Актуальность исследовательской работы состоит в том, что опыт комсомола незаслуженно забыт и в современной жизни практически не используется. Молодое поколение российских граждан – все еще мало включено в процессы политической социализации. Поэтому вопросы социализации и воспитания нового гражданина, стоят остро перед обществом и государством.
Забвение положительного исторического опыта создает почву для отчуждения молодого человека от прошлого своей страны. Встает естественный вопрос: пригоден ли опыт комсомола действующим ныне молодежным организациям? Ответ может быть только однозначным: да, опыт полезен и может быть использован.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 1 МБ |
plan_issledovaniya.docx | 17.19 КБ |
komsomol.pptx | 2.41 МБ |
prilozhenie.docx | 28.58 КБ |
prilozhenie_2.docx | 91.62 КБ |
prilozhenie_3.docx | 266.25 КБ |
prilozhenie_4.docx | 15.08 КБ |
«Комсомол-возродить или забыть?»
Киктенко Константин Геннадьевич
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Cредняя образовательная школа №30 с углубленным изучением предметов образовательной области «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», 10 А класс
План исследования
Проблема: Молодое поколение российских граждан – все еще мало включено в процессы политической социализации.
Гипотеза исследования: Забвение положительного исторического опыта создает почву для отчуждения молодого человека от прошлого своей страны. Встает естественный вопрос: пригоден ли опыт комсомола действующим ныне молодежным организациям? Ответ может быть только однозначным: да, опыт полезен и может быть использован. Если мне удастся продвинуть свою инициативу и создать в ХМАО молодёжные организации, то я смогу значительно улучшить положение нашего округа на многих направлениях. Улучшить экологическую, социальную, экономическую политику нашего округа, на взаимовыгодной основе, как для государства, так и для молодёжи ХМАО.
Цель работы: Исследовать опыт комсомола и изучить возможность принятия закона в Думе ХМАО Югры о создании региональной системы молодёжных организаций, поддерживаемых правительством округа.
Задачи работы:
1) Изучить историю комсомола в СССР, определить его значение в судьбе страны;
2) Встретиться с членами ВЛКСМ г. Нижневартовска и провести опрос о деятельности комсомольцев нашего города;
3) Исследовать вопрос о необходимости возрождения молодежных организаций среди людей разных поколений;
4) Разработать законотворческую инициативу о создании молодежных организаций и подать её через Молодёжный Парламент ХМАО Югры в Окружную думу.
Объект исследования-ВЛКСМ, его роль в истории страны. Предмет исследования-положительный опыт ВЛКСМ, который можно использовать в современной России.
Для выполнения исследования мне помогли следующие методы: анкетирование, интервьюирование, анализ источников, метод фото фиксации и систематизации, наблюдение и опрос.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (сентябрь-ноябрь 2014)
Первый этап: практический (декабрь –январь 2014-2015гг)
Второй этап: итогово – аналитический (февраль-март 2015 г.)
Библиография и интернет ресурсы:
Новизна исследовательской работы подтверждается тем, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо. В основном преобладают источники времен СССР, которые достаточно идеологизированный характер. Определенный импульс к повышению интереса к истории ВЛКСМ дала подготовка к 90-летию и 95-летию комсомола. На местах вышло значительное число брошюр, рассказывающих об истории комсомольских организаций города, области, края, воспоминания ветеранов о времени и о себе. Но книги о комсомоле научно-исследовательского характера — редкость. Среди изученных можно отметить:
Ильинский И. М. Мой Комсомол (Избранные статьи и очерки). М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. Книга посвящена важным проблемам становления молодежного движения, ярким страницам истории комсомола,
Навечно в памяти народной. Памятники комсомолу и комсомольцам. 95-летию со дня образования ВЛКСМ посвящается: в 2 т. М.: Зарница, 2013. На страницах книги представлено свыше 600 памятников молодым воинам-комсомольцам, прославившимся на фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах и в подполье.
Подчеркнем, что нельзя полностью игнорировать работы, написанные в советское время. Это, прежде всего, относится к фундаментальному труду «Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ» (М.: Молодая гвардия, 1974; 1978). В книге 590 страниц, выходила она тиражом 100 тыс. экземпляров. Авторский коллектив отличался высоким профессионализмом; в него вошли ведущие специалисты по истории ВЛКСМ. По источниковой базе и охвату тематики «История» 70-х гг. остается на данный момент непревзойденной. Среди ресурсов интернет следует отметить http://www.zpu-journal.ru/ , где опубликованы статьи Ручкина Бориса Александровича, директора Центра исторических исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, посвященные комсомолу.
