Не зря народ оставил нам в наследство
Так много игр, влекущих издали:
Играло человеческое детство –
И улетели
К звездам
Корабли.
Цель работы: рассказать о появлении национальных интеллектуальных игр у калмыков, как средства проведения досуга во время длительных кочевий или долгих зимних вечеров.
Задача: изучить причины появления игр, установить национальную принадлежность игр к истории нашего народа.
Объект исследования – интеллектуальные игры у калмыков.
Вложение | Размер |
---|---|
- Сказал мудрец: - Вся жизнь – головоломка. | 85.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Элистинская многопрофильная гимназия
личностно-ориентированного обучения и воспитания»
Тема
«Интеллектуальные игры
как один из способов проведения досуга у калмыков».
Выступил учащийся 9м класса ЭМГ г. Элисты
Бюрчиев Николай Наранович,
Руководитель - учитель истории,
обществознания и ИКРК
ЭМГ Болдырева Л.Х.,
Элиста 2016
Оглавление
Введение
Глава 1. Калмыки и их быт.
Глава 2. Понятие интеллектуальной игры.
Глава 3. Интеллектуальные игры как средство проведения досуга у калмыков
3.1. Нәәрн шинҗ (головоломка из роговых колец).
3.2. Разнообразие игр.
3.3. Шахматы (шатр).
3.4. Игра в карты.
Глава 4. Триады
Глава 5. Счет и числа у калмыков.
Выводы.
Заключение
Список используемой литературы.
Приложения:
№ 1. Презентация «Интеллектуальные игры как средство проведения досуга у калмыков».
№ 2. Реферат «Интеллектуальные игры как средство проведения досуга у калмыков».
Введение
Не зря народ оставил нам в наследство
Так много игр, влекущих издали:
Играло человеческое детство –
И улетели
К звездам
Корабли.
Цель работы: рассказать о появлении национальных интеллектуальных игр у калмыков, как средства проведения досуга во время длительных кочевий или долгих зимних вечеров.
Задача: изучить причины появления игр, установить национальную принадлежность игр к истории нашего народа.
Объект исследования – интеллектуальные игры у калмыков.
Глава 1. Калмыки и их быт.
Слово «калмыки» происходит из тюркского языка. Буквально оно означает: «остаток». В российских официальных документах это слово появилось с конца XVI века. С конца XVIII века им стали пользоваться сами калмыки. Процесс вхождения калмыков в Россию был завершен в 1657 году. Говорят на калмыцком языке монгольской группы алтайской семьи.
Калмыки (хальмг) - монгольский народ ойратской группы, живущий в Республике Калмыкия - субъекте Российской Федерации и Синьцзян - Уйгурском автономном районе - субъекте КНР. Говорят на калмыцком и русском языках. Численность современных калмыков в России — 183 372 человек, также небольшие диаспоры за границей. Раса – монголоидная. Группа народов – монголы. Подгруппа – западные монголы. Русские путешественники отмечали необыкновенную остроту слуха и зрения калмыков, их выносливость и прекрасную приспособленность к суровым природно-климатическим условиям с жарким засушливым летом и холодной малоснежной зимой.
Быт калмыков. До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер.
Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа).
Мужской одеждой калмыков была рубаха с длинными вшивными рукавами и круглым вырезом ворота (она имела белый цвет) и синие или полосатые штаны. Мужским головным убором была меховая шапка типа папахи или барашковая ушанка. Из украшений мужчины носили серьгу в левом ухе, кольцо и браслет-амулет.
Женская одежда была более разнообразна. Она состояла из белой длинной рубахи с открытым воротом и разрезом спереди до талии и синих штанов. Девичьим головным убором была шапочка камча: женский головной убор напоминал берет с широким твёрдым обручем внизу. Женской обувью были кожаные сапоги. Многочисленны были женские украшения — серьги, заколки, шпильки и т. д. из золота, серебра, кости, драгоценных и полудрагоценных камней.
Основа питания - мясо и молоко. Мясные блюда: бульон с мясом, приправленный сырым репчатым луком, пельмени (береги); мелко нарезанные внутренности барана (дотур). Молочные продукты - сыр, творог, сметана, масло.
Повседневный напиток - чай (джомба) с молоком, маслом, солью и специями, из которых особенно ценился мускатный орех. Мучные изделия - пресные лепёшки, сваренные в бараньем жиру кусочки теста (борцоги).
