Учащиеся исследовали роль архаизмов и историзмов в балладе А.Пушкина "Песнь о вещем Олеге".
Вложение | Размер |
---|---|
nurumova_axmetova.doc | 92.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
- основная общеобразовательная школа с. Чкалово
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Историзмы и архаизмы
в балладе А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
Авторы: Ахметова Зарина и Нурумова Анара
Ученицы 8 класса
Руководитель:
Железнова О.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ - ООШ с. Чкалово
2014 г.
Рецензия.
Название работы: Историзмы и архаизмы в балладе
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Автор: Нурмакова Зарина и Нурумова Анара , ученицы 8 класса
Цель работы: выявить роль историзмов и архаизмов в балладе
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Образовательная область и учебные предметы проекта: филология, литература
Методы используемые в работе: метод анализа и метод изучения.
Источники информации :словари, интернет – ресурсы.
Актуальность: Данный проект помогает прививать интерес к истории языка, к происхождению слов.
Материал работы изложен доступно, логично, в соответствии с требованиями.
Учитель русского языка и литературы Железнова О.Н.
Содержание
Введение с. 4
1. История создания баллады. с. 5
2. Роль устаревших слов в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». с. 6
Заключение. с. 8
Литература. с. 9
Введение.
Для своего исследования мы взяли произведение А. С. Пушкина – балладу «Песнь о вещем Олеге». Цель нашей работы – определить роль устаревших слов (историзмов и архаизмов) в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Для решения этой цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
изучить историю создания баллады А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;
проанализировать устаревшие слова в «Песни о вещем Олеге».
выявить роль устаревших слов в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Объектом нашего исследования мы выбрали балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»;
предмет исследования – устаревшая лексика, используемая А.С. Пушкиным в «Песне о вещем Олеге».
В качестве методов исследования мы использовали изучение литературных источников, анализ лексики.
История создания баллады.
А. С. Пушкин интересовался историей русского народа. Он хорошо знал труды известных историков того времени и был учеником и другом Н. М. Карамзина. Интересовали Пушкина и подлинные свидетельства о далёком прошлом славян: он неоднократно перечитывал старинную летопись, называвшуюся «Повесть временных лет», составленную монахом Нестором. Из этой летописи и почерпнул поэт сюжет «Песни о Вещем Олеге».
Поэта поразила легенда о предсказании кудесника (или волхва, так в Древней Руси называли языческих жрецов) киевскому князю Олегу и об осуществлении этого пророчества в тот момент, когда князь был уже уверен, что опасность миновала.
Используя данный летописный источник, Пушкин на его основе создал оригинальное произведение – «Песнь о вещем Олеге». Он описал времена, когда на Руси существовало язычество (в «Песни» упоминается даже имя бога Перуна, главы славянских богов, славянского Зевса-громовержца, покровителя воинов). Поэт сохранил сюжетную основу, рассказал об этом легендарном событии, но, используя творческую фантазию, создал вымышленный художественный мир, нарисовал яркие и запоминающиеся образы. Легендарное повествование под пером художника превратилось в глубокое философское размышление о человеке и судьбе, о неотвратимости рока, о непозволительности человека смеяться над судьбой. Закончил работу над своим произведением А.Пушкин 1 марта 1822 года.
Роль устаревших слов в балладе
Использование определённой лексики – способ создания исторического колорита. С этой целью используются устаревшие слова, вышедшие из активного повседневного употребления – архаизмы и историзмы.
Архаизмы – часть лексики, слова и обороты, употреблявшиеся в прошлом для обозначения каких-то предметов и явлений, но вытесненные другими словами и оборотами, используемыми в современной речи (2, с. 48).
Историзмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали (2, с. 49)
Архаизмы и историзмы используются как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи. Они используются также в научно-исторической литературе.
В «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкин использовал очень большое количество архаизмов и историзмов. Мы посчитали количество архаизмов и историзмов, оказалось, что в «Песни» они составляют 17%. Нами было определено значение 52 слов, среди них 43 архаизма и 9 историзмов.
