На основе теоретического анализа источников по проблеме леворукости и практических результатов исследования ученицей 4 класса Рассохиной Анжелой доказывается, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы, что между леворукостью и отклонениями в развитии нет прямопропорциональной зависимости, напротив леворукие люди более одарены и уникальны.
Вложение | Размер |
---|---|
issl.rabota_levorukost-norma_ili_patologiya.doc | 73.5 КБ |
презентация к исследовательской работе | 2.18 МБ |
Какой рукой вращается колесо прогресса
Рассохина Анжела
Дульдургинский район
МОУ ДСОШ 4 класс
Аннотация.
На основе теоретического анализа источников по проблеме леворукости и практических результатов исследования ученицей 4 класса Рассохиной Анжелой доказывается, что леворукость является индивидуальным вариантом нормы, что между леворукостью и отклонениями в развитии нет прямопропорциональной зависимости, напротив леворукие люди более одарены и уникальны.
Учитель КРО МБОУ ДСОШ: Попова В.И.
Содержание:
Введение.
Введение
«В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редкими исключениями, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота».
Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой».
Введение.
Наша учительница – Виктория Ивановна – левша. Мне и моим одноклассникам всегда было интересно удобно ли это? Мы стали более внимательно присматриваться к ней и окружающим нас людям и сделали вывод, что леворуких людей не так уж и мало. Для меня стало интересно как работают леворукие люди, какие неудобства испытывают и что такое леворукость – норма или патология?
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК: ПАТОЛОГИЯ ИЛИ НОРМА?
Леворукий ребенок - эта тема в последнее время очень популярна и в научных публикациях и в литературе для родителей. Причем чаще всего такие дети описываются авторами публикаций как несчастные жертвы нашей системы воспитания и обучения. В практике школы советского периода были даже попытки создания специальных школ для левшей. Но особых практических результатов они не дали Есть успешные школьники среди и леворуких и есть огромное количество неуспевающих детей с традиционной моторной ориентацией.
Чтобы левша развивался нормально, ребенку надо позволить работать той рукой, какой ему удобно. Сложности, с которыми сталкиваются левши чисто бытовые, так как наш мир приспособлен для праворукого большинства - от направления написания фраз, разметки на дорогах до расположения дверных ручек.
Одной из загадок человеческого мозга является его несимметричность: правое и левое полушария мозга при всем их внешнем сходстве различаются и по строению, и по функциям. Тем не менее тот факт, что полушария не являются «зеркальными» отражениями друг друга, принят в науке не так давно.
Ученые накопили огромное количество фактов и наблюдений, но вот уже на протяжении всего нескольких десятков лет в науке сменяют друг друга разные взгляды на то, какое из полушарий мозга «главное» — левое или правое.
Исследования продолжаются и в настоящее время. Но ясно одно: человеческая память, речь, зрительное или слуховое восприятие, счет, ориентация в пространстве — все это результаты совместной работы обоих полушарий мозга. Каждое из них играет свою роль.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной изученностью этого вопроса в отечественных популярных и научных публикациях и из-за отсутствия единого мнения среди ученных, медиков, психологов по этому вопросу.
Предмет исследования: «левши» - разнообразные и талантливые представители человечества.
Объект исследования: «левши», «правши»
Основной целью данной работы является выяснить леворукий ребенок - это патология или норма, правда ли, что среди левшей встречается много выдающихся людей, трудно ли быть левшой.
Достижение поставленной цели предполагается на основе рассмотрения фактов и статистики о леворуких людях и собственного опыта автора работы.
Задача: доказать, что леворукий ребенок это не патология, леворукие дети ни чем не отличаются от обычных детей, среди людей много выдающихся личностей, они так же талантливы, общительны, многогранны.
Методы исследования: Для решения поставленных целей и задач потребовалось сочетание нескольких исследовательских методов: статистического и аналитически -сравнительного. В процессе исследования неизбежным было обращение к научно-популярному материалу, фактам и статистическим данным из жизни леворуких людей, случаев из собственной практики, а также к некоторым интересным историческим фактам и данным о жизни леворуких людей.