Летосчисление у калмыков, как и у большинства народов Восточной и Центральной Азии, вплоть до начала XX века велось по лунно-солнечному календарю.
Впервые среди монголоязычных народов, в том числе ойратов, календарь этот был введён в XIII веке монгольским ханом Хубилаем.
Калмыки - единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм.
Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка. Основные жанры фольклора: протяжные песни, благопожелания, изречения, сказки, пословицы, поговорки, героический эпос "Джангар", исполняемый сказителями-джангарчи.
В 1920 году была образована Калмыцкая АО, в 1935 преобразована в Калмыцкую АССР. В 1943 году калмыки подверглись насильственной депортации в районы Сибири, Средней Азии, Казахстана, Алтая, продлившейся более 13 лет. Её следствие - гибель более 1/3 части народа, утрата многих элементов и черт материальной и духовной культуры.
В 1957-58гг. автономия была восстановлена, значительная часть калмыков возвратилась на прежние места проживания. В 1990 году Калмыцкая АССР объявила о своём суверенитете. С 1992 она называлась Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, с 1994 - Республика Калмыкия.
Глава 2. Понятие интеллектуальной игры.
Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды. Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума и подразумевает разновидности вопросов для получения более верных ответов:
1. Вопросы на сообразительность. Позволяют создать интригу, приковывают внимание.
1.1. «Ответ в вопросе». Вопрос на сообразительность, где ответ содержится в самом вопросе. Тренируется чутье игроков верного ответа.
1.2. «Вопросы — шутки». Они не предназначены для подшучивания над игроком. Вопросы остроумные, в них скрывается сущность.
1.3. «Оригинально о банальном». Вопросы на сообразительность. Ответ прост и очевиден.
1.4. «Вопрос — подсказка». Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.
2. Вопросы типа «неизвестное об известном». В вопросах дается удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах.
3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление. Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.
4. Вопросы «на удачу». Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонны.
5. Вопросы «на приближение». Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.
Условно допустимые для интеллектуальных игр вопросы и задания
В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.
1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).
Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.
2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой».
Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.
3. Перечисление.
Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.
4. Вопросы-лекции.
Вопросы требуют развернутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.
Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий
1. Вопросы-розыгрыши. Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство унижения.
2. Неэтичные вопросы.
Глава 3.
Интеллектуальные игры как средство проведения досуга у калмыков.
- Сказал мудрец:
- Вся жизнь – головоломка.
И знаньями кичись иль не кичись,
Но ты, мой друг,
В «соображенье тонком»
Как следует, сначала разберись.
В загадке всякой
Главное есть что – то.
Ты суть его открой, в конце концов,
Чтоб 144 оборота
Не тратить вновь на каждое кольцо.
Чтоб не вертеться около и рядом,
Когда к решенью выбираешь путь –
Учись пронзать
Умом своим и взглядом
Любых вещей таинственную суть.
С давних пор среди калмыков бытовали остроумные различные игры – головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность. Особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «двенадцати роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «восемь роговых колец».
Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.
Только тот, кто ее придумал, был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером – умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенное в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал сложные различные калмыцкие узлы, петли и сплетения петель.
Калмыки разводят четыре вида животных. Если четыре увеличить вдвое, то получится восемь.
В году 12 месяцев. Значит, надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оплетки. Чтобы освободить от узла одно кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет несколько дней ломать голову, как освободить от узлов все 12 колец.
Суть головоломки заключалась именно в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку « 12 роговых колец» и назвал ее «мудрым решением» или «тонким соображением». И вскоре игра обрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки. Так высоко ценили калмыки эту игру – головоломку, игру «тонкого соображения».
Игр у калмыков было много и самых разных, но особое значение придавалось играм, помогавшим выработать умение завязать и развязать узел.
Узел – метод для соединения и защиты линейного материала, типа веревки при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков веревки, струны, тесьмы, бечевки, ремня и других деталей, сплетенных в цепь так, что они соединены между собой. Узлы интересны их древними значениями, практическим применением и математическими включениями в теорию узла. Особенно популярной была игра «Утиный узел». По жребию определяли участника, которому продевали через рукава одежды сдвоенную веревку, петлю которой выводят на грудь. В эту петлю вдевали один из концов веревки и крепко завязывали. Другой конец веревки привязывали к колесу телеги или к решетке кибитки. Задача привязанного, таким образом, состояла в том, чтобы освободиться, не перерезая веревки и не обрывая ее. Не каждый это сумеет сделать: нужна смекалка и терпение.
