. Все старались ей мешать, но она упорно делала свое дело. За это ей кидали деньги и дарили разные подарки.
Наконец, гости разъезжались. Последними отбывали родители невесты. Свекровь тут же давала задание молодой снохе: прясть, шить, доить корову, чистить хлев, носить дрова, убирать в избе. Так молодая жена начинала свою жизнь в семье мужа.
В современном свадебном обряде кое-что в виде веселой игры сохранилось в сельской свадьбе и сейчас: символический выкуп невесты у ее подруг, обливание молодых водой, шутливые состязания, игры, песни.
Календарные праздники и обряды Коми-Пермяков
Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Значительное влияние на календарную обрядность коми-пермяков оказали и традиции соседнего русского населения. В то же время исследования показывают сохранность и архаичных пластов обрядности, сближающих коми-пермяков с другими финно-угорскими народами Поволжья и Приуралья.
В календарных праздниках и обрядах коми-пермяков наиболее значительным был пласт аграрных обрядов, в то же время в нем нашли отражение обычаи животноводческой и промысловой магии, культа предков, представления о природных явлениях.
Два периода народного календаря коми-пермяков были наделены символикой нового и содержали прогностические ритуалы, сохраняющие свое значение в течение всего года, – святочный и пасхальный. При этом святочный период соотносился с важной датой солнечного календаря – днем зимнего солнцестояния, а пасхальный связывался с началом нового природного цикла и хозяйственных работ. Святочный был главным празднично-обрядовым циклом зимнего периода. Святками Цветтем, Светтем называли период от Николина дня (19.12) до Крещения (19.01) либо с Рождества (07.01) Рошво, Розосво, Орошво до Крещения. Особо почитался и Рождественский сочельник, известный и как Куття вун.
В этот день готовили пресные сочни, три из них оставляли на божнице, а весной использовали при первом выгоне скота. На Рождество были известны обходы домов, в Косинском районе, например, носившие название "виноградья" (из-за исполняемых при этом текстов с припевом "Виноградье, красно-зеленое"). "Виноградья" известны у русских Европейского Севера, но почти не сохранились в русских традициях Прикамья. В то же время в коми-пермяцких традициях усвоенные у русских обычаи сохранялись значительно дольше. Это подтверждает высказанный неоднократно исследователями тезис о том, что коми-пермяки сохранили некоторые архаичные черты русской культуры, часто уже утраченные русскими в Прикамье. Рождественские славления и обходы были известны коми-пермякам не везде.
К Святкам приурочивались и многочисленные гадания о замужестве и будущем урожае, молодежные игрища, хождения ряженых. Ряженых в каждом районе называли по-разному: калян, маскар, вочотчом, чуды, модотчомосъ, силигуны, шулькуны, кульшуны. Характерными для коми-пермяков были представления о "выходе" на Святки этих мифологических персонажей. В завершение святочного периода в ночь на Крещение проводили изгнание чудов: чуддэзос тальны (чудов топтать), чуддэзос вашотлыны (чудов гонять).
Повсеместно были распространены поверья о необходимости "зачерчивать", "крестить" окна и двери жилых и хозяйственных построек (ставить мелом или углем крестики), чтобы нечистая сила не зашла в дом.
К Васильеву дню (13.01) было принято делать холодец из ног и голов животных.
Среди летних праздников особо почитались Иванов день (07.07) и Петров день (12.07). При этом Петров день повсеместно считался началом сенокоса.
Началом осени считался Ильин день, с этого праздника можно было употреблять в пищу овощи и фрукты нового урожая. С Ильиным днем связывались запреты на сбор после него лекарственных трав, ягод земляники, а также запрет на купание. Ильин день выступал сроком, с которого начинали играть на дудочках (пэлянах).
Осенний период соотносился с тремя Спасами, днем Флора и Лавра, Семеновым днем, Воздвиженьем. Уборку полевых и огородных культур, а также полевой выпас скота завершали к Покрову. В Гайнском районе этот праздник получил название Пастух лун, так как к нему приурочивали угощение пастухов обрядовой кашей. Обряды сопровождали и осенние хозяйственные работы и связывались с началом и завершением жатвы, уборки льна и молотьбы. Первые сжатые колосья приносили в дом и ставили на божницу. По завершении жатвы южные коми-пермяки ставили божью бородку, оставляли на поле последние стебли ржи или ячменя. При этом бородка делалась в виде небольшого снопика. После завершения жатвы часто совершали в поле или дома и обрядовую трапезу обжинки. Завершение молотьбы также связывалось с праздником и обрядовым застольем, в деревне Подволошино Юсьвинского района этот праздник получил название богатый овин. Особый, девичий праздник проводился и по завершении уборки льна.
В календарном цикле коми-пермяков достаточно развитой была поминальная обрядность. Поминальными днями считались Крещение, Степанов день (09.05), Троицкая суббота, Троицкое заговенье, Петров день, Ильин день, Покровские и Дмитриевские субботы. Однако большие поминки проводили в Радоницу и Семик, при этом в Семик было принято обязательно посещать кладбище.
