У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое.
В школьной музейной комнате представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас [6].
К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.
Моя бабушка, Иванова Лидия Юрьевна занимается рукоделием. Она свой опыт передала дочери Валентине. Мне всегда было интересно: «Есть ли ещё в моём селе Июльское мастеровые люди?». Я задумалась над этим вопросом и решила провести исследовательскую работу на тему: «Мастера - умельцы нашего села».
Актуальность выбранной темы
Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров - ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.
Поэтому цель моей работы – это знакомство с народными умельцами села Июльского.
Задачи исследования:
- собрать материал о народных умельцах села;
-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;
- систематизировать и обобщить материал о мастерах;
-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.
Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Июльского будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.
Предмет исследования – творческая деятельность народного умельцев села Июльского.
Формы и методы работы -
· поисковая деятельность;
· работа в интернете;
· опрос и интервью;
· метод изучения источников;
· сравнение и уточнение выводов;
· экскурсия к мастерам своего дела.
Этапы работы исследовательской деятельности:
1. Анализ литературы.
2. Опрос и интервью.
3. Встреча с мастерами -умельцами.
4. Отбор и обработка материала.
5. Оформление полученных данных.
6. Подготовка к выступлению по собранным материалам.
Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Июльского. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.
Вложение | Размер |
---|---|
mastera-umeltsy.docx | 35.79 КБ |
Содержание:
Введение.......................................................................................................................................3
Глава 1. История возникновения села...................................................................................6
Глава 2. Практическая часть.......................................................................................................8 Глава 3. Мастера -умельцы.................................................................................................11
Заключение.................................................................................................................................13
Список используемых источников и литературы..................................................................14
Приложение...............................................................................................................................15
Введение
«С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся».
(народная поговорка)
У каждого человека есть Родина, и каждый любит то место, где он родился и живёт. Любит родные просторы, поля, леса. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством. Народное творчество нашего села уходит своими корнями в далёкое прошлое.
В школьной музейной комнате представлены различные экспонаты, которые отражают быт наших предков. Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас [6].
К сожалению, мы забываем занятия и промыслы, которыми сотни лет кормились наши отцы, деды и прадеды, забываем прекрасные традиции своего народа.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ.
К счастью, не перевелись ещё в российской глубинке мастеровые люди. Они не только хранят и преумножают наследие народного творчества, но и вносят что-то новое, меняют формы, усовершенствуют виды изделий, а также передают свой опыт родным, близким и подрастающему поколению.
Моя бабушка, Иванова Лидия Юрьевна занимается рукоделием. Она свой опыт передала дочери Валентине. Мне всегда было интересно: «Есть ли ещё в моём селе Июльское мастеровые люди?». Я задумалась над этим вопросом и решила провести исследовательскую работу на тему: «Мастера - умельцы нашего села».
Актуальность выбранной темы
Жизнь шагает вперёд. И сегодняшний день тоже станет частицей истории. С каждым годом становится всё меньше мастеров - ремесленников. Если мы поближе познакомимся с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, тонкая нить настоящего и будущего не прервётся.
Поэтому цель моей работы – это знакомство с народными умельцами села Июльского.
Задачи исследования:
- собрать материал о народных умельцах села;
-узнать какими видами народного искусства владеют мастера;
- систематизировать и обобщить материал о мастерах;
-стремиться к сохранению культурного наследия моей малой родины.
Гипотеза – если мы будем изучать историю своей малой родины, её культуру, традиции и жителей, то мы сделаем шаг к тому, что будущее поколение села Июльского будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом, и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.
Предмет исследования – творческая деятельность народного умельцев села Июльского.
Формы и методы работы -
Этапы работы исследовательской деятельности:
Значимость и прикладная ценность работы - данная работа будет использоваться на уроках краеведения, на внеклассных занятиях, в воспитательной работе, в работе краеведческого кружка, служить материалом для музейной комнаты. Я считаю, что моя исследовательская работа является актуальной, потому что мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастеров-умельцев, живущего на территории села Июльского. И, возможно, связующее звено настоящего с будущим нас не прервётся.
