Исследовательская работа ученицы,представленная на НПК.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._maslova_mariya.doc | 221 КБ |
npk.pptx | 524.26 КБ |
Конкурс исследовательских работ в рамках
Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Номинация: Русский язык
Исследовательская работа
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Маслова Мария
МБОУ средняя общеобразовательная школа №75, 10А класс
Руководитель: Ахкамова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 ГО г. Уфа РБ
Уфа 2014
Оглавление
I. Введение 2 стр.
II. Основная часть
III. Заключение 11 стр.
IV. Список использованной литературы
I. Введение
Эта тема является актуальной, потому что хорошее литературное произношение — один из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. Известно, что неправильное произношение отвлекает внимание слушателя от содержания высказывания, затрудняя тем самым обмен информацией... Роль правильного произношения особенно возросла в наше время, когда устная публичная речь на собраниях и конференциях, по радио и телевидению стала средством общения между тысячами и миллионами людей.
Особенно важно распространение правильного русского литературного произношения, так как русский язык является не только языком русского народа, но и средством межнационального общения всех народов России и одним из международных языков современности.
Цель работы: выяснить, насколько грамотна речь современной молодежи
Задачи:
изучить литературу об орфоэпии как науке;
углубить свои знания о нормах ударения;
провести социологический опрос среди молодежи;
проанализировать результаты опроса;
сделать вывод об уровне грамотности речи современной молодежи.
Методы исследования:
аналитическое чтение;
изучение статей;
сравнительный анализ;
опрос.
II. Основная часть
1. Орфоэпия как наука
Каждый литературный язык существует в двух формах — устной и письменной — и характеризуется наличием обязательных норм — лексических, грамматических и стилистических. При этом письменная форма языка подчиняется еще и орфографическим и пунктуационным нормам (т. е. правилам правописания), а устная — произносительным, или орфоэпическим, нормам.
Слово орфоэпия — греческого происхождения: orthos — правильный, epos — речь.. Орфоэпия — это учение о нормах устной речи: о правилах произношения отдельных звуков и их сочетаний, о закономерностях постановки ударения.
В литературном языке мы ориентируемся на общепринятые образцы – нормы. Нормы свойственны различным уровням языка. Есть нормы лексические, морфологические, орфографические, фонетические. Есть произносительные нормы.
Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация.
Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.
Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.
В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы. Свекла(неправильно)-свёкла (правильно).
В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения (ТвОрог-творОг). В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.
Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.
Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.
К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.
2. Нормы ударения
Нормы ударения — одна из самых главных проблем русского языка. Они многочисленны и нелегки для усвоения. Ударение усваивается вместе со словом: надо его запомнить, перевести в речевой навык. Часто проще и быстрее запоминается неверное ударение, что впоследствии очень сложно устранить. В этом и состоит задача грамотного человека — освоить нормы ударения и правильно применять их на практике. Русское ударение отличается наличием большего количества произносительных вариантов, чем ударение в других языках (например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог).
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями: разноместностью и подвижностью.
Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слова: на первый — и́конопись, на второй — экспе́рт, на третий — жалюзи́, на четвёртый — апартаме́нты. Во многих же языках мира ударение прикреплено к определённому слогу.
Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении) одного и того же слова: вода́ — во́ду, хожу́ — хо́дишь. Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.
Разноместность и подвижность, историческая изменчивость произносительных норм приводят к появлению у одного слова акцентных вариантов. Иногда один из вариантов рассматривается словарями как соответствующий норме, а другой — как неправильный. Например: поло́жил, мага́зин — неправильно; положи́л, магази́н — правильно. Иногда варианты даются в словарях как равноправные: и́скристый и искри́стый.
В связи с такими сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов.
3. Результаты опроса
Для того, чтобы выяснить, знает ли молодежь, как правильно произносятся слова, я провела опрос среди обучающихся 9-10 классов. Результаты опроса представлены на диаграммах.
III. Заключение
Опираясь на результаты опроса, можно сделать вывод о том, что современная молодежь, в часто используемых словах, соблюдает нормы ударения, на среднем уровне. А ударение в редко употребляемых словах вызывает огромные трудности.
Раньше для того чтобы говорить правильно, достаточно было слушать дикторов радио и телевидения, так как, они всегда говори, орфоэпически верно. В современном же обществе, зачастую, можно услышать неверное произношение, даже на центральных каналах. Поэтому, главным, и даже может быть единственным, путем решения этой проблемы я считаю обращение к орфоэпическим словарям.
IV. Список использованной литературы
1. Бумажные словари
2. Интернет ресурсы
Слайд 1
Орфоэпические нормы: теория и практика Выполнила: Маслова Мария, обучающаяся 10а класса МБОУ СОШ № 75 Руководитель: Ахкамова Л. НСлайд 2
Цель работы: выяснить , насколько грамотна речь современной молодежи. Задачи : изучить литературу об орфоэпии как науке; у глубить свои знания о нормах ударения; п ровести социологический опрос среди молодежи; п роанализировать результаты опроса; с делать вывод об уровне грамотности речи современной молодежи.
Слайд 3
Методы исследования: аналитическое чтение; изучение статей; сравнительный анализ ; опрос .
Слайд 4
Орфоэпия как наука Орфоэпия — это учение о нормах устной речи: о правилах произношения отдельных звуков и их сочетаний, о закономерностях постановки ударения.
Слайд 5
Нормы ударения - одна из самых главных проблем русского языка.
Слайд 6
Трудности в усвоении русского ударения связаны с двумя его особенностями
Слайд 7
П ричины появления акцентных вариантов: з акон аналогии л ожная аналогия т енденция грамматикализации ударения с мешение моделей ударения д ействие тенденции к ритмическому равновесию п рофессиональное произношение: т енденции в развитии ударения
Слайд 8
Результаты опроса
Слайд 9
Результаты опроса
Слайд 10
Список использованной литературы Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: около 76000 словарных единиц. М., 1993. Воронцова В. Л. Русское литературное ударение XVIII — XX вв. Формы словоизменения . М., 1979. Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера . М., 2000
Слайд 11
Спасибо за внимание!
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Лист Мёбиуса
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Нечаянная победа. Айзек Азимов