Исследовательская работа по физической культуре на тему "Движение -это жизнь", 2016 год
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Движение-это жизнь" | 46.75 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Дым-Тамакская основная общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.
Исследовательская работа
«Движение - жизнь»
Автор работы:
Анастасия Гальчук
ученица 8 класса
МБОУ «Дым-Тамакская ООШ»
Руководитель:
Иванов Артур Михайлович
учитель физической культуры
МБОУ «Дым-Тамакская ООШ»
с. Дым-Тамак
2016 год
Содержание:
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………..5
6. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….15
« Движение может по своему действию заменить
любое средство, но все лечебные средства мира
не могут заменить действия движения».
Итальянский поэт Торквато Тассо.
С детства мы слышим о том, что каждый человек должен заниматься физической культурой, спортом, посильным физическим трудом: об этом нам говорят в школе, читаем в книгах, слышим и видим по телевидению. Но почему-то занятия спортом мы ставим ниже, чем знание иностранного языка или понимание музыки. Считаем, есть физическое развитие - хорошо, нет - не страшно. И хотя еще великий философ Платон называл хромым и того, кто не умел писать, и того, кто не умел бегать и плавать. Однако многие люди поступают согласно утверждению небезызвестного Кузьмы Пруткова: «Все говорят, что движение для здоровья дороже всего, но никто этого не придерживается»! В чем заключается важность движения для здоровья и жизни человека? Насколько велика суточная потребность в движении нашего организма? Достаточно ли наши учителя удовлетворяют в движении свой организм в течении дня?
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА: Можно ли быть здоровым мало двигаясь?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: узнать о значении движения для жизни организма взрослого человека на примере моих учителей, изучить показатели двигательной активности организма и сделать вывод о ее соответствии норме.
ЗАДАЧИ:
• Изучить научно-популярную литературу по этой теме
• Узнать мнение учителей о важности движения для жизни человека с помощью анкетирования, проанализировать результаты и сделать вывод.
• Провести измерение двигательной активности, сравнить результаты с нормой и сделать вывод по работе
• Создать буклет «Движение – это жизнь», и познакомить одноклассников и учителей с результатами моей работы
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: учителя МБОУ «Дым-Тамакская ООШ»
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: февраль 2016 год – март 2016 года.
ВИД ПРОЕКТА: творческий, среднесрочный
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: здоровьесбережение.
ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: буклет
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: самореализация.
Использованы методы:
- теоретический (изучение литературных источников);
- метод опроса
- анализ
2. Основная часть
Люди, которые ведут сидящий образ жизни, расходуют меньше энергии, чем потребляют, что приводит к ожирению и заболеванием сердечной системы. Помимо этого, низкая физическая активность способствует возникновению таких отрицательных проявлений как слабость и атрофия мышц.
Ученые, проводившие исследования, утверждают, что пассивный образ жизни отрицательно сказывается на жизненно важных метаболических процессах в человеческом организме, влияет на уровень холестерина, кровяное давление, набор лишнего веса и ожирение, возникновение диабета, раковых, сердечно - сосудистых и других хронических заболеваний.
По словам ученых, человеку надо двигаться при любой возможности. Например, бегом подниматься по лестнице, устраивать себе физкультминутки во время работы в школе и больше ходить пешком. Даже такие маленькие периоды физической активности для тех, кто постоянно сидит, полезнее, чем час активных занятий в тренажерном зале.[1]
Это еще не весь перечень последствий недостатка двигательной активности, поэтому нужно понимать, что без движения человек не может полноценно жить. Человек как птица, пусть он не умеет летать, но движение ему подарила природа, а от такого щедрого дара нельзя отказываться!
Взрослого необходимо постоянно убеждать в пользе движений и стимулировать к занятиям физкультурой.
На Востоке существует притча: «Однажды Эмир Бухарский, решив наказать своего визиря, приказал ему в течение недели повторять движения маленького ребенка. Говорят, что несчастный визирь приполз к эмиру через три дня на коленях и умолял заменить наказание смертной казнью».
И для нас является большим примером жизнь Дикуля Валентина Ивановича. Имя В.И.Дикуля известно миллионам людей в России и далеко за пределами нашей страны. Несколько десятилетий назад он был настоящей легендой, дававшей лучик надежды тем, с кем судьба обошлась не очень милосердно. Своим личным примером этот человек доказал, что сила воли, упорство, движение, трудолюбие и любовь к жизни способны творить чудеса.