Результат моей работы – оформление альбома в музейной комнате о мастерах-умельцах, также опубликована заметка «Народные умельцы» на сайте Муниципальное Образование "Июльское" Воткинского района УР. Сайт посвящается Юбилею Воткинского района.[8]
Глава 1. История возникновения села.
Перед тем как перейти к изучению ремёсел в нашем селе я решила изучить материал об истории возникновения села. Потому что, не зная историю, нельзя говорить о занятиях ее жителей.
По данным архивных материалов существует много версий объясняющих появления села Июльское.
В материалах по статистике Вятской губернии, в статистическом отделении при Вятской губернской Земской Управе 1892 года написано: «Село Июльское (Березово) расположено при речке Июле и ключах – Березовке и Панчешурке в 55 верстах от уездного города Сарапула» (ЦГА УР Ф.409 оп. 1 д.133 л..2)
В XVIII веке по указу Екатерины II под руководством графа Шувалова было начато строительство Воткинского Железоделательного завода. Помогать в строительстве был послан горный инженер А.С. Москвин, на которого по дороге на строительство завода в месяце июле, в дремучих лесах было совершено нападение. Поэтому, по его велению, был построен кардон Июльский. «…Леса там дремучие, тёмные. Велю построить на том разбойничьем месте кардон и назвать его Июльским» 1769 год [5]
Позже великолепные берега реки Июль облюбовали кулюшевские и патраковские мужики (д. Патраково располагалась в нижнем течении р. Сивы). Кто из них был первым, сказать трудно. Но, совершенно однозначно, что первыми пришли сюда Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево. Образованный ими починок получил название Березово. Все перечисленные крестьяне были старообрядцы. В центральном государственном архиве имеется документ: «Отчёт Сарапульского уездного земского собрания 1905 года», который подтверждает, что «Основано селение около 115 лет тому назад переселенцами из д. Колюшева Гольянской волости и деревни Патраковой Перевозинской волости. В селе имеются до 15 штук веялок и две водяных мельницы». Данный исторический документ позволяет утверждать, что селу около 239 лет (1777 г). По данным ЦГА Удмуртской Республики в переписных листах сохранилось распоряжение начальника горных заводов Уральского хребта горному начальнику Воткинского завода о постройке школы для детей в селе Июльское. Имеются факты в том же источнике о существовании с 1862 года земской начальной школы, а так же в очерках Сарапульского уездного земского собрания пишется об открытии в 1868 году начального народного училища в селе Июльское Сарапульского уезда. Это было одноклассное училище. Этот же документ сообщает, что на 25 апреля 1896 года в селе было 2 школы: братская противораскольническая и земская. Они обе размещены в частных домах.
Ещё интересный исторический факт, объясняющий тягу июльцев к предпринимательству, торговле, это постановление Сарапульского земского собрания о разрешении с 3 октября 1869 года открыть еженедельные (по пятницам) базары в Июльском. В 1891 году открыт в селе Торжок «… для обмена местными произведениями и продуктами».
Что привело переселенцев в данное место? Со слов Воткинского краеведа Николая Лапина: «Смертоносный ураган пугачевщины пронесся по Прикамью в конце 18 века, оставляя за собой сожженные святыни и разграбленные селения. Не избежала этой участи и древняя русская деревня Кулюшево. Многие крепкие, не боящиеся труда крестьяне после пугачевского нашествия ушли подальше от большой дороги, в лесную глухомань, основав там новые починки, которым впоследствии суждено было вырасти в большие деревни, а одному из них в огромное село, известное на всю округу Июльское.… Все крестьяне были старообрядцы. Но селения их, входившие в приход Гольянской Крестоводвиженской церкви не оставались без чуткого попечения православных священников. В результате вскоре многие из них начинают крестить своих детей в церкви, а сами причащаться[4]. «Жители Берёзово решили построить церковь, но не знали где. Проезжая монахиня посоветовала: «Стройте там, где выпадает иней". К великому удивлению на возвышенной части Берёзово в июле выпал иней. Так, благодаря строительству церкви и объединению д.Берёзово и кардона Июльское, образовалось село Июльское [10]
1777 (1725) год – образование поселения. Прокопий с Иваном Мельниковы и Василий Варламов из Патраково, Трофим Бочкарев, Карп Сутыгин и Данило Сурнин из Кулюшево переселились и образовали Березово.
