Данная исследовательская работа посвящена женщинам-математикам. Эта тема выбрана неслучайно. На протяжении всей школьной жизни учителями математики были только женщины. И, тем не менее, на уроках математики изучаются теоремы, которые носят мужские имена (теоремы Виета, Пифагора, Фалеса). Поэтому возникли вопросы: Только ли мужчины способны заниматься математикой, как наукой, а удел женщин только обучать нас ей?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_velikie_zhenshchiny-matematiki.doc | 254.5 КБ |
Направление: математические дисциплины
Великие женщины-математики
Исследовательская работа
Выполнена обучающейся
8-а класса Муниципального
общеобразовательного учреждения
«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»,
Звениговского района, Республики Марий Эл
Васильевой Елизаветой альрьевной
Научный руководитель:
Бородина Светлана Геннадьевна, учитель математики МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
пгт Красногорский, 2016 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Этапы развития женского образования………………………
Глава 2. Первые женщины-математики………………………………..
2.1. Феано………………………………………………………..
2.2. Гипатия……………………………………………………..
Глава 3. Женщины-математики XVIII – XIX веков……………………
3.1. Мария Аньези……………………………………………….
3.2. Софи Жермен………………………………………………..
3.3. Лавлейс Ада………………………………………………….
3.4. Софья Васильевна Ковалевская……………………………..
3.5. Елизавета Федоровна Литвинова……………………………
Глава 4. Женщины-математики XX века………………………………..
4.1. Ольга Александровна Ладыженская…………………………
4.2. Мариам Мирзахани……………………………………………
Заключение………………………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………….
Приложения…………………………………………………………………..
Введение.
Математика - наука о величинах, их свойствах и законах их соединения.
Математика - это не только формулы и теоремы, а еще и те люди, которые ей занимаются, те люди, которые всю душу вкладывают в ее развитие. И никак нельзя, говоря о математике, не упомянуть о тех, кто ей посвятил всю жизнь и донес ее до нас.
Их имена нельзя забывать. Эти люди отдали свою жизнь науке. Ради нас, ради своих потомков … Так что наш долг - помнить их и продолжать их дело.
Данная исследовательская работа посвящена женщинам-математикам. Эта тема выбрана неслучайно. На протяжении всей моей школьной жизни учителями математики были только женщины. И, тем не менее, на уроках математики мы изучаем теоремы, которые носят мужские имена (теоремы Виета, Пифагора, Фалеса).
Среди учащихся нашей школы был проведен опрос, я спросила их:
1. Кого, по вашему мнению, больше: математиков-мужчин или математиков-женщин?
2. Как звали первую женщину-математика?
Ответы показали, что из 20 опрошенных учащихся, 72% считают, что математиков-мужчин больше, чем математиков-женщин и половина учащихся назвали первой женщиной-математиком Софью Ковалевскую. Возникли вопросы: Только ли мужчины способны заниматься математикой, как наукой, а удел женщин только обучать нас ей? Неужели одна Софья Ковалевская посвятила жизнь математике?
Таким образом, объект данного исследования - женщины - математики.
Цель исследования: Изучить роль женщин в сфере математики.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Определить роль женщин в истории математики.
2. Выявить трудности, которые преодолевали женщины-математики.
3.Познакомиться с историческими и биографическими материалами по теме, с научной деятельностью женщин-математиков.
4. Выяснить, известны ли имена женщин-математиков окружающим нас людям.
5. Создать web-site, в котором будет отражена вся информация о женщинах, внесших вклад в историю и развитие математики.
6. Научиться правилам написания HTML-тегов и правильному оформлению сайта.
Гипотеза: Роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования.
Форма работы над проектом: индивидуальная.
Средства:
Методы:
Моя работа имеет практическую значимость: подготовленный web-site может быть использован при организации внеклассной работы по математике.
Глава 1. Этапы развития женского образования.
Я просмотрела много книг, энциклопедий, словарей и справочников, сайтов в поисках известных женщин математиков. Сначала мне казалось, что я найду в истории не более десятка известных женщин математиков. Но мне удалось найти более ста имен.
Проследим динамику появления женщин-математиков.
Рис. 1
Кто же они, известные математики? Кого из них назовет человек, не занимающийся математикой. Для того, чтобы узнать, кто из великих математиков сегодня наиболее узнаваем, было решено провести опрос. Нужно было назвать математиков мужчин и математиков женщин.
Была составлена анкета. В опросе приняли участие: школьников – 20 человек, случайные прохожие – 10 человек, учителя школы – 10 человек.