В десятилетнем возрасте Валентин впервые попал на представление цирка-шапито и влюбился в этот новый, волшебный мир. Он решил, во что бы то ни стало, стать артистом цирка, и стал убегать из детского дома, проводя все свободное время в шапито. Постепенно Валентин Дикуль увлекся гимнастикой, борьбой, тяжелой атлетикой и акробатикой – видами спорта, необходимыми цирковому артисту, но больше всего подростку нравились выступления воздушных гимнастов. Ему очень хотелось стать таким же ловким, сильным и бесстрашным. Мастерство воздушных гимнастов Валентин Дикуль перенимал по крупицам – наблюдал репетиции, выступления своих кумиров. Пытался повторить увиденное, работал не жалея себя и его мечта сбылась, ему разрешили выступать. Но счастье подростка было скоротечным, в 1962 году во время выступления молодого гимнаста лопнула стальная перекладина, к которой крепилось страховочное оборудование, и он рухнул с тринадцатиметровой высоты.
Очнулся в больнице, через неделю после происшествия, итог падения – черепно-мозговая травма, компрессионный перелом позвоночника и десяток прочих переломов. Врачи отводили глаза — даже если паренек выживет, то ходить точно больше никогда не сможет. Сначала Валентин даже понять не мог всю тяжесть произошедшего с ним. Только через четыре месяца он окончательно осознал – ниже пояса он ничего не чувствует и это может быть навсегда.
Дикуль начал восстановительные тренировки. Поднимал стоящий рядом с кроватью стул, перекатывался на живот и пытался отжиматься. Друзья принесли гантели, резиновый жгут – все шло в дело. Тренировки продолжались по 5-6 часов, укрепился торс, но ноги по-прежнему не действовали.
Одновременно с физическими упражнениями Валентин стал изучать медицинскую литературу. Все, что было связано с переломом позвоночника, а еще анатомию и биомеханику. Он старался понять, как и чем можно помочь себе в восстановлении здоровья. Дикуль решает задействовать в упражнениях и непослушные конечности. С помощью самодельных блоков и спинки кровати ноги тоже стали участвовать в тренировках. Каждый день, снова и снова, с верой и надеждой. Через восемь месяцев Валентина Дикуля выписали из больницы инвалидом первой группы. А ему было только 16 лет.
Валентин Иванович Дикуль не просто одержал личную победу, своим примером он вдохновил тысячи больных, на которых официальная медицина поставила крест. Его методика работает, она возвращает инвалидов к полноценной жизни.
Своим примером Дикуль доказал, что никогда не стоит отчаиваться. Человек может перебороть судьбу, да, на это могут уйти годы, но сила воли человека способна творить чудеса!
Заболевания спины сегодня заметно помолодели. Причины в нас самих – слишком уж неподвижный образ жизни мы ведем. Самым массовым заболеванием позвоночника сегодня считается сколиоз. Его находят даже у малышей! Если у вас проблемы со спиной, сначала научитесь побороть лень, невежество и упрямство. А потом найдите в себе силы заниматься сами. И положительный результат не заставит себя долго ждать! У Дикуля по - другому не бывает. «Молодость не в годах, молодость – в силе», – любит повторять Валентин Иванович. Своим личным примером Дикуль вдохновляет больных на борьбу с недугом, дарит надежду и веру в победу!
3. Практическая часть.
Объектом моего исследования являются учителя моей школы. Современная жизнь учителя состоит – занятия в школе, подготовка к урокам, проверка тетрадей, чтение, компьютер – это предполагает малоподвижный образ жизни. Около 20 часов (включая сон) учитель находится в неподвижности. Лишь 4 часа у него уходит на приготовление пищи, прогулки, спорт. Недостаток движений сказывается на общем состоянии организма: часто меняется давление (становится высоким или низким), кости становятся хрупкими, быстро утомляется, настроение резко падает.
Я решила провести анкетирование среди учителей. Всего опрошено 12 учителей нашей школы. Я придумала такие вопросы:
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Выполняете ли утреннюю зарядку?
- Часто ли находитесь в движении?
- Как вы относитесь к Указу Президента РФ Владимира «О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)?[2]
- Согласны ли вы с выражением: « Активное движение – признак здорового образа жизни»?
- Ваше самочувствие:
Отличное
Вялое
Удовлетворительно
Вопрос о ГТО я включила неспроста. Потому что Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации.
Комплекс ГТО предусматривает подготовку и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Итоговый вопрос, на мой взгляд, самый главный. Именно по данным результатам можно видеть, какое самочувствие у учителей, которые выбирают движение и у учителей малоподвижных. Молодые учителя чувствуют в большинстве случаев себя отлично, что нельзя сказать о людях старшего поколения.