ВЫВОДЫ:
На основе обзора трудов ученых, медиков и психологов, а также на основании опроса, проведенного в ходе исследования автором работы, исходя из своего собственного опыта, можно сделать вывод:
Леворуковсть - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящего от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Среди леворуких очень много художественно одаренных музыкальных. Это видно связанно с тем, что леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир.
Леворукость достоинство ребенка, его уникальность и неповторимость.
Основное содержание работы:
По статистике, левши составляют примерно 15% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие — левой.
Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией, как почему-то считают некоторые люди.
Как работают полушария мозга.
Поначалу нас заинтересовал вопрос: почему нам некоторым удобнее пользоваться левой рукой, а другим наоборот правой? И вот что же мы выяснили.
Обратимся к строению мозга человека. Головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга.
В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри установил, что каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.
Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, к образному восприятию предметов, а также за наши чувства.
Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, т.е. правой руки правой ноги. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая.
Правое полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, т.е. левой ноги и левой руки. У леворуких наоборот преобладает правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.
От 5 до 15% землян — левши. Каждый пятый человек на нашей планете с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой. А еще 20% людей тоже левши, только скрытые, то есть могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение почему-то отдают правой. Получается, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как кажется на первый взгляд, а только около половины. Надо заметить, что среди мальчиков леворукость встречается в два раза чаще, чем среди девочек.
Среди россиян леворукость распространена, но странным образом. По данным исследователей, каждый четвертый ребенок в возрасте 5—7 лет является левшой, но к 10—14 годам их количество резко уменьшается.
Почему? Как раз потому, что наших детей переучивают (такой порочной практики больше нет нигде в мире).
Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин.
Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость — результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».
Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
— капризности;
— негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
— энурезу;
— трудностям произношения;
— нелюбви к чтению;
— заиканию;
— задержке навыков рисования, двигательной пластики.
Cтоит упомянуть, что левшами были: Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Жанна Д'Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин и многие другие великие люди.
Существуют и люди, у которых оба полушария мозга работают одинаково.
Но, хотя это большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Но у таких людей иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает.
ЛЕВШИ ПРОТИВ ПРАВШЕЙ. Факты и статистика.
ТАЛАНТЫ И ПРОСТО ГЕНИИ
Правши подавляют левшей только в быту. Национальное Бюро Экономических Исследований в 2006 году обнародовало доклад об интеллектуальном превосходстве "левых" людей. Так, выпускники высших учебных заведений, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13-21% больше, чем их однокашники-правши. Однако этот нюанс касается только мужчин. Женщины же показывают одинаковые результаты. Также выяснилось, что левши чаще, чем правши, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Помимо прочего левшей непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров).
В общем, если ваш ребенок с детства всё делает только левой рукой, это не повод для беспокойства. Вполне вероятно, что в будущем своей левой рукой он сумеет добиться гораздо большего успеха, чем его ровесники, беспроблемные правши.
КСТАТИ
К числу знаменитых левшей причисляют Александра Македонского, Микеланджело, ученого, публициста и политика Бенджамина Франклина, президентов США Рональда Рейгана и Билла Клинтона, революционера и государственного деятеля Фиделя Кастро, писателя Марка Твена, музыкантов Джимми Хендрикса, Пола Маккартни, Курта Кобейна, Коула Портера, актеров Чарли Чаплина, Мэрилин Монро, Киану Ривза, ученых Исаака Ньютона и Альберта Эйнштейна, а также мультипликационного героя Барта Симпсона.