Результаты исследования:
На вопрос: «Каких великих математиков вы знаете?» учителя назвали семь имен, школьники – 4, случайные прохожие пятерых, но из них - три физика. Чаще называют Лобачевского, Евклида, Ломоносова.
Ситуация с женщинами математиками при опросе оказалась гораздо более сложной. Вопрос: «Каких великих женщин-математиков вы знаете?» вызвал трудности у всех опрошенных. Кроме Софьи Ковалевской школьники и учителя не смогли вспомнить никого. И на дополнительный вопрос, чем они знамениты, ответить не смогли.
Женщина из-за своего пола и предрассудков встречается со значительно более трудными препятствиями, чем мужчина, постигая сложные научные проблемы. Но когда она преодолевает эти барьеры и проникает в тайны мироздания, она, несомненно, проявляет благородную смелость, исключительный талант и высшую гениальность. Жизнь женщин – математиков сложилась трудно. Нелегко было пробивать дорогу к науке женщинам, преодолевая и сложные условия того времени и свои тяжелые настроения, которые их порой охватывали под влиянием житейских неудач, борьбы между личным и общественным, между чувством и долгом. Исторические данные неопровержимо свидетельствуют: женщины-ученые существовали в каждой культуре на протяжении всей истории развития общества, однако определенных успехов они могли добиваться только в той среде, где имелось позитивное отношение к научным занятиям и система образования, доступная для женщин.
Рассмотрим основные этапы развития женского образования.
Глава 2. Первые женщины математики
Еще в античные времена было немало женщин, проявлявших себя в науке. Одна из них Феано – ученица и жена древнегреческого философа, великого математика и мудреца Пифагора, жившего в VI – V вв. до н.э.
После возвращения из своих странствий Пифагор основал школу или, как ее часто называют, университет в Кротоне, дорийской колонии в Южной Италии. Он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников, которых посвятил в глубокую мудрость, ему открытую, а также в основы оккультной математики, музыки, астрономии, которые рассматривались им как треугольное основание для всех искусств и наук.
В возрасте 60 лет Пифагор женился на своей ученице Феано, девушке удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой.
Слияние этих двух жизней оказалось совершенным. Феано прониклась идеями мужа с такой полнотой, что после его смерти она стала центром пифагорейского ордена, и один из греческих авторов приводит, как авторитетно ее мнение относительно учения чисел.
Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца.
Гипатия – дочь известного греческого математика Теона. Она родилась и жила в Александрии с 370 по 415 г. Гипатия была первой женщиной математиком, философом, астрономом и врачом. Она была настолько всесторонне образованна, что с её мнением считались все учёные того времени. Гипатия написала научный комментарий к трудам по решению неопределённых уравнений первой степени знаменитого учёного древности Диофанта и к трудам по коническим сечениям не менее знаменитого учёного Аполлония. Благодаря Гипатии до нас дошли многие рукописи Диофанта и Аполлония. К сожалению, другие научные труды Гипатии не сохранились. Она, как и её предки, была язычницей. А период её жизни характеризовался распространением и усилением христианства. Язычество стало подвергаться гонению. Поэтому, несмотря на то, что у Гипатии было много друзей среди христиан, руководители христианской общины Александрии направили фанатичную толпу христиан на Гипатию, и эта толпа растерзала, а затем сожгла знаменитую учёную. Такая же толпа за 20 лет до этого разгромила Александрийскую библиотеку – прекрасное и самое большое по тому времени собрание древних рукописей.
Выводы:
1. Женщины, обладающие математическими способностями, появились в античные времена наравне с мужчинами;
2. Первая женщина-математик Гипатия стала жертвой религиозного фанатизма.
Глава 3. Женщины-математики XVIII-XIX веков
После смерти Гипатии в течение более тысячи лет не встречались женщины-математики. В Средние века, под воздействием христианства, многие европейские страны выступают против любой формы высшего образования для женщин, утверждая, что это источник соблазна и греха. Женщины в большинстве своем были лишены возможности учиться даже чтению и письму. Единственной возможностью для получения образования у девушек в период Средневековья являются женские монастыри.
Однако в конце средних веков растет престиж образования при одновременном ограничении доступа к нему женщин. Ученые отвергали все достижения средних веков, так были преданы забвению и женщины-ученые Средневековья. Тем не менее, преемственность среди женщин-ученых сохраняется. В этот период наиболее известными женщинами-учеными становятся дамы из аристократических кругов, где от женщин ожидали не только красоты, но и ума, а игнорирование женщиной научных достижений считалось дурным тоном. XVIII в. — век научной революции, когда бурно растет всеобщий интерес к науке, в том числе у женщин.
