Актуальность темы заключается в том, что наука, научные знания в наши дни становятся все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать, что необходимо понимать каждому.
Вложение | Размер |
---|---|
nauka_i_ee_rol_v_zhizni_obshchestva.docx | 153.96 КБ |
Управление науки и образования Тамбовской области
ТОГОУ СПО «Политехнический колледж»
Студенческая научно-практическая конференция
«Наука и профессия»
Роль науки в формировании конкурентоспособного специалиста
Автор: гр.123 Малышкин М.В. г.Тамбов, ул. Полынковская, д.35/12 кв.1 тел:44-48-18. Руководитель: Афанасьева Е.В., преподаватель обществознания |
Тамбов 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Сущность науки и ее классификация………………………………….5
2. Влияние науки на материальную сторону жизни общества………..8
3. Влияние науки на становление конкурентоспособного специалиста...10
Заключение…………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………..15
Приложения………………………………………………………………..16
Введение
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: “Знание – сила” сегодня актуален, как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации.
На сегодняшний день нет точного, однозначного определения науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи. Также широко распространено и другое определение: наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Можно привести еще одно определение: наука - это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
Актуальность темы заключается в том, что наука, научные знания в наши дни становятся все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать, что необходимо понимать каждому.
Мной выбрана именно эта тема, потому что, за время обучения дисциплине «Обществознание» я познакомился с множеством научных теоретических материалов, и мне захотелось узнать, как наука, научные знания, абстрактно-логическое мышление способствуют формированию конкурентоспособных специалистов. Под руководством преподавателя «Обществознания» Афанасьевой Е.В. я смог ответить на интересующий меня вопрос.
Объект исследования – процесс формирования конкурентоспособного специалиста.
Предмет исследования – роль науки в формировании конкурентоспособного специалиста.
Гипотеза – научные знания и абстрактно-логическое мышление способствуют формированию конкурентоспособного специалиста.
Цель работы – обосновать необходимость получения базовых научных знаний для формирования всесторонне образованного конкурентоспособного человека.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования изучение проблемы, сравнение, анализ, тестирование.
Источниками информации для написания работы по данной теме послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература и др.
Сущность науки и ее классификация
Наука представляет собой специфическую область человеческой деятельности, в которой создается интеллектуальная продукция в форме получения новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных законов развития общества с целью их использования в практической деятельности людей.
Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.
Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу ее получения, но и по результатам. Создаваемый научный продукт должен обладать специфическими свойствами, которые обеспечивали бы в процессе целесообразного использования этого продукта экономический или социальный эффект в той сфере деятельности, для которой он предназначен. Труд ученых представляет собой творческую деятельность, характеризующуюся новизной мышления, оригинальностью решений и уникальностью.
Важнейшим отличительным признаком научного труда является неопределенный, вероятностный характер получения положительного результата, т. е. наличие определенного риска. Степень неопределенности научного труда неодинакова и зависит от глубины и уровня исследований.
При этом всегда необходимо иметь в виду, что вероятность получения отрицательного результата при проведении фундаментальных исследований намного выше, чем при проведении прикладных разработок.
Особенность научного труда заключается также в том, что в процессе исследований разработчики часто получают «незапланированный результат». Так, вместо ожидаемого могут рождаться другие, непредвиденные, но полезные решения.
Например, средневековые алхимики искали технологию получения золота, однако золото получить не смогли, зато изучили и формализовали химический состав многих элементов.
Таким образом, наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке.
Современная наука это:
1. Специфический вид познавательной деятельности.
2. Особая форма общественного сознания, отражающая мир в форме научных представлений, понятий, теорий.
3. Отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей, и продукцией которого являются истины, принципы, законы, теории.
4. Социальный институт со своей структурой и функциями, системой ценностей, идеалами и нормами.
Научное знание отличается от обыденного познания тем, что:
1. Наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к объектам обыденного опыта.
2. Применяет свой специальный язык с особой терминологией, которая оказывает обратное воздействие на повседневный язык.
3. Для научных исследований необходима специальная аппаратура.
4. Научное знание отличает системность, истинность, обоснованность.
5. Занятие наукой требует специально подготовленных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования.