Калмыки в промежутках между кочевками находили время для развлечения и коротания времени за разнообразными играми. Молодежь и дети играли в подвижные игры. Взрослые свой досуг проводили иначе: играли в шахматы и в карты.
Шахматы – это старинная игра. Ее придумали в давние времена в далекой стране Индии. Индийский царь, познакомившись с шахматами, был восхищен обилием красивых комбинаций.
Также широко распространенными видами спорта были у калмыков игры в шашки (дева) и в карты. У П.С. Палласа мы находим такое замечание:
«Зимою шахматы и карты составляют обычное времяпровождение мужчин, вынужденных в то время оставаться праздными. Многие из них весьма искусны».
Бергман, посетивший в 1802-1803гг. калмыцкие кочевья и оставивший ценную запись фольклорных произведений, отметил, что в шахматы «ас только знать духовенство, но и простые калмыки играют с большой легкостью…» весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле Ияч на подводах подстелив под собой кошму, а зимой – в кибитке.
Хотя калмыки, не имели ни какого представления о теории игры, но среди них встречались сильные игроки. В 1862 г. вышли воспоминания известного русского шахматиста того времени А.Д. Петрова, в котором он сообщает: «В 1821г. у Федора Васильевича Самарина я имел честь познакомиться с генералом Иваном Федоровичем Паскевичем. Он был свидетелем игры моей с калмыцким князем. В жизнь мою мне не случалось встречать более сильного игрока».
У калмыков бытовали отличные от европейских названия фигур. Король обозначается термином «хан». Ферзь называется «бэрсн», по-видимому, это измененное тюркское слово «фарзин» или «иерзи». Вместо наименования «слон» калмыки применяли термин «верблюд». Ладье калмыки присвоили название «тергн» (телега, повозка). Можно предполагать, что индийское название ладьи - «ратх» (колесница) – у калмыков передано термином «тергн». В отличие от других, монгольские народы, в том числе калмыки, присвоили пешке название «көвүн»(мальчик). Доска у калмыков носила название «бетке», рокировка в игре не применялась. Термин «шах» обозначался словом «шалха» - подразнить, испытать, парализовать, хотя у калмыков существовало правило, согласно которому при наличии одного «хана» (без других фигур) игра продолжалась. (ПоУ.Э.Эрдниеву)
Традиционно калмыки выделывали доску для шахмат из тесненной кожи, а фигурки хранили в кожаном мешке. Ножки деревянной шахматной доски, расположенные по диагонали ее плоскости, стилизованы в форме дракона (лу), символизирующего силу и мощь. Верхняя плоскость доски по периметру ограничена орнаментом - джунгарин зег (джунгарский).
В настоящее время калмыцкие шахматы называются «шатр». Они отличаются правилами игры и своеобразием фигур. Так, в роли пешки в шатре выступают овца («көвүн»), а классические слоны заменены на верблюдов («темән»). Ладья заменена на подводу («тергн»), которую символизирует фигура быка. Говорят, калмыки уверены, что именно в «шатр» лучшие из них, когда придет срок, сыграют с самим Буддой. Ведь именно калмыкам предназначено, первыми на Нижней Волге встретить «Будду Грядущего», который придет за «последними днями»
Однажды два небожителя спустились на землю и сели играть в шахматы посреди бескрайней степи. К ним подошел молоденький паренек, пасший овец, и стал следить за ходом игры. Когда партия закончилась и боги исчезли, чабан увидел, что одежда на нем истлела, герлыга его рассыпалась от времени, а сам он превратился в дряхлого старика.
Люди говорят: шахматы придумали боги.
Где – то в самом центре калмыцких степей, на возвышенности, в истоках реки Маныч, на высоком кургане стоят каменные изваяния шахматных фигур. В натуральную величину там изображены люди (короли, ферзи, пешки), верблюды (слоны), лошади (кони), и телеги (ладьи). Причем, фигуры застыли на кургане в положении «шах королю конем».