3.1. Мария Аньези.
Яркими математическими способностями и эрудицией обладала итальянка Мария Аньези (1718 – 1799), которая была первой в мире женщиной, занимавшей должность профессора математики в университете, а именно в старейшем Болонском университете, основанном в XI в.
Уже в те далёкие времена в университете обучалось до 1000 студентов из разных стран. Мария Аньези преподавала математику в XVIII в.
Дочь болонского профессора проявила очень раннее развитие. В детском возрасте она овладела латинским и греческим языками и выступала на этих языках перед учеными, собиравшимися в доме отца. К 1738г., в двадцатилетнем возрасте, на публичном диспуте она защищала 191 философский тезис, в том числе тезис о способности женщин к наукам.
С 20 лет Мария посвящает себя математике и делает быстрые успехи в её изучении.
Во время болезни отца на неё было возложено чтение лекций вместо него, а после смерти отца в 1750 г. она, по предложению папы Бенедикта XIV, назначается профессором университета. К этому времени Аньези уже получила европейскую известность, которую принёс ей её учебник по математике, изданный в 1748 г. под названием «Курс анализа для употребления итальянского юношества». В учебнике изучался анализ, только с начала этого века сформировавшийся в трудах Ньютона и Лейбница. В 1775 г. книга была переведена на французский язык по инициативе Парижской Академии наук и считалась в течение всего XVIII столетия лучшим изложением новой математики и введением к изучению трудов Леонардо Эйлера.
В 1801 г. книга была переведена и на английский язык. Современный американский математик Стройк в 1936 году назвал эту книгу самым глубоким освещением основ высшей математики в XVIII веке. Изученная в книге кривая вошла во все учебники анализа под поэтическим названием «локон Аньези». Кривая в декартовых координатах изображается уравнением: у=а3/(х2+а2).
В 1771 г. Мария Аньези отошла от преподавания, открыла в своем доме приют для престарелых и больных посвятила себя уходу за ними. Последние годы своей жизни она провела в монастыре.
В 1883 г. перед домом Аньези был сооружен памятник ей, а в 1889 г. в 3 городах её именем были названы улицы и установлены мемориальные доски «памяти ученой математички, широко известной в Италии в её век». В Милане ее именем названа школа и учреждены премии в нескольких учебных заведениях.
3.2. Софи Жермен.
Софи Жермен (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик.
Внесла весомый вклад в дифференциальную геометрию, теорию чисел и механику. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира и с детства увлекалась математическими сочинениями, особенно известной историей математика Монтюкла, хотя родители препятствовали её занятиям как не подходящим для женщины.
Была в переписке с Даламбером, Лагранжем, Фурье и другими математиками. В большинстве случаев она при этом скрывалась под мужским именем, чаще всего «месье Ле Блан». С Лагранжем и Лежандром ей удалось встретиться лично, они заинтересовались талантливой ученицей, стали направлять и поощрять её обучение.
С 1804 года, находясь под сильным впечатлением от книги Гаусса «Арифметические исследования», вступает с ним в переписку под обычным псевдонимом. Обсуждались вопросы теории чисел. В 1806 году, в ходе прусской кампании, наполеоновская армия оккупирует Гёттинген. Софи пишет взволнованное письмо своему знакомому, генералу Жозефу-Мари Пернети, умоляя позаботиться, чтобы Гаусса не постигла участь Архимеда. Генерал передал Гауссу, что у него есть покровительница, и вскоре секрет Софи был раскрыт. Гаусс был глубоко тронут.
В 1808 Софи Жермен написала «Mémoire sur les vibrations des lames élastiques», за который получила премию Академии наук; занималась теорией чисел и пр.
1811: Софи участвует в конкурсе, объявленном Парижской Академией наук на тему из теории упругих колебаний. В жюри были Лежандр, Лаплас и Пуассон. Понадобилось пять лет исследований и консультативная помощь Лагранжа, прежде чем в 1816 году она завоевала «премию Первого класса» конкурса.
Софи становится первой женщиной, получившей право участия в заседаниях Парижской Академии наук. Работы по теории упругости Софи продолжала и в дальнейшем. Софи Жермен вывела несколько формул, названных её именем. Доказала так называемый «Первый случай» Великой теоремы Ферма для простых чисел n.