Слайд 1
Комсомол-возродить или забыть?Слайд 2
Цель работы: Исследовать опыт комсомола и изучить возможность принятия закона в Думе ХМАО Югры о создании региональной системы молодёжных организаций, поддерживаемых правительством округа. Задачи 1 ) Изучить историю комсомола в СССР, определить его значение в судьбе страны; 2) Встретиться с членами ВЛКСМ г. Нижневартовска и провести опрос о деятельности комсомольцев нашего города; 3) Исследовать вопрос о необходимости возрождения молодежных организаций среди людей разных поколений; 4) Разработать законотворческую инициативу о создании молодежных организаций и подать её через Молодёжный Парламент ХМАО Югры в Окружную думу. Объек т исследования-ВЛКСМ, его роль в истории страны. Предмет исследования-положительный опыт ВЛКСМ, который можно использовать в современной России .
Слайд 3
От Октября до рубежей войны История ВЛКСМ
Слайд 4
Великая Отечественная Война
Слайд 5
В восстановлении народного хозяйства
Слайд 6
Комсомольские победы
Слайд 7
Развал Союза
Слайд 8
Анкета 1) Знаете ли вы что такое комсомол? 2) Есть ли в современной России молодёжные организации, заменившие комсомол? 3) Необходимо ли возродить комсомол? Если да, то с какими изменениями? 4) Хорошо ли сегодня организована работа с молодёжью и координированием их деятельности? 5) Знаете ли вы, что в большинстве ударных строек СССР, создании новых городов и предприятий, одни из самых ответственных участков работ были доверены ВЛКСМ? 6) Если бы сейчас функционировал комсомол, вступили бы? (если да, то почему, если нет, то почему)
Слайд 9
Комментарий к диаграмме (вопрос №1) Как видно, на этой диаграмме показано, что исключительное большинство (более 76%) знают, что такое ВЛКСМ. Это поясняется тем, что у большинства опрошенных родители и родственники состояли в данной структуре.
Слайд 10
Комментарий к диаграмме (вопрос №2) Из этой диаграммы следует, что большинство (свыше 61%) утверждают, что сегодня есть современные молодёжные организации заменившие комсомол. Однако, хотелось бы дополнить содержание данной диаграммы пояснением. Говоря о замене, было оговорено количественное, а не качественное замещение. Большинство респондентов уверены, что несмотря на замену ВЛКСМ, сегодняшние организации локальны. Они не проводят работу на государственном, централизованном масштабе.
Слайд 11
Комментарий к диаграмме (вопрос №3) Исходя из этой диаграммы, молодёжь считает (73% опрошенных), что возрождение комсомола не нужно, т.к. своё время это организация отжила, прошлое на настоящее не клеится . Аргументируя это тем, что ВЛКСМ в первозданном виде – это тотально идеологизированная структура, в которой распространены доносы, запрет на вероисповедание, а также подчинённость КПСС.
Слайд 12
Комментарий к диаграмме (вопрос №4) Из этой диаграммы мы видим, что более половины респондентов (55%) считают, что работа с молодёжью организованна не на самом высоком уровне. Уточняя, хотелось бы отметить комментарии опрошенных. Из которых, следует, что работа идёт поверхностно, чаще всего массово, а не в индивидуальном подходе как в СССР. Также, не устраивают и формы и методы работы. Отмечается, что молодёжь очень недовольна, когда её собирают на принудительной основе в актовых залах школ, ВУЗов и СУЗов , для демонстрации той или иной акции. Молодёжь просит завлекать, привлекать, а не заставлять приходить.
Слайд 13
Комментарий к диаграмме (вопрос №5) Если в терминологии и значении слов пионер, октябрёнок и комсомолец, молодёжь может ошибиться, а потому и не совпадают 1 и 5 диаграммы, то о подвигах ВЛКСМ могут либо знать, либо не знать. В нашем случае, более 83% респондентов знают про великие результаты комсомольских строек, про многократное перевыполнение плана и т.д.
Слайд 14
45% опрошенных уверенно заявили о своём желании вступить в ряды ВЛКСМ, функционируй она сейчас. Из аргументов, почему они вступили бы в организацию интересными мне показались следующие: «Зная историю, за бортом оказаться мне не хотелось бы» и «мама говорила, что кто не вступал, был неудачником, поэтому, наверное, вступила бы»
Слайд 15
Встреча с членами ВЛКСМ
Слайд 20
Куда уходит молодёжь?
Слайд 21
Мои предложения: Изменение названий бывших организаций, с октябрёнка, пионера и комсомольца на те, которые соответствуют современной России. Полное отсутствие наличия внутренней идеологии. Единственная идеология, которая может быть допустимой: служение отечеству и её народу, исполнение конституционных обязанностей гражданина. Разработка новых видов знаков отличия и наград организации. Открытость деятельности организации. Подотчётность об использованных средствах, выделенных государством. Никаких форм вражды меж остальными молодёжными организациями не допускать. Отсутствие доносов и советов по обсуждению личностей организации. Строгое исполнение действующих кодексов и конституции РФ.
