Наблюдение за природой
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya._povtorenie_zakreplenie._pristavki_pri-_pre-.pptx | 618.65 КБ |
prezentatsiyafrazeologizmy.pptx | 282.67 КБ |
ocherk_letnego_dnya.docx | 16.08 КБ |
Слайд 1
Повторение, закрепление. Правописание приставок пре- и при- Подготовила ученица 6 класса МАОУ СОШ №1 г.Покач Дворцова ВладаСлайд 2
Приставки при- и пре- различай по значению
Слайд 3
Приплыть Пришить Присесть п римчаться приклеить приоткрыть п рилететь привинтить прикусить п рибыть прикрутить пригореть Приморский прибрежный пришкольный Определите значения приставки при-
Слайд 4
1 2 3 4 Приближение приехать Присоединение пришить Близость школа пришкольный Неполнота действия призадумался Значения приставки при-
Слайд 5
Премудрый Превращать презабавный преградить пресытиться превозносить Определите значения приставки пре-
Слайд 6
1 2 Пре = очень Пре = пере Значения приставки пре-
Слайд 7
Распределите слова в два столбика Прекратить, преодолеть, приобрести, пренеприятный, примирить, прескверный, прикасаться, прикусить, приусадебный, препятствие. Ясное и неясное значение приставок при- и пре-
Слайд 8
Ясное значение: Н еясное значение: пренеприятный прекратить прескверный преодолеть прикасаться приобрести прикусить примирить приусадебный препятствие Проверьте
Слайд 9
При написании слов определите их значение. Пр и емник - пр е емник (аппарат для приема) (продолжатель дела) Пр и быть - пр е бывать (приезжать) (находиться где-нибудь) Пр и зреть - пр е зирать (приютить) (не уважать) Пр и творить - пр е творить (закрыть) (осуществить) Пр и дать - пр е дать (добавить) (выдать) Пр и ходящий - пр е ходящий (кто приходит) (временное) Запомните!
Слайд 10
Пр.творить дверь, пр.бывает вовремя, пр.дать значение, пр.ходящая няня, пр.бывать в городе, пр.мудрый старик, пр.ступить к работе, пр.ступить закон, старинные пр.дания , пр.сутствовать на лекции. Вставьте пропущенные орфограммы
Слайд 11
Пр и творить дверь, пр и бывает вовремя, пр и дать значение, пр и ходящая няня, пр е бывать в городе, пр е мудрый старик, пр и ступить к работе, пр е ступить закон, старинные пр е дания , пр и сутствовать на лекции. Проверьте
Слайд 12
Вставьте пропущенные орфограммы, выделите приставки. Пр.рода , пр.чудливый , пр.ключение , пр.вилегия , пр.чина , пр.оритет , пр.красный , пр.строить , пр.мета , пр.одолеть , пр.волжский , пр.радить , пр.добрый , пр.бежать . Вывод? Приставки при- и пре-
Слайд 13
Замените слова и словосочетания словами- синонимами с приставкой пре-. 1. Воплотить в жизнь. 2. Ввести в затруднения. 3. Первое представление спектакля. 4. Легенда. 5. Человек, нарушивший закон. 6. Нахождение где - нибудь . Приставка пре-
Слайд 14
р а п п т в о р е п е е р р е п р п т я ь м и н а р и п с т п р е е д е т р о в б е н и н п ь е в ь ы в а к и у т с а т Замените слова и словосочетания словами- синонимами с приставкой пре-
Слайд 15
р а п п т в о р е п е е р р е п р п т я ь м и н а р и п с т п р е е д е т р о в б е н и н п ь е в ь ы в а к и у т с а т Проверьте
Слайд 16
Спасибо за внимание!