Не была замужем и никогда не занимала оплачиваемых должностей. Жила на деньги, присылаемые отцом.
В 1830 году по рекомендации Гаусса Геттингенский университет присуждает Софи звание почётного доктора наук, но она уже не успела его получить.
В честь Софи Жермен названы: кратер Germain на Венере и улица в XIV округе Парижа.
3.3. Лавлейс Ада.
Августа Ада Кинг (урождённая Байрон), графиня Ла́влейс, обычно упоминается просто Ада Лавлейс), — английский математик (10 декабря 1815 - 27 ноября 1852). Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем.
Была единственным законнорожденным ребёнком английского поэта Джорджа Гордона Байрона и его жены Анны Изабеллы Байрон (Анабеллы).
Девочка получила первое имя Огаста (Августа) в честь одной из родственниц Байрона. После развода её мать и родители матери никогда не назвали её этим именем, а называли Адой. Мать новорождённой отдала ребёнка родителям и отправилась в оздоровительный круиз. Вернулась она уже тогда, когда ребёнка можно было начинать воспитывать.
Миссис Байрон пригласила для Ады своего бывшего учителя — шотландского математика Огастеса де Моргана. Он был женат на знаменитой Мэри Соммервиль, которая перевела в свое время с французского «Трактат о небесной механике» математика и астронома Пьера-Симона Лапласа. Именно Мэри стала для своей воспитанницы тем, что сейчас принято называть «ролевой моделью».
Когда Аде исполнилось семнадцать лет, она смогла выезжать в свет и была представлена королю и королеве. Имя Чарльза Бэббиджа юная мисс Байрон впервые услышала за обеденным столом от Мэри Соммервиль. Спустя несколько недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Чарльз Бэббидж в момент их знакомства был профессором на кафедре математики Кэмбриджского университета. Позднее она познакомилась и с другими выдающимися личностями той эпохи: Майклом Фарадеем, Дэвидом Брюстером, Чарльзом Уитстоном, Чарльзом Диккенсом и другими.
За несколько лет до вступления в должность Бэббидж закончил описание счетной машины, которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. В 1842 году итальянский ученый Манибера познакомился с аналитической машиной, пришел в восторг и сделал первое подробное описание изобретения. Статья была опубликована на французском, и именно Ада Лавлейс взялась перевести её на английский. Позднее Бэббидж предложил ей снабдить текст подробными комментариями. Именно эти комментарии дают потомкам основания называть Аду Байрон первым программистом планеты. В числе прочего она сообщила Бэббиджу, что составила план операций для аналитической машины, с помощью которых можно решить уравнение Бернулли, которое выражает закон сохранения энергии движущейся жидкости.
В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 50-х годах XX века. Сам термин «библиотека» был введён Бэббиджем, а термины «рабочая ячейка» и «цикл» предложила Ада Лавлейс. Её работы в этой области были опубликованы в 1843 году. Однако в то время считалось неприличным для женщины издавать свои сочинения под полным именем и, Лавлейс поставила на титуле только свои инициалы. Поэтому ее математические труды, как и работы многих других женщин-учёных, долго пребывали в забвении.
Ада Лавлейс скончалась 27 ноября 1852 года от кровопускания при попытке лечения рака и была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала при жизни.
В 1975 году Министерства обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Министр прочитал подготовленный секретарями исторический экскурс и без колебаний одобрил и сам проект, и предполагаемое название для будущего языка — «Ада». 10 декабря 1980 года был утверждён стандарт языка.
3.4. Софья Васильевна Ковалевская
Софья Ковалевская (1850-1891 гг.) - замечательная русская женщина – математик, родилась в семье богатого помещика генерал – лейтенанта Корвин – Круковского. Родители мало интересовались её воспитанием. Значительное влияние на Софью оказал её дядя – Пётр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много математических книг и любил с увлечением рассказывать Софье о разных вопросах математики. Его увлечённость передалась и племяннице. Математика казалась Софье таинственной наукой, открывающей свои тайны только посвященным в неё людям. А с диофантовым и интегральным исчислением она познакомилась по листам книги, которыми была оклеена одна из детских комнат.
Софья решила всерьёз заняться математикой. Но в то время женщины не имели права учиться в университетах России. Высшее образование она могла получить только за границей. Но её отец был человек консервативных взглядов и не мог позволить Софье поехать учиться за границу. Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным палеонтологом В.О.Ковалевским. В 1869 г. супруги Ковалевские уехали за границу. Математическими занятиями С.В.Ковалевской руководил один из крупнейших немецких математиков – Карл Вейерштрасс. Его поражала быстрота и оригинальность математического мышления Ковалевской.
