Матушка Евдокия
Вложение | Размер |
---|---|
matushka_evdokiya.doc | 467 КБ |
Золотые кресты над зелеными куполами Никольского храма в Кочаках виднеются издали, как бы плывя по бесконечному небосводу и призывая под свою сень. Сюда спешат прихожане близлежащих селений на литургию, едут многочисленные туристы из разных мест мира, чтобы увидеть храм, в котором был крещен русский писатель Лев Николаевич Толстой, поклониться могилам его деде, родителей, тетушек, братьев, жены, детей, внуков, правнуков и близких, похороненных у святых стен.
Никольский храм в Кочаках – один из древнейших в Тульской епархии. Его история уходит в далекое прошлое православной Руси и связана с чудесным явлением иконы святителя Николая, явившийся три столетия назад, стоящей на одной из многочисленных кочек, покрывавших некогда местность близ дороги, проходящей на Киев. Первоначально храм был деревянным, однопрестольным. Земля, на которой он стоит, в то время принадлежала Церкви и священнослужителям, селения не было. На картах и документах XVIII в. Это место обозначено как погост Кочаки, что значит: церковь, расположенная в стороне от села, с кладбищем и прилегающим двором причта. В настоящее время не удалось выявить документальных источников, свидетельствующих о точной дате построения храма и о его устроителях. Но не вызывает сомнения, что это были потомки древних дворянских родов Карцевых и Хомяковых, бывших прихожанами этого храма и похороненных у его стен. Дошедшие до нас архивные материалы говорят о том, что с этими дворянскими фамилиями связаны дальнейшая перестройка и обновление храма.
В 1759 году Ирина Лукинична Карцева – Родилова, правнучка одного из первых владельцев сельца Ясная Поляна Степана Григорьевича Карцева, которой в то время принадлежала часть Ясной Поляны, пристроила к трапезной каменную церковь – придел во имя святого великомученика Иоанна Воина. Ко второй половине XVIII века относится и строительство каменной стены, ограждающей храм и кладбище около него.
В 1856 году церковь имела следующий вид: «…зданием каменная, по стенам окрашена желтою краскою, пол каменный, крыша железная и таковы же главы окрашены медянкою, кресты деревянные, обиты белой жестью. Престолов в ней два: 1-й настоящий холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая, 2-й в приделе же во имя Святого Мученика Иоанна Воина. При церкви сей в связи с нею имеется каменная колокольня в два яруса с четырьмя колоколами, – из коих 1-ый весом пятьдесят семь пуд тридцать два фунта, 2-й десять пуд, 3-й два пуда и 4-й один пуд. Окон с железными решетками тринадцать, а вверху два без решеток; – Три двери западные, южная и северная, все двери железные с таковыми же запорами, крючьями и вислыми замками
Алтарь от настоящей церкви отделяется капитальною каменною стеною с тремя в оный входами, и самый алтарь разделяется на три части двумя арками».
В 1864 г. священнослужители о. Михаил Мерцалов, о. Николай Иванов, диакон Михаил Успенский, диакон Федор Никольский, а также церковный староста крапивенский купец 2-й гильдии Андрей Кириллович Бруханов и прихожане обратились к епископу Тульскому и Белевскому Никандру за благословением на перестройку храма на средства церкви и прихожан. В своем прошении они объяснили, что «по малому объему… церкви… всегда терпели стесненность при Богослужениях, вследствие чего все единодушно изъявили желание сломать всю трапезную церкви с ее приделом, также и колокольню, как ветхую…». Но денег прихожан и церкви оказалось недостаточно для окончания ремонта. Завершение его стало возможным только благодаря пожертвованиям правнуков похороненного у храма Исаака Парфеньевича Хомякова: Агриппины Васильевны Хомяковой и ее брата, крапивенского помещика Александра Васильевича Хомякова.