№ | Историзмы | Значение |
1 | Хазары | кочевой тюркоязыч. народ Юго-Вост. Европы |
2 | Дружина | княжеское войско |
3 | Цареградская броня | У Олега броня была "цареградская" - значит, привезена из Царьграда. |
4 | Перун | бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. |
5 | Цареград | древнерусское название г. Константинополь (ныне Стамбул). |
6 | Отроки-други | младший княжеский дружинник в Древней Руси |
7 | Тризна | часть языческого погребального обряда у восточных славян, состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. |
8 | Секира | рубящее холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора. |
9 | Ковши круговые | движущиеся по кругу. |
Архаизмы | ||
1 | Ныне | сегодня |
2 | Сбирается | собирается |
3 | Вещий | Способный предвидеть, предсказывать будущее. |
4 | отмстить | отомстить |
5 | Обрёк | Предназначить к какой-нибудь неизбежной участи (обычно тяжелой). |
6 | Вдохновенный | Проникнутый вдохновением, исполненный вдохновения. |
7 | Кудесник | волшебник |
8 | Завет | Наставление, совет последователям, потомкам. |
9 | Грядущий | будущий |
10 | Вестник | это человек, приносящий какие-либо сообщения. |
11 | мольбы | молитвы |
12 | Волхв | древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, прорицавшие будущее. |
13 | Таятся | прячутся |
14 | жребий | Судьба, участь, доля |
15 | Чело | лоб |
16 | Воитель | воин |
17 | Отрада | Удовольствие, радость, удовлетворение. |
18 | Врата | ворота |
19 | Роковой | Приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый |
20 | Пращ | Древнее оружие, ручное орудие для кидания камней - сложенный петлею ремень, куда вкладывался камень. |
21 | Щадят | жалеют |
22 | Ведаешь | знаешь |
23 | Незримый | невидимый |
24 | Могущему | могущественному |
25 | Бранное | Поле битвы |
26 | Сеча | битва |
27 | Взор | взгляд |
28 | Омрачилися | Мрачный, опечаленный, грустный |
29 | Позлащённое | позолочённое |
30 | Курган | Бугор над древней могилой, могильник. |
31 | Ретивый | усердный, горячий, пылкий на дело, старательный, ревностный, ражий духом. |
32 | Внемлет | слушает |
33 | Почил | Успокоиться, предаться полному покою, бездействию, погрузиться в покой. |
34 | Поник | Опустил голову |
35 | Презрел | отвергнуть |
36 | доныне | До сегодняшнего дня |
37 | Брег | берег |
38 | Молвил | сказал |
39 | обагришь | Окрасить в красный, багряный, кровавый цвет. |
40 | Погибель | гибель |
41 | смертею | смертью |
42 | глава | голова |
Писатель привлекает большое количество устаревших слов – архаизмов и историзмов – в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи- эпохи Древней Руси. Читая балладу, как будто погружаешься в мир князя Олега. Устаревшие слова помогают читателю вжиться в мир баллады.
Причём, эта лексика не только помогает создать исторический колорит, но и придаёт торжественное звучание всему произведению.
Надо отметить, что устаревшие слова в балладе звучат в речи кудесника, князя Олега и самого автора. Использование устаревших слов в речи автора стирает границы времени между Пушкиным и князем Олегом: автор предстаёт перед читателем как современник князя Олега.
Заключение
Проблема создания исторического колорита в произведении художественной литературы встала перед нами впервые, когда мы обратились к своей исследовательской работе.
Нам было интересно работать над этим вопросом, так как такой лингвистический анализ является актуальным для понимания современными школьниками художественной идеи произведения, написанного более 190 лет назад.
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы- позволяют представить мир Древней Руси, почувствовать передаваемый поэтом дух того времени, понять характеры героев баллады А.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», проникнуть в образ автора произведения.
Внимательная работа над образами и особенностями языка, над художественными деталями произведения помогла глубже понять балладу А. С. Пушкина и убедиться в том, что писателю нужно иметь необыкновенный талант, чтобы создать произведение из истории далёкого прошлого, интересное современному читателю.
Литература
1.Литература. 8 класс. Учебник- хрестоматия под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. М: «Дрофа», 2012.
2.Словарь русского языка/ А. П. Евгеньева – М: «Русский язык», 1986.
3.Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов – М: «Дрофа», 2000.
4.Интернет-словари:
1)Толковый словарь В.Даля –on-line. http://www.vidahl.agava.ru/
2)Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова–on-line http://www.dict.t-mm.ru/ushakov
3)ОЖЕГОВ Сергей Иванович (1900-64) - российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук.
"Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой). http://www.ozhegov.org/
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Ласточка
Именинный пирог
Учимся ткать миленький коврик
Юрий Визбор. Милая моя