В былые годы калмыки играли в шахматы на домашний скот. Так, один старик проиграл своему более сильному партнеру лошадь и верблюда. В решающей позиции на доске возникло сложное положение. Один неверный ход – и противник уведет со двора, по уговору играющих, последнюю овцу. Старик растерялся, не видя выхода из создавшегося положения. Рядом стояла его молодая сноха. Вдруг она направилась к выходу из кибитки и, как бы обращаясь к самой себе, сказала: «Какая грязь в степи! Увязнут мальчики, как их выручить? Надо разбить телеги, навьючить мальчиков на верблюда, и они будут спасены». Старик понял подсказку и быстро нашел путь к победе.
Пояснение: Белые по жертвовали обе ладьи (по – калмыцки «тергн», т.е. телега, поставили слона («темән», т.е. верблюда) в засаду за пешкой («көвүн», т. е. мальчиком) и объявили черным мат вскрытым шахом.
Логические игры на шахматной доске.
Здесь главный интерес представляет не игровой процесс, а нахождение четкого алгоритма, гарантирующего победу или ничью. Понятно, что если алгоритм найден, то игра уже теряет творческий характер.
На доске 16 х 8 передвигаются фигуры в форме круга, треугольника и прямоугольника. На них написаны числа, комбинации которых и определяют ход. Игра требовала слишком сложных расчетов.
Шахматы – бесспорный лидер среди интеллектуальных и настольных игр, они представляют собой одновременно и спорт, и науку, и искусство. Но не забывайте научиться играть в древнюю игру под названием «шах – мат». Это королевство не найти ни на одной географической карте, но оно стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет.
Воины, не ведая страха, беспрестанно сражаются, королевство процветает, становится все богаче. Эта игра расширяет познание и дает пищу для воображения. Научившись играть в шахматы, мы приобретаем друзей на всю жизнь.
Игра в карты, по мнению И.Житецкого, калмыками заимствована у русских, так как названия мастей изменены только фонетически. Нигде больше, как при игре в карты, не отмечается у калмыков такого возбуждения. Играют калмыки со страшным увлечением. В настоящее время калмыки сохранили названия мастей и карт: «Крести» - «Сартг», «Пики» - «Иштк», Черви» - «Кезл», «Буби» - «Буумн», «Туз» - «Тус», а цифровые обозначения - «десятка» - «арвн», «девятка»- «йисн», и т.д..
Игра в карты для большинства населения была простым времяпровождением и забавой.
Острый ум, исключительная находчивость, природная одаренность и знание жизни обнаруживается у выходцев из простого народа в сказке «Семьдесят две небылицы» («Далн хойр худл») и «Кемялген» («Яс кемәлһн»).
По существу, это диалог, который ведется вокруг 25 (последнего) позвонка барана, якобы случайно попавшего в руки беседующих. Этот позвонок имеет 12 изгибов и выступов, аллегорическое значение каждого из которых объясняется поэтически. Каждый должен был перечислить 12 признаков мудрости этого позвонка. Эта баранья кость, расположенная за 24 позвонком, перед конечной костью, именуемой копчиком, имеет 99 особенностей, 9 отростков, или вершин, и называется крепостью Эрдени.
Любой калмык хорошо знал даже мельчайшие детали этой кости, так как все они служили своеобразным мнемотехническим средством. Обычно калмыки заучивали кемялген с детства со слов своих родителей: дети задавали друг другу вопросы и отвечали на них. Это своеобразный экзамен на знание истории своего народа, его обычаев и традиций, проверка остроумия, сообразительности, находчивости человека – качеств высоко ценившихся в народе. Отличное исполнение кемялген рассматривалось не только как блестящая защита собственного достоинства, но и как поддержка чести семьи, рода и даже аймака, улуса.
Важнейшим элементом калмыцкого исторического кода являются числа.
Познакомив ребенка с числами 1,2,3, мы уже учим, его составлять задачи, прямую и обратную. Вместо одной простой задачи решать сразу «триаду взаимосвязанных задач» с одним и тем же набором чисел:
3 + 2 = 5 5 – 2 = 3 5 – 3 = 2
Подобно взаимообратной задаче «триада…» подводит к такому понятию, как логический импринтинг. Триады задач образуют циклическую полноту знаний, целостность, обеспечивающую прочность запоминания.
Также интересны числовые загадки, которые требуют сообразительности. Числовые загадки выделяются, прежде всего, своим построением, последовательно обозначая числа первого десятка.
Один. Предмет, виденный раз, известен.
Два. Предмет, который держат двумя руками, не упустят.
