В исследовательской работе рассмативаются математические софизмы и парадоксы
Вложение | Размер |
---|---|
sofizmy_i_paradoksy.rar | 1.23 МБ |
МБОУ «Первомайская ООШ»
Секция «Математика»
Учебно-исследовательский
проект по математике
Автор: Жевнерова Альвина, 8 класс
Руководитель: Демченкова С.В.
2016 г.
Содержание
Введение | 3 |
1.Задача, которая заинтересовала меня | 3 |
2. Что такое "софизм" и "парадокс"? | 4 |
3.Экскурс в историю | 4 |
4.Классификация математических неожиданностей | 5 |
4.1.Алгебраические софизмы | 5 |
4.2.Геометрические софизмы | 5 |
4.3.Арифметические софизмы | 6 |
4.4.Логические софизмы | 6 |
5.Многообразие парадоксов | 7 |
5.1.Парадокс разности квадратов | 7 |
5.2.Парадокс парикмахера | 7 |
5.3.Основные типы геометрических парадоксов | 7 |
5.3.1."Невозможный треугольник" | 7 |
5.3.2."Бесконечная лестница" | 8 |
5.3.3."Космическая вилка" | 9 |
5.3.4."Сумасшедший ящик" | 9 |
6.Имп-Арт - искусство пародоксальных картин | 9 |
7.Выводы | 11 |
8.Практическая значимость | 11 |
Список литературы | 11 |
Введение
Применение софизмов и парадоксов на уроках математики могли бы, на мой взгляд, разнообразить уроки математики и вызвать интерес учащихся к этому предмету.
Цель проекта: найти математические задачи, приводящие к парадоксам, исследовать решение этих задач, найти, где скрыты ошибки, подготовить презентацию по этой теме для использования на уроках математики.
Задачи:
в чём их отличие;
Методы исследования: сбор информации, обработка данных, наблюдение, сравнение, анализ, обобщение.
"Спичка вдвое длиннее телеграфного столба!!! "
Представим, что а дм – длина спички и b дм – длина столба. Пусть разность между b и a равна c .
Имеем:
b - a = c, b = a + c.
Перемножим левые и правые части этих равенств, получим:
b2 - ab = ca + c2.
Из обеих частей вычтем bc. Получим:
b2- ab - bc = ca + c2 – bc
или
b(b - a - c) = - c(b - a - c)
Откуда вытекает, что
b = - c, но c = b – a
Поэтому
b = a - b, или a = 2b.
Где же ошибка???
Ответ: В выражении b(b-a-c )= -c(b-a-c) производится деление на
(b-a-c), а этого делать нельзя, так как b-a-c=0, а на нуль делить нельзя. Значит, спичка не может быть вдвое длиннее телеграфного столба.
История математики полна интересных и неожиданных софизмов. И зачастую именно их разрешение служило толчком к новым открытиям, из которых, в свою очередь, вырастали новые софизмы и парадоксы.
Необходимо различать между собой парадоксы и софизмы. Софизм (от греч. sophisma – уловка, выдумка, головоломка, ухищрение, выдумка) — ложное умозаключение, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм - формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений (словарь Ожегова).
Парадокс (греч. "пара" - "против", "докса" - "мнение") – это нечто необычное и удивительное, то, что расходится с привычными ожиданиями, здравым смыслом и жизненным опытом.
Парадокс близок софизму. С софизмом их различает то, что парадокс - не преднамеренно полученный противоречивый результат. Парадокс - странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Математический парадокс – высказывание, которое может быть доказано и как истинна, и как ложь.
Софистами называли группу древнегреческих философов 4-5 века до н.э., которые достигли большого искусства в логике.
Однако в Греции софистами называли и простых ораторов – философов-учителей, которые ставили перед собой задачей научить своих учеников «мыслить, говорить и делать». Чтобы в словесном поединке выйти победителем, софисты пользовались часто тем, что противник не очень глубоко знает предмет, о котором идет речь, недостаточно внимателен и наблюдателен, и поэтому не может отличить ложь от истины. В результате такого поединка противник должен был согласиться с софистами и признать себя побежденным, хотя казалось, что истина была на его стороне. Но софисты не являлись учеными. Умение, которое с их помощью должно было быть достигнуто, заключалось в том, что человек учился иметь в виду многообразные точки зрения.
Разбор и решение разнообразных математических задач, особенно нестандартных, помогает развивать логику и смекалку. Именно к таким задачам относятся математические софизмы. В этом разделе работы я рассмотрю четыре типа математических софизмов: алгебраические, геометрические, арифметические и логические.
