Современному человеку трудно представить себе математику без обозначения чисел. А ведь когда- то их не было. Откуда они взялись? И почему именно такие? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в нашей работе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 181 КБ |
Научно - практическая конференция «Грани творчества»
Исследовательский проект:
Тайны и чудеса числа
Работа учеников 1 класса
Нижнеспасского филиала
МБОУ Верхнеспасской сош
Балыбина Олега
Босенко Ксении
Гагарина Никиты
Котовой Юлии
Попова Данилы
Руководитель:
учитель начальных классов
Миронова
Елена Викторовна
с. Нижнеспасское
2014 г
Содержание
Нам, кажется, что нет ничего проще, чем счёт. Действительно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – так легко и просто. Числа и счёт так прочно вошли в жизнь людей, что уже нельзя представить жителей Земли, не умеющих считать.
Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел. Но ведь когда-то, же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Ни для кого не секрет, что всюду и повсеместно каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами: отметка в школе, день недели, номер автомобиля, магазинный ценник и сколько дней осталось до каникул? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей работе.
Актуальность исследования
Привлечь внимание детей к изучению предмета «Математика».
Цель:
Изучение истории возникновения чисел и окружающих объектов, в которых есть цифра 5.
Задачи:
Объект исследования:
число пять.
Предмет исследования:
история возникновения чисел и их значение в жизни людей.
Гипотеза
Числа разные нужны, числа всякие важны.
История возникновения чисел
Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки.
Счёт и число возникли из практической потребности людей изучать окружающую их природу. Надо было знать: хватит ли добычи до следующей охоты, много ли поймали рыбы?
Так каким же был счёт в глубокой древности? Мы узнали, что вначале люди знали только 1 и 2, потом научились считать до 5.
Большую роль в счёте сыграла счётная машина, которую человек получил от природы: его две руки с десятью пальцами.
Проходили годы. Менялась жизнь человека. Появились первые скотоводы, земледельцы, а с ними появились большие числа и необходимость их записывать.
Первым способом записи чисел были зарубки на палке, глиняные шарики и другие фигурки.
Индейцы изображали числа с помощью узелков на верёвке.
В Вавилоне выдавливали палочкой значки на глиняной дощечке.
В Древней Руси писали буквы с титлами.
Даже Пушкин предложил свой вариант изображения чисел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате.
На запись чисел, с которыми мы работаем сейчас, ушли тысячелетия.
Вселенная числа 5.
Изучая родословную чисел и проведя анкетирование, у нас вызвало особый интерес число, которое занимает особое место в школе.
Число 5 является как бы полем действия всей жизни. Она олицетворяет глубокий жизненный опыт. Число пять привыкло всегда и везде быть руководителем.
Мы хорошо изучили состав числа 5. Оно является простым, натуральным числом. Eго соседи – числа 4 и 6. Пять - число нечётное. У него есть «близнец»- число 7. Выучили: стихи, загадки, считалки, поговорки, головоломки об этом числе.
Стихи:
1.Все должны об этом знать,
Чувств у человека - пять:
Это обоняние,
Вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
- Это зрение и слух.
2.В школе буду получать
Я по всем предметам пять
Я с Пятеркою всегда
Буду не разлей вода
3.У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.
Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять.
4.У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят.
Загадки:
1.Ты подруга всех послушных,
Умных, честных, добродушных,
Как звать тебя да величать?
Угадали! Число…
2.Сколько пальчиков на ручке?
Попрошу вас подсказать.
Сосчитали, почемучки?
Ну, конечно, пальцев … !
3.Кто уроков не боится,
К цели кто идёт упрямо,
Тот на радость папе, маме
В дневнике приносит …
Поговорки и считалки:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять …
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф, ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой!
Головоломки:
В «Волшебный сундучок» собрали предметы, в которых есть эта цифра: часы, калькулятор, компьютер, микроволновая печь, телефон, спидометр, тахометр, термометр, секундомер.
Методы исследования:
Источники информации
Швейня
Карты планет и спутников Солнечной системы
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Снежный всадник
Твёрдое - мягкое