6. Ориентирована на постижение сущности, поиск объективной истины, получение новых знаний вне зависимости от того, возможно ли сегодня их практическое применение.
Современная наука выполняет функции:
1.Культурно-мировоззренческая
2.Методологическая
3.Познавательная
4.Регулятивная
5. Воспитательная
6.Прогностическая
7.Аксеологическая (ценностная)
8.Управленческая
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.
Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Приходит время отказаться от принципа ни чем не ограниченной свободы научного поиска. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему.
Таким образом, современная наука не может быть этически нейтральной.
По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную.
Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления.
Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества.
Если фундаментальная наука занимается разработкой проблем, имеющих в основном познавательное значение, то прикладная наука занимается преимущественно решением практических проблем, таких, как внедрение наукоемких высоких технологий, конкурентоспособных на мировом уровне. Разумеется, грани между фундаментальной и прикладной науками в определенной мере условны: в процессе выполнения исследований в области фундаментальной науки могут быть получены результаты, имеющие исключительно важное прикладное значение; в свою очередь, прикладные исследования могут завершиться научными открытиями, имеющими фундаментальное теоретическое значение.
Но такие случаи являются исключением из правила и не отрицают важности и необходимости разграничения фундаментальных и прикладных наук.
Фундаментальная наука развивается с определенным опережением по сравнению с прикладной наукой, создавая для последней определенные «теоретические заделы».
Между фундаментальными и прикладными науками должно быть определенное соответствие, при котором достигалось бы опережающее развитие фундаментальных исследований и вместе с тем обеспечивалось прикладное использование их результатов.
Влияние науки на материальную сторону жизни общества
Становление и развитие науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отмечал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке”.
Подобная оценка научной революции XVII века дана и В. И. Вернадским: «В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, - отмечал он, - нет места истории того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыханным раньше формам и укладам быта и общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие условия человеческого существования исторические силы.
Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместе с этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстро создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».
Современное развитие науки ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.
Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере - создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.
Государственное значение науки, как творческой силы, как основного элемента, ничем не заменимого в создании народного богатства, как реальной возможности быстрого и массового его создания уже проникло в общее сознание, с этого пути человечество не сможет уже сойти, так как реально наука есть максимальная сила создания материальных благ для человечества.
Влияние науки на становление конкурентоспособного специалиста
Существуют разные факторы создания и удержания конкурентных преимуществ для конкретной страны в мировой социально-экономической системе в конкретной исторической перспективе. Есть естественные факторы, такие как природные ресурсы, климатические условия. Есть демографические факторы: численность и половозрастной состав населения, динамика структурных изменений в нем. Есть исторические факторы, обусловливающие геополитическое положение страны. Однако, конкурентные преимущества, которых стране удается добиться за счет эксплуатации такого рода факторов, как правило, недолговечны, сильно подвержены влиянию мировой экономической и политической конъюнктуры, а, стало быть, весьма и весьма сомнительны. Да и вообще, о каком конкурентном преимуществе может идти речь, если страна при этом связывает свое благосостояние и развитие с факторами, воспроизводством которых она не в состоянии управлять.
Цивилизованный мир уже давно понял одну основополагающую истину: благосостояние современного общества в первую очередь зависит от сложных факторов его развития, к формированию которых это общество имеет самое непосредственное отношение. Речь идет о таких факторах, как наука, образование, культура, технология. Состояние образования, национальной системы подготовки высококвалифицированных кадров имеет при этом первостепенное значение. И наука, и культура, и технология, не говоря уже о производстве, являются производными функциями по отношению к образованию. Не будет образованных людей, классных специалистов — не будет ни науки, ни культуры, ни промышленности.
Основную долю производительных сил сегодня составляют специалисты, чья эффективность и результативность напрямую зависит от их интеллектуального потенциала и способностей применения его на практике. Это не просто работники умственного труда, это — интеллектуальные работники, носители не физического, а интеллектуального капитала.
В своем исследовании мы проследили взаимосвязь абстрактно-логического мышления, успеваемости обучающихся и трудоустройства выпускников.
Мы провели тест «Количественные отношения» в группах первого курса СПО по специальностям: 270204 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 190701 «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте». В группе 107 - 19 человек; 109 – 22 человека; 110 – 22 человека; 124 – 25 человек; 123 – 24 человека.