Во время этого ремонта прежнюю трапезную сломали и построили новую, более просторную. На пожертвования Александра Васильевича Хомякова устроили новый придел в честь святого благоверного князя Александра Невского. 30 августа 1866 года состоялось его освящение по благословению епископа Никандра. В алтаре вместо низких сводов воздвигли более высокие; арку в Царских вратах пробили и значительно увеличили, также увеличили все три алтарные двери, пол подняли на полметра.
К 21 сентября 1870 года, времени завершения ремонта, храм имел три престола: главный – во имя святителя Николая, слева – во имя святого мученика Иоанна Воина и справа – во имя святого благоверного князя Александра Невского; отапливался кирпичными печами в железных футлярах, был покрыт железной крышей, окрашенной зеленой краской медянкой; пол выстлан каменными плитками.
В 1891 – 1892 года в храме вновь проводится ремонт с золочением иконостаса, очисткой и покрытием лаком икон, окраской стен клеевой краской, панелей – масляной. Работы проводил тульский иконостасных дел мастер Михаил Вишняков.
Среди многочисленных икон, находившихся в то время в храме и не дошедших до нас, историк-краевед Николай Иванович Троицкий в «Описи имущества, принадлежащего отдельным церквам и монастырям» выделяет икону Ахтырской Божьей Матери в окладе с царским гербом, икону Архистратига Михаила в серебряном окладе 1750г., местночтимую праздничную икону святителя Николая Чудотворца; а также Евангелие напрестольное 1774г. в окладе 1779 г. Евангелие напрестольное 1757 г.; кадило серебряное, в виде церкви, начала XVIII в.
В 1888 г. Агриппина Васильевна Хомякова – Булаева рядом с церковной оградой построила каменную церковно-приходскую школу на деньги, положенные ей как взнос при вступлении ее в Тульское епархиальное братство во имя святого Иоанна Предтечи. Обучение в школе при жизни А.В. Хомяковой прошло около 120 человек. Затем, с 1893 – 1894 учебные года, школа содержалась на средства епархии. Здание этой школы сохранилось до наших дней. В 1892 г. на средства Государственного Казначейства при храме была построена еще она церковно-приходская школа, деревянная, с железной крышей, на кирпичном фундаменте; на ее содержание деньги выделялись из Крапивенского земства по 140 рублей, от крестьян Ясной Поляны – по 60 рублей в год. В этой школе до 1894 г. насчитывалось приблизительно 100 человек.
При церкви имелось три десятины усадебной земли и семьдесят девять десятин пашенной и сенокосной. Владели землей и обрабатывали ее священнослужители, имеющие на ней свои дома.
Кроме того, на церковной земле стоял построенный в 1881 г. на каменном фундаменте под железной крышей деревянный одноэтажный церковно-причтовый дом, занимаемый священниками. К нему относились непосредственно примыкающий плетневый двор и бревенчатый амбар, крытые соломой. При амбаре находились плетневые инвентарный и кормовой сараи, тоже крытые соломой.
Таким образом, храм со всеми этими постройками, расположенный в стороне от селений представлял собой островок духовной культуры, чудный мирской суеты.
У храма находится старое кладбище. Могилы дворян Карцевых, похороненных у стен первозданного храма, в связи с его расширением на протяжении XVIII – XIX столетий оказались под храмом, о чем свидетельствуют надгробные плиты в фундаменте храма. У самого входа в храм был фамильный склеп дворян Хомяковых, в котором похоронена А.В. Хомякова – Булаева и ее родители В.В. Хомяков и Н.А. Хомякова.
В восточной части кладбища, у алтаря, потомками старинного русского рода графов Толстых также устроен фамильный склеп.
За церковной оградой расположено еще одно кладбище, открытое в 1848 г. – в год холеры.
На нем похоронены священнослужители и местные жители, среди них – матушка Евдокия (Кудрявцева), уроженка д. Старая Колпна. Долгое время жила в Туле на Улице Галкина, а последние годы жившая в Ясной Поляне. Большой широкий подбородок, большие с грустинкой глаза, смотрят не только на тебя, но и в твое сердце, видя душу и заботы, с которыми ты к ней пришла. Всегда в платочке, закрывающий высокий большой лоб. Старческие морщинки говорят о трудной, подвижнической жизни. Сама она убежала из-под венца и осталась девой. Ей Господь даровал мудрость.