Окрестное население занималось в основном сельским хозяйством. Для обслуживания крестьянских хозяйств в селе существовали сапожники, портные, печники и кузнецы. Почти каждая семья имела свой ткацкий станок, на котором пряли материи из конопли и льна. Развито было также кустарное производство валенок. Особым видом ткачества считалось плетение ковровых дорожек из камыша [2, 3].
Славилось наше село и своими умельцами. Останин Геннадий Егорович плёл на продажу лапти, корзины из ивовых прутьев. Его знакомый, Ломаев Егор Андреевич, занимался резьбой по дереву. Овсянников Александр занимался резьбой по дереву и делал изделия из камня. Во все времена женщины – труженицы ценили уют и комфорт в доме, создавая своими руками различные предметы быта. Гущина Валентина шила лоскутные одеяла. Её работы очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Пушкарёва Мария Семёновна славилась своими куклами, вышитыми картинами, а также увлекалась резьбой по дереву. Бочкарёва Мотя Семёновна ткала ковры, половики. Её половики считались самыми лучшими даже за пределами села. [7]
Глава 2. Практическая часть.
Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в в литературе и в сети Интернет, что такое ремесло, кто такие народные умельцы.
Издавна крестьяне занимались промыслами - занятиями, которые могли обеспечить доход для жизни крестьянской семьи. Промыслы, в которых производилось что-либо, назывались ремёслами.[9]
Слово «ремесло» произошло от слова «ремес»- плотник. Это слово обозначает и обозначало разные виды работы, по преимуществу ручной.[4]
В толковом словаре Владимира Ивановича Даля оно объясняется как «рукодельное мастерство, ручной труд» и как «уменье, коим добывают хлеб, промысел, требующий по большей части телесного, чем умственного труда».[4]
Существительное «промысел» происходит от глагола «промышлять» и означает «жить ремеслом» (ремесло-изготовление предметов ручным способом). В далекие времена, когда еще нигде не было ни заводов, ни фабрик, люди для повседневной жизни все необходимое создавали собственными руками: и посуду, и игрушки, и одежду.
Ремесло – это умение что-то изготовлять. «Ремесло за плечами не виснет» - говорили предки, подчёркивая первозначимость умения перед материальной его завершённостью, умения перед вещью.
Наличие и своеобразие ремесла зависело от местности, в которой проживал человек.
Мы провели опрос жителей села Июльского. Нами было опрошено 30 жителей села разного возраста. Заданы были следующие вопросы: «Какие виды рукоделия распространены в нашем селе? Кого из мастеров – умельцев вы знаете?»