Всего в группах СПО первого курса обучается 112 человек. В исследовании принимали участие 87 человек.
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой, поставив знак "больше" или "меньше". Время решения 5 мин. (Приложение 1)
Анализируя полученные данные, мы получили следующие результаты:
Таким образом, высокий результат показали 22 % опрошенных, средний результат – 71 %, низкий результат – 7 % .(рис.1)
Рис.1
В 2010 году выпуск групп СПО составил 51 человек, диплом с отличием получили 11 человек – 21% от общего числа обучающихся. (рис.2)
Рис.2
Сравнивая эти данные, можно сделать вывод, что процентное соотношение обучающихся с высокими результатами тестирования и обучающихся закончивших колледж с красным дипломом практически равно. (рис.3)
Рис.3
Трудоустроено выпускников 2010 года ступени СПО 19 человек, из них дипломом с отличием получили 11 человек, таким образом обучающие закончившие колледж с красным дипломом 100% трудоустраиваются.(рис.4)
Рис.4
В развитии науки воплощена прежде всего эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным. И нельзя не согласиться с высказыванием А. Б. Мигдала, что «в качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей».
Заключение
Таким образом, наука – особый вид познавательной деятельности людей, направленный на выработку системы объективно-истинного знания о природной и социальной действительности и о самом человеке.
Причиной зарождения науки, движущей силой развития науки есть жизнь, жажда жизни, стремление человека к улучшению условий жизни. В своем развитии наука прошла путь от эмпирического накопления фактов к теоретическому их обобщению и к предсказанию будущих изменений объектов.
На начальном этапе теоретических обобщений возникает прикладное в науке, прикладные исследования, прикладные науки. Прикладные науки являются связующим звеном между фундаментальными знаниями и их воплощением в практику жизни, в технологии на благо жизни.
Наука занимает особое место в человеческой деятельности в отличие от сферы материального производства и других сфер интеллектуальной деятельности (искусство, литература), с которыми она тесным образом взаимосвязана.
Сила науки заключена в истинности научных знаний. В основе науки, научного исследования лежит научная мысль. Развитие науки и развитие научной мысли это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса. Мысль, мышление это проявление интеллекта.
Таким образом развитие науки неизбежно развивает мышление, интеллект, мозг человека и общество неизбежно вступит в стадию общества разума!
Под воздействием науки, научной деятельности формируется всесторонне образованный человек, обладающий высокой общей культурой, усвоивший традиционные ценности европейской цивилизации, который может найти принципиально новые, нетривиальные пути решения профессиональных задач, и быть конкурентоспособным.
Список литературы
Приложение 1
«Количественные отношения»
Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач. Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в некоторых численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой, поставив знак "больше" или "меньше". Время решения 5 мин.
Инструкция: Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки. В каждой задаче Вам необходимо указать, в каком отношении находятся буквы, стоящие под чертой. Время решения всех задач — 5 мин
1. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза В А 3. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз В А 5. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз А В 7. А больше Б в 6 раз Б больше В в 7 раз А В 9. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 3 раза В А 11. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза В А 13. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 раз В А 15. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза В А 17. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 7 раз В А | 2. А меньше Б в 10 раз Б меньше В в 6 раз А В 4. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза В А 6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз В А 8. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 5 раз В А 10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз А В 12. А больше Б в 2 раза Б меньше В в 5 раз А В 14. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 2 раза А В 16. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 2 раза А В 18. А больше В в 3 раза Б меньше В в 5 раз А В |
Обработка результатов
Подсчитывается количество правильных ответов. Норма взрослого человека - 10 и более.
Правильные ответы: 1. B<А, 2. A<В, 3. В>А, 4. В<А, 5. А>В, 6. В>А, 7. А<В, 8. В<А, 9. В>А, 10. А>В, 11. В<А, 12. А<В, 13. В<А, 14. А<В, 15. В<А, 16. А<В, 17. В>А, 18. А>В
Литература:
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Ночная стрельба
Рисуем кактусы акварелью
Мать-и-мачеха
Валентин Берестов. Аист и соловей