В 1874 г. за оригинальные математические работы Геттингенский университет присвоил Ковалевской учёную степень доктора философии. Её работы относились к весьма тонким разделам высшей математики. Причём две из них были из области математического анализа. В них были изложены вопросы теории гироскопа, необходимые для расчёта устойчивости корабля. Третья работа относилась к астрономии. В ней рассматривался вопрос о кольцах Сатурна.
Литературное творчество давало ей возможность душой вернуться на родину. Повести "Нигилистка" и "Нигилист", драма «Борьба за счастье», мемуары "Воспоминания детства", с восторгом встреченные русской публикой и критиками принесли ей всероссийскую известность. Но преподавательскую работу в России Ковалевская получить не могла. Женщины не допускались к преподаванию в университетах России. Весной 1883 г. скончался её муж и она вынуждена была уехать с малолетней дочерью в Швецию. Там Ковалевская получила должность доцента Стокгольмского университета и вновь занялась научной работой.
В 1884 г. она стала первой в мире женщиной – профессором. Лекции профессора Ковалевской в Стокгольмском университете были блестящими. Она читала курсы по наиболее сложным разделам математики и теоретической механики.
1888 г. был триумфальным для С.В.Ковалевской. Её научная работа о вращении твёрдого тела была признана Парижской академией наук лучшей. Ковалевской была присуждена премия, причём увеличенная вдвое по сравнению с обычной. В 1889 г. за научную работу по той же теме Ковалевская получила премию Шведской академии наук.
Научные исследования Ковалевской принесли ей мировую известность. По предложению виднейших русских математиков в ноябре 1889 г. С.В.Ковалевская была избрана членом – корреспондентом Академии наук России. Но даже избрание в Академию не дало ей возможность получить соответствующую работу и вернуться на родину. Она скончалась в Стокгольме в 1891 г.
3.5. Елизавета Федоровна Литвинова.
Е. Ф. Литвинова-Ивашкина родилась в 1845 г. в Тульской губернии в имении отца Федора Алексеевича Ивашкина. Тринадцати лет ее отвезли учиться в Петербург в Мариинскую гимназию, где тогда начальником был известный педагог Николай Алексеевич Вышнеградский, уделявший много внимания и сил вопросу женского образования в России. Но недолго училась Е. Ф. Ивашкина в гимназии: блестящие способности, большая начитанность привели к тому, что в 1864 г. она решила держать экзамен в университете за курс гимназии. Два года готовилась к экзамену в деревне.
И только в начале 1866 г. в Москве Е. Ф. получила аттестат за курс средней школы.
Математическое образование она получила в Петербурге у выдающегося преподавателя математики Александра Николаевича Страннолюбского, учителя гениального математика Софии Васильевны Ковалевской.
С 1872 по 1876 годы училась в Цюрихском университете. В 1878 году защитила диссертацию по теории функций при Бернском университете и получила диплом доктора математики, философии и минералогии. По возвращении в Петербург не смогла получить должность профессора и преподавала арифметику в младших классах и только в 1887 году ей позволили преподавать математику в старших классах гимназии, но без штатной должности. Елизавета Федоровна Литвинова была талантливым педагогом, популяризатором и литератором. Ей принадлежит более 70 статей по различным вопросам педагогики, 10 биографических очерков многое другое.
Оставаясь только учителем средней школы, Елизавета Федоровна, благодаря большому педагогическому таланту, скоро выдвинулась и стала в ряды ведущих преподавателей России. Е. Ф. Литвинова, как и С. В. Ковалевская, всегда была путеводной звездой для всех женщин, стремившихся к высшему образованию.
Е. Ф. Литвинова скончалась в 1919 г.
Выводы:
1. Постепенно отношение к женщинам, занимающимся наукой, менялось.
2. Женщин - математиков становилось все больше. Они вносили в развитие науки (в частности математики) весомый вклад.
3. Многие из них занимались преподавательской деятельностью.
4. В России женщины не допускались к преподаванию в университетах.
Глава 4. Женщины – математики XX-го века
4.1. Ольга Александровна Ладыженская.
Ольга Александровна Ладыженская (7 марта 1922 – 12 января 2004) – советский и российский математик, специалист в области дифференциальных уравнений, академик АН СССР, одна из выдающихся женщин-математиков ХХ века.