Слайд 1
поДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 6 КЛАССА маоу сош №1 г. Покачи Дворцова Влада Фразеология Перлы, самородки и самоцветы родного языка А.И.ЕфимовСлайд 2
Фразеология и фразеологизмы Фразеология (от греч.) - «фразис»-выражение + «логос»-учение. Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, цельные по своему значению. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
Слайд 3
Фразеологизмы Трудились не разгибая спины. Родители поставили на ноги сына, и он живёт самостоятельно. Поднимите руки, не разгибая спины. Упавшего ребёнка поставили на ноги. Определите фразеологические обороты
Слайд 4
Источники фразеологизмов 1) Профессиональная речь : бить баклуши, попасть впросак, точить лясы (из речи ремесленников). 2) Пословицы, поговорки : рука руку моет, голод не тётка, собаку съел. 3) Мифы : Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята, весы Фемиды.
Слайд 5
Источники фразеологизмов 4) Русские народные сказки : разбитое корыто, Маршишкин труд. 5) Художественные произведения : Тришкин кафтан, на деревню дедушке. 6) Древнецерковнославянский язык : нести свой крест, соль земли, манна небесная, Фома не верующий.
Слайд 6
Соберите фразеологизмы Бить Втирать Зарубить Спустя Точить Ганнибалова Филькина Тёртый калач на носу клятва грамота очки рукава лясы баклуши Объясните их значение.
Слайд 7
Проверьте себя. Бить баклуши – делать несерьёзное, ненастоящее дело. Втирать очки – обманывать. Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда. Спустя рукава – делать что-нибудь лениво, медленно, неохотно. Точить лясы – заниматься пустыми разговорами, болтовнёй. Ганнибалова клятва – решимость бороться до конца за свободу народа. Филькина грамота – невежественный. Безграмотно составленный документ. Тёртый калач – опытный человек, которого трудно обмануть.
Слайд 8
Фразеологизмы-антонимы Повесить нос – не покладая рук. Воды в рот набрал – рта не закрывать. Сидеть сложа руки – воспрянуть духом. Жить душа в душу – не видно не зги. Хоть иголки собирай – жить как кошка с собакой. Выберите правильный ответ.
Слайд 9
Проверьте себя. Повесить нос – воспрянуть духом. Воды в рот набрал – рта не закрывать. Сидеть сложа руки – не покладая рук. Жить душа в душу – жить как кошка с собакой. Хоть иголки собирай – не видно ни зги.
Слайд 10
Фразеологический зверинец. Голоден как… Труслив как… Надут как… Нем как… Грязный как…
Слайд 11
Проверьте себя. Голоден как волк. Труслив как заяц. Надут как индюк. Нем как рыба. Грязный как свинья.
Слайд 12
Как об этом говорят? О том, кто часто меняет своё решение. О человеке, которого трудно заставить поверить во что-либо, убедить в чём-нибудь. О кротком и безобидном человеке. Об излишней вежливости. О болтливом человеке. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. Подберите фразеологизмы.
Слайд 13
Проверьте себя. О том, кто часто меняет своё решение. (У него семь пятниц на неделе). О человеке, которого трудно заставить поверить во что-либо, убедить в чём-нибудь. ( Фома неверующий). О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). Об излишней вежливости. (Китайские церемонии). О болтливом человеке. (У него язык без костей). О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней).
Слайд 14
Найдите ошибки и восстановите фразеологизмы. Глубокие знания играют огромное значение в любой профессии. Этому вопросу уделяли серьёзное значение. Базаров работал не складая рук. Он стёртый калач. Они горят стремлением сделать больше.
Слайд 15
Проверь себя. Играют роль; уделяли внимание; не покладая рук; тёртый калач; горят желанием.
Слайд 16
Найдите 10 фразеологизмов, спишите их. Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит… - Как об стенку горох, - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё… Отберу молоток!... Стучит… - Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей! Саша заплакал. - Я машинку чиню… А бабушка: - Всему своё время! - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму. А он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. - Не все: мы не спим. - Ну хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать! Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица и поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь.