ФАКТ
Недавние медицинские исследования показали, что у левшей намного больше шансов добиться успехов в спорте: ведь большинство чемпионов большого тенниса, пинг-понга, фехтования и бокса принадлежат именно к этой категории людей. Левша более "реактивен", чем правша, он быстрее соображает, и именно это качество играет определяющую роль там, где необходима скорость реакции.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Если оба родителя правши, то вероятность рождения у них леворукого ребенка составляет всего 2%. Если один из родителей левша, процент "риска" повышается до 17. У обоих же леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев.
ИЗ ИСТОРИИ
• В Японии, муж мог развестись с женой, узнав, что она - левша.
• Эскимосы верят, что каждый левша может быть колдуном.
• Древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги.
• Ацтеки делали операции на почки левой рукой, а на печень - правой.
• Древние инки считали, что быть левшой - большое счастье.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• 13 августа — международный день левшей. Все полярные медведи — левши
• Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой
• Некоторые левши обладают способностями экстрасенса
• В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша
• Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США были левшами: Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш
• Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной
• 4 из 5 разработчиков Macintosh'a были левшами
• Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей
• УЗИ способствует рождению левшей
• В Москве левшей 3,5%, в Центральной России — 7%, а на Таймыре — 34%
• Только у 43% левшей ведущим является левый глаз, а у 45% леворуких людей левая нога доминантная
• Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу
• Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад
• Самая большая организация для левшей — «Left-Handers International» (насчитывает более 50 000 членов по всему миру)
ОПРОС
Леворукий ребенок: какой он?
1. Какой рукой вы пишите?
2.(для левшей) Мешает ли ваша леворукость: учебе? общению с одноклассниками? занятиям в музыкальной школе? танцевальном кружке? занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, вышиванием и т.д.?
3. (для правшей) Как вы учитесь? Если у вас увлечения, хобби (музыка, танцы, рисование и пр.?
Мной был проведен опрос среди одноклассников, соседей по улице, в группе ДДТ. «Леворукий ребенок: какой он»? Было опрошено 40 детей : 10 детей - «левшей» и 30 детей - «правшей».Также совместно с учителями проведен анализ успеваемости и выяснилось,что:
Из 10 детей леворуких учатся на «хорошо» и «отлично» - 8 ребят, т.е 80 % детей. Из 30 детей «правшей» учатся на «хорошо» и «отлично» - 24 ученика, это - 70 %.
Из детей «левшей» 10 человек на вопрос: «Мешает ли их леворукость общению с одноклассниками?» ответили, что у них очень много друзей, как среди одноклассников, так и среди ребят другого возраста, это 100 % детей.
Из детей «правшей» 30 человек на вопрос «Много ли у них друзей?» ответили положительно, это 100 % детей.
Из 10 детей «леворуких» успешно занимаются различными видами художественного творчества, учатся в музыкальной школе, посещают танцевальные кружки все 10 детей, это 100 %. При этом преподаватели занятые обучением этих детей дают положительные отзывы об их способностях. Из 10 детей «правшей» только 5 человек имеют какие-либо увлечения, хобби, это составляет 50 % от общего количества детей.
ВЫВОД: На основании проведенного опроса среди «левшей» и «правшей», можно сделать вывод:
Леворуковсть - это один из вариантов нормального развития организма. Среди леворуких детей очень много художественно одаренных музыкальных, даже больше, чем среди «правшей», они лучше учатся, в своей среде они ни чем не выделяются от других детей, у них так же много друзей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Слайд 1
Леворукость – норма или патология? «В природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, нежели левая... Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадается раковина-левша, знатоки ценят ее на вес золота». Жюль Верн.Слайд 2
Основной целью данной работы является - выяснить, леворукий ребенок - это патология или норма, правда ли, что среди левшей встречается много выдающихся людей, трудно ли быть левшой.
