Проект "Орфограммы на фантиках" напрвлен на формирование орфографической зоркости и повышение грамотности учащихся начальных классов.
Вложение | Размер |
---|---|
проект по русскому языку. | 2.27 МБ |
проектная работа по русскому языку | 451.18 КБ |
Слайд 1
«Орфограммы на фантиках» Павлов Никита , ученик 3 класса «Г» МКОУ Калачеевская гимназия № 1 Научный руководитель – Полякова Ольга Валентиновна у читель начальных классов.Слайд 2
Актуальность выбранной темы. Проект «Орфограммы на фантиках» направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся при формировании орфографической зоркости и на повышение уровня грамотности, для которой ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы . Чтобы вовлечь учащихся в этот процесс , решено было использовать конфетные фантики , в названиях которых почти всегда можно найти орфограммы. Поэтому именно они стали материалом для достижения целей проекта .
Слайд 3
Цель исследования : научиться находить орфограммы в словах. Объект исследования –фантики от кондитерских изделий. Задачи: изучить названия разных конфет и шоколада; повторить изученные орфограммы; повысить орфографическую зоркость. Предмет исследования : орфограммы русского языка. Гипотеза исследования : в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. Методы исследования : беседа, наблюдение, поисковый метод.
Слайд 4
2.1. Что такое орфография и орфограмма. В начале нашего исследования мы решили выяснить значение слов орфография и орфограмма. Оказывается термин орфография – это слово, появившееся в русском языке из греческого языка. Первая часть– орфо -означает «прямой», «правильный», а графо – пишу. Происхождение термина убеждает нас в том, что и умение правильно писать ценилось еще с глубокой древности. Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить.
Слайд 5
2.2 Структура орфографического действия. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Слайд 6
2.3 Сбор фантиков для классной коллекции. На первом этапе всем ученикам нашего класса было предложено собирать фантики от конфет для классной коллекции, которую назвали «Орфограммы на фантиках». Договорились соблюдать главное правило — в коллекцию принимаются только те фантики, хозяева которых смогут убедить, что в названии есть орфограммы.
Слайд 7
2.4. Кто изобрел оберточную бумагу для конфет? Далее мы решили узнать кто же изобрел оберточную бумагу для конфет. Оказалось, что этим человеком был великий изобретатель Томас Эдисон, создавший фонограф и пишущую машинку.
Слайд 8
2.5 Группировка фантиков по темам . Конфетные обертки решили сгруппировать по темам: «Сказки», «Такой разный шоколад», «Искусство», «Животные», «Россия», «Цветы и фрукты», «Птицы и звери».
Слайд 9
Тема: «Сказки». Ш о к о ла д « А ленушка». « К расная Ш апо чк а». «В е селые ч е л о ве чк и». «Ска з ка». «Сказо чн ые брат цы ». Ш о к о лад с о рехами «Былина».
Слайд 10
Тема: «Сказки». Ш о к о лад «Ска з ки П ушкина». «Дикие леб е ди». «Сн е ж и нка». «Гр и льяж в ш о к о ладе». «Гр и льяж К иевский».
Слайд 11
Тема: «Такой разный шоколад». «В о здушный». «Б а баевский». « А ленка». «Мишка К о с о лапый».
Слайд 12
Тема: «Искусство». « М аска». «Пр е м ь ера». « Э лит». «Буги - вуги».
Слайд 13
Тема: «Животные». «К о р о вка». « К рымский о решек». «М оло чная к о нфета». «Кис - кис». «Кто сказал: «Му ? »
Слайд 14
Тема: «Россия». Ш о к о лад « Р о сс ийский». «Сл а вяно чк а». «Укр а шение». «Г о ри ясн о ». «М о скви чк а».
Слайд 15
Тема: «Цветы и фрукты». П е чен ь е «В а с и лек». «Р о машка». «Белая ч е рёмуха». «Л и мон». «Райское ябл о к о ».