Ладыженская родилась в городе Кологриве Костромской области, в семье школьного учителя математики, бывшего офицера русской армии. Дедушка Ольги Ладыженской был академиком Санкт-Петербургской академии художеств – знаменитым акварелистом Геннадием Александровичем Ладыженским, так что отец одаренной девочки вряд ли бы удивился, скажи ему кто-нибудь, что его Оленька тоже станет академиком. Но не художником, а математиком.
В 1939 году Ольга Александровна пыталась поступить на математико-механический факультет Ленинградского университета, но не была принята, как дочь репрессированного. Не пустили ее и в педагогический институт имени А.И. Герцена. Только маленький педагогический институт имени М.Н. Покровского рискнул ее принять, два курса которого она закончила до войны.
После войны Ольга Александровна закончила все-таки университет. В 1943 году Ладыженская поступила на механико-математический факультет Московского государственного университета, который закончила с отличием в 1947 году, и занялась совершенно неженским делом – создала целую школу математической физики.
В этом же, 1947 году, по личным причинам переехала в Ленинград, где закончила аспирантуру в ЛГУ под руководством С.Л. Соболева.
В 1949 году защитила кандидатскую диссертацию. В 1950 году перешла на работу на физический факультет ЛГУ. В 1954 году стала сотрудником Ленинградского отделения Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР (ЛОМИ).
Вклад Ладыженской в математику оказался колоссальным, множество научных трудов и воспитанных ею учеников, поставили имя Ладыженской в один ряд с заслуженными мэтрами математики по обе стороны океана.
Основные направления исследований О.А. Ладыженской – теория дифференциальных уравнений с частными производными, функциональный анализ, приближенные и численные методы.
О.А. Ладыженская – автор и соавтор более 250 научных работ.
В ночь с 11 на 12 января 2004 года на 82-м году жизни Ольга Александровна Ладыженская скоропостижно скончалась.
4.2. Мариам Мирзахани
Родилась в Тегеране (Иран).
Стала призером Международной математической олимпиады в 1994 и 1995 годах. На второй она показала невероятный результат: 42 очка из 42 возможных. Получила степень бакалавра в Технологическом университете имени Шарифа в Иране. Защитила докторскую диссертацию в Гарварде под руководством филдсовского медалиста Кёртиса Макмаллена. В 2008 году стала полным профессором Стэнфордского университета. Специалист в области теории Тейхмюллера, эргодической теории и симпликтической геометрии.
Выводы:
1. Многим странам, в том числе и России, удалось добиться равного доступа к высшему образованию для мужчин и женщин.
2. С каждым годом математика находит всё более широкое применение в разнообразных областях человеческой деятельности.
Заключение
В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Они внесли большой вклад в развитие этой науки. К сожалению, имен женщин, внесших существенный вклад в математику и двигавших ее вперед, встречается очень мало. Чаще всего доступные нам о них исторические сведения состоят из имени и даты рождения и смерти. Сведений о жизни и научной деятельности практически нет и найти их сложно. Не удивительно, в такой ситуации, что знают только Ковалевскую и ничего о её жизни и вкладе в науку.
В последние годы мировое сообщество стало понимать, что роль женщин в будущем должна кардинально измениться. Это касается и роли женщины в науке, в том числе и в математике.
Собран большой библиографический материал по теме.
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и сделать несколько выводов:
1. В истории математики женщины занимают существенное и достойное место. Не только мужчины, но и женщины внесли весомый вклад в математику как в науку. К сожалению, информации о них мало.
2. Многие женщины с огромными трудностями пробивались к математике, преодолевая общественное непонимание, дикие запреты и законы, часто жертвуя личным благополучием, семейным счастьем.
3. Немало выдающихся женщин внесли свой вклад в развитие математики опосредованно, через своих учеников, занимаясь подготовкой новых поколений учёных.
В результате опроса выяснено, что математиков мужчин знают лучше, чем математиков женщин. Но и тех, и других знают плохо. Если же и знают, то только имя.
Был создан сайт. Преимущества этого сайта: простота в использовании, удобный интерфейс, собрана информация о женщинах-математиках. Этим сайтом могут пользоваться учителя и учащиеся для проведения внеклассных мероприятий и уроков.
Список используемых источников и литературы
Литературные источники:
Интернет-источники:
www. wikipedia. ru
Приложения
Результаты анкетирования
Случайные прохожие
школьники
учителя
Каких великих женщин-математиков вы знаете?
учителя
школьники
прохожие
Ворона
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Девочка-Снегурочка