Слайд 3
Изучить литературу по данному вопросу. Изучить отношение общества к проблемам леворукости . доказать, что леворукий ребенок это не патология, леворукие люди ни чем не отличаются от обычных людей, среди них много выдающихся личностей, они так же талантливы, общительны, многогранны. Задачи:
Слайд 4
Методы исследования: Использовала сочетание: статистического и аналитически –сравнительного метода. Было обращение к научно-популярному материалу, фактам и статистическим данным из жизни леворуких людей, а также интересным историческим фактам
Слайд 5
Правый? Левый? По статистике, левши составляют примерно 15% населения планеты.
Слайд 6
Аа, Бб, Вв Y=2+X правое левое Строение мозга человека
Слайд 7
правое левое Строение мозга человека
Слайд 8
Левое полушарие Правая рука и нога
Слайд 9
Правое полушарие Левая рука и нога
Слайд 10
От 5 до 15% землян — левши. Каждый пятый человек с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой (амбидексы). 20% людей скрытые левши, т.е. могут одинаково ловко работать обеими конечностями, но предпочтение отдают правой. Получается, что настоящих правшей вовсе не большинство, а только около половины
Слайд 11
C татистика. - Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка -левши составляет 2 %. - Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. - Если же левши оба родителя, леворукий ребенок родится с вероятностью 46 %.
Слайд 12
ИЗ ИСТОРИИ • В Японии, муж мог развестись с женой, узнав, что она - левша. • Эскимосы верят, что каждый левша может быть колдуном. • Древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги. • Древние инки считали, что быть левшой - большое счастье.
Слайд 13
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ • 13 августа — международный день левшей. Все полярные медведи — левши • стандартная компьютерная клавиатура более удобна левшам, • Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже весной • Метко стрелять из винтовки получается у владеющих левой рукой, которая отвечает за направление выстрела На Земле более 500 миллионов левшей • УЗИ способствует рождению левшей • Ученые доказали, что левши существовали еще 1,5 миллионов лет назад
Слайд 14
Опрос: «Леворукий ребенок: какой он»? Было опрошено «10 левшей» и 30 «правшей» Из 10 детей леворуких учатся на «хорошо» и «отлично» - 8 ребят (80 %) Из 30 детей «правшей» учатся на «хорошо» и «отлично» - 21 ученик (70 %)
Слайд 15
«Мешает ли их леворукость общению с одноклассниками?» Из 10 детей леворуких имеют друзей и хорошо общаются со сверстниами все 10 человек (100%) Из 30 детей «правшей» имеют друзей и хорошо общаются со сверстниами все 30 человек (100%)
Слайд 16
Из 10 детей «леворуких» успешно занимаются различными видами художественного творчества, учатся в музыкальной школе, посещают танцевальные кружки все 10 детей, это 100 %. При этом преподаватели этих детей дают положительные отзывы об их способностях. Из 30 детей «правшей» только 20 человек имеют какие-либо увлечения, хобби, это составляет 66 % .
Слайд 17
Кочетков Влад – посещает ДЮСШ, секцию по вольной борьбе
Слайд 18
Серухов Валера – занимается боксом
Слайд 19
Максимова Светлана Юрьевна – имеет художественные и музыкальные способности
Слайд 20
Дамбиева Арюна Раднаевна – воспитатель ГПД Имеет художественные способности: хорошо рисует, шьет, вяжет, занимается бисероплетением.
Слайд 21
Мои одноклассники и друзья «левши» Жигжитова Наташа, Широкова Наташа Жигжитова Ангелина, Дармаев Мунко Дамдинова Дарима, Дубинина Лена - Учатся на «хорошо» и «отлично», посещают ДДТ и музыкальную школу.
Слайд 22
ВЫВОД: На основании проведенного опроса среди «левшей» и «правшей», можно сделать вывод: Леворуковсть - это один из вариантов нормального развития организма. Среди леворуких детей очень много художественно одаренных музыкальных, даже больше, чем среди «правшей», они лучше учатся, в своей среде они ни чем не выделяются от других детей, у них так же много друзей.
Слайд 23
«Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим» М. Безруких.
Весенние чудеса
Несчастный Андрей
Эта весёлая планета
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Алые паруса