Слайд 16
Тема: «Птицы и звери». Ш о к о лад « Ча йка». « Т узик». «В е селый журавлик». «К оро вка». «Птич ь е м оло ко». «М о рские камешки».
Слайд 17
2.6.Есть ли «Птичье молоко»? В процессе классификации оберток иногда встречались непонятные слова и нам приходилось узнавать их значения. Мы выяснили название конфет «Птичье молоко», ведь у птиц его не бывает. Оказалось, молоко имеется у фламинго, голубей, клестов, некоторых пингвинов, но оно похоже на творог. Таким молоком птицы выкармливают своих птенцов. Если верить легендам, этим молоком кормили своих детенышей райские птицы.
Слайд 18
2.7. Классификация орфограмм, встретившихся на фантиках. На данном этапе мы распределили все орфограммы, найденные нами на обертках конфет по следующим группам: проверяемые безударные гласные в корне слова; непроверяемые безударные гласные в корне слова; написание сочетаний чк , чн ; Написание сочетаний жи , ши, ча , ща; заглавная буква в именах собственных; написание цы на конце слов; разделительный ь и ъ знак; написание слов через дефис; написание слов с удвоенной согласной.
Слайд 20
В ходе исследования получили выводы: орфограммы с непроверяемой безударной гласной в корне слова – 24; написание заглавной буквы в именах собственных -10; проверяемые безударные гласные в корне слова – 9; написание сочетаний чк , чн - 5; разделительный ь и ъ знак - 3; написание слов через дефис - 2; написание слов с удвоенной согласной – 1; написание сочетаний жи , ши, ча , ща, чу, щу - 1; написание цы на конце слов - 1;
Слайд 21
2.8. Подтверждение гипотезы. Гипотеза исследования о том, что в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.
Слайд 22
3.Заключение . В ходе исследования мы проанализировали виды орфограмм в названиях конфет. Постарались развить орфографическую зоркость, находя орфограммы в названиях конфет. Повторили изученные орфографические правила . Поставленная в начале проекта цель была достигнута: мы, собрав коллекцию фантиков, стали видеть орфограммы, более внимательно относиться к словам, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество. Но главное достоинство проекта —повышение орфографической зоркости, а значит и грамотности учеников нашего класса.
Проектная работа
«Орфограммы на фантиках».
Павлов Никита
3 класс «Г»
МКОУ Калачеевская гимназия № 1
Полякова Ольга Валентиновна,
учитель начальных классов,
МКОУ Калачеевская гимназия № 1.
Город Калач, 2016г.
Оглавление.
Актуальность выбранной темы.
Проект «Орфограммы на фантиках» направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся при формировании орфографической зоркости и на повышение уровня грамотности, для которой ключевым моментом является умение находить в словах орфограммы. Обычно работа по их обнаружению для учеников не всегда интересна. Чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, решено было использовать конфетные фантики, в названиях которых почти всегда можно найти орфограммы. Поэтому именно они стали материалом для достижения целей проекта.
Яркие фантики привлекают внимание не только взрослых, но и детей. Ученики запоминают названия любимых конфет, и тем самым развивают орфографическую грамотность. Ведь каждое слово-название конфет включает в себя определённую орфограмму, а иногда и несколько орфограмм.
Действительно, орфограммы находятся рядом с нами. Но, к сожалению,
не все дети обращают внимание на правописание таких слов и, следовательно, допускают в них ошибки.
Таким образом, тема актуальна. Данная работа посвящена исследованию
орфограмм в словах-названиях конфет и применению их на письме.
Цель исследования: научиться находить орфограммы в словах.
Объект исследования –фантики от кондитерских изделий.
Задачи исследования:
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза исследования: в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка.
Методы исследования: беседа, наблюдение, поисковый метод, метод анализа данных, методы арифметической и математической обработки информации.
2.1. Что такое орфография и орфограмма.