Три. Стреноженная ногами лошадь никуда не уйдет и т.д.
На досуге калмыки проводили словесные состязания триад. Особой интересной формой были. Загадка-триада построена на общности трех предметов, так же, как и числовые, выражается в повествовательной или вопросительной форме:
Три из того, что бело.
Белы зубы того, кто на свете живет,
Белы пряди того, кто поник от забот,
Белы кости того, кто из жизни ушел.
Какие три вещи в мире всегда красны?
Красен степной тюльпан,
У заходящего солнца основание красно,
Красна наша кровь.
Калмыцкая «библия» - героический эпос «Джангр» перегружена самыми разнообразными числовыми символами, исчислениями, цифровыми символами, склонны видеть в этом тексте «эзотерической математики» зашифрованное пособие по древней магии. Числовое измерение «калмыцкого кода» наложило существенный отпечаток на ойратское воспитание и образ мышления.
Калмыки – прирожденные животноводы. Выращивая скот четырех видов, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов, и назначение каждой кости.
Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: 8 опорных, 2 лопаток, 26 спинных и 6 шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Особые приметы лопатки должны были знать все.
Тому, кто не мог, блеснув интеллектом, рассказать об особых приметах лопатки, давалось задание. Сначала на гребне (вершине) лопатки сверлят одно отверстие, а на краю ладони лопатки просверливают 3 отверстия. Через все отверстия продевают суровую нитку, один конец которой намертво завязывают в петлю, а за другой конец держат. Допустившему оплошность с приметами, предлагают освободить лопатку от суровой нитки. Решение этой нелегкой задачи, требующей смекалки и расчета, считается у калмыков большим искусством.
Среди калмыков немало хороших математиков, «числовое сознание» и склонность к логическому мышлению заметны среди потомков ойратов. Видимо, здесь, в этом своеобразном «ойратском пифагорействе», следует искать причины популярности шахматной игры у калмыков.
Сангаджиев Яков Хараевич, выпускник Яшкульской средней школы. В родной школе проработал много лет учителем физики и математики. Шахматы, у Якова Хараевича, имеют свои названия: пешки - «волки», король - «лев», ферзь – «медведь», ладья – «верблюд», слон – «слон», конь – «конь».
Заключение
Игра как развлечение - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие.
Игра как средство проведения досуга - одно из самых полезных занятий, поскольку обеспечивает здоровье, долголетие; помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми; снимает психические перегрузки; учит отдыхать и веселиться; обеспечивает радостное самочувствие и т.п. Возрождение игровых традиций - своеобразное возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути, связанное с воспитанием нового поколения, передача игровых традиций «по наследству». Народная игровая культура складывалась в ходе многовековой исторической практики в чрезвычайно разнообразных естественно - географических условиях, отражала все стороны народной жизни из глубокой древности до сегодняшнего дня, отвечала насущным потребностям людей в плане досуга.
В игре практиковались природная смекалка, находчивость, скорость мышления, ориентирование в ситуации, приближенной к реальной жизни, когда надо было принять быстрое и верное решение.
Главным содержанием игр многих народов России являлась хозяйственная деятельность, преображенная фантазией человека, его воображением.
Подводя итог, следует сказать, что игра - единственная деятельность, которая выводит человека за рамки его быта, расширяя горизонты его возможностей, превращающиеся в талант, и прогрессивному развитию интеллекта.
Список используемой литературы.
1. Калмыцкий эпос «Джангр». Элиста. – ККИ.1979г
2. «Занимательные игры и развлечения». Е. Гик - М.,2001г
3. «Золотой родник» К. Эрендженов. Элиста. – ККИ.1980г.
4. «Карточные игры у калмыков». Б. Шантаев Э., 2001г.
5. Калмыцкий перекидной календарь. Элиста. – ККИ.1998г.
6. «Ойраты и калмыки» В. Бембеев Элиста. 2007г.
7. «Родники народной мудрости» Б. Оконов. Элиста. – ККИ.1997г.
8. Монография «Семь звезд». Д. Басаев. Элиста. – ККИ. 2004г.
9. «Тайны калмыцкого кода». - «Независимая газета» - М. 2014г.
10. Журнал «Байр». Элиста.1998г.
11. Газета «Хальмг Үнн». Элиста. 2012г.
Ребята и утята
Ласточка
Золотой циркуль
Снег своими руками
Тупое - острое