О даре ее прозорливости и чудесах исцеления болящих и сейчас помнят местные жители.
Из воспоминаний прихожан : «Матушка Евдокия спасла мою маму и меня. Мама тяжело заболела, у нее был обширный инфаркт. Мы были в другом городе, а молитвы Матушки помогли маме подняться, и я приехала с ней домой через два с половиной месяца. После инфаркта мама прожила долго и перенесла еще одну операцию».
Молодым девушкам она в иносказательной форме предсказывала замужество, предупреждала матерей о болезни их детей.
Этой же женщине она предсказала рождение двойни. Когда она пришла к Матушке Евдокии, то Матушка сказала купить две розовые ленточки. Тогда этого никто не понял, потому что это было в иносказательной форме, а когда родились две девочки, то вспомнили эти слова.
Поездки к Матушке были трудными, но обратный путь был легок.
«Однажды в дороге у меня украли из кармана кошелек, а на обратный путь у меня не было денег. Матушка все это знала, и когда мы шли обратно, одна из посетительниц дала мне деньги и сказала, что ей велела Матушка дать мне денег. Хотя ей я ничего не сказала о краже.» - вспоминает мама Валиковой Любови Николаевны.
В годы Великой Отечественной воины говорила, что немей Тулы не возьмет – она закрыла Тулу на ключи. В Никольском храме в Кочаках есть икона с изображением Матушки Евдокии с ключами.
Прихожане трогательно ухаживают за ее могилой, прося ее заступничества и молитв. С. Н. рассказывала о том, как ей помогла Матушка Евдокия. У этой женщины был трудный период в ее жизни. Когда ее сына забрали в армию, и долгое время она о нем ничего не знала. Бедная женщина переживала, страдала, мучалась. Ей посоветовали обратиться за помощью к Матушке Евдокии. И стоя у могилы Матушки, смотря на ее фотографию, женщина слезно просила о помощи. И вдруг, глада на фотографию краешки губ поднимаются вверх и улыбаются. Женщина успокоилась, ей стало легко. Вскоре ей приснился сон, что сын ее здоров и с ним все благополучно. И в самом деле, когда эта женщина приехала в часть на присягу, она увидела сына таким же как и во сне, в той же одежде, улыбающимся.
С виду хрупкая маленькая пожилая женщина, но такая крепкая и сильная духом перенесла в своей жизни столько трудных и горьких минут.
Она жила молитвами по заповеди Бога: «Люби ближнего, как самого себя».
Она любила людей, вела их по жизни с помощью молитв к Божьей Матери и Богу. И сейчас она помогает людям, приходящим к ней. Эта помощь ощущается везде, когда ты обращаешься за ней к Матушке. Она наша молитвеница и заступница.
Она постоянно молилась, молилась о нас, о наших детях. И ее молитва вела нас по жизни и спасла в трудные минуты.
Сейчас по благословению правящего архиепископа Тульского и Белевского Алексия настоятеля храма о. Игорем собираются сведения о случаях чудесной помощи, получаемой по молитвам матушки, для возможной канонизации.
Список использованной литературы.
1. Т.В.Комарова / К истории Никольского храма в Кочаках //издательский дом «Ясная поляна», 2003
2. Воспоминания прихожан Никольского храма в Кочаках.
Департамент образования Тульской области
Муниципальное образовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 65
Г.Тулы
Областной конкурс
по православному краеведению
«По святым местам»
Номинация «Тульских куполов златоглавье».
Творческая работа
«Матушка ЕВДОКИЯ»
Подготовлен учащейся
МОУСОШ № 65
Лепиховой Еленой, 16 лет
Руководитель:
Учитель биологии Фролова
Надежда Владимировна
Сочинение
Весёлые польки для детей
Рукавичка
Три орешка для Золушки
Любили тебя без особых причин...