В начале нашего исследования мы решили выяснить значение слов орфография и орфограмма. Оказывается термины орфография и орфоэпия – это слова, появившиеся в русском языке из греческого языка. Первая часть обоих лингвистических терминов – орфо- восходит к одному и тому же греческому слову orthos, что означает «прямой», «правильный». Дальше этимология терминов расходится: слово орфография родилось от греческогоgrapho – пишу, а орфоэпия – от epos – речь. Происхождение терминов убеждает нас в том, что и умение правильно писать, и умение правильно говорить одинаково ценились еще с глубокой древности.Орфография на школьных уроках русского языка – бесспорная хозяйка, принцесса, королева(2. Стр. 36-37)
Орфограмма – это написание (буква, дефис, пробел и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух.
Орфограммой мы называем букву, написание которой надо проверить или запомнить.
Орфографическая зоркость- это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется звучанием. (5.)
Многие ученые-методисты по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь:«Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный». (1)
2.2 Структура орфографического действия.
Структура орфографического действия:
Главным в обучении правописанию является решение орфографических задач. Однако их решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить следующий вопрос – о ее конкретном написании. Следовательно, работа с орфограммами выступает залогом грамотного письма, поэтому важно при выполнении каждого упражнения организовывать деятельность учащихся с орфограммами (нахождение, подчеркивание, выделение орфограмм, определение их типа, объяснение, сравнение, классификация, группировка, подсчет орфограмм). (3. Стр. 28)
2.3 Сбор фантиков для классной коллекции.
На этом этапе работы всем ученикам нашего класса было предложено собирать фантики от конфет для классной коллекции, которую назвали «Орфограммы на фантиках».
Договорились соблюдать главное правило — в коллекцию принимаются только те фантики, хозяева которых смогут убедить, что в названии есть орфограммы.
Только при этом условии этикетка попадает в коллекцию. Уже через несколько дней у нас было много красивых картинок. Но мы отобрали не все, так как некоторые ученики не смогли провести «защиту» своих фантиков, то есть не смогли обнаружить в их названии орфограммы. Поставили учебную цель: научиться находить в словах орфограммы. Среди учеников нашлись счетоводы, которые подсчитывали, кто и какой вклад внес в общую коллекцию. Так «охота» за орфограммами превратилась в увлекательную игру.
2.4.Кто изобрел оберточную бумагу для конфет?
Собирая фантики от конфет, мы заинтересовались тем, как и когда была изобретена оберточная бумага для конфет. Далее мы провели исследовательскую работу «Кто изобрел оберточную бумагу для конфет». Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двухслойные из фольги и бумаги обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон, создавший фонограф и пишущую машинку. Придуманная им парафинированная бумага в 1872 г. стала первой конфетной оберткой. (7.)
Узнали, что первые конфеты назывались конфекты и что их ели и у нас на родине, и за большие деньги вывозили в другие страны. Но чтобы товар стал привлекательным, над этикетками работали такие известные художники, как Степан Колесников, Михаил Врубель и другие. Благодаря коллекционерам до наших дней дошли обертки с репродукциями картин «Иван-царевич» В. Васнецова и «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина. Последний фантик изменил свое название, теперь он уже называется «Мишка косолапый».
Каждая упаковочная коробочка, бумажная этикетка или обертка становилась настоящим шедевром.Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями. Покупатели долгие годы хранили пустые коробки из-под конфет и красивые фантики. (6.)
2.5 Группировка фантиков по темам.
Вскоре накопилось много разных фантиков, и мы решили распределить их на группы.
Конфетные обертки решили сгруппировать по темам: «Сказки», «Такой разный шоколад», «Искусство», «Животные», «Россия», «Цветы и фрукты», «Птицы и звери».
Тема: «Сказки».
Шоколад «Аленушка».
«Красная Шапочка».
«Веселые человечки».
«Сказка».
«Сказочные братцы».
Шоколад с орехами «Былина».
Шоколад «Сказки Пушкина».