Слайд 17
Проверьте себя Кашу маслом не испортишь. - Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. - Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит… - Как об стенку горох , - говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши , а он всё своё… Отберу молоток!... Стучит… - Сказано – сделано ! – Бабушка взяла у Саши молоток. - Отдай! - Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей ! Саша заплакал. - Я машинку чиню… А бабушка: - Всему своё время! - Зачем молоток унесла? - Ему про Ерёму. А он про Фому . Да ты как с Луны свалился . Русским языком сказано , поздно уже, все спят. - Не все: мы не спим. - Ну хватит воду в ступе толочь . Марш в кровать! Папа сказал: - Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица и поговорка. А бабушка говорит: - Кашу маслом не испортишь.
Слайд 18
Роль фразеологизмов в речи. Вывод: Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они украшают нашу речь, делают её более образной, выразительной, эмоциональной и колоритной.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Очерк летнего дня.
В 2013 году, в середине августа, я отдыхала у бабушки в деревне. Было очень жарко. Деревенские жители изнемогали от зноя. До этого времени шумные улицы опустели: просто так никто не выходил на улицу, даже неслышно было лая собак. Больше всего люди беспокоились за свой урожай, потому что из- за жары могла быть засуха.
Я, наверное, страдала больше всех, потому что живу на севере, где не всегда наступает лето. Если оно наступит, такой жары у нас не бывает. Как и все, я тоже каждую ночь ложилась спать с надеждой, что на следующий день пойдет дождь и жара хоть немного спадет. А такая жара стояла почти две недели.
Однажды я проснулась рано утром от того, что почувствовала легкую прохладу. Сразу встала и подошла к окну. В природе произошли изменения. Вот он долгожданный дождь! Он шел неторопливо, спокойно, нежно капая на чуть-чуть пожелтевшую от жары траву, застилавшую весь двор, на деревья, на все окружающее. Я долго стояла перед окном и наблюдала за природой. Капельки дождя, как жемчуг, покрывали траву, ветки деревьев; от радости птички стали щебетать; раздался лай собак. Казалось, все в природе радовалось. С утра в резиновых сапогах, с разноцветными зонтиками дети вышли на улицу, бегали по лужам. Их радости не было конца. Взрослые тоже о дожде только и говорили.
К обеду дождь усилился, что невозможно было больше оставаться на улице, все разбежались по домам и стали ждать, что же будет дальше. Вдруг я заметила, что небо затянулось тяжелыми тучами. Они становились все темнее и темнее. Дождь пошел так сильно и шумно, как будто раздавалась барабанная дробь. Все это происходило днем, но стало темно, как будто наступил вечер. Было и страшно, и в то же время интересно наблюдать за изменениями, происходящими в природе. Неожиданно раздался сильный гром, пошла гроза. С каждым грохотом я вздрагивала, но не хотелось отойти от окна. Вдруг на небе появилась тонкая, сверкающая, изогнутая линия. Это молния. Гроза, наверное, продолжалась около часа.
Опять в природе произошли изменения. Дождь понемногу переставал идти, поднялся легкий теплый ветерок. Трава, лежавшая на земле от сильного дождя, постепенно поднималась. Мне показалось, что она даже позеленела. Деревья гордо стояли и будто улыбались друг другу. Сад перед домом наполнился веселым пением птиц. Из своей конуры высунулась собачка. Вдруг мой взгляд упал на разноцветную красивую дугу. Я не сразу поняла, что это радуга. Небо постепенно становилось ясным. Видно было, что из-за туч пробивается пока еще неяркое солнце. Вскоре стало совсем светло, солнце светило все ярче и ярче. Я удивлялась произошедшим переменам: серое небо стало чистым, голубым, яркое теплое солнце освещало все вокруг, природа ожила.
Такие перемены погоды за день я увидела впервые. Оказывается, очень интересно наблюдать за природными явлениями самой, чем об этом читать в книгах. Это был неповторимый замечательный день, который остался в моей памяти.
Прекрасное далёко
Соленая снежинка
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Дерево в снегу
Рисуем домики зимой