Слайд 22
Литература и ресурсы Ильинский И. М. Мой Комсомол (Избранные статьи и очерки). М.: Изд-во Моск . гуманит . ун-та, 2008. Навечно в памяти народной. Памятники комсомолу и комсомольцам. 95-летию со дня образования ВЛКСМ посвящается: в 2 т. М.: Зарница, 2013. «Славный путь Ленинского комсомола. История ВЛКСМ» (М.: Молодая гвардия, 1974; 1978). Ручкин Б. А., Мухамеджанов М. М. Уроки комсомола. К 90-летию создания ВЛКСМ. М.: Изд-во МосГУ , 2008. 30 с. Ручкин Б. А., Мухамеджанов М. М. Непознанное наследие комсомола // Знание. Понимание. Умение». 2008. № 3. С. 104–115. Использованы также материалы сайтов Интернет: http://www.zpu-journal.ru http://liveussr.info http://www.gazeta.ru http://www.otvoyna.ru http://www.nv-varta.ru
Приложение I
Анкета
1) Знаете ли вы что такое комсомол?
2) Есть ли в современной России молодёжные организации, заменившие комсомол?
3) Необходимо ли возродить комсомол? Если да, то с какими изменениями?
4) Хорошо ли сегодня организована работа с молодёжью и координированием их деятельности?
5) Знаете ли вы, что в большинстве ударных строек СССР, создании новых городов и предприятий, одни из самых ответственных участков работ были доверены ВЛКСМ?
6) Если бы сейчас функционировал комсомол, вступили бы? (если да, то почему, если нет, то почему)
Результаты анкетирования
Всего опрошено 60 человек через соц.сеть
Приложение II
Результаты анкетирования
Комментарий к диаграмме (вопрос №1) Как видно, на этой диаграмме показано, что исключительное большинство (более 76%) знают, что такое ВЛКСМ. Это поясняется тем, что у большинства опрошенных родители и родственники состояли в данной структуре.
Комментарий к диаграмме (вопрос №2) Из этой диаграммы следует, что большинство (свыше 61%) утверждают, что сегодня есть современные молодёжные организации заменившие комсомол. Однако, хотелось бы дополнить содержание данной диаграммы пояснением. Говоря о замене, было оговорено количественное, а не качественное замещение. Большинство респондентов уверены, что несмотря на замену ВЛКСМ, сегодняшние организации локальны. Они не проводят работу на государственном, централизованном масштабе.
Комментарий к диаграмме (вопрос №3) Исходя из этой диаграммы, молодёжь считает (73% опрошенных), что возрождение комсомола не нужно, т.к. своё время это организация отжила, прошлое на настоящее не клеиться. Аргументируя это тем, что ВЛКСМ в первозданном виде – это тотально идеологизированная структура, в которой распространены доносы, запрет на вероисповедание, а также подчинённость КПСС.
Комментарий к диаграмме (вопрос №4) Из этой диаграммы мы видим, что более половины респондентов (55%) считают, что работа с молодёжью организованна не на самом высоком уровне. Уточняя, хотелось бы отметить комментарии опрошенных. Из которых, следует, что работа идёт поверхностно, чаще всего массово, а не в индивидуальном подходе как в СССР. Также, не устраивают и формы и методы работы. Отмечается, что молодёжь очень недовольна, когда её собирают на принудительной основе в актовых залах школ, ВУЗов и СУЗов, для демонстрации той или иной акции. Молодёжь просит завлекать, привлекать, а не заставлять приходить.
Комментарий к диаграмме (вопрос №5) Если в терминологии и значении слов пионер, октябрёнок и комсомолец, молодёжь может ошибиться, а потому и не совпадают 1 и 5 диаграммы, то о подвигах ВЛКСМ могут либо знать, либо не знать. В нашем случае, более 83% респондентов знают про великие результаты комсомольских строек, про многократное перевыполнение плана и т.д.
45% опрошенных уверенно заявили о своём желании вступить в ряды ВЛКСМ, функционируй она сейчас. Из аргументов, почему они вступили бы в организацию интересными мне показались следующие: «Зная историю, за бортом оказаться мне не хотелось бы» и «мама говорила, что кто не вступал, был неудачником, поэтому, наверное, вступила бы»
Приложение III
Встреча с ветеранами комсомола
Приложение IV
Мои предложения
Задачи обновлённой молодёжной организации:
Ёжикина Радость
Притча о гвоздях
Сказочные цветы за 15 минут
Соленая снежинка
Девчата