4.1. Алгебраические софизмы
Алгебра — один из больших разделов математики, принадлежащий к числу старейших ветвей этой науки наряду с арифметикой и геометрией. Задачи, а также методы, отличающие её от других отраслей математики, создавались постепенно, начиная с древности. Алгебра возникла под влиянием нужд общественной практики, в результате поисков общих приёмов для решения однотипных арифметических задач. Приёмы эти заключаются обычно в составлении и решении уравнений. Т.е. алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях.
Один из алгебраических софизмов уже был мною рассмотрен ранее.
Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.
“Загадочное исчезновение”
У нас есть произвольный прямоугольник (приложение 1), на котором начерчено 13 одинаковых линий на равном расстоянии друг от друга. Теперь «разрежем» прямоугольник прямой MN, проходящей через верхний конец первой и нижний конец последней линии. Сдвигаем обе половины вдоль по этой линии и замечаем, что линий вместо 13 стало 12. Одна линия исчезла бесследно. Куда исчезла 13-я линия?
Разбор софизма. 13-я линия удлинила каждую из оставшихся на 1/12 своей длины.
Арифметика - (греч. arithmetika, от arithmys — число), наука о числах, в первую очередь о натуральных (целых положительных) числах и (рациональных) дробях, и действиях над ними.
Арифметические софизмы – это числовые выражения, имеющие неточность или ошибку, не заметную с первого взгляда.
" Дважды два - пять! "
Рассмотрим следующее очевидное равенство в качестве исходного соотношения: 4:4= 5:5 (1)
Вынесем за скобки общий множитель из каждой части равенства, получим:
4∙(1:1)=5∙(1:1) (2)
или
(2∙2)(1:1)=5(1:1) (3)
Зная, что 1:1=1, устанавливаем из соотношения (2):
2∙2=5
Где же ошибка?
В равенстве (2) 4 и 5 не являются множителями, которые мы вынесли за скобки.
“5 копеек равны 50 копейкам”
"Софизм учёбы"
(песенка, сочиненная английскими студентами)
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
"Софизм Кратила"
Диалектик Гераклит, провозгласил тезис "все течет" и пояснил, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку (образ природы), ибо, когда входящий будет входить в следующий раз, на него будет течь уже другая вода. А его ученик Кратил, из утверждения своего учителя сделал такие выводы: в одну и ту же реку нельзя войти даже один раз, потому что пока ты входишь, она уже изменится. Поэтому Кратил предлагал не называть вещи, а указывать на них: пока произносишь название, вещь уже станет иной.
5.1. Парадокс разности квадратов
1) Имеем равенство а² - а² = а² - а²;
2) В левой части вынесем общий множитель за скобки, а в правой воспользуемся формулой разности квадратов а(а - а) = (а + а)(а – а);
3) Разделим обе части на (а – а), получим а = а + а;
4) а = 2а.
В одной деревне жил единственный парикмахер-мужчина. Здесь был издан указ: "Парикмахер имеет право брить тех и только тех жителей деревни, которые не бреются сами". Спрашивается, может ли парикмахер брить сам себя?
Кажется, что не может, так как это запрещено указом.
Но наряду с этим, если он не бреет себя, то попадает в число тех жителей, которые не бреются сами, а таких людей парикмахер имеет право брить.
| |
|
|
|
|
|
Многие известные художники рисовали работы, в основе которых лежали геометрические парадоксы. Эти работы выделяют в отдельное направление изобразительного искусства - "имп-арт", от английских слов impossible ("невозможный") и art ("искусство").
Чтобы убедить зрителя в наличии объёма, перспективы, создать иллюзию пространства в своём произведении, художнику требуется определённое мастерство. Слова М.К. Эшера "Рисовать – значит обманывать" исполнены глубокого смысла. Именно "невозможные фигуры" дают почувствовать масштабы этого обмана.
|
| |
| |
7.Выводы
Итак, в процессе работы:
8. Практическая значимость
Работая над софизмами, я училась находить ошибки в неверных решениях, например, с осторожностью отношусь к делению на выражение (не равно ли оно нулю?). В геометрических задачах, в первую очередь, обращаю внимание на то, правильно ли сделан рисунок. Я знаю, что на олимпиадах и на ОГЭ по математике мы встречаемся с логическими задачами.
Собранный мной материал можно использовать на факультативных занятиях, на занятиях математического кружка. Учителя математики могут использовать его на уроках, чтобы привить интерес учащихся к предмету. Также рекомендую ознакомиться со своей работой тем сверстникам, которые хотят знать о математике больше, чем рядовой школьник.
Список литературы
Как я избавился от обидчивости
Спасибо тебе, дедушка!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Именинный пирог
А теперь — мультфильм