«Дикие лебеди».
«Снежинка».
«Грильяж в шоколаде».
«Грильяж Киевский».
(Приложение 1, приложение 2.)
Тема: «Такой разный шоколад».
«Воздушный».
«Бабаевский».
«Аленка».
«Мишка Косолапый».
(Приложение 3.)
Тема: «Искусство».
«Маска».
«Премьера».
«Элит».
«Буги-вуги».
(Приложение 4.)
Тема: «Животные».
«Коровка».
«Крымский орешек».
«Молочная конфета».
«Кис-кис».
«Кто сказал: «Му?»
(Приложение 5.)
Тема: «Россия».
Шоколад «Российский».
«Славяночка».
«Украшение».
«Гори ясно».
«Москвичка».
(Приложение 6.)
Тема: «Цветы и фрукты».
Печенье «Василек».
«Ромашка».
«Белая черёмуха».
«Лимон».
«Райское яблоко».
(Приложение 7.)
Тема: «Птицы и звери».
Шоколад «Чайка».
«Тузик».
«Веселый журавлик».
«Коровка».
«Птичье молоко».
«Морские камешки».
(Приложение 8.)
2.6. Есть ли «Птичье молоко»?
В процессе классификации оберток иногда встречались непонятные слова или словосочетания, и нам приходилось узнавать их значения.
Мы выяснили странное название конфет «Птичье молоко», ведь у птиц его не бывает.
Оказалось, молоко имеется у фламинго, голубей, клестов, некоторых пингвинов, но оно похоже на творог. Таким молоком птицы выкармливают своих птенцов.
Если верить легендам, этим молоком кормили своих детенышей райские птицы. Считалось, что тот, кто попробует этот редчайший напиток, станет абсолютно неуязвимым как для оружия, так и для любых болезней. С тех пор словосочетание «птичье молоко» стало обозначать что-то невероятное, прежде невиданное и даже невозможное. (4. Стр.17-18.)
2.7. Классификация орфограмм, встретившихся на фантиках.
На следующем этапе провели классификацию орфограмм на наших фантиках. Подсчитали в названиях фантиков количество разных видов орфограмм. «Чемпионами» оказались орфограммы с непроверяемой безударной гласной в корне слова и написание заглавной буквы в именах собственных, а также проверяемые безударные гласные в корне слова.
На данном этапе мы распределили все орфограммы, найденные нами на обертках конфет по следующим группам:
Результаты нашей классификации мы отразили в диаграмме. (Приложение 9.)
2.8. Подтверждение гипотезы.
Гипотеза исследования о том, что в названиях кондитерских изделий можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка, подтвердилась.
В ходеисследования получили выводы:
В ходе исследования мы проанализировали виды орфограмм в названиях конфет. Постарались развить орфографическую зоркость, находя орфограммы в названиях конфет. Повторили изученные орфографические правила, научились пользоваться правилами русского языка.
Мы отобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.
В итоге наш проект стал не только групповым, так как в нем приняли участие все ученики класса, но и открытым, т.е. длительным. Поставленная в начале проекта цель была достигнута: мы, собрав коллекцию фантиков от конфет, стали видеть орфограммы, более внимательно относиться к словам, к нашей истории, научились осуществлять поиск информации, проявлять творчество, но главное достоинство проекта - повышение орфографической зоркости, а значит и грамотности учеников.
Список использованных источников.
Приложение 1.
Тема: «Сказки».
Приложение 2.
Тема: «Сказки».
Приложение 3.
Тема: «Такой разный шоколад».
Приложение 4.
Тема: «Искусство».
Приложение 5.
Тема: «Животные».
Приложение 6.
Тема: «Россия».
Приложение 7.
Тема: «Цветы и фрукты».
Приложение 8.
Тема: «Птицы и звери».
Приложение 9.
И тут появился изобретатель
Прекрасная химия
Лиса и волк
Сказочные цветы за 15 минут
Пейзаж