По результатам опроса выяснилось, что в селе распространены следующие виды рукоделия:
№ п/п | Вид рукоделия | Количество ответов |
1. | Вязание на спицах | 22 |
2. | Вязание крючком | 20 |
3. | Валяние валенок | 17 |
4. | Мокрое валяние | 15 |
5. | Вышивание крестиком | 15 |
6. | Шитьё | 13 |
7. | Художественная резьба по дереву | 12 |
8. | Плетение из газетных трубочек | 6 |
9. | Оригами | 3 |
Среди мастеров, увлекающихся данными видами творчества по итогам опроса являются:
№ п/п | Фамилия, имя, отчество мастера | Количество ответов |
1. | Чернышева Наталья Валерьевна | 21 |
2. | Обухова Лариса Васильевна | 19 |
3. | Обухов Алексей Петрович | 19 |
4. | Шадрина Татьяна Александровна | 16 |
5. | Иванова Лидия Юрьевна | 15 |
6. | Мельников Владимир Савельевич | 14 |
7. | Фалалеева Валентина Аркадьевна | 10 |
8. | Понамарёва Ольга Владимировна | 8 |
9. | Понамарёва Ольга Владимировна | 7 |
Мы решили проверить опрос и встретились с некоторыми мастерами нашего села, взяли у них интервью, познакомились с работами, сделали фотографии.
Все они живут в селе Июльском. Из этих бесед мы узнали, что мастера - самоучки. Умельцами стали благодаря увлечению любимым делом. Многие жители близлежащих деревень обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им за небольшую плату , выполняют заказ. Для многих из них любимое дело - увлечение, а не средство пополнения семейного бюджета. Мы узнали, что умельцы издавна славились резьбой, росписью по дереву, вязанием, валянием валенок.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.
Глава 3. Мастера – умельцы.
Семья Обуховых
В нашем селе с недавних пор живет семья-умельцев Обуховых. История этой семьи уходит корнями в далекий 20 век. Прадеды Обухова Алексея Петровича были мастерами на все руки. Но особенно пользовались спросом их валенки – самокатки, за которыми выстраивалась большая очередь. Прадед рано ушел из жизни, не успев передать свое мастерство детям.
Но в тяжелые 1990-е годы заставили семью Обуховых задуматься, как прокормить и обеспечить достаток в семье. Тут Алексей вспомнил, что когда-то гостил у бабушки в старинной избе-усадьбе, где на чердаке видел много старых вещей. Среди которых были колодки для изготовления валенок. Так семья-умельцев возродила прадедушкино ремесло. Сейчас у Обуховых Ларисы Васильевны и Алексея Петровича семейная фирма по изготовлению валенок. Люди не только из с. Июльское, но и из других близлежащих деревень приезжают за теплыми валенками. (Приложение 1)
Шадрина Татьяна Александровна
Татьяна Александровна родилась в с. Июльское здесь же закончила Июльскую среднюю школу. Затем Татьяна училась в профессиональном училище №6 г. Ижевска на мастера народного художественного промысла; имеет следующие специализации: резчик по дереву, художник росписи по дереву, художественная обработка кожи.
После окончания училища Татьяна работала в художественной школе с. Июльское. Затем появилась семья, которая отнимала большую часть времени, заниматься росписью было недосуг. 6 лет назад кто-то из знакомых попросил её расписать на подарок доску. С тех пор Татьяна занимается любимым ремеслом. Её работы можно встретить на ярмарках с. Июльское и г. Ижевска [11]. (Приложение 2)
Чернышева Наталья Валерьевна
Наталья Валерьевна родилась в с. Селты, но школу закончила в с. Июльское. Вышла замуж за местного парня, родила двух сыновей. Сыновья подросли – у Натальи появилось много свободного времени. Она стала посещать студию «Леда» для взрослых, под руководством Ломаевой Натальи Леонидовны. Там Наталья познакомилась с техникой валяния. Это занятие её очень увлекло. Она стала искать новые техники рукоделия в интернете, стала посещать мастер-классы в г. Ижевске. Сейчас Наталья Валерьевна сама проводит мастер-классы в г. Ижевске. Свои изделия она реализует через свой собственный интернет-магазин на сайте «Ярмарка мастеров». Также Наталья является участником ярмарок в г. Москве, Ижевске, в Кировской области, Татарстане. В 2016 году Наталья стала победителем в конкурсе среди мастеров народных промыслов в рамках VIII межрегионального фестиваля «Вятский лапоть»
[12, 13] . (Приложение 3)
Мельников Владимир Савельевич
Владимир Савельевич родился и вырос в с. Июльское в обычной сельской семье. В школе он увлекался рисованием, но особого значения своему увлечению не придавал. Став взрослым, он не прекращал рисовать, увлекся выпиливанием из дерева, украшая своё жилище. Свои поделки Владимир Савельевич дарит знакомым, родным. Иногда вырезает изделия на заказ. Своё умение Владимир передаёт пасынку Александру. (Приложение 4)
Иванова Лидия Юрьевна
Лидия Юрьевна родилась в д. Игра. Когда приехала в Июльское, устроилась на ферму дояркой и до сих пор там работает. Вязанию ее научила мама. Когда она была маленькая, то часто любила смотреть, как мама вяжет, и решила тоже этому научиться. Ее работы, к сожалению, нигде нельзя увидеть, так как она в основном - что вяжет, то и дарит друзьям, и только некоторым людям она продала свои шали. Свой опыт она передала своей дочери Валентине и мне внучке Кристине, которая делает еще первые шаги в вязании. (Приложение 5)
Заключение.
Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав с мастерами –умельцами, я пришла к выводу: в 21 веке ремесло наших предков востребовано, и у мастера есть свои ученики, которым он передает свои умения, секреты мастерства.
В ходе исследования я получила следующие результаты:
- узнала историю становления мастеров – умельцев
- выяснила, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.
- мастера - умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняет их для потомков.
- односельчане уважительно относятся к мастеру - умельцу, обращаются к ним за помощью.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научилась искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях, уроках. Считаю, что моё выступление будет интересным и для родителей.
А чтобы знания и умения мастеров не затерялись во времени, им нужны ученики-продолжатели их ремесла. Сколько и так уже потеряно, стёрто из памяти, закрыто маленьких кустарных мастерских и забыто. Забыть да закрыть недолго, а ты вот попробуй, сохрани старинное ремесло, научи ему молодых.
В нашем селе и мастера есть, и желание у них научить делу своему тоже есть. Не упустить бы время, из рук в руки принять бы старое, но пока ещё не забытое ремесло. Чтобы и дальше жило оно рядом с нами.
В своей работе я познакомилась с мастерами нашего села и их творчеством. И пришла к выводу: мы становимся человечнее, добрее, потому что в народном искусстве слились воедино нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота. И вся эта красота – это опыт мудрого, трудолюбивого народа.
Я думаю, что в 21 веке на сегодняшний день каждый гражданин России, который считает себя представителем нашего великого государства, должен знать историю своего родного края, села и своего народа. Гражданин любого государства должен осмыслить свою вековую историю «Где родились наши предки? Это значит, что история родной земли, народа и своя история не хуже других.»
Список литературы
1. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь
2. Воткинский район - 85 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО "Рад",2011.- 232с
3. Воткинский район -90 лет. Юбилейное изд. Ижевск: ООО "МедЭкспоФорум",2016. 240с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва: «Русский язык», 1999 год
5. Куляшов П. Ф «Шалые люди» Роман; повести – Ижевск: Удмуртия, 1989-480с.
6. Материалы школьной музейной комнаты.
7. Из личных архивов жителей села Тенсиной Нины Фёдоровны - 86 лет, Гусевой Таисьи Петровны - 66 лет, Калининой Раисы Филиповны- 66 лет
Электронные источники:
8.Сайт посвящается Юбилею Воткинского района
http://iulka01.blogspot.ru/p/blog-page_19.html
9. Июльское (Воткинский район)- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
10.Сайт Николая Лапина -Воткинские окрестности http://nickolay-lap.narod.ru/index/0-24
11. Страница Шадриной Т.А. https://vk.com/shadrina1976
12. Страница Чернышевой Н.В. https://vk.com/id176416188
13.Страница Чернышевой Н.В. https://vk.com/teplohandmade
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Осенняя паутина
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Как Дед Мороз сделал себе помощников