Делая вывод по результатам опроса, можно отметить следующее:
Я увидела чёткую связь занятием спортом и самочувствия организма человека: больше движения – лучше самочувствие.
Мне стало ясно, почему старшее поколение так часто болеет: зачастую им просто лень найти в себе силы и заняться своим здоровьем.
3.1 Результаты анкетирования
Анализ анкет: делая вывод по результатам опроса, можно отметить следующее:
На гистограмме видно: 100% учителей согласны с тем, что «Активное движение - это признак здорового образа жизни». Но мало кто дружит с физкультурой. Утром зарядку выполняют 60% учителей. Учителя это объясняют тем, что мы живём в деревне и занимаемся домашним хозяйством, это и есть зарядка по утрам. Но, не смотря на это, цифра с каждым годом уменьшается. Только с каждым годом растёт число заболеваний среди наших учителей. Кто виноват?
Сколько нужно двигаться в день? Какая она – оптимальная физическая нагрузка? Этим вопросом, я думаю, задаются многие из нас. Ответ на него зависит от того, какие цели мы перед собой ставим. Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует двигаться не менее 30 минут в день: быстрая ходьба, танцы, лыжи – все подойдет.[3] Однако, скажете вы, я двигаюсь даже больше, а физической формой не доволен! Так ведь это среднестатистическая норма: и для детей и для их бабушек с дедушками. У взрослых — совсем другой уровень задач. Значит и физическая нагрузка должна этому уровню соответствовать. Итак, какова оптимальная физическая нагрузка? Сколько нужно двигаться?
Регулярные занятия спортом улучшают работоспособность и активность. Регулярными занятия спортом считаются, если вы тренируетесь 2-3 раза в неделю. Спорт на выходных тоже приветствуется, но на тех же самых выходных он скорее сделает вас усталыми, чем бодрыми. Физическая активность делает человека эмоционально более устойчивым. Прогулки быстрым шагом на свежем воздухе тоже относятся к спорту. Мой руководитель считает, что если взрослый человек прошагает 10000 шагов, то этого уже будет достаточно. Регулярная и адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить или даже задержать развитие инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем
Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.
Физкультура и спорт активно способствуют ведению здорового образа жизни и препятствуют возникновению вредных привычек. Ежедневная гимнастика - обязательный минимум физической тренировки[4]
В результате недостаточной двигательной активности, которая, нередко, тесно связана с вредными привычками, в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда. Это приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).
Мы с моим руководителем составили график физических нагрузок для наших учителей и надеемся, что он будет соблюдаться нашим педагогическим составом:
Дни недели | Время проведения занятия | Вид занятия |
Понедельник | 18.00 – 19.00 | Езда на велосипеде, пробежка, бег на лыжах(зима) |
Вторник | 6.00 – 6.20 | Утренняя зарядка |
Среда | 18.00 – 19.00 | Занятия гимнастикой с элементами акробатики, йога |
Четверг | 6.00 – 6.20 | Утренняя зарядка |
Пятница | 18.00 – 19.00 | Езда на велосипеде, пробежка, бег на лыжах(зима) |
Суббота | Активный отдых (принятие ванно - банных процедур с лечебным массажем, выезд с семьей на природу) | |
Воскресенье |
4. Заключение
Данная работа позволила мне узнать главное:
В ходе исследовательского проекта я научилась:
Составлять график физических нагрузок;
Анализировать анкеты.
Считаю, что моя исследовательская работа будет полезна тем, кто хочет проверить объём своей двигательной активности каждый день, чтобы заняться своим здоровьем и самочувствием.
Изучив всю информацию и проанализировав результаты опроса, можно сделать такие выводы:
Благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично. Ведь человек изначально был рассчитан природой на повышенную двигательную активность. Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма.
Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья.
Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
5. Список использованной литературы
1.Физическая культура: учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях – М.: Просвещение, 2011.
2. Большая советская энциклопедия, М., 1971
3.Указ Президента РФ Владимира «О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года №172
4. Жизнь, здоровье и окружающая среда. "Лемони". Учебные материалы по сестринскому делу. ВОЗ. - Европейское региональное бюро, 2006. - 76 с.
5. Интернет ресурсы .
[2] Указ Президента РФ Владимира «О Всероссийском физкультурно – спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года №172
[3] ВОЗ. - Европейское региональное бюро
[4] Большая советская энциклопедия, М., 1971.
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Сказочные цветы за 15 минут
Несчастный Андрей
Любимое яичко
Тигрёнок на подсолнухе