Заключение
Так как дедушка умер, а папа ездил на родину дедушки совсем ребенком, мне пришлось обратиться к литературе и интернет-источникам. Изучив информацию в интернете, я узнала что у коми-пермяков есть свой язык – коми-пермяцкий, алфавит, фольклор, костюмы.
В моей внешности уже нельзя увидеть черты коми-пермяков.
Коми-пермяки, проживая в России, вняли в свои традиции и быт, много привычек своих соседей. Алфавит был основан поначалу на латинском языке, но в последствие – на кириллице: в алфавите появились буквы похожие на русские. В национальном костюме встречаются узоры русского народного костюма, в избе расположена русская печь, дома бревенчатые, в кухне имеются блюда, очень похожие на русские.
Так как коми-пермяки православные, то они отмечают такие же праздники: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, три Спаса (но с другими названиями), Ильин день, Петров день и другие. Свадебный обряд схож с русским, который включает в себя: сватовство, приданое, выкуп.
Я думаю, что многие народы, населяющие Россию, с течением многих прожитых лет, во многом переняли друг у друга обычаи и традиции. В семье, в которой проживают несколько народностей, блюда и традиции сливаются воедино, и со временем уже не отличить одну народность от другой. Так и в России, народы, на ней проживающие, сливаются воедино. Поэтому Россия всегда будет единой и могучей.
Литература
Ссылки
[1] https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_состав_России
[2]https://ru.wikipedia.org/wiki/Коми-пермяки
[3]https://traditio.wiki/Коми-пермяки
Приложение 1.
Сказка «Отчего у безрукого отросла рука»
из сборника «Заветный клад» Василия Климова.
Были два брата – бедный и богатый.
Бедный пришел к богатому, просит:
- Пособи мукой: семья с голоду гибнет.
Богатый говорит:
- Отруби себе палец – дам.
Делать нечего, бедный отсек себе палец. Через некоторое время бедный снова идет к богатому брату за помощью, а тот говорит:
- Отрежь себе кисть – дам.
Бедный брат отрезал себе кисть.
Через некоторое время бедный брат снова идет к богатому за помощью, а богатый говорит:
- Отруби руку по локоть – помогу.
Бедный так и сделал – отрубил.
Однажды бедный брат пошел грибы собирать, припозднился и заплутал. Решил он заночевать в лесу. Нашел дерево с тройной вершиной, полез на него и спать устроился – оттуда не упадешь, и волки не достанут.
Проснулся ночью, слышит разговор. Глянул вниз – там черные мохнатые люди. Это лесные чуды.
Старый чуд спрашивает у молодых:
- Какие пакости сегодня людям сделали?
Один говорит:
- Я бедному человеку искалечиться помог.
Второй говорит:
- С моей помощью плотину размыло.
Третий говорит:
- Я женщине глаза выколол.
Старый чуд выговаривает молодым:
- Вы неладно делаете. Ослепшая женщина умоется родниковой водой, что из нашего лога вытекает, и прозреет; мельник заделает вымоину в плотине своей шубой – ее больше никогда не размоет; калека плюнет брату в глаза – и рука отрастет.
Утром бедный брат слез с дерева, выбрался из леса и пошел к богатому брату. Увидев бедняка, богатый брат спросил, зачем еще он пришел к нему. А бедный говорит:
- Ты не раз мне помогал, и за это я маловато тебе уплатил, так добавку принес.
- Где же она? Я что-то не вижу.
- Открой глаза пошире.
Богатый выпучил глаза, бедный плюнул в них из всей силы – и рука опять целая и здоровая.
Пошел бедный брат к мельнику, а тот чуть не плачет: из пруда вода убежала.
Бедный брат посоветовал мельнику:
- Ты не пожалей своей шубы – закрой ею вымоину, и больше ее не размоет.
Мельник закрыл своей шубой вымоину, и пруд на глазах стал водой наполняться. Мельник за добрый совет отвалил мужику муки и денег.
Бедный брат отвез заработанное домой и отыскал женщину, которой чуд глаза выколол. Он повел ее к чудскому роднику, обмыл ей глаза, и женщина снова стала видеть.
Приложение 2.
Национальная одежда
Приложение 3.
Известные коми-пермяки
Субботин-Пермяк, Пётр Иванович - известный художник
Тонков, Владимир Николаевич - крупный анатом, основатель советской школы анатомии, академик АМН СССР
Воронихин, Андрей Никифорович - российский архитектор
Духова, Алла Владимировна - художественный руководитель эстрадного балета "Тодес"
Григорьев, Анатолий Иванович - скульптор
Мошегов, Игнатий Николаевич - учёный, писатель
Балуев, Анатолий Данилович - кинодокументалист, лауреат Государственной премии России
Климов, Василий Васильевич (род. 1927) — коми-пермяцкий поэт, фольклорист.
Приложение 4.
Алфавит
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Красочные картины Джастина Геффри
Медведь и солнце
Выбери путь
Большое - маленькое